Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс как аспект повышения качества подготовки студентов вуза'

Электронный учебно-методический комплекс как аспект повышения качества подготовки студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL COMPLEX / PEDAGOGICAL PRINCIPLE / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / ELECTRONIC TEST / COMPUTER NETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Борисович, Худяков Виктор Никитевич

Освещается проблема подготовки электронного учебно-методического комплекса (УМК) и его содержательная сторона, основные педагогические принципы построения электронного УМК, роль преподавателя при использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Рассматриваются требования современных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обучению информационной культуре, использованию информационных технологий и ЭОР, а также способы их применения в составе электронного УМК: их достоинства и недостатки, ряд специфических требований, которым должна удовлетворять организация использования ЭОР для обеспечения эффективной информационной поддержки образовательного процесса. Возможность контроля с помощью компьютерного тестирования (электронных тестов) показана как важный элемент содержания электронного УМК, использующего многообразные возможности компьютера. Представлена точка зрения авторов на роль преподавателя в образовательном процессе при традиционной аудиторной форме проведения занятий и в связи с использованием ими электронных УМК. Выделены и указаны аспекты подготовленности преподавателей к эффективному применению электронных УМК в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL COMPLEX AS A HIGH-SCHOOL STUDENTS TRAINING QUALITY INCREASE ASPECT

The problem of preparation of the electronic educational and methodical complex (EMC) and its substantial party, the basic pedagogical principles of creation of electronic EMC, role of the teacher when using the electronic educational resources (EER) is covered. Thus requirements of modern educational standards of the highest professional education to training in information culture, use and application of information technologies and EER, and also EER methods of application as a part of an electronic educational and methodical complex are considered: their merits and demerits, a number of specific requirements with which the organization of use of EER for ensuring effective information support of educational process has to satisfy. Besides in work it is told about possibility of control by means of computer testing (electronic tests) as important element of the maintenance of the electronic EMC using diverse opportunities of the computer. The point of view of authors for a role of the teacher in educational process is also presented at a traditional classroom form of carrying out occupations and in connection with use of electronic educational and methodical complexes by them. Thus aspects of readiness of teachers to effective application of electronic EMC in educational process are allocated and specified.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс как аспект повышения качества подготовки студентов вуза»

УДК 378

А. Б. Кузнецов канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств

E-mail: kab@chgaki.ru В. Н. Худяков доктор пед. наук, профессор, Челябинская государственная академия культурыi и искусств

E-mail: kafinf@chgaki.ru

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК АСПЕКТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Освещается проблема подготовки электронного учебно-методического комплекса (УМК) и его содержательная сторона, основные педагогические принципы построения электронного УМК, роль преподавателя при использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Рассматриваются требования современных образовательных стандартов высшего профессионального образования к обучению информационной культуре, использованию информационных технологий и ЭОР, а также способы их применения в составе электронного УМК: их достоинства и недостатки, ряд специфических требований, которым должна удовлетворять организация использования ЭОР для обеспечения эффективной информационной поддержки образовательного процесса. Возможность контроля с помощью компьютерного тестирования (электронных тестов) показана как важный элемент содержания электронного УМК, использующего многообразные возможности компьютера. Представлена точка зрения авторов на роль преподавателя в образовательном процессе при традиционной аудиторной форме проведения занятий и в связи с использованием ими электронных УМК. Выделены и указаны аспекты подготовленности преподавателей к эффективному применению электронных УМК в учебном процессе.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, педагогический принцип, электронный образовательный ресурс, электронный тест, компьютерные сети

Для цитирования: Кузнецов, А. Б. Электронный учебно-методический комплекс как аспект повышения качества подготовки студентов вуза /А. Б. Кузнецов, В. Н. Худяков //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 133-138.

Практически все современные образовательные стандарты высшего профессионального образования содержат требования, обязывающие в той или иной мере обучать информационной культуре использования и применения информационных технологий и электронных ресурсов.

1. Компетенции, предусматривающие овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, а также приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией.

2. Требование необходимости обеспечения индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе каждого обучающегося.

В случае же применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен будет исполь-

зовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в рамках некоторой электронной информационно-образовательной среды [4].

При этом одним из современных направлений в совершенствовании методики технологии преподавания учебных дисциплин является разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов (УМК) по различным учебным дисциплинам.

Известно, что электронный УМК - это структурированная совокупность образовательных ресурсов [2], представленных в электронно-цифровой форме (систематизированные учебные, научные, профессиональные, специальные, методические материалы по определенной учебной дисциплине, методике и технологии ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий) и обеспечивающих необходимые

133

условия для осуществления различных видов учебной деятельности по освоению студентами содержания соответствующей образовательной программы по ГОС.

Основными целями и задачами разработки электронного УМК являются: его нацеленность на реализацию требований государственных образовательных стандартов; создание условий для оптимизации процесса освоения учебной дисциплины и активизации самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе; введение критериев стандартизации процесса оценки усвоения студентами ключевых положений учебной дисциплины и создание механизма по анализу качества методики изучения данной учебной дисциплины; оснащение учебного процесса учебно-методическими и другими материалами, способствующими повышению качества подготовки специалистов; создание инструмента планирования, управления и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы учебного заведения [3].

Электронный УМК учебной дисциплины призван выполнять следующие функции: выступать в качестве инструмента системно-методического и профессионального обеспечения учебного процесса по соответствующей дисциплине, его предварительного проектирования; объединять в систематизированное и единое целое различные дидактические средства и формы обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания; раскрывать требования к содержанию изучаемой дисциплины, к знаниям, умениям и компетенциям, содержащимся в образовательном стандарте; служить накоплению новых знаний, новаторских идей, проектов и разработок.

При разработке электронного УМК дисциплины, опираясь на соответствующие принципы, необходимо обеспечить своевременное отражение достижений науки и опыта, следует основываться на принципе научности передовой практики, связанном с соответствующей учебной дисциплиной, т. е. нужно опираться на принцип научности, связи теории с практикой; систематичное и последовательное изложение учебного материала (принцип систематичности и последовательности), исключая дублирование текста;

реализацию межпредметных и междисциплинарных связей (принцип межпредметных связей); использование современных форм и методов, технологий и технических средств в обучении (принцип новизны - принцип, обеспечивающий поддержание интереса к учению, повышению мотивации, развитию коммуникативной функции мышления); планирование, рациональное распределение времени обучения, организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (принципы управления процессом обучения и самостоятельности) [3; 8].

Также основными принципами формирования электронного УМК являются: структурированное представление учебного материала в виде логически завершенных модулей, соответствующих разделам учебной программы (принцип соответствия); наглядное представление учебного материала с необходимым минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и усвоение новых понятий (принцип наглядности), взаимосвязь учебных модулей и других элементов электронного УМК с помощью гиперссылок (принцип научности); предоставление пользователю возможности самостоятельного выбора учебных модулей (принцип сознательности); возможность адаптации электронного учебно-методического комплекса к нуждам конкретного пользователя (принцип эффективности).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в составе электронного УМК могут быть организованы для локального (без подключения к компьютерной сети), сетевого (на основе локальной сети данного учебного заведения или сети Интернет), смешанного использования (включает возможность как локального, так и сетевого использования). Известно, что у каждого способа применения электронного образовательного ресурса есть свои преимущества и недостатки, в частности, УМК, разработанный для локального использования, не требует наличия подключений к сети и позволяет получить доступ к любым и ко всем дидактическим материалам (ЭОР), сохраненным на жестком диске компьютера или на сменном носителе (CD, DVD и т. д.).

134

При этом организация использования ЭОР с любым вариантом доступа к ним в рамках электронного УМК для обеспечения эффективной информационной поддержки образовательного процесса должна удовлетворять ряду специфических требований: 1) управляемость ЭОР, которая предполагает поддержку как минимум трех возможностей: а) изменения и дополнения ЭОР, б) интерактивность доступа к ЭОР и в) технологическая встраиваемость предлагаемого ресурса в образовательный процесс в соответствии с его спецификой; 2) защищенность и разграничение доступа к ЭОР на уровне прав пользователей - в целях предотвращения непреднамеренного или несанкционированного изменения некоторых ЭОР [5].

Разумеется, к ЭОР (дидактическим материалам) относится не только текстовая информация, но и разного рода аутентичные обучающие мультимедийные файлы (видеофильмы, аудиозаписи и т. п.), которые занимают достаточно большой объем памяти. Поэтому электронные УМК, предоставляющие доступ к подобным материалам (в основном локально, а не по сети), отличаются «громоздкостью» и «тяжеловесностью». Кроме того, электронные учебно-методические комплексы, созданные для локального использования, имеют определенные трудности с обновлением имеющейся в них информации, так как для этого необходимо переписывать их материалы на новый сменный носитель, что «утяжеляет» работу.

Всех этих недостатков практически лишены электронные УМК, созданные для использования в локальной или глобальной сети, которые обеспечивают доступ к дидактическим материалам зарегистрированным пользователям, подключенным к данной компьютерной сети. При такой схеме все дидактические материалы хранятся на центральном сервере, а пользователи получают к ним сетевой (дистанционный) доступ в любое удобное и для студентов, и для преподавателей время. Функционально подобные сетевые электронные УМК работают по принципу веб-сайтов с разнообразным текстовым и мультимедийным контентом, но следует заметить, что электронные УМК отличаются от них строгой структурой и четкой иерархией представленного материала,

которые прописаны в соответствующих регламентирующих документах.

К недостаткам сетевых электронных УМК можно отнести зависимость от работоспособности сервера и скорости передачи данных по сети, а также от настроек компьютера каждого пользователя и наличия в нем необходимого программного обеспечения, что вызывает определенные трудности в процессе их использования.

Электронные УМК, представляющие смешанный тип доступа к материалам (локальный + сетевой), представляют собой «золотую середину», когда наиболее статичную информацию и программные средства сохраняют локально (на жестком диске, СБ и т. п.), а регулярно меняющиеся и обновляющиеся материалы, контрольные тесты и задания размещают на сервере в сети [1; 3].

С другой стороны, к преимуществам электронных УМК можно отнести следующие.

1. Составляются в соответствии с учебной программой и учебным планом по дисциплине для конкретной специальности (на основании государственных стандартов). Это означает, что студенты, для которых создан электронный УМК, имеют в своем распоряжении доступ ко всему основному и дополнительному дидактическому материалу, подобранному и разработанному преподавателями непосредственно для их специализации.

2. Имеют четкую функционально-организационную структуру модульного типа, которая строго следует хронологии в системе программной тематики и представлена в виде «дерева» тем с исчерпывающей наполненностью дидактическими материалами. Благодаря этому любой студент в любой удобный момент времени может получить информацию о том, что было пройдено на конкретном занятии, какие были выполнены лабораторные работы, практические примеры и каково было домашнее (семестровое) задание. Таким образом, даже отсутствующие на занятии студенты могут подготовиться по пройденному материалу, выполнив указанные в электронном УМК требования.

3. Дидактические материалы организовываются в соответствии с методикой преподавания дисциплины в целом либо с индивидуальной ме-

135

тодикой конкретного преподавателя, что позволяет наиболее рационально организовать учебный процесс и добиться высокой эффективности усвоения студентами учебного материала.

4. У преподавателя (администратора) есть неограниченный доступ ко всем элементам электронного УМК для внесения текущих изменений и назначения прав пользователей из числа студентов, в частности, у преподавателя есть техническая возможность ограничить доступ студентов к материалам, не относящимся к текущей теме, и т. д.

5. Контроль знаний студентов традиционно основывается на тестовых заданиях: открытого или закрытого типа, на установление порядка или соответствия и т. п. [6]. Этот вид контроля вполне эффективен для проверки знаний (об этом чуть позднее). Раздачу контрольных тестов и заданий также можно ограничить по времени, задав в параметрах заданий начальную и конечную дату проведения контроля, вплоть до указания конкретного времени, по истечении которого, например, прекращается доступ к тексту.

6. Мультимедийные элементы электронных УМК позволяют не только предоставить студентам доступ к аутентичной аудиовизуальной информации, но и расширить их знания в области сопряженных учебных дисциплин.

Важным элементом содержания электронного УМК является наличие (при необходимости) электронных тестов, так как значимым этапом в обучении является разработка специальных материалов, приемов контроля, норм и критериев оценок.

Компьютерное тестирование является качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Оно ставит всех обучаемых в равные условия как в процессе контроля, так и оценки, практически исключая при этом субъективизм преподавателя [Там же].

Основные преимущества компьютерного тестирования проявляются в текущем контроле, при самоподготовке и самоконтроле студентов;

благодаря компьютеру можно быстро выдать тестовый балл, принять меры по коррекции усвоения нового материала. Выделяют различные функции контроля, например: развивающая, обучающая, проверочная, оценочная и т. д., на практике эти функции контроля, как правило, выполняются в комплексе, без четкого их разделения, это касается и электронных тестов.

Возможности контроля с помощью компьютерного тестирования значительно увеличиваются благодаря инновационным типам тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем, проектов с помощью мульди-медийных средств и т. д. Кроме того, есть весьма полезная возможность сгруппировать вопросы, задания по уровню сложности [3; 7].

По результатам прохождения тестов в базе данных сохраняется подробная статистика по каждому студенту, которая может быть использована преподавателем в дальнейшем для анализа динамики успеваемости как отдельного студента, так и группы в целом, при собственных отчетах на кафедре и т. д.

Следует отметить, что при составлении компьютерных тестов необходимо учитывать особую трудоемкость формирования базы данных тестов и высокую степень зависимости от технических средств, сложности использования некоторых специальных символов, а также недостаточно высокую объективность результатов дистационного тестирования, в частности, через Интернет, что связано с отсутствием визуального контроля за поведением тестируемого (студента) в момент прохождения теста.

Довольно часто в научно-педагогической литературе встречаются полярные точки зрения на роль преподавателя в образовательном процессе - одни предсказывают в будущем отсутствие преподавателя в нем, что весьма и весьма спорно (мы категорически не согласны с этим мнением), другие считают, что роль преподавателя в учебном процессе значительно видоизменится, но его участие в нем будет необходимым и достаточным условием (мы придерживаемся этого положения) качества учебного процесса.

136

Мы считаем, что использование электронных УМК не может полностью заменить традиционной аудиторной формы проведения занятий по всем учебным дисциплинам, а компьютер не исключает реального общения с преподавателем, но он может стать прекрасным помощником, позволяющим экономить драгоценное учебное время и избавиться от весьма трудоемкой работы, например, по проверке письменных (в том числе и тестовых) работ студентов [3; 8].

Мы считаем, что очень важным аспектом в работе с ЭОР, входящими в состав электронных УМК, является подготовленность преподавателей к их эффективному использованию в учебном процессе, а именно:

- взять на себя всю ответственность в решении познавательных задач, что связано с постановкой и осмыслением цели, задач, овладением методами управления познавательной деятельностью студентов [8];

- выбрать оптимальный вариант алгоритма решения познавательных задач, т. е. определить задачи, разработать план решения каждой из задач, выделить главные и сопутствующие задачи, определить логику решения задач и познавательной деятельности;

- определить уровень глубины осмысления материала, владеть высоким качеством соответствующих знаний и умений, проявлять

быстроту и эффективную ориентировку в решении познавательных задач;

- осуществлять инновационную деятельность, т. е. включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию информационно-педагогических новшеств в практике обучения и воспитания студентов, по созданию инновационной среды в образовательном учреждении;

- контролировать свой личностный рост как непрерывный процесс саморазвития и как повышение уровня своего методического мастерства, под которым мы понимаем психическое новообразование, проявляющееся в результате интеграции элементов присвоенной педагогом методической культуры и свойств его личной индивидуальности [9].

Таким образом, электронный УМК в настоящее время вполне может конкурировать с традиционными печатными изданиями, во многом превосходя их по скорости доступа к информации и разнообразию дидактических средств представления учебного материала, а, следовательно, и по уровню образовательной мотивированности студентов, что позволяет существенно повысить качество учебно-воспитательного процесса и, как следствие, качество профессиональной подготовки студентов.

1. Балабанова, Т. Н. Использование компьютерных технологий для осуществления текущего и итогового контроля знаний по иностранным языкам / Т. Н. Балабанова // Материалы научно-практической конференции / под ред. А. В. Иванова. - Могилев: УА, 2009. - С. 87-90.

2. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009.

3. Иванов, В. Л. Структура электронного учебника / В. Л. Иванов // Информатика и образование. - 2001. -№ 6. - С. 63-71.

4. Кузнецов, А. Б. Использование и создание электронных образовательных ресурсов в контексте современных образовательных стандартов высшего образования в сфере культуры и искусств / А. Б. Кузнецов // Культура - искусство - образование: взаимосвязь результатов науки и практики: тез. докл. XXXV науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад. (Челябинск, 7 февр. 2014 г.). - Челябинск, 2014. - С. 425-428.

5. Кузнецов, А. Б. Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств / А. Б. Кузнецов // Открытое образование. - 2010. - № 3 (80). - С. 63-68.

6. Кузнецов, А. Б. Создание и использование компьютерных тестов: метод. рекомендации / А. Б. Кузнецов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009. - 28 с. - (Система качества).

7. Педагогические технологии / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушкин, Г. В. Сучков. -Ростов-на-Дону: МарТ: Феникс, 2010.

8. Худяков, В. Н. Методы принятия управленческих решений: вариативно-монографический курс / В. Н. Худяков, Е. И. Семушина. - Челябинск: ЧИРПО, 2013.

9. Худяков, В. Н. Педагогические технологии формирования и развития математической культуры у учащихся средних специальных учебных заведений: монография / В. Н. Худяков. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2008.

Получено 14.01.2015

137

A. Kuznetsov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: kab@chgaki.ru V. Khudyakov Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: kafinf@chgaki.ru

ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL COMPLEX AS A HIGH-SCHOOL STUDENTS TRAINING QUALITY INCREASE ASPECT

Abstract. The problem of preparation of the electronic educational and methodical complex (EMC) and its substantial party, the basic pedagogical principles of creation of electronic EMC, role of the teacher when using the electronic educational resources (EER) is covered. Thus requirements of modern educational standards of the highest professional education to training in information culture, use and application of information technologies and EER, and also EER methods of application as a part of an electronic educational and methodical complex are considered: their merits and demerits, a number of specific requirements with which the organization of use of EER for ensuring effective information support of educational process has to satisfy. Besides in work it is told about possibility of control by means of computer testing (electronic tests) as important element of the maintenance of the electronic EMC using diverse opportunities of the computer. The point of view of authors for a role of the teacher in educational process is also presented at a traditional classroom form of carrying out occupations and in connection with use of electronic educational and methodical complexes by them. Thus aspects of readiness of teachers to effective application of electronic EMC in educational process are allocated and specified.

Keywords: electronic educational-methodological complex, pedagogical principle, electronic educational resource, electronic test, computer nets

For citing: Kuznetsov, A. Electronic educational-methodological complex as a high-school students training quality increase aspect /A. Kuznetsov, V. Khudyakov // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. - № 1 (41). - P. 133-138.

References

1. Balabanova, T. N. Use of computer technologies as run-time and resulting control of foreign languages knowledge / T. N. Balabanova // Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of scientific-practical conference] / ed. by A. V. Ivanov. - Mogilev: UA, 2009. - P. 87-90.

2. GOST R 53620-2009. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye re-sursy. Obshchie polozheniya: elektronnyy uchebno-metodicheskiy kompleks [SSS R 53620-2009. Information-communicative technologies in education. Electronic educational resources. General regulations: electronic educational-methodological complex] [Electronic resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009.

3. Ivanov, V. L. Electronic textbook structure / L. I. Ivanov // Informatika i obrazovanie [Computing and education]. - 2001. - № 6. - P. 63-71.

4. Kuznetsov, A. B. Use and creation of electronic educational resources in the context of modern educational standards of higher education in the sphere of culture and arts / A. B. Kuznetsov // Kul'tura - iskusstvo - obrazovanie: vzaimosvyaz' rezul'tatov nauki i praktiki [Culture - arts - education: interrelation of scientific and practical results]. - Chelyabinsk, 2014. - P. 425-428.

5. Kuznetsov, A. B. Digital educational resources in cultural higher educational institutions collection creation prerequisites / A. B. Kuznetsov // Otkrytoe obrazovanie [Open education]. - 2010. - № 3 (80). - P. 63-68.

6. Kuznetsov, A. B. Sozdanie i ispol'zovanie komp'yuternykh testov [Creation and use of computer tests] / A. B. Kuznetsov; Chelyab. St. Acad. of Culture and Arts. - Chelyabinsk, 2009. - 28 p. - (Quantity system).

7. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical technologies] / M. V. Bulanova-Toporkova, A. V. Dukhavneva, V. S. Kukushkin, G. V. Suchkov. - Rostov-on-Don: MarT; Feniks, 2010.

8. Khudyakov, V. N. Metody prinyatiya upravlencheskikh resheniy [Management adoption decisions methods] / V. N. Khudyakov, E. I. Semushina. - Chelyabinsk: CHIRPO, 2013.

9. Khudyakov, V. N. Pedagogicheskie tekhnologii formirovaniya i razvitiya matematicheskoy kul'tury u uchash-chikhsya srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy [Pedagogical technologies of vocational schools students mathematic culture formation and development] / V. N. Khudyakov. - Chelyabinsk: REKPOL, 2008.

Received 14.01.2015

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.