Научная статья на тему 'Проектирование учебно-методических комплексов на компетентностной основе'

Проектирование учебно-методических комплексов на компетентностной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липская Лариса Алексеевна, Сиротин Олег Александрович

В статье обосновывается необходимость разработки комплексного информационно-методического обеспечения образовательного процесса, проектирования содержания учебно-методических комплексов с позиции компетентностного подхода. Автор раскрывает основные компоненты учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин через призму формирования у студентов вуза общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липская Лариса Алексеевна, Сиротин Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование учебно-методических комплексов на компетентностной основе»

_регион крупным планом ..._

УДК 378.14

Липская Лариса Алексеевна

Доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук Уральского государственного университета физической культуры, Lipskayala@mail.ru, Челябинск

Сиротин Олег Александрович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», tmfv_90@mail.ru, Челябинск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИх КОМПЛЕКСОВ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ

Аннотация: в статье обосновывается необходимость разработки комплексного информационно-методического обеспечения образовательного процесса, проектирования содержания учебно-методических комплексов с позиции компетентностного подхода. Автор раскрывает основные компоненты учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин через призму формирования у студентов вуза общекультурных компетенций.

Ключевые слова: проектирование, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, учебно-методический комплекс, компетентностная основа.

Lipskaya Larisa Alekseevna

Doctor of Pedagogics, associate professor, head of the social and humanitarian science department of the Ural State University of Physical Culture, Lipskayala@mail.ru, Chelyabinsk

Sirotin Oleg Alexandrovich

Doctor of Pedagogical Science, professor of theory and methodology of physical education FGBOU VPO «Ural State Academy of Physical Culture», tmfv_90@mail.ru, Chelyabinsk

DESIGN OF EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL COMPLExES on competent BASIS

Abstract. The article explains the need for a comprehensive information and methodological support of educational process, designing the content of teaching methods from the perspective of the competence approach. The author reveals the key components of teaching methods of social and humanities through the formation of general cultural competencies of the university students.

Keywords: a design, a comprehensive information and methodological support of educational process, a curriculum and instructional kit, a competence framework.

Переход российского высшего образования на многоуровневую систему и новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения актуализировали проблему его компетентност-ной переориентации, которая предполагает формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. В условиях трансформации российского общества, новых социально-экономических и политических отношений от преподавателей социально-гуманитарных дисциплин требуется, не только передача студентам определенного уровня базовых знаний, но и готовность

отвечать на вызовы времени, раскрывать противоречия и новые тенденции развития современного общества. Сегодня необходимо готовить толерантного, критически мыслящего специалиста, способного к самостоятельному познанию и эффективному преобразованию объективной реальности на основе принятия обоснованных и взвешенных решений. Основной путь подготовки такого специалиста заключается в системно-содержательном освоении высших человеческих ценностей в процессе непрерывного изучения предметов социально-гуманитарного цикла на разных ступенях образования

в вузе [6]. С позиции компетентностного подхода сегодня необходимо вести разработку всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательного процесса вуза. Однако, как показывает практика, преподаватели вузов в целом, и преподаватели социально-гуманитарных дисциплин в частности, не всегда готовы к проектированию и реализации на компетентностной основе как учебно-методических комплексов, так и оценочно-диагностического инструментария.

В отличие от предыдущих стандартов, имеющих подробные описание каждой дидактической единицы по той или иной дисциплине, новые стандарты ограничены самым общим подходом к содержанию тех или иных общекультурных компетенций, которых, как правило, бывает не больше трех по одной дисциплине. Каждое учебное заведение осуществляет социально-гуманитарную подготовку студентов по-разному. Не одинаковое содержательное наполнение имеют и предложенные в ФГОС ВПО общекультурные компетенции для разных направлений подготовки студентов по одним и тем же социально-гуманитарным дисциплинам, а также выделенное на их изучение количество зачетных единиц. В результате чего выпускники вузов получают несколько отличные теоретические знания, умения и навыки, соответственно, представители разных профессий после окончания вуза, имеют разный уровень сформированности общекультурных компетенций. Данная проблема, как известно, во многом обусловлена отсутствием научно-методических материалов, которые преподаватели могли бы использовать как при разработке рабочих учебных программ, так и при проектировании учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин. Все это предопределяет стремление преподавателей к поиску инновационных идей и концепций по вопросам учебно-методического обеспечения социально-гуманитарной подготовки студентов и определения конкретных путей формирования равнозначных общекультурных компетенций.

Анализ научной литературы [1-9] показал, что в педагогических исследованиях накоплен определенный объем изысканий, необходимых для постановки и решения отдельных аспектов проблемы разработки

учебно-методического обеспечения образовательного процесса на компетентностной основе. В педагогической теории и практике, наряду с изучением методического обеспечения, уделяется определенное внимание исследованию проблемы разработки образовательных программ (В. А. Беликов, В. Г. Кривощапова, Л. А. Савинков) и учебно-методических комплексов (УМК), учитывающих особенности разных профессий и уровней подготовки (О. В. Горшкова, Т. Д. Речкина и др.). Педагогическое проектирование рассматривается учеными как сложная многоступенчатая деятельность. К общим чертам проектировочной деятельности В. П. Бедерханова и П. Б. Бондарев относят процессы: проблематизации, целе-полагания, рефлексивного позиционного анализа, концептуализации, программирования, планирования, группового творчества [1, с. 24]. В. И. Лях в процесс проектирования включает несколько этапов: моделирование, собственно проектирование, предполагающее доведение модели до уровня практического использования, и конструирование - дальнейшую детализацию созданного проекта, приближающую его для использования в конкретных условиях образовательного процесса [7, с. 25].

Обобщив различные аспекты вопросов, касающихся проблемы разработки учебно-методического обеспечения вузовской профессиональной подготовки, мы пришли к выводу о том, что проблема проектирования учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин изучена недостаточно. В связи компетентностной ориентацией современного вузовского образования от разработчиков методических материалов требуется проектирование учебно-методических комплексов на основе компетентностного подхода. Это позволяет понять замысел предлагаемых учебных материалов и механизм управления учебно-познавательной деятельностью студентов. Однако в педагогических исследованиях, как правило, слабо прослеживается научная основа проектирования учебно-методических комплексов [7, с. 27], не уточняются подходы, теоретические положения и принципы, либо их разработка ограничивается требованиями деятельностного подхода к программно-методическому обеспечению

[2, с. 314-315].

ФГОС ВПО третьего поколения переносят акцент с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на ожидаемые результаты образовательного процесса в ком-петентностном формате. В соответствии с этим проектирование УМК должно осуществляться на основе компетентностного подхода, который нацеливает высшую школу на формирование у студентов общекультурных компетенций, которыми они овладевают в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин. Следовательно, проектирование новых УМК социально-гуманитарных дисциплин и всех его компонентов должно осуществляться на компетентностной основе.

Переход к новому пониманию современного вузовского образования, осуществляемого на основе внедрения информационных и интерактивных технологий, привел к необходимости разработки комплексного информационно-методического обеспечения (КИМО) образовательного процесса [4]. Содержание комплексного информационно-методического обеспечения всех образовательных программ по социально-гуманитарным наукам, по нашему мнению, означает единство двух составляющих:

базовый учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) по всем направлениям и профилям подготовки студентов, включающий в качестве структурных компонентов: образовательные программы, паспорта компетенций, тексты лекций, планы семинарских занятий, вопросы, глоссарий, практические и тестовые задания, методические рекомендации для преподавателей и студентов, интерактивные методы обучения (диспуты, дискуссии, коучинг, деловые и ролевые игры), а также другие формы и методы работы со студентами, достаточные для воплощения компетентностно-ориентирован-ного подхода в образовательном процессе;

наличие информационно-интерактивных учебно-методических материалов, разработанных с использованием мультимедийных технологий, главными составляющими которых являются: электронные учебные и методические пособия, презентации лекций (слайд-лекции, учебные фильмы), информационные материалы с интернет-сайтов, телеконференции, моделирующие ситуации межкультурной коммуникации, направлен-

ные на формирование у студентов общекультурных компетенций, мониторинг процесса их развития с использованием компьютерных тестовых заданий и балльно-рейтинго-вой многофакторной оценки.

Входящие в структуру КИМО учебные материалы должны соответствовать современным требованиям к качеству образования, логике и потребностям образовательной программы и модели выпускника, сформированной на основе компетентност-ного подхода; обладать высоким научно-методическим уровнем, а также актуальностью, ориентированностью на потребности рынка образовательных услуг и общества в целом. В условиях постоянно нарастающего потока новых социально-гуманитарных знаний, меняющейся информации о происходящих событиях в стране и мире в целом, неизбежно встает задача своевременного учета этих изменений в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса. Это требует, как отмечает А. И. Шутенко, реализации принципа обновляемости информационно-интерактивных методических материалов, постоянного пересмотра, коррекции, дополнения, обновления, как самой учебной информации, так и способов ее подачи обучаемым [9].

Одним из необходимых условий разработки УМКД является учет межпредметных и межкурсовых связей в преподавании всех дисциплин социально-гуманитарного блока. Это предполагает обязательное включение в содержание УМКД раздела, который отражает преемственность изучения модулей и разделов последующих дисциплин, а также разработку вопросов и заданий для студентов, которые позволяют в комплексе, а не частично формировать общекультурные компетенции в процессе изучения таких дисциплин как история, философия, культурология, социология и политология. К основным направлениям междисциплинарной интеграции А. Я. Найн относит: обеспечение преемственности в развитии знаний; единство в трактовке понятий, общих для цикла интегрируемых дисциплин; систематизация и обобщение знаний в рамках блоков основной образовательной программы [5, с. 209-210].

Главная цель междисциплинарной интеграции социально-гуманитарных дисци-

плин - разработка и использование единого информационного и учебно-методического обеспечения для всех дисциплин данного модуля, что позволяет комплексно решать учебные задачи. Для эффективного формирования общекультурных компетенций у студентов необходима интеграция и структуризация социально-гуманитарных знаний, построение образовательного процесса на интегративной основе, установления межпредметных связей. Все УМКД объединены в единой каталог учебно-методических материалов, представленный на электронном носителе, что оптимизирует доступность обучающих ресурсов, как преподавателям, так и студентам разных форм обучения.

В условиях компетентностной ориентации вузовского образования разработка УМКД осуществляется с учетом контроля, не только качества учебных материалов, но и качества социально-гуманитарной подготовки студентов, результатом которой является высокий уровень сформированности общекультурных компетенций. При компе-тентностном подходе, наряду с образовательной программой, важными документами в структуре УМК становятся описание в паспорте общекультурных компетенций уровней их сформированности, а также входящих в них структурных компонентов по каждому разделу дисциплины или модулю. Основное назначение паспорта компетенций - предоставление информации о наборе общекультурных компетенций как результате изучения учебного модуля/дисциплины, структуре и содержании учебного модуля и составляющих его дисциплин. Паспорт компетенций позволяет определить место и роль учебного модуля, раздела дисциплин в формировании каждой из компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, определить какие конкретно знания, умения и навыки являются обязательными и дополнительными, как изменяются их характеристики и показатели развития при переходе от одного уровня к другому, более высокому. Набор общекультурных компетенций, который должен получить студент при окончании изучения блока социально-гуманитарных дисциплин, определяет структуру учебного модуля, содержание дисциплин и методику преподавания.

Большую роль в учебно-методическом

обеспечении образовательного процесса играет организация самостоятельной работы студентов. В условиях модернизации образования, связанной с его интеграцией в мировую образовательную систему, возникает необходимость разработки качественных УМК для обеспечения самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях кредитно-модульной системы обучения. В компетентностном контексте СРС - это самоорганизуемая, саморегулируемая и самонаправляемая, актуализируемая внутренними познавательными мотивами, самостоятельно-контролируемая по результату сформированности компетенций на основе системного управления ею со стороны преподавателя. Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов в разработке учебно-методического обеспечения СРС - переход, не только к личностно-разви-вающим возможностям организации самостоятельной работы студентов, как считает Р. М. Гаранина [3, с. 47], но и содействие, по нашему мнению, реализации основной цели социально-гуманитарной подготовки - самостоятельному формированию общекультурных компетенций. Это предусматривает трансформацию самостоятельного приобретения новых знаний в исследовательский процесс, направленный на овладение студентами способностью и готовностью к самоанализу приобретенных компетенций, самокритическому восприятию и переработке полученной информации, самостоятельной постановке образовательных целей и выбору путей ее достижения.

Нами разработаны и включены в УМКД методические рекомендации как для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов, так и для самих студентов, которые предусматривают различные формы самостоятельного выполнения учебных и внеучебных заданий, рефератов, докладов, представленных в компетентност-ном формате. Для того чтобы превратить процесс самостоятельной работы в процесс творческий, необходимо обеспечить студентов методическими материалами, а также осуществлять систематический контроль за ходом ее выполнения, важно также, как отмечает Т. Д. Речкина, разработать конкретные меры, поощряющие студентов за её качественное выполнение [8].

Учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы, основанные на компетентностном подходе, мотивируют студентов к самостоятельному формированию общекультурных компетенций. Особое значение в формировании мотивации к самостоятельной работе в условиях информатизации образования приобретают такие задания, как привлечение студентов к подготовке программного обеспечения, презентаций, к участию в работе по созданию банка данных по изучаемым социальным проблемам, а также к созданию информационных продуктов социально-гуманитарной направленности.

В группу методических мер, обеспечивающих формирование у студентов общекультурных компетенций, входят методическое обеспечение постоянного мониторинга за их развитием, что предполагает включение в УМКД современных контролирующих материалов. УМК каждой социально-гуманитарной дисциплины обеспечивает весь образовательный процесс различными формами контроля за формированием общекультурных компетенций студентов, в частности на основе информационных технологий средствами компьютерного тестирования.

При разработке диагностического инструментария оценки качества социально-гуманитарного образования мы ориентируемся на уровень сформированности общекультурных компетенций студента, делая упор на оценку его социокультурной подготовленности, его умения ориентироваться в сложных социально-политических проблемах, успешно решать поставленные задачи, осознавать социальную значимость своей будущей профессии на рынке труда.

Таким образом, можно отметить, что проектирование учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин

позволяет оптимизировать, не только педагогическую деятельность преподавателей, но и учебную деятельность студентов.

Библиографический список

1. Бедерханова В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие. - Краснодар : КИДППО, 2000. - 54 с.

2. Беликов В. А., Кривощапова В. Г., Савинков Л. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 340 с.

3. Гаранина Р. М. Самостоятельная работа -средство развития потенциала студентов // Alma mater. - 2012. - № 1. - С. 46-48.

4. Горшкова О. В. Управление кадровым потенциалом предпринимательского университета: новые компетенции ППС // Университетское управление. - 2012. - №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1358 (дата обращения: 04.04.2013).

5. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры: монография / под. общ. ред. А. Я. Найна. - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2008. - 380 с.

6. Липская Л. А. История и философия образования: антропологические основания: учеб. пособие. - Челябинск: Уральская академия, 2008. -272 с.

7. Лях В. И. Конструирование в учебной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 24-29.

8. Речкина Т. Д. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности студентов педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д, 2003 // Наука педагогика [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-08/dissertaciya-uchebno-metodicheskoe-obespecheni (дата обращения: 02.02.2013).

9. Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Научная онлайн библиотека ПОРТАЛУС [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalus.ru/modules pedagogics/rust (дата обращения: 05.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.