Научная статья на тему 'Формирование профессиональной иноязычной культуры как необходимое условие становления компетентного специалиста в сфере машиностроения'

Формирование профессиональной иноязычной культуры как необходимое условие становления компетентного специалиста в сфере машиностроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE CULTURE / MULTIMEDIA EDUCATIONAL COMPLEX / PROFESSION-ORIENTED LEARNING / PEDAGOGIC TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкадорова Е. С.

В статье представлены структура и содержание профессиональной иноязычной культуры студентов, педагогической технологии реализации мультимедийного учебно-методического комплекса. Рассмотрена опытноэкспериментальная работа исследования. Выявлены перспективные направления исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быкадорова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE CULTURE AS THE NECESSARY CONDITION FOR COMPETENT SPECIALIST MAKING IN MECHANICAL ENGINEERING

In the article, the content and the structure of professional foreign language culture and pedagogical technology of multimedia educational complex realization for mechanical engineers are considered. The experiment of research is shown. The perspectives of work are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной иноязычной культуры как необходимое условие становления компетентного специалиста в сфере машиностроения»

Bibliography

1. Bezopasnostj socialjnoyj sferih v usloviyakh sovremennoyj polikuljturnoyj Rossii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt.konf s Mezhd. uchastiem.

- Chelyabinsk, 2012.

2. Vasiljkova, N.A. Modelj rabocheyj tetradi studenta po discipline «Metodika professionaljnogo obucheniya» / N.A. Vasiljkova, S.A. Bogatenkov // Vektor nauki Toljyattinskogo gosuniversiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. - 2012. - № 3.

3. Bogatenkov, S.A. Formirovanie informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti v professionaljno-pedagogicheskom obrazovanii // Professionaljnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2012.- № 4.

4. Bogatenkov, S.A. Koncepciya sistemih formirovaniya informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti vihpusknikov uchrezhdeniyj professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya // Mir nauki, kuljturih i obrazovaniya. - 2012. - № 5.

5. Gnatihshina, E.A. Ponyatie informacionnoyj i kommunikacionnoyj kompetentnosti vihpusknika uchrezhdeniya professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya / E.A. Gnatihshina, S.A. Bogatenkov // Vektor nauki Toljyattinskogo gosuniversiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. - 2012.

- № 2.

Статья поступила в редакцию 29.12.12

УДК 378.22

Bykadorova E.S. THE PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE CULTURE AS THE NECESSARY CONDITION FOR COMPETENT SPECIALIST MAKING IN MECHANICAL ENGINEERING. In the article, the content and the structure of professional foreign language culture and pedagogical technology of multimedia educational complex realization for mechanical engineers are considered. The experiment of research is shown. The perspectives of work are presented.

Key words: professional foreign language culture, multimedia educational complex, profession-oriented learning, pedagogic technology.

Е.С. Быкадорова, ст. преп. каф. «Иностранные языки» Сибирского гос. университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: bykadorova_es@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ

В статье представлены структура и содержание профессиональной иноязычной культуры студентов, педагогической технологии реализации мультимедийного учебно-методического комплекса. Рассмотрена опытноэкспериментальная работа исследования. Выявлены перспективные направления исследования.

Ключевые слова: профессиональная иноязычная культура, мультимедийный учебно-методический комплекс, профессионально-ориентированное обучение, педагогическая технология.

В силу интегративных процессов в сфере высшего профессионального образования четко обозначилась гуманитарная направленность профессионально-ориентированного обучения студентов технических вузов.

Профессионально-ориентированное обучение инженерных кадров призвано создать конкурентоспособность на международном уровне и обеспечить отечественный рынок труда специалистами, способными эффективно решать профессиональноориентированные задачи, поставленные перед ними.

В настоящее время при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе все чаще поднимается вопрос о применении средств информатизации образования (Н.И. Клевцова, П.И. Образцов [1], Г.А. Фурсина и др.). Однако, как показал анализ педагогической, психологической и специальной литературы по данной проблеме, вопрос комплексного подхода к разработке и применению средств информатизации образования разработан недостаточно полно. Так как система высшего образования предъявляет высокие требования к уровню профессионализма выпускников технических вузов, исследование проблемы формирования профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков с применением мультимедийных дидактических средств является актуальным.

Проведенное нами исследование выявило недостаточную сформированность профессиональной иноязычной культуры студентов технического вуза и позволило сделать вывод, что существующие мультимедийные дидактические средства, несмотря на их практическую ценность, не в полном объеме обеспечивают эффективность этого процесса.

В связи с этим, возникают противоречия между:

- возросшими требованиями к уровню сформированности профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков и доминирующими в существующей системе подготовки традиционными средствами, не обеспечивающими в полном объеме ее формирование;

- отсутствием мультимедийных дидактических средств, отвечающих современному концептуальному пониманию роли мультимедийных программ в педагогическом процессе и обеспечивающих формирование профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков технического вуза и объектив-

ной потребностью в разработке мультимедийного УМК, обеспечивающего эффективность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе.

Указанные противоречия определили проблему исследования, которая состоит в разработке мультимедийного УМК, позволяющего студентам и преподавателям взаимодействовать в едином информационно-образовательном формате с целью формирования профессиональной иноязычной культуры студентов технического вуза.

Под профессиональной иноязычной культурой мы понимаем совокупность профессионально-значимых ценностей, языковых знаний и речевых умений, необходимых для эффективного взаимодействия в профессиональной среде. В состав профессиональной иноязычной культуры входят следующие взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты, определяющие ее сформированность: мотивационно-целевой, ценностно-ориентационный когнитивно-операциональный и рефлексивно-прогностический (рис. 1).

При формировании профессиональной иноязычной культуры с использованием мультимедийного учебно-методического комплекса учитываются индивидуально-типологические особенности студентов: психические процессы, состояния и свойства.

Формирование профессиональной иноязычной культуры студентов понимается нами как целенаправленное систематизированное и научно-обоснованное становление профессионально-значимых ценностей, языковых знаний и речевых умений, целью которых является формирование конкурентоспособного специалиста в сфере машиностроения.

Мультимедийный уМк рассматривается нами как совокупность модульно-структурированных взаимосвязанных мультимедийных программ, применение которых создает интегрированную профессионально-ориентированную обучающую языковую среду, направленную на формирование профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков. Он разработан на основе электронной инструментальной оболочки Moodle и в его состав входят следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

1. Содержательный компонент мультимедийного УМК представляет собой теоретический, практический, контролирующий

Рис. 1. Компоненты профессиональной иноязычной культуры будущих инженеров-механиков

материалы и компьютерную поддержку. Он направлен на формирование профессиональной иноязычной культуры студентов посредством синтеза гуманитарной дисциплины «Английский язык» и профильных дисциплин специальности «Подъемнотранспортные, строительные и дорожные машины».

2. Научно-методическое сопровождение мультимедийного УМК и педагогической технологии его реализации рассматривается как совокупность методических рекомендаций педагогу по управлению процессом применения мультимедийного УМК, дидактических разработок и инструкций для студента по организации самообразовательной деятельности с использованием комплекса. Эргономическое сопровождение мультимедийного УМК и педагогической технологии его реализации направлено на создание комфортно-требовательных условий при организации и управлении учебной деятельностью студентов с целью сохранения здоровья, работоспособности, а также рационального расходования их физических сил. Содержание мультимедийного учебно-методического комплекса представляет собой учебное пособие «Английский язык для инженеров-механиков» («English for Mechanical Engineers») и «Сборник письменных контрольных работ» («Written Tests»), разработанные автором диссертационного исследования. Синтез специальных дисциплин (теория механизмов и машин, материаловедение, сопротивление материалов, автомобили, строительная механика и металлоконструкции, автоматизация технологических процессов и др.), входящих в структуру комплекса, обогащает содержание технической подготовки гуманитарным компонентом и дает более высокий уровень сформированности профессиональной иноязычной культуры будущих специалистов в сфере машиностроения.

В связи с тем, что формирование профессиональной иноязычной культуры является сложным и многогранным процессом, в котором участвует педагог, студент и средство профессионально-ориентированного обучения структуру педагогической технологии реализации мультимедийного УМк можно представить мотивационно-целевым, предметно-содержательным, когнитивно-операциональным, контрольно-коррекционным, рефлексивно-прогностическим и организационно-инструментальным взаимосвязанными компонентами (рис. 2). Рассмотрим кратко их содержание.

Мотивационно-целевой компонент обеспечивает развитие устойчивого познавательного интереса и постоянной мотивации у студентов к формированию профессиональной иноязычной культуры. Это побуждает их к интеллектуальной активности, сознательному изучению английского языка с использованием мультимедийного УМК. Педагогическая процедура включает раз-

работку инструкции для студента и проведение беседы о важности иностранного языка для будущего специалиста в машиностроении, методах самоорганизации при аудиторной и автономной учебной деятельности для успешного формирования профессиональной иноязычной культуры, ознакомление с методами организации отчетности о качестве учебной деятельности студента.

Предметно-содержательный компонент представляет собой информационно-образовательную среду. Он включает в себя различного вида содержательную учебную информацию (теоретический, справочный, глоссарный и практический материалы). Практический материал представляют разного вида задания (тексты, упражнения, обучающие тесты, контролирующие тесты, мультимедийные учебные материалы). Для обеспечения наглядности и доступности представления учебного материала мы использовали структурно-логические схемы, таблицы графики, диаграммы, рисунки и др. Они позволяют формировать у студентов наглядно-образное мышление, зрительную память и др. Процедуры включают ознакомление студентов с содержанием и структурой мультимедийного УМК, разъяснение назначения и применения комплекса в процессе обучения, обеспечение учебными материалами и компьютерной поддержкой.

Когнитивно-операциональный компонент содержит описание использования мультимедийного УМК формирования профессиональной иноязычной культуры студентов. Он включает в себя модели преподавания, учения и эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и студента. Кроме того, в него входит педагогический мониторинг, на основе которого создается база данных результативности учебной деятельности студентов. Анализ информации, находящейся в базе данных, позволяет педагогу вносить изменения в структурные компоненты технологии реализации мультимедийного УМК и прогнозировать их развитие. Процедура включает изучение рекомендаций по использованию мультимедийного УМК, разработку критериев оценки уровней, разработку контрольных работ и анкет, доведение до студента правил взаимодействия с преподавателем и анализа своей учебной деятельности.

Контрольно-коррекционный компонент обеспечивает постоянный контроль результатов учебной деятельности студентов и ее коррекцию с учетом допущенных ошибок при выполнении различного вида заданий. Он построен на основе самостоятельного самоанализа и самооценки учебной деятельности студентов. Результаты контроля фиксируются в виде самоотчета студента (мониторинг). Самоотчет дает информацию студенту о результатах формирования профессиональной иноязычной культуры.

Рис. 2. Структура педагогической технологии реализации мультимедийного учебно-методического комплекса

Для отслеживания мониторинга применяются предварительный (входной), промежуточный (контрольные работы с элементами теста) и итоговый контроль. С целью оценки уровня формирования профессиональной иноязычной культуры студентов разработана система критериев, позволяющая на качественном и количественном уровне оценивать эффективность разработанного мультимедийного УМК. Процедуры включают составление самоотчетов, анализ данных, разработку коррекционных мероприятий.

Рефлексивно-прогностический компонент осуществляет осознанную оценку процессов преподавания и учения. На основе полученной информации о ходе эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и студента и ее анализа намечаются пути дальнейшего совершенствования формирования профессиональной иноязычной культуры, а также модернизация компонентов, входящих в структуру педагогической технологии. Процедуры включают заполнение и анализ преподавателем анкет самооценки своей педагогической деятельности, анализ результатов учебной деятельности студентов, планирование коррекционных мероприятий для преподавателя и студента.

Организационно-инструментальный компонент представляет собой электронную инструментальную оболочку Moodle, на базе которой разрабатывался мультимедийный УМК. Благодаря большому количеству возможностей, которые предоставляет данная оболочка, использование мультимедийного УМК улучшает эффективность воспитательно-образовательного процесса, делает его интерактивным, доступным и обеспечивает более качественное образование будущих специалистов в машиностроении.

На основе мотивационно-целевого, предметно-содержательного, когнитивно-операционального, контрольно-коррекционного, рефлексивно-прогностического и организационно-инструмен-

тального компонентов педагогической технологии реализации мультимедийного УМК разрабатывается алгоритм управления процессом профессионально-ориентированного обучения.

При планировании и проведении опытно-экспериментальной работы мы опирались на исследования Н.С. Анисимовой, М.А. Бовтенко, А.А. Веряева [2], В.И. Загвязинского, Г.В. Лаврентьева [3], В.В. Краевского, В.А. Красильниковой, А.Я. Найн, Т.Н. Шалкиной [4] и др.

Для доказательства выдвинутой гипотезы и выявления наиболее перспективных путей формирования профессиональной иноязычной культуры студентов технического вуза мы провели опытно-экспериментальную работу, которая продолжалась с 2007 по 2012 год.

Цель опытно-экспериментальной работы - проверка эффективности формирования профессиональной иноязычной культуры студентов технического вуза с использованием мультимедийного УМК.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа и осуществлялась на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, Сибирского государственного университета путей сообщения и Новосибирской государственной академии водного транспорта.

В констатирующем эксперименте с целью определения целесообразности формирования профессиональной иноязычной культуры студентов с использованием мультимедийного УМК участвовали 100 студентов и 20 преподавателей.

Мы установили начальный уровень сформированности профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков. Для этого использовались контрольные работы с элементами теста, разработанные автором диссертации и диагностические материалы, на основе методики «Ценностные ориентации» М. Роки-ча, методики для диагностики учебной мотивации (авторы

А.А. Реан и В.А. Якунин (модификация Н.Ц. Бадмаевой)), методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и методики диагностики особенностей самоорганизации (ДОС-39), разработанной А.Д. Ишковым.

Результаты оценивались с помощью отобранных критериев: когнитивно-операциональный компонент (показатель - языковые знания и речевые умения, владение профессиональной терминологией; умение вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; наличие корректного темпа речи); мотивационно-целевой компонент (показатель - коммуникабельность; ответственность; самостоятельность); ценностно-ориентационный компонент (показатель - профессиональный рост, воля); рефлексивно-прогностический компонент (показатель - самореализация; саморефлексия).

С целью диагностики полученных результатов мы применяли следующие формулы: индивидуальный показатель качества усвоения знаний, среднегрупповой показатель усвоения учебного материала, среднеарифметический балл успеваемости группы, интегральный коэффициент группы и ^критерий Стью-дента.

Выявлено, что компоненты профессиональной иноязычной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это доказано посредством расчета коэффициента корреляции Пирсона (г) для пар компонентов профессиональной иноязычной культуры. В итоге были получены следующие данные: гх1х2 = 0,92, гх1х3 = 0,79 и гх1х4 = 0,85. Они свидетельствуют о высокой! степени взаимозависим ости переменных, что позволяет оценивать сформирован-ность профессиональной иноязычной культуры как интегративное целое.

Выделены четыре уровня сформированности профессиональной иноязычной культуры студентов:

1. Оптимальный - студенты обладают высокой готовностью к профессионально-ориентированному иноязычному взаимодействию; владеют терминологией достаточно, чтобы понять, интерпретировать и перефразировать аутентичный текст; присутствует высокая учебная мотивация, ответственно подходят к учебной деятельности и понимают высокую степень самореализации в будущей профессиональной деятельности; обладают твердой волей к учебе и профессиональному росту.

2. Допустимый - характеризует владение студентами профессиональной терминологией на русском и иностранном языках в пределах лексического минимума, предложенного программой обучения; студенты имеют достаточный словарный запас, но не всегда полно и точно осмысливают услышанное; студенты имеют хорошую учебную мотивацию, могут решать задачи самостоятельно и осознают и собственную реализацию в будущем, обладают достаточно твердой волей и способны к профессиональному росту.

3. Критический - студенты имеют низкий запас русскоязычных и англоязычных терминов, не владеют методами семантического анализа, не могут строить лаконичные, четкие ответы на вопросы, скорость иноязычной речевой реакции низкая, отсутствует легкость и непроизвольность вариантов выражения

Библиографический список

мысли. Соответственно, у студентов присутствует низкая учебная мотивация и неспособность самостоятельно оценить результаты своей учебной деятельности. Воля к учебе низкая и способность к профессиональному росту выражена слабо.

4. Недопустимый - выражается в отсутствии готовности к профессионально-ориентированному иноязычному взаимодействию, отсутствует мотивация к учебной деятельности и нет осознания и понимания самореализации в будущей профессиональной деятельности, нет готовности к профессиональному росту и отсутствует воля к учебе.

Данные, полученные на этапе формирующего эксперимента, показали, что в экспериментальной группе число студентов с критическим уровнем сформированности профессиональной иноязычной культуры в среднем сократилось на 40 % относительно контрольной. Студентов с допустимым и оптимальными уровнями стало больше в среднем на 20% на каждом уровне соответственно.

Исходя из полученных данных, был сделан вывод об эффективности формирования профессиональной иноязычной культуры студентов с использованием мультимедийного УМК. Полученные результаты соответствуют сделанному прогнозу.

Контрольный эксперимент был посвящен многоплановой проверке формирования профессиональной иноязычной культуры студентов с использованием мультимедийного УМК с учетом замечаний, выявленных на этапе формирующего эксперимента. В частности, были пересмотрены требования к уровням сформированности профессиональной иноязычной культуры, скорректирован уровень сложности контролирующих материалов, внесены изменения в содержание и структуру мультимедийного УМК и педагогической технологии его реализации.

Во время всего опытно-экспериментального обучения студенты демонстрировали формирование новых профессионально-ориентированных коммуникативных действий, способствующих переходу студентов технического вуза на качественно новую ступень профессионального развития с целью реализации в обществе.

Перспективными направлениями исследования эффективности формирования профессиональной иноязычной культуры с использованием мультимедийного УМК могут стать: а) поиск новых приемов активизации учебной деятельности студентов и организации их самообразовательной деятельности при более тесной интеграции процесса обучения с реальным производством; б) интеграция английского языка не только со специальными, но и с другими учебными дисциплинами; в) усовершенствование мультимедийного УМК в условиях производственной практики и дистанционного образования, оптимизация видов контроля в процессе профессионально-ориентированного обучения.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что созданный мультимедийный УМК, разработанные педагогическая технология его реализации и критериальный аппарат обеспечивают эффективное формирование профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков технического вуза.

1. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел, 2005.

2. Веряев, А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: монография. - Барнаул, 2000.

3. Лаврентьев, Г. В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в высшем математическом образовании:

гуманитарный аспект: монография / Г.В. Лаврентьев, Г.В. Кравченко. - Барнаул, 2009.

4. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. - Оренбург, 2008.

Bibliography

1. Obrazcov, P.I. Professionaljno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazihku na neyazihkovihkh fakuljtetakh vuzov / P.I. Obrazcov, O.Yu. Ivanova. - Orel, 2005.

2. Veryaev, A.A. Semioticheskiyj podkhod k obrazovaniyu v informacionnom obthestve: monografiya. - Barnaul, 2000.

3. Lavrentjev, G.V. Razrabotka i realizaciya ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v vihsshem matematicheskom obrazovanii:

gumanitarnihyj aspekt: monografiya / G.V. Lavrentjev, G.V. Kravchenko. - Barnaul, 2009.

4. Shalkina, T.N. Ehlektronnihe uchebno-metodicheskie kompleksih: proektirovanie, dizayjn, instrumentaljnihe sredstva / T.N. Shalkina, V.V. Zaporozhko, A.A. Rihchkova. - Orenburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 37.025

Gaydukova I.E. SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF THE ОRGANIZATЮN MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS SECONDARY SCHOOLS EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. The article detailed the content of military-patriotic education of students in secondary schools, disclosed the pedagogical definition «patriotism». Key words: humanism, patriotism, military-patriotic education, citizenship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.