Научная статья на тему 'Инновационный проект «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения»'

Инновационный проект «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотова Анна Львовна

В данной статье описывается инновационный опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами технологий дистанционного обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный проект «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения»»

рах презентации ребята выполняют «восстановление леса», самостоятельно создавая стилизованное изображение ландшафта. Закрепляются навыки работы с компьютером. Сами задания компьютерной программы выполняют функцию проверки знаний и самоконтроля. Создаваемая картина леса, визуальное наполнение леса «нужными» объектами с одобрением «Молодец!» подводит к пониманию целостности состава лесного сообщества. Использование информационных технологий позволило выполнить проверку быстро и качественно, у учеников не снижался интерес, так как они чувствовали себя непосредственными создателями лесного сообщества, которое «наполнялось» объектами с каждым правильным ответом. Кроме этого, каждый ученик получил возможность не только оценить уровень своих знаний, но и восполнить пробелы, подготовиться к восприятию новой учебной информации. Ученикам предоставляется возможность выбора сложности задания, развивается способность к самооценке, что косвенно воспитывает чувство собственного достоинства, развивает умение критически относиться к своим знаниям, стремление к достижению более трудной цели. Задание компьютерной программы в этом случае выполняется учениками уже более уверенно, опии запомнили приемы работы с мышью и быстро выполняют необходимые действия, сосредоточиваясь на содержании задания. Умения работать с компьютером автоматизируются, правильность выполнения задания, которую «подтверждает» интерактивная программа, создает ситуацию успеха.

Образцы детских исследовательских проектов, подготовленные с помощью ИКТ, которые свидетельствуют об эффективности обучения младших школьников приемам использования ИКТ.

Таким образом, опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет сделать вывод о том, что при правильной организации обучения с использованием ИКТ можно значительно повысить эффективность освоения обучающимися содержания образовательных программ, обеспечить не только повышение уровня знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, повышению воспитанности, в том числе и в отношении к современному техническому обеспечению жизни и деятельности человека Библиографический список

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОШ РАО. 1994.

2. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. - 2004. - №5. - С. 34-38.

3. Луканкин Г. Л. Сергеева Т. Ф. Информационно-категорийный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование. - 2000. - №1.

4. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: Про-пресс, 1998.

5. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Про-пресс, 1998.

6. Пшукова М. М., Мащенко М. В. Использование тестов на уроках информатики и математики в младших классах // Информатика и образование. - 2004. - №11. - С. 75-78.

Золотова Анна Львовна,

заместитель директора по учебной работе, МБОУ СОШ № 48, г. Нижний Новгород school48 @mail.ru

Инновационный проект «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» Аннотация. В данной статье описывается инновационный опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами технологий дистанционного обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы. Ключевые слова: индивидуальное образование, дистанционное обучение, возрастные ступени.

Наша школа одна старейших школ города, школа, которая имеет многолетний опыт инновационной деятельности в различных направлениях с учетом социального запроса.

Мы успешно реализуем уже четыре года программу развития, в основе которой лежит концептуальная идея индивидуального образования. В этой идее заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

В 2012 году было разработано инновационное предложение школа как «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения».

Идея создания такого центра возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования РФ. Ключевые системные изменения общего образования, заявленные в новой образовательной инициативе «Наша новая школа» включают в себя такие основные направления, как индивидуализацию и новую организационную модель школьного образования в соответствии с возрастными ступенями.

На старшем этапе обучения особенно необходимым является обеспечение индивидуализации - построения индивидуальных образовательных траекторий. Проблема заключается в отсутствии механизмов, обеспечивающих реализацию этих инновационных предложений.

Актуальность проекта «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» обусловлена комплексом общих противоречий, присущих всей системе образования:

- между массовыми процессами информатизации и необходимостью разработки новых технологий работы непосредственно с ребенком в поле его субъективной реальности;

- между образовательной политикой государства, направленной на формирование индивидуальной образовательной траектории каждого человека, и недостаточной ориентированностью традиционных школьных технологий на ее решение, т.е. противоречие между практическим осуществлением социального и личностного заказа на образование;

- между признанием необходимости построения возрастной школы и отсутствием методических, дидактических и психолого-педагогических моделей ее реализации в массовой школе;

- между потребностью обеспечения принципа индивидуализации и отсутствием финансово-организационных механизмов его реализации.

Исходя из вышеназванных противоречий, обозначилась проблема, которая заключается в создании условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами технологий дистанционного обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы.

Кроме вышеназванных внешних факторов, необходимость открытия региональной инновационной площадки обусловлена и внутренними проблемами.

Одна из таких проблем - потребность в выращивании учителя нового типа - учителя, готового мотивационно и технологически решать задачи развития каждого ребенка. Эта проблема требует разрешения в рамках антропологического подхода.

Возникает необходимость построения антропопрактик в работе с педагогами: простраивание педагогом собственной траектории развития. Креативность, спонтанность, творческий потенциал может быть реализован только при субъектной позиции педагога, позиции «автора», «хозяина» и «распорядителя» своей деятельности.

На решение вышеназванных проблем и направлен проект, целью которого является разработка и внедрение модели «Центра индивидуального образования на основе дистанционного обучения» на базе ОУ как условие перехода на стандарты второго поколения в основной и старшей школе, т.е. создание новой образовательной среды, использующей технологии дистанционного обучения с разработанной системой методической поддержки и сопровождения учебного процесса, позволяющего каждому обучающемуся работать по индивидуальной учебной программе на всех ступенях обучения в школе.

Акцент в методической работе должен переноситься на то, чтобы включить каждого педагога в процесс инновационных изменений за счет освоения им принципиально новой - практико-преобразующей компетенции.

Современный педагог становится (должен становиться) подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватными для каждой ступени образования. Программа научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности педагога становится местом встречи коллектива образовательного учреждения и передовых направлений психолого-педагогической науки.

Мы планируем следующие направления деятельности нашего Центра:

- методическое сопровождение инновационной деятельности (внедрение инновационного педагогического опыта в практику; оказание методической помощи педагогам, работающим в режиме инноваций; активное участие в подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства);

- информационно-аналитическое сопровождение инновационной деятельности ОУ (создание и накопление информационных образовательных ресурсов; подготовка рекламной продукции: информационных бюллетеней, буклетов, проспектов, информирующих об инновационном опыте работы; информирование общественности через печатные и электронные СМИ о достигнутых положительных образовательных и социальных эффектах от внедрения передовых инновационных практик, материалов из опыта работы);

- проведение мониторинговых исследований (проведение мониторинговых исследований, отражающих эффективность реализации инновационного опыта).

В рамках нашего проекта будут функционировать следующие проектные линии.

1. Новый педагогический профессионализм. Задача этой проектной линии состоит в разработке инновационных информационных и методических ресурсов в соответствии с направлениями деятельности проекта, их апробации и тиражировании для педагогов не только нашего ОУ, но и других. Акцент в нашей методической работе переносится на то, чтобы включить каждого педагога в процесс присвоения профессионально-педагогических ценностей антропологической парадигмы: ценность культурных норм, ценность уникальной личности каждого человека, ценность саморазвития.

2. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет на основе собственных кадровых и научно-методических ресурсов проектировать индивидуальные образовательные траектории развития как обучающихся, так и учителя, а также организовать консультационный центр по проблемам проекта для педагогических коллективов ОУ района и города.

3. «Интеллект и творчество» - возможность проектировочной, исследовательской и творческой деятельности для обучающихся и педагогов, разработки проектов и исследований (учебных, социальных и педагогических) через систему мастерских (учебно-исследовательских и педагогических), творческих студий и проектных групп.

4. «Дистанционное обучение». Позволит усилить активную роль школьников в собственном образовании за счет персональной образовательной траектории, обеспечит выбор доминантных направлений, форм и темпа обучения в разных образовательных областях, использование доступных образовательных ресурсов, получение консультации квалифицированного специалиста, применение интерактивных форм занятий, усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения, возможность получения экспертного заключения результатов своей деятельности, развитие широкого мировоззрения и успешную социализацию, а также расширит информационное пространство школы через дистанционное партнерское сотрудничество с российскими образовательными сетями и обеспечит участие ОУ во Всероссийских интернет-проектах.

Каковы же ожидаемые результаты реализации проекта?

Для обучающихся:

- построение и реализация модели возрастной школы, позволяющая развиваться в соответствии с возрастом и становиться субъектом собственной жизнедеятельности; самоопределение на основе индивидуальной образовательной траектории

Для педагогов:

- разработанные индивидуальные траектории профессионального развития в соответствии с образовательным запросом учителя и задачами возраста учащихся

- приобретение личного опыта внедрения современной модели общего среднего образования

- широта возможностей профессионального общения, в т.ч. для рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта.

Разработка инновационного предложения «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» опирается на потенциал, накопленный педагогическим коллективом образовательного учреждения за время участия в сетевом образовательном проекте «Нижегородская инновационная школа», позволяющий эффективно строить современные образовательные практики.

Караваева Татьяна Павловна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ

TPKaravaeva@mail.ru

Кузнецова Любовь Ивановна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ school46.61 @.gmail.com

Управление развитием современного образовательного учреждения Аннотация. В статье рассматриваются основные направления Программы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Улан-Удэ, её ключевая проектная идея, приоритетные цели, стратегические задачи, индикаторы и показатели эффективности, этапы реализации, ожидаемые результаты. Ключевые слова: программа развития, ключевая проектная идея, приоритетные цели, стратегические задачи, индикаторы и показатели эффективности, этапы реализации, ожидаемые результаты.

Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Улан-Удэ на 2010-2015 годы «Формирование ключевых компетентностей в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий основную концепцию, ключевую идею, методологические основания, приоритетные цели, задачи, стратегические направления изменений для получения запланированных образовательных результатов и направления обучения и воспитания учащихся.

При разработке Программы учитывались результаты и опыт, накопленные в ходе реализации предшествующих Программ развития (создание моделей: «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла», главной целью которой являлось внедрение в систему традиционной общеобразовательной школы обучения по художественным дисциплинам, «Школа интегрированного типа», позволившая выявить адекватную для развития личности школьника систему интегрированного образовательного процесса в средней общеобразовательной школе, «Информационно-технологическая школа», предполагавшая наличие образовательно - информационно - воспитательного пространства, инструментом реализации которого являлась информационная база, художественное творчество, где они рассматривались как важнейший компонент образования, определяющий новое качество путем интеграции содержания образования и развития творческих способностей личности, мировоззренческие позиции духовно-нравственного уровня).

Ключевая проектная идея данной Программы, являющейся логическим продолжением предыдущих, - обеспечение образовательных результатов учащихся, связанных с формированием системы ключевых компетентностей в условиях образовательного, научного и информационного общества и динамично меняющихся потребностей, через:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.