Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №1, Том 11 / 2019, No 1, Vol 11 https://esj.today/issue-1 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/34ECVN119.pdf Статья поступила в редакцию 13.12.2018; опубликована 09.02.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Игнатова Т.В., Микрюкова М.Ю., Мнацаканова Э.Р. Институциональное оформление практик импортозамещения в контексте экологического менеджмента территории // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/34ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Ignatova T.V., Mikryukova M.Yu., Mnatsakanova E.R. (2019). Institutional forms of import substitution practices within the context of ecological management of territory. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(11). Available at: https ://esj. today/PDF/34ECVN 119.pdf (in Russian)
УДК 338.45
Игнатова Татьяна Владимировна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Южно-Российский институт управления, Ростов-на-Дону, Россия Заведующий кафедрой «Экономической теории и предпринимательства»
Доктор экономических наук, профессор Почетный работник высшего профессионального образования РФ
E-mail: tignatova@aaanet.ru
Микрюкова Мария Юрьевна
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Пятигорск, Россия
Доцент кафедры «Инноватики, маркетинга и рекламы» Кандидат экономических наук E-mail: mashuk0512@mail.ru
Мнацаканова Эмма Робертовна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Южно-Российский институт управления, Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант E-mail: mer3009@rambler.ru
Институциональное оформление практик импортозамещения в контексте экологического менеджмента территории
Аннотация. В статье раскрыты особенности институционально-правового оформления практик импортозамещения путем принятия нормативных актов федерального и регионального уровней, заключения соглашений между органами исполнительной власти и бизнесом, деятельности различных инвестиционных фондов как институтов развития. Авторы доказывают, что политика импортозамещения в российских регионах должна сопрягаться с задачами устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности, для чего следует использовать инструменты экологического менеджмента территорий. В статье проведен анализ динамики развития промышленного сектора Ростовской области в последние годы, рассмотрены перспективы формирования кластеров в машиностроительной, легкой, атомной отраслях. Авторами определены основные тенденции и формы реализации региональной промышленной политики в Ростовской области. Эффективность промышленной политики импортозамещения рассмотрена в количественном и качественном аспектах, что предполагает внедрение новых экологически безопасных технологий.
Ключевые слова: импортозамещение; промышленная политика; экологический менеджмент; устойчивое развитие; Ростовская область; кластер; институциональные нормы; институт
Экологический менеджмент занимает одно из важнейших мест в практике устойчивого промышленного развития территорий, обеспечивая разрешение эколого-экономических противоречий, возникающих в процессе смены производственных моделей деятельности, активизации индустриальных и реиндустриальных процессов. При этом до сих пор экологические потребности в большинстве случаев слабо учитываются при принятии управленческих решений, поскольку на протяжении истории человечества экологические потребности удовлетворялись бесплатно, а экономические и социальные - посредством трудовой и коммерческой деятельности. Это привело к возникновению иллюзии относительной простоты удовлетворения экологических потребностей по сравнению с экономическими и политическими. Необходимость импортозамещения в результате введения международных санкций и ответных российских антисанкций, на наш взгляд, в экономической литературе рассматривается без достаточного внимания к проблеме возрастания экологической нагрузки в регионах.
Формой проявления (реализации) эколого-экономических потребностей выступают эколого-экономические интересы, которые можно определить как осознанные и ставшие внутренними побуждениями эколого-экономические потребности, проявляющиеся в той или иной форме реализации последних. Поэтому, рассматривая экологический менеджмент как философию управления развитием региональной системы, отметим, что он призван, прежде всего, обеспечить согласование эколого-экономических интересов в регионе, предполагает внедрение новых совершенных технологий и природоохранных мероприятий в практику менеджмента территорий и экологизацию экономических инструментов управления [2; 9]. Это предполагает, что проведение политики импортозамещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, развитие существующих и создание новых институтов импортозамещения в обязательном порядке должно сопрягаться с эколого-экономическими приоритетами регионального развития.
Реализация политики импортозамещения является ключевым направлением современной промышленной политики. Невозможность быстрого импортозамещения, в т. ч. продуктов питания и сложного технологического оборудования, приводит к замедлению выполнения системной цели социально-экономической политики государства, которую можно определить как рост благосостояния при условии обеспечения личной и общественной безопасности, повышения качества жизни и расширения гражданских свобод [4, с. 178-179; 10]. Являясь крупнейшим регионом Юга России, Ростовская область, наряду с Краснодарском краем, выступает в определенной степени модельной территорией, в которой происходит интенсивное развитие импортозамещающих инновационно-промышленных кластеров. В табл. 1. Отражены существующие кластеры и перспективные кластерные инициативы Ростовской области [3].
Таблица 1
Существующие и перспективные кластеры Ростовской области
№ Кластер Отрасль Статус
1 Инновационно-технологический кластер «Южное созвездие» Машиностроение Авиакосмическая отрасль, приборостроение, радиоэлектроника, новые материалы, системы управления, навигации и связи Входит в перечень кластеров Ростовской области
№ Кластер Отрасль Статус
2 Инновационно территориальный кластер морского приборостроения «Морские системы» Машиностроение Судостроительная промышленность и морская техника Входит в перечень кластеров Ростовской области
3 Территориальный кластер вертолетостроения Машиностроение Авиастроение Входит в перечень кластерных инициатив Ростовской области
4 Инновационно-территориальный кластер «Донские молочные продукты» Сельское хозяйство. Пищевая и перерабатывающая промышленность Производство и переработка молочной продукции Входит в перечень кластеров Ростовской области
5 Винный территориальный кластер «Долина Дона» Сельское хозяйство. Пищевая и перерабатывающая промышленность Виноградарство и виноделие Входит в перечень кластеров Ростовской области
6 Кластер информационно -ко ммуникацио нных технологий Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий Информационно-коммуникационные технологии Входит в перечень кластеров Ростовской области
7 Инновационно территориальный кластер станкостроения Машиностроение Станкостроение Перспективный кластер
8 Кластер сельхозмашиностроения Машиностроение Производство сельскохозяйственной техники Перспективный кластер
9 Инновационный кластер биотехнологий Сельское хозяйство. Пищевая и перерабатывающая промышленность Производство крахмалопродуктов и высокопротеиновых кормов, глубокая переработка зерна Перспективный кластер
10 Кластер «ЛегТексДон» Легкая промышленность Текстильное и швейное производство Перспективный кластер
Продукция предприятий промышленного комплекса Ростовской области экспортируется в 95 стран мира (включая страны СНГ, Турцию, Египет, Украину и другие). Реализация в регионе институциональных проектов импортозамещающей направленности во многом обеспечила устойчивый рост промышленного комплекса области. По итогам четырех месяцев 2018 года индекс промышленного производства области - 128,0 %, при том, что среднероссийский индекс составил 101,8 %.
Проекты импортозамещения на основе технологических и институциональных инноваций реализуют ведущие компании, в том числе: «Комбайновый завод «Ростсельмаш», «Новочеркасский электровозостроительный завод», «Тагмет», «Шахтинская керамика», «Атлантис-Пак», «Лемакс».
Рассмотрим передовые практики импортозамещения на Юге России на примере Ростовской области. В рамках импортозамещения Комбайновый завод «Ростсельмаш» осваивает производство новых моделей комбайнов (РСМ-161 - 2016 год, ведется подготовка к выпуску зерноуборочного комбайна 3-го класса повышенной производительности NOVA -2019, изготовлен опытный образец) и другой сельхозтехники. Локализовано производство ранее выпускающихся в Канаде тяжелых тракторов Версатайл 2375 с использованием отечественных узлов и агрегатов. В 2017 году выпущено 406 тракторов. В апреле 2018 года на «Ростсельмаше» внедрен новый регламент проведения техобслуживания для тракторов RSM 2375, что также повлечет за собой повышение экологической безопасности данных машин. Все трактора данной модели, поставленные на гарантию с 1 апреля, имеют увеличенный срок
гарантийного обслуживания - 2 года (ранее - 1 год). Владельцы техники получают возможность провести регламентное обслуживание по самой низкой для тракторов этого класса цене. Компания планирует освоить компетенции по беспилотным сельхозмашинам с учетом экологических требований. В ближайшие годы «Ростсельмаш» подготовит линейку техники с разными уровнями автономности. Компоненты и программное обеспечение по данному проекту разрабатываются также российскими компаниями (стоимость 214 млн рублей).
Развитие «Ростсельмаша» является требующим более глубокого научного анализа примером реиндустриализации, показывающим возрождение сельхозмашиностроения в регионе после довольно продолжительно спада производства, что стало возможным только при формировании новых институтов и институциональных рамок роста. Промышленная реинституционализация выступает стратегической задачей восстановления и возрождения российской экономики и предполагает реформирование институтов организации и управления деятельностью промышленных предприятий, взаимоотношений, возникающих в процессе создания и распределения промышленной продукции между работниками, собственниками, потребителями и государством [1, с. 76].
Институциональное оформление проектов импортозамещения ярко проявляется в составе инновационной инфраструктуры Ростовской области, которая включает:
• Некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» - ключевой объект региональной инновационной инфраструктуры;
• 11 инновационно-ориентированных региональных высших учебных заведения;
• 10 инновационно-технологических центров: некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический центр «ИнТехДон» (г. Новочеркасск), Некоммерческое партнерство «Южный лазерный инновационно-технологический центр» (г. Таганрог) и 8 центров, созданных при ЮФУ;
• 20 центров коллективного пользования (при высших учебных заведениях), обеспечивающих доступ к высокотехнологичному, современному оборудованию для разработки опытных образцов и мелкосерийного производства новой продукции (14 - на базе ЮФУ, 3 - на базе ДГТУ, 2 - ЮРГПУ, 1 - РостГМУ);
• ОАО «Региональная корпорация развития»;
• IT-инкубатор «Южный IT-парк», основанный на базе ОАО «Региональная корпорация развития»;
• представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Ростовской области [7, с. 105-106].
Новочеркасским электровозостроительным заводом освоен выпуск новых моделей электровозов: грузового 2ЭС5 «Скиф», грузового 4ЭС5К - 4-х секционного «Ермак» и разрабатывается электровоз нового поколения 2ЭС5С с учетом экологических требований. Объем инвестиций в разработку составляет 745 миллионов рублей. Освоено производство генераторов и тяговых электродвигателей для локомотивов. Запущено серийное производство комплектов электрооборудования для электричек. Проект производства синхронного тягового агрегата (АТ2С-2800/600) для магистральных тепловозов (ТЭП70БС) осуществляется в рамках федеральной программы импортозамещения, и субсидируется Министерством промышленности и торговли России.
В результате полномасштабной реконструкции производства и внедрению новых технологий на ТАНТК им. Бериева налажено серийное производство самолета-амфибии нового
поколения Бе-200ЧС, не имеющего мировых аналогов. Потенциальных заказчиков самолета заинтересовали возможности Бе-200 по выполнению задач пожаротушения, а также патрульных и поисково-спасательных операций на море. В рамках Государственной программы вооружения совместно с концерном «ВЕГА» продолжается создание авиационного комплекса нового поколения - А-100 с учетом повышенных экологических требований. Первый А-100 создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, построенного на ульяновском авиационном заводе «АВИАСТАР-СП». 1 апреля 2018 года самолет вылетел к месту своего постоянного базирования в Хабаровск. В марте текущего года ВКС России передан очередной серийно модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Это - четвертый модернизированный самолет А-50У, переданный Минобороны России. Модернизация стоящих на вооружении ВКС России самолетов А-50 будет продолжаться.
Благодаря серьезным инвестициям Тагмет стал одним из самых современных промышленных комплексов в мире по выпуску бесшовных труб. Трубы нового поколения используются нефтегазодобывающими компаниями при разработке сложных шельфовых месторождений, а также для транспортировки нефти в холодных климатических районах со сложными условиями эксплуатации, что повышает требования к качеству бесшовных труб с целью недопущения разрывов и протечек, которые могут нанести экологический вред местам эксплуатации [6].
Компания «КОМЗ-Экспорт» приступила к серийному производству электромобиля «Электрокар 5Е - TIGARBO». Электромобиль предназначен для передвижения по объектам спортивной инфраструктуры для перевозки болельщиков и спортсменов, проведения экскурсий, в том числе использовался в период проведения Чемпионата мира 2018. В дальнейшем, электрокар будет использоваться в закрытых помещениях - аэропорты, вокзалы, торговые центры, складские помещения.
Компанией «Лемакс» реализован проект по выпуску стальных панельных радиаторов. В марте 2018 года запущен самый крупный завод в России. Радиаторы «Лемакс» не уступают по качеству и экологическим характеристикам зарубежным аналогам, но имеют меньшую стоимость, изготовлены из российской стали и адаптированы для местных отопительных систем. Это позволит «Лемаксу» стать крупнейшим производителем радиаторов в стране, и вытеснить с отечественного рынка иностранные аналоги. (стоимость первого этапа 814,3 млн рублей).
Компанией «Шахтинская керамика» в текущем году запланирован запуск двух импортозамещающих проектов по выпуску эколого-чистой керамической плитки и керамогранита на общую сумму 1 миллиард 149 миллионов рублей: первый проект -Комплексная модернизация и увеличение производственных мощностей завода на 2,8 млн кв. м в год. (стоимость: 894,1 млн руб., из которых освоено 397,6 млн руб.). В рамках реализации второго проекта по модернизации производственной линии потока керамогранита больших форматов (до 2400х1200 мм) подписаны контракты на поставку оборудования с ведущими производителями оборудования (System S.p.A., SACMI, Ancora SITI-B&T, BMR Group). Керамогранит крупных форматов востребован на коммерческих объектах, фасадных работах. И, при стоимости на 25-30 % дешевле, составит прямую конкуренцию импорту. Планируемый срок ввода в эксплуатацию - начало 2019 года.
ООО «ПКФ «Атлантис-Пак» реализует масштабный проект по организации производства импортозамещающей инновационной барьерной пленки для пищевой упаковки (стоимость: 3700 млн руб., из которых освоено 600 млн руб.). Завершена реализация первого этапа. Это позволило увеличить проектную мощность завода до 9 тыс. тонн пленки в год. Следует отметить, что уже почти 20 лет предприятие поставляет пищевую пленку в Китай,
Румынию, Колумбию, Венесуэлу, Чили и другие страны мира. В марте начато строительство нового производства в Южно-Батайской промзоне. Проект включен в план мероприятий по импортозамещению Минпромторга России. По итогам всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» высокобарьерная пленка «Атлантис-Пак» признана лучшим российским проектом в сфере импортозамещения.
Значительное внимание уделяется развитию кластеров специализированными организациями двух региональных кластеров (атомного и сельхозмашиностроения) направлены заявки в Минпромторг России на включение в реестр промышленных кластеров министерства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 № 779. Принято положительное решение на соответствие Волгодонского промышленного кластера атомного машиностроения требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям в целях приятия к ним мер стимулирования (Приказ минпромторга России от 20.12.2017 № 4561). Кластер позволил организовать производство высокотехнологичной асимметричной запорной арматуры для предприятий нефтегазовой отрасли и повысить эффективность работы по выпуску оборудования для атомной отрасли.
В рамках подписанных соглашений с Минпромторгом России, Фондом развития промышленности продолжается работа по получению преференций федерального бюджета промышленным компаниям, работающим в направлении импортозамещения. За 2016-2018 годы промышленными компаниями области получено преференций федерального бюджета на сумму более 22 миллиардов рублей.
В том числе институциональное оформление в виде правовой нормы - Постановления Правительства получили следующие институционально-технологические проекты:
В рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 3 от 03.01.2014 (предоставление субсидии) в перечень комплексных инвестиционных проектов Минпромторга России включены 6 проектов.
• «Производство генераторов для тепловозов» ООО «ПК «НЭВЗ»;
• «Производство электровозов нового поколения 2ЭС5С» ООО «ПК «НЭВЗ»;
• «Увеличение производственных мощностей цеха гибких технологий ООО «Ростов прессово-раскройный завод»;
• «Организация производства тракторов Версатайл» ООО «КЗ «Ростсельмаш»;
• «Расширение промышленного выпуска высокотехнологичного комбайна 6-го класса РСМ-161» ООО «КЗ «Ростсельмаш»;
• «Организация выпуска электродов марки UHP, диаметром 650, 710, 750, 800 мм» ОАО «ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод»;
В рамках следующей институциональной нормы - постановления Правительства Российской Федерации № 214 от 12.03.2015 - 23 промышленных предприятия области включены в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли России. Это позволило 9-ти промышленным компаниям получить субсидии на общую сумму 331 миллион рублей.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации № 961 от 25.10.2013 (субсидия экспортерам) ПАО «Роствертол» получена субсидия в размере более одного миллиарда рублей, в том числе в 2017 году - 644,6 миллиона рублей. На основании нового постановления Правительства от 23.02.2018 №193 (изменения в Правила предоставления субсидий экспортерам) в апреле 2018 года ПАО «Роствертол» подана новая заявка на сумму
679,3 миллиона рублей. В настоящее время заявка находится на рассмотрении в Минпромторге России.
Выстроено эффективное сотрудничество с Фондом развития промышленности как эффективным институтом развития, что позволило донским предприятиям успешно включиться в борьбу за ресурсы фонда. В промышленную сферу привлечено около 827 миллионов рублей средств фонда, начата реализация пяти импортозамещающих проектов. В 2018 году в ФРП подана заявка ООО «Атомспецсервис» на получение финансирования проекта «Организация высокотехнологичного производства - витая теплообменная поверхность для импортозамещающих теплообменников: этановых испарителей» в размере 110,2 миллиона рублей.
Усовершенствована система стимулирования сбыта продукции сельхозмашиностроения путем изменения институционально-правовой среды и внесения изменений в постановление Правительства РФ № 1432. За последние 4 года производство сельскохозяйственной техники в России выросло в 2,5 раза, а доля российских предприятий на внутреннем рынке увеличилась с 24 % до 54 %. В первом квартале 2018 года «КЗ «Ростсельмаш» получена субсидия в размере 302 миллиона рублей.
На территории области реализуются инвестиционные проекты в сфере ветроэнергетики, которые предусматривают строительство ветропарков и локализацию производства оборудования для ветроэнергетических установок. В феврале 2018 года подписано соглашение между Правительством области и компанией «Новавинд» - дочерняя структура ГК «Росатом» - о сотрудничестве по реализации проектов строительства ветроэлекстростанций общей мощностью 100 МВт и организации сборочного производства компонентов ветряных электроустановок. Намерения по реализации в Волгодонске проекта по производству модульных башен для ветроустановок заявил еще один инвестор - ООО «ВетроСтройДеталь». Объем инвестиций 1,2 млрд руб. Налицо контрактная форма институционального оформления инновационно-инвестиционного проекта в сфере ветроэнергетики.
Таким образом, институциональное оформление практик импортозамещения в российских регионах происходит в виде институционально-правовых актов федерального и регионального уровней, контрактов и соглашений по оси государство-бизнес, деятельности фондов - институтов развития.
Эффективным импортозамещение назвать нельзя, если оно проводится на преимущественно устаревшей экологически опасной технологической базе, хотя импортозамещение может даже в этом случае быть масштабным, особенно в сфере сельского хозяйства [5; 8]. Именно поэтому столь важно стимулирование инновационно -технологического обеспечения политики импортозамещения. В российских регионах мы наблюдаем как краткосрочные, так и долгосрочные эффекты, причем с точки зрения восполнения и насыщения рынка ныне разворачивающееся импортозамещение можно признать эффективным хотя бы с количественных позиций, но в контексте выполнения экологических требований и с учетом вовлечения инновационных технологий, к сожалению, во многом, не с качественных позиций. В Российской Федерации импортозамещение развивается как ответ на международные санкции, при этом правительство не проводит политику дешевых кредитов, не разворачивает курс на дальнейшую постепенную приватизацию государственных активов, поддерживает низкий уровень государственного внешнего долга, что подчеркивает реактивный характер импортозамещения и особую важность формирования соответствующих институтов. поддерживающих экологическую безопасность российской реиндустриализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белокрылова О.С., Шитова А.С. Промышленная реинституционализация как предпосылка реиндустриализации экономики России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 74-80.
2. Игнатов В.Г., Микрюкова М.Ю. Управление экологизацией экономического развития территорий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 1. с. 21-31.
3. Игнатова Т.В., Иванова Д.Е. Проектный инструментарий разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года // Вестник экспертного совета. 2017. № 1 (18). С. 4-10.
4. Игнатова Т.В., Игнатов В.Г. Экспертные оценки социальной политики и взаимодействия государства и бизнеса на Юге России // Российское предпринимательство. 2012. № 12 (210).
5. Минаева Е.В. Современные стратегии управления организацией в соответствии с требованиями рыночной экономики / Минаева Е.В. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3 (42-3). С. 427-430.
6. Мнацаканова Э.Р. Приоритеты и методы реализации региональной промышленной политики в Ростовской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3. С. 110-114.
7. Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В., Кулькова Е.П. Механизм государственной поддержки продвижения инноваций на рынке интеллектуальной собственности: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 104-109.
8. Рябова Т.Ф. Рост инновационного уровня производства и импортозамещение как основные составляющие экономической и продовольственной безопасности России // Пищевая промышленность. 2014. № 12. С. 22-25.
9. Рябова Т.Ф., Фомина В.П. Система экологических и экономических индикаторов устойчивого развития страны // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 11. С. 189-195.
10. Чижик А.С., Рябова Т.Ф. Основные аспекты управления бизнес-процессами в современных рыночных условиях хозяйствования // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 774-777.
Ignatova Tatiana Vladimirovna
Russian presidential academy of national economy and public administration South-Russian institute of management, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: tignatova@aaanet.ru
Mikryukova Maria Yur'evna
Pyatigorsk state linguistic university, Pyatigorsk, Russia E-mail: mashuk0512@mail.ru
Mnatsakanova Emma Robertovna
Russian presidential academy of national economy and public administration South-Russian institute of management, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: mer3009@rambler.ru
Institutional forms of import substitution practices within the context of ecological management of territory
Abstract. The article argues that specifics of institutional framework of import substitution practices lays in adoption of legal acts on federal and regional levels, agreements between the executive power bodies and business, implementation of activities of different investment funds as institutes of development. In the article the analysis of industrial sector of Rostov region dynamics in last years is presented. The prospects of development of clusters in machinery-building, light, atomic branches of industry are considered. The authors determine main tendencies and forms of implementation of industrial policy in Rostov region. Efficiency of industrial policy of import substitution is viewed through quantitative and qualitative aspects thus implying introduction of new ecologically safe technologies.
Keywords: import substitution; industrial policy; ecological management; sustainable development; Rostov region; cluster; institutional norms; institutes