УДК 338.001.36
Вестник СибГАУ Том 17, № 4. С. 1129-1140
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОФИЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
М. Н. Чувашова*, Н. Т. Аврамчикова, Е. В. Белякова, Н. И. Смородинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: dersaturn06@gmail.com
Систематизированы теоретические положения и рассмотрена эволюция формирования профилей технологических укладов. Проведенный структурный анализ используемых передовых производственных технологий в России позволил рассмотреть развитие инновационной среды на региональном уровне. Авторами предложено определение термина «профиль технологического уклада» как совокупность видов промышленного производства, имеющих новые технологии, способных дать толчок к количественному росту экономики и качественному улучшению ее структуры.
Изучено состояние инновационного потенциала и динамика объемов производства инновационной продукции региона на примере Красноярского края. Определены причины низкой инновационной активности региона, связанные с недостаточным развитием взаимодействия между властью, бизнесом, наукой и обществом, что, в свою очередь, замедляет переход к новому типу технологического уклада. Таким образом, проведенный анализ структуры профилей технологических укладов в промышленном комплексе Красноярского края свидетельствует о том, что экономика региона характеризуется наличием высокого удельного веса отраслей четвёртого технологического уклада, связанных в основном с добычей продукции угольной промышленности, добычей и первичной переработкой цветных металлов и нефтепереработкой.
Однако наряду с четвертым технологическим укладом в экономике региона в фазе интенсивного роста находится пятый технологический уклад, основывающийся на развитии технологий в оборонном комплексе, ракетно-космической, авиационной промышленности и двигателестроении. Для обеспечения конкурентоспособности регионов на национальном и мировом рынках, а также для обеспечения инновационного развития экономики необходима трансформация структуры экономики в пользу более высоких технологических укладов, что подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р. от 17ноября 2008г.
Ключевые слова: инновационная активность региона, взаимодействие власти, бизнеса и общества, профиль технологического уклада, объем производства инновационной продукции, инновационное развитие.
Sibirskii Gosudarstvennyi Aerokosmicheskii Universitet imeni Akademika M. F. Reshetneva. Vestnik Vol. 17, No. 4, P. 1129-1140
ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF PROFILES OF TECHNOLOGICAL WAYS IN AN INDUSTRIAL COMPLEX IN KRASNOYARSK REGION
M. N. Chuvashova*, N. T. Avramchikova, E. V. Belyakova, N. I. Smorodinova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dersaturn06@gmail.com
The theoretical positions are systematized and an evolution of the profiles of technological ways formation is considered in this article. The structural analysis of production technologies in Russia permits authors to consider the innovative environment development in a region. The condition of an innovation potential and the dynamics production volume of an innovative products in Krasnoyarsk krai are searched by authors. The authors ofthe definition «Profile of technological way» proposed as a set of types of industrial production, with new technologies that can give an impact to the quantitative growth ofthe economy and improve the quality of its structure.
Thereunder, some reasons for low innovation activity in the region are defined, these reasons are connected with deficient the cooperation development inter government, business, science and society, in turn, it delays to transfer from a new types of the technological way. Thus, the analysis of structure profiles technological ways in the industrial
complex of the Krasnoyarsk krai points to the regional economics is characterized by the high unit weight of a production of the fourth technological way is connected with the production of products of the coal industry, mining and primary processing of non-ferrous metals and oil refining. However, the ßfth technological way in the regional economics is in the phase of intensive growth, based on the development of technologies in the defense industry, rocket and space and aviation industry and engine building together with the fourth technological way. The transformation of the economic structure in favor of the higher technological structures is necessary for securing the competitiveness of the regions at the national and international market. It necessity confirms concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020 approved by the Federal Government № 1662-p. on 17th of November 2008year.
Keywords: regional innovative activity, the interaction inter government, business and society a profile of technological way, innovation production volume, innovative development.
Введение. В настоящее время переход экономики России на инновационный путь развития является одной из приоритетных задач государственной политики, что определяет суть взаимоотношений между государством, наукой, обществом и бизнесом. Поставленная президентом задача создать «умную экономику» определяет необходимость развития науки с динамичной реализацией ее достижений.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, определена фундаментальная задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития [1].
Россия значительно отстает от ведущих мировых промышленных стран в части развития информационно-коммуникационных технологий шестого технологического уклада, который, согласно аналитическим прогнозам, при сохранении существующих темпов технико-экономического развития в России вступит в фазу распространения в 2010-2020 гг., а в фазу зрелости - в 2040-е гг. При этом произойдёт новая научно-техническая революция [2].
Понятие, сущность и этапы формирования технологического уклада. Технологический уклад (волна) -это совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства, при котором в связи с научным и технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным [3].
Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр. В современной теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.
Ключевым понятием теории С. Ю. Глазьева является понятие технологического уклада - совокупности технологий и производств одного уровня. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок, организация чего-либо. Для определения уровня и стадий развития экономических и технологических процессов используют термин «технологический уклад» - одну из главных составляющих теории научно-технического прогресса (НТП) [4].
Переход к постиндустриальной стадии развития общества знаменует замену отраслевого деления национальной экономики делением технологическим. Приоритетом становится не расширение определенных отраслей, а развитие высоких технологий во всех отраслях экономики. Однако каждому технологическому укладу присущи свои ведущие технологии, составляющие его ядро [5].
Технологические уклады рассматриваются как совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства и общества. В эволюции технологических укладов ученые традиционно выделяют шесть циклов, каждый цикл начинается с инновации (в некоторых источниках учеными уже рассматривается седьмой технологический уклад) [6].
Согласно теории долгосрочного технико-экономического развития С. Ю. Глазьева, эволюция развития профилей технологических укладов подчинена определенной закономерности и происходит в определенной последовательности. Приведенная на рис. 1 кривая роста имеет два крутых подъема, связанных с фазами зарождения и бурного роста нового технологического уклада. Следует заметить, что между ними расположен пологий участок кривой, на котором по концепции И. Шумпетера отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной промышленной собственности (до 20 лет).
Каждый уклад имеет свой определённый жизненный цикл. В свою очередь, жизненный цикл имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза развития технологического уклада приходится на его зарождение и становление в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии [7; 8].
Российским ученым Е. А. Назаровой было предложено осуществлять характеристику технологических укладов с точки зрения показателей использования передовых производственных технологий в России. Соотношение производственных укладов представлено табл. 1.
Рис. 1. Виды технологических укладов по теории долгосрочного технико-экономического развития С. Ю. Глазьева
Структура используемых передовых производственных технологий в России на 2014 г.
Таблица 1
Передовые производственные технологии Технологический уклад Число технологий Удельный вес в экономике, %
Проектирование и инжиниринг 6-й 47116 25,5
Производство, обработка и сборка 4-й 47235 40,3
Автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции; транспортировка материалов и деталей 5-й 1469 0,8
Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 5-й 7531 4,1
Связь и управление 5-й 74486 25,6
Производственные информационные системы 6-й 4175 2,3
Интегрированное управление и контроль 6-й 2380 1,3
Нанотехнологии 6-й 194 0,1
Всего 184568 100
По результатам исследования можно сделать вывод о структуре профилей технологических укладов в России на современном этапе:
- третий технологический уклад находится в фазе стагнации, доля его технологий составляет около 30 %;
- четвертый технологический уклад - в фазе зрелости, его доля - свыше 50 %;
- пятый технологический уклад - в фазе интенсивного роста: на его технологии приходится примерно 10 %, и он получает распространение в оборонном комплексе, авиакосмической отрасли, в информационных технологиях, связи и банковском деле;
- доля шестого уклада весьма мала, по оценкам экспертов она составляет менее 1 %.
Таким образом, представленная структура позволяет сделать вывод о том, что в России преобладает четвертый технологический уклад в сочетании с третьим и элементами пятого уклада, шестой уклад находится на стадии формирования.
В экономике развитых промышленных стран динамично развивается седьмой технологический уклад, важную роль в формировании которого играют информационные системы передачи данных. Интернет можно считать наиболее динамично развивающимся
пространством и инструментом для создания интерактивных площадок с целью продвижения инновационных идей и конечных инновационных услуг и продуктов [9].
Инновационная обусловленность промышленной политики определяется рядом причин:
- ведущие страны вступают в эпоху «экономики знаний», где знания являются производственной силой, а обладатель принципиально нового инновационного знания получает явные преимущества на рынке;
- производить конкурентоспособные на мировом рынке товары может только обрабатывающая промышленность, базирующаяся на передовых технологиях, обеспечивающих максимальное качество при минимально возможных издержках.
Отсутствие промышленной политики с такими характеристиками будет способствовать закреплению за Россией роли поставщика сырья для развитых стран.
Безусловным императивом конкурентоспособной промышленной политики России на современном этапе является осуществление технологической реструктуризации промышленности, которая характеризуется:
- необходимостью опережения прироста инвестиций в основной капитал над приростом ВВП;
- инвестиции должны носить инновационный характер, так как в противном случае они «консервируют» технологическую отсталость российской промышленности [10].
На основе долгосрочных прогнозов технологического развития, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, определены приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам - США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов [11].
Таким образом, основой устойчивого социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровне является реализация на его территории крупных инвестиционных проектов по развитию традиционных отраслей и созданию новых высокотехнологичных производств [12].
Основные причины низкой инновационной активности в Красноярском крае. В настоящее время Красноярский край является одним из регионов-лидеров в РФ по уровню инвестиционной активности, а по объему привлеченных инвестиций край входит в первую десятку регионов. Однако в развитии экономики он имеет определенную специфику.
Эффект разреженности экономического пространства, очаговый тип развития промышленного комплекса, его сырьевая ориентация и монопрофильность и ряд других факторов замедляют рост экономики и уровень происходящих в ней инновационных процессов.
Экспортно-сырьевая ориентация экономики Красноярского края, преобладание устаревших технологических укладов с высокой степенью физического и морального износа производственных мощностей, низкая доля высокотехнологичных производств для выпуска инновационной продукции в общем объёме реализации продуктов и услуг, высокая доля импорта оборудования для базовых отраслей специализации, низкий уровень инновационности потребительского сектора экономики требуют немедленных и эффективных действий по повышению инновационной активности предприятий и развитию малого и среднего бизнеса [13].
Основными причинами низкой инновационной активности и слаборазвитой инновационной сферы в Красноярском крае в настоящее время является недостаточность развития диалога между властью, бизнесом, наукой и обществом, другими словами, проблемы социально-экономического партнерства. В табл. 2 представлены причины, создающие проблемы формирования открытого диалога с властью.
При проведении анализа причин особое внимание было уделено институциональной инфраструктуре (на примере Красноярского края). Авторами была осуществлена систематизация причин по наличию их в определенном институте. В табл. 2 наглядно представлено, какие причины оказывают влияние на низкую инновационную активность определенного института.
Несмотря на имеющиеся проблемы, в Красноярском крае реализуются проекты по развитию инновационной системы в рамках научных и образовательных организаций. Региональной властью созданы: краевое государственное автономное учреждение «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор», а также формируется открытое акционерное общество «Красноярский технопарк».
Законодательно закреплены и реализованы краевые финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, налажено взаимодействие с крупными общероссийскими финансовыми институтами поддержки инноваций [14].
Для анализа динамики и качества развития технологических укладов следует уделить внимание изучению профиля технологического уклада. Профиль технологического уклада - это совокупность видов промышленного производства, имеющих новые технологии, способные дать толчок к количественному росту экономики и качественному улучшению ее структуры.
Анализ инновационного состояния экономики Красноярского края. Для оценки инновационного состояния экономики региона с использованием данных Росстата был проведен анализ состояния экономических показателей в сравнении с регионами СФО и РФ на примере Красноярского края (табл. 3).
Таблица 2
Причины низкой инновационной активности в регионе и их наличие в определенном институте
(на примере Красноярского края)
Причины Тип института
Общество Наука Бизнес
Несформированность стабильного спроса на инновации и инновационную продукцию как в рамках государственного и муниципального заказа, так и в рамках реализации государственных программ, инвестиционных проектов + +
Острый дефицит подготовленных предпринимателей - инновационных менеджеров, способных к успешной инновационной деятельности, отсутствие системы поиска, подготовки, поддержки и повышения качества образования данной ведущей группы инновационного предпринимательства + +
Качество бизнес-среды, низкая инновационная активность крупного бизнеса, сохранение барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием +
Отсутствие достаточного уровня конкуренции, стимулирующей предприятия к развитию инновационной деятельности + +
Существенная потеря рынков высоких переделов в пользу импорта, переориентация на сырьевые рынки, что привело к доминированию отсталых технологических укладов на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий и низкому уровню восприимчивости компаний к новым технологическим решениям + +
Недостаточный уровень участия органов исполнительной власти края и организаций в реализации федеральных целевых программ и проектов, направленных на развитие инновационной деятельности + + +
Несбалансированность развития науки и образования при значительном росте вузовского и послевузовского образования, сокращение численности занятых в сфере исследований и разработок + +
Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки инноваций, стимулирования (в том числе налогового), инновационной деятельности, поддержки интеллектуальной собственности, размещения государственного заказа на инновации + + +
Отсутствие моделей и инструментов, эффективно интегрирующих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в экономическую деятельность предприятий, в региональные инвестиционные проекты и программы + + +
Практическое отсутствие отраслевой науки (научно-исследовательские подразделения крупных компаний вынесены за пределы Красноярского края). Следствием этого является острый дефицит частных инвестиций в проведение научно-исследовательских и опытно--конструкторских работ, недостаточная вовлеченность в вопросы инновационного развития края как крупного, так и малого и среднего бизнеса + +
Несформированность эффективной системы управления инновационным развитием Красноярского края, ориентированной на долгосрочную перспективу, определяющей четкие направления и перспективы развития, включающей механизмы регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего «свертывания» таких инициатив + + +
Низкий уровень взаимодействия бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, особенно в слабоконцентрированных и новых формирующихся секторах экономики +
Отсутствие целенаправленной информационной политики, пропаганды инновационной экономики, нового технологического уклада в Красноярском крае + + +
Низкая эффективность инструментов государственной поддержки инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом +
Примечание. Знак «+» свидетельствует о том, на какой институт данная причина оказывает наибольшее влияние.
Таблица 3
Основные показатели инновационного развития Красноярского края в сравнении с регионами СФО и РФ в 2015 г.
Показатель Российская Федерация Сибирский федеральный округ Красноярский край
ВРП*, млрд руб. в текущих ценах 80804,31 883,3 1800,00
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг, млрд руб. В том числе инновационных товаров и услуг 41 372,4 3 507,9 4 537,3 151,4 1 060,5 53,9
Экономическая плотность населения (трудоспособное население / площадь территории), чел / км2 4 2 1
Грузооборот всех видов транспорта, млн т/км 250 054 18 057 3 447
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 13255,5 1378,0 369,3
Удельный вес объема инновационной продукции, %: - в ВВП (ВРП); - в объёме производства товаров собственного производства 7,0 9,2 2,9 3,3 4,5 5,1
Сальдированный финансовый результат, млн руб. 6 853 753 446 292 189 769
*ВРП приведен за 2015 г. (данные Федеральной службы государственной статистики).
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что рост объемов производства и реализации инновационной продукции, а также рост объема инвестиций в основной капитал в экономике Красноярского края в значительной степени зависят от насыщенности территории трудовыми ресурсами и развитости производственной инфраструктуры. Результаты анализа также позволяют сделать вывод, что имеет место слабая взаимосвязь показателей инновационного развития региона с сальдированным финансовым результатом (удельный вес объема инвестиций в основной капитал в сальдированном финансовом результате ниже, чем в целом в СФО), что свидетельствует о недостаточной заинтересованности регионального экономического бизнес-сообщества в обновлении основных фондов и их модернизации. В связи с этим можно сделать вывод, что эффективность действия рыночных механизмов распространения инноваций в регионах сырьевой направленности недостаточна. Кроме того, экономическая плотность населения в крае (отношение экономически активного населения к общей площади региона) по сравнению с данным показателем в СФО и России в целом значительно ниже, т. е. инновационные процессы в крае носят ярко выраженный локальный характер. Результаты исследований обосновывают необходимость создания в регионах данного типа системы поддержки со стороны органов государственного управления по развитию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание и продвижение на рынок новых или инновационно-модернизированных продуктов и технологий.
Для понимания уровня инновационного развития региона проведем анализ статистических показателей, характеризующих состояние региональной инновационной среды, основные результаты которого показаны в табл. 4.
Проведенные в табл. 4 исследования свидетельствуют, что по показателю «количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью» в пе-
риод с 2008 по 2015 гг. число предприятий в динамике уменьшилось в два раза, во столько же раз уменьшился объем инновационных товаров, работ и услуг. Затраты на исследования возросли в сравнении с 2008 г. незначительно - на 1,1 %, притом что общие затраты на инновации значительно увеличились - на 4,2 %, а объем отгруженных товаров в результате возрос на 4,4 %. Неравномерность данных по показателям «общие затраты на инновации» и «объем отгруженных товаров» обусловлена временным лагом.
Для более детального анализа рассмотрим динамику объема инновационных товаров, работ и услуг, связанных с промышленным производством, с 2006 по 2015 гг. По данным показателям составлен динамический ряд (табл. 5).
Графическое изображение динамического ряда по показателю «производство инновационной продукции промышленными предприятиями Красноярского края» представлено на рис. 2.
Линии тренда на гистограмме показывают уровни падения и подъема объемов производства инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, осуществлявших технологические инновации. Уровень падения начинается с кризисного 2008 г. и продолжается до 2011 г. Затем наблюдается неравномерный подъем показателя, возможной предпосылкой является реализация целевых программ поддержки инновационного производства.
Анализ структуры профилей технологических укладов в отраслях промышленного комплекса Красноярского края. Большая часть отраслей промышленности Красноярского края на современном этапе развития ориентированы на добычу полезных ископаемых и их первичную переработку. Предприятия именно этих отраслей формируют основную часть ВРП края. Надо понимать, что никакие меры по увеличению добычи полезных ископаемых и наращиванию ВРП сырьевыми методами не изменят картины общей отсталости промышленного комплекса региона [15].
Проведенная в исследованиях ранее систематизация профилей технологического уклада позволяет отнести тот или иной вид промышленности к определенному типу технологического уклада (табл. 6).
Структура экономики ресурсно-ориентированного региона в разрезе профилей технологических укладов (на примере Красноярского края) приведена в табл. 7.
Таблица 4
Показатели инновационного развития Красноярского края в период с 2008 по 2015 гг.
Наименование показателей Год
2008 2011 2014 2015
Количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, ед. 94 53 52 72
Затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, млн руб. 1013,5 1126,9 1 1 67,0 146,3
Общие затраты на инновации, млн руб. 20105,5 20051,9 84808,9 60049,8
Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. 11396,3 11694,6 49820,0 58836,9
Таблица 5
Производство инновационной продукции промышленными предприятиями Красноярского края в динамике с 2006 по 2015 гг., тыс. руб.
Объем инновационных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства, осуществлявших технологические инновации
Всего Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
9 317 203,8 12 411 825,9 8 779 204,9 1 674 689,1 1 972 752,7 6 526 403,5 7 423 284,4 3 223 373,9 20 296 481 21 964 399
Рис. 2. Динамика объемов производства инновационной продукции предприятиями Красноярского края, тыс. руб.
Таблица 6
Систематизация профилей технологического уклада
Профиль технологического уклада Основные отрасли промышленности профилей технологических укладов
Первый Пищевая, текстильная, кожевенная, деревообрабатывающая
Второй Угольная промышленность, добыча и обогащение железных руд и строительные материалы
Третий Целлюлозно-бумажная промышленность, тяжелое машиностроение, химическое производство органических соединений, металлургия в части производства стали и проката черных металлов
Четвертый Добывающая промышленность в части добычи нефти и газа, добычи и обогащения цветных металлов, нефтепереработка, химическое производство синтетических полимерных материалов и органических соединений, производство резиновых и пластмассовых изделий, неметаллических минеральных продуктов, цветная металлургия, производство транспортных средств, энергетика
Окончание табл. 6
Профиль технологического уклада Основные отрасли промышленности профилей технологических укладов
Пятый Электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, авиационная промышленность, телекоммуникации, информационные услуги
Шестой Биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы
Таблица 7
Структура экономики Красноярского края в разрезе профилей технологических укладов в 2007-2015 гг.
Профиль технологического уклада Год
2007 2010 2013 2014 2015
Всего, в том числе уклады: 100 100 100 100 100
первый 6,2 7,2 7,1 7,1 6,9
второй 2,7 4,5 5,5 5,6 5,5
третий 6,7 7,2 7,1 8,1 8,4
четвертый 83,6 80,2 79,3 78,1 77,8
пятый 0,8 0,9 1,0 1,2 1,4
Проведенные исследования свидетельствуют, что технологическое состояние значительной части отраслей экономики Красноярского края соответствует второму и четвертому технологическим укладам. Предприятия данных отраслей связаны в основном с добычей продукции угольной промышленности, добычей и первичной переработкой цветных металлов и нефтепереработкой [16].
В то время как для экономики развитых стран характерны пятый, шестой и седьмой технологические уклады, где развитие технологий, новых видов производств позволяет диверсифицировать экономику и повысить качество жизни населения, соответственно, улучшить и качество экономического пространства [17].
Тем не менее, производство определенных видов продуктов (услуг) становится столь крупномасштабным, что способно полностью удовлетворить потребности в них. При достижении уровня насыщения на первый план выходит проблема гибкости в обеспечении потребностей (их удовлетворения по мере возникновения, учет особенностей каждого из потребителей и т. п.). Это обусловливает как наличие резервных мощностей (для учета неравномерности потребления), так и расширение и изменение спектра производимых продуктов и услуг (для обеспечения индивидуализации в потреблении). Результатом насыщения потребностей становится замедление темпов роста объемных показателей в соответствующих отраслях и более высокие темпы обновления их продукции (услуг).
Кроме того, насыщение потребностей в ряде продуктов (услуг) приводит к изменению потребительских предпочтений в пользу новых продуктов и услуг. Их производство и потребление начинают расти более высокими темпами, чем у «традиционных» (ранее массово выпускавшихся) видов продуктов (услуг) [18].
Развитие пятого технологического уклада согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. В настоящее время сформировались высокотехнологичные
сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), в которых Россия обладает серьезными конкурентными преимуществами или претендует на их создание в среднесрочной перспективе. На развитие этих секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ и комплекс мер, подкрепленных необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
Указанные сектора являются участниками жесткой глобальной конкуренции. Их модернизация невозможна без привлечения иностранных стратегических партнеров, иностранных технологий и компетенций, и в то же время в этих секторах Россия претендует на создание самостоятельных национальных компаний, которые могли бы играть активную роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Рассмотрим развитие приоритетных отраслей промышленности, относящихся к пятому технологическому укладу, на примере авиационной промышленности, двигателестроения и ракетно-космической промышленности (табл. 8).
Для реализации данных приоритетных направлений и создания эффективной национальной инновационной системы со стороны государства, общества и бизнеса необходимо:
1. Повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, поскольку в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов.
2. Повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), так как происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций, и отсутствует ориентация на потребности экономики.
3. Преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций.
Таблица 8
Развитие приоритетных отраслей промышленности РФ, относящихся к пятому технологическому укладу, на примере авиационной промышленности, двигателестроения и РКП
Вид промышленности Цель государственной политики Приоритетное направление
Авиационная промышленность и дви-гателестроение Создание высококонкурентной авиационной промышленности, возвращение ее на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции, достижение 10-15-процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020-2025 годах Первое направление - создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей, в том числе: - продвижение на рынок доработанных самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96 и др.), обладающих повышенной конкурентоспособностью; - реализация проектов по созданию переходного продукта -региональных пассажирских самолетов SSJ-100 и модернизированного Ту-204СМ; - реализация прорывных проектов в гражданском авиастроении, в том числе в кооперации с иностранными фирмами, при сохранении за Россией функции системного интегратора; - реализация проекта «Истребитель пятого поколения», создание вертолетов нового поколения, перспективного учебно-тренировочного самолета и семейства беспилотных летательных аппаратов; - создание семейства военно-транспортных самолетов, отвечающих как нуждам обороны, так и потребностям коммерческой эксплуатации; - развертывание производства авиационной техники малой авиации, развитие которой связано с реализацией национальных проектов и освоением труднодоступных районов; - создание авиационных двигателей нового поколения для соответствующей техники, вертолетов и малой авиации, модернизация моделей выпускаемых двигателей в соответствии с требованиями по обеспечению конкурентоспособности авиационной техники; - создание научно-технического задела, формирование и развитие промышленных (критических и базовых) технологий, обеспечивающих создание и производство перспективной авиационной техники, соответствующей мировому уровню 2015-2020 годов Второе направление: - обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов при производстве авиационной техники, создание опытных самолетов и двигателей (демонстраторов новых технологий), снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники в среднесрочной перспективе не менее чем в 1,3-1,6 раза. Третье направление: - поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, поддержка систем обеспечения жизненного цикла продукции, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров
Данные обстоятельства помогут сформировать национальную инновационную систему с учетом новых требований «экономики знаний» и в соответствии с профилем нового технологического уклада.
Продолжение табл. 8
Вид промышленности Цель государственной политики Приоритетное направление
Ракетно-космическая промышленность Создание экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности увеличился в 2010 г. в 1,32 раза по сравнению с 2007 г., а в 2015 г. -в 1,8 раза. Доля присутствия продукции ракетно-космической продукции на мировом космическом рынке должно увеличиться с 8 до 15 % Первое направление - создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе: - совершенствование существующих средств выведения и создание техники нового поколения (модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и разгонных блоков, создание ракеты-носителя среднего класса для выведения пилотируемого космического корабля нового поколения), а также космических спутников с увеличенным сроком активного существования; - подготовка к реализации прорывных проектов в области космических технологий и исследования космического пространства Второе направление - завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС, в том числе: - развертывание и поддержание устойчивости спутниковой группировки системы ГЛОНАСС, создание навигационных космических аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 10 лет) и улучшенными тактико-техническими характеристиками; - модернизация наземного комплекса управления и обеспечение разработки и массового производства навигационного оборудования для пользователей, его продвижение на мировой рынок; - расширение международного сотрудничества в области спутниковой навигации, обеспечение совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС с перспективными глобальными навигационными спутниковыми системами и их функциональными дополнениями Третье направление - развитие спутниковой группировки, в том числе: - создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи - фиксированной, подвижной, персональной (на всей территории Российской Федерации); - создание группировки метеорологических и картографических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени Четвертое направление - расширение присутствия России на мировом космическом рынке, в том числе: - удержание лидирующих позиций на традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски - до 30 %); - расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонентов ракетно-космической техники и соответствующих технологий; - выход на высокотехнологичные сектора мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование Земли); - создание системы и модернизация российского сегмента международной космической станции Пятое направление - проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности 3-4 крупные российские ракетно-космические корпорации к 2020 г. будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны Шестое направление - модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности, в том числе: - техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация технологической структуры отрасли;
Окончание табл. 8
Вид промышленности Цель государственной политики Приоритетное направление
- модернизация наземной инфраструктуры спутниковых систем связи; - развитие системы космодромов, оснащение новым оборудованием наземных средств управления, систем связи, экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности Технологическое перевооружение ракетно-космической промышленности позволит повысить производительность труда в 2,5-3,5 раза
Заключение. Проведенный анализ инновационного состояния экономики Красноярского края позволил систематизировать причины низкой инновационной активности в регионе, а также структурировать экономику региона в разрезе профилей технологических укладов. Основываясь на результатах анализа, можно сделать вывод о том, что технологическое состояние отраслей экономики Красноярского края различается по уровню технологического развития. Причем 5 и 6-й технологические уклады, отрасли которых динамично развиваются в развитых странах рыночной экономики, в Красноярском крае имеются, хотя и требуют проведения активной стимулирующей промышленной политики со стороны как федеральных, так и региональных властей. Для обеспечения конкурентоспособности экономики Красноярского края на национальном и мировом рынках, а также для обеспечения инновационного развития его экономики необходима трансформация структуры отраслей промышленного комплекса в пользу более высоких технологических укладов.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// econ-
omy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662 _red_08.08.2009. (дата обращения: 02.11.2016).
2. Коблов Е. Н. Курсом в 6-й технологический уклад [Электронный ресурс]. URL: http://nanonewsnet.ru/ pressa/TransStrat_Trans_Econom_Balance_3_5_1.html (дата обращения: 05.11.2016).
3. Электронный словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/1405822 (дата обращения: 05.11.2016).
4. Назарова Е. А. Многоукладность экономики и технико-инновационный потенциал экономического развития России // Проблемы современной экономики. 2007. № 3. С. 69-72.
5. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1240357/ (дата обращения: 06.11.2016).
6. Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicportal.ru/ ponyatiya-all/teoriya-dlinnyh-voln.html (дата обращения: 6.11.2016).
7. The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle Joseph A. Schumpeter // Transaction Publ. 2011 г. New Brunswick, New Jersey.1983. 244 c.
8. Глазьев С. Ю. Стратегия антикризисного развития российской экономики в XXI веке // Экономика региона. 2012. № 2 С. 10-25.
9. Johnson S. Interface culture. How new technology transforms the way we create and communicate [Электронный ресурс]. URL: http://s3.amazonaws.com/lcp/ cibercultura/myfiles/Steven-Johnson-Interface-culture-.pdf (дата обращения: 10.11.2016).
10. Ермакова Ж. А. Промышленная политика как ключевой фактор перевода экономики региона на высший технологический уклад // Экономика региона. 2005. № 3. С.128-141.
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 08.08.2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08. 2009 (дата обращения: 10.11.2016).
12. Комплексная программа научно-технологического развития и технологической модернизации экономики РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// mon.gov.ru/work/nti/dok/str/ntr.pdf. (дата обращения: 11.11.2016).
13. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.krskstate.ru/2030/plan (дата обращения: 11.11.2016).
14. Инновационный край - 2020 : стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. krskstate.ru/innovation_science/strategy (дата обращения: 11.11.2016).
15. Селиверстов В. Е. Региональная экономика и пространственное развитие: критические заметки // Регион: экономика и социология. 2014. № 4 (84). С. 234-246.
16. Аврамчикова Н. Т., Чувашова М. Н. Инструменты оценки технологического состояния отраслей экономики ресурсно-ориентированного региона // Вестник СибГАУ. 2014. № 1 (53). С. 186-189.
17. Демешев Б. Б., Тихонова А. С. Прогнозирование банкротства российских компаний: межотраслевое сравнение [Электронный ресурс]. URL: http:// li-brary.hse.ru/eresources/HSE_economic_journal/articles/1 8_03_02.pdf (дата обращения: 12.11.2016).
18. Комков Н. И. Закономерности научно-технологического развития и их использование при прогнозировании // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 3. С. 72-91.
References
1. Ofitsial'nyy sayt ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation] (In Russ.). Available at: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009. (accessed 2.11 20l6).
2. Koblov E. N. Kursom v 6-y tekhnologicheskiy uklad [The course in the 6th technological way] (In Russ.). Available at: http://nanonewsnet.ru/pressa/TransStrat_ Trans_Econom_Balance_3_5_1.html (accessed 5.11.2016).
3. Elektronnyyslovar' ekonomicheskikh terminov [Economic electronic dictionary of terms] (In Russ.). Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/1405822 (accessed 5.11 5.11 2016).
4. Nazarova E. A. [The stratification of the economy and technical and an innovation potential of economic development of Russia]. Problemy sovremennoy eko-nomiki. 2007, No. 3, P. 69-72 (In Russ).
5. Glaz'ev S. Yu. Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya RF [The theory of long-term technical and economic development of the Russian Federation] (In Russ.). Available at: http://www. twirpx.com/file/1240357/ (accessed 6.11.2016).
6. Teoriya dlinnykh voln N. D. Kondrat'eva [The theory of long waves ND Kondratiev] (In Russ.). Available at: http://www.twirpx.com/file/1240357/ (accessed 6.11 2016).
7. Schumpeter J. A. The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. New Brunswick, Transaction Publ., 2011, 244 p.
8. Glazyev S. Uu. [Strategy anti-crisis development of the Russian economy in the XXI century]. Ekonomika regiona. 2012, No. 2, P. 10-25 (In Russ.).
9. Johnson S. Interface culture. How new technology transforms the way we create and communicate. Available at:http://s3.amazonaws.com/lcp/cibercultura/myfiles/Stev en-Johnson-Interface-culture-.pdf (accessed 10.11.2016).
10. Ermakova J. A. [Industrial policy as a key factor in the transfer of the regional economy to a higher technological way]. Ekonomika regiona. 2005, No. 3, P. 128-141 (In Russ.).
11. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii "Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda " ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r (red. ot 08.08.2009) [The disposal of
the Russian Federation "The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period till 2020" dated November 17, 2008 N 1662-r (by 08.08.2009)] (In Russ.). Available at: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_ 08.08.2009 (accessed 10.11 2016).
12. Kompleksnaya programma nauchno-tekhnologi-cheskogo razvitiya i tekhnologicheskoy modernizatsii ekonomiki RF [The comprehensive program of scientific and technological development and technological modernization of the Russian economy] (In Russ.). Available at: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/ntr.pdf. (accessed 11.11 2016).
13. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya do 2030 goda [Strategy for SocioEconomic Development of the Krasnoyarsk Territory until 2030] (In Russ.). Available at: http://www. krskstate.ru/2030/plan (accessed 11.11 2016).
14. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya na period do 2020 goda "Innovatsionnyy kray - 2020 " [The innovative development of the Krasnoyarsk Region Strategy for the period up to 2020 "Innovation Region - 2020"] (In Russ.). Available at: http://www.krskstate.ru/innovation_science/strategy (accessed 11.11 2016).
15. Seliverstov V. E. [Regional economy and spatial development: critical notes]. Region: ekonomika i sotsio-logiya. 2014, No. 4 (84), P. 234-246 (In Russ.).
16. Avramchikova N. T., Chuvashova M. N. [Estimating tools of the technological state of the economic branches in the region which focuses on resources]. VestnikSibGAU. 2014, No. 1 (53). P. 186-189 (In Russ.).
17. Demeshev B. B., Tikhonova A. S. Prognozirova-nie bankrotstva rossiyskikh kompaniy: mezhotraslevoe sravnenie [Predicting bankruptcy of Russian companies: cross-sectoral comparison] (In Russ.). Available at: http://library.hse.ru/eresources/HSE_economic_journal/ articles/18_03_02.pdf (accessed 12.11 2016).
18. Komkov N. I. [Patterns of scientific and technological development and their use in forecasting]. MIR Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie. 2010, No. 3. P. 72-91 (In Russ.).
© ^yBamoBa M. H., ABpaMHHKOBa H. T., Ee^HKOBa E. B., CMopogHHOBa H. H., 2016