Научная статья на тему 'Педагогические условия самосохранительной социализации у младших школьников'

Педагогические условия самосохранительной социализации у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-CARE SOCIALIZATION / SELF-CARE ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / САМОСОХРАНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОСОХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симаева Ирина Николаевна, Саутина Алла Владимировна

Рассматриваются педагогические условия самосохранительной социализации у младших школьников. Раскрывается сущность данных условий, обосновывается необходимость их применения в процессе социализации младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical conditions of self-care socialisation in primary school students

This article discusses the pedagogical conditions of self-care socialization in primary school children. The authors focus on the essence of these conditions and the need to ensure them in the process of socialization of primary school students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия самосохранительной социализации у младших школьников»

Роль телевизионной рекламы в формировании самосохранительного поведения

В целом телевизионная реклама, играющая заметную роль в формировании эталонных моделей поведения среди молодежи, в значительной степени продвигает скорее эксплуатационную, инструментальную, а не самосохранительную идеологию и стратегию поведения в отношении здоровья.

Об авторах

Анна Викторовна Алимпиева — канд. соц. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: anna_alimpieva@mail.ru

Анастасия Олеговна Селиванова — магистр., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: anselivanova2015@mail.ru

About the authors

Dr Anna Alimpieva, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: anna_alimpieva@mail.ru

Anastasia Selivanova, Master's degree student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: anselivanova2015@mail.ru

830

УДК 373.3

И. Н. Симаева, А. В. Саутина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматриваются педагогические условия самосохранительной социализации у младших школьников. Раскрывается сущность данных условий, обосновывается необходимость их применения в процессе социализации младших школьников.

This article discusses the pedagogical conditions of self-care socialization in primary school children. The authors focus on the essence of these conditions and the need to ensure them in the process of socialization of primary school students.

Ключевые слова: самосохранительная социализация, самосохранительная деятельность, педагогические условия.

Key words: self-care socialization, self-care activity, pedagogical conditions.

Одна из центральных проблем современного общества — проблема укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения. Именно в детстве определяются условия формирования здоровья зрелого человека.

© Симаева И. Н., Саутина А. В., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016.

Сер. : Филология, педагогика, психология. № 1. С. 83-88.

Особенно уязвимы в этом отношении младшие школьники. На фоне ускоренных процессов развития психики, активных физиологических перестроек организма, формирования целенаправленного поведения, активной адаптации к новым вицам деятельности интенсивно развиваются не только физиологические параметры и интеллектуальные способности растущего человека, но и формируется его физическое и психологическое здоровье. Организм ребенка в этом возрасте зачастую не в состоянии самостоятельно справиться с данным изменениями. Помимо этого, младшие школьники испытывают сильнейшие умственные, нервно-психические, физические перегрузки, которые дополняет малоподвижный образ жизни. Все вышеперечисленные факты указывают на необходимость ориентации образовательной системы на сохранение, укрепление и развитие здоровья младших школьников, установки на сохранение собственного здоровья, на создание таких педагогических условий обучения и воспитания школьников, которые будут способствовать формированию готовности к самосохранитель-ной социализации.

Социализация детей и молодежи в сфере здоровья (самосохрани-тельная социализация) означает формирование у них ценностей, установок и навыков для здорового образа жизни, подразумевает развитие общей культуры здоровья и самосохранения в обществе, системную работу на всех уровнях социальной организации и вовлечение в этот процесс институционального механизма охраны здоровья [7, с. 56].

В современном мире самосохранительная социализация выходит на первый план и становится ведущей силой в развитии образования. Са-мосохранительная социализация не только механизм трансляции культурного опыта и знаний, интеграции, адаптации, а также социализации следующего за нами поколения в систему взаимоотношений внутри социума, но и средство разрешения самых разнообразных проблем внутри современного общества. Едва ли не самой главной такой проблемой нам представляется формирование самосохранительного (здорового) поведения, а также охрана здоровья не только у всего населения в целом, но и у нового поколения, которое сейчас учится в младшей школе.

Самосохранительное поведение складывается у детей с самого раннего возраста под воздействием ценностей и образа жизни общества, семьи, политики государства и других явлений. Немаловажную роль в воспитании ребенка принимает на себя семья, это первичная среда, в которой происходит процесс социализации будущего школьника. При этом мы не можем отрицать того факта, что семья как институт переживает кризис, вследствие чего она не очень успешно выполняет свою функцию по социализации ребенка, в частности, в отношении здоровья будущего учащегося младших классов [4].

При проведении системной работы учителем начальных классов по социализированию младшего школьника в области здоровья необходимо соблюдение ряда педагогических условий, без чего данный процесс может быть неэффективным.

Нами выделены следующие педагогические условия:

1) создание самосохранительной ситуации во время изучения учебных предметов, определяющей значимость той или иной проблемы, задачи, в процессе решения которой происходит формирование самосохранительной социализации у младших школьников;

2) создание ситуации успеха (ситуации, когда у учащегося возникает или не исчезает интерес к участию в эксперименте), способствующей формированию самосохранительной социализации у младших школьников;

3) ориентация на работу не только в группах, но и с личными проектами. За основу этих проектов мы берем познавательные, творческие интересы учеников младшей школы, их умение ориентироваться в том поле информации, которое окружает нас в современном обществе;

4) результативность проводимой работы по формированию готовности к самосохранительной деятельности должна выражаться в том, что ученик младшей школы способен уметь действовать независимо от других учащихся при выполнении групповых или индивидуальных заданий на уроках, направленных на возникновение готовности к социализации собственной личности в сфере здоровья;

5) процесс рефлексивного подведения итогов, а также выставление оценки за проделанную работу.

Педагогические условия — это осознанно смоделированная педагогическая сущность, которая значительно влияет на то, как проходит учебный процесс [4]. Цель учебной деятельности — попытка предоставить ученикам младшей школы возможность повысить уровень развития своей самосохранительной социализации.

Первое условие — создание самосохранительной ситуации в процессе изучения учебных предметов, определяющей значимость той или иной проблемы, задачи, в решении которой происходит формирование самосохранительной социализации у младших школьников. С позиций самосохранительного подхода личность любого ученика младшей школы должна формироваться в результате изменения деятельности данного ученика. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что при этом нам не обойтись без организации систематического развития учащегося младшей школы как личности, стремящейся к сохранению собственного здоровья. Данная организация должна базироваться не только на знании, но и на учете всех объективных закономерностей развития ученика младшей школы как личности. В процессе создания самосохранительной ситуации для учащихся младшей школы необходимо учитывать опыт реализации собственной субъектности. Он же может приобретаться, только если ученик младшей школы находится «в центре ситуации социализации», то есть если он лично вовлечен как в учебную деятельность, так и в общение. Ситуации самосохранения, которые организованы учителем, как в ходе изучения учебных предметов, так и в ходе взаимоотношений младших школьников между собой и учителем, могут порождать значительное число осознаваемых действий. Эти действия способны создавать ситуацию, которая позволит учащимся младших классов реализовать свои способности и возможности в сфере собственного здоровьесбережения [8, с. 101].

«5П

Основные виды ситуаций, способствующих самосохранительной социализации у младших школьников: во-первых, ситуации общения; во-вторых, ситуации, участвуя в которых ученик младшей школы получает удовольствие в процессе учебных и внеучебных занятий; в-третьих, ситуации, в которых учащийся выступают субъектом самосохранительной социализации.

Вторым педагогическим условием при самосохранительной социализации у младших школьников служит создание ситуации успеха, способствующей их более плодотворной деятельности. Здесь мы должны помнить, что все без исключения учащиеся младшей школы обязаны внести какой-либо вклад в конечный итог работы группы. Это необходимо для повышения уровня развития самосохранительной социализации. С точки зрения психологии успех — это некий период переживания чувства радости. При этом индивид удовлетворен тем, что его результат либо совпал с тем, что он ожидал получить в итоге, либо превзошел изначальные ожидания. В итоге у индивида могут формироваться стремления к более сильным мотивам деятельности, возможно повышение уровня самооценки, а также возникновение почвы для дальнейшего процесса, при котором будет формироваться культура здоровья и самосохранения личности ребенка [3, с. 78 — 79].

Если успех устойчив и постоянен, то у индивида могут высвободиться поистине потрясающие возможности, до этого скрытые. С точки зрения педагогической науки ситуация успеха — это процесс, при котором целенаправленно и организованно сочетаются условия, впоследствии создающие возможность для выдающегося достижения в деятельности индивида [5, с. 46]. Возникновение ситуации успеха в сфере сохранения собственного здоровья — это результат целенаправленной и подготовленной работы педагога. Для нее требуется предоставить учащимся младшей школы возможность, при которой они смогут войти в эмоциональный контакт с педагогом и друг с другом. В процессе данной работы учителю начальных классов необходимо произвести переориентацию учащегося с позиций пессимизма на позиции оптимизма. Также педагог должен приложить усилия для создания условий, позволяющих ребенку самореализовываться в процессе учебной деятельности не хуже, чем его одноклассники. В результате при создании ситуации успеха мы способствуем тому, что учащиеся младших классов могут проявлять свои возможности, демонстрируя полученный ими опыт во время выполнения различных заданий по учебным предметам, направленных на формирование готовности к самосохранительной деятельности.

Третье педагогическое условие самосохранительной социализации у младших школьников — это обеспечение ориентации на работу в группах. Данная ориентация обеспечивает создание психологической среды, в которой будет происходить развитие личностного «Я» учащегося младшей школы, формирование общей культуры здоровья и самосохранения ребенка. Представляется конструктивным создание различных комплексных проектов при сотрудничестве учителей, родителей и старших учащихся. В процессе создания условий для формирования готовности к самосохранительной социализации у младших школьников стоит обратить внимание на следующие моменты:

1) необходимо перейти от авторитарного воздействия на учащегося младшей школы к диалогу с ним;

2) нужно более активно использовать дискуссии, деловые и ролевые игры и т. д.;

3) следует переносить опыт, полученный учениками младшей школы, во внешнюю среду и использовать его.

Ориентация на групповую работу с учащимися младших классов предполагает потребность в сотрудничестве, в процессе которого будет оказываться влияние на внутреннюю сферу личности младшего школьника [8, с. 115]. Важно также провести социально-психологическую подготовку группы учащихся так, чтобы их внутригрупповое взаимодействие было максимально продуктивным и принесло весомые результаты в формировании самосохранительной социализации каждого ребенка в отдельности и всего коллектива в целом.

Четвертое педагогическое условие заключается в педагогическом обеспечении умения действовать самостоятельно и независимо от других учащихся при выполнении групповых или индивидуальных заданий, направленных на возникновение готовности к социализации собственной личности в сфере здоровья. Для этого необходимо сформировать у учащихся младшей школы сильную внутреннюю мотивацию к обучению, которая будет выражаться в том, что они должны осознавать цель своей деятельности, принимать учебную задачу и придавать ей личностный смысл, самоорганизовываться в процессе распределения нагрузки.

Пятое педагогическое условие при самосохранительной социализации в учебной деятельности у младших школьников — это обеспечение процесса рефлексии при подведении итогов, а также оценка за проделанную работу. Рефлексия в данном случае понимается не только как «мыслительный (рациональный) процесс, который направлен на понимание, анализ, а также осознание самого себя: своих действий, своей речи, своего поведения, а также собственных состояния, опыта, способностей, чувств» [1, с. 469], но и, по определению Дж. Г. Мида и Ч. Кули, как способность действовать по отношению к себе так же, как и по отношению к другим и при этом быть объектом для своих собственных действий [6, с. 34—49].

Рефлексия способствует формированию готовности к самосохрани-тельной социализации у младших школьников, поскольку они могут определять собственный уровень достижений при получении определенного результата, могут раскрывать и оценивать свои возможности. Если ученики будут регулярно подводить итоги своей здоровьеформи-рующей деятельности, прибегая к рефлексии, то вероятность сформировать у них такие умения, как грамотно выстраивать и определять последовательность своих действий, осуществлять как контроль, так и коррекцию этих действий, будет существенно выше.

Подведение итога проделанной работы с помощью рефлексии при самосохранительной социализации у младших школьников имеет следующие виды:

1) рефлексия, в процессе которой происходит оценка своих действий, решаемых конкретных задач и проблем в области охраны здоровья и здорового образа жизни в целом самим учеником;

2) рефлексия эффективности коммуникации и кооперации в интересах здоровья учащегося младшей школы в процессе взаимодействия в группе;

3) рефлексия, в процессе которой определяются представления о себе как о здоровом или нездоровом человеке.

Ориентация на рассмотренные выше педагогические условия может способствовать развитию личности учащихся, повышению у них уровня сформированности самосохранительной социализации. Учет выделенных и рассмотренных психолого-педагогических условий, способствующих активизации здоровьесберегающей деятельности младшего школьника, позволяет наиболее полно реализовать образовательный потенциал ребенка. Кроме того, активное соучастие учащихся младшей школы в процессе формирования готовности к сохранению собственного здоровья позволяет им приобрести определенный набор компетенций, оказывающих влияние на межличностные взаимоотношения, возможность реализовывать собственные способности, а также приобретение личностного опыта самосохранения и умения им воспользоваться в любой жизненной ситуации.

Список литературы

1. Большой психологический словарь. СПб., 2004. С. 469.

2. Борытко Н. М. Педагогические технологии. М., 2015.

3. Брылёва Л. Г. Самореализация личности (онтокультурологический аспект). СПб., 2002.

4. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. М., 2006.

5. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М., 2003.

6. Мелентьева Н. В. Современная американская социология. М., 1994.

7. Симаева И. Н. Охрана здоровья обучающихся: возможности самосохранительной социализации в системе образования // Вестник БФУ им. И. Канта. 2012. Вып. 11.

8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Рига, 1995.

Об авторах

Ирина Николаевна Симаева — д-р. пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: ISimaeva@kantiana. ru

Алла Владимировна Саутина — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: allasautina@mail. ru

About the authors

Prof. Irina Simaeva, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: ISimaeva@kantiana. ru

Alla Sautina, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: allasautina@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.