Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.161-170
УДК 336
Управление рисками финансово-бюджетного развития региона (муниципального образования)
И.П. Грудинова, Н.В. Перко
Экономический факультет Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, кафедра менеджмента
Аннотация. Целью настоящего исследования являются обобщение и анализ рисков финансово-бюджетного развития региона (муниципального образования) и определение механизмов управления ими. В статье с использованием метода системного анализа рассмотрена основная классификация рисков финансово-бюджетного развития региона (муниципального образования), предложена дополнительная классификация рисков, определён порядок шагов по управлению рисками финансово-бюджетного развития. Исходя из определения финансово-бюджетной безопасности, предложены 3 сценария бюджетной политики, характеризующиеся усилением роли отдельных направлений финансовобюджетной безопасности. Рассмотрены риски, связанные с реализацией сценариев бюджетной политики.
Abstract. The main purposes of the paper are generalisation and analysis of risks of financial and budget development of a region (municipality) and definition of risk-management mechanisms in the financial and budgetary sphere. The work examines the basic risks of financial and budget development of a region (municipality), offers additional classification of risks, defines the procedure of the risk-management in the financial and budget sphere. Three scenarios of budgetary policy characterized by strengthening role of separate directions of the financial and budgetary security have been defined. The risks connected with realization of scenarios of budgetary policy have been considered.
Ключевые слова: риски финансово-бюджетного развития, классификация рисков, управление финансово-бюджетными рисками, сценарии бюджетной политики
Key words: risks of financial and budgetary development, classification of risks, financial and budget risk management, scenarios of budget policy
1. Введение
В условиях нестабильности и неопределённости социально-экономической обстановки, воздействия широкого спектра факторов внутренней и внешней среды, влияния кризисных явлений, особенно важной для финансово-бюджетной системы является способность сохранять прогрессивные характеристики развития, поддерживать стабильное состояние. В этой связи особое значение приобретает управление возникающими в процессе функционирования внутренними и внешними рисками финансово-бюджетного развития, их минимизация. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Финансово-бюджетная безопасность региона (муниципального образования) находится в тесной взаимосвязи с реализуемой бюджетной стратегией и бюджетной политикой в целом. Именно поэтому управление рисками финансово-бюджетного развития становится важнейшим фактором обеспечения финансово-бюджетной безопасности. Задачами настоящего исследования являются обобщение и анализ различных методов и подходов к определению рисков финансово-бюджетного развития и управлению ими, а также выявление взаимосвязи финансово-бюджетной безопасности публично-правового образования и сценариев бюджетной политики, рисков, связанных с их реализацией. Актуальность данных задач обусловлена необходимостью разработки методических и методологических основ в сфере управления рисками финансово -бюджетного развития для принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти (местного самоуправления) при реализации комплекса мер по обеспечению финансово -бюджетной безопасности публично-правового образования.
Научная новизна статьи состоит во введении дополнительной классификации рисков финансово-бюджетного развития (по таким критериям как возможность управления, характер развития, наличие связи, наличие готовых механизмов управления), что позволит органам государственной власти (местного самоуправления) сформировать более полное представление о рисках финансово-бюджетного развития и выявить наиболее эффективные и результативные методы управления рисками, а также предложенным порядком шагов по управлению рисками финансово -
161
Грудинова И.П., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития...
бюджетного развития, основанном на принципах всеобщего управления качеством, которые отражены в международных стандартах качества ISO 9001. Применение указанного подхода позволит органам государственной власти (местного самоуправления) не только вести работу по устранению (оптимизации) самих рисков финансово-бюджетного развития (так называемые меры коррекции), но и реализовать меры по определению и устранению причин возникновения указанных рисков с целью предупреждения их повторного возникновения (так называемые корректирующие действия). Кроме того, исходя из определения финансово-бюджетной безопасности, определены 3 сценария бюджетной политики и рассмотрены основные риски, связанные с их реализацией.
2. Риски финансово-бюджетного развития: понятие и виды
Риски финансово-бюджетного развития напрямую связаны с определением финансовобюджетной безопасности региона (муниципального образования) и логически вытекают из него.
Финансово-бюджетная безопасность региона (муниципального образования) - это такое финансово-устойчивое состояние бюджетной системы региона (муниципального образования), которое характеризуется сбалансированностью, высоким уровнем ликвидности её активов и наличием денежных, валютных и иных резервов, способных обеспечить не только стабильность региональной (муниципальной) экономики под действием различных факторов и в различных условиях, в том числе и неблагоприятных (кризисных), но и устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное государственное (муниципальное) управление и защиту экономических интересов региона (муниципального образования) с минимизацией всех возникающих в процессе деятельности финансово-бюджетных рисков.
В научной литературе понятие риска применительно к финансово-бюджетной системе чаще всего встречается при изучении и рассмотрении понятия бюджетной устойчивости. Изучению понятия устойчивости, а также проблемам оценки финансовой устойчивости экономических систем посвящены работы большого числа учёных - Ш. Лозовского, В.Н. Едроновой, Б.А. Райзберга, Е.Б. Стародубцевой, P.P. Ахметова, М.Ю. Калинчикова, В.В. Ковалева, Г.Б. Поляка, Н.В. Чайковской, В.Е. Паникина, А.А. Никифоровой, И.А. Дрожжиной, А.А. Баранникова, С.В. Подобряева, Т.В. Дорониной, Н.И. Яшиной, С.М. Каратаева и др. Теме бюджетного риска посвящена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Лебедевой О.И. "Бюджетный риск: методические основы оценки и управления (на примере краевого бюджета Хабаровского края)" (Лебедева, 2003).
Широкий круг взглядов относительно устойчивости бюджетных систем порождает различные подходы и к понятию бюджетного риска (угрозы).
Под бюджетным риском, применительно к бюджетной системе субъекта РФ, С.В. Подобряев понимает возможность возникновения критических параметров в бюджетной системе, вызванных влиянием факторов неустойчивости системы. Автор утверждает: поскольку в большинстве ситуаций полностью избежать риска невозможно, оптимизация риска состоит в том, чтобы снизить его до уровня, когда он перестаёт быть угрожающим. При этом для бюджетной системы приемлемыми являются риски, в результате реализации которых система не выходит из состояния устойчивости либо способна возвратиться в данное состояние в кратчайшие сроки (Подобряев, 2008).
А.А. Никифоровой предложено определение угрозы финансовой безопасности, под которой понимается совокупность условий, факторов и процессов, создающих асимметрию финансовых ресурсов и потребности в них для осуществления социально-экономической политики муниципалитета и нарушающих финансовую самостоятельность и критические значения показателей финансовой безопасности (Никифорова, 2007).
Е.А. Степанова рассматривает бюджетный риск применительно к доходам бюджета как вероятность отклонения фактических доходов бюджета от потенциальных (не от запланированных, как трактуется большинством исследователей), с учетом наиболее рационального использования ресурсов и возможностей на основе новых технологий бюджетного планирования (Степанова, 2011).
В работе И.М. Соломко, М.Н. Соломко (2011) "Оценка рисков бюджетного процесса: теоретический аспект" рассматриваются риски бюджетного процесса, под которыми предлагается понимать вероятность количественного и/или качественного несоответствия параметров бюджетных потоков плановым показателям, задачам и целям бюджетной политики либо объективным потребностям экономики, обусловленную несовершенством методологии, методики, технологии организации и осуществления бюджетного процесса, неэффективного или некорректного выполнения участниками бюджетного процесса их полномочий.
Указанные определения, по нашему мнению, являются узконаправленными и не могут быть применимы к определению риска финансово-бюджетного развития.
162
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.161-170
По нашему мнению, целесообразно под риском финансово-бюджетной безопасности региона (муниципального образования) (риском финансово-бюджетного развития) понимать совокупность условий, факторов и процессов, реально или потенциально угрожающих финансово-бюджетной безопасности региона (муниципального образования).
При этом, анализируя встречающиеся в научной литературе (Гришунина, 2006; Луговой, 2011; Минин, 2008; Соломко, Соломко, 2011; Степанова, 2011) риски финансово-бюджетного развития, представим их в обобщённом виде как риски финансово-бюджетной безопасности (табл. 1).
Таблица 1
№ п/п Критерий Виды рисков
1 По характеру - функциональные (содержательные) риски, возникающие внутри финансовых отношений - организационные (формальные), возникающие в процедуре бюджетного процесса
2 По форме участия в бюджете - риски исполнения доходов (РИД), возникающие при формировании доходной части бюджета - риски исполнения расходов (РИР), возникающие при формировании расходной части бюджета
3 По месту возникновения - внешние риски, возникающие за пределами системы - внутренние риски, возникающие внутри системы
4 По структуре 1) - простые риски (однофакторные и инвариантные) - сложные риски (многофакторные и вариативные) 2) - элементарные - комплексные
5 По времени действия - временные риски, действующие на бюджетный план в течение одного бюджетного периода (года) - постоянные риски (многолетние, циклические)
6 Характер проявления - действующие постоянно - действующие периодически - возникающие спонтанно
7 По частоте возникновения - непредсказуемые - циклические (повторяющиеся) - постоянные
8 По важности результата - основные риски, влекущие за собой значительные финансовые диспропорции (дефицит, неплатежи, снижение мобилизации платежей и пр.) - второстепенные риски, оказывающие незначительное воздействие
9 По значимости возможных последствий - несущественные - значительные - критические
10 По уровню бюджетной системы - риски федерального бюджета - риски бюджета субъекта Федерации - риски бюджета муниципального образования
11 По масштабам и уровню - стратегические - технологические
12 По возможности опережающего воздействия - предотвращаемые - диверсифицируемые - покрываемые - априорно недиверсифицируемые
13 По источникам возникновения рисков - правовые - обусловленные внесением изменений в налоговое и бюджетное законодательство - техногенные - вызванные возникновением чрезвычайных обстоятельств, влекущих за собой недопоступление бюджетных доходов или требующих отвлечения значительных бюджетных средств на их ликвидацию - политические - связанные с возможным изменением политического курса и общеэкономической доктрины государства
163
Грудинова И.П., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития...
- экономические - вызванные непрогнозируемым изменением макроэкономических показателей, влияющих на формирование субфедеральных бюджетов - административные - связанные со сменой высших должностных лиц субъектов Федерации, глав муниципальных образований, высшего руководства налоговых, финансовых органов, органов федерального казначейства - организационные - обусловленные низкой результативностью проведения мероприятий по составлению и исполнению бюджетов, образующих региональную бюджетную систему
14 По вероятности - реальные
проявления - потенциальные
15 Направление - прямые
воздействия - косвенные
16 Отношение к - объективные
человеческой деятельности - субъективные
17 Предсказуемость - непрогнозируемые - прогнозируемые
18 Локальность - глобальные
последствий - общенациональные - локальные
19 Характер - вторичные
возникновения - первичные
20 По стратегической - тактические (текущие и среднесрочные)
направленности - стратегические (долговременные)
21 Величина - катастрофические
ожидаемого ущерба - значительные - вызывающие трудности
22 По характеру - общие риски
воздействия - специфические риски
23 По характеру - динамические риски
последствий - статические риски
24 По степени - массовые
распространения - уникальные
25 Стадия бюджетного - риски бюджетного прогнозирования
процесса - риски бюджетного планирования - риски оперативного управления бюджетными потоками - риски ведения бюджетного учёта/составления отчётности
Заметим, что виды рисков в соответствии с критериями 5 и 6, 8 и 9, положенными в их основу, носят весьма схожий характер, что говорит об аналогичных подходах к классификации рисков отдельными авторами.
При этом, поскольку в научных работах учёных в недостаточной степени описана тема финансово-бюджетной безопасности и, соответственно, - предложенная классификация рисков встречается применительно к отдельным её составляющим (например, рискам бюджетной устойчивости), дополним её рядом звеньев (табл. 2). Это позволит сформировать более полное представление о рисках финансово-бюджетного развития и поможет органам государственной власти (местного самоуправления) выявить наиболее эффективные и результативные методы управления рисками.
На наш взгляд, по содержанию риски финансово-бюджетного развития можно классифицировать на финансовые и бюджетные. При этом финансовая и бюджетная составляющие различны с позиций их масштабности: финансовая характеризует весь комплекс отношений по трансформации совокупных денежных ресурсов на территории региона (муниципального образования), бюджетная составляющая охватывает только ту часть финансовой системы, которая предназначена для формирования и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.
164
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.161-170
Таблица 2
№ п/п Критерий Виды рисков
1 По содержанию - финансовые - бюджетные
2 По возможности управления - управляемые - малоуправляемые - неуправляемые
3 По характеру развития - нарастающие (динамические) - статические
4 Наличие связи - зависимые - независимые
5 Наличие готовых механизмов управления - риски, в отношении которых имеются готовые механизмы управления - риски, в отношении которых отсутствуют готовые механизмы управления
Риски финансово-бюджетного развития, по нашему мнению, целесообразно классифицировать по возможности управления на управляемые, малоуправляемые, неуправляемые. К управляемым относятся риски, которые органы власти (местного самоуправления) могут минимизировать - например, риск низкого профессионального уровня государственных (муниципальных) служащих может быть минимизирован за счёт проведения специального обучения, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Такой риск как "нестабильность экономики, кризис денежной и финансовокредитной систем" для органов местного самоуправления является малоуправляемым, поскольку чаще всего носит общенациональный характер и требует комплексных решений на всех уровнях власти. Риск "изменения в бюджетном и налоговом законодательстве на федеральном и региональном уровнях" с позиций органов местного самоуправления является неуправляемым, поскольку решения принимаются на уровне субъекта РФ и федеральном уровне.
В зависимости от наличия механизмов управления (критерий подразумевает наличие "готовых решений" для управления рисками) считаем целесообразным группировать риски на риски, в отношении которых имеются готовые механизмы управления (например, риск уже имел место в прошлом, и, соответственно, выработаны готовые механизмы и решения по управлению им), и риски, в отношении которых отсутствуют готовые механизмы управления.
По характеру развития можно классифицировать риски на нарастающие (динамические) и статические. Под нарастающими понимаются риски, которые под действием тех или иных факторов становятся наиболее вероятными. Например, такой риск как "сокращение муниципальной собственности вследствие ее передачи на другой уровень бюджетной системы" будет динамическим в случае, если обсуждается/законодательно готовится решение о передаче собственности на другой уровень. Для статических рисков, в свою очередь, не характерен нарастающий характер (примером может служить отсутствие опыта бюджетного процесса у низшего звена органов местного самоуправления).
В зависимости от наличия связи между рисками предлагаем выделять риски зависимые и независимые. В качестве примера зависимых рисков можно привести "низкий профессиональный уровень государственных (муниципальных) служащих" и "низкое качество принятия решений по вопросам бюджетной и налоговой политики". В данном случае один риск потенциально связан с другим. Примерами условно независимых рисков являются риски "зависимость от ограниченного количества крупных налогоплательщиков" и "низкий профессиональный уровень государственных (муниципальных) служащих".
3. Подходы к управлению рисками финансово-бюджетного развития
Изучение рисков финансово-бюджетного развития тесно связано с разработкой порядка шагов по обеспечению финансово-бюджетной безопасности. При этом, по нашему мнению, подходы к управлению рисками, в том числе рисками финансово -бюджетного развития, должны быть едины. Однако на сегодняшний день отсутствуют единые подходы к риск -менеджменту в финансовобюджетной сфере и, соответственно, существует большое количество различных вариантов управления рисками. Данное обстоятельство обусловлено различным пониманием рисков, значения управления ими, а также их роли в процессе принятия управленческих решений.
В соответствии с подходом Г.С. Изотовой (2004), естественный порядок шагов по обеспечению бюджетной безопасности представляет собой последовательность, представленную на рис. 1.
165
Грудинова И.П., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития...
Рис. 1. Порядок шагов по обеспечению бюджетной безопасности, представленный в научной литературе
С.В. Подобряев, рассматривая этапы управления рисками потери устойчивости бюджетных систем субъектов РФ, предлагает выделять следующие: 1) идентификация риска; 2) определение факторов воздействия риска; 3) оценка возможных последствий реализации риска; 4) установление возможных управляющих воздействий на факторы неустойчивости бюджетной системы; 5) разработка предложений и мероприятий по уклонению от рисков или оптимизация бюджетных рисков; 6) практическое осуществление данных мероприятий; 7) в случае реализации риска осуществление мероприятий, направленных на ликвидацию неблагоприятных последствий; 8) мониторинг результатов и совершенствование системы управления рисками устойчивости региональных бюджетных систем (Подобряев, 2008).
Е.А. Степанова в своей работе определяет алгоритм бюджетного риск-менеджмента, включающий следующие этапы: 1) определение основных видов риска; 2) исследование факторов, влияющих на возникновение риска; 3) прогнозирование появления рисков (вероятность риска); 4) оценка риска; 5) разработка и реализация мероприятий по воздействию на риск; 6) контроль и анализ результатов выбранного воздействия (Степанова, 2011).
В соответствии с подходом И.М. Соломко, М.Н. Соломко, управление рисками бюджетного процесса может быть представлено как последовательность следующих взаимосвязанных этапов: 1) анализ состояния общественных финансов публично-правового образования; 2) выявление проблемных сфер в области управления общественными финансами, главным образом, в области организации бюджетного процесса; 3) оценка рисков бюджетного процесса (идентификация рисков бюджетного процесса (составление качественных характеристик риска на основе классификатора рисков), количественная оценка рисков, обобщение результатов оценки, формирование вывода о совокупном риске бюджетного процесса для публично-правового образования); 4) выбор оптимальных методов управления рисками бюджетного процесса; 5) оперативное управление рисками бюджетного процесса, мониторинг рисков; 6) выработка мер по оптимизации системы управления рисками (Соломко, Соломко, 2011).
Одним из наиболее сложных этапов управления рисками бюджетного процесса является оценка рисков, предусматривающая: качественное описание риска (его всестороннюю характеристику); количественную оценку вероятности реализации риска; количественную оценку последствий наступления негативного события (Соломко, Соломко, 2011).
В рассмотренных подходах, по нашему мнению, отсутствует ряд важных составляющих, в том числе в части определения причин возникновения рисков, разработки мер по устранению причин возникновения рисков, контроля эффективности реализации данных мер и другие. Учитывая несовершенство существующих вариантов риск-менеджмента, предложим новый подход к управлению рисками финансово-бюджетной безопасности (порядку шагов), соответствующий принципам всеобщего управления качеством, которые отражены в международных стандартах качества ISO 9001 (ИСО 9001:2008, 2009). Применение указанного подхода позволит реализовать меры по устранению (оптимизации) возникших рисков финансово-бюджетного развития, а также по устранению причин возникновения рисков для предупреждения их повторного возникновения. На начальном этапе осуществляется идентификация риска (в том числе с учётом проведения анализа состояния финансовобюджетной системы и выявления проблемных сфер), оценивается вероятность его наступления. Затем производится исследование факторов, влияющих на возникновение риска, определяются возможные причины риска, осуществляется оценка риска, возможных последствий его реализации. На следующем этапе устанавливаются возможные управляющие воздействия на факторы, влияющие на возникновение риска, причины риска. Далее разрабатываются предложения и мероприятия по уклонению от риска безопасности или его оптимизации и реализуются соответствующие меры. Контроль над эффективностью предпринятых мер осуществляется на следующем этапе. В случае, если меры признаны неэффективными, а, следовательно, наступил риск (либо не удалось его оптимизировать и минимизировать), реализуются меры коррекции (устраняются последствия), определяются и анализируются причины наступления риска, а также разрабатываются и реализуются меры, направленные на их устранение. В том случае, когда осуществленные меры признаны эффективными и результативными, они используются для формирования базы данных управленческих решений и далее
166
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.161-170
осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование управления рисками безопасности системы (включая прогнозирование рисков). Трансформация алгоритма управления рисками финансово-бюджетной безопасности представлена на рис. 2.
Начало
У
Идентификация Оценка Исследование Оценка риска, Установление
риска вероятности факторов, возможных возможных
наступления влияющих на последствий управляющих
риска возникновение реализации воздействий на
► ► риска, определение ► риска ► факторы, влияющие на возникновение
возможных риска, причины
причин риска риска
Стратегическое, тактическое и
оперативное планирование управления рисками безопасности База данных управленческих решений
системы, включая
прогнозирование рисков
Рис. 2. Трансформация алгоритма управления рисками финансово-бюджетной безопасности
(порядок шагов)
4. Взаимосвязь финансово-бюджетной безопасности публично-правового образования и сценариев бюджетной политики
Обеспечение финансово-бюджетной безопасности невозможно без выстроенной системы стратегического планирования, включающей в качестве важного элемента разработку бюджетной стратегии в рамках положенного в основу сценария бюджетной политики. При выборе указанных
167
Грудинова И.П., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития...
элементов стратегического планирования стоит учитывать необходимость обеспечения согласованных механизмов бюджетной политики на различных временных интервалах, соответствие бюджетной политики целям экономической политики, оценку соответствующих рисков.
Исходя из вышеизложенного, сделаем вывод о том, что сценарии бюджетной политики напрямую связаны с теми направлениями, по которым предлагается рассматривать финансово-бюджетную безопасность публично-правового образования. Под публично-правовым образованием в данном случае будем понимать субъект Российской Федерации (муниципальное образование).
Исходя из определения финансово-бюджетной безопасности, выделим основные направления, по которым предлагается её рассматривать. Ими являются: 1) устойчивость, сбалансированность; 2) самостоятельность, обеспеченность, стабильность; 3) экономический рост; 4) качество финансового менеджмента; 5) социально-экономические нужды; 6) государственное (муниципальное) управление; 7) соблюдение требований законодательства.
В соответствии с определением финансово-бюджетной безопасности предложим характеризующиеся усилением роли отдельных направлений 3 сценария бюджетной политики, краткая характеристика которых представлена в табл. 3: сохранение устойчивого и стабильного развития (усиление роли направлений 1 и 2); приоритет социально-экономического развития (усиление роли направлений 3 и 5); усиление роли качества бюджетного менеджмента (усиление роли направлений 4, 6 и 7).
Таблица 3
№ п/п Наименование сценария Краткая характеристика
1 Сохранение устойчивого и стабильного развития Реализация мер, направленных на сохранение устойчивого и стабильного развития публично-правового образования, в том числе противостояние воздействию внешних и внутренних факторов, адаптация к изменениям внутренней и внешней среды, стабильное обеспечение принятых обязательств (обеспечение источниками доходов, достаточными для покрытия расходов местных бюджетов). Рациональная, взвешенная долговая и налоговая политика
2 Приоритет социальноэкономического развития Бюджетная политика ориентирована, в первую очередь, на рост темпов социально-экономического развития публично-правового образования и выполнение обязательств перед гражданами (удовлетворение социально-экономических нужд жителей). Кроме того, обеспечивается концентрация ресурсов на направлениях, обеспечивающих значимые конечные результаты, развитие отраслей, повышение жизненного уровня граждан. Характерно наращивание расходов, направленных на развитие экономики, в т.ч. повышение доли капитальных расходов
3 Усиление роли качества бюджетного менеджмента Реализация бюджетной политики ориентирована, главным образом, на повышение эффективности системы управления: управления финансами (управления бюджетными средствами, качества планирования и прогнозирования), государственного и муниципального управления. Характерны жёсткая политика управления долговыми обязательствами, контроль первоочередных расходов. Свойственно проведение бюджетной политики в условиях снижения налогового потенциала, направленной на повышение качества и эффективности предоставления услуг
5. Основные риски финансово-бюджетного развития, связанные с реализацией сценариев бюджетной политики
Особое значение в системе стратегического планирования должно быть уделено оценке и управлению бюджетными рисками, связанными с реализацией сценариев бюджетной политики. Соотнесём основные риски финансово-бюджетной безопасности (в данном случае муниципального образования) с предложенными сценариями бюджетной политики (табл. 4). При этом отметим, что отдельные риски характерны для нескольких сценариев бюджетной политики.
168
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.161-170
Таблица 4
№ п/п Сценарий бюджетной политики Риски
1 Сохранение устойчивого и стабильного развития 1 Нестабильность экономики, кризис денежной и финансово-кредитной систем, дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление её регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета
2 Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве на федеральном и региональном уровнях
3 Зависимость от ограниченного количества крупных налогоплательщиков
4 Недостаточная обеспеченность ряда муниципальных образований собственными доходами, рост зависимости от финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов
5 Несовершенство методик и низкий уровень планирования бюджетных показателей
6 Сокращение муниципальной собственности вследствие ее передачи на другой уровень бюджетной системы
7 Неэффективная долговая политика, неэффективная структура источников финансирования дефицита бюджета
8 Низкое качество принятия решений по вопросам бюджетной и налоговой политики
9 Неэффективная политика регионально-муниципального взаимодействия
2 Приоритет социально-экономическог о развития 1 Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве на федеральном и региональном уровнях
2 Зависимость от ограниченного количества крупных налогоплательщиков
3 Недостаточная обеспеченность ряда муниципальных образований собственными доходами, рост зависимости от финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов
4 Высокая степень экономической и налоговой концентрации
5 Увеличивающиеся потребности муниципальных образований в финансировании инфраструктурных проектов, обусловленные недостаточным инвестированием в предыдущие годы
6 Увеличивающиеся текущие расходы, обусловленные реформой социальной сферы
7 Нестабильность экономики, кризис денежной и финансово-кредитной систем
8 Низкое качество принятия решений по вопросам бюджетной и налоговой политики
9 Неэффективность государственных расходов
3 Усиление роли качества бюджетного менеджмента 1 Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве на федеральном и региональном уровнях
2 Недостаточная обеспеченность ряда муниципальных образований собственными доходами, рост зависимости от финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов
3 Отсутствие опыта бюджетного процесса у низшего звена органов местного самоуправления
4 Несовершенство методик планирования бюджета
5 Снижение деловой активности органов местного самоуправления
6 Низкое качество финансового менеджмента
7 Неэффективность государственных расходов
8 Неэффективная долговая политика, неэффективная структура источников финансирования дефицита бюджета
9 Низкий профессиональный уровень государственных (муниципальных) служащих
10 Низкое качество контроля, аналитической работы и последующего применения их результатов в планировании (нецелевое использование средств)
6. Заключение
Проведённый анализ показал, что управление возникающими в процессе функционирования внутренними и внешними рисками финансово-бюджетного развития, связанными с реализацией различных сценариев бюджетной политики, является важным элементом стратегического менеджмента в
169
Грудинова И.П., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития...
бюджетной сфере. Наглядно представленная в статье взаимосвязь финансово-бюджетной безопасности региона (муниципального образования) и сценариев бюджетной политики свидетельствует о наличии у органов власти различных уровней широкого выбора альтернатив проведения бюджетной политики. При осуществлении данного выбора необходимо учитывать, что ориентиром системы стратегического планирования должно являться обеспечение финансово-бюджетной безопасности публично-правового образования. Важным фактором данного процесса становится управление рисками финансово-бюджетного развития.
Предложенные в статье классификация видов рисков финансово-бюджетного развития, порядок шагов по управлению рисками финансово -бюджетного развития (соответствующий принципам всеобщего управления качеством), направлены на формирование более полного представления о рисках финансово-бюджетного развития, что позволит органам государственной власти (местного самоуправления) выявить наиболее эффективные и результативные методы управления рисками. Результаты исследования могут быть положены органами государственной власти (местного самоуправления) в основу формирования методической и методологической базы в сфере управления рисками финансово-бюджетного развития для принятия эффективных управленческих решений при обеспечении финансово-бюджетной безопасности публично-правового образования.
Литература
Гришунина И.А. Совершенствование управления бюджетами административно-территориальных образований. Дис. ... канд. экон. наук, Н. Новгород, 276 с., 2006.
Изотова Г.С. Методы обеспечения безопасности бюджетной системы региона. Дис. ... канд. экон. наук, СПб, 186 c., 2004.
ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М., Издательство стандартов, 32 с., 2009.
Лебедева О.И. Бюджетный риск: методические основы оценки и управления (На примере краевого бюджета Хабаровского края). Дис. ... канд. экон. наук, Хабаровск, 179 c., 2003.
Луговой Р.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС. 2011. URL: http:// abc.vvsu.ru/Books/teor_ris_i_mod_ris_sist_doc/default.asp. Мынин Д.В. Методы и модели сравнительной оценки и управления социально-экономической безопасностью регионов. Автореф. дис. ... канд. экон. наук, М., 25 с., 2008.
Никифорова А.А. Факторы финансовой устойчивости и безопасности местного бюджета. Дис. ... канд. экон. наук, Волгоград, 215 c., 2007.
Подобряев С.В. Управление рисками потери финансовой устойчивости региональных бюджетных систем на современном этапе бюджетной реформы. Финансы и кредит, № 35(323), с.26-31, 2008. Соломко И.М., Соломко М.Н. Оценка рисков бюджетного процесса: теоретический аспект. Вестник Тихоокеанского гос. ун-та, № 2 (21), c.175-182, 2011.
Степанова Е.А. Управление рисками изменения доходов территориальных бюджетов. Автореф. дис. ... канд. экон. наук, Краснодар, 20 с., 2011.
170