Научная статья на тему 'Роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности'

Роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / INNOVATIVE POTENTIAL / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE SPACE INDUSTRY / CIVILIAN PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Н.О.

Исследуется роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). В современной экономике эффективная деятельность промышленных предприятий, обеспечение высоких темпов развития и поддержание высокой конкурентоспособности в значительной степени зависит от их инновационной деятельности. В настоящее время инновации, созданные в промышленных условиях, открывают перед предприятиями новые рыночные возможности. Уникальными преимуществами космической отрасли являются наличие мощной научной и технической базы, включая высококвалифицированные кадры. В результате, на предприятиях РКП был накоплен уникальный инновационный потенциал, который позволяет обеспечить выполнение технологически сложных задач, которые должны коммерциализироваться в прикладной научный бизнес, являющийся главным отличием современной экономики инновационного типа. Ряд научных направлений космической отрасли сегодня являются экономически эффективными и инвестиционно привлекательными направлениями капиталовложений. Среди наиболее ключевых направлений рыночного спроса на гражданскую продукцию РКП можно выделить такие важные отрасли экономики, как транспорт, связь и телекоммуникации, электронные, нефтянные и газовые отрасли, отрасли ТЭК, здравоохранение. Происходит взаимное сближение, объединение, развитие связей науки и экономических структур с целью создания благоприятных условий осуществления экономической деятельности. Такой процесс можно охарактеризовать как процесс интеграции военного производства с гражданской сферой экономики. Предприятиям РКП необходимо расширять объект коммерциализации. Производство гражданской продукции необходимо осуществлять на основе результатов инновационной деятельности на разных стадиях инновационного процесса, на которых находится тот или иной ракетно-космический продукт от идеи до запатентованного продукта или технологии. Коммерциализация инновационного потенциала предприятий РКП является важнейшим направлением для решения ряда проблем, возникших в результате сокращения государственного заказа и капитальных вложений, которые привели ракетно-космическую отрасль к серьезному кризису.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF SPACE INDUSTRY ENTERPRISE

The article examines the role of commercialization of the innovative potential of enterprises of space-rocket industry (SRI). In today’s economy the effective activity of industrial enterprises, ensuring a high rate of development and maintenance of high competitiveness largely depends on their innovation activities. At present, innovations, created at industrial environment, open up new market opportunities for enterprises. The unique advantage of the space industry is a strong scientific and technical base, including a highly qualified workforce. As a result, the SRI enterprises have accumulated a unique innovative capability that enables the implementation of technologically complex tasks to be commercialized in applied science business, which is the main difference of the modern innovation economy. A number of scientific directions of the space industry today is cost-effective and attractive investment areas of investment. Among the key areas of the market demand for civilian goods SRI, we can distinguish such important sectors of the economy as transport, communications and telecommunications, electronics, oil and gas industry, fuel and energy industry, healthcare. There is a mutual approach, combining the development of links between science and economic structures in order to create favorable conditions for carrying out economic activities. Such process can be described as the process of integration of military production to civilian sphere of the economy. SRI enterprises need to expand the object of commercialization. Civil production must be carried out on the basis of the results of the innovation activity at different stages of the innovation process, which is a particular space rocket product from the idea to the patented product or technology. The commercialization of innovative potential of the SRI enterprises is the most important area to address some of the problems that have arisen as a result of the reduction of the state orders and capital investment, which resulted in the rocket and space industry in a serious crisis.

Текст научной работы на тему «Роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности»

УДК 338.001.76

Вестник СибГАУ Том 17, № 2. С. 518-522

РОЛЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Н. О. Макаренко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: makarenko_nastja@mail.ru

Исследуется роль коммерциализации инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности (РКП). В современной экономике эффективная деятельность промышленных предприятий, обеспечение высоких темпов развития и поддержание высокой конкурентоспособности в значительной степени зависит от их инновационной деятельности. В настоящее время инновации, созданные в промышленных условиях, открывают перед предприятиями новые рыночные возможности. Уникальными преимуществами космической отрасли являются наличие мощной научной и технической базы, включая высококвалифицированные кадры. В результате, на предприятиях РКП был накоплен уникальный инновационный потенциал, который позволяет обеспечить выполнение технологически сложных задач, которые должны коммерциализироваться в прикладной научный бизнес, являющийся главным отличием современной экономики инновационного типа. Ряд научных направлений космической отрасли сегодня являются экономически эффективными и инвестиционно привлекательными направлениями капиталовложений. Среди наиболее ключевых направлений рыночного спроса на гражданскую продукцию РКП можно выделить такие важные отрасли экономики, как транспорт, связь и телекоммуникации, электронные, нефтянные и газовые отрасли, отрасли ТЭК, здравоохранение. Происходит взаимное сближение, объединение, развитие связей науки и экономических структур с целью создания благоприятных условий осуществления экономической деятельности. Такой процесс можно охарактеризовать как процесс интеграции военного производства с гражданской сферой экономики. Предприятиям РКП необходимо расширять объект коммерциализации. Производство гражданской продукции необходимо осуществлять на основе результатов инновационной деятельности на разных стадиях инновационного процесса, на которых находится тот или иной ракетно-космический продукт - от идеи до запатентованного продукта или технологии. Коммерциализация инновационного потенциала предприятий РКП является важнейшим направлением для решения ряда проблем, возникших в результате сокращения государственного заказа и капитальных вложений, которые привели ракетно-космическую отрасль к серьезному кризису.

Ключевые слова: инновационный потенциал, коммерциализация инновационного потенциала, предприятия ракетно-космической промышленности, продукция гражданского назначения.

Sibirskii Gosudarstvennyi Aerokosmicheskii Universitet imeni Akademika M. F. Reshetneva. Vestnik Vol. 17, No. 2, P. 518-522

THE ROLE OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF SPACE INDUSTRY ENTERPRISE

N. O. Makarenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: makarenko_nastja@mail.ru.

The article examines the role of commercialization of the innovative potential of enterprises of space-rocket industry (SRI). In today's economy the effective activity of industrial enterprises, ensuring a high rate of development and maintenance of high competitiveness largely depends on their innovation activities. At present, innovations, created at industrial environment, open up new market opportunities for enterprises. The unique advantage of the space industry is a strong scientific and technical base, including a highly qualified workforce. As a result, the SRI enterprises have accumulated a unique innovative capability that enables the implementation of technologically complex tasks to be commercialized in applied science business, which is the main difference of the modern innovation economy. A number of scientific directions of the space industry today is cost-effective and attractive investment areas of investment. Among the key areas of the market demand for civilian goods SRI, we can distinguish such important sectors of the economy as transport, communications and telecommunications, electronics, oil and gas industry, fuel and energy industry,

healthcare. There is a mutual approach, combining the development of links between science and economic structures in order to create favorable conditions for carrying out economic activities. Such process can be described as the process of integration of military production to civilian sphere of the economy. SRI enterprises need to expand the object of commercialization. Civil production must be carried out on the basis of the results of the innovation activity at different stages of the innovation process, which is a particular space rocket product - from the idea to the patented product or technology. The commercialization of innovative potential of the SRI enterprises is the most important area to address some of the problems that have arisen as a result of the reduction of the state orders and capital investment, which resulted in the rocket and space industry in a serious crisis.

Keywords: innovative potential, commercialization of innovative potential of the enterprise space industry, civilian products.

Введение. Мировой рынок космической продукции и услуг представляет собой один из важнейших сегментов мирового рынка высоких технологий. Изначально главная задача космической отрасли заключалась в обороне и национальной безопасности страны, однако в настоящее время происходит стремительный процесс распространения инноваций, основанных на результатах космической отрасли, в обществе. Выявленные тенденции развития мировых рынков открывают перед предприятиями новые рыночные возможности.

Основу космической деятельности России формирует ракетно-космическая промышленность. Обладая огромным инновационным потенциалом создания прорывных технологий в рамках выполнения государственного оборонного заказа, предприятия отрасли в 90-е годы XX века не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, что привело к многолетнему дефициту финансирования, техническому и технологическому отставанию и другим проблемам, которые обусловливают снижение конкурентоспособности ракетно-космической промышленности России.

Возрастающие темпы развития мировых рынков высоких технологий и, как следствие, увеличение востребованности результатов космической деятельности доказывают необходимость коммерциализации инновационного потенциала предприятий отрасли, что позволит обеспечить технологическую модернизацию и инновационное развитие отрасли и экономики страны. Ряд научных направлений ракетно-космической промышленности сегодня являются экономически эффективными и инвестиционно привлекательными направлениями для развития производства продукции гражданского назначения.

Особенности предприятий РКП и коммерциализации инновационного потенциала. Уникальными преимуществами космической отрасли являются наличие мощной научной и технической базы, включая высококвалифицированные кадры, которые должны коммерциализироваться в прикладной научный бизнес, являющийся главным отличием современной экономики инновационного типа.

Вовлечение результатов космической отрасли в гражданский сектор рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России. Основным из целей вовлечения интеллектуаль-

ной собственности и результатов научно-технической деятельности является развитие производства конкурентоспособной отечественной продукции, работ и услуг с высокими техническими и потребительскими характеристиками [1]. Правительства в государствах Европейского союза, Японии, США поощряют и поддерживают начинания предприятий в области высоких технологий посредством грантов, гарантий, субсидий и/или ссуд на льготных условиях, предоставляемых различными финансовыми фондами и банками, которые прямо или косвенно признают важность интеллектуальных активов. Все это свидетельствует о том, что в период с 2010 по 2015 гг. интеллектуальная собственность стала конвертируемым товаром [2].

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отводится важная роль распространению результатов научных исследований перспективных космических технологий. Реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на развитие коммерциализации инновационных проектов. На сегодняшний день созданы государственные институты развития, которые могут быть привлечены к софинансированию инновационных проектов: АО «РОСНАНО», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (фонд «Сколково»), федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и ряд других институтов, на базе которых предполагается взаимодействие с предприятиями РКП с целью коммерциализации инновационного потенциала предприятий отрасли [3-6].

Несмотря на то, что приоритетность развития конверсионного производства на основе результатов научно-технической деятельности декларировалась на протяжении двух десятилетий, эта задача по-прежнему стоит перед предприятиями инновационных отраслей, где ведущее место занимает ракетно-космическая отрасль. Предприятия ракетно-космической промышленности составляют основу космической отрасли России и характеризуются высокой степенью инновационных возможностей и их использования в коммерческом секторе экономики.

Основу ракетно-космической отрасли составляют НИИ и КБ, осуществляющие прикладные исследования, разработку и испытания инновационной наукоемкой продукции, опытные и промышленные заводы, где используется самое современное оборудование,

не имеющее аналогов в мире, лаборатории, испытательные полигоны, высококвалифицированные кадры ученых и специалистов, инженеров и рабочих. В результате, на предприятиях РКП был накоплен уникальный инновационный потенциал, который позволяет обеспечить выполнение технологически сложных задач. Специфика коммерциализации инновационного потенциала предприятий РКП заключается в том, что формы коммерциализации могут создаваться на любой стадии инновационного процесса -от продажи идеи до запатентованного объекта интеллектуальной собственности.

Направления коммерциализации инновационного потенциала предприятий РКП. Ряд научных направлений космической отрасли сегодня являются экономически эффективными и инвестиционно привлекательными направлениями капиталовложений [1].

Перенос результатов интеллектуальной деятельности (ИД), полученных в рамках военного производства для обороны страны, позволит создать конкурентоспособную продукцию российских предприятий на мировом рынке. Обзор современных продуктов и услуг, основанных на результатах ИД, представлен в таблице.

Являясь важной составляющей оборонного потенциала страны, космические средства имеют важнейшее значение при создании единого информационного пространства, контроле за использованием природных ресурсов, обеспечении глобальных телекоммуникаций, навигации, мониторинга земной поверхности, воздушного и космического пространства, эффективном использовании транспорта, развитии науки и образования, повышении качества гидрометеорологических прогнозов и долгосрочном прогнозировании

стихийных бедствий [14]. Среди наиболее ключевых направлений рыночного спроса на гражданскую продукцию РКП можно выделить такие важные отрасли экономики, как транспорт, связь и телекоммуникации, электронные, нефтяные и газовые отрасли, отрасли ТЭК, здравоохранение. Происходит взаимное сближение, объединение, развитие связей науки и экономических структур с целью создания благоприятных условий осуществления экономической деятельности. Такой процесс можно охарактеризовать как процесс интеграции военного производства с гражданской сферой экономики.

Заключение. Создание эффективной системы коммерциализации требует решения ряда задач [15]:

- необходимость интеграции на предприятиях РКП военного и гражданского производства;

- необходимость объединения научного, производственного и маркетингового секторов на предприятиях отрасли;

- необходимость оценки рыночной перспективности коммерческого использования объектов инновационного потенциала;

- поиск эффективной формы коммерциализации инновационного потенциала.

Следует отметить, что коммерциализация инновационного потенциала предприятий РКП может осуществляться как на основе отдельных элементов инновационного потенциала, так и их совокупность может создавать объекты коммерциализации.

Все вышесказанное обусловливает необходимость дальнейших исследований и разработки инструментов и методов коммерциализации инновационного потенциала предприятий РКП.

Направления коммерциализации инновационного потенциала предприятий РКП в гражданском секторе [7-13]

Связь и телекоммуникация Промышленность Энергетика Медицинская отрасль Окружающая среда, логистика Население

Персональные Производство Производство Производство Спутниковая Обработка

и мобильные оборудования МОКС-топлива медицинского геодезия продуктов

каналы связи и оказание услуг для АЭС оборудования Контроль питания

Телерадиовещание добывающим Производство Обработка состояния (консервация)

(интерактивное отраслям (нефтянная, компонентов (обеззараживание) и местополо- Производство

телевидение, газовая и др.) солнечной материалов жения ЧС оборудования

телевидение Производство обору- энергетики медицинского Мониторинг для жилищно-

высокой дования для сельско- Производство назначения окружающей коммунального

четкости) го хозяйства оборудования Производство среды хозяйства

Беспроводной Производство микро- для ТЭЦ и ГРЭС ортопедических Космическая Производство

Интернет электронных уст- Производство устройств навигация котлов и котельно-

Дистанционное ройств, оптических двигателей и др. Производство Управление го оборудования

зондирование волокон и др. раневых покры- движением малых

Земли и др. в электронной тий на основе транспортных мощностей

промышленности коллаген-хитоза- средств и др. Космический

Производства новых наноком- туризм и др.

систем фасадов плексов

с использованием Космическая

алюминиевых компо- медицина и др.

зитных панелей

и др.

Библиографические ссылки

1. Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года : утв. Президентом РФ 14.01.2014 № Пр-51 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_158322/ (дата обращения: 20.08.2015).

2. Малашенкова Е. В., Пайсон Д. Б., Урманов О. А. Институциональные проблемы коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных при реализации космических программ [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-rej.ru/ Articles/2010/Malashenko va_Payson_Urmanov.pdf (дата обращения: 13.11.2015).

3. Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом РФ от 19.04.2013 № Пр-906 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_145908/ (дата обращения: 20.10.2014).

4. Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013— 2020 годы» от 28.12.2012 № 2594-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_148920/645fbfdd3112bcf66dedd0a433c309bb 72abe0e4/ (дата обращенияж 23.08.2015).

5. Стратегия развития ракетно-космической промышленности до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/463161 (дата обращения: 13.02.2014).

6. Об основных итогах развития космической деятельности в 2014 году, задачах Федерального космического агентства и организаций ракетно-космической промышленности на 2015 год и дальнейшую перспективу : итоговый доклад Федерального космического агентства [Электронный ресурс] URL: http://www.federalspace.ru/21430/ (дата обращения: 26.06.2015).

7. Галахов Д. И. Коммерциализация инноваций в высокотехнологичных отраслях экономики: вызовы и риски [Электронный ресурс]. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21123812 (дата обращения: 18.10.2014).

8. Зараменских Е. П. Коммерциализация технологий : моногр. Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2014. 125 с.

9. Изюмов Д. Б., Кондратюк Е. Л. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/ download/83658883.pdf (дата обращения: 13.11.2015).

10. Королев П. П. Коммерциализация интеллектуального продукта в системе повышения конкурентоспособности предприятий // Транспортное дело в России. 2011. № 12. С. 69-73.

11. Космическая промышленность [Электронный ресурс] // Федеральное космическое агентство. URL: http://www.federalspace.ru/ (дата обращения: 01.12. 2014).

12. Криворотов М. М., Мухаровский Н. В. Коммерциализация прав интеллектуальной собственности: понятия, формы, основные направления // Вест-

ник Омского университета. Сер: «Экономика». 2012. № 2. С. 72-78.

13. Крутик А. Б., Ильина Л. В. Коммерциализация как путь реализации инновационных разработок [Электронный ресурс] // КиберЛенинка - научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/kommertsializatsiya-kak-put-realizatsii-innovatsionnyh-razrabotok (дата обращения: 16.04.2014).

14. Фомкина М. В., Чуб Е. А. Развитие космической деятельности в свете тенденций постиндустриальной экономики: проблемы ее становления и функционирования в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.giab-online.ru/files/Data/2013/12/360-365_ Fomkina_-_6_str.pdf (дата обращения: 9.10.2015).

15. Мухопат В. И. Сущность, средства и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности в российской экономике [Электронный ресурс] // Интеллектуальная собственность - XXI век : материалы секционного заседания Третьего Всерос. форума (20-23 апр. 2010 г.) URL: http://rair-info.ru/ netcat_dump/sbornic_dokladov.pdf (дата обращения: 23.11.2014).

References

1. Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ispolzovaniya rezultatov kosmicheskoi deyatelnosti v interesakh modernizatsii ekonomiki Rossiiskoi Federatsii i razvitiya ee regionov na period do 2030 goda. [Government's policy in the field of the results of space activities for the modernization of Russian economy and the development of its regions for the period up to 2030] of January 14, 2014, No. 51 (In Russ.). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158322 (accessed 20.08.2015).

2. Malashenkova E. V., Paison D. B., Urmanov O. A. Institutsionalnye problemy kommertsializatsii rezultatov nauchno-tekhnicheskoi deyatelnosti, poluchennykh pri realizatsii kosmicheskikh program. [Institutional problems of commercialization of science and technical results at realization of space programs] (In Russ.). Available at: http://www.e-rej.ru/Articles/2010/ Malashenkova_Payson_Urmanov.pdf (accessed13.11.2015).

3. Osnovy gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti kosmicheskoi deyatelnosti na period do 2030 i dalneishye perspektivy. [Fundamentals of the Russian Federation's state policy in the field of space activities for the period up to 2030 and beyond] of April 19, 2013, No. 906 (In Russ.). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145908 (accessed 20.10.2014).

4. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federacii "Kosmicheskaya deyatelnost Rossii na 20132020 godi". [State program of the Russian Federation "Space activities of Russia for 2013 - 2020 years"] of December 12, 2012, No. 2594 (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 148920/ (accessed 23.08.2015).

5. Strategiya razvitiya raketno-kosmicheskoi promyshlennosti do 2015 goda. [Development strategy of the rocket and space industry up to 2015] (In Russ.).

BecmuuK CuôrAY. Tom 17, № 2

Available at: http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/463161 (accessed 13.02.2014).

6. Itogovyy doklad Federalnogo kosmicheskogo agenstva "Ob osnovnikh itogakh razvitiya kosmicheskoi deyatelnosti v 2014 godu, zadachakh Federalnogo kosmicheskogo agenstva I organizatsiy raketno-kosmicheskoi promishlennosti na 2015 god I dalneishuyu perspektivu". [Final report of the Federal Space Agency "About the main results of development in space activities in 2014, the tasks of the Federal Space Agency and the organizations of the rocket and space industry for 2015 and beyond"] (In Russ.). Available at: http://www.federalspace.ru/21430/ (accessed 26.06.2015).

7. Fomkina M. V., Chub E. A. Razvitie kosmicheskoi deyatelnosti v svete tendentsiy postindustrialnoi ekonomiki: problem ee stanovleniya i funktsionirovaniya v Rossii. [Development of space activities in the light of trends in postindustrial economy: problems of its formation and functioning in Russia] (In Russ.). Available at: http://www.giab-online.ru/files/Data/2013/12/360-365_ Fomkina_-_6_str.pdf (accessed 9.10.2015).

8. Galahov D. I. Kommertsializatsiya innovatsiy v visokotekhnologichnykh otraslyakh ekonomiki: vizovi i riski. [Commercialization of innovation in high-tech sectors of the economy: challenges and risks] (In Russ.). Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21123812 (accessed 18.10.2014).

9. Zaramenskih E. P. Kommertsializatsiya tekhno-logiy. [Commercialization of technologies]. Novosibirsk, CRNC Publ., 2014, 125 p.

10. Izumov D. B., Kondratuk E. L. Kommertsia-lizatsiya rezultatov intellektualnoi deyatelnosti. [Commercialization of results of intellectual activity] (In Russ.).

Available at: http://elibrary.ru/download/83658883.pdf (accessed 13.11.2015).

11. Korolev P. P. [Commercialization of intellectual product in the system of enterprise competitiveness]. Transportnoe delo v Rossii. 2011, No. 12, P. 69-73 (In Russ.).

12. Kosmicheskaya promishlennost. [Space industry] (In Russ.). Available at: http://www.federalspace.ru (accessed 01.12.2014).

13. Krivorotov M. M., Muharovskiy N. V. [Commercialization of intellectual property rights: the concept, the form, the main direction]. Vestnik Omskogo universiteta. 2012, No. 2, P. 72-78 (In Russ.).

14. Krutik A. B. Kommertsializatsiya kak put realizatsii innovatsionnikh razrabotok. [Commercialization as the way of innovations realization] (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ kommertsializatsiya-kak-put-realizatsii-innovatsionnyh-razrabotok (accessed 16.04.2014).

15. Muhopat V. I. Suschnost, sredstva i problemy kommertsializatsii intellektualnoi sobstvennosti v ros-siiskoi ekonomike. [Essence, means and issues of intellectual property commercialization in the Russian economy] (In Russ.). Available at: http://rair-info.ru/ netcat_dump/sbornic_dokladov.pdf (accessed 23.11.2014).

© MaKapeHKO H. O., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.