- закрепить навыки снятия эмоционального напряжения.
Ход занятия:
1. Дети вспоминают, что такое трудная ситуация, что значит ее разрешить, какое бывает поведение в трудной ситуации, что помогает выбрать конструктивный путь?
2. Взрослый выстраивает «тропинку трудностей» и ведет по ней игрушку. Игрушка всякий раз при встрече с трудностью теряется, а дети своими советами помогают ей преодолеть трудности. На тропинке должны встретиться все самые распространенные и названные детьми данной группы трудные ситуации.
Пример тропинки:
а) ссора с приятелем (приятель отказывается пойти вместе в путь);
б) опоздание в школу (учитель делает замечание);
в) ответ у доски (учитель замечает ошибку);
г) получение плохой отметки (дети смеются);
д) проигрыш в эстафете;
е) угроза хулиганов;
ж) родители высказывают недовольство плохой отметкой;
з) не может уснуть.
Важно, чтобы игрушка справилась со всеми трудными ситуациями.
3. Итог: Дети делятся своими впечатлениями о занятиях, говорят, что им больше всего запомнилось.
Использование данной программы в начальной школе способствует наращиванию адаптационных возможностей детей, так как многие тревожные ситуации, мешающие полноценной адаптации, оказываются разрешенными. Кроме того, дети знакомятся с целым набором конструктивных поведенческих стратегий. Здесь же происходит формирование навыков социального взаимодействия, развивается мотивация достижения, растет уверенность ребенка в себе. Конечно, участие в программе само по себе не гарантирует обеспечения социально компетентного поведения ребенка в обществе, однако, реализация всех представленных мер в комплексе дает возможность оказывать ему действенную помощь в обретении социальной умелости и целенаправленно вести работу по развитию социальной компетентности.
Терехина Е.В.,
директор школы Казанцева Т.М.,
заместитель директора МОУ СОШ № 175 г.Нижний Новгород
ШКОЛА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Как создать благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества субъектов образовательного пространства?
Программа наша называется «Школа партнерского взаимодействия», что означает создание благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества педагогических и социальных партнеров, заказчиков, исполнителей и потребителей образовательных услуг в рамках определенной организационной (корпоративной) культуры конкретного образовательного учреждения (ОУ) для планомерного развития детей с учетом различий их склонностей и способностей, личного потенциала каждого ребенка. В этом состоит идея инновационного развития. В названии Программы оба слова (взаимодействие и партнерство) несут большую содержательную нагрузку, что является существенным для последующего определения банка проектов в ее составе, которые направлены на повышение качества образования и управления образованием через комплексные изменения образовательных технологий, совершенствование учебно-материальной базы и создания инновационной систем повышения квалификации педагогических и управленческих работников.
Цель программы: Создание предпосылок, условий и механизмов для развития и реализации творческого потенциала учащихся и подготовка их к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях социокультурной среды на основе партнерских взаимоотношений участников образовательного процесса внутри школы и вне ее.
1. Миссия, цели и задачи школы как центра партнерского взаимодействия
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 175 является неотъемлемой частью общей государственной образовательной системы. В своей деятельности школа руководствуется Уставом и нормативными документами органов управления образованием. Школа имеет свою миссию, определяемую через учет внешних и внутренних факторов, влияющих на ее жизнедеятельность.
Нижегородский институт развития образования
Нижегородский
государственный
педагогический
университет
Городской дворец творчества юных им. В.И.Чкалова
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Нижегородский центр непрерывного образования
Библиотека им. Пришвина Ленинского района
Медико-педагогическая проблемная лаборатория «Здоровье детей и взрослых»
Центр
родительской культуры «Исток»
Деятельность школы осуществляется исходя из принципа неукоснительного соблюдения законных прав всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение стремится к максимальному учету потребностей и склонностей учащихся, интересов родителей в целях наиболее полного удовлетворения запросов указанных категорий потребителей образовательных услуг. В школе уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации деятельности педагогов.
В рамках организации мероприятий Программы развития МОУ СОШ №175 активно взаимодействует с различными организациями, находящимися на территории района и города в целом. Наиболее стабильные связи показаны на схеме.
Педагогические коллективы
• организуют исследования потребностей родителей и попечителей как граждан, заинтересованных в поддержке образования; привлекают их к обсуждению приоритетных направлений развития образования, образовательных учреждений;
• предъявляют родителям и попечительским сообществам спектр возможностей образовательного пространства как предмета партнерских отношений;
• оптимизируют традиционные формы взаимодействия (родительские собрания, конференции и др.), создают новые места для обсуждения и выработки возможных перспектив развития образования.
Родители, родительские и попечительские сообщества
• напрямую связывают образовательные достижения ребенка с возможностями успешной социализации в настоящем и будущем;
• принимают деловое участие в жизнедеятельности школьных коллективов по вопросам, касающимся проблемных зон и перспектив развития образовательного учреждения как месте социализации ребенка;
• взаимодействуют со школой по оформлению социального заказа на образование, инициируют перспективные формы и содержание деятельности родительских и попечительских сообществ.
Миссия «Школы партнерского взаимодействия» состоит в создании условий, обеспечивающих:
1) успешное продвижение учащихся на материале повышенного уровня содержания в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами,
2) развитие и воспитание каждого учащегося в атмосфере комфортного, благоприятного психологического и социального климата, основанного на принципах гуманистического подхода к образованию.
Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития коллектива, второе — за счет создания и совершенствования корпоративной культуры образовательного учреждения.
В качестве основной (тактической) цели Программы развития «Школы партнерского взаимодействия» можно назвать следующую: создание условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся и подготовка их к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях социокультурной среды на основе партнерских взаимоотношений участников образовательного процесса внутри школы и вне ее.
Достижение обозначенной цели планируется осуществлять по двум линиям: первое обеспечивается за счет мобилизации внутренних ресурсов образовательного учреждения, второе — за счет более активного привлечения внешних ресурсов интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материально-технических, средств массовой информации, телекоммуникационных каналов, Интернета, потенциала общественных объединений и добровольных формирований.
В Концепции модернизации российского образования дана попытка выделить цели развития на двух уровнях абстракции, что является вполне удобным
для программ любого типа. В Программе дан перечень операционных целей, ориентированных на развитие у учащихся способности решать определенные группы проблем в различных сферах жизнедеятельности — первый уровень (надпредметные результаты, т.е. метарезультаты, или ключевые компетентности) и цели второго уровня (предметные результаты) (по Лебедеву О.Е.).
В качестве конкретизирующих задач, выступающих как основные направления реализации целевых установок, авторы программы называют такие: обеспечить • возможности для:
• повышения эффективности педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе работы школы;
• развития отношений партнерства непосредственных и опосредованных участников учебновоспитательного процесса;
• создания новой корпоративной культуры, предполагающей изменения взаимодействия руководителей, педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров школы;
модернизации содержательного и организационного аспектов образования;
Операционные цели Программы развития
Цели первого уровня (надпредметные результаты = ключевые компетентности)
1. Научить учащихся деятельность (форм общеучебных у организовывать свою ирование у учащихся мений и навыков)
2. Научить учащихся объяснять (а не описывать) явления действительности
3. Научить учащихся ориентироваться в мире ценностей, решать оценочные задачи, связанные с определением своей мировоззренческой, нравственной, гражданской позиции
4. Сформировать у учащихся функциональные умения, необходимые для эффективного выполнения тех социальных ролей, которые типичны для современного человека
5. Сформировать у учащихся ключевые навыки, имеющие универсальное значение для различных сфер и видов деятельности (ключевые компетенции)
6. Подготовить учащихся к получению профессионального образования
Цели второго уровня (конкретные предметные результаты)
1. Расширение круга значимых для учащихся проблем
2. Расширение культурнообразовательного пространства учащихся
3. Освоение способов деятельности (общеучебные умения и навыки и общие интеллектуальные умения)
4. Создание «знаниевой» базы решения проблем — усвоение фактов, сведений, правил, научных понятий, закономерностей, принципов, теорий
• освоения и внедрения передовых педагогических технологий;
• усиления мотивационного подкрепления деятельности учащихся и педагогов;
• усиления материальной базы образовательного учреждения;
• освоения маркетинговых исследований при анализе образовательных услуг;
• создания положительного (привлекательного) внутреннего и внешнего имиджа школы
• создания целостной системы оценки качества деятельности образовательного учреждения. Результатом достижения основной цели и конкретизирующих ее задач может быть личность выпускника, хорошо образованного, способного самостоятельно управлять своим жизненным установками, умеющего ориентироваться в окружающем мире, знающего и понимающего другого человека.
2. Концепция программы развития школы
Основная идея, вокруг которой строится научная концепция Программы развития, исходит из характеристики ее потенциальных заказчиков, т.е. клиентуры, которая выступает в качестве основных потребителей образовательных услуг. Известно, что одним из условий существования и развития гуманитарных систем является взаимодействие школы и социума в интересах формирования педагогической среды (обучающей и воспитывающей) как внутри образовательного учреждения, так и во вне его (В.М. Лизинский). Идея партнерства между детьми и взрослыми, общественностью и властью, человеком и природой, лежит в основе детско-взрослого со-проектирования, это идея взаимодействия и кооперации в условиях недостаточности ресурсов.
Ограничения: возрастные ограничения педагогического коллектива школы делают необходимым привлечение новых педагогических кадров, а профессиональные ограничения требуют организации переподготовки или повышения квалификации.
Риски: возможна невостребованность социального расширения уровня образования повышенного качества со стороны внешнего окружения.
Последствия позитивные: привлечение дополнительных инвестиций для создания школы с углубленным изучением ряда предметов за счет финансирования дополнительных услуг.
Последствия негативные: возможно разрушение традиционной модели общеобразовательного уровня обучения и потеря интереса к школе со стороны социума.
Общая оценка: данный путь развития школы может быть успешно реализован лишь при условии профессионального управления процессом реконструкту-ризации со стороны администрации школы.
Концепция Программы предполагает реконструкцию отношений участников образования: существовавшие (и существующие) до сих пор отношения строились по принципу «субъект, который воздействует на объект». В обязанность объекта входило изменяться
так, как этого хочет субъект, в соответствии с теми задачами, методами, способами и приемами, которые он применяет. Гуманизация образования предполагает изменение отношений в классной комнате, где субъект взаимодействует с субъектом. Ученик в силу своего меньшего жизненного опыта, знаний, иных убеждений, а иногда и иной культуры не механически воспринимает и принимает оказываемые на него воздействия, а требует учета всех этих (и множества других) особенностей для успеха деятельности преподавателя, отношения к себе как к равному в «человеческом» плане участнику процесса. Признание ученика субъектом познавательной деятельности влечет за собой необходимость учета его личностного опыта, индивидуальных целей и ценностей образования.
• Гуманитаризация образования, рассматриваемая не только как увеличение удельного веса гуманитарных предметов, а как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом.
• Вариативность образовательного процесса, которая предполагает вариативность 1) содержания в различных уровнях и ступенях, 2) организации (форма организации, образовательные технологии и др.), 3) обеспечения образовательного процесса.
• Ориентация на новый образовательный результат — компетентности, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, включают опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Данное направление модернизации образования кроме определения набора ключевых компетентностей и их поэлементного состава включает несколько аспектов:
1) перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение.
Основное требование к современному ученику — уметь учиться самостоятельно, т.е. ученик должен уметь поставить собственную цель, определить пути и способы ее достижения, получить и применить информацию, необходимую для решения вставшей проблемы, оценить успешность достижения поставленной цели и эффективность использованных для этого средств;
2) перераспределение теоретического и практического знания в содержании образования: увеличение доли практических знаний и умений;
3) разработка формы представления и реализации в содержании образования элементов, связанных с эмоционально-ценностными представлениями личности, формирование у школьников опыта переживаний, связанных с их самостоятельной деятельностью.
• Представление школьного образования как закономерной ступени системы непрерывного образования. Набирающий в настоящее время силу принцип «образование на протяжении всей жизни» связан не только с формированием готовности человека постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, но и с определением базовых элементов содержания образования, которые обеспечат ему успеш-
ность в дальнейшем профессиональном развитии. Поэтому в содержании образования в наибольшей степени следует представить способы работы с информацией, а не ее постоянно и быстро меняющееся содержание.
• Использование в обучении новых информационных и телекоммуникационных технологий, предполагающее обеспечение функциональной грамотности учащихся.
Изложенные выше положения составляют константный набор, учитывать который должна любая Программа развития. Предлагаемая Программа уточняется дополнительными принципиальными положениями.
Программа развития МОУ СОШ № 175 построена с использованием нескольких подходов, наиболее известных в научном сообществе, или их вариаций — когнитивном, личностно-ориентированном, рефлексивнодеятельностном, компетентностном и др., которые составляют парадигму непрерывного образования (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, В.С. Лазарев,
О.Е. Лебедев, В.И. Слободчиков, Л.Н. Захарова и др.).
Выбор подхода определяется ситуацией обучения, поэтому такая эклектика лучших методов из любого подхода не противоречит повышению качества образования, а лишь позволяет учитывать сложившеюся «образовательную ситуацию».
Личность как субъект деятельности находится в центре каждого подхода, что не входит в противоречие с современными теоретическими и практическими достижениями в области человековедческих технологий и антропологического подхода к взаимодействию в системе «человек-человек».
Прежде всего, программа выдержана в рамках компетентностного подхода. Компетентностный подход как ответ на проблемную ситуацию в образовании предполагает иное конструирование содержания и организацию образовательного процесса. В центре этого подхода лежит понятие «компетентность» как интегрированная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей. С точки зрения этого подхода учитель работает с учеником, а не с предметом, он осуществляет «педагогическое и психологическое сопровождение (поддержку)», обучая его находить опору в самом себе.
Основным результатом действия компетентностно-го подхода является формирование а) набора компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах; б) предметных компетентностей, связанных со способностями курсантов привлекать для решения проблем знания, навыки и умения, формируемые в рамках конкретных предметов.
Становление и развитие личности, его познавательных способностей, опора на субъективный опыт реализуются посредством личностно-ориентированного
подхода, который ставит в центр процесса овладения личность обучаемого с определенными качествами и конкретного возраста. Это означает, что в ходе работы ролевые позиции преподавателя (тренера, тьютора, фасилитатора) постоянно меняются, и он выступает как лидер группы, как наблюдатель, как партнер и т.д. Возрождающийся подход к человеку как абсолютной ценности, творцу самого себя и обстоятельств своей жизнедеятельности вызывает необходимость по-новому взглянуть на профессиональную деятельность педагога, обладающего новым мировоззрением, новым мироощущением и мировосприятием, иными качествами мышления и деятельности, чем в традиционной системе образования. Личностная ориентация означает «новый стиль профессионального поведения, иной строй мысли и в целом — образ учителя» (В.В. Сериков). Процесс обучения идет не от знаний педагога-тренера, а от потребностей обучаемых, а само взаимодействие планируется не с позиции педагога, а с позиции клиента, то есть педагог в данном случае исполняет роль фасилитатора обучения (К. Роджерс).
Программа предполагает взаимодействие в рамках рефлексивно-деятельностного подхода (Л.Н. Захарова), означающего, что процесс образования понимается как деятельность, имеющая цель, мотив, средство, продукт, психологическое содержание и психологическую структуру. Согласно этому подходу процессы обучения и контроля (или мониторинга совместной деятельности тренеров и обучаемых) являются обязательными и постоянными.
В соответствии с когнитивным подходом цель обучения (в данном случае, образования как культурного понятия) отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков (учебный материал — дидактически препарированные научные и технологические знания). Главным, доминантным наряду с другими целями, является информационное обеспечение личности, а не ее развитие, хотя это утверждение имеет условный характер, не отрицающий связи информирования и развития.
Программа направлена на образование успешной личности, поэтому в ней присутствует опора на праксиологический подход, который предполагает проникновение в закономерности преобразования практики с позиций «умного делания», изменяющего действительность, и построение деятельности на основе этих закономерностей (Колесникова И.А., Титова Е.В.). Праксиология как наука о том, как организовать успешную деятельность (Григорьев Б.В., Чумакова В.И.), также определяет концептуальную политику в рамках Программы развития МОУ СОШ № 175.
Программа основана на том положении, что в основе всех действий находится человеческая личность, которая достойна уважения, помощи и поддержки, что отражает сущность антропологического подхода. Антропологический подход выступает своего рода базовым основанием для построения теорий, стратегий и парадигм образования (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, А.А. Ухтомский, В.И. Слободчиков, П.И. Третьяков и др.), и это имеет пря-
мое и непосредственное отношение к сфере деятельности образовательных учреждений типа школа.
Позиция составителей Программы как выразителей волеизъявления заинтересованных в дальнейшем развитии МОУ СОШ № 175 сторон была бы не полной, если бы в концепции не было заявлено о маркетинговом подходе в качестве одного из инновационных элементов в деятельности нашего ОУ.
Организационно-педагогическая структура школы (в будущем — школа с углубленным изучением ряда предметов) должна позволить рассмотреть ее как ОУ, целью которого будет производство, обновление и реализация качественных образовательных услуг для различных клиентских групп.
3. Содержание программы развития школы партнерского взаимодействия
Концепция Программы создает возможность решения проблемы содержания образования, его отбора в соответствии с меняющимися социальными запросами и педагогическими возможностями школы. Научной основой отбора содержания образования является компетентностный подход, в рамках которого разработано само понятие «уровень образованности». Под уровнем образованности понимается качество личности, которая характеризуется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровни образованности различаются классами задач, которые способна решать личность на основе использования социального опыта.
Теоретически можно выделить четыре основных уровня образованности, которые могут быть достигнуты в процессе общего образования (О.Е. Лебедев):
Элементарная грамотность характеризуется способностью использовать основные способы познавательной деятельности, какими являются чтение, письмо и счет плюс компьютерная грамотность.
Функциональная грамотность характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Применительно
к актуальной социальной ситуации и культурной сфере города выделяют основные признаки функциональной грамотности:
• готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
• способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социальноценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и ориентации в своих обязанностях;
• готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для удовлетворения и развития своих духовных запросов; ориентация в научном понимании мира;
• способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с зарубежными сверстниками и диалогу с представителями иных культур.
Достижение функциональной грамотности можно рассматривать как общую задачу всех видов общеобразовательной школы, хотя в разных видах школы для этого может потребоваться различная продолжительность обучения.
Уровень информированности (достижение которого является обычным результатом массовой школьной практики) характеризуется усвоением определенного объема знаний и способностью их продуцировать.
Компетентность характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний.
Общекультурная компетентность - уровень образованности, достаточный для творчески-деятельностной самореализации личности, ориентирующейся в ценностях широкого культурного пространства (мирового, отечественного, городского), а также способность личности оценивать границы собственной компетентности в различных областях знаний.
ШКОЛА ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИИ
(содержательный аспект)
Проект 1. Школа индивидуального образования
Проект 2. Здоровая личность
Проект 3. Корпоративная культура школы
Проект 4. Маркетинг образовательных услуг
Проект 5. Школа взаимодействия для родителей
Проект 6. Управление и система внешних связей
Проект 7. Брэндинг образовательного учреждения
Проект 8. Педагогический профессионализм
Проект 9. Технология сопровождения
Направление 3
Интегрированное взаимодействие
Ьо
ж
Пі
Допрофессиональная компетентность - уровень образованности, достаточный для осознанного выбора профессии и успешного обучения в соответствующем высшем учебном заведении.
Методологическая компетентность - уровень образованности, достаточный для самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.
Содержание Программы «Школа партнерского взаимодействия» реализуется посредством активного участия всех заинтересованных в повышении качества образования и управления сторон в трех основных направлениях и девяти локальных проектах, разных по параметру инноваций и временным затратам. Разделение на направления и проекты является условным и сделано в чисто теоретических целях, в реальном развитии школа как открытая система решается все целевые установки, взаимодействую параллельно с внутренней и внешней средой, что изначально задано интегрированным смыслом ее жизнедеятельности в социокультурном пространстве.
3.1. Внутреннее образовательное пространство (Направление 1)
• Эта сфера деятельности отражает образовательную программу, уклад школы («внутренний круг» взаимодействия), соединенные инновационными и традиционными технологиями.
Технологии: в соответствии с компетентностным подходом технологическая культура деятельности школы строится на четырех технологиях:
1) передача учащимся базовой информации и формирование у них базовых навыков и умений;
2) исследовательская деятельность учащихся на повышенном уровне образования при педагогической поддержке (сопровождении) педагога;
3) самостоятельная работа учащихся с учебными материалами;
4) технологии воспитательной работы, использование которых позволяет сформировать личностные качества конкурентоспособного человека (портфолио и социальное проектирование).
Все виды обучающих и воспитательных технологий находят свою реализацию в трех проектах, составляющих первое направление деятельности школы.
Направление 1. Внутреннее образовательное пространство
Проект 1 . Школа индивидуального развития
В основу проекта «Школа индивидуального образования» заложена мысль о том, что нет неталантливых детей, а есть учащиеся, имеющие различные образовательные трудности, преодолеть которые они в состоянии сами при умелой поддержке взрослых.
Основанием для выбора индивидуального образовательного маршрута учащихся является:
• желание родителей, мотивация учащихся к обучению;
• состояние здоровья учащихся;
• уровень готовности к освоению образовательной программы школы.
Основная идея проекта заключается в формировании положительной мотивации учащихся к взаимодействию с другими путем непосредственного участия в учебной и внеучебной деятельности.
Цель проекта: создание ситуации успешности учащихся и педагогов в процессе заинтересованного познания действительности на основе созданного индивидуального маршрута продвижения с использованием технологии сопровождения (поддержки).
Данная цель конкретизируется рядом задач, специфика которых обусловлена направлением совместной деятельности обучающего и обучающегося коллективов:
1. Привести содержания школьного образования в соответствие с современными требованиями.
В основе отбора содержания образования лежат идеи, которые дискутировались при определении концептуальных положений и возможностей школы, ее положительного потенциала.
2. Внедрить инновационные образовательные технологии
Принимая во внимание, что обучение имеет двусторонний характер, как по процессу протекания, так и по результативности (направленность на ученика и на учителя), авторы предлагают наряду с классическими, традиционными методами, способами и приемами использовать новые технологии в рамках диалогизации учебно-воспитательного процесса и создания комфортной образовательной среды.
3. Создать систему предпрофильной подготовки и совершенствовать профильное обучение
До настоящего времени учащиеся недостаточно знают о своих возможностях и способностях, что мешает им правильно определиться в выборе предметов в соответствии с их склонностями, поэтому взаимодействие в формате триады «хочу — могу — надо» должно начинаться раньше, уже в основной школе.
Совершенствование профильного обучения требует создания программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов, определения объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин, разработки мероприятий повышения квалификации педагогов по проблемам профильного обучения.
Установление контактов между школой и другими образовательными учреждениями с целью обмена опытом по вопросам организации профильной школы и различных форм учебного процесса, установление связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью обмена опытом призвано помочь обеспечению возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Общие направления проекта 1 «Школа индивидуального образования» выстраиваются в образовательном учреждении как единая для всех образовательная среда, отличающаяся разнообразием и позволяющая изучить возможности каждого ребенка с целью их рационального использования. На этой основе выбор системы обучения определяется не готовностью детей к школе, а возможностью самой системы создать необходимые условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, определения вектора его развития в процессе овладения ключевыми компетентностями.
Модуль 1. Образовательная программа
Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
Общеобразовательные программы традиционно направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (ст. № 9 ФЗ «Об образовании»). В их основе лежит учебный план, выполненный на основе изучения «образовательной» обстановки в школе.
Инновационный характер модуля 1 «Образовательная программа» состоит не столько в содержании обучения (хотя и здесь предполагается углубленность), сколько в технологии его введения (организации ознакомления), тренировке и практическому использованию.
Цель модуля: создание равных условий и возможностей для овладения учащимися содержания образования стандартного и повышенного уровня
Задачимодуля:
1) создать условия для равных стартовых возможностей учащихся путем организации предшкольного образования;
2) совершенствовать основные общеобразовательные программы, постепенно усложняя их и обеспечивая переход к лицейскому образованию повышенного уровня;
3) постепенно вводить новые программы в соответствии с запросами заказчиков образовательных услуг;
4) оказать помощь в создании авторских программ;
5) обеспечить овладение дополнительными программами с использованием индивидуализации и дифференциации учебных материалов и технологий взаимодействия.
Полезность модуля: для учащихся: позволяет овладеть определенным объемом знаний, навыков, умений, развивает способности к творческому поиску необходимой информации, формирует предметную и надпред-метную компетентности; для школы: готовит образованные личности, го-
товые к полноценной самостоятельной деятельности, представляющие имидж ОУ во внешнем социуме; для социума: «поставляет» образованные нрав-
ственно и физически здоровые личности, способные активно трудиться в соответствии со своими интересами и интересами страны.
Основой реализации модуля «Образовательная программа» является учебный план МОУ СОШ №175, разработанный с учетом федеральной нормативноправовой базы и направленный на выполнение государственного образовательного стандарта по базисным дисциплинам; расширение содержания и превышения стандарта образования в приоритетных для школы областях (углубленного изучения ряда предметов), ориентацию учащихся на самостоятельную работу.
Модуль 2. Воспитательная программа
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.
Т. Рузвельт
Включение данного модуля в настоящую Программу развития МОУ СОШ № 175 определялось приоритетностью воспитательной деятельности и молодежной политики государства.
Воспитательная программа — это нормативная модель, определяющая исходное состояние системы воспитания, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего состояния к будущему. Инновационный подход к составлению программы состоит в координации основных направлений государственной образовательной политики, изменения внешней и внутренней среды жизнедеятельности образовательного учреждения и нового содержания воспитательной системы школы. Данный подход видится в расширении сотрудничества учащихся и классных руководителей, привлечении учащихся к работе в кооперации, пробуждении интереса к воспитательной работе путем активного участия школьников на всех этапах планирования, реализации и анализа воспитательных внеклассных мероприятий. Другими словами, инициатива и участие в разработке определяются учащимися, воспитатель здесь также выступает как фасилитатор, поддерживающий действия учащихся.
Цель модуля 2 «Воспитательная программа» — создание необходимых условий для воспитания граж-
данина, осознающего как нравственную ценность, причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Основными задачами данного модуля должны стать:
• повышение статуса воспитания;
• поддержка и усиление воспитательного потенциала социальных институтов;
• подготовка квалифицированных кадров воспитателей;
• научное обоснование эффективной воспитательной деятельности разных уровней;
• профилактика негативных явлений в молодежной среде.
Участниками модуля выступают все учреждения, находящиеся в сфере территориального влияния МОУ СОШ №175 (школы, подростковые клубы, учреждения дополнительного образования, молодежные общественные объединения и пр.).
Полезность проекта: для учащихся: развивает способности к самовыражению, самореализации, самостоятельности, необходимых для принятия решений относительно сознательного выбора будущего; для школы: имеет условия для социализации лич-
ности, т.е. освоения учащимися социальных ролей, которые обеспечивают их полноценную самостоятельную жизнедеятельность; для социума: обеспечивает воспитание активной,
образованной нравственно и физически здоровой личности.
Каждый блок в системе воспитательной работы школы в рамках модуля 2 «Воспитательная программа» имеет общую глобальную цель (цель Программы развития «Школа партнерского взаимодействия»), цели собственно программы и частные цели, подчеркивающие специфику конкретной деятельности по пяти направлениям. Разделение блоков в составе модуля условно, так как все они входят в состав проекта «Школа индивидуального образования» и составляют интегрированное понятие.
Главным результатом воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.
Модуль 3. Профориентационная программа Современному человеку при выборе профессии нужно обязательно учитывать пять «т»: талант, трудолюбие, терпение, такт и темперамент.
В.И. Филатов
Анализ концепции профильного обучения выявил необходимость изменения требований к учебному плану и к учебным программам, реализуемым на старшей ступени школьного образования, что, в свою очередь, требует создания условий для выбора учащимися индивидуального образовательного
маршрута. Особенностью данного модуля, продиктованного фактом постепенного развития общеобразовательной школы №175 в школу с углубленным изучением ряда предметов, является ранняя профессионализация.
Цель проекта: создание условий для развития личности, способной к успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества; комплексная подготовка выпускника школы к осознанному выбору своей будущей профессии и готовности эффективно и успешно продолжить образование или самообразования согласно своим способностям и возможностям.
Задачи проекта:
1) обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
2) создать благоприятный психологический и социальный климат для раннего включения в деятельность по личностной ориентации;
3) разработать или усовершенствовать имеющиеся активизирующие методики для легкости вхождения в формат занятия.
Полезность проекта: для учащихся: подготовка к осознанному и обоснованному выбору направленности обучения на старшей ступени школы, повышение готовности профессионального самоопределения, уверенность в правильности избранного пути; для школы: рост мотивации учащихся, их познава-
тельной активности, что является важным условием повышения качества образования.
для социума: воспитанная, профессионально ори-
ентированная личность, способная осознанно найти свое место в жизни.
Содержание модуля:
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Предпрофильное развитие и воспитание Предпрофильная подготовка Профильное обучение
«Поверь в себя. Я все умею». «Образ Я» «Я и мир вокруг меня» обязательные общеобразовательные предметы; профильные общеобразовательные предметы (повышенного уровня); элективные курсы
ХОЧУ — МОГУ ХОЧУ—МОГУ—НАДО
4) реализовать принцип приоритетности индивидуально-личностного развития школьника в образовательном пространстве.
Модуль 4. Ученическое самоуправление Оптимальной средой формирования партнерского взаимодействия учащихся и педагогического коллектива школы является ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои возможности и способности. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого учащегося к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
В качестве основной, глобальной цели модуля 4 «Ученическое самоуправление» выдвигается создание условий и возможностей соучастия в управлении школой и собой через сопричастность к общим и частным делам школьной организации на условиях партнерского взаимодействия учащихся и педагогов.
Задачи модуля:
• поддержать становление активной жизненной позиции школьника;
• сформировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу родины;
• создать благоприятные условия для самореализации учащихся;
• сформировать у учащихся потребность к самосовершенствованию и саморазвитию;
• обеспечить поддержку общественно-значимых инициатив подростка;
• сформировать гуманистическое отношение школьника к окружающему миру;
• сформировать стремление к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.
Ожидаемый результат: в школе созданы и успешно действуют органы ученического самоуправления, способствующие решению задач воспитания будущего лидера.
Полезность модуля: для учащихся: реальное участие в создании условий, необходимых для получения качественного образования, приобретение навыков лидера, самореализация; для школы: эффективный инструмент управле-
ния, позволяющий повысить мотивацию учащихся в получении образования в этой школе, привить более ответственное и заинтересованное отношение к тому, что происходит в школе.
для социума: возможность воспитания социаль-
но адаптированных выпускников, будущих лидеров, которые по окончании школы могут сыграть активную роль в социальной, экономической и политической жизни города (региона).
Проект 2. Здоровая личность
Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие и характер развивается во всем его могуществе.
Г. Спенсер
В связи с введением профильного обучения направленность работы образовательного учреждения на обеспечение физического и психологического здоровья обретает новое направление. Здоровье рассматривается как главная характеристика социально зрелого человека, обладающего высоким профессиональным потенциалом, способного создать здоровую семью и установить позитивные связи с различными социальными группами и государственными институтами. Данный проект входит в состав воспитательной работы школы и носит интегрированный характер. В ходе его реализации предполагается осуществлять воспитательную деятельность по всем ее классическим направлениям. Проект основан на данных, полученных в результате опроса педагогов (см. анкету «Смысл и назначение здоровьесберегающей педагогики» в Приложении), который позволил узнать обобщенное представление о характере здоровьесберегающей работы в школе.
1. В основу проекта «Здоровая личность и создать здоровьесберегающую среду в школе.
2. Создать систему валеологического сопровождения учащихся в ходе профильного обучения и предпрофильной подготовки
Основными направлениями реализации проекта являются следующие:
• снятие перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
• организация физической активности учащихся в разных формах, профилактика гиподинамии;
• организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
• предупреждение вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом. Содержательная сторона предлагаемого проекта
заключается в создании мероприятий по внедрению технологий здоровьесбережения и обеспечению валеологического сопровождения учащихся школы в целях обеспечения полноценного психофизического развития и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
Проект «Здоровая личность» предусматривает также создание таких условий, которые бы способ-
Направление Мероприятия
Мониторинг динамики психофизического развития учащихся • Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения. • Организация мониторинга состояния здоровья учащихся и педагогов. • Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся. • Проведение экспертной оценки влияния инновационных педагогических технологий на здоровье учащихся
Внедрение технологий здоровьесбере-жения и создание здоровьесберегающей среды в школе • Разработка и проведение мероприятий, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения). • Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов. • Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний учащихся с участием их родителей и педагогов. • Разработка программы и проведение курсов «Жизнь без стрессов» для педагогов школы.
Разработка технологий валеологического сопровождения учащихся • Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей. • Создание благоприятной психологической среды в школе. • Формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию. • Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, соответствующих сохранению здоровья учеников)
Создание системы валеологического сопровождения учащихся в ходе профильного обучения и предпрофильной подготовки • Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей. • Разработка методики отбора в профильные классы. • Создание и внедрение психолого-педагогической поддержки учеников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене. • Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психологопедагогического сопровождения учащихся в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки. • Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
ствовали сохранению и укреплению здоровья педагога. Учитель является ключевой фигурой учебновоспитательного процесса, эффективность которого определяется не только профессиональной компетентностью педагога, но и во многом зависит от его психического и физического благополучия, отношения к своему здоровью и здоровью учащихся. Учитель по своему положению является не только носителем специальных знаний, но и воплощением нравственных норм, здорового стиля жизни, адекватного отношения к здоровью. Работа учителя и ученика — это постоянное взаимодействие двух систем. Повторное проведение анкеты «Смысл и назначение здоровьесберегающей педагогики» и сравнение результатов позволит оценить деятельность всех заинтересованных сторон.
Предполагаемый результат
• потребность в здоровом образе жизни,
• сформированность навыков и умений организации здорового образа жизни,
• снижение заболеваемость школьников ОРЗ, снижено количество психоэмоциональных расстройств, повышен уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения,
• снижение физических и психологических травм учителей и учащихся,
• включение здорового образа жизни как основной ценности в корпоративный кодекс школы.
Проект 3. Корпоративная культура школы
Исследование организации есть способ ее развития и управления ею.
К.М. Ушаков Люди не любят работать на кого-то, они хотят работать с кем-то.
А.И. Пригожин
В Программе развития школы корпоративная культура заявлена в качестве ведущей идеи, обеспечивающей высокое качество образования на основе создания комфортных социальных и психологических условий для партнерского взаимодействия.
Модернизация общего и профессионального образования неизбежно приводит к необходимости внесения позитивных нововведений в организационную культуру (ОК). Понятие ОК включает в себя набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писанных и неписанных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации (К.М. Ушаков). Являясь косвенным (психологическим) методом управления, ОК может быть реальным средством успешного продвижения образовательной политики школы.
Актуальность введения проекта в общую Программу развития продиктована сложившейся внешней и внутренней образовательной ситуацией. Изменения особенно необходимы в условиях, когда прежняя организационная культура школы исчерпала себя (повысилась текучесть кадров) или когда объек-
тивные условия привели к преобразованиям в целях выживаемости школьной организации во внешней среде (конкуренция с другими школами).
Как известно, ОК является частью, составляющей репутацию школы. Схема показывает, какое место ей отводится в системе всей работы по презентации школы на рынке образовательных услуг.
Из схемы становится очевидным включенность проекта «Корпоративная культура школы» в осуществлении всех заявленных в Программе развития проектов; он является ядром, вокруг которого происходит интеграция проектной деятельности МОУ СОУ №175. В виду интегрированного характера проекта именно он стал основой экспериментальной работы школы (план эксперимента см. ниже).
Полезность проекта:
для учащихся: развитое чувство сопричастности к школе как второму дому, очагу, где все взаимодействуют на основе высоких принципов толерантности; для школы: эффективный инструмент управления
и со-управления заинтересованных в повышении качества образования и образованности людей; для социума: образец, модель, которая могла бы
быть мультиплицирована с учетом различных школьных и других ситуаций.
Содержание проекта
Предполагаемый результат:
• личность, исповедующая общие для всех членов коллектива ценности, убеждения,
• блок корпоративных обучающих программ (созданных в коллективе или модифицированных);
• «Корпоративный кодекс МОУ СОШ № 175» как материальное воплощение дискуссионных идей всех заинтересованных участников образовательного процесса.