Научная статья на тему 'Барьеры инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг'

Барьеры инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИИ / НИОКР / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / БАРЬЕРЫ / SERVICE SECTOR / INNOVATION / RESEARCH AND DEVELOPMENT / INTELLECTUAL SERVICES / BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина Елена Владимировна

Статья посвящена исследованию барьеров инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг. В качестве одной из проблем развития инновационной деятельности сервисных фирм указано несовершенство российской системы статистического учета. Автором предложена классификация барьеров для развития инноваций в сфере услуг. В качестве основного препятствия для инноваций в сфере услуг указывается недостаточное предложение интеллектуальных услуг на рынке. Сделан вывод, что одним из важных каналов инновационных услуг является распространение инновационных методов управления, внедрение новых организационных моделей, новых каналов распределения и изменения в отношениях с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On barriers of service enterprises and organizations innovative development

The article investigates the barriers to innovative development of enterprises and service organizations. As one of the problems of innovation of service firms indicated imperfection of the Russian statistical system. The author proposed a classification of barriers to the development of innovations in the service sector. The main obstacles to innovation in the service sector indicate insufficient supply of intellectual services in the market. It is concluded that one of the important channels of innovative services is the dissemination of innovative management methods, the introduction of new organizational models, new distribution channels, and changes in relationships with customers.

Текст научной работы на тему «Барьеры инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг»

ON BARRIERS OF SERVICE ENTERPRISES AND ORGANIZA TIONS INNOVATIVE DEVELOPMENT

Bragina Elena Vladimirovna, Science Adviser, Project Manager "The First Scientific Communicator", MBA student The Open University Business School, Saint-Petersburg E-mail: bragina_ consultung@mail. ru

The article investigates the barriers to innovative development of enterprises and service organizations. As one of the problems of innovation of service firms indicated imperfection of the Russian statistical system. The author proposed a classification of barriers to the development of innovations in the service sector. The main obstacles to innovation in the service sector indicate insufficient supply of intellectual services in the market, it is concluded that one of the important channels of innovative services is the dissemination of innovative management methods, the introduction of new organizational models, new distribution channels, and changes in relationships with customers. Keywords: service sector; innovation; research and development; intellectual services; barriers.

БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Статья посвящена исследованию барьеров инновационного развития предприятий и организаций сферы услуг. В качестве одной из проблем развития инновационной деятельности сервисных фирм указано несовершенство российской системы статистического учета. Автором предложена классификация барьеров для развития инноваций в сфере услуг. В качестве основного препятствия для инноваций в сфере услуг указывается недостаточное предложение интеллектуальных услуг на рынке. Сделан вывод, что одним из важных каналов инновационных услуг является распространение инновационных методов управления, внедрение новых организационных моделей, новых каналов распределения и изменения в отношениях с клиентами. Ключевые слова: сервисный сектор; инновации; НИОКР; интеллектуальные услуги; барьеры.

Необходимым условием коммерческого успеха современных предприятий и организаций сферы услуг (ПОСУ) и ключевым фактором поддержания конкурентоспособности является уровень их инновационности.

В российских статистических данных, касающихся инноваций, используются общепринятые определения Руководства Осло [4]. Это становится причиной серьезных трудностей в сфере систематизации сервисных инноваций. В случае суслугами дополнительные трудности возникают при дифференциации видов базовых инноваций, так как их границы не всегда определены [2, с. 27].

В целом, статистические трудности в изучении инноваций в сфере услуг можно резюмировать следующим образом [11]: проблемы понятийного аппарата, объема содержания основных понятий; трудности с выявлением инноваций в сфере услуг; чрезмерный фокус на производстве, что исключает аналитические и статистические потребности, требуемые для удовлетворения ключевых аспектов инноваций в сфере услуг; нехватка статистических источников; отсутствие статистической целостности; предвзятость к подходу оценки, нацеленному на предложение, а не на спрос; отсутствие различий между новшествами товаров и услуг; скудные знания и ограниченный диапазон статистических данных, касающихся организационных, а не технологических инноваций.

В настоящей статье в своем анализе мы будем опираться на статистические данные Росстата и материалы исследований НИУ ВШЭ [1].

Согласно статистике в 2015 г. удельный вес сервисных предприятий, осуществлявших инновации, составил лишь 8,9%, в общем числе организаций. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг сегодня не превышает 12,8% или 542516,5 млн рублей. По данным

УДК 338.46 ВАК РФ 08.00.05

© Брагина Е.В., 2016

СО

1-Н

О си

-О Q-LQ СК

ь-X ш

о о

CU

со

БРАГИНА Елена Владимировна, научный консультант, руководитель проекта "Первый научный коммуникатор", студентка МВА, Школа бизнеса открытого университета Великобритании, Санкт-Пе тербург bragina_ [email protected]

* *

> <

X

■х. о ш т

о х о

со

82

мониторинга НИУ ВШЭ: значительная часть российских ПОСУ не считают новизну услуги фактором коммерческого успеха [5, с. Эстолько 9,5% респондентов считают этот показатель своим конкурентным преимуществом; не более 25% ПОСУ используют конкурентные стратегии, предусматривающие производство и использование инновационных услуг; 50% российских предприятий не рассматривают процессные инновации сточки зрения достижения коммерческого успеха [1].

Представляется, данная ситуация обусловлена тем, что инновационный потенциал сферы услуг как определяющий фактор роста и конкурентоспособности длительное время оставался недооценённым на системном уровне. Это недооценка берет начало в рассмотрении сферы услуг как области непроизводительного труда в логике материального производства [11 ]. Таким образом, понимание инноваций было ограничено технологическими изменениями, одновременно отмечался недостаток понимания специфики инноваций в сфере услуг. В сфере услуг инновации редко создаются путем НИОКР, чаще всего - за счет организационных изменений и инновационного маркетингового инструментария, а также выходят за рамки сектора услуг. Возможно поэтому инновации в сфереуслуг сложно идентифицировать и интегрировать в инновационную политику предприятий. По данным опросов, проведенных НИУ ВШЭ, инновационная деятельность 70% отечественных предприятий сводится лишь к закупке готового оборудования и заключении договоров на выполнение НИОКР [1].

По мнению Дж. Куусисто, относительная значимость барьеров для инноваций в сфере услуг выявленная различными исследованиями и опросами варьируется в зависимости от отрасли сферы услуг, размера предприятий и их местоположения [8]. Теме не менее, в результате опроса, проводимого НИУ ВШЭ, не было выявлено таких препятствий на пути инноваций в сфере услуг, которые значительно отличались бы от региона к региону. В число наиболее часто называемых барьеров, препятствующих развитию инноваций ПОСУ, входят высокие затраты на инновации, отсутствие надлежащего финансирования, представления о чрезмерных рисках и отсутствие квалифицированных кадров. Это подтверждает вывод о сложном финансовом положении сервисных предприятий [3].

Основными препятствиями на пути инновационной деятельности предприятий сферы

услуг являются недостаточное финансирование и высокая стоимость инноваций. Другие барьеры пока незначительно влияют на инновации из-за низкого уровня инновационной деятельности. Тем не менее, проблемы инновационной деятельности ПОСУ связаны с условиями социально-экономического развития, а также с общей структурой бизнеса. При этом общие барьеры можно отнести к внешней среде деятельности ПОСУ в целом, другие являются специфическими для сферы услуг.

Особенности бизнес-среды и связанные с ними недостаток знаний и навыков, институциональные и системные препятствия рассматриваются исследователями как наиболее сложные барьеры [7], для преодоления которых нужен систематический подход, интеграция знаний об инновациях, инновационной политики и управления инновациями. Недостаток соответствующих знаний и навыков является одним из ключевых барьеров для инновационной деятельности помимо коммерциализации результатов НИОКР. Кроме соответствующих финансовых механизмов, имеют значения и другие факторы. Представляется, причинами плохой коммерциализации НИОКР в сфере услуг являются узкое (техническое) понимание инноваций как наследие плановой экономики, в которой основное внимание уделялось вопросам о "том, как производить" в то время как вопросы "продвижения на рынок" не были важны. Кроме того, преимущественная ориентация на предложение со стороны бизнеса препятствует развитию инновационной парадигмы, движимой спросом. Несмотря на определенный "инновационный прогресс", наблюдаемый в секторе в последние 10 лет \ выраженный в росте индикаторов инновационной деятельности, отсутствие управленческих и маркетинговых компетенций и навыков, необходимых для успешного инновационного процесса, по-прежнему ограничивает динамику и эффективность инновационной деятельности предприятий.

Специфические для сферы услуг барьеры в значительной мере отражают недостатки развития рынков услуг и недостатки понимания сложности инновационного процесса. Недостаточная конкуренция имеет определенное воздействие на инновации в сфере услуг. Это результат медленного дерегулятивного процесса (преодоление барьеров новыми участниками рынка услуг), а также недостаточного институционального и человеческого потен-

1 Поданным Росстата.

циала для эффективного внедрения новых правил. Учитывая тот факт, что уровень конкуренции существенно влияет на способность генерировать спрос на инновации, снижение уровня конкуренции снижает давление на сервисные предприятия, стимулируя их инвестировать в инновационную деятельность. Приток прямых инвестиций в сектор и постепенная либерализация услуг в какой-то степени будут способствовать улучшению ситуации.

К. Павитт полагает, что малые сервисные предприятия менее склонны к проведению НИОКР, таким образом, они становятся получателями технологий и инноваций, произведенных в других секторах [10, с. 344]. Согласно статистике 60% российских предприятий используют внутренние источники информации при осуществлении инноваций. Немаловажно отметить, что размер предприятия является одним из факторов, влияющих на интенсивность кооперационных связей. Только 21% малых предприятий осуществляют та кое взаимодействие. С учетом того, что до 70% российских предприятий сферы услуг относятся к малому бизнесу, ситуация складывается катастрофическая. Только 40% предприятий привлекают рыночные каналы для учета предпочтений потребителей при разработке новых услуг. Соответственно при осуществлении инновационной деятельности предприятия недостаточно ориентируются на спрос.

Низкий спрос порождает особенно много проблем для предприятий, оказывающих интеллектуальные услуги, которые играют важную роль в превращении новых идей в инновации готовые к выходу на рынок [9]. Услуги этих предприятий не только "инновационно-активные", они также служат катализатором для распространения инноваций в масштабах всей экономики. Следовательно, недостаточное предложение интеллектуальных услуг является как общим препятствием для инноваций во всех секторах экономики, так и препятствием для инноваций в сфере услуг, в частности. Уровень развития интеллектуальных услуг определяет интенсивность взаимодействия между сервисным сектором и другими секторами экономики. Крометого, роль интеллектуальных услуг следует рассматривать с

определенной инновационно-специфичной точки зрения, больше движимой не технологическими или организационными инновациями. Реализация этого типа инноваций главным образом зависит от наличия и развитости интеллектуальных услуг. Одним из важных каналов инновационных услуг является распространение инновационных методов управления, внедрение новых организационных моделей, новых каналов распределения и изменения в отношениях с клиентами.

Литература:

1. Инновационная активность субъектов инновационного процесса. Мониторинг НИУ ВШЭ // Информационный бюллетень. - 2014. - № 2. - http:/ /issek.hse.ru.

2. Корнейчук Б.В. Проблемы статистического учета и анализа инновационной деятельности // Экономика и управление. - 2012. - № 7. - С. 27-31.

3. Проскура Д.В. Влияние региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг // Региональная экономика. -(40) УЭкС, - 4/2012.

4. Руководство Осло "Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - 3-е изд. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - М., 2006. -http://www.uis.unesco.org.

5. Старкова И.О., Махов М.В. Роль интеллектуальных активов в развитии предприятий телекоммуникационной отрасли // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 7-8. - C. 304-307.

6. Шхагапсоева M.X. Гражданско-правовое воспитание на этапах онтогенеза //Теория и практика актуальных исследований : материалы научн.-практ. конф. - 2012, Краснодар. - С. 43-49.

7. Bucar М., Stare М. From Policy Imitation to Policy Learning: governance of innovation policy in the new EU member states. GARNET Policy brief, No.12, March 2010. - http://www.garnet-eu.org/.

8. Kuusisto J., Meyer M. Insights into Services and Innovation in the Knowledgeintensive Economy // Technology Review. - 2003. - № 134. - https:// www.tekes.fi/globalassets/julkaisut/insights.pdf.

9. Miles I. Services Innovation: A Reconfiguration of Innovation Studies. Discussion Paper Series, PREST, University of Manchester. - http://www.academia.edu.

10.Pavitt K. Sectoral patterns of technological change: towards a taxonomy and a theory// Research Policy. - 1984. - № 13. - P. 343-373.

11.Rubalcaba L. The challenges for service innovation and service innovation policies. In: Promoting innovation in the service sector. Review of experiences and policies. UN. - New York and Geneva, 2011.

CO

i-H

О си

-О Q-LQ CK b-X

LjJ

u

о cu

со

S

83

PERFECTION OF THE ACCOUNT AND THE MECHANISM FOR EVALUATING ENVIRONMENTAL PROTECTION TAX PAYMENTS

Vorobiev Nikoiay Nikolayevich, DSc of Economics, Professor, Shiyanova Marina Valeryevna, Under-graduate Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.