Научная статья на тему 'Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования'

Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ В БЫТОВОЙ СФЕРЕ / КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Александра Викторовна, Давыдова Наталья Николаевна

В статье рассмотрены подходы к реализации компетентностного подхода в условиях общеобразовательной школы путем интеграции основного и дополнительного образования обучающихся в рамках школы полного дня через создание активно функционирующего целостного образовательного пространства, нацеленного на удовлетворение образовательных, досуговых запросов всех субъектов образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования»

турами; компетентность педагогов; систематическое проведение этических занятий; мобильность и вариативность механизмов, форм, методов и приёмов.

Итак, суть концепции заключается в том, что формирование этической культуры учащихся наиболее продуктивно осуществляется в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, протекающем в соответствии с возрастом учащихся в последовательности этапов становления на всех уроках и внеурочных мероприятиях и представляющем собой технологию согласованного взаимодействия внешних педагогических влияний и внутренних факторов саморазвития учащихся, заключающегося в обогащении индивидуальных ценностей этическим потенциалом общечеловеческих.

Результаты экспериментальной и практической работы в данном направлении, полученные нами в нескольких российских школах, позволяют сделать вывод о целесообразности применения в образовательном процессе школы выявленных нами путей, подходов, технологий, механизмов, форм, методов и приёмов, способствующих формированию этической культуры школьников.

Литература

1. Бахтин М.М. как философ. - М.: Наука. - 1992.

2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д, 2000.

3. Клепиков В.Н. Инновационная модель образовательного пространства лицея // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 1. - 2009. - С. 72 - 76.

4. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики (Часть 1) // Инновационные проекты и программы в образовании. № 1. - 2009. - С. 105 - 111.

5. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики // Инновационные проекты и программы в образовании. № 2. - 2009. - С. 59 - 66.

6. Клепиков В.Н. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе // Эксперимент и инновации в школе. - №2. - 2009. - С. 75-78.

7. Клепиков В.Н. Понимание и непонимание // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 6. -2009. - С. 58 - 60. - 0,3 п.л.

8. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3.

9. Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. - №9. - 2008.

В статье рассмотрены подходы к реализации компе-тентностного подхода в условиях общеобразовательной школы путем интеграции основного и дополнительного образования обучающихся в рамках школы полного дня через создание активно функционирующего целостного образовательного пространства, нацеленного на удовлетворение образовательных, досуговых запросов всех субъектов образовательного процесса

Журавлева Александра Викторовна

директор МОУ СОШ № 140 г. Екатеринбург Давыдова Наталья Николаевна

начальник отдела УрО РАО г. Екатеринбург

Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования

Как влияет реализация модели компетентностного образования на качество образования в общеобразовательной школе?

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентност-ный подход, компетенции в сфере познавательной деятельности, компетенции в сфере общественной деятельности, компетенции в сфере трудовой деятельности, компетенции в бытовой сфере, компетенции в сфере культурной деятельности.

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже ХХ-ХХ1 веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Успешность, конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Следовательно, образование должно быть нацелено на формирование у школьника ключевых компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования социума. Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость “...ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”.

Е.В. Бондаревская определяет ключевые компетенции как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл

систему знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, и может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. По мнению автора, ключевые компетенции это личные цели обучаемого, личные смыслы его образования. Ключевые компетенции определяют элемент общей культуры современного человека, включающей освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения в обществе [2, с. 26].

Э.Ф. Зеер под компетенциями понимает общую способность личности, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенции предусматривают наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний и способностей [4, с.27]. Исходя из такого понимания компетенции и обобщения вышеназванных подходов к определению сущности ключевых компетенций, становится очевидным, что своеобразие феномена ключевых компетенций проявляется в том, что он является сложным интегративным образованием, обладающим определенной универсальностью, и сочетающим в себе знания, ценности и деятельностные способности личности. Концепция модернизации российского образования определяет важнейшие задачи воспитания: “.формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. С точки зрения Белкина А.С., быть успешным, значит добиться значительных результатов в деятельности, чувствовать удовлетворение от того, что, результат, к которому стремился, совпал с ожиданиями или превзошел его. А это, в свою очередь, ведет к изменению оценки качества образования [1].

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду. Обновление содержания образования осуществляется в условиях широкой автономизации образовательных учреждений, развития вариативности образования и дифференциации обучения, повышения интереса педа-гогов-практиков к исследовательской, экспериментальной деятельности, расширения спектра образователь-

ных услуг с учетом социального заказа. По нашему мнению, именно управление качеством образования может стать стержнем образовательной политики, поскольку качество - это то, с чем связаны ожидания всего общества и государства, наконец, это основная миссия системы образования в ее ключевом выражении [3]. В этой связи в Уральском отделении РАО в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона ведется системная деятельность в данном направлении [4].

Важное значение для реализации компетентност-ного подхода в условиях школы имеет интеграция основного и дополнительного образования обучающихся в рамках школы полного дня через создание активно функционирующего целостного образовательного пространства, нацеленного на удовлетворение образовательных, досуговых запросов всех субъектов образовательного процесса. Функционирование школы полного дня подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного коллектива, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, становлению их компетентности и развитию творческого потенциала, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

Основными направлениями реализации данной модели являются:

• Изменение структуры и содержания воспитательно-образовательного процесса школы, выделение творческой составляющей образования и полноценная реализация всех составляющих образования через интеграцию базового и дополнительного образования.

• Создание и реализация «индивидуальных образовательно-воспитательных программ» (ИОВП) обучающихся с помощью консультанта по развитию на основе педагогических условий, созданных в школе, а также использования ресурсов микрорайона и сетевых связей.

• Открытость и прозрачность образовательновоспитательного процесса для родителей, которые имеют доступ к информации об индивидуальном движении ребенка, согласуют свои ожидания и степень их удовлетворения в индивидуальных беседах с консультантами, педагогами и администрацией школы.

• Предоставление возможности продуктивной занятости для детей, подростков и жителей микрорайона в течение всего дня, вовлекая в формы дополнительного образования и развивающего отдыха членов семей и местное сообщество.

• Внедрение здоровьесберегающих технологий через осуществление профессионального контроля максимальной нагрузки обучающихся.

• Функционирование школы в соответствии с современными моделями организации труда и обслуживания как непосредственных субъектов образовательного процесса МОУ СОШ № 140, так других школ и учреждений микрорайона, предоставляя возможности удовлетворения их образовательных потребностей и возможности самореализации, становления компетентностей.

• Реализация современной модели общественного управления, создающей условия для постоянной и продуктивной работы в инновационном режиме.

• Формирование современного имиджа МОУ СОШ № 140 у обучающихся и членов их семей, а также определенного имиджа в сознании жителей Екатеринбурга как образовательного учреждения открытого типа.

Для достижения этого решаются следующие задачи:

• Определить актуальные для всех субъектов образовательного процесса и заинтересованных общественных групп микрорайона направления культурно-образовательной деятельности.

• Спроектировать и внедрить культурно-образовательную деятельность в рамках Школы полного дня, нацеленную на реализацию актуальных направлений заинтересованных общественных групп микрорайона, а также на становление компетентностей обучающихся.

• Апробировать данную модель на практике через поиск адекватных методов, средств, технологий развития личности в культурно-образовательном пространстве.

• Сформировать систему органов общественного управления школой, расширить социальное партнерство и участие обучающихся в проектировании и самоуправлении школой.

• Подготовить практические рекомендации, авторские программы и методики на основе созданного опыта для образовательных учреждений города и области.

Не маловажно, что в работе школы в режиме полного дня заинтересованы многие родители, которые хотят, чтобы дети днем были под присмотром опытных педагогов. В условиях школы реализуется модель открытой весь день, свободной школы, где все участники образовательного процесса собираются добровольно для того, чтобы прожить день вместе. До обеда идут уроки, а во второй половине дня школа реорганизуется в клубы с учетом интересов и стремлений обучающихся и учителей с использованием коллективных способов деятельности. Коллективные способы деятельности рассматриваются нами как деятель-

ность, направленная не только на усвоение знаний, но и на построение отношений, форм сотрудничества и общения. Сотрудничество и общение рассматриваются в качестве ведущего, побуждающего фактора.

В начале сентября объявляется конкурс на работу во второй половине дня, и каждый педагог может презентовать свою работу. Обучающиеся самостоятельно выбирают сферу деятельности и педагога-куратора.

Разновозрастный принцип построения клубов по интересам дает возможность сохранять и совершенствовать школьные традиции, накапливать опыт, непрерывно развиваться. Каждый член клуба выбирает во время выполнения домашнего задания группу (или предмет), имеет перед собой цель: проработать домашнее задание, разобраться в нем, ответить на контрольные вопросы, воспроизводить для себя и для других по частям и целиком, быть готовым по изучаемой теме выступать перед любой аудиторией. Три раза в неделю, после выполнения домашнего задания, организуется кружковая деятельность, а два раза все члены клуба (или вся школа) собираются на дискуссионные собрания, где обсуждают все наболевшие проблемы или актуальные вопросы волнующие школьников.

В школе обеспечен комплекс бытовых мероприятий: обед, прогулка, организация работы библиотеки, лаборатории физики, химии, биологии, кабинет информационных технологий, игровая комната, чаепитие, кабинеты логопеда, психолога, социального и медицинского работника.

Смена состава участников деятельности, смена вида, места, характера деятельности в значительной мере снимает утомление, повышает эмоциональный тонус и работоспособность.

Все это открывает широкие возможности для интеграции основного и дополнительного образования детей, выстраивается целостное образовательное пространство, появляются ростки школы нового типа -«Школы полного дня».

В табл. 1 приведена схема режима школы полного дня.

Таблица 1

Примерная схема режима школы полного дня

№ п/п Виды деятельности Время в ГПД

Клуб 1 Клуб 2 Клуб 3 Клуб 4

1. Обед 30 30 30 30

2. Спортивный час 1.30 1.30 1.30

3. Самоподготовка: а) самоподготовка (индивид.); 2 2 2 2

б) самообучение в парах сменного состава. 45 45 45 45

4. Полдник-чаепитие 15-20 15-20 15-20 15-20

5. Клубный час: занятия по группам. Собрание 2 раза в неделю. 30-45 30-45 30-45 30-45

6. Посещение внешкольных учреждений

Таблица 2

Основные компоненты школы

Основные компоненты ШКОЛЫ Первая половина дня Вторая половина дня

1. Структурный образ модели. Классы «смешанных способностей» (25 чел.) Разновозрастная группа (от 20 до 30 чел.)

2. Вариативность содержания образования. Объем знаний зависит от успешности изучения основного материала по отдельным темам и от квалификации конкретного учителя. Все содержание по основным предметным областям обязательны для изучения, но оно формируется при участии учителя, ученика и родителями. Много времени уделяется на обучение коллективной работе.

3. Стандартизация. Чем определяется объем знаний по тому или иному предмету? Требования итоговой аттестации, единый стандарт. Допускаются различные результаты. Основное - интересы личности, необходимость социализации.

4. Основные структурные единицы содержания. Предметно-классное преподавание. Предметно-групповое с использованием КСО (работа в ПСС).

5. Доступность всех возможных путей (траекторий обучения) Когда усвоен материал, учащийся может получить дополнительный материал (а может и нет). Существует технология обеспечения личностноориентированного обучения. Влияние «команды» и отдельного ученика на образовательный процесс.

6. Доминирующая модель групповой организации учеников. Классы. Разнородные группы. На короткий период однородное группирование внутри класса. Базовая группа внутри которой возможно деление на микрогруппы.

7. Роль учителя. Учитель, как правило, преподносит новый материал в дидактической манере как истину в последней инстанции. Воспитатель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения.

8. Контроль знаний. Цель. Проверка когнитивных достижений + диагностическая. Проверка не только когнитивных достижений. Индивидуальная диагностики и социализированное развитие.

9. Кто осуществляет контроль? Учителя-предметники. Ученики сами оценивают свои достижения во временной перспективе.

10. Регулирование деятельности школы. Степень влияния внешнего регулирования на работу. Высокая. Нормативы обязательны. Большое количество правил и рекомендаций. Низкая, существуют лишь общие правила.

11. Внутреннее регулирование. Напрямую зависит от правил, установленных внешним регулированием. ... значительные правила формируются внутри школы в соответствии с ее стратегией.

12. Основная структура, принимающая решения. Собрание работников школы. Администрация. «Команда».

Инновационный педагогический процесс как открытая динамическая система обучения, воспитания и развития личностных характеристик, направлена на конструктивное преобразование совместной деятельности учителя и учащихся, которая выходит за пределы нормативного уровня, содержит переоценку педагогических ценностей, формируется инновационное мышление и стремление к саморазвитию и творческой самореализации. В табл. 2 представлены основные компоненты МОУ СОШ № 140.

В табл. 3 дана сравнительная характеристика функций обычной школы и школы полного дня.

Мониторинг эффективности преобразований свидетельствует, о том в ходе реализации данной модели существенно изменились факторы, влияющие на решение родителей и учащихся выбрать школу для обучения своих детей. В школе созданы:

• Благоприятные условия обучения и воспитания (семейная школа);

• Улучшилась материально-техническая база;

• Изменился в лучшую сторону имидж школы в глазах общественности микрорайона;

Таблица 3

Сравнительная характеристика функции

обычной школы и школы полного дня

Обычная школа Школа полного дня

Функция управ- ления Организация учебного процесса на уроках (4 - 5 - 6 ч.) Организационно-педагогический уклад школы (4 - 5 - 6 + 5 ч.)

Функции обучения Классно-урочная система Самоподготовка. Групповая работа. Работа в парах сменного состава. Проектная работа. Образовательные кружки, научные общества. Экскурсии, конкурсы.

Функция воспитания Подконтрольно только учебное время. Творческие объединения по интересам. Дискуссионные собрания, дебаты. Наращивание свободного времени для самостоятельного выбора учащимися деятельности по интересам.

Административно-хозяйственная функция Материальное обеспечение учебного процесса (занимается администрация и учителя). Материальное обеспечение уклада школы (занимается администрация, учителя, семья, ученики, социальные партнеры).

• Разработаны образовательная программа и спектр дополнительных услуг, удовлетворяющие родительский заказ и интересы ребенка.

По мнению субъектов образовательного процесса школьная жизнь стала более насыщенной интересными событиями, появились возможности для творческого развития каждого ученика, выбора им любых способов самореализации и адаптации в школе и жизни, стать организатором своего досуга и образования.

Были отмечены определенные положительные изменения в ученической среде:

• Улучшились взаимоотношения с учителями;

• Учащимся стало проще обсуждать свои проблемы, отмечается рост положительных отзывов о школе;

• Школьники стали активнее участвовать в жизни общества: увеличилось число учеников в объединениях и группах волонтеров; обсуждаются социальные проблемы общества и темы молодежной субкультуры;

При организации образовательного процесса в рамках ШПД учитываются следующие факторы:

• Оптимизация реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

• Снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания первой и второй половины дня;

• Объединение в единый функциональный комплекс образовательного и оздоровительного процесса.

Занятия организованы как в дополнение основному образованию (консультации, элективы, предметные кружки), так и носят чисто прикладной характер. Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Произошло определение структуры системы дополнительного образования школы, который нам представляется состоящим из ряда блоков:

• Гуманитарного;

• Естественно - научного;

• Социально - правового;

• Спортивно - оздоровительного;

• Культурно - эстетического.

Организация второй половины дня является важнейшей частью образовательного процесса и включает в себя: проектно - исследовательскую деятельность, консультации со слабоуспевающими учениками, работу с одаренными детьми, подготовку к олимпиадам и конкурсам, работу научных обществ. В таблице 4 представлена система психолого-педагогического мо-

Таблица 4

Система психолого-пeдагогичeского мониторинга развития индивидуальности и сформированности ключєвьіх компєтєнтностєй бучающихся

Компе- тентность Классы Показатели

Учебно- познава- тельная 1 - 4 1. Познавательная сфера - развитие интеллектуальных способностей («Интеллектуальный тест Р.Кеттелла») - развитие мышления (Комплексная методика Л.А.Ясюковой) • понятийное • абстрактное • образное • осведомленность - сформированность общеучебных умений и навыков (Методика авторского коллектива под ред. М.Битяновой) - умственная работоспособность и темп учебной дятельности (Тест Ландольта) 2. Мотивационная сфера - наличие и характер учебной мотивации (Методика Г.А.Карповой) - структура мотивации (Методика Г.А.Карповой)

5 - 9 1. Познавательная сфера - развитие интеллектуальных способностей («Интеллектуальный тест Р. Кеттелла») - развитие умственных способностей (Методики ШТУР, ГИТ, Методика Л.А.Ясюковой) 2. Мотивационная сфера - структура учебной мотивации (Методика М.В.Матюхиной)

10 - 11 1. Познавательная сфера - развитие интеллктуальных способностей («Интеллектуальный тест Р.Кеттелла») - развитие умственных способностей 2. Мотивационная сфера - структура мотивации (Методика Г.А.Карповой)

Продолжение табл. 4

Компе- тентность Классы Показатели

Социальная 1- 4 - Соблюдение социальных и этических норм (приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности) (Методика М.И.Рожкова) - Уровень социализированном^ (Методика М.И.Рожкова) • социальная адаптированность • автономность • социальная активность

5 - 9 - Уровень социализированном^ (Методика М.И.Рожкова) • социальная адаптированность • автономность • социальная активность

10 - 11 - Уровень социальной зрелости (Методика ИРРО)

Комму ника-тивная 1 - 4 Особенности поведения и общения учащихся - взаимодйствие со сверстниками (Социометрическая методика) - эмоционально-психологический климат классов (Методика Г.А.Карповой) - коммуникативные умения в различных видах работы на уроке (Комплексная методика определения уровня ОУУН)

5 - 9 Особенности поведения и общения учащихся - взаимодействие со сверстниками и взрослыми (Социометрическая методика, Методика Л.В. Байбо-родовой) - эмоционально-психологический климат классов (Методика Г.А.Карповой) - коммуникативные умения в различных видах работы на уроке (Комплексная методика определения уровня ОУУН)

10 - 11 Особенности поведения и общения учащихся - взаимодействие со сверстниками и взрослыми (социометрическая методика, Методика Л.В. Байбо-родовой) - эмоционально-психологический климат классов (Методика Г.А.Карповой) - коммуникативные умения в различных видах работы на уроке (Комплексная методика определения уровня ОУУН)

Ценностно- смысловая 1 - 4 - Отношение к себе (Методика Дембо-Рубинштейн) - устойчивое эмоциональное состояниие (Методика Карповой) - уровень «школьной тревожности» («Филиппс-тест)

5 - 9 - Особенности развития личности • особенности характера (Комплексная методика Л.А.Ясюковой, Факторный личностный опросник Кет-телла) • - уровень «школьной тревожности» («Филипс-тест) • предпрофессиональная направленность (Методики Б.В.Успенского, С.И.Вершинина и др.)

10 - 11 - Особенности развития личности • особенности характера (Факторный личностный опросник Кеттелла) • профессиональная и личностная направленность (Методики Е.Климова, Пряжникова, модифицированные методики Дж.Холланда, А.Е.Голомштока и др.) • самооценка • ценностные ориентации (Методика М.Рокича)

Информа- ционная 1 - 4 - Умение обращаться со словарями, энциклопедиями, справочниками (Комплексная диагностика ОУУН) - умение работать с оглавлением

5 - 9 - Умение обращаться со словарями, энциклопедиями, справочниками - умение работать с каталогами, оглавлением - умение пользоваться печатными, аудиовизуальными и электронными средствами информации

10 - 11 - Умение обращаться со словарями, энцикл опедиями, справочниками - умение работать с каталогами, оглавлением - умение пользоваться печатными, аудиовизуальными и электронными средствами информации

ниторинга развития индивидуальности и сформиро-ванности ключевых компетентностей обучающихся в условиях школы полного дня.

Об эффективности системы оценки качества, разработанной и применяющейся в МОУ СОШ № 140, свидетельствуют следующие результаты:

1. В ОУ № 140 системно и целенаправленно осуществляется деятельность администрации в планировании работы по повышению качества образовательного процесса, что выражается в следующем:

1.1. В системе проводится мониторинг социального заказа и спроса на образовательные услуги. В мониторинговой практике эффективно используются различные формы и методы выявления образовательных потребностей детей и родителей (анкетирование, опрос, дискуссия, обсуждение на педагогическом совете, обсуждение на методическом совете, на заседаниях методических объединений и проблемных групп, круглый стол, др.).

1.2. Используются различные методы пси-холого-педагогической диагностики, позволяющие изучить возможности учащихся в получении тех или иных видов образовательных услуг.

1.3. В ОУ анализируется информация и определяются перспективы рынка образовательных услуг.

1.4. Результаты мониторингов по выявлению образовательных потребностей и возможностей ОУ положены в основу планирования образовательной деятельности (выбор образовательных программ соответствующего уровня и направленности, дополнительного образования, факультативных занятий; выбор профилей для специализации; планирование конкретных видов платных услуг; выбор социальных партнеров и др.)

2. Управленческие решения разрабатываются и реализуются в соответствии с поставленными целями и задачами.

3. Осуществляется работа по организации и проведению контроля за выполнением требований образовательных стандартов.

4. В МОУ СОШ № 140 проводится мониторинг результативности освоения образовательных программ; осуществляется анализ результатов мо-

ниторинга, выявляются факторы, влияющие на результат; осуществляется корректировка управленческой деятельности на основе выявленных факторов.

5. В ОУ реализуется система мер по стимулированию личностного роста детей и подростков.

6. Отмечается положительная динамика в части развития творческих, интеллектуальных способностей детей (участие школьников в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и др.)

7. В МОУ СОШ № 140 эффективно осуществляется управленческая деятельность по формированию системы воспитания и социализации личности.

7.1. Качественно проводится мониторинг результатов воспитательной деятельности; по результатам мониторинга осуществляется проблемный анализ; выявляются факторы положительного и негативного влияния на результат воспитания.

7.2. Отмечаются позитивные результаты воспитательной работы и социализации личности учащихся.

В целом, разработанная система оценки качества может применяться в ОУ различных типов и видов, особенно в образовательных учреждениях, работающих по модели компе-тентностного образования; школах полного дня; образовательных учреждениях, являющихся культурно-образовательными центрами микрорайонов.

Литература

1. Белкин А.С. Вербицкая Н.О. Инновационные процессы в образовании / Образование и наука. Известия УрО РАО, № 1, 2007

2. Бондаревская Е.В. Компетентностный подход // Педагогика. - 2005.- № 4.

3. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении /Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6. т. 2.

4. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений /Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 12 .

5. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2002.- № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.