Научная статья на тему 'Политика импортозамещения, как ключевой фактор повышения международной конкурентоспособности экономики Ростовской области'

Политика импортозамещения, как ключевой фактор повышения международной конкурентоспособности экономики Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION / STRATEGY OF IMPORT SUBSTITUTION / COMPETITIVENESS OF THE REGION / INVESTMENT PROJECTS / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абазиева Камилла Григорьевна, Гончарова Светлана Николаевна, Гуденица Ольга Васильевна

В статье дана оценка эффективности реализации инвестиционных проектов по импортозамещению в 2018 году на территории области с целью повышения международной конкурентоспособности экономики Ростовской области. Долгое время в России функционировала так называемая «восстановительная модель» экономического развития, основанная на вовлечении в производство незадействованных мощностей и рабочей силы, а также на быстрорастущем внешнем спросе на российские сырьевые товары. В совокупности это обусловило сырьевую направленность российского экспорта, высокую импортозависимость, технологическое отставание и прочие проблемные аспекты социально-экономического развития страны. Подобная ситуация обусловливает высокую степень актуальности исследования, посвященного анализу реализации инвестиционных проектов по импортозамещению для экономики Ростовской области, выявлению факторов, способных повлиять на развитие региона, а также на повышение международной конкурентоспособности экономики Ростовской области. Внешние вызовы геоэкономического и геополитического характера серьезным образом влияют на специфику хозяйственной деятельности предприятий. В то же время эскалация геоэкономической конкуренции и геополитических противоречий способна значительно трансформировать хозяйственную деятельность предприятий Ростовской области, серьезным образом снизить масштабы внешнеэкономического взаимодействия со многими странами. Более того, для региона в целом как объекта привлечения иностранных инвестиций, субъекта проведения экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности предприятий, наукоемкости и технологичности производимой продукции вызовы внешней среды имеют существенное значение и вне непосредственного контекста экспортной деятельности на мировых рынках. Таким образом, исследование политики импортозамещения в контексте региональных экономических, социальных, пространственных императивов развития характеризуется значительной актуальностью в условиях глобальной неопределенности и обусловливает применение различных методов оценки ситуации и перспектив для региона, его конкурентоспособности и устойчивого развития[1, с. 495].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A MAIN PRINCIPLE OF GROWTH OF INTERNATIONAL COMPETITIVENESS IN THE ECONOMY OF THE REGION OF ROSTOV

The article gives an assessment of the effectiveness of implementing investment projects for import substitution in the territory of the region in 2018 with a view to increasing the international competitiveness of the Rostov region’s economy. For a long time, the so-called “restorative model” of economic development was functioning in Russia, based on the involvement of unused capacities and labor in production, as well as on the fast-growing external demand for Russian raw materials. In the aggregate, this determined the raw material orientation of Russian exports, high import dependence, technological backwardness and other problematic aspects of the country’s socioeconomic development. As a matter of fact the situation determines high relevance of the survey dedicated to find the ways to invest into import substitution projects on the territory of the region of Rostov, and to help to identify the elements able to impact on the development of the area, rather to increase international competitiveness of its economy. External geoeconomic and geopolitical challenges have a significant effect on bisiness activities of companies. At the same time the rapid increase of geoeconomic competition and geopolitical discrepancies transform not only the business traditions of the region, but seriously reduce the volume of international participation in it. Moreover, the facts mentioned above are extremely significant also out of inmediate context of export activity on world markets, especially if the region is already a subject of economic policy aimed to increase the competitiveness of local enterprises, science inrensity and fabrication of the products. Thus, the analysis of import substitution of economic, social, spatial imperatives of the development of the region is characterised by considerable relevance mostly under the circumstances of global uncertainty, and is a reason of application of various methods for assessing of the present and future of the area.

Текст научной работы на тему «Политика импортозамещения, как ключевой фактор повышения международной конкурентоспособности экономики Ростовской области»

УДК 338.242

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Абазиева Камилла Григорьевна,

д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, e-mail: abazieva_kamilla@mail.ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону,

Гончарова Светлана Николаевна,

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, e-mail: pogojeva-sng@mail.ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону,

Гуденица Ольга Васильевна,

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, e-mail: olga.gudenitsa@yandex.ru, Московский университет имени С.Ю. Витте, филиал в г. Ростове-на-Дону

В статье дана оценка эффективности реализации инвестиционных проектов по импортозамещению в 2018 году на территории области с целью повышения международной конкурентоспособности экономики Ростовской области. Долгое время в России функционировала так называемая «восстановительная модель» экономического развития, основанная на вовлечении в производство незадействованных мощностей и рабочей силы, а также на быстрорастущем внешнем спросе на российские сырьевые товары. В совокупности это обусловило сырьевую направленность российского экспорта, высокую импортозависимость, технологическое отставание и прочие проблемные аспекты социально-экономического развития страны. Подобная ситуация обусловливает высокую степень актуальности исследования, посвященного анализу реализации инвестиционных проектов по импортозамещению для экономики Ростовской области, выявлению факторов, способных повлиять на развитие региона, а также на повышение международной конкурентоспособности экономики Ростовской области. Внешние вызовы геоэкономического и геополитического характера серьезным образом влияют на специфику хозяйственной деятельности предприятий. В то же время эскалация геоэкономической конкуренции и геополитических противоречий способна значительно трансформировать хозяйственную деятельность предприятий Ростовской области, серьезным образом снизить масштабы внешнеэкономического взаимодействия со многими странами. Более того, для региона в целом как объекта привлечения иностранных инвестиций, субъекта проведения экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности предприятий, наукоемкости и технологичности производимой продукции вызовы внешней среды имеют существенное значение и вне непосредственного контекста экспортной деятельности на мировых рынках. Таким образом, исследование политики импортозамещения в контексте региональных экономических, социальных, пространственных императивов развития характеризуется значительной актуальностью в условиях глобальной неопределенности и обусловливает применение различных методов оценки ситуации и перспектив для региона, его конкурентоспособности и устойчивого развития[1, с. 495].

Ключевые слова: политика импортозамещения; санкции; импортозамещение; стратегия импортозамещения; конкурентоспособность региона; инвестиционные проекты; международная конкурентоспособность

POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A MAIN PRINCIPLE OF GROWTH OF INTERNATIONAL COMPETITIVENESS IN THE ECONOMY

OF THE REGION OF ROSTOV

Abazieva K.G.,

grand PhD in economics, professor at the department of economics and management,

e-mail: abazieva_kamilla@mail.ru, Moscow Witte University, Rostov-on-Don branch,

Goncharova S.N.,

PhD in economics, Associate Professor at the department of economics and management,

e-mail: pogojeva-sng@mail.ru, Moscow Witte University, Rostov-on-Don branch,

Gudenitsa O.V.,

PhD in economics, Associate Professor at the department of economics and management,

e-mail: olga.gudenitsa@yandex.ru, Moscow Witte University, Rostov-on-Don branch

The article gives an assessment of the effectiveness of implementing investment projects for import substitution in the territory of the region in 2018 with a view to increasing the international competitiveness of the Rostov region's economy. For a long time, the so-called "restorative model" of economic development was functioning in Russia, based on the involvement of unused capacities and labor in production, as well as on the fast-growing external demand for Russian raw materials. In the aggregate, this determined the raw material orientation of Russian exports, high import dependence, technological backwardness and other problematic aspects of the country's socioeconomic development. As a matter offact the situation determines high relevance of the survey dedicated to find the ways to invest into import substitution projects on the territory of the region of Rostov, and to help to identify the elements able to impact on the development of the area, rather to increase international competitiveness of its economy. External geoeconomic and geopolitical challenges have a significant effect on bisiness activities of companies. At the same time the rapid increase of geoeconomic competition and geopolitical discrepancies transform not only the business traditions of the region, but seriously reduce the volume of international participation in it. Moreover, the facts mentioned above are extremely significant also out of inmediate context of export activity on world markets, especially if the region is already a subject of economic policy aimed to increase the competitiveness of local enterprises, science inrensity and fabrication of the products. Thus, the analysis of import substitution of economic, social, spatial imperatives of the development of the region is characterised by considerable relevance mostly under the circumstances of global uncertainty, and is a reason of application of various methods for assessing of the present and future of the area. Keywords: import substitution policy, sanctions, import substitution, strategy of import substitution, competitiveness of the region, investment projects, international competitiveness

DOI 10.21777/2587-554X-2018-3-36-46

Введение

Ростовская область является одним из наиболее экономически устойчивых регионов России. На донской земле производится 80% инновационной продукции Южного федерального округа [2]. Необходимость реализации политики импортозамещения была вызвана вследствие разрыва традиционных кооперационных связей между предприятиями Ростовской области и Украины, а также санкций западных стран в отношении Российской Федерации и ответных санкций, касающихся ограничения импорта продовольствия некоторых товарных групп из ряда стран. Однако, стратегические вызовы, которые стоят перед Россией и, в частности, Ростовской областью, свидетельствуют о необходимости реализации политики импортозамещения именно в долгосрочной перспективе. Прежде всего, это вызо-

вы, связанные с наступлением четвёртой технологической революции и усложнением условий международной торговли, мировой конкуренции за человеческий капитал.

1 Оценка политики импортозамещения Ростовской области

Правительством Ростовской области ведется работа по реализации политики импортозамещения на территории Ростовской области с 2014 года.

Основные цели реализации политики импортозамещения:

- создание условий для обеспечения промышленной и продовольственной безопасности страны и отдельных ее регионов;

- увеличение конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых конкурентоспособных видов продукции и увеличение добавленной стоимости;

- стимулирование экономического роста отечественного производства.

На федеральном уровне утверждены и реализуются отраслевые планы по импортозамещению. В ноябре 2016 года распоряжением Правительства Ростовской области от 24.11.2016 №605 был утвержден региональный план по импортозамещению, который действует до 2018 года включительно и содержит следующие мероприятия, которые объединены в 2 блока.

1 блок. Мероприятия в сфере организационной поддержки и нормативного регулирования включают:

- продвижение региональных предприятий для участия в ресурсных и технологических цепочках кооперации (предоставляется государственная поддержка, в том числе в части повышения доступности инфраструктуры);

- содействие продвижению продукции на зарубежные рынки, организация выставочных мероприятий, торгово-экономических миссий, конкурсов, бизнес-форумов и участие в них (в 2017 году при поддержке Правительства области состоялось 17 выставочно-ярмарочных мероприятий (Петербургский международный экономический форум, Международный инвестиционный форум «Сочи»); заключено 38 соглашений о сотрудничестве, договоров на общую сумму 27,5 млрд руб..); организовано 18 визитов официальных делегаций области за рубеж; организован прием более 50 делегаций зарубежных государств; Центром поддержки экспорта организовано участие предпринимателей в бизнес-миссиях и выставках за рубежом - в Сербии, Таджикистане, Монголии, Беларуси, Азербайджане, Китае, Индии, Молдове, Вьетнаме;

- обеспечение информационной и консультационной поддержки (сформирован и размещен в информационных ресурсах перечень предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию; функционирует МФЦ для бизнеса).

2 блок. Мероприятия в сфере инвестиций, среди них:

- создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций (развивается деятельность промышленного коворкинга, обеспечено сопровождение инвестпроектов);

- формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций (оказывается государственная поддержка в виде предоставления субсидий на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам; создана «Региональная лизинговая компания», которая будет предоставлять льготные лизинговые услуги; в 2017 году предоставлены субсидии по строительству инженерной инфраструктуры на сумму 386,8 млн руб.; разработана новая кредитная политика, установлена низкая ставка - 7% годовых для предпринимателей-производственников; почти на треть снижена ставка вознаграждения за поручительства НО «Гарантийный фонд Ростовской области»);

- налоговое стимулирование инвестиций (в 2017 году 8 крупным инвесторам предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию 9 инвестиционных проектов, в размере 200,0 млн руб.);

- обеспечение поставщиками создаваемых инвесторами производств (кластеры) (в регионе более 7 кластеров и 2 кластерные инициативы);

- стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств (создан портал малых закупок, на котором зарегистрировано уже свыше 1500 поставщиков; предприятия участвуют в добровольной сертификации «Сделано на Дону»).

На основе приоритетных направлений импортозамещения, определенных федеральными министерствами, а также в соответствии со специализацией ресурсного потенциала Ростовской области, приоритетами региональной политики импортозамещения региона в сфере промышленности определены и закреплены в региональном плане по импортозамещению следующие:

- станкостроение;

- радиоэлектронная промышленность;

- легкая промышленность;

- нефтегазовое машиностроение;

- сельскохозяйственное машиностроение;

- транспортное машиностроение;

- авиационная промышленность (вертолетостроение);

- энергетическое машиностроение;

- химическая промышленность.

Данные отрасли обеспечивают более 40% объемов отгруженной продукции обрабатывающих производств и около 8% ВРП области.

В аграрно-промышленном комплексе приоритетами являются:

- животноводство (молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, мясное скотоводство);

- овощеводство открытого и защищенного грунта;

- переработка и хранение молока, плодоовощной продукции, глубокая переработка зерна, строительство и модернизация овощехранилищ.

Данные отрасли занимают 14,2% в ВРП области. В 2017 г. валовая продукция сельского хозяйства выросла на 7% по сравнению с 2016 г.

Реализация регионального плана импортозамещения способствует повышению конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг за счет стимулирования наращивания производства на действующих предприятиях и за счет поддержки инвестиционных проектов по указанным приоритетным направлениям. Оценивая эффективность политики импортозамещения (рисунок 1) следует отметить, что индекс промышленного производства вырос на 7,4% в 2017 г. по сравнению с 2016 г., при этом в обрабатывающих производствах рост составил 7,6%. Получен прирост отгруженной продукции промышленного производства в объеме 57,3 млрд руб (с 881,4 млрд руб/ в 2016 г. до 938,7 млрд рублей в 2017 г.). Несырьевой неэнергетический экспорт верхнего передела в 2017 г. по сравнению с 2014 г. вырос на 31% (по сравнению с 2016 г. остался на прежнем уровне - 0,88 млрд руб.) [3].

Рисунок 1 - Оценка эффективности политики импортозамещения (составлено авторами)

Оборот предприятий импортозамещающих отраслей (рисунок 2) в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 4% (2016 год - 423,2 млрд руб., 2017 год - 440,9 млрд руб.): наибольший рост отмечается в лёгкой промышленности - на 21% (2016 год - 50 млрд руб., 2017 год - 60,5 млрд руб.),

производстве транспортных средств и оборудования - на 8% (2016 год - 123,1 млрд руб., 2017 год -133,7 млрд руб.); в радиоэлектронной промышленности - на 8% (2016 год - 22,4 млрд руб., 2017 год -24,3 млрд руб.); в химической промышленности - на 15% (2016 год - 44,6 млрд руб., 2017 год - 51,4 млрд руб.) [3].

Рисунок 2 - Оборот предприятий импортозамещающих отраслей (составлено авторами)

2 Повышение международной конкурентоспособности экономики Ростовской области:

мероприятия, индикаторы, инструменты

Одним из ключевых блоков мероприятий Плана является реализация инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению.

К числу таких проектов относятся проекты, реализуемые в сферах агропромышленного комплекса и промышленного производства, инициаторами которых являются ведущие предприятия области. Основная их цель - реализация мероприятий, направленных на создание и развитие импортозамещающих производств.

Основными стратегическими документами (рисунок 3) на уровне страны, определяющими международную кооперацию и развитие внешнеэкономической деятельности как факторы обеспечения экономического роста и глобальной конкурентоспособности России, являются Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» и проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» одного из приоритетов стратегического развития нашей страны «Международная кооперация и экспорт». В рамках реализации данного приоритета развития Российским экспортным центром разработан Региональный экспортный стандарт (рисунок 4), пилотом по внедрению которого выступила в том числе Ростовская область.

Приоритеты развития экспортной деятельности Ростовской области соответствуют направлению стратегического развития Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт», обозначены в проекте Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года.

В настоящее время разрабатывается Стратегия 2030. В проекте этого основополагающего документа определены стратегические цели региона на ближайшие десятилетия.

Резюмируя вышеизложенное нами исследованы следующие мероприятия, направленные на повышение международной конкурентоспособности экономики Ростовской области (рисунок 5).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Приоритетное направление «Международная кооперация и экспорт» Проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» Региональный экспортный стандарт

-------------------------------- индикаторы инструменты

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Подпрограмма «Развитие международного, межрегионального сотрудничества и поддержка экспортной деятельности в Ростовской области»

Рисунок 3 - Стратегические документы (составлено авторами)

Министерство экономического развития РО -координирующий орган по реализации мер поддержки экспорта

3. Организованы визиты делегаций РО за рубеж

2. Функционирует Центр поддержки Экспорта

5. Действует Региональный бренд "СДЕЛАНО НА ДОНУ"

6. Успешное функционирование сайта ВЭД РО -donexport.ru

Рисунок 4 - Мероприятия в рамках внедрения Регионального экспортного стандарта (составлено авторами)

В рамках данных мероприятий выработаны следующие предложения:

1. Повышение конкурентоспособности экспортируемых товаров за счет повышения производительности труда и снижения издержек производства.

- стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций; сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда;

- замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;

- формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях;

- формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений;

- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортноориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

1. Повышение конкурентоспособности экспортируемых товаров за счет повышения производительности труда и снижения издержек производства

2. Административное

сопровождение экспортных поставок

3. Снижение избыточности административных барьеров

Повышение международной конкурентоспособности экономики Ростовской области

Рисунок 5 - Мероприятия, направленные на повышение международной конкурентоспособности экономики Ростовской области (составлено авторами)

2. Административное сопровождение экспортных поставок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10%;

- ориентация промышленной, аграрной и торговой политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;

- решение вопросов с низкой пропускной способностью и транспортно-логистической инфраструктуры региона.

3. Снижение избыточности административных барьеров.

- сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли;

- отмена избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организация (к 2021 году);

- взаимодействие субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу «одного окна»;

- завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году);

- расширенное пред экспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки;

- устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;

- строительство (модернизация) пунктов пропуска через государственную границу РФ;

- избыточность контролирующего давления на экспортёров со стороны налоговых служб (в связи с экспортным НДС);

- сохранение рисков финансовых потерь и уголовного преследования экспортёров в случае своевременной неуплаты иностранным контрагентом стоимости продукции (193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств»);

- длительность и сложность получения разрешительной документации (ветеринарные, фитоса-нитарные сертификаты, ФСТЭК).

3 Оценка реализации инвестиционных проектов по импортозамещению Ростовской области

В настоящее время на территории Ростовской области реализуется 582 инвестиционных проекта (рисунок 6), в том числе 134 - способствующих импортозамещению, в совокупности планируемый объем инвестиций, по которым составит 216,2 млрд руб. (всего 666,94 млрд руб.) или 32% от общего объема инвестиционных проектов, внесенных в Реестр инвестиционных проектов Ростовской области. Среди них 26 проектов «Губернаторской сотни» с объемом инвестиций 166 млрд руб. и 119 проектов, контролируемых главами муниципальных образований, с объемом инвестиций 54 млрд руб. [3]. Безусловно, результатом успешной реализации проектов в сфере импортозамещения является не только создание дополнительных рабочих мест (количество созданных рабочих мест в 2017-2018 гг. составило 19527), освоение новых видов продукции, но и повышение конкурентоспособности Ростовской области в целом.

Реестр инвестиционных проектов:

582 проекта

666,94 млрд рублей

Проекты, способствующие импортозамещению:

134 проекта

216,2 млрд рублей

19 527 новых рабочих мест

Рисунок 6 - Структура инвестиционных проектов (составлено авторами)

Наибольший удельный вес среди инвестиционных проектов, способствующих реализации политики импортозамещения, по объему инвестиций занимает [3]:

- переработка и хранение молока, плодоовощной продукции, глубокая переработка зерна, строительство и модернизация овощехранилищ - 18,6% (ООО «ДонБиоТех», АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева (молочный комплекс Жуковский), ООО «РусАгроМаркет»);

- животноводство - 18% (ООО «Евродон-Юг», ООО «Белая птица - Ростов», ООО «Агропромышленный комплекс «Станица», Колхоз им. Мясникяна);

- овощеводство - 14% (ООО «Тепличный комплекс «Донской», ООО «Тепличный комплекс «Гринхаус», ООО «Дары Садов», ООО «АгроЭкопродукт», ООО «Премиум Тула»);

- авиационная промышленность (вертолетостроение) - 3,9 % ПАО «РостВертол» (строительство вертолетного кластера, г. Батайск), ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (выполнение работ по модификации и модернизации самолета Бе-200 ЧС, г. Таганрог);

- химическая промышленность - 2,3 % (ООО НПО «НИИПАВ» (создание производства третичных алкил-аминов, г. Волгодонск), ЗАО «Эмпилс» (реконструкция производственной площадки, г. Ростов-на-Дону), ООО «Европолимер» (создание предприятия по производству полиэтиленовых многослойных термоусадочных пленок и прочей продукции, Аксайский район).

По количеству созданных рабочих мест лидирует сфера животноводства - создано 3017 новых рабочих мест.

В структуре импорта в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) существенно сократилась доля импорта овощеводства - на 68% (с 11,9 млн долл. США до 3,8 млн долл. США) (РФ - рост 26%), в 2017 г. отсутствовал импорт товаров авиационной промышленности (рисунок 7).

Вместе с тем не удалось преодолеть зависимость в некоторых отраслях. Объемы импорта в следующих отраслях увеличились: переработка и хранение молока, плодоовощной продукции, глубокая переработка зерна - на 67% (с 13,2 млн долл США до 22,2 млн долл. США) (РФ - 17%); транспортное машиностроение - на 61% (с 99,1 млн долл. США до 160,5 млн долл. США) (РФ - 35%); легкая промышленность - на 54% (с 263,8 млн долл США до 406,3 млн долл США) (РФ - 24%); станкостроение - на 44% (со 142,1 млн долл. США до 205,6 млн долл. США) (РФ - 24%) [3].

Среди отраслей, нуждающихся в развитии производств с целью импортозамещения наибольший удельный вес в общем объеме экспорта (рисунок 7) занимают химическая промышленность - 3,6% и овощеводство - 3,0%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом рост экспорта отмечен по всем отраслям экономики, отнесенным к импортозависимым: экспорт продукции транспортного машиностроения вырос на 91% (с 30,3 млн долл. США до 58,1 млн долл. США) (РФ - 13%), станкостроения - на 41% (с 78,6 млн долл. США до 111,5 млн долл. США) (РФ - 4%), животноводства - на 40% (с 30,7 млн долл. США до 5,3 млн долл. США) (РФ - 21%), радиоэлектронной промышленности - на 27% (с 12,2 млн долл. США до 15,6 млн долл. США) (РФ - 30%).

Увеличение объемов экспорта в данных отраслях свидетельствует о том, что предприятия области за счет увеличения объемов производства смогли обеспечить не только потребности внутреннего рынка, но и прирост экспорта.

Рисунок 7 - Динамика импорта и экспорта 2016-2017 гг. (составлено авторами)

Заключение

В результате проведенного исследования необходимо сделать ряд ключевых выводов, отражающих основные сущностные аспекты достигнутых научных результатов.

Внешнее давление на российскую экономику побудило к активному изменению ее структуры. Наиболее оперативно реализуют программы импортозамещения промышленные предприятия, которые имеют надежных партнеров, обладающих новейшими технологиями. Вместе с тем, проведение реорганизации и модернизации производства требует не только определенного времени и ресурсов, но и качественной системы менеджмента. Создание нового оборудования предполагает разработку новых технологий и организационно-экономических инструментов для его внедрения. Эти технологии и инструменты должны обеспечить установку нового оборудования, его запуск, обучение персонала [4].

Таким образом, позитивно оценивая степень успешности управления политикой импортозамещения в Ростовской области, следует подчеркнуть, что залогом этого явились не только меры поддержки развития отдельных секторов региональной экономики, признанных приоритетными в региональном плане по импортозамещению в Ростовской области, но и привлечение новых источников инвестиций.

Основной долгосрочной задачей импортозамещения, безусловно, следует считать развитие отечественного экспорта. Импортозамещение может выступать лишь в качестве экономического инструмента, этапом эволюции в экспортном ориентировании. Поэтому процесс импортозамещения должен быть подчинен экспортному вектору развития экономики Ростовской области. Долгосрочная перспектива импортозамещения для открытой экономики бессмысленна. Ведь основной целью процесса им-портозамещения следует считать максимальную интеграцию региональной экономики в мировой рынок, с ориентацией бизнеса на внутреннее и экспортное производство продукции, особенно конкурентоспособной на мировых сегментах рынка.

Основная задача сегодня, как указано в Указе Президента от 07.05.2018, создание в базовых отраслях экономики, прежде всего, в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортоориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

К направлениям региональной экономической политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти, составляющие содержания региональной политики государства [5].

Список литературы

1. Kamilla G. Abazieval, Dmitry I. Stratan, Aleksandra V. Voronina, Milana V. Shevchenko. Strategy of Import Substitution in the Rostov Region: Results, Problems, Prospects. International Journal of Applied Business and Economic Research. ISSN: 0972-7302. available at http: www.serialsjournals.com.© Serials Publications Pvt. Ltd. - 2017. - Volume 15. - Number 23.

2. Воронина А.В. Кластерные инициативы в векторе отечественной инновационной политики / А.В. Воронина // В сборнике: Современные тенденции социального, экономического и правового развития стран Евразии сборник научных трудов. - 2016. - С. 408-416.

3. Деятельность Министерства - Международное сотрудничество Ростовской области с 2014 года. URL: http://mineconomikiro.ru (дата обращения: 10.06.2018).

4. Алуханян А.А. Импортозамещение в российской промышленности и экономическая безопасность // Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействия финансирования терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.У. Альбекова. - М.: Российская академия естественных наук, 2017.

5. Косенко Н.В., Шевченко М.В., Фролов Д.В. Экономика региона и валовый региональный продукт // KANT (научный журнал). - Ставрополь: СТАВРОЛИТ, 2014. - № 3 (12).

References

1. Kamilla G. Abazieval, Dmitry I. Stratan, Aleksandra V. Voronina, Milana V. Shevchenko. Strategy of Import Substitution in the Rostov Region: Results, Problems, Prospects. International Journal of Applied Business and Economic Research. ISSN: 0972-7302. available at http: www.serialsjournals.com.© Serials Publications Pvt. Ltd. - 2017. - Volume 15. - Number 23.

2. Voronina A.V. Klasternye iniciativy v vektore otechestvennoj innovacionnoj politiki / A.V. Voronina // V sbornike: Sovremennye tendencii social'nogo, ehkonomicheskogo i pravovogo razvitiya stran Evrazii sbornik nauchnyh trudov. - 2016. - S. 408-416.

3. Deyatel'nost' Ministerstva - Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Rostovskoj oblasti s 2014 goda. URL: http:// mineconomikiro.ru (data obrashcheniya: 10.06.2018).

4. Aluhanyan A.A. Importozameshchenie v rossijskoj promyshlennosti i ehkonomicheskaya bezopasnost' // Povyshenieehffektivnostiformimetodovrasprostraneniyasredinaseleniyaznanij povoprosamehkonomicheskoj i finansovoj bezopasnosti Rossii, bor'by s tenevymi dohodami, protivodejstviya finansirovaniya terrorizma, ehkstremizma, antigosudarstvennoj i destruktivnoj deyatel'nosti. Sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. / pod red. A.U. Al'bekova. - M.: Rossijskaya akademiya estestvennyh nauk, 2017.

5. Kosenko N.V., SHevchenko M.V., Frolov D.V. EHkonomika regiona i valovyj regional'nyj produkt // KANT (nauchnyj zhurnal). - Stavropol': STAVROLIT, 2014. - № 3 (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.