Научная статья на тему 'Школа социокультурного развития личности: основные положения Программы развития'

Школа социокультурного развития личности: основные положения Программы развития Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
119
36
Поделиться
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ / ТЕНДЕНЦИЯ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Терещенкова Елена Валентиновна, Романова Людмила Николаевна, Татаринцева Алина Вакивовна, Сорокина Марина Федоровна

В статье описывается, как создать набор социально-психологических и педагогических условий для социально-культурного развития личности студентов. Поддержка каждого студента в понимании и разработке своих собственных социальных и культурных качеств. В статье описана разработанная модель инновационного развития школы.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Терещенкова Елена Валентиновна, Романова Людмила Николаевна, Татаринцева Алина Вакивовна, Сорокина Марина Федоровна,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Школа социокультурного развития личности: основные положения Программы развития»

Терещенкова Елена Валентиновна,

Кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского

филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт»

elena tereshenkova@mail.ru

Романова Людмила Николаевна,

Учитель истории МОУ «СОШ № 128», г. Волгоград

ludaromanovanik@mail.ru

Татаринцева Алина Вакивовна,

Учитель иностранного языка МОУ «СОШ № 128», г. Волгоград Сорокина Марина Федоровна

Учитель музыки МБОУ «Логовская средняя школа», Волгоградская область Marina-19722008@mail.ru

Школа социокультурного развития личности: основные положения программы развития Аннотация. В статье описывается, как создать набор социально-психологических и педагогических условий для социально-культурного развития личности студентов. Поддержка каждого студента в понимании и разработке своих собственных социальных и культурных качеств. В статье описана разработанная модель инновационного развития школы.

Ключевые слова: обоснование программы развития, концепции инновационных преобразований, тенденция школе.

При ближайшем рассмотрении необходимости превращаются в потребности.

Цицерон

Актуальность и необходимость инновационного развития школы связаны с серьезными изменения в социально-экономической жизни общества и образования в том числе. Кроме того актуальность Программы развития состоит в нацеленности на решение ключевых проблем школы, подкрепляемых специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел.

Разработанная Программа развития учитывает:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• изменения в социокультурной и экономической ситуации в стране в целом;

• существенное изменение рынка образовательных услуг;

• необходимость реализации основных идей социокультурной модернизации образования России в конкретных условиях школы;

• необходимость существенной коррекции содержания, методов, форм, организации воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС общего образования;

• необходимость внедрения современных форм мониторинга учебного продвижения учащихся, профессионализма кадров, поощрения качественного педагогического труда.

В Программе развития МОУ СОШ № 128 как «Школы социокультурного развития личности» отражены тенденции изменения данного учебного заведения с учетом социальной и культурологической составляющей окружающей среды, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы, представлены концептуальные направления и стратегия развития. Проектируемые существенные трансформации в различных звеньях образовательной системы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов образовательной системы школы. В связи с этим Программа развития школы представляет собой инструмент по управлению и целенаправленной трансформации для получения качественно новых результатов воспитания и обучения школьников.

Процесс развития школы должен способствовать повышению ее конкурентоспособности, обретению ею своего собственного «лица». Преобразование образовательного учреждения из «школы научения» в «школу социокультурного развития» предопределяет развитие МОУ СОШ № 128.

Прогностичность Программы развития выражается:

• в осуществлении трансформации социокультурной среды, социального заказа, внутреннего потенциала школьного сообщества, последствий планируемых нововведений;

• нацеленностью на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов, выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов.

Реалистичность и реализуемость Программы развития связана с практико-ориентированным мышлением ее разработчиков, обязательным просчетом всех потенциальных возможностей, включая финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию Программы, а не на использование ее в качестве декларации или формального документа, отказом от преждевременной детализации программных решений, выработкой стратегии обновления школы, максимально возможной точностью и рациональностью целей, задач, ориентиров.

Достоинства и преимущества Программы развития состоят в том, что в ее разработку вовлечено большинство членов школьного сообщества, разумной амбициозности целей программы, логи-

ке и ясности намерений руководства и последствий реализации для всех субъектов образовательного процесса.

В основе Программы развития лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциокультурного процесса, в которой происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. В качестве движущих сил развития личности выступают следующие противоречия между:

• новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

• растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Ведущую роль в разрешении данных противоречий в образовательной системе играет процесс социокультурного развития личности.

Среди трактовок дефиниции «социокультурное развитие личности» выделяют следующие:

«Социокультурное развитие личности» (Н.Я. Большунова) - представляет собой вхождение в культуру как обретение способности соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами.

«Социокультурное развитие личности» (К.И. Чижова) - физическое приспособление к социуму, определение и усвоение собственной экологической ниши как ниши безопасности; дополнительное постижение себя, формирование «я-концепции», постижение окружения и достижение определенного уровня социального развития.

Как видим, не существует единой унифицированной трактовки понятия «социокультурное развитие личности». При разработке Программы развития мы придерживались собственной позиции основанной на том, что социокультурное развитие - есть процесс, играющий ведущую роль в развитии личности человека, способствующий принятию человеком норм и правил культуры, влияющий на мировоззрение и на ценностные ориентации. Немаловажным фактором социокультурного развития личности является социализация.

Социализация (Л.С. Выготский) - основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому.

Социализация (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина) - превращение социальной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутреннего диалога, «диалога с самим собой».

Социализация (А.Маслоу) - высший уровень личностного развития, когда осознанность потребности саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту.

Социализация (Т. Парсонс, Р. Мертон) - процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Таким образом, сущностный смысл социокультурного развития как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Факторы социокультурного развития в условиях образовательного учреждения - это развивающая образовательная среда, которая должна быть спроектирована, четко организована и управляема. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Принципы образования:

• гуманистическая направленность обучения и воспитания - переход к субъект-субъектным отношениям между педагогами и учащимися; уважение каждого ребёнка, отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• природосообразность - обучение и воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие его как части природы, единственного и неповторимого;

• культуросообразность - формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;

• эффективности социального взаимодействия - осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;

• концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности -помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

• событийности - введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

К ценностно-целевым ориентирам «Школы социокультурного развития личности» мы относим:

• осознание и образовательное моделирование целостного социокультурного пространства как основы развития социально-активной личности;

• ценность и уникальность личности ребёнка и учителя как полноправных субъектов диалогических отношений образовательного процесса;

• развитие личности с высокими компетентностными показателями социального интеллекта;

• развитие социального интереса учащихся как основной побудительной силы общественной деятельности;

• открытие, понимание личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и т. д.;

• позиционное самоопределение каждого субъекта образовательного процесса как активного деятеля по изменению себя и собственной жизни, преобразования села и жизни сельского социума;

• ценность саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.

На основе выявленных и согласованных в коллективе ценностно-целевых ориентиров было сформулировано педагогическое кредо:

• «Школа должна дать ребенку веру в свои силы и помочь овладеть профессией ученика»[1].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• «Школа должна приохочивать, а не приневоливать к учению» »[2].

• Образование должно быть для жизни, а не для школы.

• Школа может и должна развивать позитивное отношение к социуму и культуре, через обучение и реализацию активной позиции в деятельности и общении.

Миссия «Школы социокультурного развития личности» заключается в оказании содействия достижению каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям; развитию интеллектуальной, эмоциональной сферы личности, формированию ценностных ориентиров, привитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах социальной и «школьной жизни».

Цель Программы развития МОУ СОШ № 128 как «Школы социокультурного развития личности» состоит в создании комплекса организационных, социально-психологических и педагогических условий для социокультурного развития личности школьников, поддержки каждого ребенка в осознании и развитии собственных социальных и культурных качеств, укреплении тех из них, которые отражают его сущностные личностные проявления.

Задачи Программы развития:

1. Создать максимально благоприятные и комфортные условия для обеспечения высоких качественных показателей реализации образовательных программ, соответствующие задачам инновационного развития общества и обеспечивающее компетентное личностное и профессиональное самоопределение выпускников школы.

2. Предоставить учащимся широкие возможности для реализации индивидуальных образовательных запросов и развития способностей в условиях творческой развивающей образовательной среды.

3. Развивать социокультурные (нравственные и коммуникационные в том числе) навыки обучающихся, способствующие их успешной социализации в современном обществе.

4. Создать условия, обеспечивающие сохранение здоровья обучающихся, развитие умений быть здоровым человеком.

5. Обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, позволяющее им эффективно реализовывать задачи инновационного развития образования.

6. Создать систему контроля и диагностирования содержания образования и условий, способствующих социокультурному развитию личности школьников, подготовки их к жизни в современном обществе.

Инновационная модель МОУ СОШ № 128 - «Школа социокультурного развития личности» позволяет на концептуальном и методическом уровнях обеспечить преемственность между ступенями образования - содержательную, кадровую, информационно-средовую.

Структура образовательного процесса школы позволяет реализовать основные компоненты преемственной системы, объединенные направленностью на поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах найти и выстроить свою жизненную и профессиональную траекторию.

Предлагаемая модель состоит из трех блоков:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

I ступень - начальная школа призвана:

• создать условия для проявления и развития способностей и интересов ребенка;

• сформировать желание и умение учиться и на этой основе обеспечить развитие у ребенка чувства собственной компетентности и чувства собственного достоинства;

• мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;

• оказать помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, сформировать первые навыки творчества;

• обеспечить базисную общеобразовательную подготовку.

II ступень - основная школа (5-9 -е классы) обеспечивает:

• продолжение формирования и развития познавательных интересов учащихся и самообразовательных навыков;

• осуществление общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры;

• развитие у учащихся самостоятельности и критичности мышления, творческих способностей и способности к самоопределению;

• создание ситуаций выбора профиля и направлений профильной подготовки с учетом способностей, желаний и возможностей учащихся;

• создание оптимальных условий для самовыражения, самореализации и самоопределения учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

III ступень - средняя школа (10-11-е классы) ориентирована на:

• пролонгацию развития самообразовательных навыков, и, прежде всего навыков самоорганизации и самовоспитания;

• завершение начатого ранее нравственного, духовного и физическое становления выпускников;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• развитие социальной, психологической и интеллектуальной готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению;

• обеспечение высокого уровня социального и общекультурного развития, а также развития теоретического мышления.

Основными потенциальными рисками в ходе реализации данной Программы развития являются:

• возможное отставание уровня ответственности отдельных учащихся за результаты своего собственного образования по сравнению с показателями, заложенными в модель выпускника;

• разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы, исходящими из ее концептуальных положений;

• неготовность ряда педагогов к переходу на новую образовательную парадигму;

• различие в оценочных представлениях о результатах инновационных преобразований школы, сложившихся у коллектива школы на основе ее концептуальных положений, и у органов образования, исходящих из традиционных форм оценки его качества.

Для минимизации данных рисков необходимо вести работу по формированию у всех участников образовательного процесса субъектной позиции. В тех случаях, когда усилия всей команды учителей целенаправленно сосредотачиваются на развитии у учащихся субъектных качеств личности: способности к це-леполаганию, планированию, контролю и оценке собственной деятельности, проблемы с ответственностью учащихся к моменту перехода их в старшую среднюю школу практически решаются.

Необходимо также целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социокультурного развития отстает по сравнению с основной массой детей. Кроме того, необходимо добиваться тесного сотрудничества родителей со школой. Работа по развитию такого сотрудничества ведется в МОУ СОШ № 128 целенаправленно. Однако на пути действительного превращения родителей в полноправных участников образовательного процесса своих детей существует еще много проблем. Решение ряда задач, поставленных этой программой, также должно способствовать достижению данной цели.

Наконец, важнейшим условием успешной работы школы в рамках новой образовательной парадигмы является создание ядра активных единомышленников, представляющих различные категории субъектов образовательного процесса и субъектов социокультурного действия, превращение школы в площадку социокультурного партнерства, источник позитивного социокультурного опыта. Для этого необходимо наладить систему внутришкольных партнерских отношений разного уровня и характера внутри педагогического коллектива, внутри ученического коллектива, в разновозрастных группах, в системе педагог-воспитанник, а также установить постоянные партнерские отношения с внешними агентами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, производственными структурами и т. д. Библиографический список

1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., 1982. С.56

2. Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли//Избр.пед.соч. М., 1984. С.294

Улыбина Ольга Викторовна

учитель информатики МБОУ СОШ № 48, г. Нижний Новгород ylibinao@mail.ru

Интерактивный урок с использованием надстройки Microsoft Mouse Mischief Аннотация. Статья раскрывает преимущества использования надстройки Microsoft Mouse Mischief. Mouse Mischief предназначена для активизации работы учащихся, более эффективного использования учебного времени, она позволяет группе учеников работать с одним компьютером, а значит у учеников будет больше возможностей общаться друг с другом прямо на уроке. Ученики имеют интерактивный доступ к учебным материалам, могут отвечать на вопросы и принимать активное участие в занятии. Mouse Mischief позволяет ученикам стать активными и заинтересованными участниками процесса обучения вне зависимости от изучаемого предмета.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.