ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
л/
www.hjoumal.ru
DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.4.054-063
СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЖУКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,
кандидат экономических наук, доцент, ИСОиП ДГТУ, г. Шахты, e-mail: izhukova@bk.ru
ЛОБУНЕЦ ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА,
аспирант, ИСОиП ДГТУ, г. Шахты, e-mail: lobunetsveronik@mail.ru
В сложной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации государству необходимо не только сохранить социально-экономическую стабильность, но и стимулировать рост российской экономики и её регионов. Существует потребность в мобилизации экономической политики, направленной на консолидацию всех имеющихся экономических ресурсов в наиболее значимые для экономического роста региональные проекты и программы, а также на всестороннюю поддержку вложений частных капиталов в инновации. В статье рассмотрены предпосылки создания программы импортозамещения в угледобывающей отрасли Ростовской области, направленной на освоение региональным производителем продукции и технологий, позволяющих вывести рынок на более высокий уровень оснащенности с целью поддержания стабильности в условиях ограниченных поставок комплектующих и материалов из-за рубежа. Ключевые слова: импортозамещение; угольная промышленность; проблемы развития; направления развития угледобывающей отрасли; привлечение инвестиций.
IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY AS ONE OF THE PRIORITY DIRECTIONS OF REVIVAL OF THE COAL INDUSTRY IN THE ROSTOV REGION
ZHUKOVA IRINA, A.,
Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor, The Institute of Service Sphere and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University, Shakhty, e-mail: izhukova@bk.ru
LOBUNETS VERONICA, S.,
Post-Graduate Student, The Institute of Service Sphere and Entrepreneurship (branch) of Don State Technical University, Shakhty, e-mail: lobunetsveronik@mail.ru
© Жукова И. А., Лобунец В. С., 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
56
Жукова И. А., Лобунец В. С.
In the conditions of an economic crisis, threat of world recession and external economic pressure upon the forefront there are two priority economic tasks: maintaining economic and social stability and promote economic growth of the Russian economy and its regions. In a difficult foreign policy and external economic situation the Russian regions need the mobilization economic policy directed on full support of investors, enterprise initiatives and innovations, and also consolidation of all available economic resources in the most significant for economic growth regional projects and programs. The paper describes the prerequisites for the establishment of the program of import substitution in the coal mining industry of the Rostov region, aimed at the development of a regional manufacturer of products and technologies that can bring the market to a higher level of equipment for the maintenance of stability in the conditions of limited supply of components and materials from abroad. Keywords: import substitution; coal industry; development problems; prospects; investments.
JEL: Р28. Р42.
Потенциал импортозамещения
Современные международные связи формируются в условиях жестких внешнеполитических отношений. Текущая обстановка является дестабилизатором социально-экономической обстановки в мире, с использованием рядом стран различного рода неэкономических и экономических санкций, приводящим к разрушению связей между странами, массовым банкротствам, в том числе отраслей и регионов с богатыми природными и трудовыми ресурсами.
В данных условиях, когда мировая экономика используется в политических целях, более остро воспринимается потребность в финансово-экономической стабильности макроэкономики, международной кредитно-денежной системы, устойчивости политических и договорных отношений. В настоящее время экономика России характеризуется весомой долей импорта в ВВП, а значит, может иметь значимый потенциал импортозамещения, который заключается в возможности оптимизации создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт и тем самым защитить экономику от внешнеэкономических и внешнеполитических рисков (Чекина и Трунина, 2011).
Импортозамещение и поддержка отечественных производителей всегда являлись одним из приоритетов промышленной политики в России, но антироссийские санкции сделали эти вопросы ещё более актуальными. В сложившейся геополитической ситуации, на фоне введенных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными, поскольку российская экономика сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. В стратегически важных отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и допускает вероятность угрозы, как для национальной безопасности, так и для конкурентоспособности экономики страны в целом. Однако сложившаяся ситуация может быть использована в реализации стратегии ускоренного подъёма отечественного промышленного производства, в том числе и угольной промышленности.
В конце 2014 года по поручению Президента РФ Министерство промышленности и торговли РФ провело анализ отраслей с целью определения конкурентоспособности в условиях импортозамещения. В рамках данного анализа были определены приоритетные направления сокращения импортной зависимости, а также необходимые инструменты господдержки импортозамещения. В 2015 году Правительством РФ было принято решение выделить средства на предоставление субсидий предприятиям промышленности, реализующим проекты импортозамещения, на частичную уплату процентов по привлеченным кредитам в размере 20 млрд. рублей1. В табл. 1 представлены наиболее перспективные отрасли
1 См.: Официальный сайт Минэнерго РФ. (http://www.minenergo.gov.ru/).
Стратегия импортозамещения как одно из приоритетных направлений ...
57
с точки зрения импортозамещения.
Таблица 1
Наиболее перспективные отрасли с точки зрения импортозамещения
Наименование Доля импорта в потреблении (в масштабах страны), %
Станкостроение 90
Тяжёлое машиностроение 60-80
Радиоэлектронная промышленность 80-90
Машиностроение для пищевой промышленности 60-80
Фармацевтическая и медицинская промышленность 70-80
Источник: ОАО «ФСК ЕЭС». Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем. (http://www.fsk-ees.ru/about/import_substitution/ - Дата
обращения: 11.09.2015).
Сложная ситуация в угледобывающем секторе
К данному перечню считаем целесообразным добавить угольную отрасль -доля импортной продукции в угледобывающем секторе экономики около 95%. Причем возможность создания стратегии импортозамещения должна быть направлена не только на добычу полезных ископаемых для замещения объемов импорта, но и на развитие сопутствующих процессов, таких как производство и обслуживание угледобывающей техники. Основное горно-шахтное оборудование очистных и подготовительных забоев, очистные комбайны и комплексы, проходческое и конвейерное оборудование, оборудование для доставки материалов, систем АГК и связи являются продукцией европейского и американского производства; ленточные конвейеры, считаются российскими, но собраны из комплектующих производства различных стран: Германии, Швеции, Китая,
Великобритании и многих других. Все шахтные дизелевозы — импортного производства — в основном Чехии и Германии, электровозы и подъемные установки — Украины.
Подобная ситуация для экономики России в концепции мировой глобализации была экономически целесообразна и выгодна, поскольку отсутствовала необходимость концентрации технико-оснащающих предприятий вблизи потребителей (Жукова и Лобунец, 2015. С. 46-47). И как следствие, инвестирование в развитие машиностроительных технологий отсутствовало2. Внешнеполитическая ситуация текущего момента выявила минусы реализации данной концепции: полностью либо частично разрушенное машиностроительное производство может привести к остановке угледобывающего процесса из-за отсутствия запасных частей и комплектующих. Новые технологии производства горнодобывающего оборудования не разрабатывались и не покупались на протяжении десятилетий (Тяглов, 2014. С. 178-182).
Для устранения сложившейся ситуации преобладания импортных технологий и оборудования в угольной отрасли Ростовской области необходимо выполнить ряд мероприятий3:
1. Проанализировать производственно-технический и научно-
технологический потенциал региона для исследования возможностей использования этих ресурсов в программе стратегии импортозамещения. Для этого необходимо выполнить ревизию машиностроительных мощностей с целью определения уровня технологической оснастки с учетом станочного парка и периодичности его обновления предприятиями региона.
2 См.: ОАО «ФСК ЕЭС». Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем. (http:// www.fsk-ees.ru/about/import_substitution/ - Дата обращения: 11.09.2015).
3 См.: Постановление ПРО от 05.07.2012 № 599 «Об утверждении Концепции развития угольной промышленности Ростовской области на период до 2030 г.».
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
58
Жукова И. А., Лобунец В. С.
2. Сформировать сеть научно-производственных кластеров по требуемым направлениям, способствующим разработке и освоению серийных производств продукции. Кроме того, Ростовская область обладает перспективами расширения использования угля в цементной и стекольной промышленности.
3. Посредством публичного обсуждения с потребителями продукции разработать технические задания на разработку и производство оборудования, подлежащего импортозамещению.
Предпосылки создания программы импортозамещения в угледобывающей отрасли
К настоящему времени в Ростовской области сформировались предпосылки для создания программы импортозамещения в угледобывающей отрасли, направленной на освоение региональным производителем продукции и технологий, способных вывести рынок на более высокий уровень оснащенности для поддержания стабильности в условиях ограниченных поставок комплектующих и материалов из -за рубежа.
Спрос на угольную продукцию российских производителей в 2012-2013 годах сократился, снизилась её цена, причиной стала очередная волна мирового экономического кризиса и поставка на европейский рынок 75 млн. тонн угля из США. Таким образом, цены на угольную продукцию в целом по стране снизились на 10-15%, в Ростовской области — на 25-30%.
Причиной падения цен в Ростовской области послужило увеличение поставок угля из Украины. С июня 2012 г. по сентябрь 2014 г., в область ввезено более 1,4 млн. тонн товарного угля, в том числе более 1 млн. тонн на Новочеркасскую ГРЭС4. В мае 2014 г. доля поставляемого из Украины угля на электростанцию достигла 47%, при этом ОАО «ОГК-2» было введено ограничение поставок топлива угольных компаний Ростовской области. Структура поставок угля на Новочеркасскую ГРЭС приведена в табл. 2.
Таблица 2
Структура поставок угля на Новочеркасскую ГРЭС в 2014 году
Месяц Всего поставлено (тыс. тонн) Поставлено компаниями Ростовской области (тыс. тонн) Импорт из Украины (тыс. тонн) Удельный вес импорта уг- ля,%
январь 282,9 264,7 18,2 6,4
февраль 311,3 213,7 97,6 31,4
март 370,7 249,0 121,7 32,8
апрель 301,5 219,8 81,7 27,1
май 342,3 166,1 161,7 47,2
июнь 324,9 196,2 115,1 35,4
июль 329,4 176,3 119,4 36,2
август 265,2 193,8 0,0 0,0
сентябрь 283,4 250,7 0,0 0,0
октябрь 311,2 247,3 0,0 0,0
ноябрь 310,3 288,6 0,0 0,0
декабрь 312,4 290,6 0,0 0,0
Источник: Официальный сайт Правительства Ростовской области.
(http://www.donland. ru/).
Цена угля украинских компаний была ниже себестоимости топлива, добываемого угольными компаниями Ростовской области, поскольку угольная
4 См.: Официальный сайт Южного таможенного управления. (http://yutu.customs.ru/index.php).
Стратегия импортозамещения как одно из приоритетных направлений ...
59
промышленность Украины дотировалась государством. Поэтому компании Восточного Донбасса не могли конкурировать с компаниями, поддерживаемыми государством. В результате, практически все угледобывающие предприятия Ростовской области по итогам 2013 года являлись убыточными.
По состоянию на 1 января 2014 г. на складах угольных компаний Ростовской области сконцентрировалось более 400 тыс. тонн нереализованной продукции, что вывело из оборота около 3 млрд. рублей. Критическая ситуация вынудила угольные компании области планировать снижение объемов производства, замораживать инвестиционные программы, и как следствие уменьшились налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Но уже в августе 2014 г. ситуация на рынке угля изменилась:
- вместе с покупательской активностью отечественных потребителей увеличилась цена на угольную продукцию на 10-15%;
- импорт угля в Ростовскую область практически прекратился: в августе 2014 г. из Украины ввезено всего 69 тонн сортового и энергетического угля, при этом поставки на Новочеркасскую ГРЭС прекратились, а темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 1,38%. Это свидетельствует о том, что добыча донского угля с августа 2014 г. была направлена на импортозамещение.
Донским угледобывающим компаниям рекомендовано уделить внимание повышению качества поставляемого угля и завершить работы по вводу новых очистных забоев согласно заявленным срокам. Кроме этого необходимо было предоставить свои предложения по формированию условий заключения долгосрочных (до 10 лет) контрактов на поставку топлива Новочеркасской ГРЭС.
В конце 2015 г. Новочеркасская ГРЭС планирует завершить реализацию инвестиционного проекта «Строительство энергоблока №9 установленной мощностью 330 МВт с использованием технологии ЦКС». Запуск на полную мощность запланирован на 2016 год, что позволит увеличить потребление угля электростанцией дополнительно на 600-900 тыс. тонн в год. Плановая потребность Новочеркасской ГРЭС в угле с 2015 года составляет около 3,6 млн. тонн и будет постепенно увеличиваться. К 2020 г. объем добываемого угля возможно увеличить до 12,7 млн т, а к 2030 г. — до 23 млн т. Увеличение объемов производства способствует возобновлению инвестиционных программ, а их успешная реализация способствует созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Таблица 3
Перспективы развития Новочеркасской ГРЭС
Показатели 2015 год 2020 год 2025 год 2030 год
Выработка электроэнергии (млн. кВтч) 11000 11368,035 11368,035 11368,035
Ожидаемое потребление угля (тыс. 3600,615 3705,064 3705,064 3705,064
Калорийность угля (ккал/кг) 5280 5280 5280 5280
Источник: Официальный сайт Правительства Ростовской области.
(http://www.donland. ru/).
Другим фактором, указывающим на необходимость предоставления Восточному Донбассу государственной поддержки, позволяющей создавать основу для формирования устойчивой импортозамещающей экономики, является потребность снижения доли дорогостоящего природного газа в топливном балансе Новочеркасской ГРЭС путем перехода на использование угля сорта АШ с калорийностью не менее 5800 ккал/кг, который угольными компаниями Ростовской области производится в недостаточном количестве.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
60
Жукова И. А., Лобунец В. С.
При этом потребность в топливе составляет не менее 200-250 тыс. тонн ежемесячно. Следовательно, для покрытия спроса, с учётом потребностей Новочеркасской ГРЭС, угледобывающим компаниям Ростовской области необходимо не только вывести добычу угля на уровень не ниже 6,5-7,0 млн. тонн в год, но и нарастить объемы для покрытия спроса внутри- и внешне- областного рынков угольной продукции.
Таким образом, к настоящему времени сформировались предпосылки для создания концепции и программы стратегии импортозамещения в угледобывающей отрасли экономики, особенно в сфере наукоемких технологий. Недопустимым является монополизация рынка наукоемких производств Ростовской области зарубежными технологиями. В связи с этим предлагается создать региональную программу стратегии импортозамещения для поддержки отечественных производителей и замещения иностранных товаров, разработок и производств региональными аналогами.
Основной задачей программы импортозамещения является создание в регионе независимой и безопасной базы продукции и разработок, свободной от импорта. Региональная промышленность не должна нуждаться в поставках из-за рубежа в связи с обострением внешнеполитической ситуации и вводом новых санкций со стороны США и ЕС. Независимость от импорта обеспечит максимальную социально-экономическую безопасность Восточного Донбасса.
Реализация четко сформулированной и проработанной программы стратегии импортозамещения угледобывающей отрасли позволит обеспечить независимость от импортных производителей. Технологическая база промышленности Восточного Донбасса может стать со временем независимой от технологий Запада и будет способна заменить любые необходимые технологии и продукты заимствования из списка импортозамещающих производителей.
Запасы Восточного Донбасса обладают потенциалом, позволяющим вернуть региону представление угольной промышленности как традиционной отрасли, формирующей бюджет, включающей целый комплекс горных производств, образующих ее инфраструктуру: шахты, разрезы, обогатительные фабрики,
транспортные, наладочные и прочие предприятия и организации.
Из мировой практики известно, что при реализации угледобывающих проектов до 65% общего объема работ приходится на сервисные, крупные металлообрабатывающие, строительные, транспортные и другие компании, поставляющие оборудование и материалы, продукты питания, спецодежду и прочее. Кроме того, разработка крупных угольных месторождений требует значительного количества научно-исследовательских работ.
Угольная промышленность обеспечивает загрузку сотен предприятий смежных отраслей и имеет не только экономическое, но и социальное значение, обеспечивая привлечение высококвалифицированных специалистов с созданием новых рабочих мест, обеспечивает рост налогооблагаемой региональной базы; способствует укреплению межрегиональных отношений.
При освоении угольных месторождений угледобывающего региона Восточного Донбасса общим подходом промышленной политики должна стать максимальная загрузка мощностей и увеличение объемов производства, которая способствует восстановлению экономической ситуации на предприятиях: позволит рассчитаться с кредиторами и нарастить инвестиционные возможности для модернизации основных фондов.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что важнейшими стратегическими целями правительства и региональных властей применительно к регулированию недропользования в постреструктуризационной угольной промышленности является обеспечение стабильного и сбалансированного развития региона Восточного Донбасса и государства в целом. В сложившейся экономической ситуации наиболее перспективным направлением для угольной промышленности
Стратегия импортозамещения как одно из приоритетных направлений ...
61
Ростовской области остается строительство новых высокорентабельных шахт современного технического уровня с достижением производительности труда не ниже среднего российского уровня. А чтобы отечественные заводы по производству горно-шахтного оборудования начали выпускать конкурентную продукцию, необходимы инвестиции бизнеса и законодательная поддержка государства. Достижение названных целей возможно с помощью использования системы методов и инструментов государственного регулирования экономики, в том числе посредством создания стратегии импортозамещения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жукова И. А. (2013). Моделирование снижения накопленного экологического ущерба угледобывающих территорий за счет формирования системы обращения материалов шахтных отвалов // Terra Economicus, Т. 11, № 4-3, с. 108-112.
Жукова И. А. и Лобунец В. С. (2015). Перспективы развития угольной промышленности Ростовской области, учитывающие политическую и экономическую ситуацию сопредельной Украины // Международный научно-исследовательский журнал, № 2-3 (33), с. 46-47.
Межотраслевая экспертная сессия (2012). // Эффективность программ импортозамещения в отраслях топливно-энергетического комплекса России.
Министерство экономического развития Российской Федерации. «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году».
Минэнерго России реализует диверсифицированную политику импортозамещения в энергетике // Новости Минэнерго России. (http:// minenergo.gov.ru/press/min_news/11070.html - Дата обращения: 30.08.2015).
Миронова Д. Д. и Микитенко Е. Г.(2014). Отличительные особенности российской модели социально ответственного бизнеса // Современные проблемы науки и образования, № 5.
ОАО «ФСК ЕЭС». Программа импортозамещения оборудования, технологий, материалов и систем. (http://www.fsk-ees.ru/about/import_substitution/ - Дата обращения: 11.09.2015).
Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики РО. (http:// www.minprom.donland.ru/).
Официальный сайт Минэнерго РФ. (http://www.minenergo.gov.ru/).
Официальный сайт Правительства Ростовской области. (http://
www. donland. ru/).
Официальный сайт Южного таможенного управления. (http://
yutu.customs.ru/index.php/).
Постановление ПРО от 05.07.2012 № 599 «Об утверждении Концепции развития угольной промышленности Ростовской области на период до 2030 г. ».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России до 2030 г.»
Страданченко С. Г.(2009) Проблемы развития горнодобывающего комплекса Восточного Донбасса и пути их решения: монография. Новочеркасск: Лик, 198 с.
Таразанов И. (2014). Аналитический материал, угольная промышленность России // «Уголь», Март.
Трунина Н. Н. (2011). Оценка инвестиционной привлекательности угледобывающих компаний // «Уголь», № 2, с. 40-43.
Тяглов С. Г. (2014). Принцип многоуровнего управления устойчивым развитием региональной экономики в части обеспечения эколого-экономических императивов // Terra Economicus, Т. 12, № 2-3, с. 178-182.
Тяглов С. Г. и Федорова Я. В. (2014). Развитие ГЧП в регионе: инфраструктурные проекты Ростовской области // В книге: Управление
инновациями - 2014 Материалы международной научно-практической
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
62
Жукова И. А., Лобунец В. С.
конференции. Под ред. Р. М. Нижегородцева, с. 81-83.
Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Чекина В. Б. и Трунина Н. Н. (2011) Возможности инновационного развития угольной промышленности / Сб. научных трудов ЦНИЭИ уголь «Социальноэкономические и организационные проблемы стабилизации и развития угольной промышленности», Вып. 27, с. 84-91.
REFERENCES
Chekina V. B. and Trunina N. N. (2011). Features the innovative development of the coal industry / Coll. of Scientific Papers TsNIEI «Socio-Economic and Institutional Problems of Stabilization and Development of the Coal Industry», Issue 27, pp. 84-91. (In Russian).
JSC «UES FGC». Program Import Equipment, Technology, Materials and Systems. (http://www.fsk-ees.ru/about/import_substitution/ - Access Date: 11.09.2015). (In Russian).
Interdisciplinary Expert Session (2012). // The Effectiveness of Import Substitution in the Fuel and Energy Complex of Russia. (In Russian).
Ministry of Economic Development of the Russian Federation. «On the Results of Socio-Economic Development of the Russian Federation in 2014». (In Russian).
Mironova D. D. and Nikitenko E. G. (2014) Special features of the Russian model of socially responsible business. Modern Problems of Science and Education, no. 5. (In Russian).
Order of the Government of the Russian Federation of November 13, 2009 № 1715-p «Оп the Approval of the Energy Strategy of Russia until 2030». (In Russian).
Resolution of Government of the Rostov Region of 05.07.2012 N 599 “On Approval of the Concept of Development of the Coal Industry in the Rostov Region for the Period until 2030”. (In Russian).
Russian Energy Ministry Is Implementing a Diversified Policy of Import Substitution in the Energy // News Ministry of Energy of Russia. (http:// minenergo.gov.ru/press/min_news/11070.html - Access Date: 30.08.2015). (In Russian).
Stradanchenko S. G. (2009). Problems of development of the mining complex of the Eastern Donbass and their solutions: monograph. Novocherkassk, Lick Publ., 198 p. (In Russian).
Tarazanov I. (2014). Analytical material, the coal industry in Russia. Coal, March. (In Russian).
The Federal Law of 31.12.2014 № 488-FZ «On Industrial Policy in the Russian Federation». (In Russian).
The Official Website of the Government of the Rostov Region. (http:// www.donland.ru/).
The Official Website of the Ministry of Energy. (http://www.minenergo.gov.ru/). (In Russian).
The Official Website of the Ministry of Industry and Energy of the Rostov Region. (http://www.minprom.donland.ru/). (In Russian).
The Official Website of the Southern Customs Department. (http:// yutu.customs.ru/index.php/).
Trunina N. N. (2011). Evaluation of investment attractiveness of the coal-mining companies. Coal, no. 2, pp. 40-43. (In Russian).
Tyaglov S. G. (2014). The principle of multi-level governance for sustainable development of the regional economy in terms of ensuring ecological and economic imperatives. Terra Economicus, vol. 12, no. 2-3, pp 178-182. (In Russian).
Tyaglov S. G. and Fedorova Y. V. (2014). The development of PPPs in regional infrastructure projects of Rostov Region // In the book: Managing Innovation — 2014. Proceedings of the international scientific-practical conference. Ed. by R. M.
Стратегия импортозамещения как одно из приоритетных направлений ...
63
Nizhegorodtseva, pp. 81-83. (In Russian).
Zhukova I. A. (2013). Modeling reduce accumulated environmental damage of coal-mining areas due to the formation of the materials handling system of mine dumps. Terra Economicus, vol. 11, no. 4-3, pp. 108-112. (In Russian).
Zhukova I. A. and Lobunets V. S. (2015). Prospects for the development of the coal industry of the Rostov region, taking into account the political and economic situation of the neighboring Ukraine. International Research Journal, no. 2-3 (33), pp. 46-47. (In Russian).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015