ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
ВАЛЕНТЕЙЧИК Д.В.,
аспирант,
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147
Рост инновационного потенциала, составляющего ядро всего потенциала предприятия сферы информационных услуг, отражает реальные и объективные потребности современного менеджмента. Для создания моделей отбора инновационных проектов необходима оценка составных частей инновационного потенциала и разработка системы показателей, которые позволят разработать и практически реализовать на конкретном предприятии сферы информационных услуг принципиальную схему отбора инновационных проектов.
Ключевые слова: инновационный потенциал; информационные услуги.
Growth of the innovative potential making a basis of potential of the enterprise of sphere of information services reflects real and objective requirements of modern management. Estimations of components of innovative potential and system engineering of indicators which will allow to develop and practically to carry out at the concrete enterprise of sphere of information services the basic scheme of selection of innovative projects are necessary for creation of models of selection of innovative projects.
Keywords: innovative potential; information services.
Коды классификатора JEL: D83.
Инновационный потенциал составляет ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть. Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение части инновационного потенциала предприятия сферы информационных услуг в общем потенциале предприятия является слабоструктурированной проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях.
Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы. Это функциональные блоки: производство; инновации; персонал; финансы;
© Валентейчик Д.В., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
маркетинг; информация; внешнеэкономическая деятельность; планирование; прогнозирование и контроль; безопасность. [4, с. 316]
Модель потенциала предприятия сферы информационных услуг представлена на рис. 1.
Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научнотехнического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. [5, с. 9]
Инновации, как принципиально новые способы удовлетворения общественных потребностей, принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и процессы. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.
Структура элементов, формирующих инновационный потенциал предприятия, представлена на рис. 2. Инновационный потенциал формируется из двух основных составляющих материальных и невещественных: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал.
Элементы интеллектуального потенциала предприятия (подготовка, научная и техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение) тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также научной и технической информации являются существенным элементом интеракций между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует отбору рыночных сигналов и превращения их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые возникают в процессе инновационной деятельности.
Основные составляющие инновационного потенциала предприятия сферы услуг представлены в табл. 1.
Приоритетное поле деятельности предприятий сферы услуг составляют наукоемкие услуги. К характерным особенностям наукоемких услуг, определяющим их роль в экономике в целом, относятся высокие темпы роста, в 34 раза превышающие темпы роста других оказываемых услуг, что во многом обусловлено большей долей добавленной стоимости в конечной продукции; высокой заработной платой работающих и, что особенно важно, высоким инновационным потенциалом, порождающим «цепную реакцию» нововведений в региональном и национальном хозяйстве.
Рис. 1. Модель потенциала предприятия сферы информационных услуг
ТЕІЗІЗА ЕСОІХІОМІСиБ ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Со
сл
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ...
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Таблица 1
Основные составляющие инновационного потенциала предприятия сферы услуг
Потенциал материальных ресурсов Интеллектуальный потенциал
Основных средств (техническая база инновационной деятельности) — компьютерный парк; — логистические ресурсы; — здания и сооружения Нематериальных активов — патент; — авторское право; — права на дизайн; — производственные секреты (ноу-хау); — товарные знаки, знаки обслуживания; — базы данных
Оборотных активов инновационной деятельности — запасы, товары; — дебиторская задолженность; — текущие инвестиции; — денежные средства и их эквиваленты; — другие оборотные активы Маркетинговых ресурсов — маркетинговый опыт; — реакция предприятия; — клиентурная база; — благосклонность потребителей; — портфель заказов; — франшизные соглашения; — лицензионные соглашения
Управленческо- инфраструктурных ресурсов — организационная культура; — концепции управления; — коммуникационные сети; — информационные технологии, партнерские отношения с поставщиками и посредниками
Трудовых ресурсов — образование; — уровень квалификации; — профессиональные способности; — профессиональные навыки; — психометрические характеристики
Применение данных показателей позволяет разработать и практически реализовать на конкретном предприятии сферы услуг принципиальную схему отбора инновационных проектов. Предлагаемая модель схемы представлена на рис. 3.
Инновационный потенциал Интеллектуальный
материальных ресурсов потенциал
X
ГЗ
-
(-
О
ч
0 с. а х 2
1
2 О X О О
О
с.
о
«О
о
за
М
а
X н ы я 3 О о £ с- 2 и О.
а 3 3 2 X X о ?> & о о а. о
=; сз X о. н 5 £г 5 Ь а ь 3 сз — с. л со о С?
2 -.а. >• т си
2 5 Н
X
Рис. 2. Составные элементы инновационного потенциала
В сфере услуг к наукоемким относятся: современные виды связи, финансовые услуги, образование, здравоохранение и информационные услуги. Последние включают разработку программного обеспечения, контрактные исследовательские разработки, консультативные, маркетинговые и другие услуги, используемые при организации и ведении современного бизнеса.
Цели предприятий сферы услуг при осуществлении инновационной деятельности достаточно широки и многообразны. При этом предприятия сталкиваются с проблемой определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций.
В общем виде эффективность инноваций может определяться по формуле:
„ , , Затраты на инновации , ч
Коэффициент инновационности =----------------------. (1)
Годовой объем продаж
Таким образом, коэффициент инновационности приравнивается к доле затрат на разработку инноваций в годовом объеме реализации продукции (работ, услуг) предприятия.
Очевидно, что рассчитанный таким образом коэффициент инновационности при всех достоинствах — затратный показатель. Он не содержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании. Более полную информацию о степени инновационности предприятия можно получить, если учитывать динамику инновационного процесса на предприятии.
Инновационность предприятия должна характеризоваться и показателями обновляемости нововведений — количеством разработок или внедрений нововведений, продуктов и процессов, другими показателями.
Предлагается производить оценку инновационного потенциала предприятия сферы услуг по показателям, представленным в табл. 2.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Таблица 2
Оценка уровня инновационного потенциала предприятия сферы информационных услуг
Показатель для оценки Значение показателя
1 2 3
1. Ценность для клиента
1.1. Новизна инновации Уровень новизны инновации
1.2 Качество инновации Индекс качества инновации
1.3. Цена инновации Индекс экономических параметров
1.4. Уровень обслуживания клиента Показатели уровня обслуживания клиента
2. Критерии и показатели ценности для предприятия
2.1. Рентабельность Величина чистой прибыли в текущем году, руб.
Показатель рентабельности реализованной инновации предприятия, %
Рентабельность общего капитала
2.2. Конкурентоспособность Интегральный показатель конкурентоспособности товара
Часть новых товаров (услуг, технологий) в годовых объемах продажи в текущем году, %
2.3. Рыночные позиции Доля рынка, %
Доля рынка важнейшего конкурента, %
Показатель благосклонности (лояльности) потребителей
Количество наград, полученных на конкурсах и выставках за инновации
Оценка сформированного имиджа предприятия
Уровень сотрудничества с партнерами
Рис. 3. Принципиальная схема отбора инновационных проектов для предприятия сферы информационных услуг
ТЕ1313А ЕС01\ЮМ1С115 ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Со
О
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ...
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала предприятия текущее состояние предприятия необходимо проанализировать по двум направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, текущей и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.
Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность.
1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала, и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого — уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях — более детальные его свойства.
2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.
3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.
4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взят инновационный потенциал исследуемого предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.
5. Проводя сравнительный анализ посредством метода средневзвешенной, рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследуемого предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития.
6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобной для реализации поставленной цели форме.
Оценка уровня инновационного потенциала должна рассматриваться в контексте стратегических возможностей, которые открываются перед предприятием. Это позволяет выявлять реальные возможности и разработать схему отбора инновационных проектов.
Основные выводы. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические цели использования и развития, подвержен влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным или слабым сторонам предприятия.
Оценка уровня инновационного потенциала должна рассматриваться в контексте стратегических возможностей, которые открываются перед предприятием. Это позволяет выявлять реальные возможности, на основе которых можно обеспечить предприятию конкурентные преимущества.
Наращивание инновационного потенциала является одной из важнейших тенденций развития современного менеджмента. Рост этого потенциала отражает реальные и объективные потребности современного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бовин А.А. Управление инновациями в организациях: доп. Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в кач-ве учеб. пособия по спец. «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович; рец. Л.А. Журавлева, Е.В. Фрейдина. М.: Омега-Л, 2006.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный потенциал: ключ к успеху в новом тысячелетии / пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2001.
3. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия учебник / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
5. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Кузнецов В.И., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2003.
6. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. Рек. Научно-метод. советом по вопросам подготовки кадров для инновационной деятельности в промышленности и научно-технических сферах Минпромнауки России и Минобразования России / Л.П. Гончаренко, Е.А. Олейников, В.В. Березин и др.; под ред. Л.П. Гончаренко и др. М.: КНОРУС, 2005. 296 с.
7. КузыкБ.Н. Стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 448 с.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2