Научная статья на тему 'Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений'

Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1616
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ РАБОТЫ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / MANAGEMENT / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL WORK / STAGES OF WORK / SELF-PERFECTION / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Г. В.

В данной статье автором раскрываются основные позиции проблемы управления самообразованием педагогов в условиях инноваций: современные взгляды на данную проблему в педагогических исследованиях, определение понятий «управление» и «самообразование». Предложена система самообразовательной деятельности педагогов ДОУ: выбор проблемы самообразования, построение этапов этой деятельности, выработка рекомендаций педагогам на каждом из этапов самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF SELF-EDUCATION OF PEDAGOGUES IN AN INNOVATION PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article the author shows basic troubles of management of self-education of pedagogues in an innovation terms: actual views on the trouble in pedagogical researches, the definition of notion «management» and «selfeducation ». The system of pedagogues self-educational work in pre-school educational institution is offer: the choice of trouble of self-education, the building of stages of this work, the making of guidelines for pedagogues on each stage of self-education.

Текст научной работы на тему «Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений»

УДК 373

УПРАВЛЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГОВ ИННОВАЦИОННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2010 Г.В.Яковлева

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 28.08.2009

В данной статье автором раскрываются основные позиции проблемы управления самообразованием педагогов в условиях инноваций: современные взгляды на данную проблему в педагогических исследованиях, определение понятий «управление» и «самообразование». Предложена система самообразовательной деятельности педагогов ДОУ: выбор проблемы самообразования, построение этапов этой деятельности, выработка рекомендаций педагогам на каждом из этапов самообразования.

Ключевые слова: управление, самообразование, самообразовательная деятельность, этапы работы, самосовершенствование, саморазвитие.

В современных условиях развития образования в России особенно актуализирована проблема самосовершенствования педагогов, проблема организации их самообразовательной деятельности. Новые процессы в политике, экономике, духовной жизни неразрывно связаны с новым пониманием человека, с возрастанием роли личности во всех областях общественного процесса. И в большей мере это относится к образованию. Ведь воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. В связи с этим проблемы развития творческой личности педагога, ее роста на протяжении профессионального пути приобретают все большую актуальность. Во-первых, для самого педагога, для того, чтобы в условиях сложных перемен, в период модернизации российского образования, модель которого представлена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Современной модели образования, ориентированной на развитие инновационной экономики, необходимо научиться справляться с жизненными трудностями, не растеряться, не остановиться в своем профессиональном развитии, а сохранять и приумножать лучшие профессиональные качества, суметь развивать свой потенциал, активно строить свою профессиональную карьеру. Во-вторых, для общества, в котором к уровню образованности его членов предъявляются самые серьезные требования1.

Мысль о нереализованных, упущенных возможностях педагога, о нереализованных способ-

0

Яковлева Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования. E-mail: galina440@mail. ru

1 Айзенберг А.Я. Самообразование: История, теория и

современные проблемы. - М.: 1986. - С.119.

ностях педагога как личности для нас является принципиальной. Она направляет внимание на то, как педагог может построить свою профессиональную карьеру, чтобы более полно реализовать свои возможности, профессиональный потенциал и способности. Эта проблема прямо выводит к проблеме необходимости самообразовательной деятельности педагога2. Личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, как формирующая в определенных пределах позицию и линию своей профессиональной жизни.

Тема самообразования педагога имеет значение с практической точки зрения в плане рассмотрения возможностей, резервов, способствующих успешной его профессиональной деятельности, развитию и профессиональному росту педагога. Вопросы самообразования давно привлекают внимание ученых. Однако на сегодняшний день в исследованиях преобладает подход к самообразованию с позиций школьной педагогики. Ряд авторов отводят второстепенную роль самообразованию по сравнению с образованием и воспитанием, т.е. рассматривают его как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в развитии специалиста; как неотъемлемый компонент систематического обучения, как важный компонент непрерывного образования, способствующий индивидуализации образования, культивированию навыков самостоятельного получения знаний, как сознательная работа над совершенствованием личности педагога как профессионала. Самообразование в управленческой литературе трактуется как целеустремлен-

2 Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя: Учебное пособие. - М.: 1994.

ная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

Самообразование, по мнению В.Я.Ляудис, это достижение личностью такого уровня работы над собой, педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, который обеспечивает развитие педагогических качеств, убеждений, а также активности поведения. Таким образом, с точки зрения внутреннего проявления самообразование определяется как непрерывный процесс формирования и развития личности педагога, интегрируемый потребностями личности и общества, характеризующийся компенсаторной, адаптирующей и развивающей функциями. В структурном плане на первое место выступают система мотивов деятельности педагога (направленность личности), эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные творческие компоненты личности педагога.

Содержание самообразовательной деятельности раскрывается через ее функции: 1) Компенсаторная функция реализуется в приобретении педагогом профессиональных компетенций, которыми другие педагоги уже владеют; в расширении общего кругозора, усвоении новой информации и т.д., в этом случае самообразовательная деятельность выступает в традиционно принятом содержании. 2) Адаптирующая функция самообразовательной деятельности позволяет педагогу постоянно приспосабливаться к изменяющейся системе образования, то есть происходит приспособление педагога к изменившимся условиям профессиональной деятельности, восстановление способности эффективно самореализоваться в новых условиях. 3) Развивающая функция самообразовательной деятельности предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности; она (эта функция) означает непрерывное обогащение творческого потенциала личности педагога3.

Функции самообразовательной деятельности образуют своеобразную иерархию, где развивающая функция в наибольшей мере соответствует современному этапу развития образовательной системы, ее целям и потребностям общества в образованности детей4. Индивидуализация самообразования педагога проявляется в самостоятельно выбранном пути профессионально-педагогического развития, самостоятельном его прохождении, в невозможности организовать

3 Айзенберг А.Я. Самообразование: История, теория и современные проблемы... - С.119.

4 Лехтман В. Ф. Педагогические условия управления

инновационным учебным заведением. Дис. канд. пед. наук. - Челябинск: 1996.

самообразование без обращения к собственному «я» (с целью изучения своей личности, для самопобуждения педагога к этой работе, для разработки собственной программы самообразовательной деятельности и средств ее реализации).

Исходя из оценки уровня квалификации педагога, выстраивается система его самообразовательной деятельности. Так, для первой выделенной категории педагогов (вновь поступившие педагоги) целесообразно организовать управленческое содействие в выборе темы самообразовательной деятельности, в составлении плана по самообразованию, в подборе необходимой методической и научно-методической литературы. Со второй категорией педагогов более целесообразно проведение индивидуального консультирования по теме самообразования, в выборе форм отчета по самообразовательной деятельности (это могут быть открытые мероприятия с детьми, мастер-классы, выступление на семинарах и педагогических чтениях). С третьей группой педагогов (с участниками инновационных процессов) более целесообразны собеседования по теме самообразования, подготовка квалификационных работ на первую и высшую категории, обобщение и тиражирование позитивного педагогического опыта в форме методических пособий, авторских программ и т.д. С четвертой группой педагогов, имеющих замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации, необходимо осуществление индивидуального и дифференцированного подхода как к выбору темы самообразования, так и в организации их непосредственной самообразовательной деятельности.

По отношению к самообразованию и умению организовать самостоятельную работу над собой можно выделить три основных группы педагогов: 1) систематически и целенаправленно занимающиеся самообразованием и умеющие рационально организовывать его; 2) стремящиеся к знаниям, занимающиеся самообразованием, но не всегда углубленно, целенаправленно и рационально; 3) недооценивающие самообразование, занимающиеся пополнением своих знаний и умений эпизодически, в узкопрофессиональном направлении.

Педагоги первой группы имеют разносторонние интересы, следят за развитием психолого-педагогической науки. Самообразовательная деятельность позволяет им быть в курсе достижений теории и передовой практики. Они умеют отобрать из прочитанного или увиденного основное, главное, творчески применить в практике учетом личного опыта и условий работы. Они не теряются перед новыми идеями, а пытаются найти пути разумного их применения. Именно из таких педагогов вырастают настоящие мастера педагогического дела.

Второй группе педагогов также свойственно стремление к знаниям. Они накапливают разнообразный, богатый дидактический материал, положительно относятся к позитивному педагогическому опыту, заинтересованы в знаниях. Однако приобретенные знания они не всегда умеют углубить самостоятельной работой. В результате их методологическая и теоретическая подготовка перестает отвечать требованиям времени. И, наконец, есть значительная часть педагогов, которые не работают систематически над расширени-

Инновационные преобразования в современной образовательной ситуации приобретают системный характер5. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых К.Ю.Бе-лая, Н.В.Горбунова, М.М.Поташник и др. Причинами столь массового явления, как инновация, по мнению М.М.Поташника, В.А.Сластенина, Т.И.Шамовой, являются: 1) необходимость ведения активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем; 2) стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и, тем самым, сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ; 3) подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива; 4) постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу; 5) стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания; 6) возрастаю-

5 Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. -М.: 2003.

ем и углублением своих профессиональных знаний, общего культурного кругозора. Самостоятельно они изучают лишь методическую литературу, конкретные разработки, рекомендации. Скрупулезное следование советам различных методик приводит их в той или иной степени к штампу в работе, тормозит развитие личности. Проблема управления самообразовательной деятельностью педагогов особенно актуализирована в условиях все шире развертываемых инновационных тенденций в дошкольном образовании.

щие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей; 7) конкуренция между дошкольными образовательными учреж-дениями6.

Анализ современных исследований (М.М.Поташник, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, Н.Р.Юсуфбекова) позволил выделить показатели ОУ, характеризующие его как инновационное: 1) Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения: превышение государственных стандартов образования (чаще всего это превышение осуществляется по инновационным направлениям); обеспечение развития ребенка за счет базового компонента и дополнительных образовательных услуг. 2) Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов. 3) Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона. Особенно актуализирована сегодня проблема разработки, апробации и внедрения регионального компонента в образовании. 4) Высокий уровень развития образовательного учреждения как системы: а) имеется коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому

6 Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. -М.: 1992. - С.239 - 401.

Таб.1. Характеристики для определения уровня квалификации педагога при организации самообразования

№ п/п Категории педагогов, которые нуждаются в самообразовании Характеристики для определения уровня квалификации педагога при организации самообразования

1. Вновь прибывшие педагоги Уровень или тип адаптации: полное или частичное с сохранением собственной индивидуальности принятие норм и ценностей учреждения

2. Педагоги, перемещенные на новые должности, то есть новички в профессии, молодые специалисты Уровень профессионализма: допрофессионализм, профессионализм (адаптация в профессии, самоактуализация, свободное владение профессией в форме мастерства)

3. Участники инновационных процессов Уровень владения новой технологией (освоение новых знаний, пробное применение на практике, закрепление как постоянного нового стиля работы, переход в привычный стиль деятельности)

4. Педагоги, имеющие замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации Уровень профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм. Уровень конкретных профессиональных знаний и умений (знания отсутствуют, репродуктивное применение знаний без учета особенностей ситуации, творческое и результативное применение знаний с учетом конкретных условий)

присуще тесное сотрудничество и высокая эффективность труда; б) готовность педагогов к инновационной (внедренческой) деятельности; в) оптимальная структура управления, основанная на системно-синергетическом подходе и программно-целевом принципе управления, четкое распределение функций; г) цели, содержание образования, методы и формы организации образовательного процесса тесно связаны между собой; д) в образовательном учреждении созданы условия, способствующие саморегуляции и развитию творческого потенциала каждого педагога. Этому способствует разработанная каждым образовательным учреждением модель мотивации; и) удовлетворяющая современным требованиям материально-техническая база, использование в системе управления коммуникационно-информационных технологий; к) осуществление систематического обучения педагогических кадров через систему методической и научно-методической работы в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами. л) в образовательном учреждении создан благоприятный психологический микроклимат.

Нельзя не согласиться с авторами современных исследований по инноватике в том, что только совокупность всех вышеперечисленных показателей определяет инновационность образовательного учреждения. В чем же состоит система управления самообразовательной деятельностью педагога инновационного ДОУ?

Анализ научной литературы показывает, что наибольший интерес представляет система функций управления, предложенная П.И.Третьяковым.7 К числу функций управления он относит информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную. Все выше перечисленные функции управления непосредственным образом применимы к управлению самообразовательной деятельностью педагогов. Охарактеризуем каждую из вышеперечисленных функций.

Информационно-аналитическая функция, применительно к управлению самообразовательной деятельностью педагогов, предполагает выявление состояния профессионализма каждого педагога: уровня его профессиональной компетентности, готовности к инновациям, готовности к повышению уровня своего профессионального мастерства. Информация об уровне профессиональной компетентности каждого педагога должна отвечать следующим требованиям: простоты, то есть информация должна содержать столько данных только в том объеме, сколько

7 Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам....

необходимо для организации самообразования педагога; наглядности, т.е. сведения должны быть представлены таким образом, чтобы дать возможность быстро выделить главное в профессиональной квалификации педагога, указать на проблемные зоны; однозначности, т.е. сведения должны толковаться семантически, синтаксически и логически однозначно; систематичности, т.е. информация должна поступать систематически, оперативно и непрерывно; достоверности, т.е. информация должна формироваться в ходе достаточно точных измерений с использованием критериального аппарата для определения уровня профессиональной компетентности педагогов.

Мотивационно-целевая функция управления самообразовательной деятельностью педагогов с элементами самоцелеполагания всегда носит стратегический характер. Определение целей управления самообразовательной деятельностью базируется на прогнозировании потребности педагогов в повышении уровня их профессиональной компетентности, уровня профессионального мастерства, потребности образовательного учреждения в специалистах высокого класса. Для этого необходимо знать, какие специалисты востребованы образовательным учреждением в условиях инноваций, какие требования предъявляются к профессиональным качествам педагогов-новаторов, какова база оценивания этих качеств, каковы средства для их измерения и оценки. В результате создается некий идеальный образ современного педагога, стремление к достижению которого является целью управления самообразовательной деятельностью педагогов.

Планово-прогностическая функция управления самообразовательной деятельностью педагогов представляет собой соотнесение целей с основными этапами планирования самообразования. По сути дела, планирование и прогнозирование представляют собой деятельность, направленную на оптимальный выбор целей и разработку программ их достижения. П.И.Третьяков выделяет следующие требования, которые следует учитывать при реализации этой функции: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственного заказа на образованность детей и личных творческих планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования; стабильность и гибкость планирования самообразования на основе прогнозов на повышение уровня профессиональной компетентности. Планирование самообразовательной деятельности имеет трехкомплексную структуру. Во-первых, планирование содержания изучаемого теоретического материала, во-вторых, планирование деятельности педагога по повышению уровня своей про-

фессиональной компетентности (посещение мастер-классов, открытых мероприятий, подготовка творческих отчетов и т.д.) на ближние, средние и дальние перспективы, в-третьих, планирование организации деятельности детей.

Планирование самообразования каждого педагога должно осуществлять на личностно ориентированной основе. Педагог самостоятельно должен определить интересующую его проблему,

исходя из приоритетных направлений деятельности учреждения, задач на текущий учебный год, целей, определенных в Программе развития учреждения. Проблему самообразования целесообразно наметить не на один - два года, а на пять и более лет. В связи с этим проблема должна быть сформулирована достаточно емко и являться актуальной.

Таб.2. Система планирования работы по самообразованию МДОУ ЦРР детского сада №2 440 г. Челябинска, являющегося Федеральной экспериментальной площадкой ФИРО

ФИО педагога Должность / категория Проблема Этапы самообразовательной деятельности Способ представления результата

1. Иванова Н.Н. Воспитатель высшей категории Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста о изучение состояния разработанности проблемы в теории и практике; о определение темы проектной деятельности; о разработка содержания проекта на текущий учебный год (для детей одной возрастной группы) о участие в работе «Педагогической гостиной» по проблеме экологического образования; о творческий отчет на педагогическом совете; о мастер-класс по реализации содержания проекта

2. Петрова А.П. Воспитатель первой категории Современные технологии в здоровьесбере-гающем образовании детей дошкольного возраста о анализ реализуемой образовательной программы; о определение уровня здоровья группы; о отбор современных педа-гогичес-ких здоровьесбе-регающих технологий; о изучение содержания программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Н.А.Филипповой; о разработка модели реализации программы «Разговор о правильном питании» в конкретной возрастной группе о участие в работе «Круглого стола» по проблеме: «Организация здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста»; о презентация модели реализации программы «Разговор о правильном питании» на педагогическом совете; о открытое мероприятие для педагогов и родителей учреждения; о организация предметно-развивающей среды группы для реализации программы «Разговор о правильном питании»

3. Киселева Г.И. Воспитатель высшей категории Ознакомление детей дошкольного возраста с дорожной азбукой Распространение передового педагогического опыта о презентация «Программы безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге»; о подготовка и участие в смотре - конкурсу «Зелёный огонек»; о -презентация проектов предметно-развивающей среды по теме «Знакомим детей с дорожной азбукой»

Организаторско-исполнительская функция управления самообразовательной деятельностью педагогов предполагает построение модели, которая соответствовала бы поставленным целям и планам и реализовала их через изучение нового методического содержания, овладение современными педагогическими технологиями, разработку авторской образовательной программы по определенной в самообразовании проблеме, через реализацию плана-проекта карьерного роста педагога. В качестве примера приведены планы-проекты карьерного роста педагога, не имеюще-

го квалификационной категории и высшей категории.

План-проект карьерного роста педагога, не имеющего квалификационной категории.

Первый год работы: 1) Освоение образовательной программы, реализуемой в дошкольной группе. 2) Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям реализуемой образовательной программы. 3) Создание дидактического комплекса для организации занятий и совместной деятельности детей и взрослых. 4) Посещение занятий в «Школе молодого воспитателя». 5) Участие в работе педагогиче-

ских советов. 6) Посещение открытых занятий у педагогов-новаторов. 7) Проведение открытого занятий для участников «Школы молодого воспитателя».

Второй год работы: 1) Участие в работе методического объединения педагогов, реализующих определенную образовательную программу по дошкольному образованию. 2) Создание и описание дидактического комплекса для реализации образовательной программы. 3) Разработка конспекта занятия по одному из разделов образовательной программы. 4) Создание дидактического комплекса для проведения данного занятия с детьми. 5) Изучение подходов к проведению образовательного мониторинга. 6) Организация образовательного мониторинга. 7) Выступление с результатами педагогической диагностики на педагогическом совете.

Третий год работы: 1) Определение темы по самообразованию. 2) Разработка перспективного плана работы над выбранной темой по самообразованию. 3) Подбор психолого-педагогической литературы по выбранной самообразовательной теме. 4) Составление тезисов основных мыслей из подобранной литературы по выбранной самообразовательной теме. 5) Соотнесение основной образовательной программы с темой самообразовательной деятельности. Внесение инновационных моментов в реализацию образовательной программы в соответствии с новинками в литературе. 6) Разработка конспекта занятия для детей своей группы в соответствии с наработанным инновационным материалом. 7) Показ занятия для молодых педагогов в рамках работы «Школы молодого воспитателя».

Четвертый год работы: 1) Подготовка необходимых документов для прохождения аттестации. 2) Оценивание социально-педагогического статуса. 3) Подготовка конспекта занятия и основного дидактического комплекса для проведения занятия на вторую квалификационную категорию. 4) Выступление по материалам самообразовательной деятельности на методическом часе. 5) Подготовка аналитических материалов по результатам педагогической диагностики. 6) Освоение педагогом современных подходов к организации взаимодействия с родителями воспитанников. 7) Разработка перспективного плана взаимодействия с использованием современных форм: семейных клубов, родительских гостиных, родительских педагогических конференций, консультационного пункта и т.д.

Пятый год работы: 1) Участие в работе методического объединения района для педагогов, реализующих определенную образовательную программу. 2) Разработка инновационной методической продукции по материалам самообразовательной деятельности: дидактические игры,

развивающие пособия, наполнение проектов по направлениям деятельности ДОУ. 3) Подготовка творческого отчета по материалам самообразовательной деятельности на методическом часе или педагогическом совете. 4) Создание собственного проекта реализации приоритетных направлений деятельности ДОУ на текущий период. 5) Участие в конкурсах, организуемых внутри образовательного учреждения.

План-проект карьерного роста педагога высшей категории.

Первый год работы: 1) Реализация выдвинутых в квалификационной работе на высшую категорию перспектив. 2) Участие в районных, городских, областных конкурсах, смотрах. 3) Разработка авторской программы по направлению инновационной педагогической деятельности. 4) Создание методического обеспечения реализации программы. 5) Создание дидактического обеспечения созданной программы. 6) Выдвижение педагога на участие в конкурсе «Воспитатель года». 7) Представление педагога на награждение грамотой Главного управления образования и науки.

Второй год работы: 1) Разработка программного обеспечения инновационной деятельности ДОУ (участие в создании инновационной методической продукции). 2) Руководство одним из инновационных структурных подразделений внутри ОУ (творческой группой, временным научно-исследовательским коллективом, методическим объединением). 3) Подготовка к публикации позитивного педагогического опыта. 4) Выдвижение педагога на награждение Грамотой Министерства образования РФ.

Третий год работы: 1) Организация исследовательской работы по одному из направлений инновационной деятельности учреждения. 2) Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению. 3) Руководство районным методическим объединением педагогов по данному направлению педагогической деятельности. 4) Разработка инновационной методической продукции, представляемой на экспертизу Главного управления по делам образования г. Челябинска. 5) Представление педагога на награждение нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».

Четвертый год работы: 1) Защита кандидатской диссертации по выдвинутой проблеме. 2) Апробация предложенных в диссертационном исследовании подходов в практике дошкольного образования. 3) Представление педагога на звание «Человек года». 4) Выпуск монографии по материалам исследования.

Пятый год работы: 1) Разработка авторской образовательной программы по дошкольному

образованию. 2) Создание инновационной методической продукции в виде методических рекомендаций, программ курсов повышения квалификации для воспитателей ДОУ, публикаций в сборниках разных уровней. 3) Представление педагога на звание «Заслуженный учитель РФ».

Контрольно-диагностическая функция. Очевидно, что процесс управления самообразовательной деятельностью педагогов требует обратной связи. В определенной степени эту задачу решает контрольно-диагностическая функция, которая представляет собой процесс, обеспечивающий достижение целей и предполагает анализ и оценку (самооценку) необходимой информации на основе квалиметрического подхода, а затем с учетом этой информации осуществление коррекции.

Разработчики функций управления выделяют следующие требования к контролю, которые мы в полной мере можем соотнести с управлением самообразовательной деятельностью педагогов: 1) Необходимость предварительного, текущего и заключительного(итогового) контроля; 2) Выделение этапов контроля; а) установка стандартов, т.е. поддающихся измерению целей самообразовательной деятельности (повышение уровня

профессиональной компетентности, овладение современной педагогической технологией, активность в инновационной деятельности, повышение качества образованности детей); б) сравнение показателей контроля с заданными стандартами с определением допустимых отклонений (с моделью идеального педагога, с высоким уровнем образованности детей, влиянием инноваций на состояние здоровья воспитанников); в) измерение результатов; 3) Стратегический характер контроля, его нацеленность на достижение конкретных результатов, простота и экономичность.

Регулятивно-коррекционная функция является видом деятельности, ориентированной на внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления самообразовательной деятельностью педагогов. Таким образом, реализация всех вышеперечисленных функций управления самообразовательной деятельностью позволит руководителям инновационных дошкольных образовательных учреждений обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и обеспечит карьерный рост педагога и, следовательно, качество внедрения инноваций и качество дошкольного образования.

THE MANAGEMENT OF SELF-EDUCATION OF PEDAGOGUES IN AN INNOVATION PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2010 G.V.Yakovleva"

Chelyabinsk Teachers' Advanced Training and Retraining Institute

In the article the author shows basic troubles of management of self-education of pedagogues in an innovation terms: actual views on the trouble in pedagogical researches, the definition of notion «management» and «self-education». The system of pedagogue's self-educational work in pre-school educational institution is offer: the choice of trouble of self-education, the building of stages of this work, the making of guidelines for pedagogues on each stage of self-education.

Catchwords: management, self-education, self-educational work, stages of work, self-perfection, self-development.

o

Yakovleva Galina Vladimirovna, Cand. Sc. In Pedagogics, Associate Professor, Head of the Special Education department. E-mail: galina440@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.