Научная статья на тему 'Проблема самосохранительной деятельности в младшем школьном возрасте: теоретический аспект'

Проблема самосохранительной деятельности в младшем школьном возрасте: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самосохранение / самосо- хранительная социализация / самосохранитель- ное поведение / самосохраниельная деятель- ность / здоровьесбережение / self-preservation / self-preservation socialization / self-preservation behavior / selfpreservation activity / health preservation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутина Алла Владимировна

В статье рассмотрены теоретиче-ские аспекты проблемы формирования готовно-сти к самосохранительной деятельности в млад-шем школьном возрасте. Автором обосновывает-ся необходимость переоценки роли педагога исамого обучающегося как субъектов здоровье-созидающей деятельности, выявляется целесооб-разность дальнейшего уточнения и разработкивопросов содержания и методики реализациипедагогических программ формирования готов-ности к самосохранительной деятельности дляначальной школы. Акцентируется внимание нанеобходимости разработки моделей примененияпедагогических технологий, которые сквозь приз-му каждого учебного предмета обеспечат фор-мирование готовности младшего школьника кдеятельности, обеспечивающей сохранение здо-ровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SELF-PRESERVATION ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL AGE: THEORETICAL ASPECT

The article deals with theoretical aspects of formation of readiness for self-preservation activities in the early school years. The author establishes the need to reassess the role of teacher and student as subjects of health-preserving activities, reveals the feasibility of further refinement and development of the content and methods of implementation of educational programs of formation of readiness for self-preservation activities for elementary school. Attention is drawn to the need of developing the models of use of educational technologies that through the lens of each subject will ensure the formation of readiness of the younger schoolboy in the activities providing health-preservation.

Текст научной работы на тему «Проблема самосохранительной деятельности в младшем школьном возрасте: теоретический аспект»

УДК 373.3

Саутина Алла Владимировна

преподаватель кафедры педагогики факультета педагогики и психологии Барановичского государственного университета, Республика Беларусь allasautina@mail.ru

Проблема

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Alla V. Sautina

lecturer department of pedagogy, Faculty of pedagogy and psychology, Baranovichi State University,

Republic of Belarus allasautina@mail.ru

Problem of

SELF-PRESERVATION ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL AGE: THEORETICAL ASPECT

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования готовности к самосохранительной деятельности в младшем школьном возрасте. Автором обосновывается необходимость переоценки роли педагога и самого обучающегося как субъектов здоровьесозидающей деятельности, выявляется целесообразность дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования готовности к самосохранительной деятельности для начальной школы. Акцентируется внимание на необходимости разработки моделей применения педагогических технологий, которые сквозь призму каждого учебного предмета обеспечат формирование готовности младшего школьника к деятельности, обеспечивающей сохранение здоровья.

Ключевые слова: самосохранение, самосо-хранительная социализация, самосохранитель-ное поведение, самосохраниельная деятельность, здоровьесбережение.

Annotation. The article deals with theoretical aspects of formation of readiness for self-preservation activities in the early school years. The author establishes the need to reassess the role of teacher and student as subjects of health-preserving activities, reveals the feasibility of further refinement and development of the content and methods of implementation of educational programs of formation of readiness for self-preservation activities for elementary school. Attention is drawn to the need of developing the models of use of educational technologies that through the lens of each subject will ensure the formation of readiness of the younger schoolboy in the activities providing health-preservation.

Keywords: self-preservation, self-preservation socialization, self-preservation behavior, selfpreservation activity, health preservation.

Важнейшим показателем благополучия современного общества и государства, характеризующим не только настоящую ситуацию, но и перспективы на будущее, являются человеческие ресурсы.

Здоровье взрослого человека в значительной степени определяется условиями его формирования в детстве. Знаковым является младший школьный возраст - период, который характеризуется ускоренными процессами психического развития и формированием целенаправленного поведения на фоне активных морфофункциональных перестроек организма, когда интенсивно развиваются не только физиологические и интеллектуальные параметры человека, но и формируется его физическое и психологическое здоровье [1].

Интеграция в Европейскую систему образования повлекла за собой существенные изменения в учебном процессе, характеризующиеся большой

динамичностью, напряженностью, возрастанием объема информации и одновременно дифференциацией содержания обучения. Между тем, психофизиологический статус и низкий исходный уровень здоровья младших школьников не дают возможности эффективно адаптироваться к учебным нагрузкам, способствуют появлению психической напряженности, снижению физической активности и возникновению различных заболеваний [2].

По данным статистики, за последние 18 лет уровень детской заболеваемости в Беларуси вырос более чем на 70 %. Четверть белорусских детей сегодня находится на диспансерном учете из-за хронических заболеваний. Чаще всего дети страдают от заболеваний органов дыхания, далее следуют инфекционные и паразитарные заболевания, травмы, отравления, болезни кожи, органов пищеварения и глаз. Среди хронических заболеваний у детей лидируют болезни органов пищеварения [3]. Серьезной проблемой является состояние здоро-

200

вья детей именно школьного возраста. Согласно статистическим данным, «число хронических заболеваний в детском возрасте увеличилось в 2,5 раза, при этом растет количество так называемых школьных болезней - снижение зрения, нарушение осанки, болезни органов пищеварения» [6]. Современные психофизиологи указывают на то, что школа ориентируется на повышение качества образования, интенсификацию учебной деятельности, которые, как свидетельствует вышеприведённая статистика, наносят ущерб и усугубляют ситуацию нездоровья обучающихся.

Нельзя оставить в стороне и тот факт, что в государственных стандартах Республики Беларусь, регламентирующих профессиональную подготовку учителей начальной школы, абсолютно отсутствуют требования к профессиональной компетенции «способность и готовность к формированию у учащихся основ самосохранитель-ной деятельности», а самосохранительная деятельность (далее - ССД) учеников не рассматривается как один из результатов обучения [6].

Также необходимо отметить, что общественные механизмы и практики охраны здоровья не задействуют сильный и авторитетный институциональный механизм обеспечения здоровья школьников: самосохранительную социализацию обучающихся в системе образования, целью и результатом которой может стать сформирован-ность готовности школьников к сохранению собственного здоровья. Именно система образования является тем единственным социальным институтом, в который младший школьник вовлечён на протяжении достаточно значимого периода своей жизни. В свою очередь, за счёт многоступенчатости в структуре системы образования возможно наличие преемственности самосохранительной социализации детей и подростков [8].

В психолого-педагогической литературе социализация детей и молодежи в сфере здоровья (самосохранительная социализация) рассматривается как формирование установок и навыков для здорового образа жизни. Она предполагает развитие общей культуры здоровья и самосохранения в обществе, системную работу на всех уровнях социальной организации и вовлечение в этот процесс институционального механизма охраны здоровья [7].

В последние годы активно осуществляются научные исследования, касающиеся проблемы здоровья в образовании. Предметами исследований являются: разработка и реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (Г.М. Резер, 2000; Н.К. Смирнов, 2000 и др.); формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (Л.И. Алешина, 2012; Н.М. Полетаева, 2004) и др.

Различные аспекты проблемы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса рассматриваются в работах белорусских ученых и исследователей (О.Л. Борисюк, 2010; А.С. Зубра, 2011; В.Н. Корзенко, 1999; Р.И. Купчинова, 2013, Я.Л. Мархоцкого, 2006;

И.А. Мельничук, 2006), подчеркивающих актуальность данной проблемы.

Поэтому нам представляется необходимым ввести такое понятие, как самосохранение. Под самосохранением, относительно нашего исследования, мы понимаем модель жизнедеятельности младшего школьника, обеспечивающую его оптимальное физическое здоровье, психологическое состояние и социальный статус. Что касается понятия самосохранение здоровья, мы истолковываем его как деятельность ребёнка, которая направлена на обеспечение оптимального состояния, защиты и улучшения собственного здоровья (в дальнейшем мы рассмотрим его как цель самосохранительной деятельности). Объект самосохранения - здоровье в целом, которое представлено в виде модели, свойственной данному образовательному социуму. Предметом самосохранения здоровья школьников могут являться как системные диспозиции, так и отдельные характеристики физического, психического и социального здоровья. Таким образом, понятия самосохранение здоровья и самосохра-нительная деятельность в сфере здоровья мы отождествляем [4].

Базисами ССД являются характеристики личности, которые определяют ее характер и направленность: свойства темперамента, диспозиции, ценности, мотивы, потребности, самосохранительный аттитюд, поведенческие схемы и привычки, навыки, а также некоторые индивидуальные особенности личности, связанные со здоровьем [4, 8].

Поскольку воспитание, осуществляемое педагогом, не охватывает формирование всех граней ССД, мы предлагаем сузить предмет воспитания и ориентировать воспитание младших школьников на формирование готовности к сохранению здоровья, ответственности за своё здоровье, оптимальных поведенческих схем и навыков, которые будут влиять на самосохранительную деятельность. В сознании современных детей плотно укоренилось безответственное, потребительское, а порой и пренебрежительное отношение к своему здоровью. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблемы здоровья, здоровый образ жизни чаще всего не рассматривается как результат успешной жизнедеятельности человека, нет определённой стратегии, совокупности методов для формирования готовности к само-сохранительной деятельности в процессе обучения, нет и плана ее реализации.

В нашем случае под готовностью к самосохранительной деятельности мы понимаем интегральную характеристику личности ребенка, которая включает в себя установку на самосохранение как предшествующую поведению предрасположенность совершать действия в интересах сохранения, поддержания и восстановления здоровья, ценностей здоровья, навыков и положительного опыта самосохранительной деятельности, получивших подкрепление в процессе обучения и воспитания.

В учреждениях образования республики Беларусь реализуются различные модели здоровье-

201

сберегающей деятельности: лечебно-восстановительные, физкультурно-оздоровительные, экологосохраняющие, медико-гигиенические, образовательные и др. Однако при этом, как показывает практика, явно недооценивается роль педагога и самого обучающегося как субъектов здоровьесозидающей деятельности. Установлено, что значительное количество учителей не владеют простейшими механизмами сохранения и укрепления здоровья учащихся; не понимают значимости интегрированных знаний, направленных на формирование ценностного отношения к здоровью как определяющему компоненту полноценной жизни своих учеников; не осознают взаимообусловленности своего здоровья и здоровья учащихся и т.д. Как следствие, учащиеся не способны к корректировке индивидуального здорового образа жизни, у них отсутствуют мотивы к самопознанию как одному из механизмов управления своим здоровьем и др.

В последние годы особую значимость приобрели междисциплинарные исследования, раскрывающие проблемы формирования готовности к самосохранительному поведению. В частности, И.Н. Симаева предлагает новый подход к сохранению и улучшению здоровья обучающихся разного возраста. По её мнению, образование - мощный социальный институт, способный сформировать индивидуальные механизмы сохранения здоровья в сензитивных периодах развития личности.

Литература:

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004.

2. Безруких М.М. Психоневрологический анализ развития детей младшего школьного возраста / М.М. Безруких, В.Б. Войнов // ХУШ съезд Физиол. Обществаим. И.П. Павлова: Тез.докладов. Казань, 2001.

3. Белорусская информационная компания Бела ПАН. Бела ПАН. Минск, 1991. URL: http: // belapan.com. - дата обращения: 18.09.2015

4. Куликов С.И. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2011.

5. «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 20112015 годы», Минск, 2011. С. 10.

6. Образовательный стандарт высшего образования. Министерство образования Республики Беларусь Минск, 2013.

7. Симаева И.Н. Охрана здоровья обучающихся: возможности самосохранительной социализации в системе образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. С. 26-35.

8. Симаева И.Н. Охрана здоровья и образование: институциональный подход : монография в 2 ч. / И.Н. Симаева, А.В.Алимпиева. Калининград, 2010-2011.

При всем обилии научных исследований и разнообразии оздоровительных программ и мероприятий, можно констатировать, что на современном этапе развития образования цели, содержание, методы и формы здоровье-сбережения школьников оказались недостаточно эффективными, а недостаточное осознание педагогом своей значимости в решении задач сохранения и укрепления здоровья учащихся является одной из серьезных проблем в решении данной задачи. Казалось бы, подготовка учителей ориентирована на овладение здоровье-сбере-гающими технологиями. Однако в критической ситуации, сложившейся со здоровьем школьников, речь должна идти несколько об отдельных мероприятиях с целью здоровье-сбережения, сколько о применении «сквозных» педагогических технологий, которые сквозь призму каждого учебного предмета обеспечат формирование готовности младшего школьника к деятельности, обеспечивающей сохранение здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей современ-н о й педагогической теории и практики видится разработка моделей применения подобных технологий в рамках преподавания отдельных дисциплин в начальной школе, что позволит способствовать повышению качества физического, психологического и социального здоровья младших школьников.

Literature:

1. Bezrukikh M.M. Health-preserving school. M. : MPSI Press, 2004.

2. Bezrukikh M.M. Neuropsychiatric analysis of primary school age children / M.M. Bezrukikh, V.B. Voinov // Eighteenth congress of Physiological Society of

I.P. Pavlov: abstract of reports. Kazan, 2001.

3. Bela PAN Belarusian Information Company Minsk, 1991. URL: http: // belapan.com. Date of access: 09.18.2015.

4. Kulikov S.I. Pedagogical bases of professional work of the modern physician : dis. ... cand. ped. Sciences. Kaliningrad, 2011.

5. National program of demographic security of Belarus for 2011-2015, Minsk, 2011. P. 10.

6. Educational standard of Higher Education. The Ministry of Education of the Republic of Belarus. Minsk, 2013.

7. Simaeva I.N. Students healthcare: the possibility of self-preservation socialization in the education system // Bulletin of Baltic Federal University of Kant. Vol. 11: Series: Pedagogical and psychological Sciences. Kaliningrad: BFU of Kant Press, 2012. Р. 26-35.

8. Simaeva I.N. Health and education: the institutional approach : monograph in 2 parts / I.N. Simaeva, A.V. Alimpieva. Kaliningrad, 2010-2011.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.