Научная статья на тему 'Technology of socialization of secondary school students within a children's organization'

Technology of socialization of secondary school students within a children's organization Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АДЕКВАТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN'S SOCIAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PSYCHO-PEDAGOGICAL FUNCTIONS / SOCIAL PERSONALITY TRAITS / SELF-ADEQUATE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохмаль Елена Вячеславовна

В статье подчеркивается актуальность создания в условиях общеобразовательной школы детской общественной организации как эффективное средство социализации подрастающего поколения. Представлена технология процесса социализации современного школьника. Перечислены и обоснованы педагогические условия и возможности влияния детской общественной организации на развитие личности. Представлен результат опытно-экспериментального исследования по искомой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Technology of socialization of secondary school students within a children's organization»

УДК 37.013.42 ББК 74.24 К-838

Крохмаль Елена Вячеславовна, преподаватель кафедры технологии и предпринимательства факультета Кубанского государственного университета, т.: (8918)4432324, е-mail: kubsufppk. press.@mail. ru.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(рецензирована)

В статье подчеркивается актуальность создания в условиях общеобразовательной школы детской общественной организации как эффективное средство социализации подрастающего поколения. Представлена технология процесса социализации современного школьника. Перечислены и обоснованы педагогические условия и возможности влияния детской общественной организации на развитие личности. Представлен результат опытно-экспериментального исследования по искомой проблеме.

Ключевые слова: педагогическая технология, детская общественная организация, социализация личности, педагогические условия, психолого-педагогические функции, социальные качества личности, самостоятельная адекватная деятельность.

Krokhmal Elena Vyacheclavovna, lecturer of the Department of Technology and Business of the Kuban State University, tel.: (8918) 4432324, e-mail: kubsu.fppk.press. @ mail.ru.

TECHNOLOGY OF SOCIALIZATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS WITHIN

A CHILDREN’S ORGANIZATION

The article underlines the urgency of creating children's organizations in secondary schools as an effective tool of socialization of the younger generation.

Technology of the socialization process of a modern student has been presented. Pedagogical conditions and opportunities of influence of children's organizations on the development of personality have been listed and justified.

The results of an experimental study on the desired subject have been presented.

Keywords: educational technology, children's social organization, socialization of the individual, pedagogical conditions, psycho-pedagogical functions, social, personality traits, self-adequate activity.

В последние годы Россия переживает существенные трудности своего развития, которые привели к ухудшению поведения молодежи, развитию алкоголизма, наркомании, преступности. Причин возникновения отклонений в поведении школьников множество. Одной из основных является существенное ослабление социальной роли учебно-воспитательного процесса школы. Учащиеся попали в объятия уличной стихии, что и дало свои отрицательные результаты. В связи с этим возникла необходимость разработки способов создания, методики и содержания работы детской общественной организации в новых социальных условиях как средства социализации подростков.

Проведенное нами исследование показало, что для обеспечения полноценной социализации личности учащихся необходимо разработать адекватную ожидаемым качествам школьников технологию как совокупность методов строго научного проектирования и точного воспроизведения педагогических действий, гарантирующих успех [3].

Для этого требуется накопить информацию о содержании желаемых качеств; способах их формирования и развития; действиях, в которых они проявляются; ситуациях, в которых они существуют, формируются и развиваются; об их привлекательности для учащихся; о понимании ими их значимости для жизни; о разнообразии отношений, коммуникаций, в которых они используются и т.д. Необходимо также рассмотреть множество возможных вариантов включения школьников в педагогическую взаимодеятельность, в ее субъект - объектную структуру.

Процесс социализации личности не может функционировать плодотворно без предварительной подготовки и компетентного текущего регулирования. Их обеспечение - это создание определенных педагогических условий для действий участников процесса. Совокупность этих условий представляет собой образовательную ситуацию. Ее структуру применительно к обучению описали А.П. Астадурьян и Э.Г. Малиночка [2; 4]. Попытаемся экстраполировать данные идеи к процессу социализации подростков.

Как отмечают авторы (Алиева Л.Д., Волков А.В., Копцева О.А., Коротков В.М., Кривов Ю.И., Лазарева А.Г., Литвак Р., Мудрик А.В., Рожков М.И. и др.) участие в работе общественных организаций -

это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности; это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.

В ходе нашего исследования, которое осуществлялось с 2000 года по 2010 год на базе МОУ СОШ №4 и №20 Темрюкского района Краснодарского края выявлялись следующие возможности влияния детской общественной организации на развитие личности и социализацию школьника:

- осознанное принятие учащимися на себя определенных норм поведения и усвоение их;

- формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать на себя ответственность;

- получение в организации знаний и опыта, которые могут стать более разнообразными, чем те, которые даются в процессе обучения, и иногда опережающими их;

- формирование способности к рефлексии, самооценке, создание условий для поддержки нормативного поведения и компенсации нарушений общения в семье и школе;

- возможность повышения самоцели и получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций;

- получение опыта лидерства и формирование основ для жизненного самоопределения.

Установлено, что учащиеся испытывают удовлетворенность своим пребыванием в общественной организации, если она реализует следующие психолого-педагогические функции:

- удовлетворение естественных потребностей подростков в деятельности, общении, познании, самоутверждении;

- ориентацию детей в системе нравственных, социальных и политических ценностей;

- формирование чувства защищенности, эмоционального комфорта, т.е. психологическую защиту членов организации;

- реализацию интересов в различных видах деятельности, развитие способности взаимодействия в коллективе.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы определили задачи социализации личности подростков, которые необходимо решать, а также приемы, методы, формы, средства образовательного процесса, которые можно использовать для формирования и развития у них желаемых качеств.

К ним относятся:

- обеспечение образовательно-материальной среды, благоприятной для выполнения учащимися необходимых действий;

- создание коммуникаций, благоприятных для включения учащихся в широкий диапазон действий, способствующих выбору обстоятельств, адекватных жизненным потребностям и познавательным интересам учащихся, выбирающим условия для очередных действий по преобразованию объекта образовательной деятельности; предусмотрение возможного расширения состава участников общения (включение родителей, представителей производства, интересных людей и т.п.);

- формирование у учащихся представлений о красоте богатой личности, разносторонне включенной в социум, умеющей интересно общаться с людьми в разнообразных жизненных ситуациях;

- включение учащихся в интересные для них действия, развивающие значимые для их жизнедеятельности качества личности;

- предъявление учащимся богатого разнообразия средств выполнения их образовательных действий, материальных и идеальных, приводящих к интересным и неожиданным результатам, развивающих фантазию, желание включаться в новые ситуации и действия;

- формирование представлений о нормативном поведении, о его значимости для жизни, о красоте личности, соблюдающей нормы жизни, не совершающей отрицательных поступков;

- включение учащихся в действия по осуждению отрицательных явлений жизни, поступков партнеров по деятельности, окружающих людей;

- обеспечение эмоциональной установки на формирование потребности в предупреждении развития отклоняющегося от нормы поведения сверстников, в развитии нормативного поведения, здорового образа и стиля их жизни, повседневной деятельности;

- обеспечение стремления к выполнению единых педагогических требований в системе «ученик - учитель - родитель» по организации и самоорганизации здорового образа жизни учащихся.

В педагогических исследованиях установлено, что развитию социальных качеств учащихся способствуют условия, в которых они проявляют свое творчество, реализуют потенциальные возможности своего внутреннего мира [1].

Принципиальным для нашего исследования является деятельностный подход. Общеизвестно, что для развития учащихся имеют значение организация и проведение ими смотров, выставок их творчества, показ художественной самодеятельности, экскурсий, туристических походов, соревнова-

ний, конкурсов, олимпиад, спортивных и других игр, дискуссий, диспутов, вовлечение учащихся в различные виды социально-полезной деятельности.

Исходя из этого, мы предположили: поскольку все качества личности человека проявляются в его действиях и из его действий, значит социализированность учащихся складывается в их действиях и из их действий. Отсюда вытекает, что мы должны установить закономерности организации таких действий учащихся, из которых наилучшим образом складываются их желаемые социальные качества. Известно, что в этом случае хорошие результаты дает их самостоятельная адекватная деятельность. Это подтверждается обращением к физиологии формирования свойств живого организма [4]. Деятельность учащегося представляет собой функциональную систему, в которой он выполняет субъектную роль, преобразовывая объект своей деятельности. В этих преобразованиях объект проявляет свои свойства, которые замечает и запоминает субъект. Так формируются знания, в том числе социальные. Значит, для формирования у учащихся социальных свойств, качеств нужно организовывать их самостоятельные социальные действия. Деятельность учащегося может стать продуктивной тогда, когда ее компетентно направляет педагог, который выполняет свою субъектную роль в другой функциональной системе, где объектом управления является ученик. Отсюда следует, что необходимо организовать деятельность педагогов, обеспечивающую деятельность учащихся по формированию у себя социальных качеств личности. Покажем алгоритм предполагаемой технологии социализации учащихся в условиях детской организации.

Технология социализации личности учащихся в условиях детской общественной организации состоит из шести этапов и одиннадцати стадий.

I. Подготовительно-диагностирующий этап включает в себя следующие стадии: 1. Осознание учащимися и педагогами необходимости формирования социализированной личности. 2. Диагностика социально-нормативного поведения учащихся. 3. Анализ и оценка материальных и кадровых возможностей школы.

II. Проектно-формирующий этап: 4. Выработка целевой установки в работе по социализации личности учащегося в условиях общеобразовательной школы средствами ученического самоуправления.

III. Организационно-методический этап: 5. Принятие решения; создание структур, школьных служб; выработка программы действий и стратегии школы. 6. Разработка содержания программы по социализации личности учащегося в условиях общеобразовательной школы средствами ученического самоуправления.

IV. Опытно-экспериментальный этап: 7. Реализация принятых решений и программ.

V. Оценочно-контролирующий этап: 8. Текущий, этапный контроль; оценка промежуточных и полученных результатов. 9. Оценка эффективности работы, направленной на предупреждение «ненормативного» поведения школьников.

VI. Итогово-самоуправляющий этап: 10. Самореализация учащихся в процессе предупреждения «ненормативного» поведения и формирования «нормативного» поведения. 11. Самореализация предупредительной деятельности.

Две функциональные системы - педагога и учащегося - имеют общую область, поэтому могут существовать только в единстве. Наша задача заключается в разработке технологии социализации учащихся на основе четко организованной сложной функциональной системы с указанием в ней соотношения составляющих функциональных систем.

Для решения задач социализации учащихся нужно обеспечить получение ими из разных источников нормативных знаний о социуме и нормах поведения. Кроме того, необходимо осмысление ими разнообразной информации о жизни, о действии людей в различных ситуациях. Необходимо организовывать анализ, разбор ими различных жизненных ситуаций, переживание и сотворение их.

Для обеспечения социализации учащихся необходимо погрузить их в адекватную среду. Эта среда должна быть образовательной, но отражающей реальный социум. Готовить учащихся нужно к жизни, к функционированию в реальной жизненной среде. Поэтому образовательная и реальная социальная среда должны быть адекватно связаны. Исчерпывающей теории этой связи мы не знаем, но тем не менее мы должны иметь это в виду.

Создаваемая нами среда должна быть развивающей, содействующей формированию и развитию нормативного поведения, готовности к положительным социальным действиям в разнообразных жизненных ситуациях в соответствии с принципами гуманизма. Человек должен быть готов к постоянному развитию своего творческого потенциала в области социума и других сферах жизнедеятельности.

Особыми возможностями по созданию развивающей среды обладают общественные объединения школьников, которые могут обеспечить гармонизацию их общественных потребностей и интересов, создать условия для социального творчества детей через многообразие форм деятельности, обеспечить их самореализацию и самовыражение. В силу этого необходимо обеспечить общественную ориентацию объединения, весомый уровень развития самодеятельных начал, возможность самостоятельно определять и реализовывать принципы своей жизнедеятельности, содержание и формы

своей деятельности, гуманистический стиль отношений в объединении, развитую систему традиций, ритуалов, правил и норм жизни.

Структура и уклад деятельности этого объединения должны обеспечить условия для возникновения и развития среди учащихся также неформальных групп и отношений, благоприятствующих общему делу и развитию индивидуальных способностей, наклонностей.

В создаваемой общественной организации могут быть клубы, советы, комиссии, кружки, комитеты, редакции, лаборатории, центры, штабы, секции, студии и т. д.

Чтобы обеспечить развитие социальных способностей учащихся, нужно направлять усилия не только на их проявление в образовательно-воспитательных процедурах, но и на создание условий для их приложения в реальных жизненных обстоятельствах.

Эффективность деятельности организации по социализации учащихся должна зависеть от реализации ею психолого-педагогических функций: естественных потребностей учащихся в деятельности, общении, самоутверждении; ориентации в системе нравственных, социальных и других ценностей; формировании чувства защищенности, эмоционального комфорта; реализации разнообразных интересов в различных видах деятельности и развития способности взаимодействия в коллективе.

Эффективная деятельность учащихся появляется в результате грамотно организованной ведущей деятельности педагогов.

Моральный облик учителя, его собственный пример самовоспитания и саморазвития, поведение в социуме, всестороннее внимательное отношение к ученику, подкрепленное учебной и научной подготовкой, являются главнейшими условиями правильного и единственно верного воспитания. Он повсеместно должен проявлять гуманное положительное отношение к ребенку, соединенное с высокими требованиями к нему и с соблюдением моральных норм. Чтобы достичь высоких результатов в социализации учащихся в современных условиях, педагог должен стать подлинным экспериментатором.

Педагог в планируемой деятельности должен проявить любовь к ребенку, очеловечить его среду и прожить в нем свое детство (Ш.А. Амонашвили). А для этого нужно познать ребенка в самом себе.

В эксперименте участвовало 320 респондентов. Все они учащиеся начальной школы. Из общего количества респондентов были выявлены 47 учащихся отклоняющего поведения. 21 учащийся экспериментальной (МОУ СОШ №20) и 26 учащихся контрольной школы (МОУ СОШ №4).

Уровень социального развития школьников нами оценивался по следующим критериям:

- наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

- степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

- уровень развития познавательных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов;

- адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми;

- коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

- способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

- самокритичность, наличие навыков самоанализа;

- внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпания;

- волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

- внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость);

- преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курения, употребление нецензурных выражений).

В результате опытно-экспериментальной работы уменьшилось проявление отклоняющихся действий у детей в экспериментальной группе на 15% и в контрольной группе на 4,6%.

За счет сокращения времени пребывания у компьютера, телевизора и бродяжничества ребята в экспериментальной группе стали активными читателями, участниками внеурочных и внеклассных мероприятий. У них улучшились способности самостоятельно оценивать наблюдаемые социальные явления, действия окружающих и свои поступки, вносить предложения об улучшении своей жизнедеятельности, сверстников и всего школьного коллектива.

Таким образом, спроектированная нами технология социализации учащихся в педагогическом процессе подтвердила свою высокую эффективность, воспроизводимость, технологичность, событийность, наполненность для субъектов образовательного процесса личностными смыслами.

Литература:

1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Педагогический поиск, 2000. 144 с.

2. Астадурьян А.П., Малиночка Э.Г. Дидактическая структура учебной ситуации // Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1. Славянск-на-Кубани, 2003. С. 10-14.

3. Ворокова Н.Х. Формирование нравственных ценностей и ценностных ориентаций современного студенчества на основе имитационного моделирования жизненных ситуаций // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып.3. С. 19-26.

3. Воронов В.В. Технология воспитания: пособие. М.: Школьная пресса, 2000. 96 с. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 13).

4. Малиночка Э.Г. Установление обратной связи в педагогическом процессе // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. М.: Краснодар, 1998.

5. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2001. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.