Научная статья на тему 'Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в инновационных проектах'

Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в инновационных проектах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3107
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ДРОНЫ / БПЛА / UNMANNED AERIAL VEHICLES / DRONES / UAVS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуснутдинов Т. Д., Щербакова А. В., Комарова П. А., Рублевская Е. В., Решетников А. Ю.

Рассмотрены перспективы использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), описаны программы, способствующие развитию и проблемы, препятствующие применению БПЛА в России, а также рассмотрены пути повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хуснутдинов Т. Д., Щербакова А. В., Комарова П. А., Рублевская Е. В., Решетников А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN INNOVATIVE PROJECTS

The prospects of using unmanned aerial vehicles (UAVs) are considered, the programs that contribute to development and the problems that impede the use of UAV in Russia are described, and ways of increasing competitiveness are examined.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов в инновационных проектах»

УДК 338.47

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ

Т. Д. Хуснутдинов *, А. В. Щербакова, П. А. Комарова, Е. В. Рублевская, А. Ю. Решетников

Научный руководитель - М. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: [email protected]

Рассмотрены перспективы использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), описаны программы, способствующие развитию и проблемы, препятствующие применению БПЛА в России, а также рассмотрены пути повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, дроны, БПЛА.

PERSPECTIVES OF THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN INNOVATIVE PROJECTS

T. D. Husnutdinov*, A. V. Shherbakova, P. A. Komarova, E. V. Rublevskaja, A. Ju. Reshetnikov

Scientific supervisor - M. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]

The prospects of using unmanned aerial vehicles (UAVs) are considered, the programs that contribute to development and the problems that impede the use of UAV in Russia are described, and ways of increasing competitiveness are examined.

Keywords: unmanned aerial vehicles, drones, UAVs.

Как и большинство инноваций, БПЛА изначально были продуктом военной индустрии, хотя первый толчок в их развитии был дан ученым Николой Тесла в 1899 году: это была не летающая машина, а радиоуправляемая лодка. Однако затем ученые, занимающиеся исследованиями в этой сфере, устремили свой взгляд в облака: следующим «беспилотником» стал летательный аппарат Чарльза Кеттеринга, разработанный в 1910 году и основанный на использовании часового механизма. Первый БПЛА через определенное время после запуска сбрасывал крылья и падал на врага. Проект финансировался армией США, но, после нескольких испытательных полетов, проект понемногу угас, и в боевых действиях первой мировой не участвовал. Следующим детищем Кеттеринга стала летающая торпеда - Kettering Bug, однако и этому аппарату не суждено было побывать в бою: в начале 1930 годов финансирование прекратили, посчитав Воздушную торпеду дорогостоящей и неэффективной по сравнению с традиционными боеприпасами.

Важной вехой в развитии БПЛА является разработка в 1917 году автоматического гироскопического стабилизатора, что сделало возможным создание беспилотного самолета - Sperry Aerial Torpedo - в 1918. Однако, до 1935 года беспилотники не умели возвращаться в место запуска, поэтому их повторное использование было невозможным. Прорыв был сделан инженерами Великобритании: БПЛА DH.82B Queen Bee, созданный для тренировки пилотов, управлялся с корабля по радио и мог возвращаться в место запуска - то есть мог использоваться многократно. «Королева пчел» прослужила ВВС с 1934 по 1943 года.

Во время Второй мировой войны БПЛА нашли более широкое применение. Немецкие ученые разработали и планируещие бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, зенитный БПЛА Enzian на базе

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

истребителя Me. 163, а также известные крылатые ракеты V-1 (Фау-1) и V-2 (Фау-2). США массово производило БПЛА-мишени для тренировки пилотов, а также бомбардировщики-беспилотники Interstate TDR-1, способные нести торпеду или 2000-фунтовую бомбу (всего за время войны создано 195 таких беспилотников). Советский Союз также использовал беспилот-ники, которые создавались на базе отработавших своё бомбардировщиков ТБ-3 и использовались при подрыве мостов.

В послевоенные годы БПЛА использовались в основном как аппараты-мишени для обучения летного состава и как аппараты-разведчики, производившие разведку и фотографирование местности. Также во время холодной войны в США был создан первый беспилотный вертолет, целью которого было противодействие Советским подводным лодкам. Кроме уже озвученных США и СССР, беспилотники активно использовал Израиль: с 1967 по 1970 - во время Войны на истощение против Египта, Войны судного дня (1973 год) и во время боевых действий в долине Бекаа (1982). Тогда БПЛА Израиля выполняли функции разведки и ложных целей.

Развитие GPS и постановка его на вооружение на рубеже 1990 годов позволили использовать беспилотники ещё и в качестве аппарата целеуказания, что повлияло на характер ведения военных действий: дроны стали активнее использоваться в различных боевых действиях. Но это не решило проблему быстродействия: с момента обнаружения дроном цели, передачи информации на корабль базирования крылатых ракет, принятии решении о запуске и поражении цели ракетой проходило достаточно времени для того, чтобы боевая обстановка успела поменяться, а цели - уйти из зоны поражения. Правительством США было принято решение увеличить финансирование разработки новых дронов с 2001 года. Это дало свои плоды: за несколько лет разработаны такие ударные БПЛА, как MQ-1 Predator (2005) , MQ-9 Reaper (2007) и RQ-4 Global Hawk (2004), беспилотник-разведчик RQ-170 Sentinel, созданный с применением технологии Стелс (2007), а также беспилотный вертолет Fire Scout (2009). Все они в дальнейшем были внедрены в ВВС США.

В России разработка беспилотных летательных аппаратов началась в 60-х годах 20 века. Изделие «С» - первый БПЛА, разработанный в КБ «Туполев». Это был беспилотный ударный самолет, способный доставить ядерное оружие на расстояние до 10 тыс. км. Проект был готов, однако неожиданно первый секретарь ЦК КПСС Хрущев закрывает все работы по созданию этого аппарата. В 70-80х годах были созданы и поставлены на вооружение многоразовые оперативно-тактические разведывательные беспилотники Ту -141 «Стриж» и Ту -141 «Рейс». Также в 1990 году на вооружение принят разведывательный аппарат для корректировки огня систем залпового огня «Смерч» и «Ураган» - БПЛА «Пчела-1Т». Развал СССР негативно повлиял на разработки в области беспилотных летательных аппаратов. Только в 2008 году на вооружение начали поступать первые, уже российские, беспилотники: разведывательный «Дозор-85», предназначенный для пограничной службы и способный находиться в полёте до 8 часов и комплекс для ведения воздушной разведки БПЛА «Типчак». В 2009 году на международной выставке МАКС-2009 был показан общественности аналог американского MQ-1B Predator - многоцелевой аппарат «Дозор-600». Также на вооружении с 2010 года стоят комплексы «Орлан-10» и «Орлан-ЗМ». На выставке HeliRussia 2016 Российский концерн «Вертолеты России» представил 3 новейших беспилотника: вертолетоподобный БПЛА автоматического взлета и посадки ТБ-29В, мультикоптер и конветро-план. В настоящий момент ведется активная разработка новых БПЛА: разведчик с большой продолжительностью полета «Альтиус-М», разведывательно-ударный беспилотник «Орион», способный находиться в полёте в течение 24 часов, средневысотный оперативно-тактический беспи-лотник «Иноходец» - вот лишь неполный список разработок в области Российских беспилотных летательных аппаратов.

Если обратить внимание на оценки динамики рынка БПЛА в России и в мире, произведенные J'son & Partners Consulting [1], то можно наблюдать значительный рост, указывающий на перспективность использования беспилотных летательных аппаратов.

В России действует Национальная Технологическая Инициатива [2] - комплексная долгосрочная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологических рынках, определяющих структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет. НТИ включает в себя комплекс проектов и программ, направленных на активное

включение России в формирование стандартов рынков будущего и получение российскими ком -паниями на этих рынках значимой доли. Одной из этих программ является создание рынка AeroNet, направленного на развитие таких сегментов, как: дистанционное зондирование Земли и мониторинг; сельское хозяйство; перевозка грузов (в перспективе и людей); поиск и спасение; связь и коммуникации; развитие наземной инфраструктуры связи и глобальной системы управления воздушным движением; развитие технологий БАС; развитие законодательного регулирования авиационной отрасли; подготовка кадров.

Вопрос законодательного регулирования БПЛА в нашей стране серьезно тормозит развитие рынка и рост использования беспилотных летательных аппаратов. Нормы, регламентирующие статус БПЛА появились в Воздушном кодексе РФ не так давно: 30 декабря 2015 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Закон установил требование государственной регистрации БПЛА массой больше 30 килограммов, но не установил порядок регистрации аппаратов. Из-за относительной новизны дронов законодательные органы Российской федерации ещё не успели создать прочный правовой фундамент, позволяющий в полной мере использовать БПЛА в гражданских целях [3].

Подводя итог определения перспектив использования БПЛА, необходимо отметить, что в России уже сейчас активно работают предприятия по созданию БПЛА. По нашему мнению, Российским производителям необходимо продолжать завоёвывать рынок дронов в России и мире, разрабатывать и производить БПЛА, способные создать конкуренцию для аппаратов таких производителей, как http://quadrocoptery.ru/3d-robotics-3dr/3D Robotics (Америка), DJI Innovations (Китай) и других передовых компаний мира. Возможности использования дронов, как и других аппаратов, весьма ограничены техническими характеристиками, улучшая которые можно добиться увеличения конкурентоспособности и укрепиться на рынке БПЛА. На наш взгляд, особого внимания заслуживает такое направление как разработка искусственного интеллекта. Появление на борту автономных систем ИИ позволит Беспилотным Летательным Аппаратам принимать самостоятельные решения об исполнении миссии и предотвратит опасность создания помех, перехвата управления и радиообнаружения противником.

Библиографические ссылки

1. Рынок беспилотных летательных аппаратов/дронов (БПЛА) в России и в мире [Электронный ресурс]. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/mirovoy-rynok-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov-dronov-i-perspektivy-v-rossii-20161121111941 (дата обращения: 10.04.2017).

2. Официальный сайт национально-технической инициативы [Электронный ресурс]. URL: http://www.nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 10.04.2017).

3. Винокурова В. В., Вытовтов А. В., Шумилин В. В. Административно правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. № 1.

© Хуснутдинов Т. Д., Щербакова А. В., Комарова П. А., Рублевская Е. В., Решетников А. Ю., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.