Научная статья на тему 'Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации: перспективы донской экономики'

Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации: перспективы донской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТАГНАЦИЯ / АГФЛЯЦИЯ / REINDUSTRIALIZATION / INSTITUTIONAL DESIGN / IMPORT SUBSTITUTION / NEW INDUSTRIAL POLICY / STAGNATION / AGFLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна

В статье анализируются четко тестируемые тенденции снижения темпов макроэкономической динамики России вследствие развивающейся с 2012 г. стагнации, перерастающей в рецессию. Обосновано возрастание роли государства как институционального инноватора, осуществляющего институциональное проектирование, в осложняющихся условиях экономического развития России в 2015 г., обусловленное действием ряда факторов. Оценены перспективы реализация стратегии импортозамещения, определены ее институциональные условия, в т.ч. на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL DESIGN OF REINDUSTRIALIZATION STRATEGY: PROSPECTS OF THE DON ECONOMY

Accurately tested tendencies of decrease in rates of macroeconomic dynamics of Russia owing to the evolving stagnation since 2012 transforming into recession are analyzed in the paper. The increasing role of the state as the institutional innovator who is carrying out institutional design, in the becoming complicated conditions of economic development of Russia in 2015, due to the action of a number of factors is proved. The realization prospects of import substitution strategy are estimated, its institutional environment, including at the regional level are defined.

Текст научной работы на тему «Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации: перспективы донской экономики»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

м

www.hjournal.ru

DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.1.046-054

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

В статье анализируются четко тестируемые тенденции снижения темпов макроэкономической динамики России вследствие развивающейся с 2012 г. стагнации, перерастающей в рецессию. Обосновано возрастание роли государства как институционального инноватора, осуществляющего институциональное проектирование, в осложняющихся условиях экономического развития России в 2015 г., обусловленное действием ряда факторов. Оценены перспективы реализация стратегии импортозамещения, определены ее институциональные условия, в т.ч. на региональном уровне.

Ключевые слова: реиндустриализация; институциональное проектирование;

импортозамещение; новая промышленная политика; стагнация; агфляция.

INSTITUTIONAL DESIGN OF REINDUSTRIALIZATION STRATEGY: PROSPECTS OF THE DON ECONOMY

BELOKRYLOVA OLGA, S.,

Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department of Economics, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

Accurately tested tendencies of decrease in rates of macroeconomic dynamics of Russia owing to the evolving stagnation since 2012 transforming into recession are analyzed in the paper. The increasing role of the state as the institutional innovator who is carrying out institutional design, in the becoming complicated conditions of economic development of Russia in 2015, due to the action of a number of factors is proved. The realization prospects of import substitution strategy are estimated, its institutional environment, including at the regional level are defined.

Keywords: reindustrialization; institutional design; import substitution; new industrial policy; stagnation; agflation.

JEL: B52, E31, L11, L80, L88.

Стагнационные тенденции макроэкономической динамики России четко тестируются с 2012 г., когда динамика роста ВВП снизилась до 3,4%, в 2013 г. - до 1,3%, в 2014 г. - до 0,6 % (Социально-экономическое положение, 2015. С. 7), а в 1 полугодии 2015 г. прогнозируется рецессия - падение ВВП на 6,4% в 2015 г. и 3,3% в

© Белокрылова О. С., 2015

Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации ...

47

2016 г. (Шаповалов, 2015). Хотя Ростовская область в 2014 г. развивалась существенно более высокими темпами, чем российская экономика в целом - рост ВРП составил 3%, но безусловно, на экономику регионов существенное влияние оказывает прогнозируемая траектория развития всей страны. Перспективы экономической динамики России в 2015 г. определяются рядом негативных факторов:

- ловушкой стагнации (Грозовский, 2014) с высокой вероятностью перерастания в рецессию;

- значительным, почти на 180% падением нефтяных цен - со 103 долл. в начале 2014 г. до 56,87 долл. на начало февраля 2015 г. (График котировок нефти, 2015) - и стабилизацией их на этом низком уровне, что негативно воздействует на эспортоориентированную, сырьевую экономику России;

- падением курса рубля более чем на 200% - с 32,66 руб. за доллар на 01.01.2014 г. до 66,06 руб. на 12.02.2015 г., что компенсировало доходы экспортеров и государства, снизившиеся вследствие падения котировок нефти;

- вынужденной стратегией импортозамещения, детерминируемой самоналоженным продовольственным эмбарго.

Введение и расширение экономических санкций со стороны США и ЕС по отношению к России в связи с конфликтом в Украине обусловили ответную реакцию России в форме запрета на ввоз ряда продовольственных товаров, машиностроительной и др. продукции из этих стран. Это объективно привело к росту темпов агфляции (ускоренному росту цен на продовольствие (Лекции в ЮФУ, 2014)) в 2014 г. до 11,4% вместо планируемых 5,5%, беспрецедентной для 2000-х годов месячной инфляции в январе 2015 г., когда ИПЦ составил 3,9%, что эквивалентно годовой инфляции на уровне 15%, снижению темпов роста банковского кредитования юридических лиц реального сектора до 5,5%, а объемов кредитования физических лиц - на (-1)% (Данные об объемах кредитов, 2014), снижению импорта и необходимости реализации новой вынужденной (принудительной) стратегии импортозамещения (Белокрылова, 2014. С. 6-13) на основе поиска новых источников роста.

Хотя реализация стратегии импортозамещения началась в 2014 г., однако прогнозируемые результаты реструктуризации внешней торговли не были достигнуты. Так, за 2014 г. и в январе-феврале 2015 г. не произошло ожидаемого поворота торговли на Восток вследствие обесценивания рубля и падения нефтяных цен, поскольку доля России на нефтяных рынках Китая, Кореи и Японии выросла в 2014 г. лишь на 1,5% - с 7,2% до 8,7% при снижении выручки экспортеров вместе с нефтяной ценой, несмотря на рост объемов поставки. В январе 2015 г. товарооборот с Китаем сократился на 36% против января 2014 г. Стагнационные тенденции развиваются и в рамках Таможенного союза (Евраза), хотя его доля в российской торговле составляет лишь 7%, а в 2014 г. товарооборот с Белоруссией уменьшился почти на 8%, с Казахстаном — на 10%. Торговля с Турцией упала на 5%. При этом торговля с США в 2014 г., несмотря на санкции, выросла на 6% (до 30 млрд. долл.), а с Германией почти не изменилась - 70 млрд.долл. (Социально-экономическое положение, январь, 2015. С. 98, 102-104).

В сложившихся условиях, на наш взгляд, единственным возможным вариантом реализации стратегии импортозамещения выступает реиндустриализация, которая трактуется для развитых стран как решоризация (возврат) (More Than a Third of Large Manufacturers, 2012) промышленного производства, перенесенного за последние три десятилетия в развивающиеся страны, в результате чего мировыми регионами-производителями стали Китай, Малазия, Центральная Америка (Manyika, 2012), а для России - воссоздание прежде всего первого подразделения (производства средств производства) на инновационной основе шестого технологического уклада посредством нового строительства или радикальной модернизации существующих промышленных

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

48

Белокрылова О. С.

предприятий.

Особенностью российской реиндустриализации является одновременность, параллельность процессов формирования шестого технологического уклада, основанного на нано- и биотехнологиях, проникновения информационно -коммуникационных технологий во все сферы и отрасли не только производства, но и общественной жизни в целом, т.е. создание предшествующего, пятого технологического уклада, а также восстановления, конечно, на новой технологической основе полуразрушенного четвертого технологического уклада (индустриализированной промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей).

Реализация стратегии реиндустриализации объективно требует институционального проектирования, т.е. идентификации и внедрения эффективных формальных норм государством как институциональным инноватором. Институциональное проектирование новой промышленной политики осуществлено в Федеральном законе 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», специфика которой определяется ее непосредственной целеориентацией на реализацию стратегии реиндустриализации. Ее необходимость как общецивилизационного вектора экономического развития четко высветил глобальный кризис 2008-2009гг. Поэтому многие развитые страны увеличивают объемы государственных расходов на стимулирование промышленного развития. Однако положительное влияние государственных расходов на реиндустриадизацию в большей мере детерминируется их составом, а не размером. Это доказали Barro R. J. и Sala-i-Martin X. (Barro and Sala-i-Martin, 1995), выделившие в структуре

государственных расходов производительные расходы - коммунальные услуги, национальная безопасность, образование, здравоохранение, жилье, охрана окружающей среды, - которые являются "благоприятными для роста расходами" (European Commission, 2012).

В рамках институционального проектирования Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" вводит новый институт -специальные инвестиционные контракты (Федеральный закон 488-ФЗ, 2014), которые должны дать толчок для комплексного развития всего промышленного потенциала.

Опыт массовой институциональной практики эффективного инвестирования, аналогичной институту специальных инвестиционных проектов, накоплен в Венгрии. Так, в обязательства инвесторов было вменено: реализация инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности регионов с уровнем безработицы более 15%; рост на 500 чел. средней численности занятых. В свою очередь, государство принимало на себя обязательство предоставить инвестору индивидуальные налоговые льготы. В результате за 10 лет (1995- 2005 гг.) по объему иностранных инвестиций на душу населения Венгрия вышла на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы. Некоторые аналоги анализируемого института есть и в России: выдача квот на вылов рыбы при условии строительства судов на территории РФ под российским флагом; режим «промышленной сборки» в автомобильной промышленности; льготный доступ к лесным ресурсам в обмен на инвестиции в переработку этих ресурсов.

Вторым новым проектируемым институтом должны стать Государственные фонды развития промышленности (Федеральный закон 488-ФЗ, 2014),

деятельность которых целеориентирована на повышение доступности займов на финансирование производственно-технологических проектов, стимулирование модернизации и создания новых производств на базе наилучших доступных технологий, а также стимулирование производства конкурентоспособной продукции, обеспечивающей рыночное импортозамещение. Государственные фонды будут предоставлять целевые заемы на период от 5 до 7 лет под ставку в 5% годовых. Объем финансирования Государственных фондов развития

Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации ...

49

промышленности до 2018 г. составит 70 млрд. руб.

В Ростовской области институционализация регионального Фонда развития промышленности целесообразна на базе одного из существующих объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса - Гарантийного фонда Ростовской области - с предоставлением этому новому институту в пределах возможности бюджета следующих полномочий:

- выделение субсидии субъектам инновационной деятельности на возмещение части капитальных затрат, связанных с производством инновационной, импортозамещающей продукции;

- софинансирование затрат на проведение НИОКР по отобранным приоритетным темам, направленным на освоение импортозамещающей продукции, не имеющей аналогов в России;

- субсидирование лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования для целей импортозамещения;

- подписание специальных инвестиционных контрактов.

Кроме этого, с целью обеспечения приоритетного финансирования проектов реиндустриализации необходима корректировка областного закона о государственно -частном партнерстве.

Следует отметить, что в Ростовской области перспективы 2015 г. немного лучше, чем по России в целом. Доходы бюджета за счёт федеральных дотаций увеличены до 122,4 млрд. руб., расходы составят 132 млрд. руб., дефицит - почти 10% доходной части. Рост валового регионального продукта прогнозируется на уровне 2,1%, промышленности — на 2,2%, строительства — на 2,9%, инвестиций — на 5,1% до 270 млрд. руб. Но необходимо подчеркнуть, что все эти прогнозируемые показатели все же ниже уровня 2014 г. Это свидетельствует о том, что и до Ростовской области докатилась, к счастью, пока только стагнация.

Хотя Ростовская область является индустриально-аграрным регионом, но все-таки основу донской экономики составляет промышленность - 22,6%, а вместе с транспортом, связью и строительством — 42,3% ВРП (Стратегия социальноэкономического развития Ростовской области, 2011). В число доминирующих видов деятельности, обеспечивающих 75% отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности, входят: «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий», «Производство транспортных средств и оборудования», «Производство кокса и нефтепродуктов», «Производство машин и оборудования».

Рост в промышленности в 2014 г. составил 104,9% при ее динамике по России в целом в 101,7% и прогнозируемом росте донской промышленности на 2015 г. в 103,2%. Этот общий показатель складывался из достаточно высокой динамики ряда отраслей: в обрабатывающей промышленности - 105,6% при среднем по России 102,1%, добыча топливно-энергетических ресурсов - 107,4% (в среднем России 101,4%). Однако в некоторых отраслях положение несколько хуже. Например, в электроэнергетике падение составило 0,9%, а в среднем по стране - 0,1%. Следует также указать на наметившееся в конце 2014 г. падение промышленного производства в области - в ноябре на 15,6% по сравнению с ноябрем 2013 г. В январе 2015 г. в Ростовской области зафиксирован прирост в 7 из 14 видов деятельности обрабатывающих производств - от 10,3% до 59,9%, а также в сельском хозяйстве (Социально-экономическое положение Ростовской области, 2015. С. 3, 7, 8).

Общий объем инвестиций за 2014 г. в Ростовской области составил 106 млрд. руб. - на 17,8% выше прогнозируемого показателя при снижении инвестиций по России в целом на 2,5%. Общие расходы на поддержку промышленности и энергетики области в 2014 г. были запланированы на уровне 1 304,3 млн. руб., однако освоено лишь 606,9 млн. руб. (46,5%), т.к. средства федерального бюджета (306,3 млн. руб.) были доведены до Ростовской области только 16 декабря 2014 г. и возвращены в установленном порядке.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

50

Белокрылова О. С.

При этих положительных тенденциях развитие стагнации в экономике России объективно детерминирует осложнение финансово-экономического состояния ряда крупных градообразующих предприятий региона. Так, с 1 февраля 2015 г. градообразующее предприятие г. Новочеркасска - завод "НЭВЗ'' приостановил работу основных цехов в связи с неопределенностью финансовых поступлений от основного заказчика - «Российских железных дорог» (РЖД). В условиях 10%-го секвестирования бюджета 2015 г., затронувшего, видимо, и инвестиционную программу ОАО «Российские железные дороги», в одностороннем порядке было приостановлено исполнение контракта с ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод», в частности, РЖД намеревалась вернуть заводам-изготовителям отгруженную в январе 2015 г. продукцию, а т.с. Новочеркасскому электровозостроительному заводу - 2 локомотива «Ермак», хотя РЖД планирует в 2015 г. закупить подвижной состав на 88 млрд. руб. После переговоров с ОАО «Российские железные дороги» речь стала идти о приостановке закупки электровозов лишь до апреля. Из 14 локомотивов, запланированных к поставке в феврале, 8 были укомплектованы полностью, остальные — на 50-80%. В марте после вмешательства Правительства Ростовской области и организации кредитования НЭВЗа с целью финансового обеспечения производственной деятельности завода, обеспечившей закупку комплектующих, завод продолжил работать. Для стабилизации деятельности НЭВЗа разработан ряд мер, направленных на ускорение финансирования Министерством финансов РФ ОАО «РЖД», возобновление приемки и оплаты локомотивов ОАО «РЖД», сохранение объема закупки электровозов на уровне 2014 г., обеспечение кредитования текущей и инвестиционной деятельности предприятия, подачу заявки в формируемый Фонд поддержки промышленности, заключение договора с Минпромторгом РФ о реализации инвестпроекта ООО НЭВЗ.

В целях стабилизации деятельности предприятия в области идет поиск дополнительной загрузки завода. В рамках стратегии импортозамещения (План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка предприятий Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию») НЭВЗ реализует три инвестиционных проекта: локализация производства тяговых двигателей;

организация производства генераторов переменного тока, имеющая большое значение для обеспечения экономической безопасности в сфере железнодорожного транспорта, так как позволяет отказаться от закупки генераторов украинского производства и удовлетворить потребности ОАО «РЖД» в тепловозах в рамках программы импортозамещения (включен Минпромторгом РФ в декабре 2014 г. в перечень комплексных инвестиционных проектов); организация производства тяговых электродвигателей для тепловозов. Кроме того, согласно стратегии импортозамещения целеориентирован на производство комплектов электрооборудования, первого в РФ грузового электровоза 5-го поколения «Скиф», самого мощного в мире 4-х секционного грузового электровоза «Ермак». Но все дело даже не в потребности в этой продукции для экономики - она чрезвычайно насущна, речь идет о поиске источников финансирования. В этой связи вызывает озабоченность финансирование Правительством РФ в рамках антикризисного плана банков в размере 1 трлн. руб., а не реального сектора и даже уже произведенной продукции, тем более что РЖД - государственная компания, 100% акций которой принадлежит Российской Федерации.

Существенную роль в развитии промышленности в области и организации производства импортозамещающей продукции играет аудит и загрузка незадействованных мощностей промышленных предприятий. На начало 2014 г. общая площадь незадействованных площадей составила около 500 тыс. м2 и загружено было в 2014 г. более 80 тыс. м2.

Высокую значимость для ускорения реиндустриализации в области имеет также институционализиция кластерной политики, в рамках которой на территории области формируются в настоящее время в сфере промышленного производства

Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации ...

51

вертолетостроительный и швейный кластер.

В сентябре 2014 г. подписан Меморандум между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Правительством Ростовской области и Государственной корпорацией «Ростех», целью которого является сотрудничество сторон по созданию на территории Ростовской области вертолетостроительного кластера. Для этого ОАО «Роствертол» реализует комплексный проект по строительству производства перспективного скоростного вертолета, центра компетенции по производству изделий из композитных материалов общей стоимостью 20 млрд. руб. в 2015-2020 гг., обеспечивающих создание 10 тыс. новых рабочих мест.

В состав кластера к 2020 г. войдут летно-испытательный комплекс, сборочное производство вертолетов, центр компетенции по производству композитных лопастей и других изделий из композитных материалов, центр поддержки эксплуатации вертолетной техники Министерства обороны РФ в Южном военном округе и филиал вертолетной академии для обучения и переобучения специалистов в интересах Министерства обороны РФ и в рамках военно-технического сотрудничества. В результате кластеризации производственные мощности Росвертола будут локализированы в районе г. Батайска.

Формированиерегионального кластера легкой промышленности, якорным предприятием которого выступает ООО «БТК Текстиль» (г. Шахты), завершится в 2015 г. В первом квартале 2015 г. планируется запуск нового производства высокотехнологичных тканей из синтетических волокон, трикотажа и утеплителя. В кластер войдут ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», выпускающая импортозамещающую детско-подростково-молодежную одежду (60 млн. штук в год) и вложившая в 2014 г. в создание автоматизированного логистического центра более 3 млрд. руб.; ОАО «Донецкая мануфактура М», производящая конкурентоспособные халаты, полотенца, постельное белье и завершающая реализацию проекта по созданию импортозамещающего производства

высокотехнологичных тканей из синтетических волокон для силовых структур, активного отдыха, технического текстиля; ЗАО «Меринос», осуществляющее выпуск ковров и полипропиленовых нитей.

В начале 2015 г. институционализировано создание инновационнотехнологического кластера «Южное созвездие», объединяющего 14 якорных предприятий, обеспечивающих развитие авиакосмической, морской, атомной и др. наукоемких высокотехнологичных отраслей: ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева», ОАО «Алмаз», ЗАО «Бета ИР», ОАО «Градиент», Южный федеральный университет, ОАО «НПП космического приборостроения “Квант” и др. В качестве целей институционализации нового кластера выступают консолидация производственного, научно-образовательного, инновационного, организационного, административного потенциала организаций-участников, содействие развитию научной, производственной, организационной кооперации, создание высокотехнологического производства, внедрение технологических инноваций за счет обеспечения эффективного взаимодействия науки, бизнеса и власти. В целом реализация кластерной политики является ключевым инструментом развития инновационного потенциала региона.

В перспективе, на наш взгляд, целесообразна разработка дорожной карты по развитию кластера поставщиков высокотехнологичной импортозамещающей продукции предприятий Ростовской области в интересах ОАО «Газпром» (Атоммашэкспорт, Красный котельщик, Эскорт, ВЗМЭО,

Турбулентность-Дон). В регионе уже создан IT-парк с управляющей компанией ОАО «Региональная корпорация развития».

В Стратегию развития отрасли информационных технологий в донском регионе на 2015-2020 годы включено формирование ИТ-кластера Ростовской

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

52

Белокрылова О. С.

области, который увеличит число рабочих мест и окажет положительное влияние на экономику региона. В рамках реализации стратегии планируется увеличение в регионе объемов производства собственных информационных продуктов, востребованных на российском и мировом рынках, развитие электронного правительства, продвижение ИТ-образования, ликвидация кадрового голода в отрасли и др. Особый акцент сделан на развитие информационных и коммуникационных технологий в сфере туризма и транспорта. Для Ростовской области — региона-участника чемпионата мира по футболу 2018 г. — это приобретает особое значение.

Наконец, поскольку важнейшим конкурентным преимуществом Ростовской области выступают благоприятные условиях для производства сельскохозяйственной продукции, то на территории области целесообразно также создание и необходима формальная институционализация агропромышленного кластера. Дополнительным аргументом в этом отношения выступает нарастание негативных тенденций в сфере АПК: самоналоженное продуктовое эмбарго в условиях традиционно высокой доли импорта в структуре потребления населения России продовольствия на уровне 30% и ежегодного продовольственного импорта в объеме 40 млрд. долл., привело к его падению в январе 2015 г. на 42% или на 1,5 млрд. долл. по сравнению с январем 2015 г. при росте отечественной сельхозпродукции лишь на 2,8% и общем падении розничной торговли продуктами питания в РФ на 5,5% (Шелин, 2015).

Таким образом, институционализация стратегии реиндустриализации и импортозамещения выступает необходимой предпосылкой реализации новой промышленной политики в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белокрылова О. С. (2014). Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 5, № 3, с. 6-13.

График котировок нефти. (http://www.nefttrans.ru/info/quotes/gr.php - Дата обращения: 11.02.2015).

Грозовский Б. (2014). Ловушка стагнации: сколько лет потеряет российская экономика. (http://www.forbes.ru/mneniya-column/krizis/243187-lovushka-stagnatsii-skolko-let-poteryaet-rossiiskaya-ekonomika - Дата обращения: 20.02.2015).

Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям. 2014 год. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-3-1_14.htm&pid=pdko_sub&sid=dopk - Дата обращения: 12.02.2015).

Лекции в ЮФУ. О. С. Белокрылова: "Место и роль госзакупок в современной экономике", 2014. (http://www.youtube.com/watch?v=-QJb5D6u2fU).

План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка предприятий Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию». Постановление Правительства Ростовской области от 29.09.2014. (http://donland.ru/).

Социально-экономическое положение России. Январь-декабрь 2014 года. М.: ФСГС, 2015. С. 7.

Социально-экономическое положение России. Январь 2015 года. М.: ФСГС,

2015.

Социально-экономическое положение Ростовской области в январе 2015 года. Доклад. Ростов-на-Дону: РОССТАТ, 2015.

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, (2011). (http://donland.ru/Default.aspx?pageid=85416#g1 - Дата обращения:

11.02.2015).

Институциональное проектирование стратегии реиндустриализации ...

53

Федеральный закон 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.21.2014. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 173119/ - Дата обращения: 15.02.2015).

Шаповалов А. (2015). Краеугольный баррель // Коммерсантъ, 12 марта. Шелин С. (2015). Плоды «импортозамещения» // The New Times, 28 февраля. (http://www.newtimes.ru/articles/detail/95169/ - Дата обращения: 05.03.2015).

Barro R. J. and Sala-i-Martin X. (1995) Economic growth. New York: McGraw Hill, 1995.

European Commission. The Quality of Public Expenditures in the EU. Occasional Papers. 2012.

Manyika J., Sinclair J. and Dobbs R. (2012). Manufacturing the future: The next era of global growth and innovation. November. (http://www.mckinsey.com/ insights/manufacturing/the_future_of_manufacturing).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

More Than a Third of Large Manufacturers Are Considering Reshoring from China to the U.S. Press Releases April 20, 2012. (http://www.bcg.com/media/ pressreleasedetails.aspx?id=tcm:12-104216 - Дата обращения: 10.03.2015).

REFERENCES

Belokrylova O. S. (2014) Institutional modernization strategy of economic development in conditions of forced import substitution. Journal of Economic Regulation, vol. 5. no 3. pp. 6-13. (In Russian).

Schedule of Oil Quotations. (http://www.nefttrans.ru/info/quotes/gr.php - Access Date: 02.03.2015). (In Russian).

Grozovsky B. (2014). Traps stagnation: how many years the Russian economy will lose. (http://www.forbes.ru/mneniya-column/krizis/243187-lovushka-stagnatsii-skolko-let-poteryaet-rossiiskaya-ekonomika - Access Date: 02.03.2015). (In Russian).

Data on Volumes of Loans, Deposits and Other Funds Provided to Organizations, Individuals and Credit Institutions. 2014. (http://cbr.ru/statistics/ print.aspx?file=bank_system/4-3-1_14.htm&pid=pdko_sub&sid=dopk — Access Date:

18.02.2015) . (In Russian).

Lectures in SFU. Belokrylova O. S. "The place and role of public procurement in the modern economy". (http://www.youtube.com/watch?v=-QJb5D6u2fU - Access Date:

10.03.2015) , 2014. (In Russian).

Plan ("Roadmap") "Support for Enterprises of Rostov Region, Producing Import-Substituting Products"). Resolution of the Government of the Rostov region on 29.9.2014 (http://donland.ru/ - Access Date: 15.02.2015). (In Russian).

Social-Economic Situation in Russia. January-December 2014. Moscow, Federal State Statistics Service, 2015. P. 7. (In Russian).

Social-Economic Situation in Russia. January 2015. Moscow, Federal State Statistics Service, 2015. (In Russian).

Social-Economic Situation of the Rostov Region in January 2015. Report. Rostov-on-Don: Rosstat, 2015. (In Russian).

The Strategy of Social-Economic Development of the Rostov Region until 2020. (2011). (http://donland.ru/Default.aspx?pageid=85416#g1- Access Date: 11.03.2015). (In Russian).

Federal Law 488-FZ "On the Industrial Policy in the Russian Federation" Dated 31.21.2014. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119 - Access Date:

02.02.2015) (In Russian).

Shapovalov A. (2015). Corner barrel. Kommersant, March 12. (In Russian). Schelin C. (2015). Fruits "import substitution». The New Times, February 28. (http://www.newtimes.ru/articles/detail/95169/ - Access Date: 07.03.2015). (In Russian). Barro R. J. and Sala-i-Martin X. (1995). Economic growth. New York, McGraw

Hill.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №1. 2015

54

Белокрылова О. С.

European Commission. The Quality of Public Expenditures in the EU. Occasional Papers. 2012.

Manyika J., Sinclair J. and Dobbs R. (2012). Manufacturing the future: The next era of global growth and innovation. November. (http://www.mckinsey.com/insights/ manufacturing/the_future_of_manufacturing — Access Date: 11.02.2015).

More Than a Third of Large Manufacturers Are Considering Reshoring from China to the U.S. Press Releases April 20, 2012. (http://www.bcg.com/media/ pressreleasedetails.aspx?id=tcm:12-104216 - Access Date: 02.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.