рах презентации ребята выполняют «восстановление леса», самостоятельно создавая стилизованное изображение ландшафта. Закрепляются навыки работы с компьютером. Сами задания компьютерной программы выполняют функцию проверки знаний и самоконтроля. Создаваемая картина леса, визуальное наполнение леса «нужными» объектами с одобрением «Молодец!» подводит к пониманию целостности состава лесного сообщества. Использование информационных технологий позволило выполнить проверку быстро и качественно, у учеников не снижался интерес, так как они чувствовали себя непосредственными создателями лесного сообщества, которое «наполнялось» объектами с каждым правильным ответом. Кроме этого, каждый ученик получил возможность не только оценить уровень своих знаний, но и восполнить пробелы, подготовиться к восприятию новой учебной информации. Ученикам предоставляется возможность выбора сложности задания, развивается способность к самооценке, что косвенно воспитывает чувство собственного достоинства, развивает умение критически относиться к своим знаниям, стремление к достижению более трудной цели. Задание компьютерной программы в этом случае выполняется учениками уже более уверенно, опии запомнили приемы работы с мышью и быстро выполняют необходимые действия, сосредоточиваясь на содержании задания. Умения работать с компьютером автоматизируются, правильность выполнения задания, которую «подтверждает» интерактивная программа, создает ситуацию успеха.
Образцы детских исследовательских проектов, подготовленные с помощью ИКТ, которые свидетельствуют об эффективности обучения младших школьников приемам использования ИКТ.
Таким образом, опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет сделать вывод о том, что при правильной организации обучения с использованием ИКТ можно значительно повысить эффективность освоения обучающимися содержания образовательных программ, обеспечить не только повышение уровня знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, повышению воспитанности, в том числе и в отношении к современному техническому обеспечению жизни и деятельности человека Библиографический список
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОШ РАО. 1994.
2. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. - 2004. - №5. - С. 34-38.
3. Луканкин Г. Л. Сергеева Т. Ф. Информационно-категорийный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование. - 2000. - №1.
4. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: Про-пресс, 1998.
5. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Про-пресс, 1998.
6. Пшукова М. М., Мащенко М. В. Использование тестов на уроках информатики и математики в младших классах // Информатика и образование. - 2004. - №11. - С. 75-78.
Золотова Анна Львовна,
заместитель директора по учебной работе, МБОУ СОШ № 48, г. Нижний Новгород school48 @mail.ru
Инновационный проект «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» Аннотация. В данной статье описывается инновационный опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами технологий дистанционного обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы. Ключевые слова: индивидуальное образование, дистанционное обучение, возрастные ступени.
Наша школа одна старейших школ города, школа, которая имеет многолетний опыт инновационной деятельности в различных направлениях с учетом социального запроса.
Мы успешно реализуем уже четыре года программу развития, в основе которой лежит концептуальная идея индивидуального образования. В этой идее заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.
В 2012 году было разработано инновационное предложение школа как «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения».
Идея создания такого центра возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования РФ. Ключевые системные изменения общего образования, заявленные в новой образовательной инициативе «Наша новая школа» включают в себя такие основные направления, как индивидуализацию и новую организационную модель школьного образования в соответствии с возрастными ступенями.
На старшем этапе обучения особенно необходимым является обеспечение индивидуализации - построения индивидуальных образовательных траекторий. Проблема заключается в отсутствии механизмов, обеспечивающих реализацию этих инновационных предложений.
Актуальность проекта «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» обусловлена комплексом общих противоречий, присущих всей системе образования:
- между массовыми процессами информатизации и необходимостью разработки новых технологий работы непосредственно с ребенком в поле его субъективной реальности;
- между образовательной политикой государства, направленной на формирование индивидуальной образовательной траектории каждого человека, и недостаточной ориентированностью традиционных школьных технологий на ее решение, т.е. противоречие между практическим осуществлением социального и личностного заказа на образование;
- между признанием необходимости построения возрастной школы и отсутствием методических, дидактических и психолого-педагогических моделей ее реализации в массовой школе;
- между потребностью обеспечения принципа индивидуализации и отсутствием финансово-организационных механизмов его реализации.
Исходя из вышеназванных противоречий, обозначилась проблема, которая заключается в создании условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами технологий дистанционного обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы.
Кроме вышеназванных внешних факторов, необходимость открытия региональной инновационной площадки обусловлена и внутренними проблемами.
Одна из таких проблем - потребность в выращивании учителя нового типа - учителя, готового мотивационно и технологически решать задачи развития каждого ребенка. Эта проблема требует разрешения в рамках антропологического подхода.
Возникает необходимость построения антропопрактик в работе с педагогами: простраивание педагогом собственной траектории развития. Креативность, спонтанность, творческий потенциал может быть реализован только при субъектной позиции педагога, позиции «автора», «хозяина» и «распорядителя» своей деятельности.
На решение вышеназванных проблем и направлен проект, целью которого является разработка и внедрение модели «Центра индивидуального образования на основе дистанционного обучения» на базе ОУ как условие перехода на стандарты второго поколения в основной и старшей школе, т.е. создание новой образовательной среды, использующей технологии дистанционного обучения с разработанной системой методической поддержки и сопровождения учебного процесса, позволяющего каждому обучающемуся работать по индивидуальной учебной программе на всех ступенях обучения в школе.
Акцент в методической работе должен переноситься на то, чтобы включить каждого педагога в процесс инновационных изменений за счет освоения им принципиально новой - практико-преобразующей компетенции.
Современный педагог становится (должен становиться) подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватными для каждой ступени образования. Программа научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности педагога становится местом встречи коллектива образовательного учреждения и передовых направлений психолого-педагогической науки.
Мы планируем следующие направления деятельности нашего Центра:
- методическое сопровождение инновационной деятельности (внедрение инновационного педагогического опыта в практику; оказание методической помощи педагогам, работающим в режиме инноваций; активное участие в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства);
- информационно-аналитическое сопровождение инновационной деятельности ОУ (создание и накопление информационных образовательных ресурсов; подготовка рекламной продукции: информационных бюллетеней, буклетов, проспектов, информирующих об инновационном опыте работы; информирование общественности через печатные и электронные СМИ о достигнутых положительных образовательных и социальных эффектах от внедрения передовых инновационных практик, материалов из опыта работы);
- проведение мониторинговых исследований (проведение мониторинговых исследований, отражающих эффективность реализации инновационного опыта).
В рамках нашего проекта будут функционировать следующие проектные линии.
1. Новый педагогический профессионализм. Задача этой проектной линии состоит в разработке инновационных информационных и методических ресурсов в соответствии с направлениями деятельности проекта, их апробации и тиражировании для педагогов не только нашего ОУ, но и других. Акцент в нашей методической работе переносится на то, чтобы включить каждого педагога в процесс присвоения профессионально-педагогических ценностей антропологической парадигмы: ценность культурных норм, ценность уникальной личности каждого человека, ценность саморазвития.
2. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет на основе собственных кадровых и научно-методических ресурсов проектировать индивидуальные образовательные траектории развития как обучающихся, так и учителя, а также организовать консультационный центр по проблемам проекта для педагогических коллективов ОУ района и города.
3. «Интеллект и творчество» - возможность проектировочной, исследовательской и творческой деятельности для обучающихся и педагогов, разработки проектов и исследований (учебных, социальных и педагогических) через систему мастерских (учебно-исследовательских и педагогических), творческих студий и проектных групп.
4. «Дистанционное обучение». Позволит усилить активную роль школьников в собственном образовании за счет персональной образовательной траектории, обеспечит выбор доминантных направлений, форм и темпа обучения в разных образовательных областях, использование доступных образовательных ресурсов, получение консультации квалифицированного специалиста, применение интерактивных форм занятий, усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения, возможность получения экспертного заключения результатов своей деятельности, развитие широкого мировоззрения и успешную социализацию, а также расширит информационное пространство школы через дистанционное партнерское сотрудничество с российскими образовательными сетями и обеспечит участие ОУ во Всероссийских интернет-проектах.
Каковы же ожидаемые результаты реализации проекта?
Для обучающихся:
- построение и реализация модели возрастной школы, позволяющая развиваться в соответствии с возрастом и становиться субъектом собственной жизнедеятельности; самоопределение на основе индивидуальной образовательной траектории
Для педагогов:
- разработанные индивидуальные траектории профессионального развития в соответствии с образовательным запросом учителя и задачами возраста учащихся
- приобретение личного опыта внедрения современной модели общего среднего образования
- широта возможностей профессионального общения, в т.ч. для рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта.
Разработка инновационного предложения «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» опирается на потенциал, накопленный педагогическим коллективом образовательного учреждения за время участия в сетевом образовательном проекте «Нижегородская инновационная школа», позволяющий эффективно строить современные образовательные практики.
Караваева Татьяна Павловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ
TPKaravaeva@mail.ru
Кузнецова Любовь Ивановна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ school46.61 @.gmail.com
Управление развитием современного образовательного учреждения Аннотация. В статье рассматриваются основные направления Программы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Улан-Удэ, её ключевая проектная идея, приоритетные цели, стратегические задачи, индикаторы и показатели эффективности, этапы реализации, ожидаемые результаты. Ключевые слова: программа развития, ключевая проектная идея, приоритетные цели, стратегические задачи, индикаторы и показатели эффективности, этапы реализации, ожидаемые результаты.
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Улан-Удэ на 2010-2015 годы «Формирование ключевых компетентностей в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий основную концепцию, ключевую идею, методологические основания, приоритетные цели, задачи, стратегические направления изменений для получения запланированных образовательных результатов и направления обучения и воспитания учащихся.
При разработке Программы учитывались результаты и опыт, накопленные в ходе реализации предшествующих Программ развития (создание моделей: «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла», главной целью которой являлось внедрение в систему традиционной общеобразовательной школы обучения по художественным дисциплинам, «Школа интегрированного типа», позволившая выявить адекватную для развития личности школьника систему интегрированного образовательного процесса в средней общеобразовательной школе, «Информационно-технологическая школа», предполагавшая наличие образовательно - информационно - воспитательного пространства, инструментом реализации которого являлась информационная база, художественное творчество, где они рассматривались как важнейший компонент образования, определяющий новое качество путем интеграции содержания образования и развития творческих способностей личности, мировоззренческие позиции духовно-нравственного уровня).
Ключевая проектная идея данной Программы, являющейся логическим продолжением предыдущих, - обеспечение образовательных результатов учащихся, связанных с формированием системы ключевых компетентностей в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей, через: