Научная статья на тему 'Проект «Школа – здоровье – гармония – жизнь»'

Проект «Школа – здоровье – гармония – жизнь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идея проекта / сфера проектирования / физическое здоровье / психическое здоровье / социальное здоровье / духовное здоровье / здоровый образ жизни

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазуренко Татьяна Борисовна, Павлюк Юлия Николаевна, Проскурин Антон Васильевич

Авторы делятся опытом создания образовательной среды, проектная идея которой звучит как: «ШКОЛА –ЗДОРОВЬЕ – ГАРМОНИЯ – ЖИЗНЬ»; читателям предлагается фрагмент проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазуренко Татьяна Борисовна, Павлюк Юлия Николаевна, Проскурин Антон Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Школа – здоровье – гармония – жизнь»»

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

ния ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования, снятие перенапряжения умственной и физической нагрузки. Создание учебно-наглядного электронного пособия с применением метода музыкотерапии раскроет познавательную значимость представленных форм и приемов, будет способствовать развитию мышления, творческих способностей личности, укреплению здоровья современного школьника.

Преимущества: эмоциональная разгрузка, большая мотивация в укрепление и профилактики здоровья, комфортные условия для самовыражения, интерактивность обучения, богатый арсенал средств, методов и приемов, мобильность, целесообразное экономии времени на уроке. Созданное мультимедийное пособие представляет собою интеграцию информационных, педагогических и здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих целесообразность и продуктивность учебного процесса.

Цели и задачи: Создать качественную образовательную среду, основанную, на принципах сохранения и укрепления здоровья детей. Внедрять новые зоровьесберегающие технологии методом музыкальной терапии, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в условиях эксперимента, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Выявить позитивные процессы физического, интеллектуального, психического, и духовного развития ребенка.

Эксперимент строится на основе:

• Методики Д. Б. Кабалевского

• Элементов системы методики по программе ИБИС (Санкт-Петербург)

• Фонопедического метода В. Емельянова

• Физвокализа А. Попова

• Дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

• Метода музыкотерапии

Содержание работы представлено в форме управляемой мультимедийной презентации, выполненной на компьютере INTEL Cileron, в среде Microsoft Windows, пакет Microsoft Office, а также основная часть работы выполнена в электронном альбоме.

Материалы пособия (упражнения дыхательной гимнастики, подборка классической релаксационной музыки, пальчиковые упражнения, звуковые видеоряды, песенный материал, ключевые понятия метода музыкотерапии) можно использовать на уроках литературы, изобразительного искусства, информатики, природоведения и т.д. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки отражают также один из принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности).

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет утверждать, что проведенный эксперимент с применением метода музыкотерапии оказывает положительные изменения в состояние здоровья современного школьника.

Авторы делятся опытом создания образовательной среды, проектная идея которой звучит как: «ШКОЛА -ЗДОРОВЬЕ -ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ»; читателям предлагается фрагмент проекта.

Мазуренко Татьяна Борисовна,

педагог-психолог МОУ «СОШ № 43» Павлюк Юлия Николаевна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 13» Проскурин Антон Васильевич, педагог-психолог МОУ «Гимназия № 7»

г. Норильск

ПРОЕКТ «ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ»

Как создать образовательную среду, особенностью которой являются компоненты: здоровье, гармония, жизнь?

■ +г

Ключевые слова: идея проекта, сфера проектирования; физическое здоровье; психическое здоровье; социальное здоровье; духовное здоровье; здоровый образ жизни

1. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И СФЕРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проблема создания и поддержания в условиях школы здоровьесберегающей среды, из года в год остаётся актуальной. Причём наряду с сохранением и поддержанием физического здоровья, достаточно мало внимания уделяется сохранению и поддержанию пси-

хологического здоровья, созданию полноценной среды психоэмоционального комфорта внутри классных коллективов, и школы в целом. Однако в настоящее время наблюдается рост проявления агрессивности, конфликтности, деструктивных способов общения и разрешения конфликтных ситуаций практически во всех сферах взаимодействия участников образова-

40

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

тельного процесса. В связи с этим актуальность обучения подрастающего поколения способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций, приемам психической саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, расширению репертуара поведения в конфликте, умению конструктивного взаимодействия; формирования нравственного самосознания, ответственности как черты личности; расширение возможностей самопознания и саморазвития - не вызывает сомнений. Не смотря на то, что конфликт и проявления агрессии как социально-психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений, достижение оптимального уровня сотрудничества детей и взрослых (учителей, социального педагога, психолога, родителей), возможно только при условии комплексной, системной работы, направленной на поддержание психического здоровья всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), осуществляемой не только специалистами школы, а также в ходе межшкольного и внешкольного взаимодействия.

Указанные причины и условия организации эффективной работы по здоровьесбережению и психологическому сопровождению образовательного процесса легли в основу и определили актуальность, уместность и востребованность разработки проекта, направленного на поддержание психоэмоционального здоровья, повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, овладение ими способами эффективного поведения в ситуациях конфликта и их конструктивного разрешения.

2. АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА

1. Учащиеся, педагоги, родительская общественность образовательных учреждений всех ступеней обучения.

2. ЦВР, СЮТ (осуществление взаимодействия и координация действий).

3. Управление общим и дошкольным образованием на территории как инструмент контроля за состоянием качества образовательной деятельности на территории (отдел контроля воспитательной работы в школе).

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья всех участников образовательного процесса на основе повышения коммуникативной и социальнопсихологической компетентности, овладения способами эффективного поведения в различных ситуациях конфликта и их конструктивного разрешения, развития и совершенствования навыков психической саморегуляции.

Задачи:

1. Формирование знаний о конфликте, стадиях его развития и последствиях; знаний об агрессии, ее видах, формах и способах преодоления, преобразования «отрицательных» эмоций в «положительные».

2. Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, расширение репертуара поведения в конфликтных ситуациях.

3. Формирование способности к конструктивному общению, обучение самоанализу (направлять на аргументацию оценки деятельности), развитие качеств -эмпатия, доверие к людям и т.д.

4. Обеспечение стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений, снижение социального напряжения, отработка навыков общения в конфликтных ситуациях.

5. Формирование навыков здорового образа жизни, нравственного самосознания, ответственности как черты личности; расширение возможностей самопознания и саморазвития.

6. Создание благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе, необходимых условий для успешной адаптации учащихся, проявления творческой индивидуальности и самореализации; приобретения навыков самоуправления через накопление жизненного опыта; умения бесконфликтного общения в классе; формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

7. Достижение оптимального уровня сотрудничества детей и взрослых (учителей, социального педагога, психолога, родителей).

8. Актуальность проекта: сохранение психофизиологического здоровья всех участников образовательной деятельности, создание и поддержание в учебном заведении оптимальной здоровьесберегающей среды - по существу являются важнейшими задачами системы образования, что особенно актуально в условиях современной информационной перегрузке.

Анализ существующего состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения

4. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Решение задач и цель проекта достигаются использованием следующих методов:

• Психологические акции.

• Тематические дни.

• Тематические классные часы.

• Тематические исследования.

• Коллективные творческие дела.

• Конкурсы,викторины.

• Выпуск газет, информационных листов, памяток.

• Тренинговая работа (практическое освоение приёмов саморегуляции; знакомство с арт-терапевтическими методами коррекции и гармонизации эмоциональных характеристик личности; гармонизация эмоционального состояния, преобразование негативных эмоций в позитивные т др.)

• Родительский клуб. (Основы психопрофилактики в семье).

• Психологические пятиминутки. (Снятие напряжения во время учебного дня).

• Оформление стенда, фотоальбома «Радость в каждом дне».

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

41

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

К

Ю

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Направление работы Мероприятия по проекту База реализации Сроки Исполнители

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Исследование уровня агрес- 1. Диагностика (опрос, анкетирование учащихся, педагогов родителей; наблюдение). Январь Учащиеся, психолог,

сивности участников образо- 2. Создание информационного банка статистических данных. замдиректора УВР,

вательного процесса, созда- 3. Определение уровня сформированности здоровьесберегающей среды на основе МОУ классные руководители

ние статистической базы анализа полученных результатов участники проекта

2. Организация творческого 1. Анализ, отбор и систематизация методических материалов. Январь Психолог,

объединения учащихся «Тер- 2. Организация и комплектование групп учащихся, педагогов и родителей согласно замдиректора УВР,

ритория добра» направлениям психопрофилактической работы. МОУ классные руководители

3. Составление перспективного плана работы. 4. Создание плана-карты действий по реализации проекта (описание действий, формы, режимы работы с участниками образовательного пространства). участники проекта

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Представление материа- 1. Подготовка практического материала участниками групп для проведения психоло- 1. Библиотеки Учащиеся, психолог,

ЛОВ. гических акций, тематических дней, тематических классных часов, психологических школ и города. замдиректора УВР,

«пятиминуток», коллективных творческих дел, конкурсов и викторин, тематических 2. Кинотеатры классные руководители

2. Активные формы работы. исследований, фотовыставок и статей в школьную газету. 3. Картинная гале- Январь-

2. Просмотр тематических фильмов с последующим психологическим анализом и бе- рея. Февраль

седой. 4. МОУ

3. Виртуальное интернет-общение (чат) по теме сохранения и укрепления здоровья участники проекта.

с учащимися школ других городов. 5. Выдающиеся

4. Беседы, встречи презентации (спортсмены, врачи, психологи руководители департаментов и др.). люди города.

1. Культура личности - жиз- Психологические акции Февраль Учащиеся, психолог,

ненных и нравственных пози- 1. «Неделя добра»: «Сотвори добро» МОУ замдиректора УВР,

ций. (мои хорошие дела, поступки) Оформление дерева добрых дел участники проекта. Март классные руководители

2. Личностная установка и образ жизни-факторы, определяющие психофизиологиче-ское состояние. 2. «Добрый знак» (конкурс плакатов, рисунков) 3. «Тайный друг» Апрель

Творческие презентации «Добрый класс» Девиз: «Класс - это то место, где каждый чувствует себя в безопасности» (1-11 кл) МОУ Февраль Учащиеся, кл. руководители

Выпуск тематической информации участники проекта. В тече- Учащиеся,

«Звезда недели» ние года кл. руководители

Оформление фотоальбомов и стендов: В тече- Учащиеся, психолог,

У «Радость в каждом дне», МОУ ние года родители,

У «Рисуем себя здоровыми», У «Позитивное мышление» участники проекта. кл. руководители

Изготовление кукол из глины и постановка кукольного спектакля «Мои плохие и хоро- Март Учащиеся, психолог,

шие стороны» - диалог трансформация. МОУ замдиректора УВР, кл.

участники проекта. руков.

Коллективное творческое дело: создание ресурсной психотерапевтической книги МОУ Февраль- Учащиеся, психолог

«Наш добрый мир» участники проекта. Март

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Развитие эмоционально - волевой сферы учащихся 1. Цикл проблемно-ориентированных и поведенческих тренингов с детьми: 1. «Обучение детей приемам самоконтроля и саморегуляции». 2. «Развитие коммуникативных навыков». 3. «Развитие и интеграция позитивных качеств личности (эмпатия, доброта, доверие к людям)». 4. Программа «Лучики добра» (начальная школа.) 5. Программа «Дружный класс» (средняя школа) Программа «Учимся, помогаем дружим» (старшее звено). МОУ участники проекта. 1 - 2 раза в неделю в течение 2-х месяцев Март-Апрель Педагог-психолог, классные руководители, Творческие группы учащихся.

Развитие личностной сферы и психокоррекция негативных изменений в эмоционально -волевой сфере учащихся 2. Часы «позитивного взаимодействия» (кл. часы по плану кл. рук., посещение кинотеатров, художественных выставок, встречи с интересными людьми). 3. Применение арттерапевтических приемов в индивидуальной и групповой работе с учащимися: (песочная терапия, рисуночные методики, лепка). МОУ участники проекта. 1 раз в месяц 1 -2 раза в неделю

Взаимодействие с родителями 1. Родительский клуб «Папа, мама и я - дружная семья» 1.1. Дискуссии (диспуты) «Позитивная оценка достижений и адекватная самооценка - важнейшее условие сохранения психического и физического здоровья ребёнка и его гармоничного развития». 1.2. Педагогический практикум 2. Выпуск семейной газеты. МОУ участники проекта. 1 раз в месяц Психолог, соц. работник Родители

Взаимодействие с педагогами Семинары-практикумы 1. «Современные концепции и технологии здоровьесбережения.» 2. «Эффективные методы воспитания в условиях здоровьесберегающей среды» (воспитание «здоровой» совести и ответственности поведения в рамках культуры справедливости). 3. «Создание атмосферы психологической поддержки и защищенности в учебном заведении». МОУ участники проекта. 1 раз в четверть Психолог, соц. работник

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Отчет по итогам деятельности 1. Оформление материалов, полученных в результате проектной деятельности с целью обобщения и распространения опыта: • Создание информационно методической базы. • Памятки для учащихся, учителей и родителей. • Выступления на методических объединений, с целью оаспоостоанения опыта. • Написание статей в психологические издания. 2. Презентация продуктов проектной деятельности: • Плакаты, рисунки и поделки. • Творческие презентации классов «Добрый класс». • Психотерапевтическая книга «Наш добрый мир». • Проведение мастер-класса с участием детей по результатам работы. • Постановка кукольного спектакля. МОУ участники проекта. Май Учащиеся, психолог, замдиректора УВР, классные руководители

К

со

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

Ожидаемые результаты:

1. Формирование в учебном заведении оптимальной здоровьесберегающей среды

2. Улучшение межличностных отношений всех участников образовательного процесса.

3. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса психологической атмосферой в образовательном учреждении.

4. Высокий уровень развития способности к сотрудничеству и компромиссу, а также развитие способности к избеганию и предотвращению конфликтных, стрессовых ситуаций.

5. Умение находить оптимальные пути разрешения конфликтных ситуаций, снижение уровня социального напряжения.

6. Использование полученных результатов и методических наработок после завершение сроков проекта.

7. Включение работы по проекту в систему учебновоспитательного процесса как средство психопрофилактики, профилактики агрессивного поведения и социального напряжения в образовательном учреждении.

6. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

(источники: фонд образовательных учреждений, оказание помощи участников и партнеров)

№ п/п Цель расхода Сумма

1. Информационное обеспечение:

• Оборудование, методическая и ди- 6000

дактическая литература (пособия, ин- Использова-

формация на электронных носите- ние возможно-

лях, практический инструментарий). стей школьного

• Ресурсы Интернет Интернет-клуба.

2. Издательские расходы (расходные ма-

териалы): 2000

• Подготовка раздаточных материа- 2000

лов для диагностики и мониторинга. 2000

• Создание буклетов, памяток, плакатов. • Материалы для оформления стенда, фотоальбома. • Оформление методических материалов с целью обобщения и распространения опыта. 2000

ВСЕГО: 14000

Комментарий к бюджету:

Основную часть денег планируется израсходовать на оборудование, методическую литературу, расходные материалы:

1. Оборудование для психопрофилактической и развивающей работы.

2. Покупка и доставка необходимой литературы.

3. Расходные материалы (бумага, картридж).

4. Офисные принадлежности (папки скоросшиватели, папки регистраторы, файлы).

5. Издательство методических пособий с целью пропаганды полученного опыта.

7. СПОСОБЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Критерии достижения намеченных целей:

1. Положительная динамика - снижение уровня агрессивности у участников образовательного процесса.

2. Положительная динамика - улучшение детскородительских отношений.

3. Улучшение микроклимата в классных коллективах.

4. Снижение количества или уровня изолированных детей в группе (социометрия до и после).

5. Наличие продуктов экспертной деятельности (плакаты, рисунки и поделки; психотерапевтическая книга; фотоальбом и стенд «Радость в каждом дне»; проведение мастер-класса детьми по направлениям проведенной работы; изготовление кукол из глины и постановка кукольного спектакля).

Формы проведения экспертизы:

1. Мониторинг.

2. Анкетирование учащихся, педагогов, родителей.

3. Анализ устойчивости проекта:

• Какие виды деятельности и результаты будут сохранены и продолжены после завершения сроков проекта?

• Из каких источников будет поддержано продолжение деятельности и сохранение результатов?

• Будет ли обеспечено адекватное поведение пользователей результатами проекта?

• Будет ли обеспечено «место» новой деятельности и результатам в среде?

Схема

Этапы создания программы педагогического просвещения родителей (ППР)

7 — проектир ППР на следую щий А ование период к. 1 — Диагностика (выявление потреб ностей и определение типологии участников) 2 — составление программы ППР (выбор тематики, форм и определение ресурсной базы) -► 1

6 — анализ полученных резул ьтатов А 3 — ^ совместное обсужде ние, коррекция программы образовательной стратегии (или образовательной программы) 1

5 — реал из мониторинг ре со своеврем ен яция программы ППР + зул ьтати в ности ной коррекцией ◄— 4 — информирование об щ ествен ности о программе ППР (если просвещение организуется в общешкольном масштабе)

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

Как всегда бывает при проектировании, построение образовательной программы начинается с анализа ситуации. Потребность родителей в повышении своей компетентности (прежде всего психолого-педагогической) выявляется с помощью диагностики. Во-первых, это наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Анализ конфликтных ситуаций или ситуаций, когда усилия педагогов не получают желательного результата, позволит выделить «болевые точки», требующие совместного участия. Причем здесь важно понять, что индивидуальная работа с отдельным родителем не даст такого эффекта, как совместное общение с коллективом родителей. Во-вторых, это способы, основанные на самооценке самих родителей. В приложении № 1 дана анкета, позволяющая изучить не только характер затруднений родителей в обучении и воспитании, но и выбрать наиболее приемлемые формы педагогической работы с ними.

Приложение № 1 Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.

Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да 2. Нет 3. Не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

- специальные книги о педагогике;

- беседы с друзьями и знакомыми;

- беседы с учителями;

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

- взаимное непонимание детей и взрослых;

- успеваемость детей;

- непослушание;

- бездуховность;

- лень;

- половое воспитание;

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? * 1

6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

1 -___________________________________________

2 - ни с кем

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- психолога,

- педагога,

- врача,

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?

- безусловно, семья;

- в большей мере семья;

- в равной степени и семья, и школа;

- школа, так как там ребенок проводит много времени;

- школа и улица.

9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?

- лекциями о воспитании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- специальными практическими занятиями;

- информацией об особенностях развития моего ребенка;

- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

-10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?

- не более одного часа в неделю;

- примерно пару часов в месяц;

- трудно сказать.

11. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о своей семье:

Ваш возраст_______лет

Возраст ваших детей

Ваше образование

Благодарим за участие!

Приложение № 2

Методы изучения результативности педагогического просвещения родителей

Что выявляется Методы

Опрос (анкетирование, беседа) На- блю- дение Тес- тиро- вание

• уровень педагогической компетентности родителей + +

• стиль взаимоотношений родителей и ребенка + + +

• удовлетворенность родителей взаимоотношениями с ребенком + + +

• удовлетворенность родителей организацией педагогического просвещения + +

• активность родителей при проведении педагогических занятий + +

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

45

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

Приложение № 3

Показатели педагогического просвещения родителей

Показатели Черты проявления

Педагогическая компетентность • умение ставить и развивать воспитательные задачи; • владение основными приемами по их реализации; • умение анализировать свой опыт; • умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий; • умение создать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества; • умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка; • умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным; • устойчивое психоэмоциональное состояние; • адекватная самооценка; • спокойствие и уверенность; • применение оригинальных приемов в воспитании ребенка

Удовлетворенность: а) характером взаимодействия с ребенком • проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; • эмоциональная готовность к совместной деятельности; • удовлетворенность ее результатами; • уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; • стремление к официальному и неофициальному общению; • творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность участников совместной деятельности; • осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; • инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; • координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; • подстраховка, помощь, поддержка друг друга; • способность приходить к согласию по спорным вопросам; • учет мнения друг друга при организации работы; • действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; • изменение способов поведения и действий после высказывания рекомендаций в адрес друг друга

б) процессом обучения и его результатами • способность родителей применять свои знания на практике в повседневной жизни; • активность на занятиях

Приложение № 4

Характеристика уровней результативности педагогического просвещения родителей

Показа- тепи Уровни результативности

Высокий Средний Низкий

Педаго- гическая компе- тент- ность Умеет ставить и развивать воспитательные задачи, анализировать свой опыт; наладить с ребенком полноценные отношения сотрудничества; адекватная самооценка, уверенность В основном знает способы продуктивного общения с ребенком, но не всегда может применить их на практике; часто не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему неадекватные требования; не всегда уверен в поставленных целях воспитания и своих возможностях для их осуществления Имеет фрагментарные знания по воспитанию детей; использует традиционные стили воспитания, не задумывается о последствиях; действует наобум, в зависимости от своего настроения; самооценка неадекватная, не уверен в себе

Удовле- творен- ность Имеет хорошее взаимопонимание с ребенком; проявляет заинтересованность в установлении контакта с учителем, считает его единомышленником; получает удовлетворение от процесса и результата обучения Отношения с ребенком иногда конфликтны, их отдельные стороны дестабилизируют обстановку в семье; контакты с учителем носят эпизодический характер; прислушивается к мнению учителя в зависимости от ситуации; считает процесс обучения полезным, так как удалось решить некоторые проблемы Ребенок неуправляем, отношения неустойчивы и противоречивы; не видит смысла в общении с учителем, не доверяет ему; не испытывает удовлетворения от процесса обучения

Приложение № 5

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

• это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

• это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы,

обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

• это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

• это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - инфор-

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении

мативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

■ Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов

■ Показатели роста и развития

■ Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности

■ Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

■ Уровень морально-волевых и ценностномотивационных установок

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

■ благоприятное социальное окружение;

■ духовно-нравственное благополучие;

■ оптимальный двигательный режим (культура движений);

■ закаливание организма;

■ рациональное питание;

■ личная гигиена;

■ отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

■ положительные эмоции.

Автор предлагает вниманию читателей исследовательскую работу, которая обеспечивает погружение ученика в мир поэзии, вызывая в нем эмоциональные переживания. Без эмоционального комфорта ученика на уроках невозможно говорить о полноценном здоровье. В статье рассматривается музыкальная экспрессивность поэзии М.И.Цветаевой, анализируется использование корневых повторов, ритма, темпа, тембра в стихотворениях поэтессы.

Смелова Ольга Анатольевна1,

студентка 3 курса Московский государственный лингвистический университет г. Москва

Г МУЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Можно ли объяснить эмоциональное воздействие произведений ______М.И. Цветаевой музыкальностью ее стихотворений?_

Ключевые слова: поэзия, музыка, ритм, темп, тембр, корневые повторы, песенность, физиология слуха

Актуальность исследования. Марина Ивановна Цветаева - поэтесса, оставившая яркий след в истории русской литературы. Её творчество, неоднозначное и непредсказуемое, то предавалось анафеме, то возносилось на пьедестал величия и образца поэзии. Спустя много лет после создания, стихи Марины Цветаевой продолжают волновать умы и сердца как российских, так и зарубежных поклонников ее неугасимого таланта. Во многом это определяется неповторимой музыкальностью поэзии Цветаевой.

1 Работа выполнена ученицей 11 класса МОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого АО в 2007 году и отмечена

Музыка - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность направлена на звуковой материал, организуемый на высотном, временном, тембровом и других отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями. В историческом плане развитие музыки неотделимо от деятельных способностей самого человека. Именно эти способности и развивает музыкальное воспитание.

дипломом III степени на городской конференции исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.