Научная статья на тему 'Особенности применения дополнительных профессиональных программ "Современные педагогические технологии": из опыта работы Саратовского областного института развития образования'

Особенности применения дополнительных профессиональных программ "Современные педагогические технологии": из опыта работы Саратовского областного института развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ИНСТИТУТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белухина Олеся Сергеевна, Шрамкова Оксана Владимировна

Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании выступают катализатором изменений в его содержании, методах, качестве процессов взаимодействия участников образовательных отношений. Статья посвящена внедрению в процесс дополнительного профессионального образования современных образовательных технологий, влияющих на качество подготовки квалифицированных педагогов специалистов в рамках курсов повышения квалификации. Авторами представлена система образования сложившаяся в Саратовском областном институте развития образования, способствующая не только приобретению знаний, но и их эмоционально-личностному осмыслению, в рамках реализации компетентностной модели образования, включающей модульные, дистанционные, балльно-рейтинговые педагогические технологии. Особое внимание уделено формированию планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ, а также созданию оптимальных условий в образовательном учреждении как инструментов используемых при реализации конкретной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белухина Олеся Сергеевна, Шрамкова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения дополнительных профессиональных программ "Современные педагогические технологии": из опыта работы Саратовского областного института развития образования»

Особенности применения дополнительных профессиональных программ «Современные педагогические технологии»: из опыта работы Саратовского областного института развития образования

Белухина Олеся Сергеевна

кандидат исторических наук, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», [email protected]

Шрамкова Оксана Владимировна

кандидат исторических наук, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», [email protected]

Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании выступают катализатором изменений в его содержании, методах, качестве процессов взаимодействия участников образовательных отношений. Статья посвящена внедрению в процесс дополнительного профессионального образования современных образовательных технологий, влияющих на качество подготовки квалифицированных педагогов - специалистов в рамках курсов повышения квалификации.

Авторами представлена система образования сложившаяся в Саратовском областном институте развития образования, способствующая не только приобретению знаний, но и их эмоционально-личностному осмыслению, в рамках реализации компе-тентностной модели образования, включающей модульные, дистанционные, балльно-рейтинговые педагогические технологии. Особое внимание уделено формированию планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ, а также созданию оптимальных условий в образовательном учреждении как инструментов используемых при реализации конкретной образовательной программы. Ключевые слова: дополнительное образование, программа, институт, повышение квалификации, компетенция, модульная технология, дистанционные образовательные технологии, балльно-рейтинговая система, педагог

СО ^

0

сч

01

Центральный вектор образовательной модели в ходе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов направлен на развитие деятельностного подхода в дошкольном и школьном образовании и компетентностного подхода в среднем профессиональном и высшем образовании. Практика преподавания в образовательных организациях всех типов требует обновления, использования новых, нестандартных, творческих подходов к обучению. В этой ситуации педагог пересматривает традиционные формы обучения, использует вариативные образовательные технологии.

В настоящее время компетентность и квалификация педагога определяются переподготовкой и своевременным повышением квалификации по специализированным программам дополнительного профессионального образования, что, безусловно, является значимым компонентом развития современного образования, и экономики страны в целом, так как обеспечивается подготовка специалистов в наиболее востребованных областях экономики.

Специфика профессионального развития педагога в процессе повышения квалификации рассматривается исследователями с разных позиций. Так, исследователи Гогицаева О.У., Кубалова Л.М., Хаблиева Ю.Б. видят развитие дополнительного профессионального образования в модернизации экономики и демократизации общественной жизни [1]. Мирза Н.В., Ибрагимова Г.К. акцентируют внимание на групповых методах обучения в рамках повышения квалификации, способствующих эффективному развитию профессиональной компетентности педагогов [5, с. 379]. Можаева Г.В., считает, что применение на курсах повышения квалификации дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов способствует эффективной системе сопровождения и контролю учебного процесса [6, с. 7].

Таким образом, представляется актуальным на примере государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образо-

вания «Саратовский областной институт развития образования», который осуществляет организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников на территории Саратовской области, рассмотреть некоторые особенности применения дополнительных профессиональных программ «Современные педагогические технологии». Ежегодно в институте повышают квалификацию более 5 000 педагогов системы общего, дополнительного и среднего профессионального образования [4, с. 171].

В рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации регулярно поднимаются вопросы применения современных педагогических технологий, как одной из базовых тем, а также внедряются программы направленные на совершенствование профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, используя инновационные педагогические технологии.

Следует отметить, что система дополнительного профессионального образования в институте ориентирована как на педагогов с высокой мотивацией к педагогической деятельности, так и на учителей-предметников школ с низкими образовательными результатами.

В рамках курсовой подготовки педагогов по программам «Современные педагогические технологии» решаются следующие задачи:

- расширение компетентностных возможностей педагогов-слушателей, увеличение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности;

- оптимизация квалификационной структуры педагогов-специалистов для рынка педагогического труда;

- повышение эффективности дополнительного профессионального образования.

Целью обучения становится достижение слушателями результата. В этой связи содержание программ и методов их освоения формируется исходя из планируемых результатов, которыми являются компетенции педагога-специалиста.

В качестве примера рассмотрим формирование планируемых результатов освоения дополнительной профессиональной программы «Современные педагогические технологии» (с использованием дистанционных образовательных технологий) 110 часов [2]:

- Профессиональная компетенция (ПК) 1 «Организация деятельности обучающихся, направленная на формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся»;

- ПК 2 «Планирование и проведение учебных

занятий

использованием компетентностно-

ориентированных технологий»;

- ПК 3 «Анализ эффективности использования компетентностно ориентированных технологий в обучении и воспитании».

Кроме того, в ходе курсовой подготовки педагог приобретает соответствующие знания, умения и практический опыт.

Так, слушатель должен знать:

- методологические основы современного профессионального образования;

- современные направления развития профессионального образования;

- требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- содержание понятий, описывающих образовательные результаты и инструменты формирующего и суммирующего оценивания;

- основные характеристики компетентностно-ориентированных педагогических технологий обучения и воспитания;

- современные формы, приемы и методы обучения и воспитания;

- основные приемы эффективного педагогического общения.

Педагог должен уметь:

- определять характеристики образовательных результатов всех видов;

- сопоставлять образовательные результаты, регламентируемые ФГОС СПО, и требования профессиональных стандартов с целью актуализации программы;

- определять показатели освоения образовательных результатов всех видов;

- осуществлять проектирование, формирование и оценивание компетентностного образовательного результата в процессе учебных заданий;

- анализировать и корректировать дидактические ресурсы с точки зрения их соответствия заданным конечным и промежуточным образовательным результатам;

- применять основные приемы и методы обучения и воспитания для решения конкретных педагогических задач.

Также педагог должен иметь практический опыт

в:

- осуществлении проектирования, формирования и оценивания образовательного результата в рамках организации занятия;

- осуществлении проектирования, формирования и оценивания образовательного результата в рамках конкретной педагогической технологии;

- планировании дидактического ресурса для формирования образовательных результатов всех видов.

Компетентностный подход ориентирует педагогический состав института на применение модульной технологии организации образовательного процесса, поэтому дополнительные профессиональные программы имеют модульную структуру, рассматривая принципиальные методологические и технологические особенности реализации образовательного процесса в контексте ФГОС.

Модульная система построения программ в дополнительном профессиональном образовании является основой для востребованной личностно-ориентированной организации учебного процесса, предоставляет возможность составления индивидуальных образовательных маршрутов, свободного определения последовательности освоения мо-

00

0

сч

4t

01

дулей. Кроме того, модульная система позволяет применять различные образовательные технологии и прогрессивные методики обучения [8, с. 488].

Вместе с тем модульное построение программ придает содержанию обучения динамичность и ориентированность на запрос слушателей. Модули легко меняются и перестраиваются без нарушения логики и тематики курсов повышения квалификации. Так, в рамках учебно-тематического плана программы повышения квалификации «Современные педагогические технологии», теоритический модуль 3.2 «Формирование образовательных результатов в рамках основной профессиональной образовательной программы» состоит из:

- основных характеристик компетентностно-ориентированных образовательных технологий;

- информационно-коммуникационных образовательных технологий;

- здоровьесберегающих образовательных технологий;

- исследовательских технологий;

- проектных технологий;

- технологий смешанного обучения и др.

Эффект использования модульных программ

значительно повышается, если использовать балльно-рейтинговую систему и дистанционные образовательные технологии. Их применение стимулирует мотивацию слушателей к качественному освоению образовательных программ. Результаты, достигнутые слушателями при изучении каждого модуля, оцениваются в баллах, которые суммируются и составляют индивидуальную оценку освоения программы, являясь основой ранжирования и отражая уровень освоения компетенций, знаний, умений и практического опыта.

В свою очередь, применение дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ возможно в таких формах, как полного дистанционного обучения слушателя (удаленное освоение образовательной программы с использованием специализированной дистанционной оболочки - платформы), так и частичного использования дистанционных образовательных технологий [3, с. 425].

Для использования вышеуказанных форм в институте созданы соответствующие условия:

- внесены соответствующие изменения в содержание дополнительных профессиональных программ;

- подготовлена нормативная база образовательной организации;

- имеется материально-техническая база характеризующаяся совокупностью информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение слушателями образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения);

- высокий профессиональный уровень педагогических работников, использующих дистанционные образовательные технологии, своевременно получающих методическое сопровождение по вопросам дистанционного обучения [7].

Применение дистанционных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации предусматривают организацию и сопровождение самостоятельной деятельности слушателей с использованием различных источников информации (лекции, презентации, дополнительная литература по модулям). Также слушатели имеют возможность оперативного и систематического взаимодействия с преподавателями и кураторами курсов, групповой работы в дистанционной форме в режиме видеосвязи. Педагог может контролировать непосредственную учебную деятельность слушателей, а также промежуточные и итоговые результаты обучения.

Таким образом, в современной системе дополнительного профессионального образования актуальным становится внедрение активных методов обучения и современных технологий организации учебного процесса способствующих подготовить конкурентоспособного специалиста системы регионального образования.

Литература

1. Гогицаева О.У., Кубалова Л.М., Хаблиева Ю.Б. Использование дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ. URL: http://labourmarket.ru/conf11/reports/gogitsaeva_kuba lova_hablieva.doc (дата обращения: 04.07.2018).

2. Дополнительная профессиональная программа «Современные педагогические технологии» (с использованием дистанционных образовательных технологий). ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2018.

3. Ибрагимова О.В. Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. - 2015. - № 3. - С. 421-435.

4. Ильковская И.М. Образовательные инновации как функциональная основа перспективного социально-экономического развития региона (на примере Саратовской области) // Проблемы и перспективы инновационного развития экономики в 21 веке: материалы XIX международной научно-практической конференции, Алушта, 14-19.09. 2015 г. - Симферополь: ИП Семенова Е.А., 2015. - 364 с.

5. Мирза Н.В., Ибрагимова Г.К. Профессиональное развитие педагога в процессе повышения квалификации // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5. - С. 379-384.

6. Можаева Г.В. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Открытое и дистанционное образование. -Томск, 2007. - №3 (27). - С. 5-10.

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_178777/ (дата обращения: 03.07.2018).

8. Фейлинг Т.Б. Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном

образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена «Аспирантские тетради». - 2007. - № 18(44). - С. 485 -489.

9. Кукушкина В.В. Введение в специальность. менеджмент: учебник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 "Менеджмент" и по специальности 080507 "Менеджмент организации"/В. В. Кукушкина. Москва, 2012. Сер. Высшее образование

Features of the application of additional professional programs "Modern Pedagogical Technologies": from the experience of the Saratov regional institute of education development Belukhina O.S., Shramkova O.V.

Saratov Regional Institute of Education Development Modern educational technologies in additional professional education act as a catalyst for changes in its content, methods, and quality of processes of interaction between participants in educational relations. The article is devoted to the introduction of modern educational technologies in the process of additional vocational education, affecting the quality of the training of qualified teachers - specialists within the framework of advanced training courses. The authors present the education system developed in the Saratov Regional Institute of Educational Development, which contributes not only to the acquisition of knowledge, but also to their emotional and personal comprehension, within the framework of the implementation of a competence model of education, including modular, distance, point-rating pedagogical technologies. Particular attention is paid to the formation of planned results of the development of additional professional programs, as well as the creation of optimal conditions in the educational institution as tools used in the implementation of a specific educational program. Keywords: additional education, program, institute, advanced training, competence, modular technology, distance educational technologies, score-rating system, teacher

References

1. Gogitsayeva O.U., Kubalova L.M., Habliyeva Yu.B. Use of remote educational technologies in implementation of additional professional programs. URL: http://labourmarket.ru/conf11/reports/gogitsaeva_kubalova_habl ieva.doc (date of the address: 7/4/2018).

2. The additional professional program "Modern Pedagogical Technologies" (with use of remote educational technologies). GAU DPO "Saratov Regional Institute of Development of Education", 2018.

3. Ibragimova O.V. Remote educational technologies in additional

professional education//Educational technologies and society. -2015. - No. 3. - Page 421-435.

4. Ilkovskaya I.M. Educational innovations as a functional basis of

perspective social and economic development of the region (on the example of the Saratov region)//Problems and the prospects of innovative development of economy in the 21st century: materials XIX of the international scientific and practical conference, Alushta, 14-19.09. 2015 - Simferopol: IP Semyonova E.A., 2015. - 364 pages.

5. Mirza N.V., Ibragimov G.K. Professional development of the teacher in the course of professional development//Modern high technologies. - 2016. - No. 5. - Page 379-384.

6. Mozhaeva G. V. Remote technologies in additional professional

education//Open and remote education. - Tomsk, 2007. - No. 3 (27). - Page 5-10.

7. The letter of the Ministry of Education and Science of the

Russian Federation from 4/21/2015 of No. BK-1013/06 "About the direction of methodical recommendations about implementation of additional professional programs". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_178777/(date of the address: 7/3/2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Feyling T.B. Modern educational technologies in additional professional education//News of the Russian state pedagogical university of A.I. Herzen "Postgraduate notebooks". - 2007. -No. 18(44). - Page 485 - 489.

9. Kukushkina V.V. Introduction to the specialty. management: textbook: textbook for students of higher educational institutions studying in the direction 080200 "Management" and in the specialty 080507 "Organization Management" / V. V. Kukushkina. Moscow, 2012. Ser. Higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.