Научная статья на тему 'Организация самообразования педагогов в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования'

Организация самообразования педагогов в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2127
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF A TEACHER / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-EDUCATION / METHODICAL WORK / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ящук Алла Владимировна

Обосновывается возросший интерес исследователей к вопросам построения индивидуального образовательного маршрута педагогов, переосмыслению используемых форм и методов в методической работе в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования. В результате проведенного исследования были изучены потребности педагогов в образовании и совершенствовании педагогического мастерства, причины успешности и неудач и определены позитивные факторы, способствующие дальнейшему росту их профессионализма. Представлены организационно-педагогические условия самообразования педагогов, а также алгоритм деятельности педагогов по самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ящук Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TEACHERS’S SELF-EDUACATION IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE PRESCHOOL EDUCATION STANDARD

The article deals with the organization of self-education of preschool teachers at the present stage. Increased the interest of researchers to the building of the teacher’s individual educational route, rethinking of the forms and methods used in the methodological work under the conditions of implementation of the Federal State Standard of Preschool education. The study examined the needs of teachers in education and improvement of pedagogical skills, the reasons for success and failure, and identified the positive elements that contribute to the further growth of professionalism. The study identified and put into practice preschool educational institution organizational and pedagogical conditions of teachers’ self-education (normative-regulatory, perspective-orienting, activity–stimulating, informative-communication), the algorithm of teachers’ work on self-education. As a result of marked and other areas of research of the problem, such as the development of programs for the transition to the “Teacher Professional Standards”.

Текст научной работы на тему «Организация самообразования педагогов в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»

УДК 373.2.041-057.175

А. В. Ящук

ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается возросший интерес исследователей к вопросам построения индивидуального образовательного маршрута педагогов, переосмыслению используемых форм и методов в методической работе в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования. В результате проведенного исследования были изучены потребности педагогов в образовании и совершенствовании педагогического мастерства, причины успешности и неудач и определены позитивные факторы, способствующие дальнейшему росту их профессионализма.

Представлены организационно-педагогические условия самообразования педагогов, а также алгоритм деятельности педагогов по самообразованию.

Ключевые слова: самообразование, профессиональное самообразование педагога, дошкольное образовательное учреждение, организационно-педагогические условия самообразования, методическая работа.

На современном этапе развития образования в условиях гуманизации принципов работы с педагогами требуется переосмысление всех используемых в методической работе форм и методов для того, чтобы они обеспечивали активное включение каждого специалиста в процесс самообразования. Таким образом, возникает необходимость анализа и отбора эффективных форм и методов работы с педагогическими кадрами из целого ряда предлагаемых современной практикой, а также исходя из актуальных потребностей и интересов каждого коллектива.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Подтверждение этому имеется в современных теориях и технологиях самообразования (А. Я. Айзенберг, О. Б. Даутова, А. К. Громцева, Г. М. Коджас-пирова, А. Г. Ковалев, Т. В. Машарова, Б. Ф. Райский, Н. Ю. Русова, Г. Н. Сериков, С. В. Христофоров, М. Г. Яновская) [1].

Однако многие воспитатели, понимая смысл и назначение профессионального педагогического самообразования, не владеют методикой этой деятельности или не испытывают в ней потребности [2]. С целью выявления готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к самообразованию магистрантом Томского государственного педагогического университета А. В. Юсубо-вой проведено исследование на базе МАДОУ № 73 г. Томска, в котором приняли участие 26 педагогов в возрасте от 18 до 55 лет. Для получения объективной информации об уровне профессиональной компетентности педагогов использовалась анкета Е. Н. Ноздриной «Профессиональный портрет» [3].

Полученные данные показали, что 68 % педагогов образовательного учреждения предпочитают

использовать традиционные приемы, методы и формы работы с детьми, 23 % - недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности, 50 % демонстрируют низкое стремление к повышению своей компетентности. Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим: 59 % имеют низкий уровень профессиональной компетентности, 32 % - средний, 9 % -высокий.

Результаты ответов на вопросы анкеты «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию педагогов ДОУ» [4] показали, что главными факторами-стимуляторами в работе педагогов у 50 % являются интерес к работе, 38 % - пример и влияние коллег, 25 % - организация методической работы, 30 % - возрастающая доля ответственности при выполнении заданий. Потребность в повышении квалификации педагогов связана с получением новых знаний, что является основным мотивом для посещения курсов повышения квалификации и переподготовки для 38 % воспитателей. В 23 % случаев потребности педагогов определяются запросами родителей, администрации.

Анализ факторов, препятствующих самообразованию педагогов в детском саду, позволил сделать вывод о том, что определяющими выступают недостаток времени (88 %), собственная инерция (65 %), а также ограниченность ресурсов, стесненные жизненные обстоятельства (12 %). Следует отметить, что никто из педагогов не отметил в своих анкетах в качестве препятствия отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей и коллег, что создает положительные предпосылки для дальнейшего развития данных взаимоотношений в коллективе.

Результаты анкетирования «Выявление способности педагога к саморазвитию» [5] педагогов

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 5 (170)

показали, что 27 % педагогов активно реализуют свои потребности в саморазвитии, у 54 % нет сложившейся системы саморазвития, их ориентация на развитие сильно зависит от внешних условий, 19 % находятся в состоянии остановившегося развития.

Для изучения затруднений педагогов по проблеме самообразования была предложена анкета «Изучение затруднений педагога по проблеме самообразования» [6], которая позволяет педагогу сделать самоанализ своей педагогической деятельности. Полученные результаты позволили сделать вывод, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников.

Результаты проведенной диагностики способствовали анализу условий, имеющих непосредственную связь с организацией методической работы детского сада. В своем исследовании авторы ориентировались на условия, предложенные Г. В. Яковлевой [7].

Нормативно-регламентирующие условия, направленные на обеспечение скоординированной деятельности педагогов при осуществлении самообразовательной деятельности, реализуются полностью. Для изучения документации в детском саду проводятся систематические консультации, семинары, совещания при заведующем, оформляются выставки, раскрывающие положения основных документов. Для обеспечения координации деятельности по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в ДОУ была создана рабочая группа. Результатом деятельности рабочей группы стал сбор информационно-аналитических материалов, разработка плана-графика мероприятий по введению ФГОС в детском саду.

Перспективно-ориентирующие условия позволили определить тему самообразования педагога. Выстраивая методическую работу по организации самообразования педагогов в данном направлении, исходили из категорий педагогов, которые нуждаются в самообразовании [8]:

- вновь прибывшие педагоги;

- педагоги, перемещенные на новые должности, молодые специалисты;

- участники инновационной деятельности;

- педагоги, имеющие замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации.

Так, для вновь поступивших педагогов было организовано управленческое содействие в выборе темы самообразовательной деятельности, составлении плана по самообразованию, подборе необхо-

димой методической и научно-методической литературы. С категорией педагогов, имеющих опыт работы, проводились индивидуальные консультации по теме самообразования, оказывалась помощь в выборе форм отчета по самообразовательной деятельности. Ими стали открытые мероприятия с детьми, мастер-классы, выступления на семинарах и педагогических советах. С группой педагогов, активно реализующих свои потребности в саморазвитии, проводились собеседования по теме самообразования, подготовка квалификационных работ на первую и высшую категории, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта в форме публикаций, разработок модифицированных программ и т. д.

Был сделан вывод, что темы для самообразования должны подбираться с учетом индивидуального опыта каждого педагога.

Деятельностно-стимулирующие условия отражают специфику условий жизнедеятельности педагогов в конкретном образовательном учреждении и направлены на стимулирование деятельности педагогов за счет создания комплекса материальных, моральных и психологических условий (премирование, доплаты и надбавки за инновационную деятельность, участие в профессиональных конкурсах различного уровня и т. д.).

Информационно-коммуникативные условия отражают взаимосвязь между различными компонентами профессиональной деятельности педагогов. Осуществление самообразовательной деятельности педагогов во многом зависит от той информации, которая доходит до педагогов и которой они могут воспользоваться в инновационной деятельности. Для реализации этих условий были созданы технические и социальные ресурсы: постоянное обновление официального сайта ДОУ, доступ в сети Интернета, а также систематическое повышение уровня ИКТ - компетентности педагогами детского сада (создание сайтов групп и персональный сайт старшего воспитателя).

На основе результатов экспериментальной работы, а также рекомендаций К. Ю. Белой [9] был составлен алгоритм деятельности педагога ДОУ по самообразованию (таблица).

Исследование результативности применения организационно-педагогических условий для самообразования педагогов детского сада заключалось в выявлении позитивных изменений в продуктивности методической работы, наличии интереса у педагогов к осуществлению самообразовательной деятельности, побед в профессиональных конкурсах, успешного прохождения аттестации и сформиро-ванности профессиональных компетентностей.

Таким образом, эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уров-

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию

Этап Содержание работы Форма предоставления результатов

воспитателя старшего воспитателя

Диагностический Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование Собеседование с руководителем, старшим воспитателем

Прогно стический Определение цели и задач работы над темой. Планирование работы по самообразованию. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Консультирование и методические рекомендации по разработке темы Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ

Практический Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Выборочное изучение, анализ и самооценка результатов. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов Создание условий для работы воспитателя по самообразованию Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ

Обобщающий Применение знаний, умений и навыков на практике: изготовление пособий, атрибутов и т. д. Подведение итогов Оценка работы педагога по самообразованию при посещении мероприятий, изучение практических материалов Выступление на заседании педагогического совета

Внедренческий Использование и распространение опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы Привлечение к проведению консультаций, открытого просмотра, выступлению на заседании совета. Помощь в оформлении результатов самообразования Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

ня профессиональной культуры работающих в нем педагогов, умения руководителя создать условия, обеспечивающие профессиональное самообразование каждого сотрудника. Для этого, с одной стороны, необходимо постоянное повышение профессио-

нального самообразования педагога, а с другой -постоянное самосовершенствование управленческой культуры руководителя, являющейся гарантом создания благоприятных условий для творческой работы коллектива.

Список литературы

1. Майер А. А., Богославец Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. М.: Сфера, 2012. 128 с.

2. Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в ДОУ. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 186 с.

3. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой. М.: Школьная пресса, 2008. 96 с.

4. Никишина И. В. Диагностика и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2007. 156 с.

5. Боякова Е. В. Мотивация к профессиональному росту // Управление ДОУ. 2013. № 8. С. 5-7.

6. Беляева И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 12 С. 64.

7. Яковлева Г. В. Организация инновационной деятельности педагогов в современном дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДО // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 131-134.

8. Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. СПб.: Детство Пресс. 2012. 96 с.

9. Белая К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 2. С. 37-41.

Ящук А. В., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.02.2016.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

A. V Yashchuk

ORGANIZATION OF TEACHERS'S SELF-EDUACATION IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE PRESCHOOL EDUCATION STANDARD

The article deals with the organization of self-education of preschool teachers at the present stage. Increased the interest of researchers to the building of the teacher's individual educational route, rethinking of the forms and methods used in the methodological work under the conditions of implementation of the Federal State Standard of Preschool education. The study examined the needs of teachers in education and improvement of pedagogical skills, the reasons for success and failure, and identified the positive elements that contribute to the further growth of professionalism. The study identified and put into practice preschool educational institution organizational and pedagogical conditions of teachers' self-education (normative-regulatory, perspective-orienting, activity-stimulating, informative-communication), the algorithm of teachers' work on self-education. As a result of marked and other areas of research of the problem, such as the development of programs for the transition to the "Teacher Professional Standards".

Key words: self-education, professional self-education of a teacher, preschool educational institution, organizational and pedagogical conditions of self-education, methodical work.

References

1. Mayyer A. A., Bogoslavets L. G. Soprovozhdeniye professional'noy uspeshnosti pedagoga DOU [Support of the professional success of a preschool educational institution teacher]. Moscow, Sfera Publ., 2012. 128 p. (in Russian).

2. Yelzhova N. V. Sistema kontrolya i metodicheskaya rabota vDOU [Control system and methodical work at the preschool educational institution]. Rostov on don, Feniks Publ., 2007. 186 p. (in Russian).

3. Tavberidze V. A., Kalugina V. A. Diagnostika i kriterii otsenki deyatelnosti vospitatelya DOU. Organizatsiya i upravleniye metodicheskoyrabotoy [Diagnosis and criteria for evaluating the performance of a preschool educational institution teacher. Organization and control of methodical work]. Moscow, Shkol'naya Pressa Publ., 2008. 96 p. (in Russian).

4. Nikishina I. V. Diagnostika i metodicheskaya rabota v doshkolnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Diagnosis and methodical work in preschool educational institutions]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2007. 156 p. (in Russian).

5. Boyakova E. V. Motivatsiya k professional'nomu rostu [Motivation for professional growth]. Upravleniye DOU - Preschool Educational Institution Management, 2013, no. 8, pp. 5-7 (in Russian).

6. Belyayeva I. V. Sistema raboty starshego vospitatelya s molodymi spetsialistami [The system of work of the senior educator with young professionals]. Spravochnik starshego vospitatelya - Handbook of the Senior Mentor, 2008, no. 12, p. 64 (in Russian).

7. Yakovleva G. V. Organizatsiya innovatsionnoy deyatel'nosti pedagogov v sovremennom doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii v usloviyakh vvedeniya FGOS DO [The organization of innovative activity of teachers in modern preschool educational institution in the conditions of introduction of Federal state educational standard of preschool education]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2013, no. 5, pp. 131-134 (in Russian).

8. Veselova T. B. Sovershenstvovaniye metodicheskoy raboty s pedagogicheskimi kadramiDOU [Improvement of methodical work with pedagogical staff of preschool educational institution]. St. Petersburg, Detstvo Press Publ., 2012. 96 p. (in Russian).

9. Belaya K. U. Samoobrazovaniye pedagogov DOU [The self-education of preschool educational institution teachers]. Spravochnik starshego vospitatelya doshkol'nogo uchrezhdeniya - Handbook of the Senior Educator of Preschool Establishments, 2007, no. 2, pp. 37-41 (in Russian).

Yashchuk A. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.