Научная статья на тему 'Концепция художественного образования в системе непрерывной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна'

Концепция художественного образования в системе непрерывной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КВАЛИФИКАЦИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / HIGHER EDUCATION / THE THIRD LEVEL / CONTINUOUS / PROFESSIONAL / FORMATION / THE BACHELOR / THE MASTER / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотников А. Г.

Представлена: цель исследования художественно-дизайнерской подготовки учителя нового типа «Бакалавр», «Магистр» в педагогических условиях двухступенчатого высшего образования, университетского профессионального обучения учителя изобразительному искусству и дизайну. Задачи обеспечение непрерывного профессионального 3-х уровневого художественного образования «профильная школа, колледж, вуз». Разработана концептуальная модель художественного образования подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плахотников А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART EDUCATION CONCEPT PREPARATIONS OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS AND DESIGN

It is presented: a research objective of is art-design preparation of the teacher of new type Bachelor, Master in pedagogical conditions of two-level higher education, university vocational training of the teacher to the fine arts and design. Problems maintenance continuous professional 3 уровневого art education «profile school, college, high school». The conceptual model of art education of preparation of the teacher of the fine arts and design is developed.

Текст научной работы на тему «Концепция художественного образования в системе непрерывной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна»

кой задачи... Следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть во всем внешнем воспитательном и образовательном материале лишь средства раскрытия и укрепления духовных сил в ребенке - таков путь школы" [2, с. 38-39] и таков педагогический завет нам, ищущим сегодня новые пути образования и воспитания.

В своём труде «Психология детства» о.Василий показывает, что ребёнок это существо изначально духовное, что это существо несет в себе Дух, и именно он является центром Человека. Он говорит о том, что существует не только личность, не только эмпирический опыт, но что существует и духовные реалии, действия которых в человеке, начиная с самого детства, являются фундаментальными и определяющими для становления Личности. Психология обычно рассматривает взаимодействие биологического и социокультурного развития. А у святых отцов на первом месте - духовное становление, которое влияет и на биологическое и на социальное. Оно пронизывает душевное и телесное в природе человека.

Таким образом, человек не знает, что ему необходимо достичь совершенства, не знает, каким образом он сможет этого достичь. Как сказано в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Библиографический список

Настало время вновь вернуться к требованию, которое произнёс Архимед: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы можем уточнить эту просьбу: "Науке вновь нужна точка опоры на духовно-интеллектуальное ядро человечества и тогда можно будет перевернуть мир во многом ложных или необоснованных мировоззрений неживого материального мира, человек сможет стать Георгием Победоносцем, в борьбе со злом действующим по указующему Персту Господа", не зря этот образ помещен в российском гербе - в сердце двуглавого орла.

В заключении, следует сказать, что в современном обществе, и в российском в частности, есть позиция, согласно которой дальнейшее формирование картины мира Человека XXI века требует соединения научной и практической психологии с традициями и опытом христианства, и в частности, православного. Здесь должна быть и опора на заповеди Божии и на тысячелетний святоотеческий опыт. Естественно, что эта задача, в первую очередь должна появляться в сфере образования, так как квалифицированных специалистов - духовно-ориентированных психологов пока ещё очень мало, если отметить их количество с психологами светскими. Духовно-ориентированное образование отвечает на запросы времени, идет навстречу нуждам жизни и пытается подготовить людей нового склада, с высокими нравственными навыками и понятиями.

1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Париж, 1934.

2. Зеньковский, В. Русская педагогика в XX в. - Париж, 1960.

3. Зеньковский, В.В. Психология детства. - Берлин, 1923.

4. Зеньковский, В.В. Апологетика. - Париж, 1957.

5. Альманах Научного архива Психологического института РАО. Чклпановские чтения 2008. - М., 2008. - Вып. 2.

6. Интернет-статья - «Исследование духовного мира и разума - новый этап в развитии науки XXI века» // Инновации. - 2001. - № 9.

Bidliography

1. Zenjkovskiyj, V.V. Problemih vospitaniya v svete khristianskoyj antropologii. - Parizh, 1934.

2. Zenjkovskiyj, V. Russkaya pedagogika v XX v. - Parizh, 1960.

3. Zenjkovskiyj, V.V. Psikhologiya detstva. - Berlin, 1923.

4. Zenjkovskiyj, V.V. Apologetika. - Parizh, 1957.

5. Aljmanakh Nauchnogo arkhiva Psikhologicheskogo instituta RAO. Chklpanovskie chteniya 2008. - M., 2008. - Vihp. 2.

6. Internet-statjya - «Issledovanie dukhovnogo mira i razuma - novihyj ehtap v razvitii nauki XXI veka» // Innovacii. - 2001. - № 9.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 378+70

Plahotnikov A.G. THE ART EDUCATION CONCEPT PREPARATIONS OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS AND DESIGN. It is presented: a research objective of is art-design preparation of the teacher of new type "Bachelor", "Master" in pedagogical conditions of two-level higher education, university vocational training of the teacher to the fine arts and design. Problems maintenance continuous professional 3 уровневого art education «profile school, college, high school». The conceptual model of art education of preparation of the teacher of the fine arts and design is developed.

Key words: higher education, the third level, continuous, professional, formation, the bachelor, the master, qualification.

А.Г. Плахотников, канд. пед. наук, доц. каф. изобразительного искусства, Воронежского государственного

педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: plahotnikov@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ

НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

Представлена: цель исследования художественно-дизайнерской подготовки учителя нового типа «Бакалавр», «Магистр» в педагогических условиях двухступенчатого высшего образования, университетского профессионального обучения учителя изобразительному искусству и дизайну. Задачи обеспечение непрерывного профессионального 3-х уровневого художественного образования «профильная школа, колледж, вуз». Разработана концептуальная модель художественного образования подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна.

Ключевые слова: высшее образование, третий уровень, непрерывное, профессиональное, образование, бакалавр, магистр, квалификация.

Цель концепции: создание условий для субъект - субъектных отношений в образовательном процессе развития художественного видения, художественного мышления, воображения и образных представлений. Саморазвитие личности студентов, обретения ими смыслов мотивированного, творческого, ответственного отношения к образованию и переноса этого личност-но-художественного опыта в различные сферы учебной жизндея-тельности. Образовательная среда организует творческие условия для выполнения учебной деятельности, имеющий смысл для

учащихся и студентов, в проявлении творческой и социальной активности, реализации художественной потребности в самостоятельном познании, самореализации, самоутверждении, творчестве будущего учителя изобразительного искусства и дизайна.

Разработанные нами компетенции «непрерывного профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна» ставят следующие задачи: раскрыть целевые, содержательные, процессуально-организационные, мето-долого-теоретическое обеспечение непрерывного художествен-

но-профессионального образования «профильная школа - колледж - Вуз», как целостной системы, отвечающей современным образовательным тенденциям, отражающей традиции и новаторство в профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна.

Для решения этих задач были взяты исходно-методологические идеи, которые содержатся в научных школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Согласно основным идеям этих школ не только психическое, но и личностно-художественное развитие осуществляется в процессе собственной творческой деятельности человека, который осознает ценность сведений, добытых ранее живущими людьми. В творческой деятельности формируются знания, входящие во внутреннюю структуру личности художника, происходят качественные преобразования человека [1, с. 3].

Выдвигаемая нами концепция привлекает исходные методологические идеи субъектного подхода в художественном развитии (А.Д. Алехин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.М. Даниэль, П.И. Зинченко, Н.М. Конышева, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, И.С. Якиманская и др.), а также идеи, концепции личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Серикова, И.С. Якиманская и др.), фундаментальные исследования, посвященные природе педагогического знания (В.В. Краевский), целостности образовательного процесса (В.С. Ильин, И.Я. Лернер), специфике педагогической деятельности (И.А. Колесников, В.А. Сластенин и др.) [2, с. 61].

Третьим уровнем непрерывного профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна является «высшее двухступенчатое образование «бакалавр и магистр».

Уровень высшего художественного образования делится на:

Первую ступень высшего профессионального образования «бакалавр», является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент продолжит высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о не полном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому [3, с. 1-3].

«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

Специалист и магистр - это основной третий уровень высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом «магистра».

Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую практику по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект) с присвоением выпускнику квалификации специалиста - «инженер», «учитель», «экономист» и т.п. [3, с. 1-3].

В результате исследования мы пришли к выводу, что непрерывное образование педагога-художника происходит в процессе:

- развития деятельного восприятия в изобразительном искусстве;

- развития деятельного мышления в украшении: народно-художественном искусстве, декоративном искусстве и дизайн;

- развития деятельного воображения и образного представления в создании: композиции объемно-конструктивных объектов в художественном проектировании, дизайне и т.д.

Развитие осуществляется в художественной деятельности в соответствии с собственными целями и стремлении студента. Результат обучающего воздействия (внешние условия) зависит не только от его характера, а также, в какой мере учащиеся и студенты непрерывного художественно-профессионального образования выступают в качестве субъект - субъектных отношений и образовательного процесса, от их природы (склонностей, способностей), уровня художественного развития, отношений к окружающему миру.

Создания нового типа учителя изобразительного искусства и дизайна, содержание образования в личностно-ориенти-рованной творческой среде представляет собой проектирование ситуации становления личностного опыта студентов. Это различные виды личностного опыта, которые усваивает студент в результате учебно-трудовой деятельности, сознательно направленного на предметное изучение, представляющее для него личностный смысл.

Одной из основных задач концепции непрерывного профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства является профильная школа:

- выявление наиболее способных учащихся, развитие их художественных наклонностей и интереса к художественно-педагогической деятельности;

- осуществление набора учащихся на элективные курсы по профилю «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» и «Технология»;

- разработка программ развивающего обучения: рисунку античной гипсовой головы (Аполлона, Дарифора, Антиноя); цве-товедения и колористики; тематической и декоративной композиции.

Подготовка учителя изобразительного искусства всегда велась на принципах межпредметной связи: рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного и народного искусства. В конце Хх в. и в начале XXI в. приоритетным в художественном образовании становится декоративное и художественное оформление архитектуры жилого помещения, административного и промышленного. Художественное и дизайн оформление в нашей повседневной жизни становится актуальным и просто необходимым в повседневной нашей жизни, на работе, в быту и на отдыхе тоже. Но так как приоритетные предметы становления учителя изобразительного искусства становятся такие, как художественное проектирование и художественный труд, в государственных стандартах переводят в разряд «Технологии», то в этом случае нам преподавателям изобразительного искусства в школе необходимо ввести интеграцию в изучении «Технологии» в интегрированной связи с предметами «Изобразительное искусство» и профилем «Мировая художественная культура». Абитуриенты, поступившие в архитектурно-строительные вузы, не могут просто обучаться от не знания основ черчения, проектной графики и начертательной геометрии. Эти предметы просто размыты в школьных программах. При успешном обучении в вузе указанные предметы нужно не просто знать, но и уметь выполнять задания на первом курсе: выполнение сборочного чертежа любой сложной детали и конструкции, уметь выполнять чертежи строительных объектов. Поэтому вузы, набирающие абитуриентов на первый курс, просто напросто переучитывают студентов 1 -го курса, назначая подготовительные годичные курсы по специальностям: «Дизайн», «Изобразительное искусство», «Архитектура и градостроительство» и др.

В этой связи, разработанная нами концепция включает программу обучения изобразительного искусства, как необходимое условие:

- межпредметную связь в обучении изобразительного искусства с профилем «Технология» с предметами (черчение, начертательная геометрия, компьютерная графика и др.);

- интегрированного обучения учащихся профильной школы и студентов среднего профессионального образования на базе «Учебно-производственных комбинатов» региона Черноземья (Воронежская область).

Теоретический анализ и собственные исследования непрерывного художественного образования позволили выявить мотивацию развития личности студента среднего профессионального образования в подготовке изобразительного искусства и дизайна:

- воплощение в непрерывное художественное образование принципов целостности, преемственности и системности;

- интеграции индивидуальных и социальных аспектов личности в развитии деятельного наблюдения, мышления и воображения;

- новой образовательной парадигмы, основанной на гуманистических концепциях идеологического подхода в обучении изобразительному искусству и дизайну;

- исследовательские подходы в диалектической природе художественного образования и психологического осознания художественного творчества личности.

В этой связи разработанная нами концепция высшего профессионального образования заключается в целевых задачах:

- разработка концепции непрерывного профессионального образования как целостной образовательной системы подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна;

- выявлена научно обоснованная модель системы непрерывного художественно-профессионального образования;

- уточнено определение «непрерывного профессионального образования» и раскрыто целостное видение системы НПО, получившая конкретизацию в прогнозируемых элементах государственных образовательных стандартах;

- разработан авторский подход к последовательному формированию учителя изобразительного искусства и дизайна;

- развита идея многоуровневой ступенчатой профессиональной художественной подготовки;

- разработано содержание курса практической методики (профильная школа, среднее профессиональное образование, высшая двухступенчатая подготовка учителя нового типа«Бакалавр», «Магистр» изобразительного искусства и дизайна;

- предложена авторская методика профессиональной уров-невой аттестации (профильная школа, колледж, Вуз) будущего учителя изобразительного искусства и дизайна как способа мониторинга качества художественного образования.

Концепция непрерывного профессионального образования, разработанная на основе комплекса философских, теоретико-методологических, психолого-педагогических, культурологических, социологических исследований и имеющая своей главной идеей рассмотрение непрерывного художественного образования как целостной образовательной системы.

Концепция является системой научных положений, рассматривающих понятие непрерывного профессионального образования; целостную панораму системы НПО; основные прогнозируемые элементы и нормы государственных образовательных стандартов НПО.

Понятие «непрерывного профессионального образования» мы трактуем как системно-целостное, преемственное интегрирование межпредметных связей в развитии восприятия - наблюдения, мышления - воображения и образных представлений при изображении рисунка, живописи, композиции, компьютерной графики, художественного проектирования.

«Основное направление развития системы НПО конкретизируется в соответствии с особенностями общего и профессионального развития изобразительного искусства как развития личности в последовательном обучении учащихся и студентов художественной грамоте в сфере норм государственных стандартов непрерывного профессионального образования» [4, с. 38].

Таким образом, разработанная нами концепция непрерывного профессионального образования должна стать важнейшим фактором гуманизации субъект - субъектных отношений студента и преподавателя в формировании новых жизненных позиций личности. Развивающейся системе непрерывного профессионального образования, общественным отношениям, необходимо современное образование, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принять ответственное решение в ситуации выбора, способы их сотрудничества, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за художественное образование, за судьбу страны в целом.

Индекс Наименование дисциплины и их основные разделы Всего часов

1 2 3

Требования к обязательному минимуму содержания специализированной подготовки направление «Бакалавр» по специальности: учитель изобразительного искусства

ДНМ.00 Дисциплины направления 7290

Федеральный компонент 1100

Т0.00 Теоретическое обучение 1050

ТО.Ф. Теоретическое обучение федерального компонента 768

0ГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 366

ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 366

П.00 Профессиональный цикл 1600

0ПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 900

ПМ.00 Профессиональные модули 460

ВЧЦ.ОПОП Вариативная часть циклов по ОПОП (определяется образовательным учреждением) 380

ДФ.00 Дисциплины факультативные 300

ИГА.00 Итоговая государственная аттестация «Бакалавра в соответствии с программой специализированной подготовки 2 недели

ДИМ.00 Цикл - дисциплины направления специализированной подготовки 3234

СДМ.00 Цикл - специальных дисциплин «Магистерской» подготовки 1734

ДВМ.00 Дисциплины по выбору студентов 300

НИРМ.00 Научно-исследовательская работа 2034

НИРМ.01 Научно-исследовательская и творческая работа 600

НИРМ.02 Научно-исследовательская практика для получения первичных профессиональных навыков бакалавр 192

НИРМ.03 Научно-исследовательская практика по профилю специальности (педагогическая) магистр 242

НИРМ.04 Подготовка «магистерской» диссертации 1000

ИГАМ.00 Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) 2 недели

Итого часов специализированной подготовки магистра 4068

ВСЕГО 11358

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица1

Разработка новых требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна по специальности 030800 изобразительное искусство и дизайн

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки «учителя нового типа Бакалавр», «Магистр» по специальности: учитель изобразительного искусства и дизайна должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

Разработка требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы двухступенчатой подготовки учителя нового типа «Бакалавр», «Магистр».

1-я ступень: подготовка учителя изобразительного искусства, направление «Бакалавр»;

2-я ступень: подготовка учителя изобразительного искусства и дизайна, направление «Магистр».

Новые требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя направления «Бакалавр», «Магистр» по специальности: изобразительное искусство и дизайн[5,с.5].

Срок реализации основной образовательной программы подготовки «магистра» по направлению 030800 «Учитель-магистр» изобразительного искусства и дизайна.

Срок освоения основной образовательной программы подготовки «магистра» при очной форме обучения составляет 213 недель, в том числе:

- образовательная программа подготовки «Бакалавра» 208 недель;

- специализированная программа подготовки «Магистра» -104 недели, из них:

- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую и творческую работу студентов, практикумы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии - 85 недель;

- практики - не менее 4 недели;

- итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы - не менее 2-х недель;

- каникулы (включая 4 недели после дипломного отпуска) не менее 13 недель.

4-й уровень - послевузовское дополнительное профессиональное образование из опыта зарубежных стран показывает, что путем расширения и совершенствования системы дополнительного профессионального образования (ДПО) можно значительно снизить социальную напряженность в обществе, решать другие социально-экономические задачи. В этой связи вузам необходимо активизировать деятельность совместно с работодателями по:

• расширению и диверсификации образовательных услуг, дополняющих базовое обучение;

• разработке программ переподготовки специалистов, востребованных рынком труда;

• выявлению новых ресурсов для решения проблем заня-поспи в долгосрочной перспективе уже сегодня необходимо, во-первых, выявит ь новые сегмент ы рынка т руда и заранее создать условия для подготовки специалистов и иных категорий ра-бопников для таких рынков; во-вторых, сформировать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ориентированные на получение работниками новых или расширение перечня уже существующих компетенций, направленных на повышение производительности труда в его сфере деятельности [6, с.150].

Основные задачи послевузовской переподготовки специалистов решаются следующими способами:

Библиографический список

• организация переподготовки и повышения квалификации специалистов по приоритетным направлениям развития вузов с целью приобретения новых компетенций, способствующих повышению производительности труда на рабочем месте и освоению современных производственных технологий;

• организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации рабочих с целью ускоренного овладения обучающимся одной и несколькими рабочими профессиями;

• организация повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений по приоритетным направлениям модернизации образования.

Профессиональная переподготовка для ведения нового вида профессиональной деятельности и повышение квалификации специалистов предприятий и организаций в вузах предусматривает:

• целевую подготовку специалистов для предприятий реального сектора художественного образования;

• организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки для научно-педагогических работников различных уровней образовательных учреждений и специалистов реального сектора художественного образования, в том числе в дистанционной и другой форме;

• организацию профессиональной переподготовки высвобождаемых работников, безработных граждан, подготовку их к выполнению новых трудовых функций, в т.ч. переподготовку специалистов для особых оформительских работ: декораторов, дизайнеров, художников оформителей;

• удовлетворение потребностей абитуриентов и студентов в получении дополнительных к базовому образованию общепрофессиональных и специальных знаний, в том числе обучение их рабочим профессиям, оказанием консультативных услуг в целях их адаптации к новым художественным и социальным условиям;

• информационная компетентность в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и дизайна (повышение компетенции преподавателей вуза в области использования компьютерных технологий обучения художественному проектированию и дизайну), эффективного использования электронных учебных изданий в образовательном процессе.

Таким образом, проведенный анализ становления теории и практики системы непрерывного профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна представлено выше, показал, что процесс этот происходит неравномерно и неоднозначно. Выявлено место традиционного обучения изобразительному искусству и дизайну, а также разработаны методы развивающего уровня обучения «Бакалавра» и «Магистра» образовательной триады развития личности в изобразительном искусстве, украшении и постройке. Наряду с этим теоретико-методическое исследование позволило выявить актуальное направление, методологические подходы и принципы в развитии высшей художественно-педагогической школе в рамках исследуемой проблемы. Виды изобразительного искусства и дизайна изучаются в процессе медпредметных связей и социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого может воспитываться, образовываться и развиваться личность, усваивающая социальные нормы, ценности и опыт. Изобразительно-дизайнерская деятельность аккумулирует знания, философско-эстетические и педагогические мысли и воззрения о художественной культуре, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс профессионального развития становления личности учителя изобразительного искусства и дизайна.

1. Саксонова, Л.П. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных курсов педагогического колледжа: дис. ... д-ра пед. наук. - Тольяти, 1997.

2. Кулешев, И.В. Современная концепция непрерывного образования. - М., 2006.

3. Учебный центр «Репетитор» // Уровни образования. - 2007. - № 10.

4. Чубик, П.С. Система непрерывного образования //Высшее образование в России. - 2010. - № 6.

5. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, направление 030800 изобразительное искусство: официальный текст. - М., 2009.

6. Жданов, Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительного образования // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. - Ростов-на-Дону, 1997.

Bidliography

1. Saksonova, L.P. Professionalizaciya khudozhestvennogo obrazovaniya studentov otdeleniya nachaljnihkh kursov pedagogicheskogo kolledzha: dis. ... d-ra ped. nauk. - Toljyati, 1997.

2. Kuleshev, I.V. Sovremennaya koncepciya neprerihvnogo obrazovaniya. - M., 2006.

3. Uchebnihyj centr «Repetitor» // Urovni obrazovaniya. - 2007. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.