Научная статья на тему 'Проблема преемственности дизайнерской подготовки учащихся на всех ступенях обучения в средней общеобразовательной школе'

Проблема преемственности дизайнерской подготовки учащихся на всех ступенях обучения в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SUCCESSION / AVERAGE EDUCATIONAL SCHOOL / PUPILS / ART EDUCATION / DESIGN THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Эвелина Валериановна

Проанализирована необходимость художественной подготовки учащихся на ступенях обучения в школе как одно из оптимальных условий осуществления преемственности дизайнерского образования на самом начальном его уровне подготовки на примере средней общеобразовательной школы г. Чебоксары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Эвелина Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF CONTINUITY DESIGN PREPARATIONS OF PUPILS AT ALL STEPS OF TRAINING AT AVERAGE COMPREHENSIVE SCHOOL

The necessity of artistic preparation is analyzed pupils on the stages of educating at school as one of optimal terms of realization of succession of designer education at his most initial level of preparation on the example of high general school Cheboksary's.

Текст научной работы на тему «Проблема преемственности дизайнерской подготовки учащихся на всех ступенях обучения в средней общеобразовательной школе»

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

2. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность,

образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/

Zhuravskiy_22022006. doc?AttachI D=244.

3. Кезина Л.П., Кондаков А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. М.: Просвещение, 2011. 70 с.

4. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб.: Апостольский город, 2005. 636 с.

5. Понкин И.В. Преподавание знаний о религии в светской школе: европейский опыт правового регулирования // Стратегия России. 2007. № 9. С. 62-70.

6. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

7. Шахнович М.М. Религоведение: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

8. Ferrari S. L'enseignement des religions en Europe: un aper cu juridique // Des ma itres et des dieux. Ecoles et religions en Europe / Sous la direction de Jean-Paul Willaime avec la collaboration de Severine Mathieu. Paris: Belin, 2005. 72 p.

ИГОРЕВА ЭЛЬВИРА НИКОЛАЕВНА - учитель русского языка и литературы, средняя общеобразовательная школа № 2, Россия, Чебоксары ([email protected]).

IGOREVA ELVIRA NIKOLAEVNA - teacher of Russian Language and Literature, Comprehensive Secondary School № 2, Russia, Cheboksary.

КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 194.

УДК 371.016]:658.512.23:744.4

Э.В. МИХАЙЛОВА ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: преемственность, средняя образовательная школа, учащиеся, художественное образование, дизайнерское мышление.

Проанализирована необходимость художественной подготовки учащихся на ступенях обучения в школе как одно из оптимальных условий осуществления преемственности дизайнерского образования на самом начальном его уровне подготовки на примере средней общеобразовательной школы г. Чебоксары.

E.V. MIKHAILOVA PROBLEM OF CONTINUITY DESIGN PREPARATIONS OF PUPILS AT ALL STEPS OF TRAINING AT AVERAGE COMPREHENSIVE SCHOOL Key words: succession, average educational school, pupils, art education, design thinking.

The necessity of artistic preparation is analyzed pupils on the stages of educating at school as one of optimal terms of realization of succession of designer education at his most initial level of preparation on the example of high general school Cheboksary’s.

Проблема вхождения личности в социальную среду в условиях глобальных изменений актуальна для всего мирового сообщества. Разработанная российским правительством Концепция модернизации образования рассматривает переход на многоуровневое обучение как основу для создания условий по включению личности в новые нормы межличностных взаимодействий и для самореализации личности во всех сферах и на всех этапах социализации.

В этой ситуации практические потребности общественного развития требуют осуществления подготовки специалистов, способных самостоятельно адаптироваться в новом пространстве и способных к саморазвитию. Ключевую роль в процессе социализации личности играет вся система социальных институтов.

Необходимо заметить, что в настоящее время в связи с вариативностью образования наблюдается значительный разрыв между различными социаль-

ными институтами в содержании образования, формах и методах работы, характере взаимодействия с обучающимися и технологиями реализации учебновоспитательного процесса. Различные исследования показывают, что этот разрыв особенно заметен на стыке школьного и профессионального образования. Перед профессиональным образованием всегда стояла проблема несоответствия абитуриентов (выпускников школ) требованиям учебного процесса вуза. В современных условиях перехода высшего профессионального образование на многоуровневое особенно актуальной становится проблема преемственности сопряжения образовательных программ и технологий на всех уровнях в условиях системы непрерывного профессионального образования.

Эта проблема особенно актуальна для дизайнерского образования, где возникла острая необходимость создания единого образовательного пространства для плавного перехода из системы общеобразовательной школы к процессу подготовки специалистов на этапах среднего и высшего профессионального образования. В. Сааков, анализируя современное состояние дизайн-образования, отмечает, что «...до сих пор не выбрано направление изменений, по-прежнему идет перебор механизмов дизайнерского образования» [9]. Отсутствие преемственности в формах и методах работы при переходе из школы в колледж, а затем в вуз создает препятствия для формирования квалифицированного специалиста.

На наш взгляд, решение проблемы среднего школьного и профессионального образования дизайнеров должно основываться:

- на непрерывном творческом развитии личности ребенка, основанном на единой системе планирования педагогического процесса на всех ступенях образования;

- на интеграции педагогической деятельности педагогов всех уровней образовательных систем, направленной на изучение и учет в учебном процессе возрастных, индивидуальных особенностей учащихся;

- на расширении творческой образовательной среды в рамках «школа-колледж-вуз».

Современные условия развития общества увеличивают значимость довузовской подготовки в плане формирования готовности абитуриентов к обучению в начальных профессиональных и высших учебных заведениях.

В качестве основного компонента системы непрерывного профессионального образования можно рассматривать профильное обучение, включающее начальную, предпрофильную подготовку, профильное обучение с ориентацией обучающихся на продолжение образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, формирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории при выборе специальностей, востребованных региональным рынком труда.

В условиях введения нового поколения государственных образовательных стандартов, разработанных на «компетентностном подходе», профильное обучение является основой формирования у обучаемых общих и профессиональных компетенций, личностных качеств, особо значимых для адаптации на рынке труда, для конкурентоспособного специалиста.

Базовым звеном в системе многоуровневого образования считается общеобразовательная школа, основными целями которой являются формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, воспитание гражданской ответственности школьников, их правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке образовательных услуг.

С учетом темы нашего исследования мы рассматриваем подготовку спе-циалистов-дизайнеров во взаимосвязи «школа-колледж-вуз». Вопросам профессионального дизайнерского образования посвящены труды Л.Ю. Анцу-

кова, И.Ф. Волкова, Н.В. Воронова, М.С. Кагана, К.М. Кантора, Л.А. Кузмичева, Е.Н. Лазарева, В.Ф. Сидоренко и др.

Особенности современного дизайн-образования рассмотрены в работах Е.Н. Кавешниковой, В.П. Климова, Л.Б. Переверзева, Х.Г. Тхагапсоева и др. Сегодня обучение дизайну - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметно-пространственной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. Все эти знания интегрируются в проектно-художественном моделировании предметного мира, которое опирается на образное, художественное мышление [2-3, 7].

Анализ исследований показал, что преемственность дизайнерского образования на этапе общеобразовательной школы должна обеспечиваться осуществлением следующих положений:

- воспитанием эстетического отношения к действительности, эмоциональной культуры, т.е. умения сопереживать, сочувствовать, ориентироваться на высокие нравственные идеалы;

- формированием эмоционально-ценностной и духовной культуры школьника за счет изучения различных видов искусства;

- развитием творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, индивидуальности;

- целенаправленным развитием зрительного восприятия, чувства цвета, композиционных приемов, образного мышления, формированием основы дизайнерского мышления;

- обучением основам художественно-графической грамотности, проектной деятельности, практическим навыкам работы в различных областях деятельности;

- изучением наследия мирового и дизайнерского искусства;

- использованием национального подхода к выполнению проектов с целью приобщения к художественным народным традициям.

Дизайнерская подготовка на ступенях обучения в СОШ может рассматриваться в неразрывной связи с развитием дизайнерского мышления.

В силу жанрового многообразия дизайна (промышленный, архитектурный, графический, ландшафтный, арт-дизайн, средовой и др.) и его социокультурной природы специфика дизайнерского мышления очень сложна и многогранна. Развитие мышления выражается в последовательном возникновении форм и способов профессиональной мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности в процессе обучения. Поэтому приоритетным направлением дизайн-образования является выявление и развитие элементов дизайнерского мышления в самом раннем возрасте. Полное сформированное дизайнерское мышление в своей целостности должно включать следующие компоненты: системное владение логическими операциями; наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию; понимание целесообразности и рациональности вещей; знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды [5].

Формирование дизайнерского мышления основывается на развитии воображения, пространственно-образного мышления, творческих и художественно-графических способностях. Мы считаем, что на стадии школьного образования формирование дизайнерского мышления должно протекать в двух направлениях:

- формирование художественно-эстетических знаний и умений через воздействие природой, эстетикой быта, общественными и трудовыми отношениями;

- формирование конструктивно-технологических знаний и умений через получение знаний о свойствах материалов и элементарной технологии, обучение обращению с инструментами, анализ и планирование реализации поставленных задач.

Параллельно с процессом формирования профессионального мышления должно идти формирование профессионально важных качеств личности, рассматриваемых не только как совокупность личностных свойств, связанных с видом деятельности, но и как совокупность качеств личности, таких как ответственность, самоконтроль, самооценка, самосознание, оригинальность, находчивость, наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки), коммуникабельность.

В исследованиях, посвященных проблемам дизайнерского образования, деятельность дизайнера рассматривается как творческий процесс, соотносящийся с творчеством художника, аккумулирующий предшествующий культурный и художественный опыт и использующий современные достижения в области науки, техники, новых технологий и современных материалов [1, 2, 6].

В процессе творческой деятельности ученик должен приходить к полноценному пониманию и осознанию своей принадлежности к определенному культурному слою с его художественно-эстетическими представлениями и вкусами. Именно на основе этого понимания будут складываться определённые приоритеты в собственном художественном творчестве, независимо от дальнейшего выбора профессии, художественной или технической направленностей.

Система художественного образования имеет два ведущих направления: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование.

Художественное образование как часть общего образования является инструментом интеллектуального совершенствования личности через раскрытие его творческого потенциала. «Именно художественное образование, по сути своей, призвано формировать тонкую, гибкую систему ценностных ориентаций ребенка... На уроках искусства ребенок обретает опыт мудрости, служения идеалам нравственности, долга, ответственности, противостояния агрессии. Под руководством педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы других культур, учатся тактично и уважительно относиться к явлениям непонятным, но важным для других наций. Никакие иные дисциплины образовательной сферы не направлены на воспитание толерантности столь последовательно и прямо, как циклы художественного образования» [10].

Известно, что процесс становления профессиональных качеств человека находится под влиянием присущих ему свойств личности. Особое значение это имеет для художественного образования, так как оно связано с системным накоплением тех специфических качеств, которые делают непрерывным процесс развития художественных способностей личности.

Системное накопление таких специфических качеств требует длительного времени, а результат его во многом зависит от наиболее раннего по возрасту начала занятий искусством. Именно поэтому принято считать, что специалист в области искусства начинает формироваться в детстве. В связи с этим отметим, что развитие профильного художественно-эстетического образования возможно, прежде всего, в тех школах, которые занимаются с детьми предметами в образовательной области искусства по углубленным программам с раннего возраста, где профильное обучение становится важным звеном непрерывного профессионального художественного образования в целом [8].

Все эти особенности наиболее полно отражены в деятельности профилирующего образовательного учреждения мОу «СОШ № 61», имеющего художественную направленность.

Школа уже на своей базе осуществляет начальную профессиональную подготовку учащихся, которая представляет собой первую ступень в овладении будущей художественной профессией. Вся система художественного образования построена на принципе единого подхода к содержанию, организации и методике занятий по художественным дисциплинам, основанного на целостности и образности восприятия искусства. МОУ «СОШ № 61», целью которого является художественно-эстетическое образование детей, осуществляет следующие виды образовательных программ в системе непрерывного художественного образования в соответствии с уровнями программ дополнительного образования:

1-я программа - общеобразовательная (1-11 кл.) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

2-я программа - эстетическое обучение (1-4 кл.) реализует программы раннего эстетического образования: классы эстетического образования и художественно-композиционное отделение;

3-я программа - специализированное обучение (5-11 кл.) реализует программы начального образования в области искусств: художественно-композиционное отделение;

4-я программа - профильное обучение (10-11кл.) реализует программы профильного обучения дизайн-направления.

В 1997 г. на базе МОУ «СОШ № 61» была сформирована первая группа дизайн-класса из учеников 9 класса. Дети комплектовались в группу по желанию и имели базовое художественное образование, полученное в этой же школе с 1 по 8 класс.

На начальных ступенях учащиеся (1-4 кл.) приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладевают основами знаний в области «Изобразительного искусства». По мере развития изобразительных способностей преподаватель обращает внимание на те или иные стороны творческих способностей ученика (творческое воображение, фантазия, образно-пространственное мышление и т.д.). На уроках особое внимание уделяется восприятию конкретных предметов и их мысленному представлению. Появляется большая устойчивость образов воображения, которые лучше сохраняются в памяти, становятся богаче и разнообразнее благодаря расширению кругозора, приобретаемым знаниям. Наиболее активно развитие пространственного мышления учащихся происходит на занятиях «бумагопластика» по программе Б.Г. Гагарина. Учебные предметы имеют характер интегрированных курсов: государственная программа для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительная деятельность и художественный труд» Б.М. Неменского, авторские разработки самих учителей и наши собственные.

В классах средней ступени (5-9 кл.) закладывается фундамент базовой общеобразовательной подготовки, необходимой учащимся для продолжения образования. В основной школе по результатам обученности комплектуются предпрофильные классы художественно-композиционного отделения. Комплектование классов проводится по желанию учащихся и их родителей. Заинтересованное отношение к изучению дисциплин, освоению ремесла, профессии положительно сказывается на психологическом состоянии школьников и способствует развитию мотивации учения.

Логическим продолжением курса «Изобразительная деятельность и художественный труд» становятся предметы художественно-эстетического блока: рисунок, живопись и композиция, история искусств и дизайна, проектирование, бумагопластика, проводимые по государственным программам для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Занятия

проводятся по рабочим программам, утвержденным ведущими профильными кафедрами ЧГУ имени И.Н. Ульянова и ЧГПУ имени И.Я. Яковлева.

При формировании предпрофильных классов учитываются уровень познавательной деятельности школьников переходного класса, их психологических особенностей и возможность коррекции трудностей адаптации детей. На этом этапе педагогами отмечаются легкость усвоения знаний, активное развитие ассоциативных видов мышления, объясняемое началом формирования ассоциативных отделов коры головного мозга в подростковый период. Сравнительный анализ показал, что студенты, не имевшие должного уровня художественной подготовки на базе средней школы, испытывают трудности при изучении аналогичного материала. Большое внимание уделяется усвоению специальных методов мыслительной и художественно-практической деятельности, позволяющей трансформировать определенные эстетически значимые смыслы в ценности художественно-композиционной культуры.

На старшей ступени (10-11 кл.) на базе художественно-композиционного отделения комплектуются дизайн-группы. На этом этапе завершается общеобразовательная подготовка учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации и индивидуализации обучения, которая создает условия для более полного учета интересов и способностей учащихся. В соответствии с требованиями времени профильная подготовка дополняется изучением информационных и коммуникативных технологий. В курс подготовки введены дисциплины «Компьютерное проектирование», «Компьютерная графика», на которых студенты осваивают навыки работы в двух- и трехмерных проекциях по программам СогеЮгаш, Fotoshop, 3Dmax. На этом этапе кроме художественных данных формируются коммуникативные навыки и навыки коллективной работы, развиваются мышление и такие умения, как постановка проблемы, анализ ситуации, планирование и организация деятельности и способов действия через организацию проектной деятельности.

Школьники активно включаются в процесс создания и реализации проектов по ландшафтному дизайну, созданию новых интерьеров, и организации выставок своих работ в Музее учащихся художественно-композиционного отделения. Учебный процесс организован таким образом, чтобы школьники могли самостоятельно овладеть комплексом знаний и умений, научиться действовать творчески, находить способы самореализации, уметь самообучаться и самосовершенствоваться. Одновременно с учебной деятельностью происходит формирование ценностного самоопределения выпускника, обеспечивающей ориентацию ученика в мире ценностей профессии.

Профессиональное обучение по художественно-эстетическому направлению в названном общеобразовательном учреждении имеет ряд существенных особенностей.

Во-первых, оно связано с многопрофильностью данного направления. Преподавателями в школе являются педагоги предметов искусства, а также специалисты, чья профессиональная деятельность обладает непосредственной художественной спецификой (учителя музыки, изобразительного искусства, концертмейстер, хореограф, художник, дизайнер и т.д.). Ими обеспечивается качественное основное и дополнительное профильное художественно-эстетическое образование учащихся на всех ступенях обучения.

Во-вторых, образовательные программы системы художественно-эстетического образования построены на основе вариативности, т.е. предоставляется свободный выбор различных видов творческой деятельности. Педагогический опыт преподавателей показывает, что с раннего подросткового возраста обучение должно быть построено с учетом возможности реализации учащимися своих ин-

тересов, способностей и дальнейших жизненных планов. В этом плане разработанные программы и организация учебного процесса позволяют определить способности подростка к тому или иному виду деятельности, избежать потерь времени и экономических ресурсов, усилить профессиональную мотивацию, обогатить будущего специалиста базой профессиональных знаний, навыков в области художественной грамотности.

В-третьих, созданные условия художественного образовательного пространства определяют актуальность преемственности профильного обучения. В среднем обучение на всех уровнях СОШ охватывает 600-700 человек. Каждый ученик имеет представление о том, что им получено в результате предшествующих этапов профессиональной подготовки, а что ему еще необходимо получить для успешного перехода к последующему этапу. Это означает, что качественный переход от одного уровня на другой происходит целенаправленно с учетом всех программных требований ГОС дополнительного образования к ученику и с учетом интересов и потребностей самой личности, имеющей устойчивые мотивы получения профессиональных знаний и умений. При этом сам процесс преемственности между уровнями формирования личности в системе профильной подготовки будет управляемым.

В-четвертых, непрерывность художественного образования осуществляется в системном освоении программ раннего эстетического, начального художественного образования и профессиональной подготовки, профессиональной ориентации в течение всего обучения в СОШ. Результат процесса обучения предполагает достижение функциональной, эстетической грамотности человека в социуме, комфортную адаптацию школьников к жизни в обществе, обеспечивает им конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

В-пятых, для реализации профильной художественно-эстетической подготовки школьников преподавателями разработаны и систематизированы программно-методическое и дидактическое обеспечение данного процесса. Учителями художественного образования успешно реализуют авторские и государственные программы углубленного образования по предметам искусства, адаптированные к условиям общеобразовательного учреждения.

Таким образом, осуществление художественной подготовки учащихся на ступенях школы оказывается одним из оптимальных условий осуществления преемственности дизайнерского образования на самом начальном его уровне подготовки квалифицированных специалистов, способных к осмыслению новой реальности, построению успешной профессиональной карьеры и жизненного пути.

Литература

1. Волкова В.В. Дизайн рекламы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 144 с.

2. Гэрушинский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования России // Педагогика. 1996. № 5. С. 46-54.

3. Герушинский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

5. Калюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2002. 83 с.

6. Мастера искусства об искусстве: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. Т. 3. XVII-XVIII века / под общ. ред. А.А. Губера, В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1967. 503 с.

7. Норман Д.А. Дизайн привычных вещей. The Design of Everyday Things. М.: Вильямс, 2006. С. 384.

8. Рудзик Е.Е. Непрерывное профильное художественно-эстетическое образование в школе с углубленным изучением предметов искусства [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 2. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/006-21.pdf (дата обращения: 22.06.2011).

9. Сааков В. Дизайн: культурно-историческое предприятие [Электронный ресурс] // PRISS-Laboratory: сайт. URL: http://priss-laboratory.net.rU/T.E.X.T.S.-/design-cult-history-enterprice_1.htm (дата обращения: 02.05.2011).

10. Стукалова О.В. Детская школа искусств и полихудожественный подход к творческому образованию молодежи [Электронный ресурс] // Сборник трудов Восьмой общероссийской конференции. М., 2009. URL: http://nai-inform.ru/konfer8.html#8 (дата обращения: 30.04.2011).

МИХАЙЛОВА ЭВЕЛИНА ВАЛЕРИАНОВНА - старший преподаватель кафедры дизайна, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

MIKHAILOVA EVELINA VALERIANOVNA - senior teacher of Design Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.037.1

О.Н. СЕРГЕЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ключевые слова: психофизическая готовность, специалист, организация и безопасность движения, профессиональная деятельность, комплекс педагогических условий.

Рассмотрен комплекс педагогических условий, который позволил бы повысить эффективность подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта.

O.N. SERGEEVA

FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS FUTURE EXPERTS IN ORGANIZATION AND SAFETY TO THE PROFESSION MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Key words: psychophysical readiness, expertise, and safety, professional activities, complex pedagogical conditions.

The article deals with the complex pedagogical conditions that would improve training for professional work of future specialists in the field of organization and traffic safety by means of physical culture and sports.

В условиях коренных социально-экономических преобразований, становления рынка труда и рыночных отношений все более актуальными и общественно значимыми становятся проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Одна из важнейших задач, поставленных сегодня обществом перед системой профессионального образования, в том числе и перед высшей школой, - подготовка конкурентоспособной и профессионально мобильной личности - предполагает поиск путей по совершенствованию психофизической подготовки будущих специалистов вообще, специалистов по организации и безопасности движения в частности. В последние десятилетия приоритетными направлениями социальной политики нашего государства являются сохранение и укрепление здоровья молодежи, что нашло подтверждение во многих инициативах Президента и Правительства РФ. И это не случайно, уже давно стало истиной, что здоровье молодого поколения, их физическое и психическое развитие определяют на многие годы вперед будущее нашей страны, ее социально-экономический, культурный и научный потенциал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем многочисленные исследования ученых и данные Совета безопасности России показывают, что состояние здоровья, уровень психофизической подготовленности к трудовой деятельности студенческой молодежи в РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.