Научная статья на тему 'Особенности управления инновациями в сфере услуг'

Особенности управления инновациями в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
859
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / СФЕРА УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / SERVICES / SERVICE SECTOR / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Михаил Павлович, Усова Наталья Витальевна

Рассмотрены текущий уровень инновационности сферы услуг в России, содержание различных типов инноваций, систематизированы проблемы инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг. В частности, к главным проблемам внедрения инноваций в России авторы относят недостаток собственных средств предприятий и высокую стоимость нововведений. Отмечена необходимость изменения системы статистического учета маркетинговых, организационных и экологических инноваций для поднятия национального инновационного рейтинга страны, а также оценки уровня инновационности предприятия не по объемам затрат на НИОКР, а по уровню производительности труда и размеру годовой прибыли на одного работника в сравнении с предприятиями данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинов Михаил Павлович, Усова Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Innovation Management in the Service Sector

The article deals with the current level of innovation in the service sector, the content of various types of innovation, systematized problems of innovative development of enterprises and organizations of the service sector. In particular, the main problems of innovation in Russia include the lack of own funds of enterprises and the high cost of innovation. The need to change the system of statistical accounting of marketing, organizational and environmental innovations to raise the national innovation rating of the country, as well as to assess the level of innovation of the enterprise not in terms of R&D costs, but in terms of labor productivity and the amount of annual profit per employee in comparison with the enterprises of this industry.

Текст научной работы на тему «Особенности управления инновациями в сфере услуг»

Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 120—131.

УДК 338.46 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10314

ББК 65.29

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В СФЕРЕ УСЛУГ

М. П. Логинов, Н. В. Усова

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

Рассмотрены текущий уровень инновационности сферы услуг в России, содержание различных типов инноваций, систематизированы проблемы инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг. В частности, к главным проблемам внедрения инноваций в России авторы относят недостаток собственных средств предприятий и высокую стоимость нововведений. Отмечена необходимость изменения системы статистического учета маркетинговых, организационных и экологических инноваций для поднятия национального инновационного рейтинга страны, а также оценки уровня инновационности предприятия не по объемам затрат на НИОКР, а по уровню производительности труда и размеру годовой прибыли на одного работника в сравнении с предприятиями данной отрасли.

Ключевые слова: услуги, сфера услуг, инновации, инновационное развитие, инновационная активность.

В современной литературе часто декларируется, что в ситуации неопределенностей, характерных для современной экономики, повышение конкурентоспособности экономических субъектов становится возможным только при условии их инновационного развития. При этом в России под инновационным развитием понимается увеличение доли НИОКР, внедрение и коммерциализация технологических инноваций.

Вероятно, что в раскручивании показателя инновационности стран и, как следствие, увеличении генерации изобретений и технологических инноваций в первую очередь заинтересованы транснациональные корпорации, сокращающие свои расходы и время на разработку новаций и коммерциализирующие чужие технологические инновации.

В настоящей статье рассматривается текущий уровень инновационности сферы услуг, содержание различных типов инноваций, систематизируются проблемы инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг.

Большое количество исследователей в своих статьях указывают (и этого также требует государственная политика в социально-экономической сфере): для развития экономических субъектов необходимо непрерывно внедрять в производственный процесс инновации, которые приводят к изменениям. Устанавливается равенство между развитием и инновациями, когда инновационное развитие организации требует методик управления организацией на основе постоянных изменений, внедрений, инвестиций. Идет игра терминами — существенные инновации немыслимы без крупных инвестиций, а высокоэффективные инвестиции — без инноваций и т. п.

В современных подходах к требованию инновационности предприятий необходимы серьезные корректировки, так как сейчас приоритет отдается инновациям, постоянному внедрению новшеств, а в основе должна лежать стратегия долгосрочного развития отрасли, базирующаяся на маркетинговых исследованиях, целях и стратегиях развития государства, территории, обеспечении национальной безопасности.

Развитие предприятий сферы услуг может быть инновационным, не инновационным, догоняющим. Цель развития — предоставление конкурентных качественных услуг, а в случае низкой конкуренции уровень качества, тарифы должны определять стандарты государства или саморегулируемых организаций [1].

В условиях рыночной системы хозяйствования и открытости рынков все большую значимость для сферы услуг приобретает ее инновационное развитие, что позволяет ей не только укрепить свои позиции на конкретном рынке, но и повысить уровень своей конкурентоспособности, осуществить диверсификацию экономики и удовлетворить наилучшим образом постоянно меняющиеся запросы потребителей как на основе совершенствования уже имеющихся услуг, так и внедряя на рынок новые, современные услуги.

Одним из главных процессов, происходящих в сфере услуг, является глобализация, которая характеризуется вхождением России в мировое сообщество и вступлением в ВТО, в выходе отечественных предприятий на мировой рынок и усилении конкуренции на внутренних рынках. К другим отраслевым тенденциям и процессам развития сферы услуг относятся:

— возрастающий спрос на новые высокотехнологичные услуги (связь, медицина, информационно-телекоммуникационные) и повышение уровня требований к качеству оказания традиционных услуг (ремонтно-восстановительные, бытовые и автосервисные);

— организационная интеграция, кооперирование и комбинирование в различных сочетаниях услуг из различных отраслей и секторов народного хозяйства;

— трансформация, слияние в рамках одного предприятия нескольких специализированных видов деятельности (услуг), ранее обособленных, в многофункциональные (многоотраслевые) комплексы и предоставление услуг населению и хозяйствующим субъектам в самых разнообразных наборах;

— сфера услуг становится наукоемким сектором национальной экономики, генерирующим инновации, что особенно ярко выражено в медицинских, образовательных, ремонтно-строительных и иных услугах;

— повсеместное использование сложных ИТ-систем и компьютерных программ, возможностей телекоммуникаций и социальных сетей, обеспечивших ведение электронного бизнеса;

— изменение структуры рыночной капитализации компаний за счет роста значения бренда и иных нематериальных активов фирмы;

— увеличение удельного веса финансовых услуг, объединяющих продукты банковской и страховой отраслей, а также рынка недвижимости;

— двойственность роли потребителя на рынке услуг, что обусловлено определенными изменениями. Если раньше потребитель был только объектом в процессе оказания услуги, то в современных условиях он выполняет и ряд функций в качестве субъекта процесса оказания услуги: вступает во взаимоотношения как с производителями, так и с посредниками, контролирует и направляет их деятельность, а в таких секторах, как здравоохранение, образование, наука и культура, индустрия развлечений и туризм, осуществляет оценку качества организации трудовых операций.

На современное развитие сферы услуг оказал существенное влияние ряд закономерностей общественного развития.

Во-первых, это процессы организационно-экономического укрупнения, интеграции и концентрации общественного производства, которые привели к высоким входным барьерам промышленных отраслей экономики.

Во-вторых, повышение доходов населения способствовало увеличению свободной части денег, которые образовали спрос населения на повышение качества условий проживания, дополнительные бытовые, туристические, образовательные, медицинские и другие услуги.

В-третьих, увеличение числа игроков на рынке способствует не только росту предложения товаров и услуг, но и совершенствованию предлагаемых товаров на рынке и расширению ассортимента.

В-четвертых, существенное ускорение темпов научно-технического прогресса.

В-пятых, диверсификация доступа к различным информационно-коммуникационным сетям, а также пропускная способность каналов передачи данных.

В-шестых, взаимосвязь между процессами общественного производства и проявление циклической динамики.

Ряд отраслей сферы услуг, такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальные, энерго- и водообеспечение, являются жизненно важными для населения, в связи с чем контролируются и финансируются государством. Кроме того, сфера услуг сегодня имеет высокую степень интегриро-ванности с общественным производством и тесно связана с большинством видов экономической деятельности национальной экономики.

На современном этапе развития можно выделить три основные группы причин, оказавших непосредственное влияние на развитие сферы услуг: изменения рынков (изменение роли государства и степени его вмешательства, экономический рост), изменения производственных систем (гибкость и интеграция в процессе производства товаров и услуг), а также изменения в области ресурсов (технологические изменения, человеческий капитал), структура и качество трудовых ресурсов.

Постиндустриальное развитие в экономике ведущих стран привело к доминированию сферы услуг над промышленностью. Суммарная доля услуг в валовом внутреннем продукте этих стран составляет 70—76 %, количество работников отраслей сферы услуг в общей численности занятых — 66—76 %. В экономике РФ доля сферы услуг в ВВП достигла 58 %, доля занятых — 62,7 % (на 2012 г.). И на современном этапе значимость сферы услуг в ВВП страны сохранилась.

Роль сферы услуг на современном этапе развития экономики страны обусловлена тем, что именно благодаря данной сфере формируются ключевые факторы экономического роста (интеллектуальный потенциал, современные информационные технологии, услуги финансового сектора и др.).

Существуют различные виды классификаций фикации. В табл. 1 авторами представлены основ-инноваций — в зависимости от признака класси- ные подходы к классификации инноваций.

Таблица 1

Классификация инноваций

Признак Виды инноваций

Масштаб Глобальные, отраслевые, локальные

Степень радикальности Базисная, улучшающая, модификационная (частная), псевдоинновация

Уровень научно-технической значимости Модернизационный (псевдоинновационный), новаторский (улучшающий инновации), опережающий (базисные инновации), пионерный (базисные инновации) [2]

Тип новизны Новые для отрасли в мире, на уровне государства либо отдельного предприятия (группы предприятий)

Вид новизны [3] Производство нового товара либо внедрение нового метода производства уже производимой продукции, выход на новые рынки, использование в процессе производства нового источника сырья (полуфабриката) вне зависимости от его существования ранее, изменение организационной структуры

Вид новшества Конструкция, устройство, технология, материал (вещество), живые организмы

Категории нововведений Зарождающиеся, вовлекающие, дополняющие, расширяющие, улучшающие, изменяющие нововведения [4]

Вид эффективности Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

Этап НТП Научный, технический, технологический, конструкторский, производственный, информационный

Модель инновационного процесса — «Технологический толчок», где основной фактор — научные исследования, рынок является вторичным элементом; — «объединенная модель», как сбалансированные отношения научных исследований и рынка, — технические инновации должны сопровождаться инновациями в области маркетинга, менеджмента, производства; — «интегрированная модель» — характеризуется минимально возможным временем выполнения научно-исследовательских работ и ориентацией на инновационную организацию производства продукции и продвижения ее на рынок [5]

Содержание (внутренняя структура) или области применения (внедрения) Технологические (технические), сервисные, управленческие, организационные, социальные, экономические, финансовые

Технологические параметры — Продуктовые инновации, включающие применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих и служащие для получения принципиально новых продуктов; — процессные инновации — означают новые методы организации производства (новые технологии) либо создание новых организационных структур на предприятии [2]

Место в системе предприятия — Инновации на входе предприятия (рассматриваются все изменения, связанные с выбором и использованием сырья и материалов, информации, машин, оборудования и пр.); — инновации на выходе предприятия (все, что касается уже результата деятельности, то есть изделий, услуг, технологии, информации и пр.); — инновации системной структуры предприятия, а именно управленческой, технологической и производственной

Направление инноваций в сфере услуг Инновации услуг; инновации в бизнесе, ориентированные на услуги; инновационные сервисные сети

Тип сервисной новации Новая концепция услуги, в основе которой лежит новый подход к решению уже существующей проблемы; новый способ взаимодействия производителя и потребителя услуги, в основе которого — изменения в разделении труда между производителем и потребителем услуги; новое бизнес-партнерство на основе новой системы создания ценностей; новая модель получения прибыли, основанная на изменении способа распределения доходов и расходов; новая система оказания услуг вследствие изменения способа организации, мотивации и вознаграждения персонала, в том числе корпоративной культуры предприятия; новая система доставки услуги на основе использования технологической составляющей

Успешность инновационной деятельности на корпоративном уровне Рост, спад либо стагнация по таким параметрам, как достижение плановых показателей прибыли; доля коммерчески успешных инновационных проектов; доля продаж товаров-новинок за последние три года; соотношение уровня прибыли к затратам компании; уровень технической успешности; достижение плановых показателей по объемам продаж товара-новинки; успешность и прибыльность компании в сравнении с основными конкурентами; достижение целей проекта

Российская статистика к инновационным относит следующие виды деятельности:

— маркетинговые исследования;

— приобретение нематериальных активов (патенты, лицензии на использование изобретений, промышленные образцы, полезные модели, раскрытие ноу-хау, услуги технологического содержания, программные продукты, связанные с осуществлением технологических инноваций);

— исследования и разработки;

— организация производства и инструментальная подготовка, включающие в себя не только приобретение производственного оборудования и инструмента, но также их модернизацию, изменения в технологии и стандартах производства, контроль качества, в связи с началом производства нового товара либо внедрения нового технологического процесса;

— производственное проектирование, а также дизайн и иные, не связанные с НИОКР разработки новых продуктов, услуг либо методов их производства. Кроме этого, в данную категорию включены новые производственные процессы, в том числе подготовка планов и чертежей, необходимость которых определена производственными процедурами, техническими спецификациями и эксплуатационными характеристиками, необходимыми для формирования концепции, разработки, производства и маркетингового сопровождения новых товаров;

— приобретение машин и оборудования, использование которых обусловлено внедрением инноваций;

— обучение, подготовка и переподготовка персонала в связи с внедрением на предприятии технологических инноваций.

Согласно методологическим подходам Росстата, по учету инноваций выделяются четыре основных типа инноваций: технологические, маркетинговые, организационные, экологические. В табл. 2 приведены возможные результаты внедрения данных инноваций.

Для сферы услуг продуктовые инновации охватывают разработку и внедрение принципиально новых услуг, совершенствование существующих услуг путем добавления новых функций или характеристик, значительные улучшения в обеспечении услугами (например, с точки зрения их эффективности или скорости). Процессные инновации включают в себя не только разработку и внедрение новых, но и существенно усовершенствованных методов производства и предоставления услуг.

Услуги отличаются от товаров по ряду важных аспектов, и эти различия зачастую вызывают трудности при разработке инновационных инициатив. Одна из важных проблем, стоящих перед организациями сферы услуг, — отсутствие традиций инноваций.

Особенностью инноваций в организациях сферы услуг является не только непосредственно состав услуги, но и способ ее оказания и продвижения. То есть оказание услуг подразумевает инновации преимущественно в процессах, а не в объектах. Таким образом, управление инновационной деятельностью в сфере услуг может быть более сложной задачей, чем в сфере материального производства.

На результативность инновационной деятельности существенное влияние оказывает инновационный потенциал. При этом в научной литературе

Таблица 2

Содержание и результаты инноваций

Вид инновации Результаты инновации

Технологические инновации Разработка и внедрение: — технологически новых продуктов и процессов, технологических усовершенствований в продуктах и процессах; — технологически новых или значительно усовершенствованных услуг; — новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. — расширения ассортимента товаров, работ, услуг; — улучшения качества товаров, работ, услуг. Замена снятой с производства устаревшей продукции. Приобретение машин и оборудования, новых технологий, прав на патенты, лицензии, программных средств и др. Продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, и те, которые перенимаются ею у других организаций

Окончание табл. 2

Вид инновации Результаты инновации

Маркетинговые инновации Реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих: — существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов; — использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта; — формирование новых ценовых стратегий; — сохранение традиционных рынков сбыта; — расширение рынков сбыта. Реализация новой инновационной стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта с целью повышения объемов продаж

Организационные инновации Реализация новой или значительное изменение корпоративной стратегии: — увеличение занятости; — повышение гибкости производства; — рост производственных мощностей; — сокращение затрат на заработную плату; — сокращение материальных затрат; — повышение энергоэффективности производства (сокращение потребления или потери энергетических ресурсов); — улучшение условий и охраны труда; — сокращение времени на взаимодействие с клиентами или с поставщиками; — повышение мотивации к инновационной деятельности; — улучшение информационной связи внутри организации или с другими организациями. Внедрение современных методов управления на основе информационных технологий. Внедрение новых или значительно измененных организационных структур. Нововведения в использовании сменного режима рабочего времени. Применение современных систем контроля качества, сертификации товаров и услуг Внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов и комплектующих. Создание специализированных подразделений по проведению исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений. Внедрение корпоративных систем управления знаниями. Реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями. Передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг). Реализация мер по развитию персонала. Направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация необязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации

Экологические инновации Обеспечение повышения экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг: — сокращение материальных затрат на производство единицы товаров, работ, услуг; — сокращение энергозатрат на производство единицы товаров, работ, услуг; — сокращение выброса в атмосферу диоксида углерода; — замена сырья и материалов на безопасные или менее опасные; — снижение загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, земельных, водных ресурсов, уменьшение уровня шума); — осуществление вторичной переработки отходов производства, воды или материалов; — сокращение энергопотребления или потерь энергетических ресурсов; — улучшение возможностей вторичной переработки товаров после использования; — снижение загрязнения окружающей среды; — обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам. Новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду

Использованы источники [7; 8].

существуют различные подходы к данной категории. Рассмотрим некоторые из них:

— научно-технический потенциал страны в виде научно-исследовательских, проектно-конструктор-ских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций [9];

— готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона, научно-производственного комплекса, предприятия к инновациям с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей [10];

— способность, возможность, готовность участника инновационного процесса мобилизовать ресурсы и организационный механизм на его осуществление в той части процесса, которая отражает роль участника, в заданные сроки и затраты [11].

Таким образом, можно выделить следующие ключевые элементы инновационного потенциала: капитал, интеллектуальный потенциал, материальные ресурсы, а также общество.

Одним из показателей инновационности экономики является инновационная активность, которая выражает удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году.

Уровень развития инноваций характеризуется инновационной активностью организаций как степенью участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода. Оценка интенсивности инновационной деятельности (насыщенности экономической инновационной деятельности) обычно проводится на основе уровня затрат на технологические инновации, то есть как соотношение стоимости технологических инноваций и объема всей реализованной предприятиями продукции. В свою очередь экстенсивность инновационной деятельности оценивается как доля инновационной продукции в отгруженной продукции всеми предприятиями выборки [12].

Необходимость внедрения инноваций для отраслей сферы услуг частично определяется организационным уровнем предприятий: чем выше уровень, тем более востребованными становятся инновации. Так, предприятия, которые связаны с интеллектуальной деятельностью, а также с новыми техническими и технологическими достижениями, имеют высокий организационный уровень. К таким предприятиям относятся компьютерные

услуги, программное обеспечение, ремонт и техническое обслуживание импортной радиотелевизионной аппаратуры и бытовой техники, автосервис иномарок, сотовая связь, медицинские и оздоровительные услуги, химическая чистка и крашение одежды, консалтинговые услуги. В свою очередь низкий организационный уровень деятельности характерен для предприятий и учреждений социального обслуживания, ремонтно-строительных компаний и предприятий жилищно-коммунального обслуживания [13].

Если рассматривать инновационную активность отраслей сферы услуг, то для нее характерен ряд особенностей.

Во-первых, большинство инноваций связаны со стратегическим развитием отраслей и предприятий, определяются уровнем зрелости менеджмента и маркетинга.

Во-вторых, для большинства видов инноваций не нужны НИОКР и большие объемы финансирования, достаточно использовать лучшие отечественные и мировые практики.

В-третьих, в условиях выживания, из-за отсутствия дешевых и длинных заемных средств, отечественные предприятия вынуждены резко ограничивать инновационную активность, включая проведение НИОКР, и использовать только доступные отечественные и зарубежные технологии.

В-четвертых, требуется пересмотр подхода к ведению статистики инновационной активности в России, необходим полный учет инноваций, которые предприятиями не считаются за инновации.

В-пятых, отсутствие опыта, опубликованных практик, развитого рынка маркетинговых услуг и прочего не позволит предприятиям без информационной поддержки государства массово начать реализовывать маркетинговые, организационные и экологические инновации.

В-шестых, для каждой из отраслей сферы услуг необходим доступный перечень новаций для внедрения; перечень может быть отрытым или частично закрытым.

В Российской Федерации в большинстве случаев инновации трактуются только как создание новых технологий, а степень инновационности оценивается такими показателями, как уровень расходов на НИОКР, количество зарегистрированных патентов и численность исследовательского персонала.

Данный факт обусловлен тем, что субъекты экономики относятся к разряду высоко-, средне- или низкотехнологичных в зависимости от доли затрат

на НИОКР в общем объеме выпуска, а количественные нормативы закреплены Организацией экономического сотрудничества и развития.

Для того чтобы в международной статистике компания была отнесена к высокотехнологичной, ее затраты на НИОКР должны превышать 5 % оборота. Таким образом, уровень инноваци-онности экономики находится в прямой зависимости от того, какую долю в экономике страны занимают высокотехнологичные производства. Причем здесь наблюдается подмена понятий и ин-новационность экономики сводится лишь к высо-

кой степени технологичности, то есть к затратам на НИОКР и изобретательству. По мнению авторов, к ключевым показателям, характеризующим инновационность предприятий, относятся уровень производительности труда и размер прибыли на одного работника.

В табл. 3 авторами систематизированы основные проблемы развития инновационной деятельности в сфере услуг. За основу систематизации взят инновационный потенциал предприятий и организаций сферы услуг, включающий ресурсную, функциональную и результативную составляющие [1; 14].

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы инновационного потенциала предприятий и организаций в сфере услуг

Составляющая иннов ационного потенциала Факторы проблемы Сущность проблемы

1. Ресурсная составляющая

1.1. Научная Недостаток научного потенциала — Слабые научно-технические связи с вузами, научно-исследовательскими организациями; — низкое количество заказов на научные разработки по новым технологиям; — медленное формирование рынка научных услуг

1.2. Техническая Низкая способность компаний к заимствованию и адаптации технологий — Отсутствие массового спроса на качественное образование по техническим специальностям; — абсолютное доминирование ориентации на имитационный характер инновационного поведения, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий; — отсутствие инвестиционных управляющих, которые могли бы оценить идею и разобраться в технологических вопросах; — отсутствие рынка научно-технической, интеллектуальной продукции

1.3. Кадровая Нехватка квалифицированных кадров — Нехватка компетентных специалистов в инновационной деятельности; — высокие расходы на заработную плату научного и технического персонала, создающего базу для инноваций. При уходе ключевого сотрудника — потеря вложенных средств

1.4. Финансовая Недостаток финансовых средств на инновации — Недостаточность собственных финансовых средств, малый стартовый капитал, ограниченные возможности накопления средств; — высокая налоговая нагрузка; — значительные текущие затраты, обусловленные постоянным ростом цен и тарифов (на отопление, газ, воду, электроэнергию, бензин, аренду, сырье); — высокие процентные ставки по привлекаемым кредитам; — отсутствие необходимого залогового обеспечения и кредитных историй у малого бизнеса

Высокая стоимость технологических инноваций — Отсутствие финансовой государственной поддержки; — высокие финансовые риски; — недоступность долгосрочных дешевых кредитов

Недостаточность инвестиционных ресурсов — Снижение инвестиционной привлекательности в связи с реализуемой государственной финансовой политикой относительно инвестиционного спроса; в частности, это высокая ставка рефинансирования, инфляционные процессы, а также высокая рентабельность спекулятивных операций; — антиинвестиционный и антиинновационный характер проводимой государством налоговой политики; — утраченность воспроизводственных функций фонда амортизации

Несовершенство финансовой политики — Инновации не являются приоритетом в структуре бюджетных расходов; — система государственных закупок препятствует доступу инновационной продукции в систему госзаказа; — инновационная политика не взаимосвязана с денежно-кредитной политикой, стратегией развития среднего и малого бизнеса

Продолжение табл. 3

Составляющая иннов ационного потенциала Факторы проблемы Сущность проблемы

2. Функциональная составляющая

2.1. Информационная

Низкий уровень информационного обеспечения предприятий

Несовершенство государственного статистического учета

— Отсутствие или закрытость маркетинговых данных по инновационной деятельности в сфере услуг;

— отсутствие у бизнеса русифицированных конкретных сведений о мировых и отечественных научно-технических достижениях и инновациях, а также о современных технологиях, материалах, видах услуг и формах обслуживания и т. д.;

— неразвитость служб инвестиционного и инновационного консультирования;

— отсутствие системы налаживания деловых связей между потенциальными инвесторами и потенциальными получателями инвестиций на местах, а также между местными фирмами

— Неприспособленность системы государственной статистики к целям

управления инновационным развитием

2.2. Управлен-

ческо-организа-

ционная

Отсутствие стратегического управления

— Неиспользование прогрессивных приемов и методов планирования работ и расходов, неэффективное использование материальных и людских ресурсов;

— короткий горизонт планирования предприятий, связанный с кризисными явлениями в экономике, отсутствие реальных стратегий развития территорий и отраслей;

— недостаток высококвалифицированных специалистов и руководителей в этой функциональной области;

— в производственной стратегии и финансовом менеджменте инновационная деятельность не рассматривается в качестве одной из важнейших задач

Не получили распространения организационные, маркетинговые, логистические, управленческие инновации

— Ориентация государственной политики на технологические инновации, НИОКР;

— явное или скрытое сопротивление персонала инновациям;

— ориентация бизнеса на обновление материально-технической базы (приобретение оборудования, технических средств);

— не закупаются прогрессивные технологии (как отечественные, так и зарубежные);

— не приобретаются права на использование патентов;

- неопределенность региональных целей и задач НТП_

Низкий уровень развития управления проектами

— Низкий уровень проработки и финансового обоснования проектов;

— низкое количество совместных инновационных проектов бизнеса с вузами и научными учреждениями;

— неуверенность в возможном результате [3];

— отсутствие шаблонов проектов;

— отсутствие скорринговых моделей оценок инновационных проектов;

— отсутствие маркетинговых исследований и прогнозов продаж новых

продуктов и услуг_

Слабо развита система субконтрактации,

как связь между малыми и крупными предприятиями

— У малого и среднего бизнеса нет доступа к информации о текущих заказах, требованиях заказчика к уровню качества;

— отсутствие необходимых средств для оплаты подготовки персонала

и маркетинговых мероприятий (выставок, ярмарок);

— отсутствие у предприятий малого бизнеса средств для оплаты мероприятий по сертификации;

— отсутствие государственной поддержки субконтрактации;

— низкая конкурентоспособность малого бизнеса

2.3. Инфраструктурная

Административные барьеры со стороны надзорных органов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие предпринимательства

— Несовершенство правового регулирования отраслей сферы услуг на федеральном и региональном уровнях;

— не сформирована тенденция инновационного поведения бизнеса

Окончание табл. 3

Составляющая иннов ационного потенциала Факторы проблемы Сущность проблемы

2.3. Инфраструктурная (продолжение) Отсутствие единой государственной системы тари-фообразования — Диспропорции и диспаритет цен и тарифов в различных секторах экономики и регионах [15]; — отсутствие координации и несогласованность, ведомственный принцип и разрозненность системы регулирования тарифов и стоимости услуг естественных монополий на федеральном и региональном уровнях

Высокий уровень криминализации в сфере предпринимательства — Наличие теневого сектора экономики, не заинтересованного в инновациях; — развитие недобросовестной конкуренции на потребительских рынках; — уход малого бизнеса в сферу теневой экономики

Инновационная инфраструктура не задействована в полной мере компаниями реального сектора — Отсутствие мотивов инновационного поведения бизнеса и углубление кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру; — отсутствие венчурного финансирования, маркетинга инновационных разработок

3. Результативная составляющая

Низкий спрос на инновации — Отсутствие маркетинговой информации об инновационных разработках, опыте внедрения; — финансовые, кадровые факторы проблем; — развитие преимущественно низкотехнологических видов услуг, не требующих научных исследований и не сопровождающихся высокими рисками; — малое количество привлекательных для инвесторов инновационных проектов; — длительные сроки окупаемости инновационных проектов

Неэффективная структура спроса — Перекос спроса на инновации в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок; — примитивизация внутреннего спроса

Высокие риски технологических инноваций — Инновационные продукты не обещают больших прибылей для оправдания высоких рисков; — конкуренция не создает стимулов к принятию высоких рисков инноваций

Ценовые барьеры в получении бытовых и других услуг гражданами со средним и низким достатком — Низкие доходы большей части населения страны; — низкая покупательная способность населения и предприятий привела к конкуренции цен и издержек, а не технологий и продуктов

В завершение на основе статистических данных НИУ ВШЭ [7] составим рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям:

— экономические факторы: недостаток собственных денежных средств; недостаток финансовой поддержки со стороны государства; низкий спрос на новые товары, работы, услуги; высокая стоимость нововведений; высокий экономический риск;

— внутренние факторы: низкий инновационный потенциал; недостаток квалифицированного персонала; недостаток информации о новых технологиях; недостаток информации о рынках сбыта; неразвитость кооперационных связей;

— другие факторы: недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов, на-

правленных на регулирование и стимулирование инновационной деятельности; неразвитость инновационной инфраструктуры, в частности юридических, информационных, банковских, и иных услуг); неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.

Указанные факторы, препятствующие технологическим инновациям, по убыванию значимости, располагаются группах рейтинга, представленных в табл. 4.

Данный рейтинг подтверждает, что главными проблемами внедрения инноваций в России являются недостаток собственных средств у предприятий и высокая стоимость нововведений.

Таблица 4

Рейтинг групп факторов, препятствующих технологическим инновациям

Группа факторов Факторы

Группа 1 (экономические факторы) — Недостаток собственных денежных средств; — высокая стоимость нововведений

Группа 2 (экономические факторы) — Недостаток финансовой поддержки со стороны государства; — высокий экономический риск

Группа 3 (внутренние и другие факторы) — Низкий инновационный потенциал; — неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности

Группа 4 (экономические, внутренние и другие факторы) — Низкий спрос на новые товары, работы, услуги; — недостаток квалифицированного персонала; — недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на регулирование и стимулирование инновационной деятельности

Группа 5 (внутренние и другие факторы) — Недостаток информации о новых технологиях; — недостаток информации о рынках сбыта; — неразвитость кооперационных связей; — неразвитость инновационной инфраструктуры, в частности юридических, информационных, банковских, и иных услуг)

Таким образом, авторы пришли к следующим выводам.

Во-первых, уровень технологических инноваций в России выше среднеевропейского показателя.

Во-вторых, главными проблемами внедрения инноваций в России являются недостаток собственных средств предприятий и высокая стоимость нововведений, при этом возможности использования привлеченных и заемных средств для внедрения инноваций ограничены проводимой денежно-кредитной политикой Центрального банка РФ.

В-третьих, необходимо изменение системы статистического учета маркетинговых, организационных и экологических инноваций для поднятия национального инновационного рейтинга страны с целью роста привлекаемых инвестиций, в том числе и в инновации.

В-четвертых, уровень инновационности предприятия (организации) должен определяться не объемом затрат на НИОКР, а производительностью труда и размером годовой прибыли на одного работника в сравнении с предприятиями данной отрасли.

Среди современных зарубежных и отечественных ученых принято считать, что сфера услуг выступает критериальным показателем развития общества, и к развитым причисляются страны, если в сфере услуг создается не менее 65 % ВНП. По мнению авторов, данный тезис является спорным и к российской экономике неприменим, так как в основе экономики должны находиться высокоэффективные материальное производство и сельское хозяйство, обеспечивающие импортозамещение и национальную безопасность, а также базу для развития сферы услуг, включая экспортную торговлю высокотехнологическими услугами (информационными, космическими, связи, транспортными и т. п.). ВВП должен формироваться базисными отраслями экономики, увеличивающими экономическую активность предпринимателей и населения: строительство, ЖКХ, промышленность, — вокруг которых будут развиваться отрасли сферы услуг. Главенство сферы услуг, названное учеными постиндустриальным развитием, должно закончиться неоиндустриализмом, переходом к инновационной экономике на новых принципах слияния производства товаров и оказания услуг.

Список литературы

1. Логинов М. П. Стратегия развития национальной ипотеки. / М. П. Логинов. — Екатеринбург, 2011. — 359 с.

2. Дорантес, Д. Х. Управление инновационными проектами: методология и инструментальные средства / Д. Х. Дорантес, И. Л. Туккель. — СПб. : СПбГТУ, 1997. — 93 с.

3. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес / А. Шилов // Вопр. экономики. —2011. — № 1. — С. 127—137.

4. Баранов, А. В. Развитие инновационной деятельности в региональной сфере услуг / А. В. Баранов, Е. А. Курсносова // Упр. инновациями: теория, методология, практика. — 2016. — № 16 — С. 7—11.

5. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — 3-е изд. / ОЭСР, Евростат. — М., 2006.

6. Андреев, В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики / В. Андреев // Вопр. экономики. — 2010. — № 11. — С. 41—61.

7. Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : стат. сб. / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский [и др.]. — М. : НИУ ВШЭ, 2018. — 344 с.

8. Логинов, М. П. Особенности системы ипотечных услуг в России / М. П. Логинов. — Екатеринбург, 2009. — 335 с.

9. Мотышина, М. С. Развитие сферы услуг в России в условиях экономического кризиса / М. С. Мо-тышина // Маркетинг услуг. — 2010. — № 2. — С. 86—95.

10. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. — М. : ИНФРА-М, 2010.

11. Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учеб. для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2014. — 711 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Жариков, В. В. Управление инновационными процессами [Электронный ресурс] / В. В. Жариков. — URL: http://hwww.tstu.ru/book/elib/pdf/2009/Evseychev1-l.pdf (дата обращения 25.12.2018).

13. Маннапов, Р. Г. Организационные аспекты инновационного развития сферы услуг региона / Р. Г. Маннапов // Инновац. деятельность. — 2012. — № 19. — С. 83—88.

14. Логинов, М. П. Андеррайтинг ипотечных кредитов / М. П. Логинов // Финансы и кредит. — 2002. — № 8 (98). — С. 30—33.

15. Ефимченко, Н. А. Институционально-экономический механизм развития предприятий сферы услуг водоснабжения / Н. А. Ефимченко // Регион. экономика: теория и практика. — 2012. — № 23. — С. 21—30.

Сведения об авторах

Логинов Михаил Павлович — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. port-all@mail.ru

Усова Наталья Витальевна—кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, Россия. nata-ekb-777@ yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 3 (425). Economic Sciences. Iss. 64. Pp. 120—131.

FEATURES OF INNOVATION MANAGEMENT IN THE SERVICE SECTOR

M.P. Loginov

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. port-all@mail.ru

N.V. Usova

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia. nata-ekb-777@yandex.ru

The article deals with the current level of innovation in the service sector, the content of various types of innovation, systematized problems of innovative development of enterprises and organizations of the service sector. In particular, the main problems of innovation in Russia include the lack of own funds of enterprises and the high cost of innovation. The need to change the system of statistical accounting of marketing, organizational and environmental innovations to raise the national innovation rating of the country, as well as to assess the level of innovation of the enterprise not in terms of R&D costs, but in terms of labor productivity and the amount of annual profit per employee in comparison with the enterprises of this industry.

Keywords: services, service sector, innovation, innovative development, innovative activity.

References

1. Loginov M.P. Strategiya razvitiya nacional'noj ipoteki [Strategy of development of national mortgage]. Ekaterinburg, 2011. 359 p. (In Russ.).

2. Dorantes D.H., Tukkel' I.L. Upravlenie innovacionnymi proektami: metodologiya i instrumental'nye sredstva [Management of innovative projects: methodology and tools]. St. Petersburg, SPbGTU Publ., 1997. 93 p. (In Russ.).

3. Shilov A. Innovacionnaya ehkonomika: nauka, gosudarstvo, biznes [Innovation economy: science, government, business]. Voprosy ehkonomiki [Questions of economy], 2011, no. 1, pp. 127-137. (In Russ.).

4. Baranov A.V., Kurnosova E.A. Razvitie innovacionnoj deyatel'nosti v regional'noj sfere uslug [The development of innovative activities in the regional sphere of services]. Upravlenie innovaciyami: teoriya, metodologiya, praktika [Management of innovation: theory, methodology, practice], 2016, no. 16, pp. 7-11. (In Russ.).

5. Rukovodstvo Oslo. Rekomendacii po sboru i analizu dannyh po innovaciyam [The Oslo Manual. Recommendations for the collection and analysis of data on innovation]. Moscow, 2006. (In Russ.).

6. Andreev V. Klyuchevye faktory uspeshnosti rossijskih innovacionnyh proektov v real'nom sektore eh-konomiki [Key factors for the success of Russian innovative projects in the real sector of economy] Voprosy ehkonomiki [Economy questions], 2010, no. 11, pp. 41-61. (In Russ.).

7. Gorodnikova N.V., Gohberg L.M., Ditkovskij K.A. [et al.]. Indikatory innovacionnoj deyatel'nosti: 2018: statisticheskij sbornik [Indicators of innovative activities: 2018: statistical collection]. Moscow, 2018. 344 p. (In Russ.).

8. Loginov M.P. Osobennosti sistemy ipotechnyh uslug v Rossii [Peculiarities of the system of mortgage services in Russia]. Ekaterinburg, 2009. 335 p. (In Russ.).

9. Motyshina M.S. Razvitie sfery uslug v Rossii v usloviyah ehkonomicheskogo krizisa [Development of the service sector in Russia in conditions of economic crisis]. Marketing uslug [Service marketing], 2010, no. 2, pp. 86-95. (In Russ.).

10. Innovacionnyj menedzhment [Innovation management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. (In Russ.).

11. Barancheev, V. P., Maslennikova N. P., Mishin V. M. Upravlenie innovaciyami [Innovation management]. Moscow, 2014. 711 p. (In Russ.).

12. Zharikov V. V. Upravlenie innovacionnymiprocessami [Management of innovative processes]. Available at: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2009/Evseychev1-l.pdf, accessed 25.12.2018). (In Russ.).

13. Mannapov R.G. Organizacionnye aspekty innovacionnogo razvitiya sfery uslug regiona [Institutional aspects of innovative development of sphere of services of the region]. Innovacionnaya deyatel'nost' [Innovation activity], 2012, no. 19, pp. 83-88. (In Russ.).

14. Loginov M.P. Anderrajting ipotechnyh kreditov [Underwriting of mortgage loans]. Finansy i kredit [Finance and credit], 2002, no. 8 (98), pp. 30-33. (In Russ.).

15. Efimchenko N.A. Institucional'no-ehkonomicheskij mekhanizm razvitiya predpriyatij sfery uslug vo-dosnabzheniya [Institutionally-economic mechanism of development of enterprises in the sphere of water supply services]. Regional'naya ehkonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice], 2012, no. 23, pp. 21-30. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.