Научная статья на тему 'Управление реализацией политики импортозамещения в приоизводственном (региональном) и финансовом секторах экономики Ростовской области'

Управление реализацией политики импортозамещения в приоизводственном (региональном) и финансовом секторах экономики Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / IMPORT SUBSTITUTION / REGIONAL ECONOMY / REAL SECTOR / INVESTMENTS / GOVERNMENTAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анесянц Саркис Артаваздович, Курьянов Николай Александрович

В статье на примере Ростовской области представлены основные направления реализации политики импортозамещения на региональном уровне. Анализируются основные направления и инструменты поддержки политики импортозамещения со стороны региональных органов власти и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анесянц Саркис Артаваздович, Курьянов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of import substitution policy implementation in the industrial (regional) and financial sectors of the Rostov region economy

The article presents the main directions for the implementation of the policy of import substitution at the regional level on the example of the Rostov region. The main directions and tools for supporting the policy of import substitution by regional authorities and management are analyzed.

Текст научной работы на тему «Управление реализацией политики импортозамещения в приоизводственном (региональном) и финансовом секторах экономики Ростовской области»

УДК 332.146 (470.61) ББК 65.9(2 Рос)26 А-66

Анесянц Саркис Артаваздович, доктор экономических наук, профессор, основатель научной школы «Специфика функционирования фондового рынка» Российской академии естествознания, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и налогообложения» ЧОУ ВО Южный Университет (ИУБиП), г. Ростов-на-Дону, профессор кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВО Ростовский государственный Университет Путей Сообщения (РИИЖТ) г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected];

Курьянов Николай Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение», ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», Ростов-на-Дону; e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ПРИОИЗВОДСТВЕННОМ (РЕГИОНАЛЬНОМ) И ФИНАНСОВОМ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(рецензирована)

В статье на примере Ростовской области представлены основные направления реализации политики импортозамещения на региональном уровне. Анализируются основные направления и инструменты поддержки политики импортозамещения со стороны региональных органов власти и управления.

Ключевые слова: импортозамещение; региональная экономика; реальный сектор; инвестиции; государственная поддержка.

Anesyants Sarkis Artavazdovich, Doctor of Economics, professor, founder of the scientific school "Specifics of stock market functioning" of the Russian Academy of Natural Sciences, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, professor of the Department of Finance, Accounting and Taxation of PEI HE "South Uni-versity (IMBandL), professor of the Department of Economics and Management of FSBEI HE "Rostov State University of Railroads, Rostov-on- Don, e-mail: [email protected];

Kuryanov Nicolai Alexandrovich, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance, Accounting and Taxation, PEI HE "Southern University (IMBandL), Rostov-on-Don; e-mail: [email protected].

MANAGEMENT OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY IMPLEMENTATION IN THE INDUSTRIAL (REGIONAL) AND FINANCIAL SECTORS OF THE ROSTOV REGION ECONOMY

(Reviewed)

The article presents the main directions for the implementation of the policy of import substitution at the regional level on the example of the Rostov region. The main directions and tools for supporting the policy of import substitution by regional authorities and management are analyzed.

Keywords: import substitution; regional economy; real sector; investments; governmental support.

Учитывая всю совокупность обстоятельств, с которыми столкнулась наша страна в целом и, соответственно, регионы России после введения «западных» санкций, которые, с

одной стороны, нарушили внешнеэкономические связи, а с другой значительным образом изменили структуру внутреннего потребления, проблематика импортозамещения стала крайне актуальной. Как следствие, в Ростовской области начался процесс формирования механизмов импортозамещения. Так, уже в марте 2014 года Министерство экономического развития Ростовской области совместно с отраслевыми органами исполнительной власти начало разработку комплекса инструментов, направленных на содействие процессам импортозамещения на уровне региона.

Главными целями реализации данных мероприятий были определены снижение уровня зависимости региона от импорта товарной продукцией на основе стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению внутреннего спроса высококачественной продукцией местных производителей, ориентированной в последующем на экспорт, и повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров посредством использования в процессе их производства инновационных технологий.

Для систематизации работы по реализации политики импортозамещения 25 октября 2014 года Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев утвердил План мероприятий («дорожную карту») «Поддержка предприятий Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию».

В регионе был сформирован Экспертный совет по импортозамещению при Губернаторе Ростовской области, в функции которого входит координация управленческих действий в области реализации политики в рассматриваемой сфере, ориентированных на снижение зависимости экономики региона от импорта.

Целью утвержденного в ноябре 2016 года регионального плана по импортозамещению в Ростовской области является формирование Правительством Ростовской области условий по опережающему развитию отдельных отраслей, определяемых исходя из общегосударственных приоритетов, а также специализации и ресурсного потенциала региональной экономики. При этом ключевыми задачами процесса импортозамещения в Ростовской области были определены наращивание объемов производства конкурентоспособной продукции в рамках существующих предприятий и привлечение инвестиций в создание новых импортозамещающих производств.

Отраслевые приоритеты в контексте реализации политики импортозамещения в Ростовской области определялись на основе учета следующих факторов:

• отнесение отраслей и отдельных видов продукции к приоритетам политики импортозамещения Российской Федерации в соответствии с планами содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве;

• отраслевая специализация и ресурсный потенциал региона, наличие конкурентоспособных предприятий, выпускающих приоритетную или критическую, с точки зрения импортозамещения, продукцию;

• специфическая импортозависимость регионального рынка конечной и промежуточной продукции.

Отталкиваясь от вышеперечисленных факторов, региональным планом по импортозамещению было определено, что приоритетными отраслями промышленности региона с точки зрения мероприятий по импортозамещению являются станкостроение, радиоэлектронная промышленность, легкая промышленность, нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, вертолетостроение, энергетическое машиностроение и химическая промышленность.

В свою очередь, в аграрно-промышленном комплексе Ростовской области подобными отраслями являются животноводство (молочное скотоводство, свиноводство,

птицеводство, мясное скотоводство), овощеводство открытого и защищенного грунта, переработка и хранение молока, плодоовощной продукции, глубокая переработка зерна, строительство и модернизация овощехранилищ.

Так, благодаря созданию мощных тепличных комплексов предполагается в обозримом будущем увеличить производство овощей закрытого грунта. К примеру, инвестиционный проект, реализуемый ООО «ТК Донской», направлен на создание подобного комплекса площадью 40 га.

На реализацию программ импортозамещения в птицеводстве нацелены проекты ООО «Белая Птица-Ростов» по созданию репродуктора II порядка, который будет производить инкубационное яйцо бройлера, и Группы компаний «Евродон» по увеличению объемов производства мяса индейки до 170 тыс. тонн в год. [1]

Стимулирование наращивания производства и поддержка инвестиционных проектов по указанным приоритетным направлениям должна не только способствовать реализации регионального плана импортозамещения, но и придать дополнительный импульс развитию экономики Ростовской области.

При этом важнейшим направлением реализации программ импортозпмещения на региональном уровне было определено развитие высокотехнологичных секторов экономики, в частности, на кластерной основе. Так, к 2020 году в Ростовской области предполагается формирование 25 кластеров, участие в функционировании которых должны принять не менее 150 предприятий, что позволит создать 12 тысяч новых рабочих мест. Для реализации кластерных проектов из внебюджетных источников планируется привлечь более 25 млрд. рублей, а ожидаемый экономический эффект должен превысить 370 млрд. рублей. [2]

Необходимо отметить, что некоторые проекты в рамках реализации указанной Концепции уже получили свое практическое воплощение.

Так, по инициативе руководства Южного федерального университета в 2015 году было подписано соглашение о создании инновационно-технологического кластера «Южное созвездие», в сферу деятельности которого вошли развитие авиастроительной и космической отраслей, а также приборостроения. В программе кластера - развитие сектора исследований и разработок, системы подготовки высококвалифицированных кадров, укрепление производственного потенциала предприятий.

На территории Ростовской области уже развиваются три кластера в сфере промышленного производства: кластер машиностроительных технологий, швейный кластер, вертолетостроительный кластер.

На базе МТЕ КОВОСВИТ МАС, которое является ядром кластера машиностроительных технологий, создано современное сборочное производство, организована полноценная сборка нескольких моделей станков. Ведется планомерная работа по повышению локализации производства, уровень которой к 2018 году превысит 90 процентов. [3]

В сентябре 2014 года состоялось подписание Меморандум о сотрудничестве между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Правительством Ростовской области и государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» по созданию вертолетостроительного кластера.

Компанией «БТК групп», которая является якорным предприятием швейного кластера, создан комплекс по выпуску продукции легкой промышленности в г. Шахты, который функционирует на основе полного технологического цикла производства - от

изготовления тканей до готовой продукции. Созданные производственные мощности позволят локализовать в России производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон и, соответственно, снизить зависимость от импортных поставок.

Еще одним важнейшим направлением деятельности органов регионального управления в контексте реализации политики импортозамещения явилось обеспечение условий для дополнительной активизации деятельности производителей местной сельскохозяйственной продукции.

Уже по итогам 2014 года в региональный АПК были привлечены инвестиции в размере 17 млрд. рублей. Областное Министерство сельского хозяйства и продовольствия осуществляло сопровождение реализации 26 инвестиционных проектов на сумму 120 млрд. рублей. При этом 22 из этих проектов были направлены на производство импортозамещающей продукции.

Министерство промышленности и энергетики Ростовской области также оказывает содействие ведущим промышленным предприятиям области в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие импортозамещающих производств. В первую очередь это касается стратегически важных для региональной экономики отраслей - машиностроение, металлургия, а также легкая и химическая промышленности. На сопровождении в министерстве находятся инвестиционные проекты промышленных предприятий, осуществляющих производство импортозамещающей продукции. [4]

В свою очередь, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития осуществляет мониторинг структуры импорта региона, определяет наиболее востребованные группы товаров на территории области, производит анализ наличия мощностей и ресурсов, необходимых для производства импортозамещающей продукции.

При этом отметим, что экономическая поддержка предпринимательства на региональном уровне не всегда напрямую связана с реализацией политики импортозамещения, но может быть использована при формировании и реализации региональных целевых программ импортозамещающего профиля. Например, в Ростовской области с 1 июня 2015 года были объявлены «налоговые каникулы» для предпринимателей, начинающих свой бизнес [5], что в значительной степени способствует развитию импортозамещающего производства.

Кроме того, необходимо учитывать, что процесс импортозамещения должен находить свое проявление не только в производственном, но и в финансовом секторах региональной экономики. В данном контексте особенно важно учитывать то, что реализация политики импортозамещения была начата в период ухудшения экономической обстановки в стране, обусловившей ужесточения доступа хозяйствующих субъектов к финансовым ресурсам.

В частности, уже по итогам 2014 года объем регионального рынка кредитования в Ростовской области сократился практически вдвое, задолженность по кредитам возросла на 8%, а величина ставок по кредитам для юридических лиц существенно увеличилась. Как следствие, за три последних года (2014-2016) доля кредитного портфеля в активах кредитных организаций Ростовской области снизилась с 78,3 до 74,4%. При этом доля кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, сократилась за тот же период с 58,8 до 51,4%. [6] Кроме того, значительно сократился объем иностранных инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Ростовской области. Так, если в 2013 году их величина составляла 2,7 млрд. рублей, то в 2014 году она снизилась до 0,8 млрд., а в 2015 году - до 0,2 млрд. рублей. [7]

Подобная ситуация потребовала активизации деятельности региональных властей в контексте создания комплекса условий для поддержания необходимого уровня финансовых вложений в экономику Ростовской области. При этом формирование механизмов, повышающих надежность и эффективность инвестиций, является важнейшей составляющей механизма обеспечения инвестиционной привлекательности региона. [8]

Для привлечения инвесторов правительством области ведётся комплексная работа по нескольким направлениям. Одно из них - предоставление государственной поддержки инвесторам, которая позволяет субсидировать часть произведенных затрат, освободить от уплаты региональных налогов, тем самым стимулировать бизнес к увеличению своих производственных мощностей. Кроме того, функционирует Совет по инвестициям при губернаторе Ростовской области, в рамках которого решаются проблемные вопросы инвесторов, связанные с реализацией их инвестиционных проектов. Также ведётся работа по повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет расширения применения в регионе механизмов государственно-частного партнёрства.

С целью поиска потенциальных инвесторов, а также их сопровождения на всех этапах реализации инвестиционных проектов в Ростовской области осуществляет деятельность НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области», которое на региональном уровне было создано одним из первых в Российской Федерации.

Ростовская область явилась одним из первых регионов, подписавших договор о сотрудничестве с Фондом развития промышленности. Это способствовало привлечению почти 400 млн. рублей, выделенных фондом, и позволило приступить к реализации в 2015 году импортозамещающих проектов на базе «Ростсельмаша», НЭВЗа и «БТК Текстиль».

Таким образом, позитивно оценивая степень успешности управления политикой импортозамещения в Ростовской области, следует подчеркнуть, что залогом этого явились не только меры по поддержки развития отдельных секторов региональной экономики, признанных приоритетными в региональном плане по импортозамещению в Ростовской области, но и привлечение новых источников инвестиций, позволяющих возместить существенное снижение роли банковского кредитования и иностранных капиталовложений в процессе обеспечения эффективного функционирования социально-экономической системы региона.

Кроме того, важнейшим направлением реализации программ импортозпмещения на региональном уровне было определено развитие высокотехнологичных секторов экономики, в частности, на кластерной основе. Однако реализация политики по формированию «точек инновационного роста» находится лишь на начальном уровне, в связи с чем региональным властям предстоит приложить значительные усилия для того, чтобы уже функционирующие и вновь создаваемые индустриальные парки, кластеры и территории опережающего развития стали драйверами регионального роста в условиях реализации программ импортозамещения.

Данная ситуация обуславливает необходимость формирования и реализации на региональном уровне комплексной политики в области импортозамещения, базирующейся на максимальном задействовании элементов территориального экономического потенциала, стимулировании развития высокотехнологичных производств, поддержки новых институциональных форм взаимодействия участников процесса импортозамещения.

Литература:

1. Влияние политики импортозамещения на развитие промышленности и сельского хозяйства Юга России / Анопченко Т.Ю. [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №5, ч. 1. С. 25-29.

2. Ростовская область множит кластеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yugtimes.com/events/country/5339

3. Мищенко К.Н. Перспективы создания и развития станкостроительного кластера в Ростовской области // Образование и наука в современных условиях. 2015. №4(5). С. 315-317.

4. Лысоченко А.А. Продовольственная безопасность и экологизация: практическое решение проблем на региональном уровне в современных условиях // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6, №1. С. 105-119.

5. На Дону принят закон о «налоговых каникулах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dengi.161.ru/text/news_fln/ 43855558987776.html.

6. Гасанов О.С., Игнашкова А.И., Юрченко А.Ю. Анализ экономического состояния регионального банковского сектора Ростовской области // Региональная экономика и управление. 2017. №1. С. 91-102.

7. Ростовская область в цифрах - 2015: краткий статистический сборник / под ред. П.Б. Галунова. Ростов н/Д, 2016. 25 с.

8. Акперов И.Г., Брюханова Н.В. Активизация инвестиционной деятельности в регионе на основе проектного управления // Фундаментальные исследования. 2016. №4, ч. 1. С. 123-128.

Literature:

1. The influence of the policy of import substitution on the development of industry and agriculture in the South of Russia / Anopchenko T.Yu. [and oth.] // International Scientific and Research Journal. 2016. No. 5, Part 1. P. 25-29.

2. The Rostov region multiplies clusters [Electronic resource]. Access mode: http://yugtimes.com/events/country/5339.

3. Mishchenko K.N. Prospects for the creation and development of machine-tool cluster in the Rostov region //Education and science in modern conditions. 2015. № 4 (5). P. 315-317.

4. Lysochenko A.A. Food security and ecologization: practical solution of problems at the regional level in modern conditions // Issues of economic regulation. 2015. Vol. 6, No. 1. P. 105119.

5. The law on "tax holidays" was adopted on the Don [Electronic resource]. Access mode: http://dengi.161.ru/text/news_fin/43855558987776.html.

6. Gasanov O.S., Ignashkova A.I., Yurchenko A.Y. Analysis of the economic state of the regional banking sector of the Rostov region // Regional economy and management. 2017. No. 1. P. 91-102.

7. Rostov Region in figures - 2015: a brief statistical compilation / ed. by P.B. Galunov. Rostov n /D, 2016. 25 p.

8. Akperov I.G., Bryukhanova N.V. Activation of investment activity in the region on the basis of project management //Fundamental research. 2016. No. 4, part 1. P. 123-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.