JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
СЛОВО РЕДАКТОРА
www.hjournal.ru
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ
БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: belokrylova@mail.ru
В статье анализируются институциональные условия достижения эффективности принудительной стратегии импортозамещения, детерминируемой разрывом хозяйственных связей с Украиной, экономическими санкциями Запада против России и ответным запретом ввоза ряда продовольственных товаров. Обоснована необходимость институционального проектирования в рамках радикальной трансформации экономической политики в сторону импортозамещения, предложены новые институты эффективной стратегии импортозамещения.
Ключевые слова: реиндустриализация; импортозамещение; институциональные условия импортозамещения; институты импортозамещения; изменение вектора экономической политики; новая стратегия экономического развития.
INSTITUTIONAL MODERNIZATION OF ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY IN THE CONDITIONS OF COERCION TO IMPORT SUBSTITUTION
BELOKRYLOVA OLGA, S.,
Doctor of Economic Sciences (PhD), Professor of the Department «Economic Theory»,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: belokrylova@mail.ru
The author analyzes the institutional conditions for achieving the effective enforcement strategy of import substitution, determined by rupture of economic communications with Ukraine, economic sanctions by the West against Russia and a number of retaliatory ban on importing food products. The necessity of institutional design within radical transformation of economic policy towards import substitution is proved, new institutes of import substitution effective strategy are offered.
Keywords: reindustrialization; import-substitution; institutional conditions of import-substitution; import-substitution institutions; change of economic policy vector; new strategy of economic development.
JEL: B52, Oil, О24.
Содержание нового номера нашего журнала, отвечая императивам современной экономической ситуации в России, существенно изменившейся под влиянием введенных экономических санкций со стороны США и ЕС и мер ответного реагирования России, во-первых, традиционно характеризуется анализом институционально-экономических проблем (Сухарев О. С. Структурный анализ собственности: принцип оптимума; Ширяев И. М. Экономическое значение
© Белокрылова О. С., 2014
образования в контексте теорий социального капитала и групп интересов; Вовченко Н. Г., Фильчакова Н. Ю. Институциональная стратегия формирования модели мониторинга и прогнозирования риска вовлечения банка в легализацию преступных доходов), а во-вторых, включает ряд статей, посвященных исследованиям перспективных направлений экономической политики государства (Сафиуллин А. Р. Эволюция макроэкономической политики и регулирования: на пути к экономике знаний; Колычева Ж. Я., Ячник Н. С. Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне; Черкасова Т. П., Узденов А. Д. Человеческий капитал как базовый элемент механизма управления инновационно -ориентированным ростом региона).
Действительно, буквально в последние месяцы четко тестируется радикальное изменение стратегии экономической политики России, детерминируемое разрывом хозяйственных связей с Украиной, экономическими санкциями Запада против России, которые обусловили существенное изменение экспортно-импортного баланса приграничных территорий, например, прекращение импорта комплектующих для машиностроительного сектора Ростовской области, а также ряда других товаров промышленного назначения, обеспечивающих реализацию политики модернизации экономики. Кроме того, как подчеркивается в Указе Президента РФ от 01.07.2014 № 483 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития1. Наконец, двухлетний опыт членства России в ВТО вновь поставил на повестку дня остроактуальный для отечественной новейшей истории вопрос импортозамещения и в целом повышения конкурентоспособности национального производства.
Имеющиеся теоретико-практические исследования в рамках
неортодоксальных течений экономической мысли учитывают роль специфических институциональных факторов при реформировании национальных экономик. Но исследования экономической политики государства как институционального инноватора, в частности, радикально меняющего ее стратегию через ориентацию на импортозамещение, как правило, сводится к изучению отдельных экономических моделей без необходимых теоретических обобщений. Однако на современном этапе именно государство вновь выступает институциональным инноватором, конституирующим направленность социально-экономических преобразований через изменение стратегии экономической политики. В российской экономической науке вопрос эффективности институциональных преобразований экономической политики государства приобретает особую остроту в связи с необходимостью обеспечения теоретико-методологическим и управленческим инструментарием не только перехода к растущим темпам экономического развития, но и выбора приоритетных факторов импортозамещения вследствие неблагоприятной международной конъюнктуры.
Исследования институциональных оснований государственной экономической политики осуществляются в рамках фундаментальных теорий и концептов ордолиберализма, институциональной и эволюционной экономической теории. Значимость комплексного подхода к разработке и реализации мер экономической политики по институциональному проектированию подчеркивается в работах представителей французского направления институционализма и теории регуляции (М. Аглиетта, Р. Буайе, Ж. Сапир, О. Фавро). Исследования экономической политики во взаимосвязи с институциональным рыночным окружением проводятся представителями австрийской школы (И. Кирцнер, К. Менгер, Л. Мизес, М. Ротбард, Ф. Хайек, Ф. Шостак и др.).
1 См.: Указ Президента РФ № 483 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.». 2014. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165072/).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
В рамках эволюционной экономики как научной парадигмы формируются автономные течения, наиболее плодотворным из которых является неоэволюционная экономическая теория, анализирующая зависимость результатов институциональных преобразований от предшествующей траектории развития ( path dependence). Вместе с тем критика концепции зависимости от предшествующего пути развития с позиций неоклассики осуществлена С. Лейбовицем и С. Маргулисом.
Важнейшую функцию институционального инноватора выполняют группы со специальными интересами, фундаментальный анализ роли которых в формировании и функционировании институциональной структуры экономики проведен в работах М. Макгира, М. Олсона.
В отечественной научной литературе исследования механизмов радикальных преобразований государственной экономической политики с позиций институционально-эволюционного подхода представлены в работах В. И. Маевского,
В. Л. Макарова, А. Н. Нестеренко, В. М. Полтеровича и др.
В институциональной теории, в отличие от неоклассической, акценты в обосновании экономической политики смещены с поиска оптимального распределения ограниченных ресурсов на анализ институтов — спонтанных и формальных правил с механизмами принуждения к их выполнению, которые способствуют или препятствуют успеху такой политики, и трансакционных расходов, сопровождающих взаимоотношения экономических субъектов. Причинная зависимость между институтами и экономическим ростом остается предметом оживленных дискуссий: в частности, согласно одной точке зрения —
«институциональной гипотезе» — институты возникают экзогенно под влиянием социально-исторических, географических и иных внешних факторов, а в дальнейшем оказывают влияние на экономический рост (Acemoglu, Johnson and Robinson, 2005); альтернативная «гипотеза развития» исходит из того, что институты совершенствуются в процессе экономического роста и выступают результатом, а не предпосылкой последнего (Glaeser, La Porta, Lopez-de-Silanes and Shleifer, 2004).
Эти теоретические достижения современного неоинституционализма позволяют дифференцировать институциональные условия стратегии импортозамещения конца 1990-х гг. и современного принуждения России к локализации производства ряда западных критических технологий и продовольственных товаров внутри страны. Так, кризис 1998 г., сопровождавшийся в России дефолтом, обесценил рубль и тем самым создал благоприятные конкурентные условия для отечественного производства путем замещения стремительно (на 500%) подорожавшего импорта. В результате с 1999 г. российская экономика вступила в этап восстановительного роста, источником которого является введение в действие простаивающих в условиях масштабного трансформационного спада 1991-1998 гг. мощностей. Отечественное производство росло тогда за счет двух факторов: расширяющегося сырьевого экспорта и постдефолтного эффекта для фирм, работающих на внутренний рынок, т.е. осуществляющих импортозамещение как новую стратегию государственной экономической политики, целеориентированную на локализацию внутри страны производства ряда ранее импортируемых товаров за счет переориентации внутреннего спроса. Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет введения простаивающих мощностей, т.е. восстановительного роста, обеспечившего импортозамещение.
Таким образом, если целью стратегии импортозамещения после кризиса 1998 г. было ускорение экономического развития, то в настоящее время она трансформировалась в вынужденную необходимость обеспечения суверенитета страны во внешней торговле в условиях высоких геополитических рисков. Следовательно, современная стратегия импортозамещения для России является вынужденной, к этому нас принудили экономические санкции США и ЕС. Основными принципами такой модернизации экономической стратегии — от
экспортоориентации к импортозамещению — выступают устойчивость, совместимость, выполнение поставленных задач (Аверкиева и Белокрылое, 2013.
С. 28).
Безусловно, рассчитывать на то, что производители (в промышленности и сельском хозяйстве) начнут производство попавших под санкции, прежде всего, критических технологий и продовольственных товаров (почти 10 %
сельскохозяйственного импорта)2 не приходится. Конечно, мы ищем новых поставщиков из Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Армении, Китая, Швейцарии, Латинской Америки и ориентируемся на локализацию производства в России (Lossan, 2014). Но для масштабного развертывания производства нужны инвестиции, поскольку простаивающих мощностей, ставших фактором восстановительного роста в 1999-2002 гг., уже не осталось. Например, в Аксайском, Азовском и Неклиновском районах Ростовской области начато строительство высокотехнологичных тепличных комплексов с объемом инвестиций в 5 млрд. руб.3.
Очевидно и другие проекты, особенно в промышленности, требуют масштабных инвестиций. На международном инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2014 г. власти Ростовской области подписали инвестиционные соглашения на 100 млрд. руб. (2,6 млрд. долл.), половина которых целеориентирована на решение проблемы импортозамещения в условиях западных санкций через создание предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, в частности, строительных и по производству оборудования для виноделия. Общий объем инвестиций в экономику области по итогам 2014 г. составит более 256,4 млрд. руб., что превысит уровень 2013 г. на 5 млрд. руб.4.
Поэтому оттока инвесторов из-за санкций, которые ввели в отношении России Евросоюз и США, не ожидается. Экономика области в последние три года растет более высокими темпами, чем среднероссийские показатели, хотя в 2014 г. темпы роста несколько замедлятся.
Однако в целом экономическая ситуация, сложившаяся в России, характеризуется как стагнация. Замедление темпов экономического роста в России — после активной фазы выхода из кризиса в 2010-2011 гг. с темпами 4,3-4,5% в 2012 г. темпы роста замедлились до 3,4%, а в 2013 г. — до 1,3%5, присоединение новых территорий, требующее масштабного инвестирования в развитие транспортных коммуникаций, экономические санкции со стороны ряда стран — все эти факторы существенно осложняют процесс аккумуляции инвестиций для импортозамещения и требуют принципиальных институциональных преобразований экономической политики. При этом следует учитывать, что в 2013 г. динамика инвестиций составила 99,7%6, но снижение обусловлено фактически прекращением государственного инвестирования в связи с завершением крупных проектов — Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, АТС во Владивостоке7, в то время как частные инвестиции за прошлый год выросли на 10%, а прямые иностранные — на 40-50% (Ивантер, 2014. С. 16). Поэтому для того, чтобы западные и наши ответные санкции стали локомотивом перестройки отечественной экономики, необходимо формирование новых институтов, прежде всего, государственного инвестирования, причем для реализации этого исторического рывка по радикальному изменению
2 См.: Russia sanctions: Manageable - disastrous if prolonged. Monitor global outlook, MOSCOW. AUGUST 01, 2014. (http:// www.monitorglobaloutlook.com/Strategic-Outlook/2014/08/Russia-sanctions-Manageable-disastrous-if-prolonged).
3 См.: В Ростовской области построят современные теплицы. 2011. (http://agro.ru/news/news.aspx?p=20716).
4 См.: Ростовская область потратит 140 млрд рублей на экономику в 2015 году. 2014. (http://news.mail.ru/inregions/ south/61/economics/19755958/ ?frommail= 1 ).
5 См.: Социально-экономическое положение России. Январь-декабрь 2013 года. 2014. М.: ФСГС. С. 7.
6 Там же.
7 Некоторые проекты все-таки реализуются (в Ростовской области начинается строительство стадиона на 45 тыс. мест к футбольному ЧМ-2018 с общим объёмом финансирования 85,4 млрд. руб.) (См.: Стадион и аэропорт к футбольному ЧМ-2018 в Ростове начнут строить в ноябре. 2014. (http://news.mail.ru/inregions/south/61/economics/19799065/? frommail=1)) или намечены к реализации - до 2022 г. планируется строительство 50 тыс. км современных автобанов, стоимостью до 10 трлн. руб. (См.: Владимир Путин провёл заседание Государственного совета. 2014. (http://www.putm-today.ru/archives/5694)).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
вектора экономической политики отводится не более трех-пяти лет в пределах 20152020 гг. Кстати, в третий раз меняется Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года, первоначально скорректированная глобальным кризисом 2008-2009 гг., а также в соответствии с недавно принятой Дорожной картой содействия импортозамещению8, а также другие затрагиваемые программы.
В качестве институциональных условий (правил) достижения эффективности принудительной стратегии импортозамещения, на наш взгляд, выступают:
- ориентация на компенсацию замещения критических импортных технологий
(электронно-компонентная база, наукоёмкое станкостроение,
инструментальная промышленность, оборудование для нефтегазового комплекса, промышленность катализаторов для химии и нефтехимии), в частности, чтобы заменить высокотехнологичные западные технологии защиты в рамках реализации военной программы перевооружения, требуется 700 млрд. долл.9;
- предотвращение скатывания к политике догоняющего развития (Карлусов, 2009), консервирующей воспроизводство устаревающих импортных технологий.
Реализация этих институциональных условий позволяет предложить следующие новые институты ("включающие все формы ограничений, сформированных человеком для придания предельной четкости и прозрачности координации действий в тех или иных условиях" (Жук, 2011. С. 19) эффективной стратегии нмиортозамещения:
- единая контрактная система, агрегирующая процессы планирования,
осуществления и инфорсмента госконтрактов по закупкам (Belokrylov, 2013), обеспечивающая концентрацию 8 трлн. руб. федерального бюджета на закупку продукции и услуг отечественных производителей, которые к тому же имеют ценовое преимущество (до 15% цены госконтракта)10;
- институт проектного финансирования, обеспечивающий для субъектов
наиболее критически важных секторов экономики комфортные правила
кредитования в условиях закрытия глобальных рынков капитала и высокого риска и неопределённости для банков длинных проектов с высокой степенью капиталоёмкости (10-15 лет) и отсутствия залоговой базы, что детерминирует рост цены кредита, в то время когда западные финансовые институты предоставляют кредитный ресурс для экспорта по уровню 1,5-2%;
- институт качественного отбора инвестиционных проектов в оборонно -
промышленном комплексе, ипотечном кредитовании и в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с использованием современной финансовой экспертизы и механизма их приоритизации, законодательная институционализация облигаций, выпускаемых для обеспечения этих
проектов, в качестве объекта залога России на условиях кредита для конечного заёмщика по рефинансированию не выше, чем ключевая процентная ставка плюс 1% (банки фондируются в Банке России по ключевой процентной ставке минус 1%) и предоставление федеральным бюджетом специальных бюджетных гарантий на не менее, чем 25% общего объёма инвестиционных кредитов;
- институционализация механизмов использования средств Фонда
национального благосостояния для финансирования крупных проектов по льготной ставке: инфляция плюс 1%;
8 См.: Распоряжение Правительства РФ № 1948-р «План мероприятий ("дорожная карта") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». 2014. (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/ LAW/169593/4294967295/0).
9 См.: Russia Brainstorms Strategy to Replace Banned Western Defense Imports // The Moscow Times, Aug. 14. 2014. (http:// www.themoscowtimes.com/business/article/russia-brainstorms-strategy-to-replace-banned-western-defense-imports/505133.html).
10 См.: Приказ Министерства экономического развития РФ N° 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 2014. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160826/?frame=88).
- институт таргетирования (контроля) инфляции в целях снижения издержек банковской системы (стоимости пассивов для банков);
- институты стимулирования несырьевого экспорта (с темпом роста в 6%)п, обеспечивающие поддержку конкурентоспособности отечественного производителя (экспортные кредиты, субсидирование процентных ставок на сумму по 10 млрд. руб. в 2015-2017 гг.), как страхование предпринимательских и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий;
- институт гарантийной, страховой и кредитной поддержки экспорта на базе двух имеющихся агентств: ЭКСАР и Росэксимбанка с капитализацией в 10, 20 н 30 млрд. руб. за 2015-2017 гг.;
- институт сервисной поддержки российских компаний на базе российских торгпредств;
- региональные институты поддержки экспорта, обеспечивающие информационную, юридическую и иную нефинансовую поддержку конкурентоспособности экспортеров;
- институционализация участия России в ВТО через устранение торговых барьеров на пути отечественных товаров (снятие демпинговых ограничений; использование механизма разрешения торговых споров — по Третьему энергопакету, который фактически дискриминирует поставщиков российских газа, нефти и нефтепродуктов на европейские и иные рынки, в области лёгких коммерческих грузовиков, лицензионного сбора и сельского хозяйства -поставок свинины; улучшение условий международной торговли в рамках Дохийского раунда; приостановка снятия таможенной защиты на границе Украины—ЕС и России—Украины в рамках предполагаемого ассоциированного членства Украины в ЕС, создающего риски вытеснения российских товаров с европейского рынка и ухудшение ситуации на внутреннем рынке;
- институт конкретного планирования импортозамещения по сельскому хозяйству, промышленности и др. отраслям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ Министерства экономического развития РФ № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 2014. (http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_160826/?frame=88 - Дата обращения: 21.08.2014).
Распоряжение Правительства РФ № 1128-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»». 2014. (http://docs.cntd.ru/document/902356415 - Дата обращения: 21.08.2014).
Распоряжение Правительства РФ № 1948-р «План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы». 2014. (http: / /base. con sultant.ru/con s/ cgi/online.cgi?req=home# doc/
LAW/169593/4294967295/0 - Дата обращения: 21.08.2014).
Указ Президента РФ № 483 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.». 2014. (http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_165072/ - Дата обращения: 21.08.2014).
Аверкиева Е. С. и Белокрылов К. А. (2013). Модернизация общественного сектора: совершенствование институциональных условий функционирования
государственных учреждений // Вопросы регулирования экономики (Journal of Economic Regulation), T. 4, № 3.
В Ростовской области построят современные теплицы. 2011. (http://agro.ru/
11 См.: Распоряжение Правительства РФ № 1128-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»». 2014. (http://docs.cntd.ru/ document/902356415).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014
news/news.aspx?p=20716 - Дата обращения: 01.08.2014).
Владимир Путин провёл заседание Государственного совета. 2014. (http:// www.putin-today.ru/archives/5694 - Дата обращения: 30.08.2014).
Жук А. А. (2011). Конкурентная среда рынков: институционально-
экономические характеристики // Современная конкуренция, № 4 (28).
Ивантер В. (2014). Экономика не должна быть экономной // Город 812, № 24.
Карлусов В. В. (2009) Китай: догоняющее развитие как антикризисный фактор // Мировое и национальное хозяйство, № 1 (8).
Ростовская область потратит 140 млрд. рублей на экономику в 2015 году. 2014. (http://news.mail.ru/inregions/south/61/economics/19755958/?frommail=1 — Дата обращения: 21.08.2014).
Социально-экономическое положение России. Январь-декабрь 2013 года. 2014. М.: ФСГС.
Стадион и аэропорт к футбольному ЧМ-2018 в Ростове начнут строить в ноябре. 2014. (http://news.mail.ru/inregions/south/61/economics/19799065/?frommail=1 — Дата обращения: 17.08.2014).
Acemoglu D., Johnson S. and Robinson J. (2005). Institutions as the fundamental cause of long-rungrowth / Aghion P., Durlauf S. N. (eds). Handbook of Economic Growth, vol. 1. New York, Elsevier.
Belokrylov K. A. (2013). Transparency and effectiveness coherence of National Purchasing system // World Applied Sciences Journal (WASJ), no. 28 (1). (http:// www.idosi.org/wasj/wasj28(1)13/10.pdf - Access Date: 30.08.2014).
Glaeser E. L., La Porta R., Lopez-de-Silanes F. and Shleifer A. (2004). Do Institutions Cause Growth? // NBER Working Paper, 10568, June.
Lossan A. (2014). Russia mulls substitution strategies for banned EU and U.S. imports // Russia Beyond the Headlines. August 18. (http://www.themoscowtimes.com/ business/article/russia-brainstorms-strategy-to-replace-banned-western-defense-imports/505133.html - Access Date: 27.08.2014).
Russia Brainstorms Strategy to Replace Banned Western Defense Imports // The Moscow Times, Aug. 14, 2014. (http://www.themoscowtimes.com/business/article/russia-brainstorms-strategy-to-replace-banned-western-defense-imports/505133.html - Access Date: 18.08.2014).
Russia Sanctions: Manageable - Disastrous if Prolonged // Monitor Global Outlook, Moscow. August 01, 2014. (http://www.monitorglobaloutlook.com/Strategic-Outlook/2014/08/Russia-sanctions-Manageable-disastrous-if-prolonged - Access Date:
18.08.2014).
REFERENCES
Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 155 "On the Conditions of Admission of Goods Originating from Foreign Countries for the Purposes of the Procurement of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs". 2014. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160826/?frame=88 — Access Date: 21.08.2014). (In Russian).
Russian Federation Government Decree № 1128-r "On Approval of the Plan ("Roadmap") "Support for Access to Foreign Markets and Export Promotion'". 2014. (http://docs.cntd.ru/document/902356415 - Access Date: 21.08.2014). (In Russian).
Russian Federation Government Decree № 1948-r «Action Plan ("Roadmap") to Promote Import Substitution in Agriculture in 2014-2015». 2014. (http://
base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/LAW/169593/4294967295/0 -Access Date: 21.08.2014). (In Russian).
Presidential Decree № 483 "On the Strategy of National Security of the Russian Federation until 2020". 2014. (http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_165072/ - Access Date: 21.08.2014). (In Russian).
Averkieva E. S. and Belokrylov K. A. (2013). Public sector modernization: improvement of institutional conditions of state organizations functioning. Journal of
Economic Regulation, vol. 4, no. 3. (In Russian).
Modern Greenhouse Will Be Built in the Rostov Region. 2011. (http://agro.ru/ news/news.aspx?p=20716 - Access Date: 01.08.2014). (In Russian).
Vladimir Putin Chairs a Meeting of the State Council. 2014. (http://www.putm-today.ru/archives/5694 - Access Date: 30.08.2014). (In Russian).
Zhuk A. A. (2011). The competitive environment of the markets: institutional and economic characteristics. Modern Competition, no. 4 (28). (In Russian).
Ivanter V. (2014). Economy should not be economical. City 812, no. 24. (In Russian).
Karlusov V. V. (2009) China: catching up as a crisis factor. World and National Economy, no. 1 (8). (In Russian).
Rostov Region Will Spend $ 140 billion Rubles on the Economy in 2015. 2014. (http://news.mail.ru/inregions/south/61/economics/19755958/?frommail=1 — Access Date:
21.08.2014). (In Russian).
Social-Economic Situation in Russia. January-December 2013. 2014 Moscow, FSGS. (In Russian).
Stadium and the Airport to the Football World Cup 2018 in Rostov Will Be Built in November. 2014. (http://news.mail.ru/inregions/south/61/economics/19799065/? frommail=1 — Access Date: 17.08.2014). (In Russian).
Acemoglu D., Johnson S. and Robinson J. (2005). Institutions as the fundamental cause of long-run growth / Aghion P., Durlauf S. N. (eds). Handbook of Economic Growth, vol. 1. New York, Elsevier.
Belokrylov K. A. (2013). Transparency and effectiveness coherence of National Purchasing system. World Applied Sciences Journal (WASJ), no. 28 (1). (http:// www.idosi.org/wasj/wasj28(1)13/10.pdf — Access Date: 30.08.2014).
Glaeser E. L., La Porta R., Lopez-de-Silanes F. and Shleifer A. (2004). Do Institutions Cause Growth? NBER Working Paper, 10568, June.
Lossan A. (2014). Russia mulls substitution strategies for banned EU and U.S. imports. Russia Beyond the Headlines. August 18. (http://www.themoscowtimes.com/ business/article/russia-brainstorms-strategy-to-replace-banned-western-defense-imports/505133.html — Access Date: 27.08.2014).
Russia Brainstorms Strategy to Replace Banned Western Defense Imports. The Moscow Times, Aug. 14, 2014. (http://www.themoscowtimes.com/business/article/russia-brainstorms-strategy-to-replace-banned-western-defense-imports/505133.html — Access Date: 18.08.2014).
Russia Sanctions: Manageable — Disastrous if Prolonged. Monitor Global Outlook, Moscow. August 01, 2014. (http://www.monitorglobaloutlook.com/Strategic-Outlook/2014/08/Russia-sanctions-Manageable-disastrous-if-prolonged — Access Date:
18.08.2014).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014