• осуществление общеобразовательной подготовки в соответствии с современными требованиями на базе содержания образования, отвечающего необходимости познания основных элементов человеческой культуры;
• развитие у учащихся самостоятельности и критичности мышления, творческих способностей и способности к самоопределению;
• создание ситуаций выбора профиля и направлений профильной подготовки с учетом способностей, желаний и возможностей учащихся;
• создание оптимальных условий для самовыражения, самореализации и самоопределения учащихся в различных видах познавательной и творческой деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
III ступень - средняя школа (10-11-е классы) ориентирована на:
• пролонгацию развития самообразовательных навыков, и, прежде всего навыков самоорганизации и самовоспитания;
• завершение начатого ранее нравственного, духовного и физическое становления выпускников;
• развитие социальной, психологической и интеллектуальной готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению;
• обеспечение высокого уровня социального и общекультурного развития, а также развития теоретического мышления.
Основными потенциальными рисками в ходе реализации данной Программы развития являются:
• возможное отставание уровня ответственности отдельных учащихся за результаты своего собственного образования по сравнению с показателями, заложенными в модель выпускника;
• разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы, исходящими из ее концептуальных положений;
• неготовность ряда педагогов к переходу на новую образовательную парадигму;
• различие в оценочных представлениях о результатах инновационных преобразований школы, сложившихся у коллектива школы на основе ее концептуальных положений, и у органов образования, исходящих из традиционных форм оценки его качества.
Для минимизации данных рисков необходимо вести работу по формированию у всех участников образовательного процесса субъектной позиции. В тех случаях, когда усилия всей команды учителей целенаправленно сосредотачиваются на развитии у учащихся субъектных качеств личности: способности к це-леполаганию, планированию, контролю и оценке собственной деятельности, проблемы с ответственностью учащихся к моменту перехода их в старшую среднюю школу практически решаются.
Необходимо также целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социокультурного развития отстает по сравнению с основной массой детей. Кроме того, необходимо добиваться тесного сотрудничества родителей со школой. Работа по развитию такого сотрудничества ведется в МОУ СОШ № 128 целенаправленно. Однако на пути действительного превращения родителей в полноправных участников образовательного процесса своих детей существует еще много проблем. Решение ряда задач, поставленных этой программой, также должно способствовать достижению данной цели.
Наконец, важнейшим условием успешной работы школы в рамках новой образовательной парадигмы является создание ядра активных единомышленников, представляющих различные категории субъектов образовательного процесса и субъектов социокультурного действия, превращение школы в площадку социокультурного партнерства, источник позитивного социокультурного опыта. Для этого необходимо наладить систему внутришкольных партнерских отношений разного уровня и характера внутри педагогического коллектива, внутри ученического коллектива, в разновозрастных группах, в системе педагог-воспитанник, а также установить постоянные партнерские отношения с внешними агентами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, производственными структурами и т. д. Библиографический список
1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., 1982. С.56
2. Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли//Избр.пед.соч. М., 1984. С.294
Улыбина Ольга Викторовна
учитель информатики МБОУ СОШ № 48, г. Нижний Новгород [email protected]
Интерактивный урок с использованием надстройки Microsoft Mouse Mischief Аннотация. Статья раскрывает преимущества использования надстройки Microsoft Mouse Mischief. Mouse Mischief предназначена для активизации работы учащихся, более эффективного использования учебного времени, она позволяет группе учеников работать с одним компьютером, а значит у учеников будет больше возможностей общаться друг с другом прямо на уроке. Ученики имеют интерактивный доступ к учебным материалам, могут отвечать на вопросы и принимать активное участие в занятии. Mouse Mischief позволяет ученикам стать активными и заинтересованными участниками процесса обучения вне зависимости от изучаемого предмета.
Ключевые слова: урок, презентация, интерактивное занятие, высокие технологии, интерактивность, интерактивные технологии, Microsoft PowerPoint, совместная работа, многомышесть.
Современное обучение в школе предполагает подготовку ребенка, свободно ориентированного в условиях глобальной информатизации общества. Очень многое делается в данном направлении в современной школе - это и достаточно полное оснащение компьютерных и рабочих кабинетов, реализация специальных государственных программ, подготовка специалистов и многое другое.
Современные школьники - это дети, растущие в информатизированном обществе и пользующиеся всеми его преимуществами, умеющие обращаться с компьютерной техникой. Поэтому внедрение ИКТ-технологий в работу с детьми является важным и необходимым элементом информатизации системы образования.
Привлечь внимание учеников несложно - а вот поддерживать его - задача не из простых. И неважно, сколько времени вы потратили, чтобы сделать урок интересным. И так было всегда. Попытки привлечь внимание к геометрии или биологии могут не дать должного эффекта, а ученики будут считать время до звонка. Но что, если найти способ превратить урок в интерактивное занятие?
Используя чудеса современных компьютерных технологий, корпорация Майкрософт смогла воплотить эту идею в жизнь. Mouse Mischief - увлекательный и простой способ задействовать высокие технологии на уроке в обычной школе. Суть этого новшества в возможности подключения к компьютеру учителя нескольких мышек. Ученики, получив мышку, могут одновременно отвечать на вопросы, выбирать верное утверждение, рисовать мышкой по экрану монитора. Программой ведется статистика, отмечается первый правильно ответивший. Действия каждой мышки можно отследить, так как ей присваивается особый рисунок-курсор. Рисование возможно различными цветами. В случае неудачного ответа всей группы или неумелого владения мышкой при рисовании можно обновить слайд и повторить задание «с чистого листа». При необходимости можно включить таймер на 1 минуту.
Mouse Mischief предназначена для активизации работы учащихся, более эффективного использования учебного времени, она позволяет группе учеников работать с одним компьютером, а значит у учеников будет больше возможностей общаться друг с другом прямо на уроке. Ученики имеют интерактивный доступ к учебным материалам, могут отвечать на вопросы и принимать активное участие в занятии. Mouse Mischief позволяет ученикам стать активными и заинтересованными участниками процесса обучения вне зависимости от изучаемого предмета.
Но самое приятное - это все практически бесплатно. Не нужно устанавливать большое количество дополнительного оборудования.
И если вы уже имеете опыт работы с PowerPoint , освоить Mouse Mischief вам не составит никакого труда. Просто создается урок в PowerPoint и переходите на вкладку «Несколько мышей», чтобы создать слайды с вопросами.
Сложные и нелюбимые учениками предметы дают возможности для организации совместных обсуждений и работы, а также активного участия в изучении предмета.
Mouse Mischief позволяет ученикам принимать участие в выполнении каждого задания.
Mouse Mischief идеально подходит для проведения промежуточных тестов, опросов, организации заданий на сопоставление, а также рисования.
Как понять, что ученики успешно усваивают информацию, которую вы подготовили для урока? Теперь достаточно создать с помощью Mouse Mischief слайды с вопросами по теме урока и предложить ученикам ответить на них в любой момент презентации.
После работы с каждым слайдом Mouse Mischief сообщает о том, кто из учеников ответил правильно и сколько всего было правильных ответов. А это значит, что учитель может понять, насколько хорошо усваивает программу каждый ученик.
Mouse Mischief позволяет пробудить любопытство учеников, внедряя интерактивные технологии в процесс обучения. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (например, робот, снежинка, гитара и многие другие формы). Работа в «командном режиме» способствует совместной работе - для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
Больше не нужно ждать, пока все ученики поднимут руки: с Mouse Mischief ответы немедленно отображаются на экране. Mouse Mischief привлекает к постоянному участию всех учеников, даже самых стеснительных. Благодаря этому можно быстро оценить уровень усвоение материала, и, при необходимости, внести изменения в план занятий.
Mouse Mischief интегрируется в знакомую технологию PowerPoint, а значит нет необходимости тратить время на изучение новых приложений. Более того, можно подготовить учебные аудитории к проведению занятий Mouse Mischief без необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. В большинстве школ уже имеется достаточное количество мышей, к тому же мыши и концентраторы USB широко доступны во всех точках продаж компьютерных принадлежностей.
Преимущества применения утилиты Mouse Mischief для работы с несколькими мышками за одним монитором (экраном)
Технические:
• является бесплатной;
• внедряется в достаточно знакомую среду PowerPoint, а значит нет необходимости тратить время на изучение новых приложений;
• нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование - нужен только один компьютер, USB-концентратор и USB-мыши.
Дидактические:
• Можно использовать в школе и на уроках, и во внеурочной деятельности (кружки, факультативы и пр.);
• Mouse Mischief позволяет пробудить любопытство детей, внедряя интерактивные технологии в процесс обучения.
• Повышается мотивация и познавательный интерес. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (каждая мышь имеет свою картинку).
• Способствует совместной работе, поскольку есть режим «работа в команде»- для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
Программой ведется простая статистика:
• Определяется (общее) количество верных, неверных и не отвеченных вариантов;
• Регистрируется первый правильно ответивший;
• Запускается таймер на 1 минуту.
Внедрение в учебный процесс коллективной работы детей с использованием решения Mischief и продуктов с технологией MultiPoint Mouse позволяет получить новые педагогические результаты. У преподавателя появляется возможность организовать детей за компьютером в совместную творче-ско-эвристическую деятельность
Решение Mouse Mischief ориентировано, прежде всего, на учащихся младших классов. Привлекательный интерфейс приложения и новый формат подачи материала развивают интерес школьников к учебе, стимулируют активность и командную работу аудитории. Mouse Mischief привлекает к постоянному участию всех учеников класса. Дети занимаются с интересом и удовольствием, что способствует лучшему усвоению материала.
Использование данной надстройки позволяет удержать внимание учащихся на уроке. Имеется возможность взаимодействовать с каждым учеником больше и быстрее, получая обратную связь.
При использовании Mouse Mischief преподаватель получает доступ к элементам управления презентацией, которые размещены в нижней части экрана. Данные элементы позволяют управлять скоростью выполнения и направлением проводимых занятий. Можно приостановить занятие, чтобы объяснить какой-либо момент, или сбросить всю введенную учащимися информацию и очистить экран. Если учащимся требуется много времени на выполнение заданий, можно их поторопить, включив таймер. Если ученики начинают отвлекаться, преподаватель может отключить все курсоры учащихся и привлечь внимание к себе. Функция отображения результатов в элементах управления презентацией позволяет скрывать и отображать результаты. позволяет пробудить любопытство учеников, внедряя интерактивные технологии в процесс обучения. Учащиеся занимаются с удовольствием, отслеживая свои ответы на общем экране при помощи разноцветных курсоров мыши (например, робот, снежинка, гитара и многие другие формы). Учащиеся выбирают правильный ответ нажатием кнопки мыши. После выполнения задания отображаются результаты.
Предлагается работа - как в индивидуальном режиме, так и в командном. Работа в «командном режиме» способствует совместной работе - для выполнения задания все участники команды должны работать совместно.
«Рисунок от руки» дает возможность учащимся создавать новые рисунки от руки или дорисовывать существующие, рисовать линии для сопоставления предметов, указания последовательности шагов в процессе его выполнения. Данные задания помогает каждому ученику или группе отрабатывать определенный материал по предмету.
Наша школа имеет в наличии достаточное количество мышей и используемые для их подключения концентраторы USB. Приложение Mouse Mischief и технология MultiPoint Mouse получили высокую оценку со стороны преподавательского сообщества, родителей и учеников. Использование такой формы работы вызывает у детей большую увлеченность процессом деятельности, способствует формированию мотивации достижения результата, уверенности в своих силах, повышает самооценку личностных достижений и формирует новый взгляд на товарища как на партнера в достижении общей цели.
Родители выражают общее мнение, что в процессе использования технологии развивается интерес и к своей творческой работе, и к работе других детей, появляется опыт и идет сравнительный анализ, обмен идеями.
Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся в размерах информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию предмета.
Библиографический список
1. Официальный сайт Mouse Mischief
2. Pedsovet.su
Ульянова Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ Редькинская школа, г.Озеры [email protected]
Описание опыта работы по подготовке к ЕГЭ с использованием модульной технологии на уроках истории России в 10 классе Аннотация. В работе представлен опыт работы использования модульной технологии на уроках истории в 10 классе с целью успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории России. Описаны все этапы организации урока, приведены примеры вопросов для самоподготовки, тестов для проверки знаний на уроке, опорных конспектов, дано модульно-тематическое планирование курса истории России для 10 класса.
Ключевые слова: модульная технология, подготовка учащихся к ЕГЭ, разработка уроков, тематика модулей курса истории России.
Современная школа находится в творческом поиске, учителя осваивают и разрабатывают новые нестандартные методики преподавания разных предметов, ставят целью не только усвоение знаний учащимися, но и творческое развитие личности, что особенно актуально в условиях гуманизация процесса обучения. Особо надо сказать о ЕГЭ, от результата которого зависит порой возможность для молодого человека продолжать образование после окончания средней школы в соответствии со своими желаниями. Именно этот факт - результат ЕГЭ - становится для ученика наиважнейшим, он показывает уровень подготовленности по предмету и обеспечивает возможность дальнейшего образования и построения карьеры выпускника. Поэтому все усилия педагога, особенно в выпускных классах, направляются на повышение этого результата, который к тому же является социальным заказом и показателем работы педагога (хотя этот показатель спорный, ибо зависит не только от усилий учителя, но и возможностей учащегося).
Определяя для себя ту или иную форму построения урока, или выбирая какую-либо современную технологию, учитель должен руководствоваться рядом факторов, которые и должны, в конечном счете, определить результат усилий: возможности учащихся, количество учебного времени, требования программы и ЕГЭ. Исходя из этого, для разных классов, при изучении разных тем и, даже, при работе с разными учениками приходится применять разные приемы, формы и методы работы. Вместе с тем можно определить для себя основную технологию, позволяющую обеспечивать желаемый результат применительно к большинству обучаемых.
Я хочу поделиться опытом преподавания истории и обществознания, который применим для многих предметов гуманитарного цикла школьной программы. За основу взята идея модульного обучения, которая обладает рядом существенных преимуществ: усиливает мотивацию деятельности учащихся; позволяет осуществлять самоконтроль; прививает ребятам навыки самооценки (оценивают ответы товарищей, сопоставляют свои версии с эталонными); стимулирует деятельность учащихся, работающих по преимуществу индивидуально, в парах и подгруппах. Эта технология особенно оправдывает себя в старших классах (10-11), так как ребята уже имеют базовые знания, полученные в курсе основного среднего образования. В задачу учителя, стремящегося, в том числе и подготовить учеников к достойной сдаче ЕГЭ, входит систематизация и углубление имеющихся знаний, отработка наиболее сложных теоретических вопросов, работа с источниками, умение оперировать знаниями и многое другое. Чтобы добиться этого в условиях ограниченного программой учебного времени, да еще, часто, при не всегда больших способностях обучаемых, я использую следующее.
Весь курс Истории России разбит мною на темы-модули, связанные единой, общей, исторически значимой идеей (см. Приложение). Каждая тема-модуль включает в себя: теорию, которая опирается на краткий конспект, видеоматериалы, подборку документов и тестовый материал уровней А, В,С .
В зависимости от сложности и значимости темы, а также от рекомендаций общеобразовательной программы, я рассчитываю количество часов, необходимых для изучения темы. Допускается корректировка по факту, это закладывается в календарно- тематическое планирование.
Обучение строится по сведущему принципу: 1) учащимся предлагается план по самоподготовке к занятию, 2) определяется задание по работе с документом (работа выполняется дома). На первом по теме занятии проверяется усвоение теоретического материала с помощью вопросов, индивидуальных заданий, показа видеоматериалов и комментариев к ним. Эта работа может быть продолжена и на втором занятии, если тема достаточно трудная и значимая. Учитель должен добиться, чтобы учащиеся усвоили ход исторического процесса, его закономерности: причинно-следственные связи, результаты тех или иных событий. Не менее важно усвоение фактического материала: имена, даты, ход события. Для дальнейшего закрепления и повторения теоретического материала, учащимся по каждой теме предлагается план- конспект, отработанный учителем. Следующее одно-два занятия посвящены проверке знаний и отработке отдельных вопросов темы. Здесь широко используется и отрабатывается тестовый материал ЕГЭ, в зависимости от возможностей ученика, отрабатываются задания уровня А (для всех обязательно), уровня В,С (избира-