Научная статья на тему 'Бюджетный риск: понятие и система управления'

Бюджетный риск: понятие и система управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4393
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ / РИСК В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ РИСКОМ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / RISKS / BUDGET RISKS / RISK IN IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS / A MANAGEMENT SYSTEM THE BUDGET RISK / BUDGET PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кувалдина Татьяна Борисовна

Статья посвящена рискам, возникающим в бюджетной сфере. В проведенном исследовании рассмотрены сущность бюджетного риска, его виды, а также система управления рисками при реализации государственных программ. Новизна исследования обусловлена дефицитом глубоких разработок по данной тематике. Цель настоящей работы состоит в развитии теоретических положений и совершенствовании методики управления рисками. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: 1) дать авторскую трактовку понятий «бюджетный риск», «риск в реализации государственных программ», «система управления бюджетными рисками»; 2) предложить модель системы управления рисками при реализации государственных программ. Методологическую основу исследования составили научные публикации отечественных ученых, посвященные проблемам управления и оценки бюджетных рисков. Методология исследования основана на применении общенаучных и специальных методов, включающих конкретизацию, сравнение, аналогию, типологию. На основе анализа имеющихся исследований предложена авторская трактовка сущности бюджетного риска, риска в реализации государственных программ. Автором сделан вывод, что оценка рисков в реализации государственных программ должна стать еще одним инструментом бюджетирования в государственных финансах. В работе представлен процесс управления рисками в виде схемы, включающей в себя 6 основных этапов, а также изложены принципы, на которых должна строиться эта система. Результаты исследования развивают теорию и практику управления бюджетным риском. Полученные автором результаты исследования могут использоваться при разработке локальных нормативных актов по оценке и управлению рисками в бюджетной сфере, в практической работе органов государственной власти, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY RISK: CONCEPT AND CONTROL SYSTEM

Article is devoted to the risks arising in the budget sphere. In the conducted research the essence of the budget risk, its types, and also risk management system in case of implementation of state programs are considered. Novelty of a research is caused by deficit of deep developments on this subject. The purpose of this work consists in development of theoretical provisions and enhancement of a control technique by risks. For achievement of this purpose the following tasks were solved: 1) to give an author's interpretation of the concepts "budget risk", "risk in implementation of state programs", "management system budget risks"; 2) to offer model of risk management system in case of implementation of state programs. The methodological basis of a research was constituted by the scientific publications of domestic scientists devoted to problems of management and assessment of the budget risks. The methodology of a research is based on application of the general scientific and special methods including a specification, comparison, analogy, a typology. On the basis of the analysis of the available researches, the author's interpretation of essence of the budget risk, risk in implementation of state programs is offered. The author drew a conclusion that the risks assessment in implementation of state programs shall become one more instrument of budgeting in public finances. In work risk management process is presented in the form of the scheme including 6 main stages and also the principles on which this system shall be under construction are stated. Results of a research develop the theory and management practice by the budget risk. The results of a research received by the author can be used in case of development of local regulations by assessment and risk management in the budget sphere, in practical work of public authorities, and also in educational process of higher educational institutions

Текст научной работы на тему «Бюджетный риск: понятие и система управления»

УДК 336.132, ББК 65.9 © Т.Б. Кувалдина

Т.Б. Кувалдина

БЮДЖЕТНЫЙ РИСК: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Статья посвящена рискам, возникающим в бюджетной сфере. В проведенном исследовании рассмотрены сущность бюджетного риска, его виды, а также система управления рисками при реализации государственных программ. Новизна исследования обусловлена дефицитом глубоких разработок по данной тематике. Цель настоящей работы состоит в развитии теоретических положений и совершенствовании методики управления рисками. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: 1) дать авторскую трактовку понятий «бюджетный риск», «риск в реализации государственных программ», «система управления бюджетными рисками»; 2) предложить модель системы управления рисками при реализации государственных программ. Методологическую основу исследования составили научные публикации отечественных ученых, посвященные проблемам управления и оценки бюджетных рисков. Методология исследования основана на применении общенаучных и специальных методов, включающих конкретизацию, сравнение, аналогию, типологию. На основе анализа имеющихся исследований предложена авторская трактовка сущности бюджетного риска, риска в реализации государственных программ. Автором сделан вывод, что оценка рисков в реализации государственных программ должна стать еще одним инструментом бюджетирования в государственных финансах. В работе представлен процесс управления рисками в виде схемы, включающей в себя 6 основных этапов, а также изложены принципы, на которых должна строиться эта система. Результаты исследования развивают теорию и практику управления бюджетным риском. Полученные автором результаты исследования могут использоваться при разработке локальных нормативных актов по оценке и управлению рисками в бюджетной сфере, в практической работе органов государственной власти, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Ключевые слова: риски, бюджетные риски, риск в реализации государственных программ, система управления бюджетным риском, бюджетный процесс.

На современном этапе развития национальной бюджетной системы остро встает вопрос оценки и управления рисками в программном бюджетировании. Еще в 2013 году, обращаясь к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «стратегия должна содержать четкие ориентиры по ресурсному обеспечению государственных программ и оценку рисков бюджетной разбалансированности в различных прогнозных сценариях, а также рекомендуемый алгоритм действий при их реализации» [1]. Год спустя в Государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 одной из задач по достижению и обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы было провозглашено управление бюджетными рисками, в том числе образующимися вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций, изменения макроэкономических и внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств, техногенных и иных факторов [2]. Кроме того, Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муници-

пальными) финансами на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р [3], также закрепляет требование по созданию системы управления бюджетными рисками, включающей формирование перечня рисков, их оценку по вероятности наступления, степени влияния, а также комплекс мер по минимизации рисков и преодолению их последствий.

К сожалению, следует отметить, что, несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода в бюджетную систему России, в настоящий момент практически отсутствует единая правовая основа его применения. Нормативно урегулированной сферой управления рисками сегодня можно признать таможенную деятельность. Так, Таможенный кодекс Таможенного союза содержит специальную главу «Система управления рисками», где закреплено понятие дефиниций «риск», «управление риском», «уровень риска», «анализ риска», «индикаторы риска», «профиль риска», «область риска», «оценка риска», а также задекларированы концептуальные основы управления рисками.

Кроме того, в качестве недостатка можно отметить тот факт, что в законодательстве Российской Федерации не существует единых правил оценки и анализа бюджетных рисков, что приводит к сдерживанию практического применения менеджмента, основанного на риске при формировании и исполнении бюджетов всех уровней. Это можно объяснить нехваткой теоретических разработок и методических рекомендаций по управлению бюджетным риском.

Обзор монографической литературы и научных публикаций российских ученых показал, что существующие проблемы управления рисками в бюджетной сфере представлены разработками таких авторов, как: С.Г. Аюпова [4], В.В. Гамукин [67, 8], A.B. Галухин [9], М.В. Грачева [10], И.П. Грудинова [11], Д.В. Горохова [12, 13, 14], М.А. Каючкина [15], С.А. Коробко [17], А.Г. Лукин [19], Е.В. Никулина [21] и др.

Заместитель начальника Управления финансово-бюджетных операций Федерального казначейства, к.э.н. Л.В. Шубина [25] рассматривает вопросы управления и оценки рисков с позиций Федерального казначейства при проведении операций по управлению остатками средств федерального бюджета. Доцент А.Г. Лукин [19] исследовал современное состояние государственного финансового управления в Российской Федерации с точки зрения риск-менеджмента. Автором предложены мероприятия по оптимизации государственного финансового управления, в том числе с применением риск-ориентированных технологий. Научный сотрудник, к.э.н. М.В. Грачева [10] изучила и обобщила опыт Германии в управлении рисками в государственных ведомствах. Ученый сделала вывод, что «подход к деятельности государственных организаций через призму управления рисками, с которыми сталкиваются эти организации,

Понятия дефиниции «бюджетный рис

вносит существенный вклад в совершенствование государственного менеджмента в целом и обеспечение стабильности государственных финансов в частности» [10, с. 76].

Д.В. Гороховой [12] предпринята попытка в приращении знаний о бюджетном риске, а именно предложены теоретические и методические положения по управлению рисками в бюджетной сфере субъектов Российской Федерации. Автором дана оценка бюджетным рискам, возникающим в Воронежской области, сделан вывод о том, что уровень бюджетного риска этого региона находится в зоне низкой опасности.

Серьезное исследование бюджетных рисков как комплекса имеющихся и постоянно возникающих новых событий различной этимологии проведено В.В. Гамукиным [6]. Ученый предложил набор инструкций, описывающих порядок формализации и выявления важных рисков бюджетной системы с использованием инструментария теории графов.

Анализ научных трудов, перечисленных авторов, позволил определить задачи для дальнейшего исследования в этом направлении:

- дать авторскую трактовку понятий «бюджетный риск», «риск в реализации государственных программ»;

- предложить систему управления бюджетными рисками.

Обзор экономической литературы по данной проблеме позволил автору выявить различные определения бюджетного риска, а также его сущность и составные части (табл. 1).

Таблица 1

, предложенные российскими учеными

Ф.И.О. автора Понятия

Доклад Рабочей группы по оценке бюджетных рисков1 Под бюджетными рисками (сокращенно БР) в дальнейшем подразумеваются факторы, которые могут при определенных обстоятельствах привести к отклонению параметров бюджетов бюджетной системы от запланированных или прогнозных значений.

О.Б. Бигдай, C.B. Зенченко, C.B. Кобрянов [5] Под бюджетными рисками следует понимать вероятность исполнения запланированных мероприятий в рамках бюджетного процесса и бюджетной политики с отклонением от запланированных целевых значений в силу влияния случайных событий.

Д.В. Горохова [12] Бюджетный риск - вероятность возникновения потерь бюджета вследствие воздействия факторов

Источник: www: eeg.ru>files/lib/02072015.pdf.

внешней среды и управленческих решений, оказывающих негативное влияние на устойчивость бюджетов, и подлежащих количественной и качественной оценке.

В.В. Гамукин [6] Бюджетные риски - это комплекс имеющихся и постоянно возникающих новых событий различной этимологии, способных оказать существенное воздействие на бюджетные показатели на всех стадиях бюджетного процесса.

М.А. Каючкина [15] Бюджетный риск - это риск, возникающий вследствие отклонений от плана на стадии исполнения бюджета.

Е.В. Никулина, И.Г. Федюшина [21] Бюджетные риски в узком значении представляют собой потенциально возможные отклонения бюджетного показателя от его запланированного значения под воздействием рискообразующих факторов. Бюджетные риски в широком представлении (в широкой трактовке) заключаются в вероятности невыполнения мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики в связи с нарушениями в движении бюджетных ресурсов и их пропорциях.

О.И. Тишутина [23] Бюджетный риск приграничного региона - вероятность возникновения опасной ситуации в бюджетной системе приграничного субъекта Федерации, подрывающей ее устойчивость

Исследование показало, что среди ученых и практиков нет единого мнения в отношении дефиниции «бюджетный риск». Одни авторы связывают бюджетный риск с вероятностью потерь бюджета, но при этом, не конкретизируя этапы бюджетного процесса, где происходят потери (Д.В. Горохова), другие исследователи говорят о возникающих отклонениях на стадии исполнения бюджета (М.А. Каючкина).

В целях настоящего исследования под бюджетным риском будем понимать вероятность возникновения неблагоприятной ситуации в бюджетной системе в результате действий и бездействий участников бюджетного процесса по формированию и обсуждению проектов бюджетов, констатации и исполнению бюджетных планов, контролю над их выполнением, ведению бюджетного учета, составлению, рассмотрению, утверждению и аудиту бюджетной отчетности.

На возникновение бюджетного риска влияют различные факторы. Поскольку в бюджетной системе важными показателями являются доходы и расходы, то к факторам риска для доходов можно отнести: перераспределение финансовых ресурсов между территориями, перерегистрация (изменение места налогового учета) компаний и изменение их структуры, дробление бизнеса, нелегальное ведение предпринимательской деятельности, минимизация налогоплательщиками налоговых обязательств и др.

В Докладе Рабочей группы по оценке бюджетных рисков, под руководством Е.Т. Гурвича, выделены четыре группы бюджетных рисков: риски потери доходов, риски дополнительных расходов, риски финансирования, риски, возникающие на этапе бюджет-

ного

планирования

(рис.

1).

Рис. 1. Виды бюджетных рисков [Составлено и доработано автором на основе Доклада Рабочей группы по оценке бюджетных рисков. Источник: www. eeg.ru>files/lib/02072015.pdf]

Считаем, что предложенные группой экономистов, под руководством Е.Т. Гурвича, виды рисков, целесообразно дополнить риском, возникающим на этапе реализации государственных программ. Вопро-

сы особенностей указанного риска в системе управления государственными финансами были исследованы ранее автором совместно с О.С. Торопченко [16]. Под риском в реализации государственных программ

подразумеваем наступление неблагоприятных событий, влекущих за собой уменьшение средств государственных (муниципальных) финансов в связи с недостижением запланированных результатов и планируемых показателей. В связи с вышесказанным полагаем, что оценка рисков в реализации государственных (муниципальных) программ РФ должна стать еще одним инструментом бюджетирования в государственных финансах [16].

Понятия системы управления рисками.

Большинство ученых и практиков считают, что управление рисками включает в себя восемь взаимосвязанных компонентов, к ним относятся: внутренняя среда; постановка целей и задач; выявление событий; оценка рисков; реакция на риски; контрольные действия; обмен информацией; мониторинг. В табл. 2 представлены некоторые суждения авторов о сущности системы управления рисками в бюджетной сфере.

Таблица 2

предложенные российскими учеными

Ф.И.О. автора Понятия

Д.В. Горохова [12] Система управления рисками субъектов Федерации - совокупность мероприятий, приемов и методов, осуществляемых отдельными участниками бюджетного процесса, позволяющая в определенной степени прогнозировать наступление непредвиденных событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий с целью обеспечения своевременности и полноты исполнения расходных обязательств субъектов Федерации.

Г.В. Цветова [24] Управление рисками следует рассматривать как систему целенаправленных действий, осуществляемых непрерывно на всех стадиях бюджетного процесса.

Авторское определение Система управления бюджетными рисками - это совокупность мероприятий по идентификации, оценке, контролю бюджетных рисков с целью их минимизации на всех стадиях бюджетного процесса

Система управления бюджетными рисками должна осуществлять непрерывное последовательное проведение идентификации, оценки значимых для бюджетной сферы рисков, воздействие на риски в соответствии с выбранными подходами и методами, а также контроль процесса управления значимыми рисками.

В связи с отсутствием наработок в области управления рисками в бюджетной сфере автором совместно с молодым ученым О.С. Торопченко [16] был представлен процесс управления рисками в виде схемы, включающей в себя 6 основных этапов (рис. 2).

—V

вход >

I. Анализ рисков

Сбор информации

Обработка информации

Выявление проблем

II. Идентификация рисков

Л

Классификация рисков

III. Оценка рисков

Методы оценки Степень вероятности • и урона от наступления риска Мероприятие по снижению риска

IV. Принятие решение на основе метода экспертной оценки

Принятие риска Снижение риска

Уклонение от

V. Контроль результатов риска

VI. Отчет об итогах работы

Совершенствование системы управления рисками

Рис. 2. Система управления рисками при реализации государственных программ [16]

Система управления бюджетными рисками должна строиться на следующих принципах:

- принцип непрерывности предполагает проведение на регулярной основе целенаправленных, упорядоченных действий по выявлению, идентификации, оценке, анализу и контролю бюджетных рисков;

- принцип открытости заключается в обеспечении всех заинтересованных пользователей необходимой информацией о системе управления рисками, включая методологические документы;

- принцип документированного оформления означает, что вся совокупность применяемых методов, порядок и регламенты системы управления рисками, включая документы по оценке рисков, должны

быть, разработаны, согласованы и утверждены соответствующими государственными органами, несущими ответственность за программное бюджетирование;

- принцип консерватизма (осмотрительности) говорит, что при оценивании рисков в случае невозможности однозначно трактовать влияние риск-факторов на объекты риска исполнители исходят из пессимистического варианта.

В заключении следует отметить, что государственным органам, а также научному сообществу необходимо сосредоточиться на разработке методических рекомендаций по управлению бюджетными рисками, в т.ч. риском в реализации государственных программ.

Библиографический список

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» II Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» II Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

4. Аюпова, С.Г. Бюджетный риск в условиях финансового кризиса в российской экономике: автореф. дисс. ... канд. экон. наук [Текст] / С.Г. Аюпова. - Челябинск, 2011. - 28 с.

5. Бигдай, О.Б. Развитие методических подходов к управлению бюджетными рисками [Текст] / О.Б. Бигдай, C.B. Зенченко, C.B. Кобрянов II Вестник СевКазГТИ. - 2016. - № 3 (26). - С. 7-17.

6. Гамукин, В.В. Теория оценки бюджетных рисков субъектов Российской Федерации: автореф. д-ра экон. наук [Текст] / В.В. Гамукин. - Томск, 2016. - 49 с.

7. Гамукин, В.В. Интегральная оценка бюджетных рисков [Текст] / В.В. Гамукин II Проблемы анализа риска. -2016. - № 1. - С. 70-81.

8. Гамукин, В.В. Объективная непредсказуемость как фактор бюджетного риска [Текст] / В.В. Гамукин II Казанский экономический вестник. - 2015. - №4 (18). - С. 71-78.

9. Галухин, A.B. Бюджетные риски регионов как характеристика устойчивости их бюджетов [Текст] / A.B. Галухин //Проблемы анализа риска. - 2015. - Т. 12. - № 3. - С. 58-67.

10. Грачева, М.В. Управление рисками в государственных ведомствах и опыт Германии [Текст] / М.В. Грачева II Финансы. - 2012. - № 1. - С. 70-76.

11. Грудинова, И.П. Управление рисками финансово-бюджетного развития региона (муниципального образования) [Текст] / И.П. Грудинова, Н.В. Перко // Вестник МГТУ. -2012. - том 1. - № 1. - С. 161-170.

12. Горохова, Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. экон. наук [Текст] / Д.В. Горохова. - Москва. -2013. - 24 с.

13. Горохова, Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации на современном этапе управления государственными финансами [Текст] / Д.В. Горохова II Управление риском. -2013. - № 1 (65). - С. 22-27.

14. Горохова, Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации: современный взгляд и перспективы развития [Текст] / Д.В. Горохова II Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2013. - № 3. - С. 55-62.

15. Каючкина, М.А. Бюджетные риски в процессе исполнения муниципальных бюджетов: автореф. дисс. ... канд. экон. наук [Текст] / М.А. Каючкина. - Тольятти. - 2010. - 20 с.

16. Кувалдина, Т.Б. Риски в системе управления государственными финансами [Текст] / Т.Б. Кувалдина, О.С. Торопченко // Экономические и гуманитарные науки. - 2016. - № 4 (291). - С. 53-62.

17. Коробко, С.А. Система управления рисками бюджетного процесса субъекта Российской Федерации [Текст] / С.А. Коробко II Пространство экономики. - 2012. - №3-3. - С.54-57.

18. Лебедева, О.И. Бюджетный риск: методические основы оценки и управления (На примере краевого бюджета Хабаровского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / О.И. Лебедева. - Хабаровск, 2003. -22 с.

19. Лукин, А.Г. Риски и государственное финансовое управление [Текст] / А.Г. Лукин II Финансы и кредит. - 2016. - № 18 (690). - С. 33-43.

20. Мельник, Е.Д. Управление бюджетными рисками [Текст] / Е.Д. Мельник II УЭкС. - 2013. - №53 (5). - С. 1-7.

21. Никулина, Е.В. Характеристика бюджетных рисков: экономическая сущность и мероприятия по их минимизации [Текст] / Е.В. Никулина, И.Г. Федюшина II Молодой ученый. - 2014. - № 1 (60). - С. 411-413.

22. Поветкина, Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография [Текст] / под ред. И.И. Кучерова. - М.: НЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. - 344 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Тишутина, О.И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов Российской Федерации: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук [Текст] / О.И. Тишутина. -Саратов. - 2008. - 49 с.

24. Цветова, Г.В. Риски бюджетного процесса: содержание, классификация, управление [Текст] / Г.В. Цветова II Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 1 (74). - С. 45-49.

25 . Шубина, Л.В. Управление ликвидностью единого казначейского счета и оценка рисков операций по управлению остатками средств на нем [Текст] / Л.В. Шубина II Финансы. - 2013. - № 8. - С. 23-27.

References

1. The budget president's letter Russian Federation to Federal Assembly of 13.06.2013 «About the budget policy in 2014-2016»//the Legal reference ConsultantPlus system.

2. The order of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 320 «About approval of the state program of the Russian Federation «Management of public finances and regulation of the financial markets»//the Legal reference ConsultantPlus system.

3. The order of the Government of the Russian Federation of 30.12.2013 No. 2593-r «About approval of the Program of increase in management efficiency public (state and municipal) finance for the period till 2018»//the Legal reference ConsultantPlus system.

4. Ayupova S.G. Byudzhetnyj risk v usloviyah finansovogo krizisa v rossijskoj ehkonomike [The budget risk in the conditions of financial crisis in the Russian economy]. Chelyabinsk, 2011, 28 p.

5. Bigdaj O.B. Razvitie metodicheskih podhodov k upravleniyu byudzhetnymi riskami [Development of methodical approaches to management of the budget risks]. Messenger of SEVKAZGTI. 2016, No. 3 (26), pp. 7-17.

6. Gamukin V.V. Teoriya ocenki byudzhetnyh riskov sub"ektov Rossijskoj Federacii [Theory of assessment of the budget risks of subjects of the Russian Federation]. Tomsk, 2016, 49 p.

7. Gamukin V.V. Integral'naya ocenka byudzhetnyh riskov [Integrated assessment of the budgetary risks]. Problems of the analysis of risk. 2016, No. 1, pp. 70-81.

8. Gamukin V.V. Ob"ektivnaya nepredskazuemost' kakfaktor byudzhetnogo riska [Objective unpredictability as factor of the budgetary risk]/ Kazan economic bulletin. 2015, No. 4 (18), pp. 71-78.

9. Galuhin A.V. Byudzhetnye riski regionov kak harakteristika ustojchivosti ih byudzhet [Budget risks of regions as characteristic of stability of their budgets]. Problems of the analysis of risk. 2015, T. 12, No. 3, pp. 58-67.

10. Gracheva M.V. Upravlenie riskami v gosudarstvennyh vedomstvah i opyt Germanii [Risk management in the state departments and experience of Germany]. Finance, 2012, No. 1, pp. 70-76.

11. Grudinova I.P. Upravlenie riskami finansovo-byudzhetnogo razvitiya regiona (municipal'nogo obrazovaniya) [Risk management of the financial and budget development of the region (municipality)]. Bulletin of MSTU. 2012. volume 1. No. 1, pp. 161-170.

12. Gorohova D.V. Upravlenie byudzhetnymi riskami sub"ektov rossijskoj Federacii [Management of the budgetary risks of subjects of the Russian Federation]. 2013, Moscow, 24 p.

13. Gorohova D.V. Upravlenie byudzhetnymi riskami sub"ektov Rossijskoj Federacii na sovremennom ehtape upravleniya gosudarstvennymi finansami [Management of the budget risks of subjects of the Russian Federation at the present stage of management of public finances]. Management of risk, 2013, No. 1 (65), pp. 22-27.

14. Gorohova D.V. Upravlenie byudzhetnymi riskami sub"ektov Rossijskoj Federacii: sovremennyj vzglyad i perspektivy razvitiya [Management of the budget risks of subjects of the Russian Federation: modern view and prospects of development]. Research financial institution. Financial magazine, 2013, No. 3, pp. 55-62.

15. Kayuchkina M.A. Byudzhetnye riski v processe ispolneniya municipal'nyh byudzhetov [The budget risks in the course of execution of local authority budgets]. 2010, Togliatti, 20 p.

16. Kuvaldina T.B. Riski v sisteme upravleniya gosudarstvennymi finansami [Risks in a control system of public finances]. Economic and humanities. 2016, No. 4 (291), pp. 53-62.

17. Korobko S.A. Sistema upravleniya riskami byudzhetnogo processa sub"ekta Rossijskoj Federacii [Risk management system of the budget process of the subject of the Russian Federation]. Economy space. 2012, No. 3-3, pp. 54-57.

18. Lebedeva O.I. Byudzhetnyj risk: metodicheskie osnovy ocenki i upravleniya (Na primere kraevogo byudzheta Habarovskogo kraya) [Budget risk: methodical bases of assessment and management (On the example of the regional budget of Khabarovsk Krai)]. 2003, Khabarovsk, 22 p.

19. Lukin A.G. Riski i gosudarstvennoe finansovoe upravlenie [Risks and public financial management]. Finance and credit. 2016, No. 18 (690), pp. 33-43.

20. Mel'nik E.D. Upravlenie byudzhetnymi riskami [Management of the budgetary risks]. UEKS. 2013, No. 53 (5), pp. 1-7.

21. Nikulina E.V. Harakteristika byudzhetnyh riskov: ehkonomicheskaya sushchnost' i meropriyatiya po ih minimizacii [Characteristic of the budget risks: economic essence and actions for their minimization]. Young scientist. 2014, No. 1 (60), pp. 411-413.

22. Povetkina N.A. Finansovaya ustojchivost' Rossijskoj Federacii. Pravovaya doktrina i praktika obespecheniya [Financial stability of the Russian Federation. Legal doctrine and practice of providing: monograph]. M.: H3hCQ, CONTRACT, 2016, 344 p.

23. Tishutina O.I. Metodologiya i strategiya obespecheniya ustojchivosti dohodnoj bazy byudzhetov prigranichnyh sub"ektov Rossijskoj Federacii Methodology and strategy of ensuring stability of profitable base of budgets of border subjects of the Russian Federation]. 2008, Saratov, 49 p.

24. Cvetova G.V. Riski byudzhetnogo processa: soderzhanie, klassifikaciya, upravlenie [Risks of the budgetary process: maintenance, classification, management]. The power and management in the east of Russia. 2016, No. 1 (74), pp. 45-49.

25. SHubina L.V. Upravlenie likvidnost'yu edinogo kaznachejskogo scheta i ocenka riskov operacij po upravleniyu ostatkami sredstv na nem [Management of liquidity of the uniform treasury account and assessment of risks of operations on management of the remains of means on him]. Finance. 2013, No. 8, pp. 23-27.

BUDGETARY RISK: CONCEPT AND CONTROL SYSTEM

Tatyna B. Kuvaldina,

professor, Omsk State Transport University

Abstract. Article is devoted to the risks arising in the budget sphere. In the conducted research the essence of the budget risk, its types, and also risk management system in case of implementation of state programs are considered. Novelty of a research is caused by deficit of deep developments on this subject. The purpose of this work consists in development of theoretical provisions and enhancement of a control technique by risks. For achievement of this purpose

the following tasks were solved: 1) to give an author's interpretation of the concepts "budget risk", "risk in implementation of state programs", "management system budget risks"; 2) to offer model of risk management system in case of implementation of state programs. The methodological basis of a research was constituted by the scientific publications of domestic scientists devoted to problems of management and assessment of the budget risks. The methodology of a research is based on application of the general scientific and special methods including a specification, comparison, analogy, a typology. On the basis of the analysis of the available researches, the author's interpretation of essence of the budget risk, risk in implementation of state programs is offered. The author drew a conclusion that the risks assessment in implementation of state programs shall become one more instrument of budgeting in public finances. In work risk management process is presented in the form of the scheme including 6 main stages and also the principles on which this system shall be under construction are stated. Results of a research develop the theory and management practice by the budget risk. The results of a research received by the author can be used in case of development of local regulations by assessment and risk management in the budget sphere, in practical work of public authorities, and also in educational process of higher educational institutions.

Keywords: risks, the budget risks, risk in implementation of state programs, a management system the budget risk, the budget process.

Сведения об авторе:

Кувалдина Татьяна Борисовна - доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (644046, г. Омск, Пр. Маркса, д. 35), e-mail: kuvaldina2004@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 01.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.