Minaeva Elena Vyacheslavovna, Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418). E-mail: [email protected]
Sergeeva Nadezhda Vladimirovna, graduate student, senior lecturer, Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418). E-mail: [email protected]
MISSION DEFINITION AND IDEA SEARCH FOR SOCIALLY ORIENTED ENTREPRENEURSHIP PROJECTS
Abstract
The article argues that international and domestic experience in the implementation of projects of social entrepreneurship poses new challenges for business structures that require a reassessment of the problems and prospects for the development of this phenomenon in the conditions of modern Russia. Social entrepreneurship for the current state of the economy can be called a kind of activity that harmoniously combines the social mission inherent in the mission of the organization with entrepreneurial innovation, accompanied by innovative social technologies. The article deals with the development of the mission of social and entrepreneurial projects. The authors analyze the process of searching for new ideas and formulating the mission of a socially oriented entrepreneurial project, and also give specific examples.
Keywords: social enterprise, non-profit organizations, social partnership mission, social project, model, innovative social model, social entrepreneur.
УДК 338.45 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-110-114
ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДЫ рЕШ ИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Мнацаканова начальник отдела экономического анализа и прогнозирования,
Эмма Министерство промышленности и энергетики Ростовской области
Робертовна (344050, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112).
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проведен анализ динамики развития промышленного сектора Ростовской области в последние годы, рассмотрены перспективы формирования кластеров в машиностроительной, легкой, атомной отраслях. Автором определены основные тенденции и формы реализации региональной промышленной политики в Ростовской области.
Ключевые слова: промышленная политика, Ростовская область, кластер, импорто-замещение, индекс промышленного производства.
Новые вызовы функционирования региональных экономик в условиях международных санкций и ответных российских антисанкций 2014-2018 гг. вносят коррективы в динамику и направления разработки программ, концепций и планов реализации промышленной политики в регионах России. Торможение экономического развития приводит как к острым бюджетным проблемам, так и социальному недовольству населения. Нарастание проблем на фоне падения объемов производства обусловило то, что непоследовательность реализации ранее принятых программ в относительно благополучные для экономики периоды отражается в современной потребности органов власти субъектов Федерации в концепциях индустриального развития, учитывающих потенциальные риски и включающих меры по использованию управленческих и организационных инноваций в целях полноценного импортозамещения, эффективной реструктуризации экономики, приданию ее развитию кризисоустойчивого характера.
Одним из регионов Российской Федерации с крупнейшим промышленным потенциалом является Ростовская область. В 2018 г. на территории области продолжена реализация мероприятий по сохранению высоких темпов роста промышленного производства. Индекс промышленного производства Ростовской области в 2017 г. составил 108,3 % к аналогичному периоду предыдущего года. Среднероссийский показатель - 102,0 %.
Следует отметить, что такой значительный рост формируется на фоне высокой базы предыдущих периодов. В регионе есть отрасли, которые активно и эффективно влияют на темпы роста промышленного производства в целом [4]:
- производство электротехнического оборудования - 230,8 %;
- производство машин и оборудования - 124,4 %;
- производство прочих транспортных средств и оборудования - 118,4 %;
- производство готовых металлических изделий - 108,5 %.
Данные высокие показатели свидетельствуют, что промышленность в регионе развивается хорошими темпами. Но за этими обобщёнными показателями нельзя упускать те отрасли, по которым допущено снижение объемов производства, имеются проблемы. Задача выравнивания развития отраслей, ускорения развития «отстающих» отраслей была поставлена Губернатором по итогам 2016-2017 гг. и остается приоритетной в 2018 году.
В 2017 г. удалось стабилизировать ситуацию в угледобывающей отрасли. Индекс промышленного производства по виду деятельности «Добыча угля» за январь-июнь 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. вырос на 11,3 % [4]. Предприятиями отрасли добыто угля на 8,7 % больше (2,7 млн. тонн угля) аналогичного периода прошлого года.
Увеличение объема добычи и переработки угля обусловлено развитием действующих компаний: ООО «Южная угольная компания», АО «Обуховская» и ОАО «Донуголь», а также с пуском шахты «Октябрьская Южная».
По виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломы и материалов для плетения» индекс промышленного производства в Ростовской области составил в 2017 г. - 232,9 % [4].
Прорабатывается вопрос создания на территории области мебельного кластера. Планируется подписание соглашения о создании кластера между Донским государственным техническим университетом и мебельными предприятиями.
С целью эффективного развития промышленного и топливно-энергетического комплексов области и продолжения наращивания объемов производства сохранены все направления реализации современной промышленной политики, включая набор мер поддержки несырьевого сектора.
В регионе выстроено системное взаимодействие с федеральными структурами для получения преференций донскими предприятиями [2]. В первую очередь, компаниями, реализующими импортозамещающие проекты по созданию высокотехнологичных производств и продукции. Подписаны соответствующие соглашения: с Минпромтором России, Фондом развития промышленности, Объединенной авиастроительной корпорацией, Корпорацией Тактического ракетного вооружения, Концерном «Океанприбор», Госкорпорацией «Ростех».
За три с половиной года промышленными компаниями получена государственная федеральная поддержка по 17-ти направлениям. Ведущими промышленными предприятиями за счет средств федерального бюджета за этот период получено различных преференций на общую сумму 17,4 миллиарда рублей.
В настоящее время Фонд развития промышленности России является активным инструментом поддержки предприятий промышленного комплекса. Фондом одобрены и профинансированы займы по четырем инвестиционным проектам компаний области на сумму 527,5 миллионов рублей.
На рассмотрении находится заявка компании «АТЛАНТИС-ПАК» по проекту «Организация производства инновационной барьерной пленочной упаковки». Сумма займа 300 миллионов рублей.
Создание в области регионального фонда развития промышленности даст возможность более широкому кругу промышленных предприятий, включая средние предприятия, получать займы под 5 % годовых на реализацию проектов. При этом, 70 % - федеральные средства; 30 % - средства региона.
Среди задач региональных властей - обеспечение надежности и целевого характера государственной поддержки: каждый вложенный рубль государственной поддержки должен приносить конкретную отдачу, стимулировать инвестиции в новые конкурентоспособные производства и технологии, создавать комфортную среду для инноваций [5].
В Минпромэнерго Ростовской области ведется мониторинг важнейших инвестиционных проектов ведущих предприятий промышленного и топливно-энергетического комплексов. Особое внимание уделяется проектам, включенным в перечень «100 Губернаторских проектов». В Перечень «промышленных» проектов, курируемых Минпромэнерго Ростовской области, включено 18 проектов. Их успешная реализация позволит привлечь в область более 123 миллиардов рублей и создать 5 тысяч 278 новых рабочих мест.
С начала 2017 года перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов» дополнен 2-мя новыми проектами: «Развитие производства барьерной пленки для пищевой промышленности» ООО ПКФ «Атлантис-Пак»; «Комплексная модернизация и увеличение производственных мощностей завода ООО «Шахтинская керамика».
Принципиально новым для области стала реализация инвестиционных проектов в сфере ветроэнергетики. Реализация этих проектов будет осуществляться по трем направлениям.
Первое направление включает два проекта. Проект «Ветропарки», инвестиции до СТА миллиардов рублей. Планируется размещение до конца 2020 года трех ветропарков (потенциальные площадки - Александровская, Жуковская, Неклиновская) суммарной мощностью 300 МВт.
Второй проект «Локализация», инвестиции 3 миллиарда рублей. Это - создание на базе «ТКЗ «Красный котельщик» (г. Таганрог) производства ряда компонентов ветроустановок. Проект будет реализован совместно с датской компанией Vestas (ВЕСТАС). Компанией «Росна-но» подтверждены намерения по реализации этих проектов совместно с компанией «ФОРТУМ».
Третье направление - строительство ветроэлектростанции «Азовская ВЭС» (мощность 90,09 МВт, инвестиции - 8,3 млрд руб.). Этот проект признан масштабным инвестиционным проектом. (Распоряжение Губернатора Ростовской области от 03.02.2017 № 26). Разработка и строительство будет осуществляться итальянской компанией Enel Green Power. По третьему направлению, совместно с компаниями, входящими в Росатом, будет осуществляться работа по локализации производства оборудования для ветроэнергетических установок и других компонентов. В г.Волгодонск на площадях «Атоммаша» при участии нидерландской компании «Lagerwey» налажено изготовление ветроэнергетических установок и ключевых элементов (модульных башен, гондол, ступиц, генераторов, систем охлаждения).
Реализация данных масштабных проектов привлечет в регион крупные инвестиции и даст возможность жителям области и соседних регионов пользоваться экологически чистой электроэнергией без вредных выбросов.
Продолжается реализация крупнейших проектов федерального значения в сфере традиционной энергетики: строительство ВЛ 500 кВ Ростовская - Андреевская - Вышестебли-евская (Тамань); строительство ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС - Ростовская с расширением ПС 500 кВ Ростовская для выдачи мощности энергоблока № 4 Ростовской АЭС. В рамках подготовки Российской Федерации к Чемпионату мира по футболу филиалом ПАО «МРСК Юга» -«Ростовэнерго» завершены работы по строительству объектов электроснабжения аэропортового комплекса «Платов». Завершены строительно-монтажные по объекту ПС Спортивная для электроснабжения стадиона «Ростов-Арена».
Повышению инвестиционной привлекательности способствует и повышение доступности для инвесторов инфраструктурных объектов и развитие инфраструктуры [7]. В регионе до четырех сокращено число этапов, необходимых для техприсоединения к электрическим сетям. Предельный срок подключения потребителей сокращен до 90 дней.
В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина, с целью улучшения инвестиционного климата в области разработаны и утверждены «Дорожные карты» по достижению целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации по направлениям: «Технологическое присоединение к электрическим сетям»; «Технологическое присоединение к газовым сетям».
Ростовская область вошла в число регионов России в котором дорожные карты соответствуют формату Минэнерго России (в рамках внедрения целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации). Пилотный проект МРСК Юга по организации приема заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям в многофункциональных центрах
признан Агентством стратегических инициатив (АСИ) одной из лучших практик по итогам национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах РФ. Сегодня договора о предоставлении услуг техприсоединения через МФЦ заключены МРСК Юга в 32 районах и населенных пунктах области.
Ежегодный рост показателя «Уровень газификации» в регионе составляет порядка 1,5 %. В 2017 г. в рамках Программы газификации области было запланировано направить 1,3 млрд руб. на газификацию региона. Данные средства будут направлены на проектирование 34-х объектов и строительство 28 объектов газоснабжения, 371,7 километров сетей газоснабжения. Планируется реконструировать более 50 объектов на сумму порядка 110 млн руб. В результате реализации мероприятий Программы будет обеспечена возможность газификации 7 тысяч 600 домовладений в 7-ми городах и 23-х районах Ростовской области.
В процессе активного взаимодействия органов власти с представителями бизнеса решен вопрос по реконструкции наиболее востребованных и перегруженных газораспределительных станций в области. Это ГРС «Шахты» (Октябрьский район) и ГРС «Гуково». Также, удалось решить вопрос строительства новых объектов: газопровод-отвод и ГРС «Садки» Красносулинский район; газопровод-отвод и ГРС «Гусев» Каменский район. В 2018 году началось строительство данных газопроводов-отводов и ГРС.
В 2016 г. создана территория опережающего социально-экономического развития «Гуково». Ее создание, в перспективе, позволит городу уйти от монозависимости, снизить зависимость от угледобычи, обеспечить создание новых рабочих мест, дополнительных налоговых поступлений. Резидентам будет предоставлен широкий круг преференций.
Также, в 2016 г. началось строительство нового промышленного комплекса по производству прицепной техники и запасных частей для грузовых автомобилей компании «Титан». Компания включена в перечень крупнейших производителей прицепной техники Минпромторга России, а её проект - в перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов». Основные производственные мощности планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. В 2019 году - запустить производство комплектующих для грузовой и прицепной техники. После выхода завода на проектную мощность совокупная доля импорта грузовой прицепной техники в Российской Федерации снизится на 10 %.
Опыт показал, что объединение в группы по принципу кластеров позволяет в короткий срок с минимальными финансовыми и трудовыми затратами освоить выпуск новых видов продукции, используя современные технологии. Развитие в регионе промышленных кластеров является важнейшим приоритетом региональной экономической политики [3-4].
Хорошим примером развития кластерных производств является кластер легкой промышленности на базе «БТК групп». Созданный комплекс работает на основе полного технологического цикла производства: от изготовления тканей до готовой продукции. Это позволило локализовать в России производство высокотехнологичных тканей из синтетических волокон [1].
Продолжается работа по созданию вертолетостроительного кластера, а также принято решение о формировании кластера в области атомного машиностроения в Волгодонске на базе АО «Атоммашэкспорт». Создание кластера обеспечило не только увеличение объемов производства, но и повысило эффективность работы по выпуску оборудования для атомной отрасли. Это позволило обеспечить стабильной работой более 2,5 тысяч человек Волгодонска. По итогам реализации программы развития кластера за 2016 - 2020 годы общий объем инвестиций составит более 1,5 миллиарда рублей. Участниками Волгодонского промышленного кластера атомного машиностроения планируется к 2020 году создать 259 высокопроизводительных рабочих мест, увеличить объем выручки на 2 млрд руб. [5].
За последние пять лет сельхозмашиностроение стало одним из лидеров роста в обрабатывающем секторе. Впервые за два десятка лет отечественная техника вернула себе доминирующее положение на внутреннем рынке России в процессе реализации политики им-портозамещения. Реализация программы развития кластера позволит выпустить на рынок более 20 новых моделей сельхозтехники. Участниками кластера сельскохозяйственного машиностроения планируется к 2020 году создать около тысячи высокопроизводительных рабочих мест, объем выручки планируется увеличить на 5 миллиардов рублей.
В числе стратегически приоритетных остается направление по наращиванию объемов высокотехнологичной продукции гражданского назначения предприятиями оборонно-промышленного комплекса, в том числе в рамках новых программ федерального Фонда развития промышленности «Конверсия» и «Комплектующие изделия». Реализация данной задачи будет осуществляться в регионе на основе продолжения конструктивного взаимодействия с федеральными органами власти (Правительство РФ, Минпромторг РФ, Минэнерго РФ), органами исполнительной власти области, бизнес-сообществом, научными организациями, а также профессиональными объединениями и экспертными сообществами.
Таким образом, отличительными чертами реализации промышленной политики в Ростовской области являются:
рост индекса промышленного производства темпами, превышающими среднероссийские, несмотря на высокий уровень базы предыдущих периодов;
опережающие темпы роста производства в отраслях машиностроения; внедрение модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области по направлениям: «Технологическое присоединение к электрическим сетям»; «Технологическое присоединение к газовым сетям»;
формирование кластеров в машиностроительной, легкой, атомной и др. отраслях, что будет способствовать не только наращиванию промышленного потенциала импорто-замещения, но и созданию тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест;
развитие государственно-частного партнерства на основе конструктивного взаимодействия с федеральными органами власти (Правительство РФ, Минпромторг РФ, Минэнерго РФ), органами исполнительной власти области, бизнес-сообществом, научными организациями, а также профессиональными объединениями и экспертными сообществами.
Литература
1. Игнатова Т.В., Грузинцева Н.А. Основные аспекты развития текстильной промышленности в регионах // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2016. № 6 (366). С. 285-287.
2. Игнатова Т.В., Рогова В.А. Управление устойчивостью предприятий как фактор экономической безопасности производства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 93-99.
3. Кюрджиев С.П., Пешкова Е.П. Обоснование и систематизация стратегических целей устойчивого экономического роста региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 2. С. 115-119.
4. Минаева Е.В. Современные стратегии управления организацией в соответствии с требованиями рыночной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. Ч. 3. С. 427-430. Министерство промышленности энергетики Ростовской области. Официальный сайт. Режим доступа: minprom.donland.ru. Дата обращения: 05.06.2018 г.
5. Рябова Т.Ф. Инновационное развитие предприятий на основе использования инвестиций // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 14. С. 217-223.
6. Чижик А.С., Рябова Т.Ф. Основные аспекты управления бизнес-процессами в современных рыночных условиях хозяйствования // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 774-777.
Mnatsakanova Emma Robertovna, Head of Department of economic analysis and prognosing, Ministry of industry and energetics of Rostov region (112, Sotsialisticheskaya str., Rostov-on-Don, 344050, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PRIORITIES AND METHODS OF IMPLEMENTATION OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY IN ROSTOV REGION
Abstract
In the article the analysis of industrial sector of Rostov region dynamics in last years is presented. The prospects of development of clusters in machinery-building, light, atomic branches of industry are considered. The author determined main tendencies and forms of implementation of industrial policy in Rostov region.
Keywords: industrial policy, Rostov region, cluster, import substitution, indice of industrial production.