УДК 338 : 658
Вестник СибГАУ Т. 16, № 4. С. 1007-1013
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Е. В. Белякова, Д. А. Прокопович, А. А. Рыжая, Н. Е. Гильц
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Одним из основополагающих факторов роста национальной экономики является технологическое развитие предприятий промышленного комплекса регионов Российской Федерации. Выделены факторы, оказывающие влияние на развитие промышленности, предложено понятие технологического развития промышленного комплекса региона.
В Красноярском крае реализуется концепция перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Основу промышленности края составляют цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и предприятия космической и оборонной промышленности. Исследование инновационной деятельности предприятий и организаций показало, что среди регионов России Красноярский край имеет достаточно хорошие результаты, тем не менее, технологическая модернизация промышленного комплекса региона требует дальнейшего развития. Новые возможности для решения данной задачи открывает использование логистического подхода.
В 2014 г. одним из приоритетов государственной политики В. Путин обозначил Национальную технологическую инициативу, в рамках которой Агентством стратегических инициатив была разработана программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.
Обеспечение конкурентоспособности регионов Сибири требует применения высоких технологий. Территория Красноярского края привлекательна для реализации ряда направлений Национальной технологической инициативы, прежде всего, развития системы беспилотного воздушного транспорта (AeroNet). Дана классификация беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Определены проблемы развития беспилотной техники гражданского применения в РФ. Многоцелевой характер задач, решаемых системой AeroNet, открывает широкие возможности применения логистического подхода к её функционированию. В частности, ряд информационных задач может осуществляться на основе полета транспортного БПЛА. Предлагается простейшая модель, отражающая такой подход.
Ключевые слова: промышленный комплекс региона, логистический подход, Национальная технологическая инициатива, беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 4, P. 1007-1013
LOGISTIC APPROACH TO THE TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX
E. V. Belyakova, D. A. Prokopovich, A. A. Ryzhaya, N. E. Gilts
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The technological development enterprises of regional industrial complex are one of the fundamental factors of growth of the economy of the Russian Federation. The article highlighted the factors which influence industry development; proposed the definition of technological development of regional industrial complex.
Krasnoyarsk region has implemented the concept of transition from export-raw to innovative socially oriented type of development. Nonferrous metallurgy, forestry and woodworking industry, engineering and enterprise space are the basis of region industry. The innovation activities study of enterprises and organizations showed that Krasnoyarsk region has good results among other Russian regions; however, technological modernization of regional industrial complex is required further development. New solution for this problem is to use a logistic approach.
In 2014, one of the priorities of state policy of Vladimir Putin outlined the "National technology initiative", under which the Agency for strategic initiatives has developed a program of measures for the formation fundamentally new markets and create conditions for global technological leadership of Russia to 2035.
Siberian economy can become high-competitive only on a base of prospective technologies. Krasnoyarsk territory is attractive for implementation of a majority of National Technological Initiative directions. The most outstanding amidst is a network of pilot-free air transport (AeroNet). Multitasking of this system opens wide possibilities for logistical approach implementation. A set of tasks in collection, processing and delivery of information can be joined with transportational objectives. The paper reveals the simplest model to illustrate this cooperation
Keywords: regional industrial complex, logistic approach, national technology initiative, unmanned aerial vehicles.
Введение. В настоящее время на государственном уровне поставлена задача формирования индустриальной основы конкурентоспособной инновационной экономики. Однако переход на инновационную модель развития в России осуществляется крайне недостаточными темпами. На современном этапе инновационно-технологическое состояние регионов России имеет тенденции и закономерности, которые отражают их отставание как от ведущих стран мира, так и от стран Центрально-Восточной Европы по показателям инновационной активности предприятий, технологическому уровню производства, технологической восприимчивости и др. Одной из причин сложившейся ситуации является невысокая готовность бизнеса, институциональной и социокультурной среды поддержать модернизационные преобразования, предлагаемые государством. Кроме того, при проведении модернизации проблемы возникают в связи с региональной спецификой. Так, у регионов Сибири, в том числе и Красноярского края, имеющих сырьевую направленность, возникают проблемы при формировании инновационной экономики вследствие объективной необходимости сохранения добывающих отраслей, отраслей по первичной переработке ресурсов, традиционно не являющихся лидерами инновационного развития, в связи с особенностями расположения и сложившейся в советские времена структурой промышленного сектора, утратившей свою эффективность в условиях рынка начала XXI века.
Поэтому актуальной является задача поиска новых возможностей для повышения эффективности перевода промышленных комплексов регионов РФ с учетом выявленных особенностей и проблем на инновационную модель развития. С этой целью Агентством стратегических инициатив была разработана программа мер по формированию в России принципиально новых рынков и созданию условий для реализации стратегии достижения глобального лидерства. Территория Красноярского края привлекательна для реализации ряда направлений Национальной технологической инициативы, прежде всего, развития системы беспилотного воздушного транспорта (Аего№1).
Технологическое развития промышленного комплекса Красноярского края. В Красноярском крае доля промышленности составляет 80 %, а доходы крупнейших промышленных предприятий в 2013 г. достигли 1,045 трлн руб. [1].
Основу промышленности края составляют цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, горнодобывающая и химическая промышленность,
при этом удельный вес добывающей и обрабатывающей промышленности достигает 30,4 %.
Анализ научной литературы [2-5] позволил выделить ряд факторов, оказывающих влияние на развитие промышленности:
- научно-технический прогресс;
- экономическая политика государства;
- обеспеченность ресурсами;
- традиционно сложившаяся специализация;
- отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из различных источников.
Повышение эффективности и конкурентоспособности российской промышленности невозможно без технологических, организационных и управленческих изменений, обеспечивающих развитие и конкурентное преимущество перспективных отраслей промышленного комплекса.
Под технологическим развитием промышленного комплекса региона можно понимать процесс перевода совокупности предприятий промышленности, расположенных на одной территории, в их тесной технологической взаимосвязи и взаимодействии, на высокотехнологичный уровень с целью достижения наибольшего технологического соответствия различных производственных звеньев максимально высокому уровню [6].
Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставилась задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития [7]. В Красноярском крае осуществляется последовательная реализация данного положения: утверждена стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020», был принят закон Красноярского края «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае», долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности на территории Красноярского края» на 2012-2014 годы.
Результирующим показателем эффективности инновационной деятельности является показатель объема инновационных товаров, работ и услуг. Наибольший удельный вес в объеме инновационных товаров, работ, услуг в СФО занимает Красноярский край -23,5 %, следом - Кемеровская область с 19,1 % и Иркутская область - 17,0 % [8].
В целом среди регионов России в Красноярском крае достаточно хорошие результаты инновационной деятельности, несмотря на это, технологическая модернизация промышленного комплекса региона
требует дальнейшего развития. Новые возможности для решения данной задачи открывает использование логистического подхода.
Логистический подход - это комплексное представление потоковых процессов в экономической деятельности региона на основе построения логистических систем и цепей с целью ее совершенствования. Мировой опыт показывает, что применение логистического подхода позволяет снизить издержки при перевозках, погрузочно-разгрузочных работах, хранении материальных ресурсов и готовой продукции и др. за счет совместимости оборудования, применения информационных технологий. Красноярский край остается регионом, недостаточно затронутым логистической активностью.
Программа "Национальная технологическая инициатива" как основа обеспечения глобального технологического лидерства в России. 4 декабря 2014 г. президент России В. Путин в послании к Федеральному Собранию обозначил один из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» [9].
Агентством стратегических инициатив была запущена программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году, получившая название «Национальная технологическая инициатива» [10]. В рамках данной программы разрабатываются дорожные карты по развитию семи перспективных рынков и трех инфраструктурно-технологических направлений, призванных в первую очередь обеспечить рынки специалистами новых профессий [11].
Особый интерес для экономического комплекса Красноярского края представляют следующие группы рынков:
- AeroNet - распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;
- MariNet - распределенные системы морского транспорта без экипажа;
- AutoNet - распределенная сеть автотранспорта без водителя;
- HealthNet - рынок систем, базирующихся на достижениях в науках о жизни и обеспечивающих рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств лечения тяжелых заболеваний;
- NeuroNet - рынок средств человеко-машинных коммуникаций, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психических и мыслительных процессов;
- EnergyNet - рынок энергии, основанный на технологических решениях, обеспечивающих интеллектуализацию и распределенный характер энергетических сетей (smart grid);
- FoodNet - рынок продовольствия, обеспеченный интеллектуализацией, автоматизацией и роботи-
зацией технологических процессов на всем протяжении жизненного цикла продуктов от производства до потребления, а также развитием биотехнологий.
Ставка на данные направления позволит обратить географическую удалённость территории, её сложный рельеф и суровые климатические условия в конкурентные преимущества как на российском уровне, так и в общемировом масштабе.
В рамках данной статьи остановимся на рассмотрении вопросов развития рынка беспилотных летательных аппаратов, реализации логистических возможностей их эксплуатации в регионе.
Реализация логистических возможностей эксплуатации БПЛА в регионе. Разработка и производство беспилотных авиационных систем в настоящее время являются наиболее прогрессирующим сегментом мировой авиационной отрасли. Расходы на создание новых и модернизацию существующих беспилотных авиационных систем непрерывно растут даже в периоды общего снижения деловой и промышленной активности в авиастроении. По данным маркетинговых исследований ведущих иностранных компаний, объем рынка в 2014 году составил 6,76 млрд долл. США. Из них приблизительно 66 % рынка относится к сегменту военного применения, 20 % -к сегменту обеспечения безопасности и только 14 % -к сегменту гражданского и коммерческого применения беспилотных авиационных систем [12].
В ходе форсайтной работы в рамках Национальной технологической инициативы, исходя из оценки существующих потребностей, научно-технического потенциала и компетенций отечественных компаний, социальной значимости специалистами были выделены следующие приоритетные направления развития отрасли в Российской Федерации:
1) дистанционное зондирование Земли и мониторинг;
2) применение в сельском хозяйстве;
3) перевозки;
4) поиск и спасание.
Как отмечается в дорожной карте по развитию рынка «АэроНэт», сегмент перевозки позволяет реализовать ключевое технологическое преимущество беспилотных авиационных систем - возможность быстрой адресной индивидуальной доставки товаров и грузов непосредственно потребителю без использования традиционной транспортной инфраструктуры (дорожной сети, складских терминалов, локальных дистрибьюторских пунктов, курьеров), что отражает сущность логистического подхода. Решая проблему «последней мили», беспилотные летательные аппараты осуществляют доставку потребителю в течение минут, тогда как традиционная курьерская доставка осуществляется в течение дня. Помимо традиционной экспресс-доставки одним из сегментов рынка может стать доставка медикаментов и биоматериалов.
Таким образом, на современном этапе развития беспилотной техники рынок коммерческих применений беспилотных авиационных систем находится в стадии формирования. Несмотря на то, что абсолютные показатели объема выполняемых работ пока невысоки, число участников рынка непрерывно растет, география расширяется, количество применений по отраслям увеличивается.
Важное место в беспилотных авиационных системах занимают беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Анализ научной литературы позволил провести классификацию БПЛА по сфере использования (рис. 1) [13-15].
В настоящее время специалисты выделяют ряд проблем развития беспилотной техники гражданского применения в РФ.
Техническая проблема состоит в том, что потенциальных заказчиков интересуют не БПЛА, пусть и с уникальными характеристиками, а полноценные системы, которые выполняют определенную функцию и не требуют квалифицированного обслуживания. Вторая проблема связана с первой и носит структурный характер. Большинство коммерческих заказчиков хотело бы покупать не беспилотные системы, а услуги (например, летные часы) у специализированных компаний. Данные проблемы могут быть решены по мере того, как гражданскими беспилотными авиационными системами начинают заниматься крупные промышленные компании, имеющие соответствующие ресурс и опыт. Наиболее значимой проблемой является необходимость создания нормативно-правовой базы для сертификации БПЛА и их интеграции в существующую систему управления воздушным движением. Комплексно эта проблема не решена нигде в мире, несмотря на значительные усилия.
В соответствии с прогнозами развития рынка «АэроНэт», над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно (в режиме 24/7/365) могут находиться в воздухе не менее 100 000 БПЛА, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики [12].
Перспектива лавинообразного роста числа беспилотных летательных аппаратов в ближайшем буду-
щем ставит проблему рационализации воздушного движения, избегания транспортных затруднений. Одним из средств её решения видится объединение в одном полёте задач транспортировки и задач присутствия. Действительно, основными целями эксплуатации БПЛА в мирных целях являются доставка грузов и пребывание аппарата в воздухе в определённом районе С для съёмки и иного получения информации, ретрансляции сигналов и других действий, не связанных с перемещением чего-либо материального.
Летательный аппарат помимо основной полезной нагрузки может брать на борт оборудование, необходимое для съёмки территории в том или ином диапазоне, раздачи мобильной связи и решения других аналогичных задач во время полёта по планируемому маршруту. Таким образом, определённая часть территории с той или иной периодичностью оказывается в зоне покрытия летательных аппаратов. В этом случае отсутствует необходимость запускать специальный БПЛА, что потенциально экономит средства. Каждый участок территории предъявляет свою потребность в соответствующем обслуживании, что выражается максимально допустимым временным интервалом между актами присутствия над ней воздушного судна. Например, участок газопровода должен инспектироваться, скажем, каждые шесть часов. При этом часть инспекций может быть проведена транспортными беспилотниками, следующими близким курсом, а для другой части наблюдений необходимо запускать собственные аппараты. Некоторое отклонение от прямого курса ради присутствия в находящихся недалеко и давно не навещавшихся точках оправдывается вознаграждением, получаемым оператором рейса от оператора информационной задачи.
Сферы использования БПЛА
Рис. 1. Классификация БПЛА по назначению
Представленные соображения обусловливают определение в качестве целевого критерия модели минимум совокупных затрат информационного оператора на «покупку» пролётов транспортных БПЛА, несущих необходимое оборудование, над подконтрольной территорией и на осуществление своих «патрульных» рейсов. Управляемыми переменными модели будут размеры вознаграждений (оферты) за пролёт над конкретным местом. Их величины напрямую зависят от времени, прошедшего с предыдущей инспекции, и не могут превосходить собственных затрат на осуществление соответствующих полётов.
Маршрутная модель может быть построена как на координатной сетке, так и на графе. Логика организации воздушного движения БПЛА, линейная конфигурация многих подлежащих информационному обслуживанию наземных объектов, сравнительная простота моделирования отдают перевес подходу, основанному на графе. Простейшая модель в этом случае будет выглядеть следующим образом.
Имеется множество Р = {р1, р2, ..., рп} точек, являющихся пунктами отправления и назначения БПЛА. Для любых двух различных его элементов определена интенсивность сообщения (среднее число вылетов в заданном направлении в течение часа, суток и т. д.). Последний показатель может принимать для некоторых пар и нулевые значения (отсутствие прямого сообщения). Множество Р' = {рп+1, рп+2, ..., рп+т] представляет собой совокупность узловых точек системы навигации БПЛА. Эти точки являются своего рода перекрёстками воздушного сообщения.
Множество Ь = {/1, 12, ..., 4} образуемое некоторыми парами элементов множества Р и Р', представляет собой совокупность элементарных сегментов, т. е. отрезков между точками, принадлежащими множествам Р и Р'. Основным атрибутом элемента множества Ь является его длина, которая при необходимости и с учётом различных значимых факторов может быть конвертирована в затратность прохождения данной дуги графа. Другой атрибут представляет максимально допустимое время между пролётами по этой дуге. Учёт этого фактора позволяет задать для элементов множества Ь платёжную функцию и(1,х), где х, - время, прошедшее с момента предыдущего посещения ребра I.
Для каждого элемента декартова произведения множества Р кроме главной диагонали соответствующей матрицы определено множество маршрутов
= {-№¡¡5}, где I - номер пункта отправления; у - номер пункта назначения; 5 - номер цепи, соединяющей соответствующие точки графа. Количество таких цепей является разным для разных вершин, однако для удобства моделирования целесообразно задать максимальное количество вариантов пути между двумя точками. При этом для некоторых ¡ и ¡, начиная с некоторого 5, меньшего этого максимума, будет справедливым тождество = —¡5+1.
Таким образом, для любого маршрута в конкретный момент времени можно определить затраты на его прохождение и доход, получаемый оператором полёта в случае направления БПЛА по данной цепи. Маршрут, обеспечивающий максимальный чистый доход, и будет пройден.
Проиллюстрируем указанные соображения на примере простейшей модели (рис. 2).
Л-
Аз
Л1
Рис. 2. Конфигурация простейшей транспортной сети
Между пунктами Л1, Л2 и Л3 организовано транспортное сообщение. Рейсы могут выполняться напрямую либо через точку О при наличии соответствующего интереса у перевозчика. Каждое из шести рёбер подлежит периодической инспекции. Задана длина каждого ребра (или затраты на его преодоление).
Квантификация модели по времени должна обеспечить ординарность потока рейсов, т. е. временной интервал следует брать таким, чтобы сделать пренебрежимо малой возможность одновременного выполнения двух или более рейсов при соответствующих интенсивностях полётов. При таком условии размер модельного интервала времени должен составлять сотые доли от интенсивностей. В отношении каждого из шести сегментов устанавливается счётчик периодов времени с момента предшествующего посещения. В зависимости от «давности» меняется цена, предлагаемая за пролёт над данным сегментом. В модели установлены три интервала, делящих максимально допустимое время между инспекциями на равные части. При этом в первую треть плата не предлагается вовсе в силу низкой актуальности очередного посещения сегмента, а в дальнейшем она растёт, приближаясь к стоимости самостоятельного инспекционного вылета. Последний обязательно осуществляется в случае, если в течение межинспекционного интервала так и не нашлось попутного рейса.
С помощью генератора случайных чисел в модели реализовано появление «предложений» на полёты между всеми тремя основными точками.
Для каждого маршрута сравниваются два варианта его прохождения - напрямик и через точку О, и делается выбор в пользу наиболее выгодного пути следования. Счётчик времени для только что навещённого сегмента обнуляется.
Модель подсчитывает общий размер платы за инспекцию сегментов сторонними БПЛА и величину затрат на организацию собственных рейсов. Манипулируя «тарифными планами», т. е. размерами вознаграждений аутсорсерам за выполнение информационной задачи над соответствующими сегментами в соответствующие временные интервалы, можно добиться минимизации совокупных затрат.
К очевидным направлениям развития модели следует отнести увеличение опорных точек и сегментов, варьирование интенсивностей полётов в зависимости от модельного времени, задание направлений полётов, дифференциацию летательных аппаратов по типу, массе и другим характеристикам.
Заключение. Широкая кооперация в использовании беспилотных летательных аппаратов, обеспечение многофункциональности их работы будут содействовать реализации национальной технологической стратегии в области AeroNet и обеспечит высокие темпы развития промышленного комплекса Красноярского края и других регионов Сибири.
Библиографические ссылки
1. Расстановка приоритетов / Аналитический центр «Эксперт - Сибирь» // Эксперт - Сибирь. 2015. № 24. С. 8-14.
2. Ермакова Ж. А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы (региональный аспект) : монография. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2007. 360 с.
3. Кочемаскин А. Н., Беляков Г. П. Понятие и экономическая сущность научно-технологического развития // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. 2014. № 2. С. 38-41.
4. Владимирова О. Н. К вопросу о классификации факторов формирования инновационной восприимчивости региона // Корпоративные финансы. 2011. № 2 (18). С. 15-20.
5. Фоломьев А. Н. Научный и научно-технический потенциал: содержание и способы его измерения // Экономический потенциал России: его развитие и эффективное использование : сб. научн. ст. М. : Изд-во РАГС, 2009. С. 25.
6. Белякова Е. В., Беляков Р. А. Принципы формирования стратегии технологического развития промышленного комплекса региона // Вестник СибГАУ. 2014. № 5 (57). С. 216-220.
7. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009. (дата обращения: 10.10.2015).
8. Регионы России. Социально-экономические показатели 2014 : стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_171774/ (дата обращения: 10.10.2015).
10. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив Российской Федерации. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/nti/ (дата обращения: 30.10.2015).
11. ПМЭФ-2015: Национальная технологическая инициатива - лидерство России на глобальных технологических рынках к 2035 году [Электронный ре-
сурс]. URL: http://asi.ru/news/37181/ (дата обращения: 30.10.2015).
12. Аннотация к плану мероприятий («дорожной карте») по развитию рынка «АэроНэт» Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/nti/docs/AeroNet.pdf (дата обращения: 01.11.2015).
13. Зинченко О. Н. Беспилотные летательные аппараты: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования [Электронный ресурс]. URL: http:// www.racurs.ru/www_download/articles/UAV_1 .pdf (дата обращения: 01.11.2015).
14. Беспилотные авиационные системы (БАС) -наиболее прогрессирующий сегмент мировой авиации. [Электронный ресурс]. URL: http://fea.ru/news/5599 (дата обращения: 01.11.2015).
15. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние / В. А. Фетисов [и др.] [Электронный ресурс]. Уфа : ФОТОН, 2014. 217 с. URL: http://coollib. com/b/322192/read (дата обращения: 01.11.2015).
References
1. [Prioritization]. Analiticheskiy tsentr "Ekspert -Sibir'". Ekspert - Sibir'. 2015, No. 24, P. 8-14 (In Russ.).
2. Ermakova Zh. A. Tekhnologicheskaya modernizat-siya promyshlennosti Rossii: strategiya i organizatsionno-ekonomicheskie faktory (regional'nyy aspect). [Technological modernization of Russian industry: strategy and organizational economical factors (regional aspect)]. Ekaterinburg: Institute of Economics UB RAN Publ., 2007, 360 p.
3. Kochemaskin A. N., Belyakov G. P. [The concept and economic essence of the research and technological development]. Voprosy ekonomicheskoy teorii. Makroekonomika, 2014, No. 2, P. 38-41 (In Russ.).
4. Vladimirova O. N. [To the question on classification of factors of formation of innovative susceptibility of the region]. Korporativnyefinansy. 2011, No. 2 (18), P. 15-20 (In Russ.).
5. Folom'ev A. N. [Scientific and scientific-technical potential: the Content and its measurement]. Ekono-micheskiy potentsial Rossii: ego razvitie i effektivnoe ispol'zovanie: Sbornik nauchnykh statey. Moscow, RAGS Publ., 2009, P. 25 (In Russ.).
6. Belyakova E. V., Belyakov R. A. [Principles of formation of strategy of technological development of the industrial complex of the region]. Vestnik SibGAU. 2014, No. 5 (57), P. 216-220 (In Russ.).
7. RF order "The concept of socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020". Approved by order of the Government of the Russian of November 17, 2008, № 1662-r. (In Russ.). Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (accessed 10.10.2015).
8. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokaza-teli 2014. [The Regions of Russia. Socio-economic indicators of 2014]. Moscow, Rosstat Publ., 2014, 900 p.
9. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu. [Message from the President of the Russian Federation to
the Federal Assembly] (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_17177 4/ (accessed 10.10.2015).
10. Ofitsial'nyy sayt Agentstva strategicheskikh initsiativ Rossiyskoy Federatsii. Natsional'naya tekhno-logicheskaya initsiativa. [Official site of the Agency for strategic initiatives Russian Federation. National technology initiative] (In Russ.). Available at: https://asi.ru/nti/ (accessed 30.10.2015).
11. PMEF-2015: Natsional'naya tekhnologicheskaya initsiativa - liderstvo Rossii na global'nykh tekhnolo-gicheskikh rynkakh k 2035 godu. [SPIEF 2015: the national technology initiative - Russia's leadership in the global technology markets to 2035] (In Russ.). Available at: http://asi.ru/news/37181/ (accessed 30.10.2015).
12. Annotatsiya k planu meropriyatiy ("dorozhnoy karte") po razvitiyu rynka AeroNet Natsional'noy tekhnologicheskoy initsiativy. [Abstract to the plan of measures (road map) for development of the market AERONET National technology initiative]. (In Russ.). Available at: https://asi.ru/nti/docs/AeroNet.pdf (accessed 01.11.2015).
13. Zinchenko O. N. Bespilotnye letatel'nye apparaty: primenenie v tselyakh aerofotos"emki dlya kartografi-
rovaniya [Unmanned aerial vehicles: application to aerial photography for mapping] (In Russ.). Available at: http://www.racurs.ru/www_download/articles/UAV_1.pdf (accessed 01.11.2015).
14. Bespilotnye aviatsionnye sistemy (BAS) - naibolee progressiruyushchiy segment mirovoy aviatsii. [Unmanned aircraft systems (UAS) are the most progressive segment of world aviation] (In Russ.). Available at: http://fea.ru/news/5599 (accessed 01.11.2015).
15. Fetisov V. A., Neugodnikova L. M., Adamovs-kiy V. V., Krasnoperov R. A. Bespilotnaya aviatsiya: terminologiya, klassifikatsiya, sovremennoe sostoyanie [Unmanned aviation: terminology, classification, current status]. Ufa, FOTON Publ., 2014, P. 217 (In Russ.). Available at: http://coollib.com/b/322192/read (accessed 01.11.2015).
© Белякова E. В., Прокопович Д. A., Рыжая A. A., Гильц H. E., 2015