Научная статья на тему 'Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы'

Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОУ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / DEMOCRATIZATION AND HUMANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / INDIVIDUALITY / PERSON / EDUCATIONAL INSTITUTION NETWORK INTERACTION / SOCIAL TEST / SOCIAL SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна, Журавлева Александра Викторовна

В работе рассмотрены подходы к созданию условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы в условиях сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона.. Уточнена социально педагогическая миссия школы и подробно описана сама модель. Представлены основные методы, используемые в предлагаемой модели для управления развитием индивидуальности в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна, Журавлева Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working out the integrative model of creation of conditions for forming the socially-successful individuality in the conditions of comprehensive school

In this paper the approaches to creation of conditions for forming the socially successful individuality in the conditions of comprehensive school are considered. The socially-pedagogical mission of school is specified and the model is described in details. The basic methods used in the offered model for development management of individuality in educational institution are presented.

Текст научной работы на тему «Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 378

Н.Н. Давыдова, А.В.Журавлева

Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы

Как можно формировать социально-успешную индивидуальность в условиях школы?

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ №11-06-00771а.

Аннотация: В работе рассмотрены подходы к созданию условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы в условиях сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона.. Уточнена социально - педагогическая миссия школы и подробно описана сама модель. Представлены основные методы, используемые в предлагаемой модели для управления развитием индивидуальности в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: демократизация и гуманизация образовательного процесса, индивидуальность, личность, сетевое взаимодействие ОУ, социальная проба, социальная успешность.

Abstract. In this paper the approaches to creation of conditions for forming the socially - successful individuality in the conditions of comprehensive school are considered. The socially-pedagogical mission of school is specified and the model is described in details. The basic methods used in the offered model for development management of individuality in educational institution are presented.

Index terms: democratization and humanization of educational process, individuality, person, educational institution network interaction, social test, social success.

Процессы демократизации и гуманизации общества обусловили подход к личности как активному субъекту социальных отношений. В контексте общественных процессов была поднята и стала интенсивно разрабатываться задача целенаправленного формирования целостной индивидуальности, готовой к конструктивным межличностным отношениям в обществе, что делает особо актуальными исследования процесса социального становления молодых людей, развития самостоятельности и творчества индивидуумов как важнейших субъектов общественного развития. По мнению многих авторов, категория «индивидуальность» представляет собой определенный уровень развития и своеобразия личности или»качество личности». Ряд авторов считает, что [2, 3,12], что личность есть вершинный уровень развития человека. В свою очередь индивидуальность - это его глубинное измерение [4]. Считается, что именно индивидуальность выражает уникальность личности. Не случайно

А.Г.Асмолов подчеркивает, что «....индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают [3]. В.А. Татенко предлагает следующую особенность категории индивидуальность: «....индивидуальность не достигается, она творится субъектом» [13]. Б.Г.Ананьев считает, что»...единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которого функционируют природные свойства человека как индивида» [1]. По мнению В.С. Мерлина индивидуальность выражается в той неповторимой психологической атмосфере, которая создается вокруг каждого человека в конкретной социальной группе и проявляется в субъективном отклике группы на индивидуальность; в том влиянии, которое индивидуальность оказывает на сознание и деятельность окружающих людей. [9]. Опираясь на приведенные выше соображения в последние годы в педагогике все шире получает распространение новый взгляд на ребенка не как на средство решения задач, стоящих перед государством, а как на цель развития в нем «человеческого» (В.Г. Белинский).

Хотя внедряемая в отечественную школу в 20-м веке коммунистическая педагогика на протяжении десятилетий сводила на нет субъективную роль человека в своем развитии и практически не решала задачу развитию индивидуальности, многие известные педагоги всегда стремились к реализации субъектного подхода в обучении и воспитании учащихся. Это прежде всего П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.Т. Шацкий и др. Реально разрабатываться вопросы развития индивидуальности в нашей стране стали в девяностых годах прошлого века, когда О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк в работе «Основы педагогики индивидуальности» впервые акцентировали внимание на развитие индивидуальности учащихся, рассматривая это в качестве важнейшей педагогической цели [5]. По мнению О.С.Гребенюк и Т.Б. Гребенюк категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими. Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуется и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида. Социальное становление есть социально-педагогический процесс, заданный системой взаимосвязанных процессов индивидуального становления человека и социализации личности, результатом которого являет-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

51

Инновации в образовательных учреждениях

ся социально активная и социально успешная индивидуальность - социальная индивидуальность. Ведущим механизмом социального становления является со -индивидуализация, определяющая меру индивидуализации человека, заданную совместной деятельностью индивидов, системой принятых норм и правил их взаимодействия, устанавливающих границы их свободы и ответственности [10].

Основываясь на вышеизложенном, мы считаем основной задачей современной школы, каждого конкретного педагога помощь ребенку в его развитии, причем образовательный процесс школы должен быть направлен на развитие и совершенствование следующих сфер развития индивидуальности: интеллектуальной (представления о морали, нравственных ценностях), мотивационной (формирование нравственных отношений), эмоциональной (обеспечение адекватных эмоциональных переживаний, связанных с нравственными ценностями), волевой (стимулирование интенсивности нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков), предметно-практической (формирование устойчивости нравственных поступков школьников), экзистенциальная (формирование уважения к человеческой личности и ее неприкосновенности) и сферы саморегуляции (поддержка индивида в правильном и осознанном выборе нравственных идеалов и норм). Именно эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Поэтому можно сказать, что реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для развития и совершенствования всех сторон его собственной индивидуальности

Подход, использованный при построении модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в МОУ СОШ №140 г. Екатеринбурга заключался в определении оптимального соотношения, интеграции индивидуального и социального. Было предположено, что если во всех сферах индивидуальности учащегося развивать вычлененные компоненты социального облика человека, то процесс воспитания личности будет и эффективным, и результативным. Так как воспитание предполагает включение индивида в различные виды социальных отношений в деловом и межличностном общении, игре, учебной и профессиональной деятельности, то именно его можно определить как управление развитием индивидуальности, управление развитием всех ее основных сфер на основе интеграции индивидуального и социального. К основным методам, используемым в педагогической практике и направленным на развитие и совершенствование всех сущностных сфер ребенка, мы прежде всего относим методы убеждения. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. До-

минирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и конкретные упражнения. К числу методов воздействия на сферу саморегуляции можно отнести пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. К методам воздействия на предметно-практическую сферу следует отнести методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - «труд души» (В.А. Сухомлинский).

Социально - педагогическую миссию школы сегодня можно определить как

• выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей индивиу-дальности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни;

• создание благоприятных условий для формирования социально - успешной индивидуальности, как среди учащихся, так и среди педагогов на основе выявления каждым субъектом образовательного процесса своих уникальных смыслов жизнедеятельности и развития.

На основании вышеизложенного в МБОУ СОШ №140 в рамках сетевого взаимодействия ИАШ Уральского региона [6] на основе синергетического, деятельностного и личностно ориентированного подходов разработана интегративная модель формирования социально-успешной индивидуальности.

В работах Д.В. Вилькеева, А.А. Кирсанова, Л.Ф. Спирина, Н.М. Таланчука, Л.И. Уманского, Е.Н. Щурковой мы встречаем установки на синергетический подход, акцент на индивидуализацию педагогического процесса, выделение и классификация педагогических ситуаций, формирование рефлексивной позиции как педагогов так и учащихся Синергетический подход позволяет определить значение формирования социально-успешной индивидуальности во взаимодействии с открытой, самоорганизующейся системой МОУ СОШ №140 полного дня, требующей кооперирования различных направлений деятельности и учебных дисциплин. Деятельностный подход является основополагающим при определении потенциала образовательного и воспитательного процессов в формирования социальноуспешной индивидуальности (в процессе творческого развития учащиеся учатся осуществлять целеполага-ние коммуникативной деятельности, организовывать общение, осваивать социальные роли, приобретают опыт самостоятельно анализировать и оценивать результаты своих действий). Личностно-ориентирован-

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

Инновации в образовательных учреждениях

ный - выступает ведущим в разработке модели формирования социально-успешной индивидуальности, так как он позволяет осознавать свои ценностные ориентиры, учитывать личностные особенности, развивать гуманное мироощущение и социальные способности личности [2,3].

Разработанная модель выстроена с учетом концепции социальных проб доктора педагогических наук, директора института педагогики и психологии ЯГПУ профессора М.И. Рожкова [11], основывающейся на понимании того факта, что для социального становления большое значение имеет социальная практика, то есть реальное включение ребенка в различные сферы социальных отношений. В основе включения учащихся в социальную деятельность в школе лежат так называемые социальные пробы, которые представляют собой это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.

Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у учащихся формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Интегративная сторона модели заключается в использовании возможностей объединения разделов знаний философии, психологии, физиологии, социологии, эстетики и искусства. В рамках дополнительного образования интегрируются педагогические отрасли общей педагогики: педагогику, изучающую особенности обучения, воспитания и развития школьников в процессе получения знаний, с социальной педагогикой, изучающей социальное воспитание человека, с отраслью художественной педагогики, изучающей аспекты художественно-духовного воспитания человека через искусство и художественное творчество. Интеграция когнитивного, эмоционально-волевого и креативного компонентов диктует построение педагогической работы на основе разнообразных форм, гармонично развивающих у учащихся базовые ценностные ориентации, эстетические и этические нормы общества.

Целевой блок модели включает цель функционирования модели и совокупность задач, направленных на формирования социально-успешной индивидуальности в МОУ СОШ №140 полного дня. Содержательный блок раскрывает панораму предметного содержания, на основе которого осуществляется учебно-педагогическое взаимодействие всех субъектов деятельности в интересах формирования социально-успешной индивидуальности. Он представляет единство когнитивного, эмоционально-волевого и креативного содержания образования направленного на решение поставленных задач. значимым звеном модели является коммуникативный блок, ко-

торый учитывает мотивацию на общение учащихся как фактор социального становления через удовлетворение социальных потребностей. Данный блок усиливает процесс социального развития личности учащихся, способствует формированию умения жить и созидать вместе с другими людьми, в команде творческого объединения, продуктивно создавать собственный творческий результат, индивидуальные проекты как продукт труда, принимаемые социумом через средства коммуникации, развивает умения осмысленно применять различные виды коммуникаций, выстраивать социальные отношения, вступать в коммуникацию, овладевать средствами эффективного общения, способствуя быстрой адаптации в изменяющейся социальной среде, социальной активности и ответственности учащихся. Деятельностно-технологический блок определен составляющими содержательного блока и реализуется через освоение образовательной программы МОУ СОШ №140 полного дня, включающей элементы ряда технологий:

• гуманно-личностной,

• культуровоспитывающей,

• дифференцированного обучения по интересам детей,

• развивающего обучения,

• индивидуализации обучения,

• технологии мастерских,

• технологии повышения коммуникативной компетентности.

Данный блок обеспечивает необходимый инструментарий преподавания, характеризуется сменой приоритетов от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала подростков и проявления культуры социальных взаимоотношений. Блок представляет разнообразные виды деятельности, способствует формированию личностных новообразований, единству сознания и деятельности, когда подросток взаимодействуя с миром изменяет его и изменяется сам. Блок содержит игровую, познавательную, оздоровительную, трудовую, творческую рефлексивную деятельность подростков и деятельность по программированию своего желаемого будущего в социуме. Диагностико-результативный блок определяет промежуточные и конечный результаты формирования социально-успешной индивидуальности, включает критерии социализации учащихся:

• творческая самореализация,

• ориентация в социокультурном пространстве,

• великодушие к миру.

Диагностика проводится на основе указанных критериев, с помощью апробированных методик и является предпосылкой для критического осмысления хода образовательного процесса и корректировки его компонентов. Особенность процесса социализации в том, что результат не может быть конечным. Социализация учащихся предполагает постоянно развивающуюся способность к самоактуализации. Среда школы оказывается открытой эффективной, целостной, целевой, управляемой, динамичной для формирования духовного социального пространства. Достижением реализации воспитательного потенциала образовательного процесса является моделирование вариативных ситуаций, формирующих у учащихся умения социального взаимодействия с людьми.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

53

Инновации в образовательных учреждениях

Учащиеся приобретают умения саморазвития и самопрезентации, ценностные ориентиры построения жизни по законам гуманизма и нравственности.

Функционирование модели формирования социально-успешной индивидуальности будет успешно при следующем комплексе педагогических условий:

• разработаны и реализованы программы развития творческого потенциала учащихся;

• учащимся обеспечена свобода выбора и принятия ответственности перед собой и коллективом за результат совместной деятельности;

• обеспечено разнообразие способов освоения действительности, способствующих формированию

Модель способствует созданию единого образовательного пространства МОУ СОШ №140 полного дня через синтез гуманитарных, социальных и психологических знаний, с помощью включения учащихся в освоение социальных ролей, через интеграцию детей в общество, социальных знаний в практику, через предоставление учащимся возможностей участвовать в различных формах социальной жизни вместе с остальными членами общества, осваивая социально-ролевые функции:

• гуманистических ценностных ориентаций

• сформирована готовность педагогов (мотивационная, теоретическая, практическая) к реализации модели.

Технология создания педагогических условий формирования социально успешной индивидуальности в МОУ СОШ №140 представляет собой процесс достижения планируемого результата, характеризуется освоением образовательной программы школы и представлена тремя этапами: ориентации (ориентация на достижение социальных успехов), содержательного наполнения (реализация основных и дополнительных образовательных программ) и самоопределения (принятие гуманистических ценностей).

На первом этапе (ориентации) велась работа по осознанию учащимися необходимости саморазвития и использованию возможностей школы полного дня для получения опыта социальной деятельности. Поэтому образовательный процесс был построен таким образом, чтобы,

во-первых, учащиеся освоили индивидуальные и коллективные методы реализации творческих проектов;

во-вторых, повысили интерес к творческой деятельности;

в-третьих, активизировалась информационно-поисковая деятельность через повышение интереса к творчеству и ориентации на достижение социальных успехов.

Внедрение педагогических условий основывалось на использовании зоны ближайшего развития социальных навыков учащихся. Основным методом было предложение творческих заданий, проведение дебатов, конкурсов, согласно которым учащимся предлагалось представление о социальной успешности (обзор о структуре и содержании «Я - концепции») до того, как они начнут самостоятельно разрабатывать творческие проекты. Основными формами развития культуры социальных отношений выбран эмоционально-чувстве-ный способ освоения действительности и сотрудничество в групповой работе.

Организуя самостоятельную работу учащихся по творческой самореализации были использованы методы поиска, подбора, систематизации и анализа произведений, полученных из различных источников: журналы, газеты, теле/радио передачи, Internet, мастер-классы, олимпиады, фестивали и конкурсы. На данном этапе учащиеся начали самонаблюдение за собственными действиями и за внешним компонентом собственной личности, определяемым через рейтинг среди участников образовательного процесса, портфолио (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты участия в социальных проектах, фото и видеоматериалы).

Второй этап (содержательного наполнения) связан с целенаправленной работой по усвоению учащимися содержания образовательных программ при помощи методов активизации творческой деятельности, развивались умения конструктивного общения, происходило освоение алгоритмов решения коммуникативных проблем, закреплялись умения творческого поиска, расширялся опыт совместной деятельности. В практику обучения включались: групповые творческие разминки, с которых начинались занятия, подача и воспроизведение материала с учетом всех репрезентативных систем восприятия (аудиальная, визуальная, кинестетическая) информации, приемы снятия зажимов и страхов, мешающих личностному росту, упражнения, активизирующие работу левого и правого полушария.

Реализуя комплекс педагогических условий, были разработаны задания на саморазвитие личности учащихся, в которых воспитывались черты характера (настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, трудолюбие, коммуникативность, социальная активность). В ходе реализации данного этапа учащиеся учатся: относиться к социальной культуре как к самоценности, формировать позитивную самооценку, управлять отрицательными эмоциями и создавать положительное настроение, навыкам эффективного общения, управлять своим поведением во время конфликтной ситуации, оказывать сопротивление негативному влиянию, отрицательно относиться к вредным привычкам, следовать здоровому образу жизни, навыкам саморегуляции, формулировать свои жизненные цели. Учащиеся знакомятся с различными стилями поведения, развивают чувство собственного достоинства, умение принять другого человека, услышать себя. Для этого применяются упражнения на установление эмоциональных контактов, управление отрицательными эмоциями, организуются игры на осознание особенностей индивидуального стиля поведения.

Третий этап (самоопределения) был направлен на активизацию стремления учащихся: к поиску самостоятельного эффективного решения социальных и творческих задач, к стимулированию самоанализа, к развитию гуманистических ценностных ориентиров, к формированию умений ориентироваться в социокультурном пространстве. Важным аспектом данного этапа является активизация внутренних ресурсов личности средствами эмоционально-чувственного способа освоения действительности, создания «Я» -концепции и образа «Я». Для внедрения комплекса педагогических условий применялись социально-перцептивные, ситуационные, моделирующие ролевые игры, упражнения на обратную связь,

54

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

Инновации в образовательных учреждениях

Таблица 1

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование социально-успешной индивидуальности

Факторы, определяющие социально успешную индивидуальность Формируемые компетенции

Возможность самореализации Готовность к саморазвитию Готовность к продуктивной деятельности Адаптивность компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности; компетенция в сфере социально-культурной деятельности; мировоззреческая компетенция; компетенция в сфере здоровья и здорового образа жизни.

Таблица 2

Влияние реализации интегрированной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях МОУ СОШ №140 на формирование качеств личности учащихся

Качества личности Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Социальное признание 15% 50,6% 34,4% 9,2% 39,7% 50,1%

Интеллектуальная лабильность 19,4% 51,2% 29,4% 11,2% 39,9% 48,9%

Активная жизненная позиция 18,9% 49,5% 31,6% 8,5% 36,2% 55,3%

Эмоциональный комфорт 26,6% 50% 23,4% 13,3% 40% 46,7%

Коммуникативная активность 20,2% 45,4% 34,4% 10,1% 35,2% 45,3%

Социальная адаптированность 14% 51% 35% 13,6% 36,4% 50%

Автономность 35% 39,5% 25,5% 31,8% 36,4% 31,8%

Социальная активность 29% 40,6% 30,4% 13,6% 50% 36,4%

обмен чувствами, приемы эффективного общения: активное слушание, «Я» сообщение, трансактный анализ. В классах проводились упражнения на освоение приемов публичного выступления, на развитие коммуникативной культуры, эмпатии, велись широкие дискуссии о толерантности, доверии, уважении достоинства других.

Особенностью разработанной технологии выступает сочетание обучения творческой деятельности, развитию через эмоционально-чувственный способ освоения действительности гуманного мироощущения, потребности в самоактуализации и социальной успешности личности. В результате освоения образовательной программы школы полного дня происходит осознание учащимся себя в обществе, освоение коммуникативных знаний и умений, формируется социально активная позиция, нравственное, позитивно направленное самоопределение, ориентация в социокультурном пространстве, творческая самореализация. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование социально-успешной индивидуальности и формируемые в ходе образовательного процесса в МОУ СОШ №140 компетенции приведены в табл.1

В ходе констатирующего и формирующего эксперимента приняли участие 240 учащихся МОУ СОШ №140 г. Екатеринбурга. Результаты сформированности основных качеств личности приведены в табл. 2.

Из данных таблицы видно, что в процессе работы по разработанной МОУ СОШ №140 интегрированной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности наблюдается существенности приращение в развитии таких качеств как социальная активность, социальная адаптирован-ность, эмоциональный комфорт, активная жизненная позиция учащихся, что свидетельствует о положительном влиянии реализации модели на ход образовательного процесса в школе.

Литература

1. Ананьев Б.Г Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1967. - С.235 - 249

2. Асмолов А.Г Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984

3. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М. - Воронеж, 1996

4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. - №4. - С. 23-36

5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. - 572с.

6. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76) 2010, С.32-42

7. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1977,

9. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. С. 118

10. Пидкасистый П. И., Загвязинский В. И., Маленкова Л. И., Меняев А. Ф., Полонский В. М. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 2008.- 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с

12. Слободчиков В.И., Есаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000

13. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. - Т 16. -1995. - №3. С. 23 - 34

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.