4. «Дистанционное обучение». Позволит усилить активную роль школьников в собственном образовании за счет персональной образовательной траектории, обеспечит выбор доминантных направлений, форм и темпа обучения в разных образовательных областях, использование доступных образовательных ресурсов, получение консультации квалифицированного специалиста, применение интерактивных форм занятий, усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения, возможность получения экспертного заключения результатов своей деятельности, развитие широкого мировоззрения и успешную социализацию, а также расширит информационное пространство школы через дистанционное партнерское сотрудничество с российскими образовательными сетями и обеспечит участие ОУ во Всероссийских интернет-проектах.
Каковы же ожидаемые результаты реализации проекта?
Для обучающихся:
- построение и реализация модели возрастной школы, позволяющая развиваться в соответствии с возрастом и становиться субъектом собственной жизнедеятельности; самоопределение на основе индивидуальной образовательной траектории
Для педагогов:
- разработанные индивидуальные траектории профессионального развития в соответствии с образовательным запросом учителя и задачами возраста учащихся
- приобретение личного опыта внедрения современной модели общего среднего образования
- широта возможностей профессионального общения, в т.ч. для рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта.
Разработка инновационного предложения «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» опирается на потенциал, накопленный педагогическим коллективом образовательного учреждения за время участия в сетевом образовательном проекте «Нижегородская инновационная школа», позволяющий эффективно строить современные образовательные практики.
Караваева Татьяна Павловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ
Кузнецова Любовь Ивановна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ school46.61 @.gmail.com
Управление развитием современного образовательного учреждения Аннотация. В статье рассматриваются основные направления Программы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Улан-Удэ, её ключевая проектная идея, приоритетные цели, стратегические задачи, индикаторы и показатели эффективности, этапы реализации, ожидаемые результаты. Ключевые слова: программа развития, ключевая проектная идея, приоритетные цели, стратегические задачи, индикаторы и показатели эффективности, этапы реализации, ожидаемые результаты.
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Улан-Удэ на 2010-2015 годы «Формирование ключевых компетентностей в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий основную концепцию, ключевую идею, методологические основания, приоритетные цели, задачи, стратегические направления изменений для получения запланированных образовательных результатов и направления обучения и воспитания учащихся.
При разработке Программы учитывались результаты и опыт, накопленные в ходе реализации предшествующих Программ развития (создание моделей: «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла», главной целью которой являлось внедрение в систему традиционной общеобразовательной школы обучения по художественным дисциплинам, «Школа интегрированного типа», позволившая выявить адекватную для развития личности школьника систему интегрированного образовательного процесса в средней общеобразовательной школе, «Информационно-технологическая школа», предполагавшая наличие образовательно - информационно - воспитательного пространства, инструментом реализации которого являлась информационная база, художественное творчество, где они рассматривались как важнейший компонент образования, определяющий новое качество путем интеграции содержания образования и развития творческих способностей личности, мировоззренческие позиции духовно-нравственного уровня).
Ключевая проектная идея данной Программы, являющейся логическим продолжением предыдущих, - обеспечение образовательных результатов учащихся, связанных с формированием системы ключевых компетентностей в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей, через:
- использование ресурсов внешкольной образовательной среды: включение учащихся в региональные, российские и международные проекты, построение партнёрства как одного из путей расширения образовательных и социокультурных границ;
- придание школе социокультурной функции в окружающей среде (микрорайон, район, город);
- включение в систему школьных измерителей образовательных результатов учащихся внешней экспертизы.
Научно-методической основой являются: Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании», Устав МБОУ СОШ № 46.
Методологические основания: компетентностный подход; гуманистический подход, обеспечивающий целостное мировоззрение, формирование у учащихся гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга, толерантного отношения к миру.
Приоритетные цели:
выпускники со сформированными ключевыми компетентностями для жизни в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей должны:
- уметь знать и узнавать (уметь наращивать свои знания, используя собственные и внешние ресурсы (в том числе информационные);
- уметь делать (применять полученные знания в предметных и реальных практических ситуациях)
- уметь быть (получать навыки, необходимые для развития собственного потенциала);
- уметь жить вместе (уметь договариваться и понимать друг друга, сотрудничать и работать в команде, быть готовым и способным к ведению диалога культур), а также иметь ответственность и самостоятельность в принятии решений, делать персональный выбор на основе построения собственной гражданской и нравственной позиции.
Стратегические задачи:
- совершенствование содержания и технологий образовательного процесса с целью создания единого открытого информационного пространства школы;
- информатизация учебного процесса;
- повышение уровня компетентностей педагогического коллектива;
- исследование, организация и внедрение информационного обеспечения системы оценки качества образовательного процесса для повышения эффективности обучения;
- построение системы воспитательных традиций, ориентированных на популяризацию духовно-нравственных и культурных ценностей русского и бурятского народов;
- развитие системы дополнительного образования, погружающего учащихся в пространство традиционной народной культуры;
- формирование культуры здорового образа жизни и обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в школе;
- повышение эффективности управления через развитие органов самоуправления, обеспечение открытого взаимодействия в управлении школой всех субъектов образовательного процесса.
Стратегические направления изменений для получения запланированных образовательных результатов
Направление Задачи
1. Достижение образовательных результатов учащимися на основе компе-тентностного подхода через обновление содержания образования Гарантия реализации социальных, личностных и профессиональных компетенций выпускников школы в обществе в соответствии с требованиями стандартов в области образовательных результатов учащихся. Введение в содержание образования компетентностной, экологической и культурологической составляющих
2. Работа с компетентностью педагогического коллектива. Внедрение технологий достижения образовательных результатов на компетентностной основе Обеспечение развития приоритетных инновационных направлений развития образования в интересах социального развития общества. Обеспечение необходимой профессиональной компетентности педагогического коллектива: овладение учителями и педагогами личностно-ориентированными технологиями - с приоритетом технологий на компетентностной основе, применение компьютерной технологии всеми участниками образовательного процесса
3. Проектирование школьной образовательной среды, адекватной для работы с ключевыми компетентностями учащихся Создание образовательной среды активного, открытого, проектного характера со здоровьесберегающей направленностью с целью достижения образовательных результатов и удовлетворения запросов родителей и учащихся разнообразием предлагаемых образовательных услуг
Индикаторы и показатели эффективности программы:
- увеличение численности участников образовательного процесса, имеющих достаточные компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- повышение количества обучающихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах различного уровня;
- увеличение численности сотрудников школы, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по информационно-технологическому направлению;
- создание и апробация открытой системы оценки качества образовательного процесса с использованием ИКТ;
- увеличение численности участников образовательного процесса, имеющих доступ к локальной сети школы и к глобальным информационным ресурсам;
- создание единой информационной среды;
- увеличение численности мероприятий воспитательного процесса, ориентированных на популяризацию духовно-нравственных, культурных ценностей русского и бурятского народов;
- увеличение численности учащихся, проходящих обучение по программам дополнительного образования, погружающих детей в пространство народных культур;
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- снижение количества детей с девиантным и асоциальным поведением;
- сокращение до минимума количества учащихся, стоящих на внутришкольном учете;
- создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
- создание эффективных органов самоуправления школой;
- повышение рейтинга школы по результатам независимых оценок качества образования;
- рост числа учреждений - партнеров школы;
- увеличение количества учебных кабинетов, оснащенных современным оборудованием;
- рост привлеченных средств в бюджете МБОУ СОШ № 46.
Этапы реализации программы.
1 этап (2010-2011 г.) - становление: анализ ситуации: работа педагогического коллектива школы, учащихся и родителей по экспертизе образовательной среды, выявление слабых и сильных сторон, определение направлений развития, распределение ответственных за разработку направлений.
2 этап (2011-2012г.) - становление-развитие: создание ресурсного обеспечения программы развития, экспериментальной работы, налаживание партнерских отношений, выработка совместной деятельности, реализация программы, представление опыта.
3 этап (2012-2013г.) - становление-развитие: повторная экспертиза образовательной среды, реализация и корректировка программы.
4 этап (2013-2015г.) - развитие: создание рекомендаций по разработке различных направлений программы, представление опыта, выработка новой программы развития на основе анализа.
Ожидаемые конечные результаты:
- освоение учащимися базового набора ключевых компетенций, способность решать реальные практические проблемы и ситуации на основе применения полученных предметных знаний, умений и навыков, овладение учащимися информационно-коммуникативными компетенциями, исследовательскими навыками;
- повышение зависимости результатов, достигнутых каждым учеником, от уровня развития его собственных интересов, осознание им своей индивидуальной сущности, мотивации своего выбора, средств непрерывного образования, сферы деятельности в обществе;
- увеличение степени самостоятельности ребенка как субъекта собственного образования;
- увеличение степени овладения учеником универсальными умениями, необходимыми в разных сферах деятельности;
- повышение уровня толерантности учащихся в отношении друг с другом, с людьми иной этнической принадлежности и культуры;
- возрастание уровня правовой культуры, увеличение опыта принятия демократических решений, гражданского поведения;
- формирование экологической культуры и целостного мировоззрения учащихся;
- обеспечение необходимой профессиональной компетентности педагогического коллектива;
- повышение показателей здоровьесбережения учащихся и педагогов.
Данная программа представляет собой практическое руководство по организации обучающей и воспитывающей деятельности школы.
Кениг Татьяна Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ СОШ №16, г. Балаков [email protected]
Методика и проведение торжественных мероприятий, посвящённых событиям Российской истории Аннотация. В данной статье представлена методика организации и проведения торжественных мероприятий, посвящённых памятным датам Российской истории. Работа включает два мероприятия: литературно-музыкальный праздник «Россия! Моя Россия!», посвященный Дню независимости России, и «Праздник принятия присяги в кадетском классе», посвящённый дням воинской славы России. Ключевые слова: нравственное развитие учащихся, патриот, самоорганизация, самореализация.
Для того чтобы Россия стала сильной и уважаемой страной мира, необходимо растить преданных делу, патриотически настроенных граждан нашей страны. В результате участия в таких мероприятиях у ребят воспитывается любовь к Родине, ее традициям, уважительное отношение к