Научная статья на тему 'Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин»'

Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валамина Ольга Вячеславовна

В статье представлен практический опыт работы МОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга по формированию культурно-образовательной среды, отвечающей вызовам сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валамина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культурно-образовательной среды в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин»»

Инновации в образовательных учреждениях

В статье представлен практический опыт работыМОУ СОШ№ 154 г. Екатеринбурга по формированию культурнообразовательной среды, отвечающей вызовам сегодняшнего дня.

Валамина Ольга Вячеславовна,

директор МОУ СОШ №154, г. Екатеринбург

,------------------------------------------------------------щ

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

в рамках социально-образовательного проекта

«гражданин»

Как способствовать развитию культурно-образовательной среды современной школы?

■ ^ ■“

Ключевые слова: культурно-образовательная среда, волонтерство, добровольчество.

Динамика социально-экономических процессов современной России ставит перед системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания образования, совершенствования форм и методов воспитания школьников.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками.

Культурно-образовательная среда современной школы должна представлять собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеурочной работы [1,2,3,4].

Так в практике работы МОУ СОШ № 154 г. Екатеринбурга формирование культурно-образовательной среды ведется по нескольким направлениям.

урочная деятельность

1-4 классы

- интегрировано литературное чтение, детская риторика и окружающий мир, русский язык, где содержится богатый материал из литературного и культур-

ного наследия нашей страны, что позволяет воспитать в детях основы национального самопознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, и в конечном итоге формируют осознанное патриотическое чувство.

5-9 классы

- обогащение сознания и мышления, учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм осуществляется через преподавание учебных дисциплин: литература, МХК, история, обществознание, речь и культура общения, коммерческая география и введением элективных курсов: «Мой выбор», «Краеведение», «Альтернативный выбор или психология социальной успешности», «Умеете ли вы общаться?».

10-11 классы

- углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества через преподавание учебных дисциплин: литература, МХК, история, обществознание, речь и культура общения, коммерческая география, различных элективных курсов.

Такая организация урочной деятельности была составлена по результатам анкетирования профессиональных склонностей учащихся 9-11 классов, проведения исследовательских работ в 7-11 классах, соц. опросов родителей 1-6 классов о возможной траектории обучения ребенка по направлениям: политико-правовое и социально-экономическое. По результатам анкетирования и соц.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

55

Инновации в образовательных учреждениях

опросов было выявлено, что 80% респондентов желают организовать урочную деятельность по данным направлениям.

Внеурочная деятельность

В нашем понимании, внеурочная деятельность -это базовые ценности, которые отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр, а также в деятельности кружков, секций, клубов, объединений по интересам предметной и надпредметной направленности. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 154 является культурная практика, организуемая педагогами, обучающимися и представителями социума, культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Особое влияние внеурочной деятельности на обучающихся мы видим в построении данной деятельности с опорой на социальные проекты гражданственной направленности. Инициатором культурных и социальных практик являются педагоги, родители и социум. Образовательным сообществом разработаны следующие социальные проекты: «Моя малая Родина», «Молодой избиратель», которые базируются на индивидуализации личности, деятельности, творчестве, разновозрастном единстве, открытости воспитательной системы. Данные социальные проекты позволяют: 1. Расширить систему самоуправления в школе, созданы: Совет музея, Клуб молодого избирателя. 2. Организовать и проводить предметные олимпиады, конкурсы, внеклассные вечера. 3. Проводить исследования социально-правовой направленности в рамках школы, района, семьи. 4 Продуктом этих исследований является создание «Книги памяти».

Такая деятельность позволяет ребенку не ограничиваться школьным пространством, а получать возможность выйти во внешнюю социальную среду, стать активным носителем информации, получать информацию через непосредственную деятельность из первых уст и адекватно оценивать себя и окружающий мир, достигая качественно новых личностных результатов.

Вместе с тем внеурочная деятельность не будет полной, если не говорить о разноплановости мероприятий в пределах целостного социально-открытого образовательного пространства школы, которое формирует у педагогов, обучающихся и представителей социума, социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения.

Процессы формирования социально активной личности осуществляются на всех ступенях образования:

I ступень - начальное образование

Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему быть неотъемлемой частью школы и окружающего его сообщества, способствуют формированию

умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Развитие творческого потенциала младшего школьника, через участие в работе школьных творческих объединений помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь школы, города, страны. Творческие объединения: «Музыкальный калейдоскоп» - созданы вокальные группы 1-2, 3-4 классов. Задействовано 25% детей от общего количества; «Студия спортивно-бального танца»- созданы группы 1-4 классов. Охват детей начальной школы - 100%; «Школа художественной гимнастики» - занимается 30 человек; «Школа настольного тенниса» - охват детей: начальная школа - 100%; «Волшебные краски» - созданы группы 1-4 классов. Охват детей начальной школы - 100%; «Цветовод-декоратор» - охват детей 3-4 классов и составляет 12%; «Волшебный компьютер» созданы группы 1-4 классов. Задействовано 22% детей от общего количества.

Младшие школьники через деятельность вовлекаются в мероприятия: конкурсы рисунков (1-2 классы. Охват детей - 100%); мини-сочинений (3-4 классы. Охват детей - 100%); сбор поисковой информации о своей семье, районе (1-4 классы - Охват детей -100%, родителей 60%); концерты для дошкольных образовательных учреждений и обучающихся школы (1-4 классы. Охват детей - 25%); посещение выставок, музеев, городов области (1-4 классы. Охват детей - 100%, родителей - 40%).

Деятельность в рамках проекта «Моя малая Родина» и школьного музея знакомит младших школьников (начальная школа - 100%) с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии.

По результатам соцопросов обучающихся и наблюдениям педагогов и родителей, согласно методике исследования Карпова Г. А. «Уровни нравственных суждений и самооценки младших школьников» ежегодно отмечается рост становления младшего школьника как гражданина, патриота, ответственного за свою «малую Родину», так же педагоги отмечают активность участия родителей в развитии своего ребенка как достойного гражданина.

II ступень - основная школа

Создаются условия для формирования системы ценностей и установок поведения подростка в окружающем мире, осуществляется помощь в приобретении знаний и умений, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, в формировании уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. В основу гражданского воспитания на данном возрастном этапе положена идея осознанного участия личности в решении общественно значимых задач общества.

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Инновации в образовательных учреждениях

Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Особенность внеурочной деятельности - деятельность в Совете музея, клуба «Молодого избирателя», согласно проектам «Моя малая Родина», «Молодой избиратель». Обучающиеся среднего звена уже сознательно участвуют в мероприятиях: конкурсы и олимпиады разного уровня творческой направленности, диспуты и дебаты со сверстниками, обучающие бизнес - разработки для начальной школы и дошколят, акции. Вовлечение в мероприятия составляют: обучающиеся - 100%, родители - 70%, общественность - 90%. Основная задача на данном этапе, стоящая перед педагогами и социальными партнерами - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Результаты анкетирования 2008-2009, 2009-2010 учебных годов показали, что дети осмысленно осознают себя частью нации, наследниками великой культуры, у них формируются уважение к чужим правам и взглядам, проявляется терпимость и способность к компромиссам.

В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом, учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях.

III ступень средняя (полная) школа

Определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация, совершенствуется готовность и умение защищать свои права и права других людей, уметь строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Внеурочная деятельность выходит на новый этап, старшеклассники сами инициаторы и творцы социальных и культурных практик образуют Совет музея и возглавляют клуб «Молодого избирателя», сами инициируют и разрабатывают мероприятия в рамках проектов: «Политические партии периода первой русской революции», «Суд присяжных», «Мои права», «Является ли правовым наше государство». Старшеклассниками выстраивается система мероприятий: выявляется одна из социальных проблем, формулируются цели и задачи работы над решением данной проблемы, проводится первичная подготовка плана и необходимых материалов для реализации проекта, сами завершают разработку проекта, обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и поддержать проект, сами реализуют свой проект. В данные мероприятия и проекты вовлечены 100% обучающихся, родителей - 60%, социальные партнеры - 100%.

Педагоги, родители и социум выступают в роли наблюдателей и по необходимости координаторов при реализации намеченного. Сформированность осознанного отношения к действительности позволяет старшеклассникам заинтересовывать и вовлекать в социальные и культурные практики младших и средних школьников, социум, где на первый план выходит личное участие каждого в общем деле, че-

рез личностно - эмоциональное осмысление опыта взаимодействия людей в прошлом и настоящем, у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму, они усваивают идеалы и ценности демократического общества, патриотизма, осознают себя носителями гражданских прав и свобод в своей стране. Эффективность гражданского воспитания школьников определяется сочетанием объективных и субъективных потребностей в выборе разнообразных форм и методов гражданской деятельности; вариативности в выборе средств взаимодействия субъектов образовательного процесса, диалогизации.

Добровольчество

Это направление работы создает условия для включения детей и молодежи в общественную жизнь района, города, страны, так как мы считаем, что только в этом случае возможно формирование цельной, творческой и социально-активной личности.

Школьники, участвуя в проекте, приобретают и совершенствуют:

• знания об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня;

• навыки анализа разнородных средств массовой информации;

• навыки проведения простейших социологических исследований;

• умение обосновать и отстаивать свою гражданскую позицию по актуальной проблеме

• умение анализировать современную ситуацию

• самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий;

• умения строить конструктивное взаимодействие с другими людьми.

Участие в добровольческих акциях позволяет привлекать социум к проблемам школы, а с другой стороны - демонстрировать ресурсы школы по преобразованию социума и возможность оказать реальную помощь нуждающимся. Гражданскую активность учащиеся проявляют в реализации социально-значимых акций, направленных на выявление, анализ и решение той или иной социальной проблемы. Традиционным для учащихся нашей школы стало участие в следующих акциях:

«Письмо в армию». Переписка и отправление посылок в военные части, где служат наши выпускники.

«Помним, гордимся, наследуем». Митинги и возложение цветов у памятников и мемориалов, возведенных в честь погибших в годы ВОВ

«Дорогами добра». Изготовление кормушек; помощь в благоустройстве территории ДОУ № 342 и специализированного детского дома № 5, изготовление закладок с ПДД для учащихся 1 классов; спектакли и концерты для детей ДОУ № 342 и специализированного детского дома № 5; сбор игрушек, книг, канцелярских товаров для детского дома № 5..

«С концертом в госпиталь». концертные программы «Вам, ветераны», «Цветные сны», «Весна По-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

57

Инновации в образовательных учреждениях

беды». Силами учащихся 1-11 классов дважды в год на 23 февраля и 9 мая проводятся концерты в течение многих лет.

«Мы здесь живем и потому за все в ответе».

Благоустройство школьной и пришкольной территории, участие в закладке Аллеи Учителей, традиционное построение снежного городка на территории ДОУ № 342 и во дворах, где проживают учащиеся школы.

«Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов». Изготовление поздравительных открыток и плакатов для ветеранов; посещение ветеранов на дому и запись воспоминаний ветеранов в «Книгу памяти» школы; концерты для ветеранов. Уже много лет трижды в год приглашаются ветераны на концерты в школу. Посетили и поздравили с праздниками за прошлые годы более двухсот ветеранов.

«Милосердие». Сбор посылок для ветеранов, которые находятся на лечении в госпиталях и для людей, которые пострадали во время стихийных бедствий.

«Возьмемся за руки, друзья». Изучение подвижных игр для младших школьников. Проведение различных мероприятий для подшефных классов:

Спортивные эстафеты: «Веселые старты»; «Сильные, ловкие, смелые» Праздники: Осенины «Урожай», «Хэллоуин», «здравствуй, игра», «Расскажи нам о себе». Творческие мастерские по изготовлению кукол куваток, игрушек, сувениров. Конкурсы «В мире профессий», «Давайте знакомиться».

В школе активно действует ученический «Центр правопорядка», деятельность которого включает: рейды всеобуча; просветительские беседы и тематические классные часы; выступления агитбригады; оформление Уголка профилактики; научно-исследовательскую деятельность по профильной тематике; малый Совет профилактики; волонтерскую деятельность.

Калейдоскоп форм работы

Выставки рисунков: «Остановим СПИД»,

«Я выбираю зОЖ», «Я не курю»; Выпуск информационных буклетов и памяток: «День борьбы со СПИДом», «День отказа от курения», «Всемирный день здоровья», «День трезвости»; Единые Дни Профилактики; Классные часы: “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии»; Акции: «День трезвости»; Беседы с просмотром видеокассет: “Наркомания”, “В ХХ! век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”, «Дневник Насти»; Подбор материалов к родительским собраниям и классным часам: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”

Школа участвует в городском проекте «Равный обучает равного». Школьные ученические объединения по интересам и органы школьного самоуправления осуществляют информационную, интерактивную и

альтернативную деятельность среди всех участников образовательного процесса по вопросам:

• профилактики правонарушений, наркомании, токсикомании;

• профилактической работы по предупреждению правонарушений;

• личностного роста подростков и самореализации;

• формирования у подростков навыков ответственного поведения;

• формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Установление сотрудничества с жителями и организациями социума для социально-гражданских инициатив через различные мероприятия является важным направлением работы школы в рамках проекта «Гражданин». Вокруг школы идет процесс самоорганизации местного населения и развития соседского сообщества, способного оказать школе ощутимую помощь и поддержку, самостоятельно решать, кроме задач образования и воспитания, многие другие важные местные проблем. Школа - гражданский, культурный, общественный центр микрорайона.

Среди социальных партнеров школы следует особо отметить:

Детская музыкальная школа №11:

Формы Количество

концерты 4 раза в год

музыкальные лектории каждый год 2 тематических лектория

творческие отчеты 2 раза в год

музыкальные гостиные 2 раза в год

В школе создан музыкальный класс.

Межшкольный стадион. ДЮСШ № 3 (олимпийского резерва по теннису) ДЮСШ (олимпийского резерва по гимнастике):

Формы Количество

соревнования всех уровней 4 раза в год

спортивные праздники 4 раза в год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

занятия в спортивных секциях учащихся, учителей, родителей, жителей микрорайона, 2 раза в неделю

дни здоровья 1 раз в месяц

показательные выступления 3 раза в год

В школе сформированы спортивные классы. На параллелях 2-х, 5-х, 7-х, 8-х, 9-х классов.

«Совет ветеранов Афганистана», «Ключ»: Клуб «Спасатель»

Формы Количество

выставки 3 раза в год

лекции 2 раза в четверть

учебные тренировочные занятия 2 раза в неделю

соревнования разных уровней 2 раз в год

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Инновации в образовательных учреждениях

УрГЭУ-СИНХ: В школе реализуются программа научно- практической работы «Мониторинг пищевого поведения фактического питания учащихся младших и старших классов общеобразовательных учреждений» которая нацелена на воспитание культуры основ рационального питания, формирование необходимых базовых навыков разумного отношения детей и подростков к своему здоровью, через вовлечение обучающихся старшей школы в научно-исследовательскую деятельность на базе кафедры технологии питания Уральского Государственного Экономического Университета. (УрГЭУ).

Мероприятия программы дают возможность обучающимся школы оценить пищевое поведение и качество питания, составить статистический отчет о культуре питания сверстников, спланировать и реализовать профилактические мероприятия по формированию основ культуры питания для данного возраста. При реализации мероприятий программы преподавательским составом и студентами университета освоена специальная позиция - тьютора, который является консультантом учащегося в формировании навыков научно-исследовательской деятельности.

По нашему убеждению, данное направление профориентационной работы является важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение абитуриентов на факультеты УрГЭУ.

Кроме того, такая деятельность - показатель активного присутствия факультета и кафедр УрГЭУ-СИНХ в образовательном пространстве школы, основным образовательным результатом в этой парадигме является достижение стратегической цели образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальным и общечеловеческими ценностными установками.

В рамках проекта «Социальное партнерство» проводится ежегодно акция «Познаем мир».

Акция разделена на темы:

• «Волшебный мир театра», где дети не только смотрят спектакли, но и посещают экскурсии по театру, за кулисы; (1-11 классы - 100% охват детей в начальной школе, 70% в среднем и старшем звене.). Выход в театр осуществляется ежемесячно. Каждый класс посещает театр в среднем 2-3 раза в год.

• «Это наша история» - это посещение музеев города. Прежде всего, это краеведческие музеи, Дом-музей П.П.Бажова, музеи искусств, музей писателей Урала, музеи воинской славы, музеи уральского камня. (1-11 классы - 100% охват детей). Посещение музеев осуществляется ежемесячно. Каждый класс посещает музей в среднем 2 - 3 раза в год.

• «Животные планеты» - это не только изучение жизни животных в зоопарке, но и участие в конкурсах, викторинах, проектах зоопарка. (1-11 классы - 100% охват детей в начальной школе, 40% в среднем и старшем звене.). Посещают зоопарк

чаще дети начальной школы. Выход осуществляется не менее 1 раза в год. В результате участия в конкурсах, ребята получают грамоты, приглашаются на уроки о животном мире, которые проходят в зоопарке. Лучшие работы остаются на выставках зоопарка.

• «Это интересно» раскрывает мир профессий для школьников 5-7 классов. Ребята ходят на экскурсии на предприятия Екатеринбурга, такие как « Coca - cola»; комбинат по изготовлению мороженого; киностудию; «Крик - центр», где изготавливают значки, флаги, надписи на бейсболках, футболках, на этом предприятии ребятам дают возможность сделать свою, индивидуальную надпись на футболке. (5-7 классы - 80% охват детей.) Во время всех экскурсий ребят сопровождают родители, некоторые из них являются сотрудниками этих предприятий.

• «Есть такая профессия - Родину защищать» знакомит наших учащихся - мальчиков с жизнью курсантов военных училищ. Это экскурсии в Екатеринбургское Высшее Артиллерийское Командное Училище, в Уральский институт ГПС МЧС. ( 9-11 классы - 80% охват детей). Экскурсии проходят один раз в год в октябре. Результатом таких экскурсий является написание отзывов о посещении училища, фотогазеты. В среднем ежегодно 3-5 человек подают документы в разные военные училища.

Социальные партнеры школы: МОУ СОШ № 65; МОУ гимназия № 161; детские подростковые клубы «Дружба», «Надежда», «Ключ»; Детская музыкальная школа № 11; Детская школа искусств № 4; Дом детского творчества; Школа олимпийского резерва по теннису; Детские юношеские спортивные школы ежегодно принимают участие в Акции «Найди дело по душе». (В акции принимают участие 100% детей школы, 60% родительской общественности, 100% социальных партнеров школы в области дополнительного образования). В рамках этой акции ребята знакомятся с детскими творческими объединениями и спортивными секциями микрорайона, в которые могут записаться.

Критериями мониторинга реализации проекта выступают

1. Уровень социальной активности участников образовательного сообщества;

2. Уровень здоровья и здорового образа жизни всех членов образовательного сообщества ;

3. Уровень гражданской зрелости выпускников МОУ СОШ № 154;

4. Обеспечение допустимого уровня готовности учащихся к жизни в семье и обществе;

5. Конкурентоспособность учебного заведения.

Среди основных показателей результативности

проекта следует выделить

• Развитие ученического самоуправления; развитие социального проектирования; участие образовательного сообщества в формировании образовательной политики школы; совместные социально значимые гражданские действия и пробы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

59

Инновации в образовательных учреждениях

• Состояние здоровья учащихся, педагогов; характеристика заболеваний; охват учащихся занимающихся физкультурой и спортом; вредные привычки; охват горячим питанием.

• Определение готовности к выбору профессии; определение готовности к выполнению социально значимой деятельности.

• Карта воспитанности :(параметры качеств личности); уровень воспитанности классных коллективов; участие в классных и школьных мероприятиях; уровень развития кл.уч. самоуправления.

• Удовлетворенность родителей и учащихся знаниями, полученными в школе; участие родителей в работе школы.

• Усвоение образовательной программы; участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях; отток учащихся в другие школы; репутация школы.

Основными измерителями являются:

1. Анализ развития образовательного сообщества.

2. Медосмотр; диаграмма заболеваний; анкетирование родителей; статистический медицинский анализ состояния здоровья.

3. Опросник (по В.Б. Успенскому).

4. Методика определения уровня развития самоуправления. ( по М.И.Рожкову).

5. Анкетирование; анализ участия, формы работы с родителями, наблюдения, опрос.

6. Анализ выполнения программ; диаграмма участия в конкурсах; сохранность контингента; имидж школы в образовательном сообществе.

Среди основных предполагаемых результатов проекта можно отметить:

• Увеличение активности участия подрастающего поколения в разработке и реализации социальногражданских инициатив на 15%.

• Увеличение активности представителей образовательного сообщества в решении актуальных социальных проблем на 10%.

• Рост эффективности партнерских отношений школы и социума на 30%.

• Развитие школы как социального, досугового, культурного центра микрорайона.

• Совместное решение проблем в системе детско-взрослой среды.

Прогнозируемые риски проекта:

1. Недостаточное включение в разнообразные виды социальной деятельности учащихся вследствие отсутствия необходимого опыта, неподготовленности к этой работе.

2. Возникновение у учителей существенных затруднений при введении новых технологий обучения и воспитания, обусловленных сложившимися стереотипами в профессиональной деятельности.

3. значительные временные затраты со стороны руководителей при введении новых моделей образовательного процесса.

4. Недостаточное владение педагогами новыми технологиям.

5. Недостаточное использование потенциала педагогов в экспериментальной работе вследствие ее многонаправленности.

6. Возрастание нагрузки учащихся при расширении круга внеклассной работы.

Мероприятия по их устранению:

1. Формирование навыков социального общения, через лекторий «Основы психологии» начиная со 2 класса.

2. Создание условий для прохождения курсовой переподготовки.

3. Совершенствование системы управления за счет информатизации процессов.

4. Проведение внутришкольных мастер-классов, ознакомление педагогов школы с новаторским опытом педагогов района, города.

5. Информатизация образовательного процесса.

6. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Мы считаем, что создаваемая в МОУ СОШ № 154 на основе системно-деятельностного подхода многополюсная образовательная среда способствует формированию в сознании обучаемого ценностных представлений о процессе обучения и самообучения, способности и готовности к творческому освоению знаний, а значит направлена на развитие личности, готовой к полноценной самореализации в социокультурной реальности.

Литература

1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 1997.

2. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений //Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12, с.13-27.

3. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни / И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.

4. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1. - С.3-12

60

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.