Научная статья на тему 'К актуальности проблемы самообразования педагогов ДОУ'

К актуальности проблемы самообразования педагогов ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юревич С.Н., Махмутова Л.М.

Динамичные изменения в жизни современного общества требуют от человека высокой социальной и профессиональной мобильности, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. Это касается любой сферы деятельности, в том числе системы образования, где повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К актуальности проблемы самообразования педагогов ДОУ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 372

С.Н. Юревич

к. пед. н., доцент кафедра дошкольного образования Магнитогорский государственный технический университет Г. Магнитогорск, Российская Федерация

Л.М. Махмутова заведующий

Г. Магнитогорск, Российская Федерация К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Аннотация

Динамичные изменения в жизни современного общества требуют от человека высокой социальной и профессиональной мобильности, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. Это касается любой сферы деятельности, в том числе системы образования, где повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования.

Ключевые слова

Самообразование, самообразовательная компетентность, управленческое сопровождение самообразовательной деятельности педагогов ДОУ.

В настоящее время проблема самообразования педагогов дошкольных учреждений приобретает особую значимость. Это связано с изменением нормативно-правового поля, в частности, с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Модернизация системы дошкольного образования направлена на обновление содержания, принципов построения образовательного процесса, вариативность программ, методов и форм работы с детьми. Все это требует от педагогов пересмотра своих профессиональных взглядов и позиций, отказа от шаблонов прошлого педагогического опыта и стереотипов, стимулирует к освоению новых знаний, современных технологий и внедрению инновационных педагогических идей в практику дошкольного образования.

Различные аспекты самообразования давно и широко изучаются целым рядом наук - философией, психологией, социологией и др. Как самостоятельное направление в педагогике проблема готовности педагогов к самообразованию выделилась в исследованиях примерно в 70-х г. XX века. Этой теме посвящены работы В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.К. Громцевой, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, А.Ю. Козыревой, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, А.Э. Симановского, С.Д. Смирнова, Ю.Б. Татанова, Г.Д. Чистяковой, Н.М. Яковлевой и др. Исследователями рассматривается самообразование не только как деятельность, но и как сугубо личностный процесс. Авторы подчеркивают, что успешность самообразования возможна только в том случае, если этот процесс осознается личностью, у педагога сформирована готовность к самообразовательной деятельности в виде самообразовательной компетентности, потенция к развитию стимулируются методической службой образовательной организации.

Проблема самообразования в большей степени рассмотрена в отношении обучающихся (школьников, студентов, слушателей курсов профессиональной подготовки и переподготовки). Так, проблеме формирования и развития самообразовательной компетентности студентов посвящены диссертационные исследования Т.Е. Землинской, И.А. Орловой, Е.С. Чеботаревой, М.А. Петровой, Е.Н. Фоминой и др. Т.Н. Долгушиной, С.Н. Юревич выполнен анализ подходов к определению самообразовательной компетентности [1].

Самообразовательная компетентность рассматривается учеными как: продукт развития самообразовательной деятельности (М.Б. Баликаева, В.А. Корвяков и др.); интегрированная характеристика

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

личности, включающая в себя знания, умения, способы и опыт самообразования, а также личностные качества, проявляющиеся в потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональной, социальной самореализации человека (Р.Р. Сагитова); интегративное личностное свойство, которое обеспечивается эмоционально-ценностным отношением к саморазвитию и самообразовательной деятельности, системой знаний о ее планировании и реализации, о способах самовоспитания; субъектно-личностным опытом продуктивного решения проблем развития, разработки и реализации моделей подготовки студентов к данному виду деятельности; готовностью к непрерывному саморазвитию качеств профессионала, самосовершенствованию, самообразованию в области будущей профессии (Е.С.Чеботарева); высшая интегральная способность мобилизовать организованные в систему знания, умения и личностные качества, необходимые для выполнения новой определенной задачи (Л.А. Халзакова) [3]; качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах (Е.Н. Фомина) [4].

В самом общем виде исследователи рассматривают самообразовательную компетентность как способность и готовности к непрерывному образованию, включающую в себя такие компоненты как: психологическая готовность к изменениям; ориентация в жизненных проблемах, в том числе связанных с выбором и освоением профессиональной деятельности, а также развитием профессиональной деятельности; умение строить индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта; умение планировать и организовывать свою деятельность, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники. Другими словами, самообразование - это индивидуально-личностный процесс целенаправленного и систематического улучшения, совершенствования себя и своей деятельности. В ходе самообразования педагог расширяет и углубляет свои теоретические знания, совершенствует имеющиеся и приобретает новые профессиональные навыки и умения в свете современных требований психолого-педагогических наук.

В науке выработаны различные подходы к классификации стадий самообразования. Но в целом можно говорить, что самообразование - динамический и непрерывный процесс. Способность к самообразованию (самообразовательная компетентность) формируется постепенно, она определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Прежде всего, она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа. Действенную помощь в самообразовании педагогов, в приобретении знаний, умений, навыков и компетенций оказывают методические службы дошкольных организаций [2].

Руководители ДОУ создают целый комплекс условий для профессионального роста каждого сотрудника. В первую очередь, это адресная поддержка и помощь воспитателям, индивидуализированное сопровождение процесса профессионального становления педагогов. Грамотное управленческое сопровождение способно выявить проблемы профессиональной деятельности педагогов, целенаправленно помочь в выборе способов и средств самообразования, в организации деятельности по обобщению результатов самообразования.

Список использованной литературы:

1. Долгушина, Т.Н. Компетентностный подход к проблеме самообразования / Т.Н. Долгушина, С.Н. Юревич // Тенденции формирования науки нового времени: Сборник статей международной научно-практ. конф. 2728 декабря 2013 г.: в 4 ч. Ч2. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С.222-226.

2. Климова, Т.Е. Самообразование в системе повышения квалификации /Т.Е. Климова, С.Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - № 1 (14). - С. 10-16.

3. Халзакова, Л.А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л.А. Халзакова // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 423-427.

4. Фомина, Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии / Е.Н. Фомина // Среднее профессиональное образование, №12, 2006. - С.50-52.

© Юревич С.Н., Махмутова Л.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.