Научная статья на тему 'Управление развитием цифровых компетенций педагогов'

Управление развитием цифровых компетенций педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1342
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ / КОМАНДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В., Обоскалов А.Г.

Статья посвящена анализу предпосылок развития цифровых компетенций у педагогов в условиях образовательной организации дополнительного профессионального образования. Авторами проанализирован комплекс нормативных оснований, служащих основанием для разработки дополнительных профессиональных программ, позволяющих нивелировать возникающие у педагогов затруднения по использованию цифровых ресурсов в их профессиональной деятельности и организации сопровождения освоения основных образовательных программ общего образования. Описан процесс реализации программы модульного курса по вопросам управления развития цифровых компетенций педагогов. Теоретическая значимость заключается в том, что описанные в статье подходы к реализации модульных курсов, разрабатываемых на основе обобщения значительного массива нормативных данных, могут служить технологической основой разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, ориентированных на развитие у педагогов цифровых компетенций и обеспечение достижения учащимися современного качества общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В., Обоскалов А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием цифровых компетенций педагогов»

Управление развитием цифровых компетенций педагогов

Ильина Анна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий учебно-научным центром, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, avilyina@mail.ru

Коптелов Алексей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, avkoptelov@rambler.ru

Машуков Александр Васильевич,

заведующий учебно-методическим центром, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, avmashukov@mail.ru

Обоскалов Александр Георгиевич,

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной и организационно-методической работе, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, oboskalovag@rambler.ru

Статья посвящена анализу предпосылок развития цифровых компетенций у педагогов в условиях образовательной организации дополнительного профессионального образования. Авторами проанализирован комплекс нормативных оснований, служащих основанием для разработки дополнительных профессиональных программ, позволяющих нивелировать возникающие у педагогов затруднения по использованию цифровых ресурсов в их профессиональной деятельности и организации сопровождения освоения основных образовательных программ общего образования. Описан процесс реализации программы модульного курса по вопросам управления развития цифровых компетенций педагогов. Теоретическая значимость заключается в том, что описанные в статье подходы к реализации модульных курсов, разрабатываемых на основе обобщения значительного массива нормативных данных, могут служить технологической основой разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, ориентированных на развитие у педагогов цифровых компетенций и обеспечение достижения учащимися современного качества общего образования.

Ключевые слова: цифровизация образования, Российская электронная школа, модульный курс, развитие цифровых компетенций педагогов, командное обучение, проектная деятельность.

Одним из трендов развития образования в современных социально-экономических условиях является ориентация на цифровизацию. Это обусловлено государственной политикой Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики, призванной обеспечить конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, экономический рост и национальный суверенитет8. При этом успешное развитие цифровой экономики должно осуществляться квалифицированными кадрами, обладающими сформированными цифровыми компетенциями и готовностью осуществлять свою профессиональную деятельность в цифровой среде. Поэтому авторы статьи ставят своей целью выявить предпосылки для развития цифровых компетенций у педагогов в условиях образовательной организации дополнительного профессионального образования, важных с точки зрения осуществления ими педагогической деятельности и организации сопровождения освоения основных образовательных программ общего образования обучающимися, в т.ч. с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся, находящиеся в сложной жизненной ситуации и др.).

Освоение подобных компетенций, безусловно, должно осуществляться в системе образования, причем на всех его уровнях, начиная с дошкольного. Тем не менее, в докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования» отмечается, что одной из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования является растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание выражается, во-первых, в том, что в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (монито-

8 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.02.2019).

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

ринг, отчетность, проверка работ) [6]. Разрешение сложившегося противоречия на уровне государственной политики видится в активном включении системы образования, в том числе общего, в процессы, связанные с цифровизацией экономики и создания цифровой среды. Так, в частности, программа «Цифровая экономика Российской Федерации» включает одно из базовых направлений «Кадры и образование», ориентированное на достижение таких целей, как

- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России9.

Мероприятия дорожной карты по данному направлению предполагают разработку требований к сформированности базовых компетенций цифровой экономики для всех выпускников и обучающихся системы общего образования; актуализацию ФГОС с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования; обновление образовательных программ всех уровней образования с учетом требований к компетенциям цифровой экономики. Кроме того, данное направление содержит отдельно выделенную задачу для системы общего образования, работающей в интересах подготовки граждан в условиях цифровой экономики. Дорожная карта содержит 15 мероприятий, ориентированных только на систему общего образования10.

Помимо Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», подходы к цифровизации системы образования определяются также государственной программой Российской Федерации «Развитие образования». В данной государственной программе выделена отдельная ведомственная целевая программа «Российская электронная школа», целью которой является создание завершенного курса интерактивных видеоуроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего ФГОС и примерным основным образовательным программам, учитывающего передовой опыт лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями11. Соответ-

0

(Ч *

01 г

9 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.02.2019).

10 См. там же

11 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.01.2019).

ственно ведомственная целевая программа определяет показатели достижения данной цели. Информационно-образовательный портал «Российская электронная школа» (далее - РЭШ) представляет собой особую образовательную среду, включающую открытый каталог обязательных и факультативных интерактивных электронных видеоуроков, созданных лучшими учителями России. Использование ресурсов портала РЭШ во многом призвано обеспечить разрешение имеющихся проблемных зон в области применения цифровых технологий в образовании, формирования цифровой среды, персонализации обучения и повышения мотивации школьников на основе применения цифровых технологий. Кроме того, активное использование дистанционных технологий и электронного обучения, обладающих явными преимуществами по сравнению с традиционным школьным обучением, повлияло на изменение образовательного вектора детей и родителей. Родители и дети, не удовлетворенные школьными программами, учителями, условиями обучения и т. д., активно ищут решение данных проблем. Для некоторых бесплатный, общедоступный ресурс федеральной образовательной платформы «Российская электронная школа» становится средством решения перечисленных выше проблем. Таким образом, создается конкурентная среда между традиционным школьным образованием и формами обучения, основывающихся на идеях цифрови-зации образования.

Все выше сказанное обеспечивает необходимость организации работы с педагогами и управленцами по развитию их профессиональной компетентности в части овладения компетенциями необходимыми для успешной цифровизации образования. Анализ имеющихся публикаций по исследуемой теме показывает, что на сегодняшний день достаточно активно разрабатывается тематика вопросов теоретико-методологического обоснования цифровизации как современного тренда российского образования [8; 10; 14 и др.]. Имеются отдельные разработки по вопросам цифровизации непрерывного образования [3; 4; 11; 12; 13; 15]. Серьезное внимание в течение последнего года авторы научных публикаций стали уделять проблематике использования электронной платформы «Московская электронная школа» (МЭШ), в том числе при подготовке будущих учителей по различным аспектам профессионально-педагогической деятельности [2; 5; 7; 17]. Тем не менее, позволим себе констатировать, что при достаточно активном интересе авторов научных публикаций к тематике цифровизации образования и развития цифровых компетенций у педагогических работников, недостаточно на сегодняшний день уделяется внимание развитию профессиональной компетентности работников образования с использованием имеющихся официальных электронных ресурсов, прежде всего, единого информационно-образовательного портала «Российская электронная школа».

В связи с этим повышается актуальность проведения обучающих мероприятий, в том числе в

системе дополнительного профессионального образования, акцентирующих внимание на потенциале использования данного ресурса в деятельности педагога при преподавании учебных предметов, дисциплин, курсов, организации воспитательной работы и организации сопровождения освоения основных образовательных программ общего образования обучающимися, в т.ч. с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, учащиеся, находящиеся в сложной жизненной ситуации и др.). Одной из форм развития профессиональной компетентности работников образования в части формирования / расширения компетенций по использованию ресурсов портала РЭШ является их обучение по программе модульного курса «Управление развитием профессиональной компетентности педагогов на основе использования ресурсов федерального портала «Российская электронная школа», разработанного в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Приоритеты государственной политики в области цифровизации образования и возникающие проблемы в школьном образовании, обозначенные выше, обусловили цель модульного курса. Целью стало освоение слушателями технологии эффективного использования ресурсов федерального портала «Российская электронная школа» для проектирования профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечивающей достижение обучающимися современного качества общего образования.

Целевой аудиторией модульного курса выступают управленческие команды общеобразовательных организаций и (или) муниципальных образовательных систем. Выбор указанной категории слушателей обусловлен тем фактом, что отбор эффективного механизма управления развитием профессиональной компетентности педагогических работников на институциональном или муниципальном уровнях в контексте использования ресурсов федерального портала РЭШ зависит от согласованности действий каждого представителя школьной или муниципальной команды в части согласования целей и ценностей профессиональной деятельности по обеспечению современного качества общего образования. Кроме того, обучение команд является одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации [9]. Соответственно в состав команд школ и (или) муниципалитетов необходимо включать следующие категории кадров:

- представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (для муниципальных команд);

- специалистов муниципальных методических служб (для муниципальных команд);

- директоров общеобразовательных организаций;

- заместителей директоров общеобразовательных организаций;

- руководителей структурных подразделений (например, руководителей районных или школь-

ных методических объединений; руководителей кафедр / структурных подразделений).

Достижение обозначенной цели, на наш взгляд, возможно посредством решения таких задач, как

- формирование у слушателей представлений о возможностях РЭШ для проектирования педагогами собственной профессиональной деятельности, обеспечивающей достижение обучающимися современного качества общего образования;

- формирование у слушателей готовности к использованию возможностей РЭШ для развития профессиональной компетентности педагогических работников с учетом имеющихся у них профессиональных затруднений;

- освоение слушателями приемов и методов обучения педагогических работников проектированию профессиональной деятельности на основе использования ресурсов РЭШ.

Для достижения поставленной цели и вытекающих из нее взаимосвязанных и взаимообусловленных задач нами были определены методически обоснованные подходы к отбору и определению содержания модульного курса, принципов и форм его освоения слушателями.

Руководствуясь приоритетами государственной политик, анализом имеющихся проблемных зон в школьном образовании в части владения педагогами цифровыми компетенциями, а также сформулированной целью и задачами модульного курса нами были определены три содержательные линии (темы) модульного курса:

1. Цифровое образование: новые возможности обеспечения современного качества общего образования.

2. Типичные профессиональные затруднения (предметные и методические) педагогических работников в контексте использования ресурсов федерального портала «Российская электронная школа».

3. Управление проектированием профессиональной деятельности педагогических работников с использованием ресурсов федерального портала «Российская электронная школа».

В качестве одного из методических оснований нами было определено, что освоение содержания модульного курса должно осуществляться на основе последовательного изучения указанных тем, обеспечивающего реализацию принципов восхождения от абстрактного к конкретному; систематичности и последовательности. Данный подход позволяет управленческим командам освоить технологические аспекты эффективного использования ресурсов федерального портала РЭШ для проектирования профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечивающей достижение обучающимися современного качества общего образования.

Отбор выше названных тем определяется логикой последовательного изучения основного содержания модульного курса, позволяющего слушателям в ограниченный период времени максимально освоить технологические элементы управления развитием профессиональной компетентно-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

0

(Ч *

01 г

сти педагогов на основе использования ресурсов федерального портала РЭШ. Выбранное содержание модульного курса определило отбор форм и методов обучения слушателей, большая часть которых (75%) реализуется в деятельностной форме посредством организации проектной работы команд. Соответственно, это методическое основание стало определяющим тематику и формы практических и самостоятельных занятий.

Остановимся на краткой характеристике указанных содержательных линий. Первая «Цифровое образование: новые возможности обеспечения современного качества общего образования» ориентирована на формирование у слушателей представлений о необходимости развития цифровых компетенций у педагогических работников в контексте тех трендов использования информационно-образовательной среды, которые существуют в настоящее время и которые отражают приоритеты государственной политики в области цифровиза-ции образования. Кроме того, рассмотрение данной темы формирует представление о возможностях РЭШ для проектирования педагогами собственной профессиональной деятельности, обеспечивающей достижение обучающимися современного качества общего образования. Тем самым содержание данной темы обеспечивает формирование базовых представлений слушателей об актуальности содержания модульного курса, а также актуализирует их мотивационную готовность к последующему освоению содержания модульного курса в деятельностной форме.

В ходе рассмотрения второй темы «Типичные профессиональные затруднения (предметные и методические) педагогических работников в контексте использования ресурсов федерального портала «Российская электронная школа» слушатели получают возможность в практической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений, типичных для педагогических работников, овладеть приемами использования возможностей РЭШ для развития профессиональной компетентности педагогов посредством нивелирования этих затруднений.

Логическим завершением предыдущих содержательных линий становится третья тема «Управление проектированием профессиональной деятельности педагогических работников с использованием ресурсов федерального портала «Российская электронная школа». Ее освоение предполагает погружение слушателей в проектную деятельность, в ходе которой слушателям предоставляется возможность освоить приемы и методы организации работы с педагогами по проектированию развития их профессиональной деятельности на основе использования ресурсов РЭШ.

Использование проектных технологий и погружение слушателей в предмет изучения, а именно в возможности РЭШ, ставших еще одним методическим основанием реализации модульного курса, позволяет выработать намерения согласования целей и ценностей профессиональной деятельности участников команд по обеспечению современ-

ного качества общего образования. Выполняя практические задания в формате проектных сессий [1; 9; 18], слушатели получают возможность овладеть компетенциями по применению РЭШ для управления проектированием профессиональной деятельности педагогических работников, обеспечивающей достижение обучающимися современного качества общего образования.

Представленные методические основания разработки модульного курса и логика его реализации позволяют слушателям достичь следующих планируемых результатов:

- сформированности представлений о возможностях РЭШ для проектирования педагогами собственной профессиональной деятельности, обеспечивающей достижение обучающимися современного качества общего образования;

- сформированности готовности к использованию возможностей РЭШ для развития профессиональной компетентности педагогических работников с учетом имеющихся у них профессиональных затруднений;

- владения приемами и методами обучения педагогических работников проектированию профессиональной деятельности на основе использования ресурсов РЭШ.

Подтверждением представленных выше теоретических предположений и выверенности методических оснований и решений по организации деятельности слушателей является результативность реализации модульного курса. Нами было организовано обучение муниципальных команд по программе описываемого модульного курса. О достижении сформированности представлений о возможностях РЭШ для развития профессиональной компетентности педагогов и готовности их использования свидетельствует анализ результатов выполнения командами мини-проекта «Ценность ресурса РЭШ для профессионального развития педагогов». Итоги проведенного анализа позволили сформулировать обобщенные возможности ресурсов РЭШ с точки зрения их ценности для развития профессиональной компетентности педагогов. В частности, нами были выделены следующие возможности этих ресурсов для:

- отработки на содержании РЭШ методик преподавания учебных предметов с использованием различных педагогических технологий (например, смешанное обучение, «Перевернутый класс» и др.);

- отработки приемов организации образовательного процесса для различных категорий обучающихся с учетом их образовательных потребностей и возможностей;

- освоения технологий проектирования учебного занятия, ориентированного на использование межпредметных технологий, в том числе с использованием индивидуальных гаджетов обучающихся;

- освоения на содержании РЭШ технологий организации внеурочной деятельности;

- освоения методик взаимодействия с родителями обучающихся по вопросам освоения содержания учебных предметов, в том числе с точки

зрения развития коммуникативных компетенций педагогов;

- освоения технологий тьюторского сопровождения в аспектах выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и подготовки индивидуальных / групповых проектов;

- освоения технологий проектирования методической работы (на различных уровнях) с использованием электронных ресурсов;

- формирования / повышения имиджа педагога посредством формирования готовности к разработке авторских методических / дидактических материалов и размещению их в РЭШ.

О достижении результатов в части освоения слушателями приемов и методов обучения педагогических работников по проектированию их профессиональной деятельности на основе использования ресурсов РЭШ свидетельствуют методические проекты, разработанные и представленные командами в рамках модульного курса. Необходимо отметить, что данные методические проекты были подготовлены в формате сценарных планов методических мероприятий, позволяющих нивелировать различного рода профессиональные затруднения педагогов на основе использования ресурсов РЭШ. В частности, были подготовлены следующие методические проекты [16].

- деловая игра «Обратное наставничество», направленная на совершенствование компетенций педагогов по работе с детьми с разными образовательными потребностями;

- практический семинар «Активные и интерактивные методы обучения педагогов с использованием ресурсов РЭШ»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модель организации стажировок, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов в условиях цифровизации образования;

- педагогический квест «Активный пользователь РЭШ»;

- педагогическая мастерская «Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием ресурса РЭШ»;

- семинар-практикум «Ресурс РЭШ во внеурочной деятельности».

В заключении отметим, что описанные в статье подходы к реализации модульных курсов, разрабатываемых на основе обобщения значительного массива нормативных данных, могут служить технологической основой разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, ориентированных на развитие у педагогов цифровых компетенций и обеспечение достижения учащимися современного качества общего образования.

Литература

1. Абрамовских, Т. А. Особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ на основе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций / Т. А. Абрамовских //

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 3 (32). - С. 52-63.

2. Азевич, А. И. Интерактивный урок в «Московской электронной школе»: от замысла до воплощения / А. И. Азевич// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. -2018. - № 3 (45). - С. 64-73.

3. Богатырева, Ю. И. Проектирование и реализация курса повышения квалификации «Информационная безопасность образовательной организации» / Ю. И. Богатырева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск. - 2017. - № 1(30). - С. 22-28.

4. Вайндорф-Сысоева, М. Е., Кузнецова, Н. А., Дражан, Р. В. Цифровизация системы непрерывного повышения квалификации преподавателей иностранного языка (на примере института водного транспорта) / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Н. А. Кузнецова, Р. В. Дражан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 4. - С. 70-82.

5. Гладилина, И. П., Волков, П. А. Цифровая школа и цифровые компетенции выпускников / И. П. Гладилина, П. А. Волков // Современное педагогическое образование, 2018. - № 6. - С. 156-158.

6. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики [Электронный ресурс] / под общей ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad _obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 11.02.2019).

7. Калинченко, А. В. К вопросу об организации обучения студентов педагогического вуза использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности / А. В. Калинчен-ко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - № 3 (45). - С. 84-91.

8. Кафидулина, Н. Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования / Н. Н. Кафидулина // Интерактивное образование. -2018. - № 1. - С. 9-14.

9. Кеспиков, В. Н. Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников в контексте особенностей введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования / В. Н. Кеспиков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 4 (37). - С. 5-15.

10. Колыхматов, В. И. Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики / В. И. Колыхма-тов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 82-87.

11. Колыхматов, В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 152-158.

12.Лебедева, М. Б., Горюнова, М. А. Подготовка учителей информатики к реализации междисци-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

плинарности в урочной и внеурочной работе / М. Б. Лебедева, М. А. Горюнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - Челябинск. -2018. - № 4 (37). - С. 88-96.

13. Нечаев, М. П. Профессиональная переподготовка руководителей образовательных организаций в системе электронного обучения / М. П. Нечаев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 4 (33). - С. 5-10.

14. Никулина, Т. В., Стариченко, Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107-113.

15. Потемкина, Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя / Т. В. Потемкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 2 (35). - С. 25-30.

16. Сеть научно-прикладных проектов. Сетевая школа консультантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ikt.ipk74.ru/forum/forum78/ (дата обращения: 22.02.2019).

17. Смирнова, М. С., Добротин, Д. Ю. Результаты разработки и апробации нового содержания и форм организации педагогических практик будущих учителей начальной школы с учетом использования МЭШ / М. С. Смирнова, Д. Ю. Добротин // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 2. - С. 19-27.

18. Фиофанова, О. А. Стажировки, проектные сессии, кейсы-интеракториумы: новые модели повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций / О. А. Фиофа-нова // Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад? : матер. XI Междунар. науч.-практ.й конфер. -М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук. - 2014. - С. 148-158.

Development management of teachers' digital competencies Ilina A.V., Koptelov A.V., Mashukov A.V., Oboskalov A.G.,

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of

Professional Skill of Educators The article is devoted to the analysis of the prerequisites of the development of digital competencies among teachers in the context of the educational organization of additional professional education. The authors analyzed a set of regulatory grounds which were served as the basis of the development of additional professional programs and were allowed teachers to level out the difficulties in the usage of digital resources in their professional activities and in the support's organization of the basic educational programs' mastering in general education. The process of the implementation of the modular course program on the management of the development of digital competencies of teachers is described. The theoretical significance lies in the ^ fact that the approaches described in the article to the imple-

§ mentation of modular courses, developed on the basis of sum-

,ü marizing a significant array of regulatory data, can serve as the

« technological basis for the development and implementation of

0 additional professional development programs and (or) profes-^ sional retraining which are focused on the development of digi-

01 tal teachers competencies and on the students' provision of z modern quality of general education achievement.

Keywords: digitalization of education, Russian e-school, modular course, development of digital competencies of teachers, team learning, project activities

References

1. Abramovskikh, T. A. Features of the selection of the content of

additional professional programs based on diagnostics of the subjective position of students from among the leaders of educational organizations / T. A. Abramovskikh // Scientific support of the system of staff development. - 2017. - № 3 (32). -pp. 52-63.

2. Azevich, A.I. Interactive lesson in the "Moscow e-school": from

concept to realization / A.I.Azevich // Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and informatization of education. - 2018. - № 3 (45). - p. 64-73.

3. Bogatyreva, Yu. I. Design and implementation of the advanced

training course "Information security of an educational organization" / Yu. I. Bogatyreva // Scientific support for the system of staff development. - Chelyabinsk. - 2017. - № 1 (30). - pp. 22-28.

4. Vayndorf-Sysoeva, ME, Kuznetsova, N. A., Drazhan, R. V. Digitization of the system of continuous professional development of teachers of a foreign language (by the example of the institute of water transport) / M. E. Vayndorf-Sysoeva, N. A. Kuznetsova, R.V. Drazhan // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. - 2018. - № 4. - p. 7082.

5. Gladilina, I. P., Volkov, P. A. Digital school and digital competencies of graduates / I. P. Gladilina, P. A. Volkov // Modern pedagogical education, 2018. - No. 6. - P. 156- 158.

6. Twelve Solutions for a New Education: Report of the Center for

Strategic Research and the Higher School of Economics [Electronic resource] / under a general ed.: Ya. I. Kuzminov, I. D. Frumin. - M .: National Research University "Higher School of Economics", 2018. - Access mode: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obraz ovanie_Web.pdf (appeal date: 11.02.2019) .

7. Kalinchenko, A.V. On the issue of organizing the training of students at a pedagogical university for the use of electronic educational resources in professional activities / A.V. Kalinchenko // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and Psychology. - 2018. - № 3 (45). - p. 84-91.

8. Kafidulina, N. N. Digitization as a trend: points of growth for

Russian education / N. N. Kafidulin // Interactive education. -2018. - № 1. - p. 9-14.

9. Kespikov, V. N. Continuous professional development of pedagogical workers in the context of the features of the introduction of the federal state educational standard of secondary education / V. N. Kespikov // Scientific support of the system of staff development. - 2018. - № 4 (37). - p. 5-15.

10. Kolykhmatov, V.I. The main directions of development of the general education system in the conditions of the emergence of the digital economy / V.I. Kolykhmatov // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2018. - № 8 (162). - pp. 82-87.

11. Kolykhmatov, V. I. Digital skills of a modern teacher in the conditions of digitalization of education / V. I. Kolykhmatov // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. - 2018. - № 9 (163). - p. 152-158.

12. Lebedeva, M. B., Goryunova, M. A. Training of informatics teachers for the implementation of interdisciplinarity in work-time and extra-hour work / M. B. Lebedeva, M. A. Goryunova // Scientific support for the system of staff development: scientific-theoretical magazine. - Chelyabinsk. - 2018. - № 4 (37). - pp. 88-96.

13. Nechaev, M. P. Professional retraining of heads of educational organizations in the e-learning system / M. P. Nechaev // Scientific support of the system of staff development. - 2017. -№ 4 (33). - p. 5-10.

14. Nikulina, T. V., Starichenko, E. B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management / T. V. Nikulina, E. B. Starichenko // Pedagogical education in Russia. - 2018. - № 8. - p. 107-113.

15. Potemkina, T. V. Foreign Experience in Developing a Teacher's Digital Competences Profile / T. V. Potemkina // Scientific Support for the Professional Development System. - 2018. - № 2 (35). - p. 25-30.

16. Network of scientific and applied projects. Network School Consultants [Electronic resource]. - Access mode: https://ikt.ipk74.ru/forum/forum78/ (access date: 02.22.2019).

17. Smirnova, M. S., Dobrotin, D. Yu. Results of the development and testing of the new content and forms of organization of pedagogical practices of future primary school teachers taking into account the use of MESH / M. S. Smirnova, D. Yu. Dobrotin // Izvestia Institute pedagogy and psychology of education. -2018. - № 2. - p. 19-27.

18. Fiofanova, O. A. Internships, project sessions, case studies -interaktoriyu: new models of advanced training of teachers and leaders of educational organizations / O. A. Fiofanova // Trends in the development of education: what is an effective school and an effective kindergarten? : mater. XI Intern. scientific-practical conference - Moscow: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences. - 2014. - p. 148-158.

o o oo ■o m 5 m

O m n m b A

X £ m O

x o m

0

01 ■o A u o n A X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.