Научная статья на тему 'Определение коммерческого потенциала и цены инновационной технологии'

Определение коммерческого потенциала и цены инновационной технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1724
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕНА ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / THE COMMERCIAL POTENTIAL / THE PRICE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Ю. В., Беляков Р. А.

Инновационное развитие экономики России, определенное в качестве приоритета экономической политики государства, в условиях становления и развития рыночных отношений невозможно без формирования соответствующих рыночных инструментов, среди которых одним из основных является формирование рынка инноваций. Важнейшей характеристикой инновационности экономики является инновационная активность предприятий и уровень спроса и предложения на разные виды инноваций. Для экономики современной России наиболее актуальна проблема технологического развития, что вызывает возросшую потребность в технологических инновациях. Решение данной проблемы во многом связано с неразвитостью рынка инновационных технологий и низким спросом со стороны бизнеса. Проблема заключается как в качестве разработок, так и в сложившейся в стране ситуации в потребностях бизнеса. Коммерциализация технологий определяется коммерческим их потенциалом, представляющим экономическую ценность в решении задач по повышению конкурентоспособности предприятий и выпуске конкурентоспособной на отечественном и зарубежным рынках инновационной продукции. Определены требования к инновационным технологиям как товару; дано авторское определение коммерческого потенциала инновационной технологии; выделены факторы, влияющие на величину рыночной стоимости инновационной технологии, и условия формирования цены инновационной технологии. Рассмотрение коммерческого потенциала и определение цены инновационной технологии должно способствовать пониманию их значимости для решения проблем устойчивости бизнеса на конкурентном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерыгин Ю. В., Беляков Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF MARKET POTENTIAL AND PRICES OF INNOVATIVE TECHNOLOGY

The innovative development of Russian economy, defined as a priority for economic policy in the conditions of market relations formation and development, is impossible without the formation of appropriate market instruments, among which one of the main is the formation of market innovation. The most important characteristics of the innovation economy is the innovative activity of enterprises and the level of demand and supply of different types of innovation. For the economy of modern Russia, the most pressing problem of technological development is the one which causes the increased demand for technological innovation. The solution to this problem largely depends on the underdevelopment of the market of innovative technologies and low demand from business. The problem is both caused by the development as well as by the situation in the country with business requirements. Technology Commercialization has determined their commercial potential, representing the economic value of improving the competitiveness of enterprises and production competitiveness on the domestic and foreign markets of innovative products. Defined are the requirements to innovative technologies as goods; given is the definition of the commercial potential of innovative technologies; the factors, influencing the market value of innovative technologies are sorted out, as well as the formation conditions of the prices for innovative technologies. Consideration of the commercial potential and pricing of innovative technology should contribute to the understanding of their importance for the stabilization of problems in business on the competitive market.

Текст научной работы на тему «Определение коммерческого потенциала и цены инновационной технологии»

УДК 330.5

Вестник СибГАУ Т. 16, № 3. С. 782-786

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЦЕНЫ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ю. В. Ерыгин, Р. А. Беляков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Инновационное развитие экономики России, определенное в качестве приоритета экономической политики государства, в условиях становления и развития рыночных отношений невозможно без формирования соответствующих рыночных инструментов, среди которых одним из основных является формирование рынка инноваций.

Важнейшей характеристикой инновационности экономики является инновационная активность предприятий и уровень спроса и предложения на разные виды инноваций. Для экономики современной России наиболее актуальна проблема технологического развития, что вызывает возросшую потребность в технологических инновациях. Решение данной проблемы во многом связано с неразвитостью рынка инновационных технологий и низким спросом со стороны бизнеса. Проблема заключается как в качестве разработок, так и в сложившейся в стране ситуации в потребностях бизнеса. Коммерциализация технологий определяется коммерческим их потенциалом, представляющим экономическую ценность в решении задач по повышению конкурентоспособности предприятий и выпуске конкурентоспособной на отечественном и зарубежным рынках инновационной продукции.

Определены требования к инновационным технологиям как товару; дано авторское определение коммерческого потенциала инновационной технологии; выделены факторы, влияющие на величину рыночной стоимости инновационной технологии, и условия формирования цены инновационной технологии. Рассмотрение коммерческого потенциала и определение цены инновационной технологии должно способствовать пониманию их значимости для решения проблем устойчивости бизнеса на конкурентном рынке.

Ключевые слова: инновационные технологии, коммерческий потенциал, цена инновационной технологии.

Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 3, P. 782-786

DETERMINATION OF MARKET POTENTIAL AND PRICES OF INNOVATIVE TECHNOLOGY

Yu. V. Erygin, R. A. Belyakov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The innovative development of Russian economy, defined as a priority for economic policy in the conditions of market relations formation and development, is impossible without the formation of appropriate market instruments, among which one of the main is the formation of market innovation.

The most important characteristics of the innovation economy is the innovative activity of enterprises and the level of demand and supply of different types of innovation. For the economy of modern Russia, the most pressing problem of technological development is the one which causes the increased demand for technological innovation. The solution to this problem largely depends on the underdevelopment of the market of innovative technologies and low demand from business. The problem is both caused by the development as well as by the situation in the country with business requirements. Technology Commercialization has determined their commercial potential, representing the economic value of improving the competitiveness of enterprises and production competitiveness on the domestic and foreign markets of innovative products.

Defined are the requirements to innovative technologies as goods; given is the definition of the commercial potential of innovative technologies; the factors, influencing the market value of innovative technologies are sorted out, as well as the formation conditions of the prices for innovative technologies. Consideration of the commercial potential and

pricing of innovative technology should contribute to the understanding of their importance for the stabilization of problems in business on the competitive market.

Keywords: innovative technologies, the commercial potential, the price of innovative technologies.

Введение. Произошедший в 90-е гг. прошлого столетия резкий спад промышленного производства, переориентация экономики на сырьевой тип привели к технологической деградации многих отраслей, и в-первую очередь обрабатывающей промышленности. Уровень износа используемого оборудования по целому ряду отраслей достиг 70-80 %. Выросла зависимость от поставок зарубежного оборудования. Технологический уровень производства остановился на четвертом технологическом укладе, доля которого превышает 50 %. Технологии пятого технологического уклада сосредоточены только в военно-промышленном комплексе и авиакосмической отрасли. Их общая доля не более 10 %, а шестой технологический уклад пока не формируется. В то время как в развитых странах современный технологический уровень, по оценке академика Е. Н. Каблова, базируется на технологиях пятого технологического уклада (в США - более 60 %), и уже активно продвигаются в производство технологии шестого технологического уклада (в США их доля уже около 5 %) [1].

Для устранения накопившихся проблем, ликвидации технологического отставания от развитых стран в 2000-е гг. в России был объявлен курс на модернизацию и технологическое развитие экономики. Принят документ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий». Утверждена государственная программа «Развитие науки и технологий на 20132020 годы». Реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на создание инновационных технологий.

Важной составляющей реализации задачи технологического развития экономики должно стать формирование рынка инновационных технологий.

Проблемы коммерциализации инновационных технологий. Анализ инновационной деятельности России и отдельных стран показал, что уровень инновационной активности промышленных предприятий в России не превышает 10 %, а удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, всего 8 %. В развитых странах доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, постоянно растет и в настоящее время составляет: в Германии - более 65 %, в Швеции - 50 %, в Великобритании и Португалии - более 40 % [2].

Низкий уровень инновационных технологий и их внедрения в российскую практику связан с неготовностью большинства научно-технических разработок к процессу коммерциализации; низким уровнем патентной культуры и слабой заинтересованностью в защите объектов интеллектуальной собственности разработчиков новых технологий; отсутствием подтвержденного научно-технического уровня созданной технологии в сравнении с достигнутым мировым уровнем развития науки и техники; сложностью оценки коммерческого потенциала созданной технологии; неразвитостью инновационной инфраструкту-

ры; слабостью мер государственной поддержки; отсутствием необходимой нормативно-правовой базы коммерциализации технологий и др.

Важнейшей составляющей коммерциализации технологий является спрос на новые технологии со стороны бизнеса [3]. Практика показывает, что это один из проблемных вопросов развития инноваций в стране. Важнейшей составляющей спроса на инновации является заказчик, обладающий потребностью в конкретных видах инноваций. Ключевой здесь является потребность, выраженная в реализации определенных направлений по повышению эффективности производства и повышению конкурентоспособности предприятия и его продукции на рынке, особенно на международном. Имеющиеся исследования в области коммерциализации инноваций [4-7] показывают, что как раз многие российские предприятия не имеют четко определенных потребностей или не могут их реализовать вследствие невозможности доступа к современным технологиям или отсутствия финансовых возможностей. Причинами сложившейся ситуации являются:

- высокий уровень монополизации экономики и, соответственно, отсутствие необходимых условий для конкуренции на отечественном рынке инноваций;

- проблемы с обеспечением предприятий необходимым оборудованием, соответствующим требованиям мирового рынка;

- волатильность в настоящее время курсов валют и отсутствие долгосрочных программ развития;

- неразвитость технологической инфраструктуры в регионах, слабое инжиниринговое обеспечение технологического перевооружения предприятий.

Понимая исключительную важность решения имеющихся проблем, руководством страны в последние годы принят ряд организационных и экономических мер по созданию условий для технологического развития экономики страны. Так, при Президенте Российской Федерации создан Совет по модернизации и инновационному развитию России. Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. № 398-р утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принцип наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий [8]. С целью концентрации усилий на создание и использование прорывных технологий, учета интересов государства, науки и бизнеса по инициативе Правительства РФ в 2010 г. запущен механизм формирования национальных технологических платформ на принципах государственно-частного партнерства. В настоящее время сформированы 34 российские технологические платформы по важнейшим технологическим направлениям, которые будут определять технологическое развитие страны в ближайшей и далекой перспективе, в том числе биотехнологии, ядерные и радиационные технологии, новые материалы,

авиакосмические технологии, ИКТ, технологии возобновляемой энергетики и др. [9-11]. По инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина, объявленной в Послании к Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [12], начинается реализация Национальной технологической инициативы - программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г.

В рыночной экономике созданная инновационная технология может и должна быть представлена на рынке как товар.

Инновационная технология как товар должна обладать совокупностью критериев, отражающих определенные свойства, присущие инновационности:

во-первых, это должен быть продукт интеллектуальной деятельности, закрепленный в определенной форме интеллектуальной собственности (критерий наукоемкости);

во-вторых, он должен иметь конкурентные преимущества по сравнению с уже имеющимися технологиями и привнести дополнительный экономический эффект потребителю (рост производительности труда, снижение энергоемкости, водо- и энергопотребления, сокращение воздействия на окружающую среду и др.) (критерий экономического эффекта реализации).

Для того, чтобы данная инновационная технология была востребована на рынке, она должна обладать рядом преимуществ:

- полное документальное оформление инновационной технологии, подтвержденное комплектом научно-технической документации (патентная чистота, экспериментальная отработка, сертификация технологии и т. п.);

- соответствие или опережение по параметрам (функциональное назначение, конструктивные особенности, используемые материалы и др.) лучших зарубежных и отечественных аналогов;

- наличие (или необходимость развития новой) материальной базы, комплектующих и информационного обеспечения.

Все эти требования обеспечивают комплексный подход, снижающий риски внедрения.

Коммерческий потенциал инновационной технологии. В рыночной экономике для бизнеса на первое место выходит экономическая целесообразность внедрения инновационных технологий, что предполагает необходимость оценки ее коммерческого потенциала. Исходя из анализа экономической литературы [13-15], было выявлено, что до настоящего времени не выработано понятие коммерческого потенциала инновационной технологии. Исследования в данной области [16; 17] позволили дать его определение. Коммерческий потенциал инновационной технологии -это комплексная характеристика потенциальных возможностей ее реализации и использования предприятиями определенного профиля деятельности, благодаря ее конкурентным преимуществам и новым условиям организации производства конкурентоспособной продукции с более высокой добавленной стоимостью. Таким образом, коммерческий потенциал формируется исходя:

- из соответствия приоритетным направлениям технологического развития конкретной отрасли промышленности;

- наличия конкурентных преимуществ, обеспечивающих добавленную стоимость в результате реализации на отечественном и зарубежном рынках;

- наличия определенного круга потребителей как конечной продукции, так и возможности участия в цепочке международного разделения труда;

- окупаемости инвестиционных затрат на внедрение технологии в экономически обоснованные сроки и получения коммерческой выгоды.

Цена инновационной технологии устанавливается исходя из переговоров продавца и покупателя и зависит от объективности оценки стоимости товара. В инновационной технологии как товаре при оценке стоимости должны рассматриваться две ее стороны:

- во-первых, оценка технологии как нового способа производства продукции, дающего определенные преимущества на конкурентном рынке (качество продукции, сокращение издержек производства и др.);

- во-вторых, оценка интеллектуальной собственности, заложенной в данную инновационную технологию и имеющей патентную защиту, обеспечивающей предприятию-потребителю технологическую монополию на рынке, особенно если продукция с данными параметрами не может быть произведена другим способом.

В нижнюю границу цены закладываются все издержки, связанные как с ее разработкой, так и с затратами, связанными с коммерциализацией (включая доход разработчиков, который определяется по договоренности). Верхняя граница цены зависит от вложенной интеллектуальной собственности и значимости инновационной технологии на рынке.

На величину рыночной стоимости инновационной технологии влияют следующие факторы: новизна технологии и ее конкурентные преимущества, соответствие мировому уровню; патентная защита и сроки правовой охраны основных технических решений (наличие ноу-хау, объем передаваемых прав на использование технологии); величина дополнительных затрат, связанных с внедрением технологии.

К базовым методам оценки относятся такие известные методы, как затратный, доходный, сравнительный (рыночный), в основе которых лежит оценка затрат на инновационные технологии, оценка будущих доходов у потребителя и сравнение с сопоставимыми аналогами.

Заключение. Развитие рынка инновационных технологий должно стать неотъемлемой частью инновационной деятельности на разных уровнях управления. Преодоление разрыва между спросом на инновации и их предложением во многом зависит от конкурентной среды, создаваемой на экономических рынках, и коммерческого потенциала инновационных технологий. Стимулирование коммерциализации технологических инноваций должно стать составляющей частью региональных инновационных систем, включая такие меры, как «принуждение» к инновациям через инструменты государственного управления инновационным развитием. Примером может служить

ряд принятых законодательств по закупке инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках контрактной системы, где определены нормы закупки инновационной продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Библиографические ссылки

1. Каблов Е. Н. Курсом в 6-й технологический уклад [Электронный ресурс] // NanoWeek. 2010. 15-22 февраля. №. 99. URL: http://www.nanonewsnet.ru/ articles/2010/kursom-v-6-oi-tekhnologicheskii-uklad (дата обращения: 09.06.2015).

2. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 26.05.2013 (последняя редакция:

07.07.2014). URL: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure/info (дата обращения:

11.06.2015).

3. Зарубежные практики стимулирования спроса на инновации в рамках государственных закупок и закупок в компаниях с государственным участием [Электронный ресурс] // РВК. URL: http://www. rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201504_RVC_ practics_Cover_Interactive.pdf (дата обращения: 11.06. 2015).

4. Артемьев Н. Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве. М. : Наука, 1992. 220 с.

5. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. Новосибирск, 2002. 107 с.

6. Научно-технологическое развитие Российской Федерации: состояние и перспективы / Л. Э. Миндели [и др.] ; под ред. Л. Э. Миндели. М. 2010. 422 с.

7. Пак В. А. Анализ рынка технологии России [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/archive/ 14/analiz-rynka-tehnologii (дата обращения: 10.06.2015).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 г. № 398-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/41d4cc 19757 c1099b2b3.pdf (дата обращения: 10.06.2015).

9. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 07 июля 2011 г. № 899. URL: http://fasie.ru/zakonodatelstvo/ukazy-prezidenta-rf (дата обращения: 10.06.2015).

10. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы : федер. целевая программа [Электронный ресурс]. URL: http://2014.fcpir.ru/ (дата обращения: 11.06.2015).

11. Перечень технологических платформ [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/de672f004ac039db8aeb8baf3367c32c/perec hen_tp.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=de672f004ac0 39db8aeb8baf3367c32c (дата обращения: 10.06.2015).

12. Послание Президента Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 10.06.2015).

13. Егоров А. Ю. Рынок инновационных проектов: методология формирования, управления и развития / под общ. ред. проф. А. Ю. Егорова. М. : Палеотип, 2007. 236 с.

14. Конов Ю. П., Гончаренко Л. А. Рынок интеллектуальной собственности. М. : Экономика, 2010. 544 с.

15. Пугина Л. Н. Рынок инноваций в России // Наука и экономика. 2011. № (3) 7. С. 33-35.

16. Лобода В. А. Специфические черты рынка научно-технической продукции // Новости науки и технологий : информ.-аналит. журнал. 2008. № 1. С. 15-21.

17. Современные тенденции региональных рынков трансферта технологий / С. Ю. Солодовников [и др.] [Электронный ресурс]. URL: http://www. iovpani.spb.ru/poslednie-novosti/sovremennie-tendentsii-regionalnich-rinkov-transferta-technologiy.html (дата обращения: 10.06.2015).

References

1. Kablov E. N. Kursom v 6-oy tekhnologicheskiy uk-lad [Heading in the sixth technological order]. NanoWeek, 15-22 February 2014, No. 99. Available at: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/20 1504_RVC_practics_Cover_Interactive.pdf (accessed 09.06.2015).

2. Reyting stran mira po urovnyu raskhodov na NI-OKR. Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. [Research and Development Expenditure Centre of Humanitarian Technologies] (In Russ.). Available at: http://gtmarket.ru/ ratings/research-and-development-expenditure/info (accessed 11.06.2015).

3. Zarubezhnye praktiki stimulirovaniya sprosa na innovatsii v ramkakh gosudarstvennykh zakupok i zaku-pok v kompaniyakh s gosudarstvennym uchastiem [Foreign practice stimulate demand for innovation through public procurement and procurement in companies with state participation, RVK] (In Russ.). Available at: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201 504_RVC_practics_Cover_Interactive.pdf (accessed 11.06.2015).

4. Artem'ev N. E. Rynki tekhnologii v mirovom khozyaystve [The technology markets in the world economy]. Moscow, Nauka Publ., 1992, 220 p.

5. Kuznetsova S. A., Markova V. D. Razvitie inno-vatsionnogo rynka kak mekhanizma rasprostraneniya naukoemkoy produktsii [The development of innovative market as a mechanism for distribution of high technology products]. Novosibirsk, 2002, 107 p.

6. Mindeli L. E. Kleeva L. P., Medvedeva T. Yu. Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie Rossiyskoy Federat-sii: sostoyanie i perspektivy [Scientific and technological development of the Russian Federation: Status and Prospects]. Moscow, 2010, 422 p.

7. Pak V. A. Analiz rynka tekhnologii Rossii [Analysis market technology of Russia] (In Russ.). Available at: http://novainfo.ru/archive/14/analiz-rynka-tehnologii (accessed 10.06.2015).

8. Order of the Government of the Russian Federation of 19 March 2014, No. 899-r (In Russ.). Available at:

http://government.ru/media/files/41d4cc19757c1099b 2b3.pdf (accessed 10.06.2015).

9. On approval of the priority directions of science, technology and engineering in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation: Presidential Decree of July 7, 2011, No. 899 (In Russ.). Available at: http://fasie.ru/zakonodatelstvo/ukazy-prezidenta-rf (accessed 10.06.2015).

10. Federal Target Program "Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for 2014-2020" (In Russ.). Available at: http://2014.fcpir.ru/ (accessed 11.06.2015).

11. Perechen' tekhnologicheskikh platform [The list of technology platforms] (In Russ.). Available at: http://economy .gov.ru/wps/wcm/connect/de672f004ac039 db8aeb8baf3367c32c/perechen_tp.pdf?MOD=AJPERES &CACHEID=de672f004ac039db8aeb8baf3367c32c (accessed 10.06.2015).

12. Message from the President to the Federal Assembly of 04 December 2014 (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (accessed 10.06.2015).

13. Egorov A. Yu. Rynok innovatsionnykh proektov: metodologiya formirovaniya, upravleniya i razvitiya [The market of innovative projects: methodology of formation, management and development]. Moscow, Paleotip Publ.,

2007, 236 p.

14. Konov Yu. P., Goncharenko L. A. Rynok intellek-tual'noy sobstvennosti [The market of intellectual property]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 544 p.

15. Pugina L. N. [The innovation market in Russia]. Nauka i ekonomika. 2011, No. 3 (7), P. 33-35 (In Russ.).

16. Loboda V. A. [Specific features of the market of scientific-technical products] Novosti nauki i tekhnologiy.

2008, No. 1, P. 15-21 (In Russ.).

17. Solodovnikov S. Yu., Margaryan A. Sh., Sver-lov A. S., Naumovich O. A. Sovremennye tendentsii regional 'nykh rynkov transferta tekhnologiy [Modern trends in regional markets technology transfer] (In Russ.). Available at: http://www.iovpani.spb.ru/poslednie-novosti/ sovremennie-tendentsii-regionalnich-rinkov-transferta-technologiy.html (accessed 10.06.2015).

© Ерыгин Ю. В., Беляков Р. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.