Научная статья на тему 'Управление рисками инновационного проекта в сфере услуг'

Управление рисками инновационного проекта в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СФЕРА УСЛУГ / RISK MANAGEMENT / INNOVATIVE PROJECTS / SERVICES SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носенко Алексей Андреевич

В статье показывается, что риски инновационного проекта в сфере услуг обладают особенностями, непосредственно вытекающими из его инновационности, а также из того факта, что он реализуется в сфере услуг. Анализируется специфика рисков инновационного проекта в сфере услуг. Делается вывод о том, что эти особенности настолько значимы, что требуют отказа от многих методов, успешно применяемых в сфере производства товаров и вне инновационных проектов. Для инновационных проектов в сфере услуг необходимо использовать другие методы, учитывающие их характерные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT OF THE INNOVATIVE PROJECT IN A SERVICES SECTOR

In the article is shown that risks of the innovative project in a services sector possess features directly following from its innovation, and also from that fact that it is realized in a services sector. Specifics of risks of the innovative project in a services sector is analyzed. The conclusion that these features are so significant that demand refusal of many methods successfully applied in the sphere of production of goods and in not innovative projects is drawn. For innovative projects in a services sector it is necessary to use other methods considering them characteristics.

Текст научной работы на тему «Управление рисками инновационного проекта в сфере услуг»

УДК 65

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ УСЛУГ

А. А. Носенко

RISK MANAGEMENT OF THE INNOVATIVE PROJECT IN A SERVICES SECTOR

А. А. Nosenko

Аннотация. В статье показывается, что риски инновационного проекта в сфере услуг обладают особенностями, непосредственно вытекающими из его инновационности, а также из того факта, что он реализуется в сфере услуг. Анализируется специфика рисков инновационного проекта в сфере услуг. Делается вывод о том, что эти особенности настолько значимы, что требуют отказа от многих методов, успешно применяемых в сфере производства товаров и вне инновационных проектов. Для инновационных проектов в сфере услуг необходимо использовать другие методы, учитывающие их характерные особенности.

Ключевые слова: управление рисками, инновационные проекты, сфера услуг.

Abstract. In the article is shown that risks of the innovative project in a services sector possess features directly following from its innovation, and also from that fact that it is realized in a services sector. Specifics of risks of the innovative project in a services sector is analyzed. The conclusion that these features are so significant that demand refusal of many methods successfully applied in the sphere of production of goods and in not innovative projects is drawn. For innovative projects in a services sector it is necessary to use other methods considering them characteristics.

Key words: risk management, innovative projects, services sector.

Цель настоящей статьи - показать, что риски инновационного проекта в сфере услуг обладают особенностями, непосредственно вытекающими из его инновационности, а также из того факта, что он реализуется в сфере услуг. Эти особенности настолько значимы, что требуют отказа от многих методов, успешно применяемых в сфере производства товаров и вне инновационных проектов. Для инновационных проектов в сфере услуг необходимо использовать другие методы, учитывающие их характерные особенности.

Инновации и риски в сфере услуг

Большинство исследований по управлению инновационными проектами посвящено инновациям в сфере производства товаров, а теме инноваций в сфере производства услуг внимания уделено гораздо меньше. Поэтому понятийный аппарат управления рисками проекта применительно к сфере услуг развит недостаточно. Не определены даже базовые понятия, в частности понятие риска инновационного проекта в сфере производства услуг, которое заметно отличается от аналога в сфере производства товаров.

Инновации и риски связаны, и особенно эти связи сильны в сфере услуг. Инновации, если это действительно инновации, неизбежно порождают

риски. «Риски - неизбежные продукты той машины, которая называется "принятием решений"» [1], и чем более инновационным является решение, тем оно более рискованное. Часто управление риском инновационного проекта в сфере услуг рассматривается только как некая необходимость, влекущая за собой лишь дополнительные затраты.

Кроме того, в инновационном проекте в сфере услуг значительную долю рисков составляют «неизвестные» риски. Вообще, возможны четыре основных метода реагирования на риски инновационного проекта: уклонение от риска, передача риска, снижение рисков и принятие риска инновационного проекта.

Уклонение от риска инновационного проекта предполагает изменение плана управления проектом таким образом, чтобы исключить угрозу, вызванную негативным риском, оградить цели проекта от последствий риска или ослабить цели, находящиеся под угрозой.

Снижение рисков инновационного проекта предполагает понижение вероятности и/или последствий негативного рискованного события до приемлемых пределов. Принятие предупредительных мер по снижению вероятности наступления риска или его последствий часто оказывается более эффективным, чем усилия по устранению негативных последствий, предпринимаемые после наступления события риска.

Определение понятия инновационного проекта в сфере услуг

В рамках концепции управления риском инновационного проекта в сфере услуг необходимо четко и по возможности инструментально (т.е. так, чтобы его можно было измерить для конкретного проекта) определить смысл, в котором используется термин «риск». Из множества определений надо выбрать и уточнить то, которое в наибольшей степени соответствует задачам настоящей статьи, а именно анализу особенностей управления рисками инновационного проекта в сфере услуг.

Ключевое понятие управления рисками инновационных проектов - само понятие «инновация». Обычно различают пять основных типов инноваций: введение нового продукта (товарная инновация); введение нового метода производства (технологическая инновация); создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация); освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация); реорганизация структуры управления (управленческая инновация). Таким образом, инновация именно в сфере услуг даже не выделяется большинством авторов в качестве отдельной сферы инноваций.

Под инновациями обычно понимается использование в общественной деятельности (производственных, экономических, правовых и социальных отношениях) результатов разработок, направленных на их совершенствование. Однако количество различных определений понятия «инновация» применительно к конкретной ситуации зависит в основном от целей исследования и соответствует числу авторов определений.

В России из нескольких ключевых элементов инновационного процесса упор традиционно делается на его первый элемент - саму идею нововведения. Это ведет к тому, что при заметном опережении в области фундамен-

тальных идей Россия отстает в сфере внедрения, и особенно в области коммерческого применения этих идей.

Инновационный проект в сфере услуг отличается от нововведения тем, что включает в себя не только собственно новую идею, но и как не менее важные элементы еще и технологию (т.е. способы реализации идеи), и рынок (т.е. коммерческую реализацию идеи) (рис. 1). Это меняет структуру рисков инновационного проекта в сфере услуг, в частности, происходит смещение рисков инновационного проекта к его завершающим фазам. При этом доминирующими становятся риски реализации и внедрения.

Рынок Иден

\ /

Технология

Рис. 1. Триада инновации

Положение с неопределенностью терминологии в сфере услуг усугубляется тем, что в отличие от сферы производства товаров, где система понятий разрабатывалась столетиями в рамках патентного права, в сфере производства услуг аналогичной системы нет. Некоторый опыт можно взять из авторского права, но и там стройная система понятий пока не сложилась. В доказательство можно привести сферу интернет-товаров и услуг.

По нашему мнению, в определении понятия риска инновационного проекта применительно к сфере услуг надо четко выделять не только первый элемент (идею), но и два остальных элемента инновации: технологию и маркетинг. Тогда из многих определений инновационного проекта применительно к сфере услуг, на наш взгляд, необходимо выбрать следующее. Инновационный проект в сфере услуг - это не просто нововведение (идея), помимо собственно идеи, он включает еще и технологию, а главное - рыночную реализацию идеи.

Важно отметить, что инновации сами по себе не полезны и не вредны. Многие авторы отмечают неоправданность слепого поклонения новизне как таковой. Именно из-за того, что акцентируется первый элемент в триаде «идея-технология-маркетинг», в России велика доля недоработанных новинок, которые не дают ожидаемого эффекта, более того, они иногда приносят ощутимый вред.

Типология инновационных проектов в сфере услуг

Надо также иметь в виду, что инновации в разных сферах различны по своему виду (содержанию), поэтому для управления рисками разных типов

проектов требуются разные инструменты и методы. То, что безусловно эффективно для одних типов проектов, может оказаться вредно для других типов. Отсюда требуется их классификация (типология). Типология инноваций в сфере услуг важна еще и потому, что разные виды инновационных проектов порождают разные риски и, соответственно, требуют разных методов управления рисками инновационных проектов в сфере услуг.

Существует множество систем классификаций инноваций (рис. 2).

Рис. 2. Виды инноваций

Приведенная на рис. 2 классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что инновационные процессы многообразны и различны по своему характеру. Таким образом, инновации в сфере услуг отличаются от прочих и требуют специфичных форм их организации, масштабов и способов воздействия на инновационную деятельность. Отметим основные используемые классификационные признаки, а также то, что в реальной ситуации отнесение инновации к какой-либо группе достаточно условно [2].

Прежде всего необходимо различать инновации по виду, по степени радикальности, новизны лежащих в их основе новшеств. Это связано с тем, что улучшения, и особенно псевдоинновации, имеют совершенно другую структуру рисков, заметно отличающуюся от структуры рисков инновации, в основе которой лежит фундаментальное новшество.

Другим основанием типологии может служить критерий эффективности. Это связано не столько с самой системой рисков, сколько с огромными отличиями в методах оценки. Так, для инноваций в сфере услуг, ориентированных на получение экономического эффекта, хорошо развиты количественные методы оценки. Для социально ориентированных инноваций в сфере услуг, как правило, необходимы качественные методы. Количественные методы в данном случае лишь создают иллюзию точности и приносят скорее вред, чем пользу.

С точки зрения критериев оценки рисков очень важен масштаб инноваций в сфере услуг. Глобальные проекты обычно имеют систему критериев, которая плохо подходит для отраслевых, и тем более локальных проектов.

Наконец, важна и область применения инноваций в сфере услуг. Управленческая и организационная сферы применения не в такой мере, как предыдущие, но все же отличаются по схемам оценки рисков.

Определение понятия «риск инновационного проекта в сфере услуг»

Чтобы получить общее определение риска инновационного проекта применительно к сфере услуг, необходимо, помимо понятия «инновация в сфере услуг», уточнить понятие «риск проекта» также применительно к сфере услуг. В мировой практике еще не сложились универсальные представления о риске, неоднозначно понимается его содержание, нет единой трактовки основных черт, свойств и элементов риска [3].

Трудности с определением понятия риска инновационного проекта применительно к сфере услуг прямо вытекают из того, что и само понятие «риск проекта» сегодня недостаточно определено. Понятие «риск» в разных отраслях науки используется в самых разных, часто противоречивых смыслах. Например, в технических науках оно, по существу, отождествляется с понятием вероятности. В одной из работ В. Ю. Резниченко по исследованию риска приведено более двадцати используемых в различных пониманиях толкований слова «риск» [4].

Анализ экономической литературы показал, что в настоящее время отсутствует единое понимание сущности риска и нет признаваемого всеми определения данного понятия. Насчитывается более 40 различных критериев рисков и более 220 видов рисков, так что в экономической литературе нет единого понимания этого вопроса [5].

Применительно к сфере услуг неопределенность самого понятия «риск инновационного проекта» ведет к неопределенности понятия «управление рисками проекта». Управление рисками проекта является ключевым элементом любого проекта, а не только особо рискованного. Причем, чем сложнее бизнес-модель проекта, тем тщательнее необходимо оценивать риски. Если рисков нет, то нет и самой инновации и прибыли. Важной функцией управления инновационным проектом в условиях неопределенности выступает защита от риска.

Риск - неотъемлемый компонент рыночной экономики. Он возникает в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, которая не гарантирует в таких условиях полного и однозначного достижения положительного результата. Практика менеджмента проекта накопила множество методов защиты от риска. Менеджер должен быстро реагировать в случаях отклонения параметров риска и принимать меры по снижению отрицательных последствий деятельности.

Чаще всего под риском инновационного проекта понимается недостижение его результатов как в силу внешних, так и в силу внутренних причин. В количественном выражении риск инновационного проекта обычно определяется как изменение ключевых численных показателей проекта: чистой приведенной стоимости, внутренней нормы доходности и срока окупаемости инновационного проекта.

В современном представлении сам по себе риск инновационного проекта в сфере услуг - это и не плохо и не хорошо. Это означает, что риски инновационного проекта в сфере услуг бывают двух типов - риски негативного

воздействия (обычно их обозначают как угрозы) и риски положительного воздействия (обычно их обозначают как возможности). Результат действия риска (выигрыш или проигрыш) в значительной степени зависит от того, как осуществляется управление рисками инновационного проекта в сфере услуг.

Анализ рисков инновационного проекта в сфере услуг позволяет сделать следующие выводы.

1. Инновационный проект в сфере услуг отличается от нововведения тем, что включает в себя не только собственно новую идею, но и как не менее важные элементы еще и технологию (т.е. способы реализации идеи) и рынок (т.е. коммерческую реализацию идеи). Это меняет структуру рисков инновационного проекта в сфере услуг, в частности, происходит смещение рисков инновационного проекта к его завершающим фазам. При этом доминирующими становятся риски реализации и внедрения.

2. С учетом особенностей инновационного проекта, вытекающих из его инновационности и из того, что проект реализуется в сфере услуг, риск инновационного проекта в сфере услуг можно определить как неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на инновационный проект, при этом отличие инновации от нововведения состоит в том, что она включает не только собственно идею, но и технологию, а главное - рыночную реализацию идеи.

3. Риски инновационного проекта в сфере услуг обладают особенностями, непосредственно вытекающими из его инновационности, а также из того факта, что он реализуется в сфере услуг. К этим особенностям можно отнести повышенную роль человеческого фактора; смещение риска в конец жизненного цикла проекта; преимущественно качественный, а не количественный характер оценки; отсутствие в сфере услуг достаточной правовой базы по сравнению с производством товаров.

4. Риски инновационного проекта в сфере услуг заметно меняются в процессе реализации проекта. Трансформируется их структура, а главное, существенно меняются их приоритеты. С учетом того факта, что цена ошибки в оценке риска на разных стадиях различна, необходимо строить систему оценки и контроля рисков, не просто учитывающую, но принципиально ориентированную на динамику изменения приоритетов рисков.

Список литературы

1. Яницкий, О. Н. Социология риска / О. Н. Яницкий - М. : ЬУ8, 2003. - 192 с. С. 17.

2. Тюрина, В. Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость : конспект лекций / В. Ю. Тюрина. - Саратов : Изд-во СГТУ, 1994. - 94 с.

3. Уткин, Э. А. Риск-менеджмент / Э. А. Уткин. - М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» ; ЭКСМОС, 1998. - 288 с.

4. Резниченко, В. Ю. Социология организаций: управление рисками в организации /

В. Ю. Резниченко. - М., 2009. - С. 62-65.

5. Романов, В. С. Классификация рисков: принципы и критерии / В. С. Романов. -2000. - иКЬ: www.i-u.ru.

Носенко Алексей Андреевич Nosenko Aleksey Andreevich

медиа-пленнер, media planner,

ООО «Паблисиз Групп Медиа Евразия», Pablicis group media Eurasia

E-mail: Iliodov.leonard@gmail.com

УДК 65 Носенко, А. А.

Управление рисками инновационного проекта в сфере услуг / А. А. Носенко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). -

С. 49-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.