Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1118
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салхаева Б. Д., Нурбаева Г. К., Жумакаримов М. А., Аманов С. Б.

Управление рисками в здравоохранении включает клинические и административные системы, процессы и отчеты, используемые для выявления, мониторинга, оценки, смягчения и предотвращения рисков. Используя управление рисками, организации здравоохранения активно и систематически обеспечивают безопасность пациентов, а также активы организации, долю рынка, аккредитацию, уровни возмещения, ценность бренда и репутацию сообщества. В ходе данной работы изучен международный опыт внедрения риск-менеджмента в медицинских организациях и разработаны предложения по их применению в медицинских организациях Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салхаева Б. Д., Нурбаева Г. К., Жумакаримов М. А., Аманов С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH RISK MANAGEMENT: A LITERATURE REVIEW

Health risk management includes clinical and administrative systems, processes and reports used to identify, monitor, evaluate, mitigate and prevent risks. By using actively risk management healthcare organizations can ensure systematically patient safety, as well as the organization’s assets, market share, accreditation, reimbursement levels, brand value and community reputation. In the course of this work, we studied the international experience of implementing risk management in medical organizations and developed recomendations for their use in medical organizations of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ»

Review article

Health Risk Management: A Literature Review

Botagoz Salkhayeva1, Gulnur Nurbayeva1, Mirat Zhumakarimov2, Serik Amanov3

1 Chief Specialist of Management Development and Corporate Governance Department of the Center of Management, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan 2 Head of Management Development and Corporate Governance Department of the Center of Management,

Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan 3 Head of the Center of Management, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

Health risk management includes clinical and administrative systems, processes and reports used to identify, monitor, evaluate, mitigate and prevent risks. By using actively risk management healthcare organizations can ensure systematically patient safety, as well as the organization's assets, market share, accreditation, reimbursement levels, brand value and community reputation.

In the course of this work, we studied the international experience of implementing risk management in medical organizations and developed recomendations for their use in medical organizations of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: risk management, healthcare, Republic of Kazakhstan.

Денсаулык сактау саласында тэуекелдердi баскару: эдебиетке шолу

Салхаева Б.Д. 1, Нурбаева Г.К^, Жумакаримов М.А. 2, Аманов С.Б. 3

1 Менеджмент орталыгынын менеджментт/' дамыту жэне корпоративт/'к баскару бэлiмiнiн бас маманы бас менеджерi, Денсаулы; са;тауды дамыту республикалы; орталыгы, Нур-Султан, Наза;стан

2 Менеджмент орталыгынын менеджментт/' дамыту жэне корпоративт/'к бас;ару бэлiмiнiн басшысы,

Денсаулы; са;тауды дамыту республикалы; орталыгы, Нур-Султан, Наза;стан

3 Менеджмент орталыгынын басшысы, Денсаулы; са;тауды дамыту республикалы; орталыгы, Нур-

Султан, Наза;стан

Тушндеме

Денсаулы; са;таудагы тэуекелдерд/' бас;ару клиникалы;жэне экiмшiлiкжуйелер, тэуекелдерд/' аны;тау, ба;ылау, багалау, жен/лдету жэне болдырмау Yшiн пайдаланылатын процестердi ;амтиды. Тэуекелдердi бас;аруды пайдалана отырып, денсаулы; са;тау уйымдары нау;астардын цау/'пазд/'г/'н, сондай-а; уйымнын активтер/'н, нары; Yлесiн, аккредиттеудi, этеу денгей/'н, брендт/'н ;ундылыгы мен ;огамдасты;тын бедел/'н белсенд/' жэне жYйелi тYрде ;амтамасыз етедi.

Осы жумыс барысында медициналы; уйымдарда тэуекел-менеджменттi енг/'зуд/'н халы;аралы; тэжiрибесi зерттелд/' жэне оларды Наза;стан Республикасынын медициналы; уйымдарында ;олдану бойынша усыныстар эз/'рленд/'.

Туйш сездер: тэуекелд/' бас;ару, денсаулы; са;тау, Наза;стан Республикасы.

Управление рисками в здравоохранении: обзор литературы

Салхаева Б.Д.1, Нурбаева Г.К. 1, Жумакаримов М.А. 2, Аманов С.Б. 3

1 Главный менеджер отдела развития менеджмента и корпоративного управления Центра менеджмента, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан 2 Начальник отдела развития менеджмента и корпоративного управления Центра менеджмента, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан 3 Руководитель Центра менеджмента, Республиканский центр развития здравоохранения,

Нур-Султан, Казахстан

Резюме

Управление рисками в здравоохранении включает клинические и административные системы, процессы и отчеты, используемые для выявления, мониторинга, оценки, смягчения и предотвращения рисков. Используя управление рисками, организации здравоохранения активно и систематически обеспечивают безопасность пациентов, а также активы организации, долю рынка, аккредитацию, уровни возмещения, ценность бренда и репутацию сообщества.

В ходе данной работы изучен международный опыт внедрения риск-менеджмента в медицинских организациях и разработаны предложения по их применению в медицинских организациях Республики Казахстан.

Ключевые слова: риск-менеджмент, здравоохранение, Республика Казахстан.

Corresponding author: Nurbayeva Gulnur, Chief Specialist of Management Development and Corporate Governance Department of the Center of Management, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 775 139 37 64 E-mail: [email protected]

J Health Dev 2020; 1(35):24-29 UDC 614; 614.2; 614:33 Recieved: 14-02-2020 Accepted: 26-02-2020

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Одним из важнейших мероприятий по повышению эффективности и качества оказания медицинской помощи является внедрение системы управления рисками, которая позволяет выявить, оценить последствия и выработать тактику противодействий, направленную на ограничение случайных событий, наносящих физический и моральный ущерб организации, её персоналу и пациентам.

Риск - это вероятность или угроза ущерба, травмы, потери ответственности, которые вызваны восприимчивостью и которые можно избежать с помощью превентивных действий. Риски для пациентов, персонала и организаций широко распространены в сфере здравоохранения. Взаимодействие людей с системой здравоохранения представляет для них угрозу главным образом из-за сложных технологий, чрезвычайно сложных процедур, высокого спроса на услуги, нехватки времени, большего ожидания от потребителей услуг, иерархического характера обучения и обязанностей.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, (ВОЗ) в развитых странах 1 из 10 пациентов, получающих стационарную помощь, подвержен отрицательным последствиям. Согласно отчету Агентства медицинских исследований и качества за 2013 год, уровень вреда, связанный с пребыванием в больницах США, составляет 25,1 на 100 случаев госпитализации [1]. Основными причинами являются: побочные эффекты лекарств, катетер-ассоциированные инфекции мочевыводящих путей, падения пациентов, пролежни, инфекция в месте операции, инфекции, связанные с центральной линией, венозная тромбоэмболия. По данным Института усовершенствования здравоохранения, медицинские ошибки являются третьей по значимости причиной смерти в США после рака и сердечных заболеваний [2].

К сожалению, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует реальная статистика, которая напрямую указывающая на влияние медицинских ошибок на население, однако некоторые данные не исключают необходимость в предотвращении рисков, связанные с безопасностью пациентов. Например, по данным Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения в Казахстане за 2018 г. поступило порядка 3,5 тысячи обращений, из которых около 50 процентов связаны с качеством медицинской помощи. В

результате рассмотрения данных обращений было составлено 430 административных протоколов, которые явно указывали на наличие нарушений в медицинских учреждениях. Также, в «Единый реестр досудебного расследования» только с 2014 по 2017 год было зарегистрировано 1736 уголовных правонарушений в сфере медицинской деятельности [3].

Учитывая данный аспект, решение вопроса управления рисками в здравоохранении потенциально важнее, чем в любой другой отрасли. В большинстве отраслей организация разрабатывает и внедряет стратегии управления рисками для предотвращения и уменьшения финансовых потерь. То же самое можно сказать и о здравоохранении, но в отношении безопасности пациентов, нежели проблем, касающихся финансовой безопасности. Управление рисками в этой отрасли касается вопросов жизни и смерти, исходя из чего, ставки здесь значительно выше.

Человеческая природа, предоставление сложной и многоплановой помощи и очень сложная система здравоохранения гарантируют, что медицинские учреждения так или иначе когда-либо могут столкнуться с неблагоприятными обстоятельствами. При этом, все эти случаи могут существенно смягчиться с помощью инструментов управления рисками.

Таким образом, одним из основных целеполагающих моментов для повышения безопасности оказания медицинской помощи является создание системы управления рисками в системе отечественного здравоохранения.

Создавая постоянный и систематический подход к минимизации рисков, связанных с отраслью здравоохранения, организации здравоохранения успешно защищают качество медицинской помощи и поддерживают финансовую мощь, преодолевая бурную эру перемен. Следовательно, очень важно понять ключевые концепции управления рисками и внедрить их в организации здравоохранения Республики Казахстан. Цель данного ислледования заключается в изучении опыта риск-менеджмента в сфери здравоохранения зарубежных стран для выделения общих способов, методов регулирования, которые могли бы использоваться во внедрении системы управление рисков в области здравоохранения Казахстана.

Опыт внедрения риск-менеджмента в здравоохранении

В различных странах приняты различные Риск-менеджмент в США был основан в

подходы к построению организационной 70-х годах после кризиса, вызванного ростом структуры системы управления риском. проблемы злоупотребления служебным

положением медицинского персонала и бременем возмещения за ошибки в медицинском уходе. В 1971 году президент Никсон создал правительственный комитет, который заявил, что лучший способ уменьшить частоту и серьезность ущерба - это разработка системы предотвращения ошибок во всех медицинских учреждениях. Несмотря на рекомендации этой комиссии в 70-х годах, он придавал значение только управлению финансовыми рисками. Это привело ко второму кризису 80-х годов в злоупотреблении служебным положением, который привел к высоким убыткам в страховании, к увеличению страховых взносов и претензий. В результате, Американская ассоциация больниц официально оформила создание программ риск-менеджмента [4].

В 1985 году более 80% американских больниц имели программу управления рисками. Далее в 1999 году в Медицинском институте усовершенствования здравоохранения был опубликован «Доклад об ошибках человека. Построение более безопасной системы здравоохранения». В документе указывается, что медицинские ошибки являлись причиной 44000-98000 смертельных случаев в США, что сравнительно больше, чем уровень смертности в результате несчастных случаев, рака молочной железы или СПИДа. С экономической точки зрения данные оказались удивительными: каждый год на ошибки и повреждения тратилось около 38 млрд. долларов США [5].

На сегодняшний день, в больницах США активно используются программа по управлению рисками. По данным Американского общества по управлению рисками в здравоохранении (ASHRM), «Управление рисками предприятия в здравоохранении» способствует созданию всеобъемлющей основы для принятия решений по управлению рисками, которые обеспечивают максимальную защиту и создание стоимости путем управления рисками и неопределенностью, и их связями с общей стоимостью» [6]. Также есть регулирующий орган в виде «Объединенная комиссия по аккредитации организаций здравоохранения», который устанавливает стандарты по качеству оказания медицинских услуг и по обеспечению безопасности пациентов.

В Италии риск менеджмент развивается в ответ на увеличение числа исков, поданных против врачей, а также из-за роста размера выплат пациентам с конца 1980-х годов. На сегодняшний день ежегодно подаются более 15 000 исков о медицинской ответственности против врачей и больниц, на компенсацию терапевтических расходов и диагностических ошибок, тратятся более 10 миллиардов евро. В особенности, в период с 2000 по 2006 год самое большое количество дел, связанных с предполагаемым злоупотреблением служебных

положений определено в области ортопедии и травматологии, на втором месте - акушерство и гинекология. По оценкам, врач, практикующий в Италии в течение 20 лет, имеет 80% вероятности быть обвиненным в медицинской халатности или неосторожности [7].

Министерство здравоохранения Италии считает управление рисками (УР) одной из конкретных задач, которые должны быть разработаны в рамках национальной политики. На сегодняшний день в стране выпущено восемь руководств по безопасности пациентов и для улучшения управлениями рисками. В 2003 году был создан Национальный технический комитет по клиническому риску, а спустя год была сформирована рабочая группа по оценке методологических подходов к оценке клинического риска. В феврале 2006 года две группы объединились в Рабочую группу по безопасности пациентов. В 2007 году Министерство здравоохранения инициировало Национальную систему безопасности пациентов в качестве двухлетнего пилотного проекта в сотрудничестве с Рабочей группой по безопасности пациентов. Фактическая реализация политики управления рисками на региональном уровне зависит от отдельных региональных правительств. Например, в 2003 году Тоскана стала первым регионом, в котором был создан Региональный центр клинического риска и безопасности пациентов [8]. Также в регионе было инициировано ряд важных мероприятий в области риск-менеджмента, таких как региональные кампании, профессиональное обучение и в рамках региональной программы разработаны терапевтические протоколы и руководящие принципы, что привело к тому, что в каждой больнице есть менеджер по клиническим рискам, рабочая группа по управлению, координаторы комитета по безопасности пациента. Для разработки обзоров смертности и заболеваемости, проведения клинических проверок и сотрудничества с судебными врачами и администраторами в целях оценки судебных процессов в больницах существуют специальные отделы.

В Индии по сравнению с другими развитыми странами не распространены судебные иски против врачей, так как врачи не дают показаний в качестве экспертов-свидетелей по судебно-медицинским делам. Если врач выступает в качестве свидетеля-эксперта, в зале суда будет присутствовать более десятка врачей, которые могут запугать свидетеля-эксперта и развить враждебность по отношению к свидетелю-эксперту. Хотя по судебному решению, вынесенному в 1965 г. в больнице Дарлинг против Чарльстона, за качество медицинской помощи законодательно была установлена корпоративная ответственность больницы [9].

Однако, даже если система здравоохранения не несет убытки из-за частых исков по злоупотребления полномочиями медицинского персонала, для обеспечения безопасности пациентов в больницах Индии, активно вводятся меры по управлению рисками. В больницах, как правило, за управлениями рисками ответственны менеджеры рисков или менеджер качества, а в амбулаторных условиях ответственны главная медсестра или офис-менеджер. В более крупных больницах как Аполо, есть целые комитеты по риск-менеджменту, которые непосредственно подчинены совету директоров и занимаются риск-менеджментом стратегического направления. Руководящий комитет по управлению рисками состоит из большинства членов совета директоров и главных руководителей компании. Председатель комитета должен быть членом совета директоров. Состав руководящего комитета по управлению рисками должен быть предложен и утвержден советом директоров.

Согласно статистике Министерства здравоохранения Великобритании, в 10% госпитализации пациентов выявляются жалобы и претензии к работе медицинского персонала, что приводит к 850 000 нежелательным медицинским инцидентам в год. Для уменьшения медицинских инцидентов и улучшения управлением рисками в 1995 году был основано Национальное управление судебных разбирательств в сфере здравоохранения. В функции данного государственного органа входит разработка стратегии для улучшения безопасности пациентов и медицинского персонала, обучение риск-менеджменту и методологическое сопровождение [10].

К тому же, в Великобритании существует Совет по структуре обеспечения, который выявляет основные риски в больницах. Например, по данным Совета, в больницах основные проблемы возникают из-за организационных вопросов, в то время как клинические риски, возникшие в основном из-за коммуникативных проблем, стоят на второй позиции. Почти половина основных рисков связана с проблемами рабочей силы, в том числе кадровыми ресурсами, вакансиями

персонала и набором рабочей силы. С точки зрения финансовых рисков, они исходят из перерасходов организационных и медицинских услуг. Однако, организационные и клинические риски остаются приоритетными направлениями в управлении рисками медицинских учреждений [11].

Для управления перечисленными рисками в крупных больницах и больничных объединениях создаются Комитеты по безопасности, качеству и рискам пациентов. Цель Комитета состоит в том, чтобы предоставить руководству организации уверенность в том, что Доверительный фонд обеспечивает высокие стандарты обслуживания, в частности, на всей территории существуют надлежащие и ненадлежащие структуры управления, процессы и механизмы контроля.

В состав Комитета входят: два независимые директора, медицинский директор, который будет выполнять функции исполнительного руководителя, главный исполнительный директор сестринского дела, директор по партнерству, директор по персоналу, директор по стратегии и инфраструктуре, главный фармацевт, директора клинических отделов, ассоциированный медицинский директор [12].

По данным Фонда за безопасность пациентов Швейцарии, каждый 10 пациент становится жертвой неправильного применения или побочных действий лекарственных средств. По данным Фонда ежегодно от 700 до 1700 человек умирают от врачебных ошибок, а число лиц, потерявших трудоспособность, становится еще выше. При неверной постановке диагноза или ошибочно назначенном лечении, пациенты могут обратиться в экспертное бюро Швейцарской федерации врачей [13].

Для снижения врачебных ошибок, в Швейцарии в 2007 - 2008 годах проведено исследование для оценки управления клиническими рисками в больницах с дальнейшей разработкой инструмента мониторинга. Разработка инструмента мониторинга проходила в пять этапов при поддержке пяти учреждений здравоохранения и постоянном участии консультативного совета из одиннадцати экспертов по безопасности пациентов [14].

Выводы

В итоге, международный опыт риск-менеджмента в развитых и развивающихся странах подтверждает важность и применимость управления рисками в системе здравоохранения.

Управление рисками для организаций здравоохранения может быть определено как организованное усилие по выявлению, оценке и при необходимости, снижению риска для пациентов, посетителей, персонала и

организационных активов. Управление рисками в его наилучшей форме может состоять в том, чтобы использовать его проактивно для выявления и управления рисками.

Управление рисками в медицинских учреждениях Казахстана находится на стадии становления и требуют качественного и постепенного внедрения данной сферы в систему здравоохранения. Так как, в Казахстане

не распространена тенденция медицинских судебных исков против медицинских учреждений и финансовых потерь, связанных с этим, отрасль управления рисками должна основываться на ценностях человеческих жизней, предотвращая риски, связанные с безопасностью пациентов и медицинского персонала.

Для развития риск-менеджмента в системе здравоохранения Казахстана предлагается разработать программу «Управления рисками предприятия» (УРП). УРП будет включать в себя традиционные аспекты управления рисками, включая безопасность пациентов, медицинскую ответственность, расширяющие их действие с помощью применения подхода «общей картины» к риску во всей организации. В программе будут указаны подробный инструктаж по процессам риск-менеджмента, ведение положенной документации, список ответственных лиц и алгоритм по снижению или предотвращению рисков. Программа управления рисками медицинской организации должна охватывать все структуры, процессы, инструменты и действия, которые позволяют сотрудникам больницы выявлять, анализировать, сдерживать

и управлять рисками, одновременно обеспечивая клиническое лечение и уход за пациентами.

Также, в дальнейшем необходимо предусмотреть создание комитетов по рискам при наблюдательным совете и подотчетной ему службы внутреннего аудита. Конечно, в перспективе можно рассмотреть их создание во всех регионах, при этом, в большей степени будет стоять вопрос финансирования.

Для менее крупных стационаров и амбулаторийв качествеальтернативыможет быть введена позиция риск-менеджера/менеджера по качеству оказания медицинских услуг в службу поддержку пациентов и внутреннего контроля. Важно заметить, что для введения данной позиции обязательно закрепить регулируемым органом должностные инструкции и обязанности специалиста. Таким образом, организациям необходимо иметь пул квалифицированных менеджеров по медицинским рискам для оценки, разработки, внедрения и мониторинга планов управления рисками с целью минимизации неблагоприятного воздействия на пациента и его здоровье, а также сотрудников медицинских организаций.

Литература

1. 10 facts on patient safety: WHO, 2019. Website. [Cited 10 Feb 2020]. Available from URL: http:// www.who.int/features/factfHes/patient_safety/en/.

2. Patient Safety. IHI - Institute for Healthcare Improvement, 2016. Website. [Cited 10 Feb 2020]. Available from URL: http://www.ihi.org/PatientSafety.

3. Адильбекова А. Врачи предлагают декриминализировать свои ошибки. Атамекен бизнес, 2018. Веб-ресурс. [Дата обращения 12 фев 2020]. Режим доступа URL: https://inbusiness.kz/ru/.

Adil'bekova A. Vrachi predlagajut dekriminalizirovat' svoi oshibki (Doctors suggest decriminalizing their mistakes) [in Russian]. Atameken biznes, 2018. Veb-resurs. [Data obrashhenija 12 fev 2020]. Rezhim dostupa URL: https://inbusiness.kz/ru/.

4. Wolfe A. Institute of Medicine Report: crossing the quality chasm: a new health care system for the 21st century. Policy, Politics, & Nursing Practice. 2001; 2(3): 233-235.

5. Donabedian A. The quality of care: how can it be assessed? JAMA, 1988; 260:1743e8.

6. Donn S.M. Medical liability, risk management, and the quality of health care. Seminars in Fetal and Neonatal Medicine. WB Saunders, 2005;10(1): С. 3-9.

7. Ghirardini A., Cardone R., De Feo A., Leomporra G. et al. National policies for risk management in Italy. In Transplantation proceedings, 2010; 42(6): 2181-2183.

8. Lo Scalzo A, Donatini A, Orzella L, Cicchetti A, Profi li S, Maresso A. Italy: Health system review. Health Systems in Transition, 2009; 11(6):1-216.

9. Singh B., Ghatala M. H. Risk management in hospitals. International journal of innovation, management and technology, 2012; 3(4): 417.

10. Kaya, G., Canbaz, H. T., Ward, J. R., & Clarkson, P. J. (2016). Evaluation of risk management practices: data analysis of NHS England hospitals.

11. Card A. Patient safety: this is public health. Journal of Healthcare Risk Management, 2014;34(1):

6-12.

12. Heyman Bob, Alaszewski Andy, Shaw Monica, Titterton Mike. Risk, Safety and Clinical Practice: Healthcare through the lens of risk. Oxford University Press, Oxford. 2010; 14 р. ISBN 9780198569008.

13. Салимова З. Медицинская ошибка ценой в 6 миллионов франков. Наша газета, 2017. Веб-ресурс. [Дата обращения 18 Фев 2020]. Режим доступа URL: https://nashagazeta.ch/.

Salimova Z. Medicinskaja oshibka cenoj v 6 millionov frankov (6 million francs medical error) [in Russian]. Nasha gazeta, 2017. Veb-resurs. [Data obrashhenija 18 Fev 2020]. Rezhim dostupa URL: https:// nashagazeta.ch/.

14. Briner M., Kessler O., Pfeiffer Y., Wehner T., Manser T. Assessing hospitals'clinical risk management: Development of a monitoring instrument. BMC Health Serv Res. 2010; 10: 337. DOI:10.1186/1472-6963-10-337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.