ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность
ISSN 2073-2872 (Print)
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ*
Ольга Геннадьевна АЛЕКСАНДРОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация
История статьи:
Принята 07.09.2015 Одобрена 21.09.2015
УДК 336.13
JEL: H12, H39, H59, H68
Ключевые слова: управление финансами, риск-менеджмент, бюджетные риски, экономическая безопасность, научные подходы
Аннотация
Предмет. Объектом исследования настоящей статьи является процесс формирования научного знания о специфике механизма управления финансовыми рисками в публично-правовых образованиях. Предметом исследования выступают научные подходы к формированию механизма риск-менеджмента в государственном секторе экономики. Цели. Формирование представления о степени разработанности в научной литературе вопросов управления финансовыми рисками публично-правовых образований. Методология. При работе над исследованием нашли применение такие методы, как деконструкция научных текстов, методы аспектного и герменевтического анализа. В целях формирования авторской позиции использовались методы критического, проблемного и сравнительного анализа.
Результаты. Выделены два ключевых подхода к исследованию отдельных аспектов управления финансовыми (бюджетными) рисками в условиях нестабильности на основе определения, во-первых, финансовой устойчивости бюджета и, во-вторых, финансового потенциала территории. Показано, что положения по формированию комплексного механизма управления финансовыми рисками публично-правовых образований не сформированы в полной мере и нуждаются в доработке, уточнении, дополнении; необходима их взаимоувязка с общими положениями по управлению бюджетными рисками и конкретизация подходов к управлению другими разновидностями финансовых рисков публично-правовых образований. Выводы. Обозначенное в рамках статьи исследовательское направление является перспективным с точки зрения науки и практики; результаты исследований в данной сфере позволят формировать комплекс мероприятий по повышению степени экономической безопасности публично-правовых образований на основе их ранжирования по степени подверженности различного рода финансовым рискам.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Акценты современного подхода к организации управления общественными финансами последовательно смещаются от
преимущественной реализации последующего финансового контроля, применения мер ответственности за правонарушения и ненадлежащее качество управления к планированию и прогнозированию, организации превентивных мер для предупреждения ситуаций, в которых вынужденно снижается качество государственного финансового менеджмента. Ведущая роль при этом отводится механизму прогнозирования, оценки и устранения негативного влияния финансовых рисков, который должен быть сформирован в каждом публично-правовом образовании (ШЮ). По мнению В.Е. Чиркина, публично-правовое образование -это территориальное структурно-функциональное формирование территориального публичного коллектива, обладающее в рамках Конституции и законов государства собственной публичной
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 15-32-01037а1.
42 №р://йп-^й.г
властью, использующее ее для организации жизнедеятельности определенных сторон своего территориально-публичного коллектива и несущее ответственность за действия (бездействие) своих органов и должностных лиц1.
Данная трактовка подтверждает наблюдения автора о необходимости формирования механизма риск-менеджмента в публично-правовых образованиях, способствующего реализации принципа социальной направленности публичной власти и обеспечивающего необходимую степень экономической безопасности социально-экономического развития.
Исследовательская проблема, по нашему мнению, заключается в отсутствии комплексного механизма противодействия финансовым рискам в разрезе публично-правовых образований каждого уровня (Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований). Анализ содержания
1 Чиркин В.Е. Современные модели публичной власти // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 3. С. 42-63.
правовых актов с позиции наличия норм, регламентирующих порядок выявления и управления финансовыми рисками, показал, что риск-менеджмент в секторе государственного управления присутствует фрагментарно, не имеет под собой комплексной научной базы и применяется спонтанно, стихийно. Финансовые риски деятельности публично-правовых образований не систематизированы, отсутствует представление о комплексе их взаимовлияния в контексте обеспечения экономически безопасного развития территорий.
С усугублением неблагоприятного влияния геополитических и экономических факторов в Российской Федерации активизировалась исследовательская деятельность по изучению проблем обеспечения экономической безопасности территориальных публично-правовых
формирований. Однако подробное изучение состава критериев экономической безопасности в разрезе разновидностей ППО продемонстрировало фактическое отождествление их в большинстве случаев с критериями социально-экономического развития, недостаточное внимание к рисковому аспекту составляющей проблемы экономической безопасности. Изучение фундаментальных теоретических основ управления финансовыми рисками выявило, что методология их оценки и прогнозирования разрабатывалась
преимущественно для секторов финансовых и нефинансовых корпораций. Одновременно внедрение технологий корпоративного управления в ППО, проводимое в России согласно положениям теории нового общественного управления (new public management), осуществлялось путем формальной адаптации существующих методик зачастую без учета специфики российских условий хозяйствования и особенностей рисков протекания
распределительных процессов в российской экономике.
Следствием названных пробелов в экономической науке и практике явилось отсутствие в стратегических документах, разрабатываемых в большинстве публично-правовых образований, разделов, посвященных оценке и
прогнозированию финансовых рисков, а следовательно, и мероприятий, посвященных их снижению или нивелированию. Это приводит к недостаточной эффективности государственного финансового менеджмента, возникновению предпосылок к финансовой нестабильности и кризисным экономическим явлениям. Отсутствие комплексных исследований в проблемной сфере
отражается также на образовательном процессе, вследствие чего основные образовательные программы по специальности «Экономическая безопасность», финансовым профилям
бакалавриата и магистратуры не охватывают в должной мере проблематику противодействия финансовым рискам в органах государственной и муниципальной власти. Перечисленные обстоятельства обусловливают несомненную актуальность постановки вопроса о разработке концептуальных основ механизма управления финансовыми рисками в ППО.
Определяющей причиной возникновения финансовых рисков хозяйственной деятельности субъектов публичного и частного права является неопределенность социально-экономического развития, усугубившаяся в настоящее время вследствие влияния геополитических,
управленческих и социально-экономических факторов.
В сложившихся условиях возрастают риски невыполнения расходных обязательств бюджетов, увеличения государственного и муниципального долга, несоблюдения обязательств по бюджетным и коммерческим кредитам, вынужденного формирования нерациональной структуры расходов, падения инвестиционной активности, дестабилизации взаимодействия секторов экономики и другие разновидности рисков финансовой деятельности. Таким образом, в настоящее время финансовые риски угрожают экономической безопасности деятельности всех публично-правовых образований Российской Федерации. Хронические проблемы
бюджетирования, обусловленные диспропорциями социально-экономического развития территорий, усугубились в условиях резкого роста социальных обязательств и общей макроэкономической нестабильности.
В целях повышения эффективности управления общественными финансами и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, необходимо идентифицировать и классифицировать финансовые риски. Кроме того, следует разработать методику оценки финансовых рисков, которые возникают при совершении операций с финансовыми ресурсами и инструментами, применительно к ППО. Напряженная геополитическая ситуация в мире, а также недостаточно благоприятная для осуществления реформ внутренняя обстановка, вызванная совокупностью инфляционных, денежно-кредитных и бюджетно-налоговых
проблем, диктуют необходимость формирования в стране особых механизмов управления финансовыми рисками, создающих предпосылки для экономически безопасного развития на основе сочетания определенных приемов и инструментов.
По нашему мнению, до настоящего времени исследователи уделяли недостаточно внимания такому процессу регулирования и управления в государственном секторе, как риск-менеджмент в ракурсе обеспечения экономической безопасности публично-правового образования. Данное обстоятельство способно внести существенные коррективы в представление о механизме управления финансовыми рисками в различных секторах экономики. При этом требуется внесение уточнений в фундаментальные и
методологические основы управления рисками ППО, обозначение места и роли механизма управления финансовыми рисками в процессе формирования риск-стратегий деятельности публично-правовых образований, установление и обоснование взаимосвязей с важнейшими составляющими обеспечения экономической безопасности публично-правовых образований в Российской Федерации. Результаты названных исследовательских мероприятий будут
способствовать более эффективному управлению ограниченными финансовыми ресурсами сектора государственного управления, позволят повысить качество разрабатываемых документов
стратегического управления социально-экономическим развитием и принимаемых тактических решений, расширят представления о возможностях и методологии управления финансовыми рисками в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной экономической обстановкой.
При изучении подходов к пониманию сути и проявлений риска в сфере экономики было установлено, что в экономической теории обычно выделяются два ключевых подхода. Первый -классический (С. Миль, Н. Сениор и др.) -определяет риск как математическое ожидание потерь, происходящих от осуществления того или иного решения. Второй подход - неоклассический - определяет в конечном итоге выбор между прибылью и риском (Ф. Найт, А. Маршалл, А. Пигу и др.).
Фундаментальные концепции риск-менеджмента, в разработке которых приняли участие многие зарубежные ученые (У. Снайдер, Г. Марковиц, Р. Мэр, Б. Хеджес, У. Шарп, Д. Линтнер, Ф. Блэк, М. Шоулз, Д. Дюран), послужили основой для разработки международных стандартов по
44 Шр://Ап^а1г
управлению рисками. Большинство работ российских экономистов также опирается на исследования перечисленных авторов и посвящено финансовым рискам хозяйственной деятельности на микроуровне. Проблематика управления финансовыми рисками затронута в трудах В.В. Ковалева, И.А. Бланка, Е.А. Стояновой,
A.А. Иванова, С.Я. Олейникова, С.А. Бочарова и др. Можно отметить, что в период после мирового финансового кризиса 2008 г. особое внимание уделяется вопросам управления рисками сектора финансовых корпораций. Так, С.М. Авдошин,
B.Д. Антоненко, В.В. Барыбин, И.В. Беспалова, Л.В. Горелова, А.А. Григорьев, С.Н. Косов, М.В. Кострюков, Г.В. Крыксин, Ф.М. Мамедов, А.К. Мансуров, А.Г. Мнацаканян, Е.Ю. Песоцкая,
C.Г. Саадян, Е.А. Савинова, М.А Щепелева, Н.М. Яшина и другие авторы изучают вопросы управления рисками российских банков и рассматривают количественные методы оценки рисков финансового сектора с позиции их практического применения.
В ходе изучения отечественной экономической литературы по проблемам управления финансовыми рисками нами был сделать вывод, что существует достаточно большое число различных мнений и подходов к данному вопросу. При этом исследователи сходятся во мнении о необходимости проработки механизма управления рисками на всех уровнях хозяйствования. Так, Е.В. Стрельников говорит о необходимости регулирования финансового рынка из-за воздействия рисков [1], И.А. Горбачёва рассматривает финансовые риски с позиции инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования [2]. М.В. Попов, Е.А. Ермакова полагают, что в условиях финансовой глобализации и нестабильности экономики России необходимо развивать систему управления финансовыми рисками государства [3]. И.М. Ванькович уделяет особое внимание рискам, возникающим в процессе финансового предпринимательства [4].
В научной литературе пока не сформирован единый подход к пониманию финансовых рисков деятельности публично-правовых образований. Большинство исследователей акцентируют внимание исключительно на бюджетных рисках, при этом особое место принадлежит исследованию региональных бюджетных рисков. Так, А.И. Поварова изучает бюджетные проблемы регионов, проблемы реализации долговой политики и долговременные риски для устойчивого роста налогового потенциала [5, 6].
В.В. Гамукин развивает подход к трактовке бюджетного риска как к вероятности отклонения фактически исполненных бюджетных доходов и расходов в сравнении с первоначально запланированными показателями [7]. В то же время С.Н. Макарова определяет бюджетный риск как вероятность невыполнения мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики в связи с нарушениями в движении бюджетных ресурсов и их пропорциях [8]. При всех разночтениях в трактовке сути и характера проявлений бюджетных рисков в научной среде присутствует понимание необходимости разработки методов и инструментов противодействия бюджетным рискам в рамках технологий государственного финансового менеджмента. Так, например, М.В. Казаковцева полагает, что для достижения главной цели эффективного и ответственного управления общественными финансами - предоставления общественных услуг высокого качества при повышении эффективности и результативности бюджетных расходов - необходимо последовательно реформировать все фазы бюджетного цикла путем внедрения современных процедур и процессов финансового менеджмента в общественный сектор2.
Говоря о бюджетных рисках как о наиболее разработанном аспекте риск-менеджмента в сфере государственного и муниципального управления, отметим, что четко выделяются два основных подхода к формированию основополагающих принципов управления бюджетными рисками. Один из таких подходов заключается в оценке финансовой устойчивости (стабильности) бюджета. Изучению понятия устойчивости как такового, а также проблемам оценки финансовой устойчивости экономических систем посвящены работы Т.В. Дорониной, В.Н. Едроновой, Г.Б. Поляка, Б.А. Райзберга, Е.Б. Стародубцевой и др. Методики определения финансового состояния бюджетов разработаны такими специалистами, как Е.А. Ермакова3, С.Н. Макарова [8],
B.М. Родионова4, Е.В. Кузнецова5, Н.И. Яшина [9].
2 Казаковцева М.В. Оценка эффективности финансового менеджмента в государственном секторе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 3 (11). С. 40-44.
3 Ермакова Е.А. Оценка устойчивости государственных финансов // Дайджест-финансы. 2012. № 11. С. 19-24.
4 Родионова В.М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты // Финансы. 2012. № 4.
C. 54-60.
5 Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы. 2011.
№ 2. С. 15-19.
http://fiп-izdat.г
Анализ методик названных авторов показал, что каждая из них характеризует определенный узкий ракурс устойчивости бюджета, что не позволяет комплексно судить о подверженности рискам того или иного публично-правового образования.
Автор настоящей статьи, признавая ценность разработок в рамках данного подхода, поддерживает точку зрения П.А. Иванова, Г.Р. Сахаповой, которые полагают, что финансовая нестабильность является одним из важнейших факторов, влияющих на уровень и устойчивость социально-экономического развития территорий различного уровня [10]. Названные исследователи выделяют разработки Института экономической политики (Институт Гайдара) и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, научную ценность которых представляют система индикаторов-предвестников финансовой нестабильности и система раннего оповещения о финансовых кризисах соответственно.
Развивая подход к определению финансовой устойчивости, А.В. Улюкаев группирует современные исследования по методам выявления факторов финансовой нестабильности и выделяет такие методы, как качественный анализ, эконометрическое моделирование и
непараметрические оценки [11].
Говоря о бюджетном риск-менеджменте, необходимо отметить, что исследователи концентрируют усилия преимущественно на изучении региональной бюджетной сферы. Так, С.Э. Цвирко исследует риски субъектов РФ в долговой сфере [12]. В.В. Ильин называет долговые проблемы регионов отложенным риском6, Н.П. Паздникова, С.Е. Шипицына рассматривают вопросы внедрения в практику деятельности органов государственной власти методов бюджетного риск-менеджмента на примере регионов. Названными авторами выдвинута заслуживающая внимания гипотеза о том, что бюджетный риск - это финансовый риск и к управлению бюджетными рисками применимы методы управления финансовыми рисками [13]. Так, С.П. Сазонов, Ю.В. Гапоненко,
К.Д. Вайнсбейн, обосновывая необходимость управления бюджетной устойчивостью, заявляют, что при малейших проявлениях рисков и угроз система дестабилизируется и в результате кризиса ликвидности переходит к дефициту бюджета, приводит к оттоку средств из системы и страны,
6 Ильин В.В. Долговая политика субъектов РФ и муниципальных образований // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. № 3. С. 10-18.
эигпа1/пайопа1/ 45
росту инфляции. Особо острая нехватка финансовых ресурсов ощущается на региональном уровне, поскольку имели место негативные тенденции и проблемы большинства субъектов России в переходный период на фоне усиления экономических, социальных, демографических и экологических дисбалансов [14].
Единичные работы посвящены вопросам управления финансовыми рисками Российской Федерации и муниципальных образований. Так, В.А. Тимощенко обосновывает актуальность повышения эффективности государственного управления на основе применения риск-ориентированного подхода. Рассматриваются сущность и значимость оценки рисков при совершении финансовых операций в бюджетной сфере при оценке угроз национальной безопасности, предпосылки построения национальной системы оценки рисков, требования международных стандартов в данной сфере, единые термины и классификация,
7
предусмотренная международными стандартами .
В.В. Янов исследует муниципальные риски, полагая, что стратегия управления финансовыми рисками муниципалитетов предусматривает концептуальные направления и способы использования средств для достижения поставленных целей и предусматривает концентрацию усилий на вариантах решений, не противоречащих базовому вектору развития8.
В рамках первого подхода заслуживает внимания цикл работ О.Б. Ивановой, С.С. Вергун, которые изучают устойчивость бюджетов бюджетной системы, что позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности публично-правовых образований, характеризующей сбалансированность бюджета,
платежеспособность субъекта публичной власти, качество бюджетного менеджмента,
эффективность расходования бюджетных средств
[15].
В свою очередь Е.А. Ермакова исследует бюджетные риски в системе государственных финансовых рисков, характеризует виды бюджетных рисков, возникающих в регионах
7 Тимощенко В.А. Система оценки рисков при совершении финансовых операций в бюджетной сфере // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 4. С. 146-150.
8 Янов В.В. Бюджетные риски муниципального образования в стратегии регионального развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 8 (32). С. 138-141; Янов В.В. Бюджетные риски муниципальных образований: содержание методов оценки // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. Т. 1. № 2. С. 324-327.
46 Шр://Ап^а1
России в условиях современной бюджетной политики и экономической обстановки, дает оценку состояния и потенциала развития бюджетов субъектов РФ9. А.А. Терентьев утверждает, что построенный на основе агрегирования количественных показателей исполнения бюджетов и параметров экономического развития рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ позволяет провести сравнительную оценку регионов по возможности выполнять свои долговые обязательства10 [16].
Второй подход к изучению финансовых (бюджетных) рисков заключается в том, что авторы соотносят понятия «риск» и «потенциал» применительно к различным финансовым аспектам развития территории. Так, И.Р. Ляпина, О.О. Комаревцева при этом рассматривают финансовый и инвестиционный потенциал как единую дефиницию, что, по их мнению, обусловлено совокупностью общих характеристик (источников формирования, субъектов, объектов, структур) [17]. М.В. Чараева полагает, что финансово-инвестиционный потенциал - это совокупность собственных финансовых ресурсов территории и привлеченного капитала, характеризующаяся особенностью эффективного функционирования на основе взаимодействия всех субъектов экономического развития11. И.Э. Исаев считает, что финансово-инвестиционный потенциал - это прежде всего возможность, обусловленная наличием определенных составных ресурсных звеньев, аккумулированных для осуществления функционирования экономики и направленных на обеспечение ее финансовой устойчивости12. Перечисленные авторы связывают финансовые риски преимущественно с осуществлением инвестиционных процессов, в том числе при участии органов государственной и муниципальной власти.
К числу наиболее заметных авторов, реализующих названный подход, следует отнести С.В. Зенченко,
9 Ермакова Е.А. Проблемы управления региональными бюджетными рисками // Региональная экономика. Юг России. 2013. Т. 1. С. 35-41.
10 Терентьев А.А. Инвестиционная привлекательность региона как один из критериев анализа финансового риска региона // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 4. С. 115-123.
11 Чараева М.В. Исследование финансовой устойчивости, ее влияние на инвестиционный потенциал // Финансы и кредит. 2013. № 5. С. 11-16.
12 Исаев Э.А. Формирование индикативной финансовой
системы макрорегиона // Региональная экономика: теория и
практика. 2009. № 10. С. 38-45.
которая исследует различные аспекты формирования регионального финансового потенциала, в том числе степень возрастания риска утраты финансового потенциала методами многокритериальной оптимизации13 [18, 19]. С.В. Зенченко совместно с И.В. Погореловой изучает теоретико-методические аспекты анализа риска регионального финансового потенциала, в том числе проблему формирования критериального аппарата и алгоритм проведения исследования, формулирует содержание риска финансового потенциала региона и выделяет этапы его оценки, принципы и факторы регионального финансового риска [20].
Третий подход, заключающийся в исследовании бюджетных рисков преимущественно в налоговом аспекте, не получил широкого распространения в научной литературе (представители -В.А. Гребенникова, Е.А. Степанова14).
Существующие подходы к оценке и управлению бюджетными рисками нередко подвергаются критике. Так, В.В. Гамукин отмечает, что одни авторы в большей степени представляют себе специфику именно бюджетного механизма, но в меньшей готовы найти приемлемые способы его измерения методами из арсенала изучения рисков. Вторая группа публикаций представлена авторами, в большей степени информированными в области анализа рисков, чем в области специфики бюджетного механизма. Их разработки предполагают поиск новых путей определения и измерения риска, в том числе и не четко формализуемыми инструментами [7]. Добавим, что отдельные специалисты (например, И.П. Грудинова, Н.В. Перко) при анализе рисков и механизма управления ими не выделяют специфику проблемной сферы отдельно для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом названные авторы вводят представляющее научный интерес понятие риска финансово-бюджетной
безопасности как совокупности условий, факторов и процессов, реально или потенциально угрожающих финансово-бюджетной безопасности региона (муниципального образования) [21].
13 Зенченко С.В. Оценка риска снижения финансовой обеспеченности экономики субъекта федерации с использованием методов многокритериальной оптимизации // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 282285.
14 Гребенникова В.А., Степанова Е.А. Совершенствование взаимоотношений между РФ и субъектами РФ (муниципальными образованиями) в целях снижения рисков для доходов территориальных бюджетов // Финансы и кредит. 2010. № 46. С. 30-34.
Публикации авторов, представляющих страны СНГ, в сфере исследования финансовых рисков публично-правовых образований
немногочисленны. Так, А.М. Рахметова исследует роль банковской системы Казахстана в финансировании регионов и управлении рисками их развития [22]. Ж.А. Бабажанова подчеркивает, что планирование управления рисками в Казахстане осуществляется принятием решений по планированию и проведению контрольно-аналитических мероприятий органов контроля с целью нейтрализации рисков и повышения финансовой дисциплины15.
Зарубежные публикации посвящены главным образом проблематике бюджетных рисков, а реализуемые подходы сопоставимы с российскими, за исключением более активного использования за рубежом математического инструментария прогнозирования рисков.
Говоря о практике деятельности органов государственной и муниципальной власти по переходу на управление финансовыми рисками в публично-правовых образованиях, следует отметить первые шаги, предпринятые в 2015 г. по внедрению риск-ориентированной модели в контрольно-надзорной деятельности. В результате проверки бизнеса осуществляются исходя из степени рисков на предприятии16. Одним из десятка пилотных регионов по апробации данной модели стала Ульяновская область. Данный опыт будет учтен при формировании положений законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который проходит в настоящее время общественное обсуждение.
Таким образом, в современной экономической мысли сформированы основные методологические подходы к управлению рисками деятельности хозяйствующих субъектов и исследованы отдельные аспекты управления бюджетными рисками в условиях нестабильности. Признавая значимость результатов, полученных
отечественными и зарубежными исследователями, необходимо отметить, что положения по формированию комплексного механизма управления финансовыми рисками публично-правовых образований не сформированы в полной мере и нуждаются в доработке, уточнении,
15 Бабажанова Ж.А. Мониторинг системы управления рисками в государственных органах контроля: состояние и оценка // Научный Альманах ассоциации "France-Kazakhstan". 2015. № 2. С. 101-110.
16 Ульяновская область: переход на риск-ориентированный госконтроль. URL: http://open.gov.ru/events/5513699
дополнении. Кроме того, необходима их взаимоувязка с общими положениями по управлению бюджетными рисками и конкретизация подходов к управлению другими разновидностями финансовых рисков публично-правовых образований. Обозначенное в рамках статьи исследовательское направление является
перспективным с точки зрения науки и практики: результаты исследований в данной сфере позволят формировать комплекс мероприятий по повышению степени экономической безопасности ППО на основе их ранжирования по степени подверженности различного рода финансовым рискам.
Список литературы
1. Стрельников Е.В. Экономическое значение финансовых инструментов в стабилизации на рынке // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-10. С. 2226-2230.
2. Горбачёва И.А. Система бюджетного финансирования инвестиционной поддержки инновационных процессов в муниципальных образованиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3. С.603-608.
3. Попов М.В., Ермакова Е.А. Финансовые риски государства: сущность, особенности, классификация, способы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2. С. 96-100.
4. Ванькович И.М. Финансовые риски: теоретические и практические аспекты // Российское предпринимательство. 2014. № 13. С. 18-33.
5. Поварова А.И. Исполнение территориальных бюджетов в 2014 году: напряжение не спадает // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2. С. 187-210.
6. Поварова А.И. Пассивное поведение правительства. бюджетные проблемы регионов нарастают // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 3. С. 39-55.
7. Гамукин В.В. Бюджетные риски: введение в общую аксиоматику // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 3. С. 52-61.
8. Макарова С.Н. Методика финансового анализа и оценки программных расходов бюджета публично-правового образования // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 123-134.
9. Яшина Н.И., Ясенев А.В., Ясенев В.Н. Совершенствование методов оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1. С. 253-259.
10. Иванов П.А., Сахапова Г.Р. Финансовая нестабильность региона: методы оценки и инструменты элиминирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6. С.183-198.
11. Улюкаев А.В., Трунин П.В. Применение сигнального подхода к разработке индикаторов-предвестников финансовой нестабильности в РФ // Проблемы прогнозирования. 2008. № 5. С. 100-109.
12. Цвирко С.Э. Проблемы государственного и частного долга Российской Федерации // Экономическое возрождение России. 2014. № 1. С. 43-53.
13. Паздникова Н.П., Шипицына С.Е. Стресс-тестирование в управлении бюджетными рисками региона // Экономика региона. 2014. № 3. С. 208-217.
14. Сазонов С.П., Гапоненко Ю.В., Вайсбейн К.Д. Финансовый потенциал региона как составляющая экономического потенциала и аспекты, определяющие его эффективность // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 10 Инновационная деятельность. 2014. № 2. С. 15-21.
15. Иванова О.Б., Вергун С.С. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости территорий // Финансовые исследования. 2014. № 3. С. 42-51.
16. Терентьев А.А. Субъекты РФ: проблемы оценки финансовых рисков // Казанский экономический вестник. 2013. № 1. С. 81-86.
17. Ляпина И.Р., Комаревцева О.О. Разработка модели оценки финансово-инвестиционного потенциала муниципального образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 39-46.
18. Зенченко С.В. Использование инструментария стресс-тестирования для оценки риска снижения финансового потенциала региона // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2010. № 2. С. 137-140.
19. Зенченко С.В. Методологические основы риск-менеджмента при формировании финансового потенциала региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4. С. 18.
20. Погорелова И.В., Зенченко С.В. Анализ риска регионального финансового потенциала: теоретико-методические аспекты исследования // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 3. С. 87-91.
21. Грудинова И.А., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития региона (муниципального образования) // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 1. С. 161-170.
22. Рахметова А.М. Роль банковского сектора в финансировании региональной экономики // Вестник Финансового университета. 2012. № 6. С. 34-44.
ISSN 2311-875X (Online) Economic Security
ISSN 2073-2872 (Print)
ON MANAGEMENT OF FINANCIAL RISKS IN LEGAL ENTITIES OF PUBLIC LAW Ol'ga G. ALEKSANDROVA
Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 7 September 2015 Accepted 21 September 2015
JEL classification: H12, H39, H59, H68
Keywords: financial management, risk management, budgetary risks, economic security, scientific approaches
Abstract
Importance The article examines the process of generating scientific knowledge of the specifics of the mechanism for regulating financial risks in legal entities of public law. The research focuses on scientific approaches to forming the risk management mechanism in the public sector. Objectives The research helps to understand to what extent scientific literature scrutinizes issues of managing financial risks in legal entities of public law.
Methods I applied deconstruction of scientific texts, aspectual and hermeneutic analysis. To formulate my own point of view, I used methods of critical, problem and comparative analysis. Results I point out two key approaches to studying separate aspects of managing financial (budgetary) risks during instability. Provisions for formulating a comprehensive mechanism for managing financial risks in legal entities of public law are not completely formalized, and need to be specified, complemented, and accommodated for general provisions on budgetary risk management. It is necessary to specify approaches to managing other types of financial risks associated with legal entities of public law.
Conclusions and Relevance The research line seems to be a promising aspect in terms of science and practice. Results will allow determining activities to increase the economic security of legal entities under public law by ranking them in line with their exposure to various financial risks.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-32-01037a1.
References
1. Strel'nikov E.V. Ekonomicheskoe znachenie finansovykh instrumentov v stabilizatsii na rynke [Economic substance of financial instruments in terms of market stabilization]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2-10, pp. 2226-2230.
2. Gorbacheva I.A. Sistema byudzhetnogo finansirovaniya investitsionnoi podderzhki innovatsionnykh protsessov v munitsipal'nykh obrazovaniyakh [The system for budgetary finance of investment support to innovative processes in municipalities]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 5-3, pp. 603-608.
3. Popov M.V., Ermakova E.A. Finansovye riski gosudarstva: sushchnost', osobennosti, klassifikatsiya, sposoby upravleniya [Financial risks of the State: substance, characteristics, classification, management methods]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Saratov State Socio-Economic University, 2014, no. 2, pp. 96-100.
4. Van'kovich I.M. Finansovye riski: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Financial risks: theoretical and practical aspects]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 13, pp.18-33.
5. Povarova A.I. Ispolnenie territorial'nykh byudzhetov v 2014 godu: napryazhenie ne spadaet [Execution of local budgets in 2014: tension is not decreasing]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2015, no. 2, pp. 187-210.
6. Povarova A.I. Passivnoe povedenie pravitel'stva. byudzhetnye problemy regionov narastayut [Passive behavior of the government. Budgetary problems are aggravating in the regions]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2015, no. 3, pp. 39-55.
7. Gamukin V.V. Byudzhetnye riski: vvedenie v obshchuyu aksiomatiku [Budgetary risks: an introduction to the general axiomatics]. TERRA ECONOMICUS, 2013, vol. 11, no. 3, pp. 52-61.
8. Makarova S.N. Metodika finansovogo analiza i otsenki programmnykh raskhodov byudzheta publichno-pravovogo obrazovaniya [Methods for financial analysis and estimation of planed budgetary spending in the legal entity of public law]. Audit i fmansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2012, no. 6, pp.123-134.
9. Yashina N.I., Yasenev A.V., Yasenev V.N. Sovershenstvovanie metodov otsenki byudzhetnoi ustoichivosti munitsipal'nykh obrazovanii i sub"ektov RF [Improvement of methods for assessing fiscal sustainability of municipalities and entities of the Russian Federation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod, 2012, no. 1, pp. 253-259.
10. Ivanov P.A., Sakhapova G.R. Finansovaya nestabil'nost' regiona: metody otsenki i instrumenty eliminirovaniya [Financial instability in the region: assessment methods and elimination tools].
Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2014, no. 6, pp. 183-198.
11. Ulyukaev A.V., Trunin P.V. Primenenie signal'nogo podkhoda k razrabotke indikatorov-predvestnikov finansovoi nestabil'nosti v RF [The use of the signaling approach to detecting financial instability indicia in the Russian Federation]. Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2008, no. 5, pp. 100-109.
12. Tsvirko S.E. Problemy gosudarstvennogo i chastnogo dolga Rossiiskoi Federatsii [Issues of public and private debt of the Russian Federation]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2014, no. 1, pp. 43-53.
13. Pazdnikova N.P., Shipitsyna S.E. Stress-testirovanie v upravlenii byudzhetnymi riskami regiona [Stress-testing as part of management of budgetary risks in the region]. Ekonomika regiona = Region's Economy, 2014, no. 3, pp. 208-217.
14. Sazonov S.P., Gaponenko Yu.V., Vaisbein K.D. Finansovyi potentsial regiona kak sostavlyayushchaya ekonomicheskogo potentsiala i aspekty, opredelyayushchie ego effektivnost' [The region's financial potential as a component of the economic potential and its efficiency aspects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 10 Innovatsionnaya deyatel'nost' = Bulletin of Volgograd State University. Series 10 Innovation, 2014, no. 2, pp. 15-21.
15. Ivanova O.B., Vergun S.S. Metodicheskie podkhody k otsenke finansovoi ustoichivosti territorii [Methodological approaches to assessing the financial stability of the area]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2014, no. 3, pp. 42-51.
16. Terent'ev A.A. Sub"ekty RF: problemy otsenki finansovykh riskov [The constituent entities of the Russian Federation: issues of assessing financial risks]. Kazanskii ekonomicheskii vestnik = Kazan Economic Bulletin, 2013, no. 1, pp. 81-86.
17. Lyapina I.R., Komarevtseva O.O. Razrabotka modeli otsenki finansovo-investitsionnogo potentsiala munitsipal'nogo obrazovaniya [Devising a model for assessing the financial and investment potential of the municipal entity]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment = Bulletin of Southwest State University. Series Economy. Sociology. Management, 2014, no. 3, pp. 39-46.
18. Zenchenko S.V. Ispol'zovanie instrumentariya stress-testirovaniya dlya otsenki riska snizheniya finansovogo potentsiala regiona [Using stress tests to assess the risk of the region's financial potential].
Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta = Bulletin of North Caucasus Federal University, 2010, no. 2, pp. 137-140.
19. Zenchenko S.V. Metodologicheskie osnovy risk-menedzhmenta pri formirovanii finansovogo potentsiala regiona [The methodological principles of risk management in forming the region's financial potential].
Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2008, no. 4, p. 18.
20. Pogorelova I.V., Zenchenko S.V. Analiz riska regional'nogo finansovogo potentsiala: teoretiko-metodicheskie aspekty issledovaniya [Analyzing the risk of the region's financial potential: theoretical and
methodological aspects of research]. Vestnik APK Stavropol'ya = Bulletin of Stavropol Agrarian Industrial Complex, 2012, no. 3, pp. 87-91.
21. Grudinova I.A., Perko N.V. Upravlenie riskami finansovo-byudzhetnogo razvitiya regiona (munitsipal'nogo obrazovaniya) [Managing risks of the region's financial and budgetary development (municipality)]. Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of MSTU, 2012, vol. 15, no. 1, pp. 161-170.
22. Rakhmetova A.M. Rol' bankovskogo sektora v finansirovanii regional'noi ekonomiki [The role of the banking sector in regional economy financing]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2012, no. 6, pp. 34-44.