ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
напарника. Социальное взаимодействие студентов приводит к заметному улучшению психологического климата в группе: студенты перестают быть соперниками, а становятся членами одной команды. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Почти все виды групповых форм организации обучения могут быть применены в условиях вузовского обучения. Это работа в парах с постоянными или меняющимися собеседниками, малые группы (два, три, четыре учащихся) и команды, когда вся группа делится на две части.
Групповую форму работы можно рассматривать как возможность управления становлением внутри-коллективных личностных взаимоотношений. Групповая форма работы является подготовкой учащихся к общению. Она способствует формированию учебной мотивации учащихся, обращению к товарищам по своей инициативе, получению и оказанию им помощи, обмену информацией. Групповые формы работы помимо коммуникативных навыков позволяют формировать навыки взаимодействия и сотрудничества, которые необходимы студентам в будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Чередов, И. М. Процесс обучения: методы, формы [Текст] : учеб. пособие / И. М. Чередов. — Омск : ОГПУ, 1997. — 77 с. — ISBN 5-8268-0152-6.
2. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе [Текст] : кн. для учителя / И. М. Чередов. — М. : Просвещение, 1988. - 159 с. - ISBN 5-09-000245-2.
3. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД. ф. — 02 — педагогика) / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина / Междунар. акад. наук пед. образования. — М.: Академия, 2002. — 567 с. — ISBN 5-7695-0878-7.
4. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. — М. : Просвещение: Владос, 1995. — 512 с. — ISBN 5-09-007343-0.
ИВАНОВА Инга Витальевна, аспирантка кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2010 г.
© И. В. Иванова
УДК 371.1 и 237 л. А. ИВАХНОВЛ
Омский государственный педагогический университет
КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
программы подготовки
МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В статье представлено содержание программы магистерской подготовки по направлению изобразительное искусство. Дано обоснование актуальным аспектам профессиональной деятельности специалиста в области художественного образования. Рассмотрены цели и задачи содержания образования на уровне магистратуры с позиций современных требований к профессионально-педагогической подготовке специалистов по изобразительному искусству.
Ключевые слова: магистратура, стандарт, учебный план, художественное образование, профессиональная деятельность, изобразительное искусство.
В исследованиях последних лет прослеживается мысль о том, что исторический процесс, в котором человек изменяет окружающий мир, следует рассматривать как образовательный, а образование — в качестве способа формирования человека внутри общества. Из сказанного следует, что образование в рамках специальности моделируется таким, каким видится будущее данного общества и каким представляется специалист конкретной области профессиональной деятельности. Этот тезис подтверждается материалами анализа содержания образования, его влияния на развитие общества в различных регионах мира (В. П. Беспалько, А. Н. Джуринский, А. И. Гала-ган, Джованни Гоццер, М. И. Кондаков, В. С. Леднев, Отто Михай, Питер Джеймс Мерфи, Мери Никсон,
В. Г. Разумовский, Исао Сузуки, Б. Саймон, Аттила Харват, и др.) [1—5]. Образование рассматривается как мощный фактор культуры. Оно должно быть направлено на все более полную реализацию потенциальных способностей личности.
В России система образования претерпевает кардинальные изменения, которые связаны с Болонским процессом — введением двухуровневого образования, стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения, переходом экономики на рыночные отношения, возникновением условий для интеграции в мировое общеобразовательное пространство.
Несомненно, подвергая реформе образовательные стандарты, необходимо сохранить сложившуюся
систему профессиональной подготовки студентов в вузе, основанную на систематизированных знаниях и предопределяющую логическую связь дисциплин.
В современной мировой педагогической науке разрабатывается международный стандарт для различных уровней образования. Поэтому, формируя национальную концепцию образования, нельзя игнорировать международный опыт. Однако анализ научной литературы показывает, что ориентация содержания образования на общемировой уровень может быть эффективной, если учитываются национальные традиции в образовании и особенности «национальной картины мира»; при разнообразии школ конструирование образования опираются на государственный стандарт — минимум, предполагающий заданный объем образовательной программы; не считается панацеей заведомо ни компьютеризация, ни алгоритмизация; содержание образования и методы обучения должны быть многомерными [5].
Проблемам разработки образовательных стандартов и нового содержания образования посвящено немало работ в России и странах СНГ (О. Абдуллина, Н. Маркова, Н. Коршунова, В. Агудов, С. Чакликова. Р. Башаров, Д. Казакбаева, М. Берулава и др.). В них рассматриваются различные аспекты образования: конструирование содержания образовательных стандартов, формирование человека культуры, состояние и перспективы гуманизации образования, проблема, структурирования мирового образовательного пространства. Однако, так или иначе, проблема содержания образования — это проблема формирования профессиональной готовности специалиста, следовательно, проблема разработки образовательного стандарта профессиональной подготовки. Причем такой подготовки, при которой личность, усваивая существующий профессиональный опыт, получала бы возможность творческого, в том числе, спонтанного саморазвития, творческой самореализации.
Учебный план подготовки магистров художественного образования, разработанный под руководством и при участии автора данной статьи, ориентирован на подготовку специалиста к творческой самореализации в решении задач художественно-эстетического воспитания учащихся, в процессе художественного творчества. Рабочий учебный план соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника магистратуры по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство».
Художественное образование и эстетическое воспитание учащихся входят в систему ключевых понятий модернизации содержания общего среднего образования. Новое качество образовательных результатов связано с формированием ключевых компетентностей в различных сферах деятельности и обусловлено обновлением содержания обучения. Становление художественно-эстетической компетентности, включающей основы изобразительной грамоты и развитие художественно-творческих способностей учащихся, обусловлено наличием квалифицированных кадров, подготовленных к проектированию содержания и реализации задач художественного образования.
В связи с этим дальнейшего совершенствования требует научно-теоретическая и практическая подготовка будущих художников-педагогов, осуществляемая в условиях магистратуры на специальных дисциплинах.
Цель программы — повышение уровня художественно-творческой, научно-исследовательской, про-
фессионально-методической, педагогической подготовки специалистов в области художественного образования средствами изобразительного искусства. Концептуальная основа программы ориентирована на формирование специалистов по изобразительному искусству к усвоению, трансляции и дальнейшему развитию мировой и национальной художественной культуры, на подготовку специалистов художественного образования, обладающих высокой степенью информированности о современных отечественных и зарубежных системах художественного образования и технологии художественного творчества, специалистов, готовых к научно-исследовательской, педагогической и художественно-творческой деятельности.
Художественная деятельность рассматривается в учебном процессе магистратуры, как профессиональная, то есть она связана с научным поиском, с преобразованием педагогической действительности, выполнением художественных работ, проектированием содержания дисциплин изобразительного цикла, как лежащая в основе педагогического труда:
— организация общения средствами искусства;
— развитие творчества учащихся, направленного на усвоение и дальнейшее развитие художественной культуры;
— профильное обучение учащихся изобразительному искусству.
В условиях магистратуры организуется усвоение всех направлений деятельности специалиста по художественному образованию:
— теория и методика научного исследования по направлению «Художественное образование»;
— технология обучения изобразительному искусству;
— опыт методической и педагогической работы художника-педагога;
— опыт художественного творчества;
— проектирование содержания дисциплин по художественному образованию.
Задачи программы:
— обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов художественного образования, необходимых для научно-педагогических и художественно-творческих объединений, высших и средних учебных учреждений;
— изучить проблемы истории художественного образования, освоить новейшие технологии и методики преподавания живописи, графики, декоративноприкладного искусства, компьютерной графики;
— обеспечить углубленное освоение образовательно-профессиональной программы, овладение основами научно-исследовательской, экспериментально-педагогической, художественно-творческой работы;
— создать условия для реализации студентами в процессе обучения индивидуальных научно-исследо-вательских программ, для совершенствования научных знаний и выработку навыков в организации и проведении научных, художественно-педагогиче-ских и искусствоведческих исследований;
— повысить уровень художественно-педагогического образования и создать условия для получения профессиональных знаний в объеме, соответствующем современной художественной культуре и обеспечивающем конкурентоспособность подготовки специалистов.
Программа соответствует Государственному стандарту по направлению «Художественное образование».
Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра включает: изучение литературы, подготовку научных рефератов, участие в выставках творческих работ, конкурсах; выполнение курсовых работ и выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации, участие магистратов в научных семинарах, конференциях; специализацию в области живописи, графики, методики обучения изобразительному искусству и подготовку к научной деятельности в конкретной области.
Содержанием деятельности студентов во время научно-исследовательской практики может быть анализ библиографических источников по изучаемой проблеме, подготовка статей, докладов и выступлений на научных конференциях (семинарах, заседаниях проблемных групп и лабораторий и т.д.), а также экспериментальная работа, связанная с получением новых результатов.
Художественно-творческая часть программы подготовки магистра должна обеспечить:
— развитие художественно-творческого потенциала студента;
— совершенствование способов работы художественными материалами, средствами и приемами художественной деятельности;
— углубление опыта художественного творчества;
— возможность педагогического использования художественно-творческих форм деятельности.
Аттестация по научно-исследовательской практике предполагает отчет магистранта на заседании кафедры, включающий доклад (научно-методической) конференции, публикация статьи в сборнике научных трудов, участие в коллективной или персональной выставке творческих работ.
Научно-исследовательская практика проводится на базе профильных школ, средних и высших учебных заведений, которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области художественного образования. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной ими программе, связанной с темой магистерской диссертации. По итогам практики студентом представляется аналитический отчет с описанием методики и полученных результатов экспериментального исследования.
На художественно-творческой практике студентам предоставляется возможность художественной деятельности в профильном виде искусства, расширяющей его художественный опыт и углубляющей его профессиональную компетенцию. По итогам практики представляется отчет с описанием проделанной работы, персональная или коллективная выставка творческих работ.
Содержанием педагогической практики является проектирование образовательных и учебных программ для определенного типа учебного заведения (среднего и высшего), а также непосредственная педагогическая (преподавательская) деятельность в нем. Научно-педагогическая практика призвана обнаружить овладение студентами современными технологиями и методиками обучения. По итогам практики студенты представляют отчет с анализом всех сфер его деятельности в период практики.
Аттестация по научно-педагогической практике предполагает отчет студента на заседании кафедры, включающем качественную оценку деятельности студента, которая дается в аттестационном листе, подписанном руководителем учебного заведения (или
его подразделения), на базе которого была организована практика.
Содержание образования в магистратуре представлено блоками дисциплин инварианта (базисного компонента) и вариативной подготовки.
Содержание дисциплин предполагают информацию, которая составляет ориентировочную основу будущей профессиональной деятельности. На 5-м курсе обучения осуществляется углубленная подготовка по современным проблемам художественно-педагогического образования, методологии психологопедагогических исследований, а также закладывается основа профессионального становления магистра художественного образования. С этой целью на 5-м курсе осуществляется специальная подготовка посредством таких дисциплин, как «Научные основы методики обучения изобразительному искусству», «Материалы и технологии графики», «Материалы и технологии живописи», «Современные проблемы ДПИ».
На б-м курсе осуществляется углубленная профессиональная подготовка магистра за счет овладения знаниями и умениями в области освоения техник эстампа, компьютерных технологий в прикладной графике, специальной живописи.
Суть концепции подготовки художников-педа-гогов на уровне магистратуры состоит в том, чтобы сформировать специалиста интегративного типа, обеспечить возможность овладения возможно большим количеством объектов профессиональной деятельности. Эта идея реализуется в Учебных планах через специальные дисциплины. Концепция интегративной подготовки специалистов в высшей школе предполагает введение в Учебный план дисциплин синтезирующего типа, различных видов практической подготовки, отражающих объекты профессиональной деятельности. То есть подготовка специалистов многофункционального направления ставит в ряд актуальных проблему усиления комплексных дисциплин. Цель каждой специальной дисциплины заключается в подготовке студентов к профессии по профилю данного учебного предмета.
Интегративный курс «Научные основы методики обучения изобразительному искусству» раскрывает взаимосвязь различных аспектов профессиональной деятельности учителя, моделирует педагогический процесс на уроке, интегрирует материал специальных дисциплин. Данный курс отражает специфику профессиональной деятельности современного учителя изобразительного искусства, направлен на формирование знаний и умений, развитие способностей, усвоение современных технологий обучения искусству, а также позволяет раскрыть роль учителя в проектировании содержания художественного образования, организации изобразительной деятельности детей и восприятия изобразительного искусства, в развитии их общих и художественных способностей. Таким образом, в структуру курса включены темы, которые наиболее полно отражают принципы художественного образования и эстетического воспитания учащихся.
Ведущим принципом содержания художественного образования является единство восприятия и практической художественной деятельности. Вместе с тем в научной литературе содержится обоснованное утверждение, что в педагогическом процессе наименее разработанным компонентом является общение учителя и учащихся, которое должно соответствовать содержанию и методике преподавания предмета, а также обеспечивать их реализацию (В. А. Кан
Калик, В. А. Мудрик, Л. А. Петровский и др.). Предметом общения учителя изобразительного искусства является искусство. Общение средствами искусства— это художественное восприятие и познание законов прекрасного в искусстве и действительности, создание красоты собственными руками по изученным законам, которое имеет огромное значение для всестороннего развития личности школьников. Однако самостоятельно разобраться в потоке художественной информации, сложном и многообразном мире искусства школьники не в состоянии. Решить эту проблему может предметно подготовленный учитель, знающий особенности художественного восприятия. Поэтому актуальным аспектом профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства является организация художественного восприятия учащихся.
Важнейшей частью занятий по изобразительному искусству является иллюстрирование. Проведение занятий по иллюстрированию и оформлению книг требует от будущих учителей специальных знаний и умений: системного представления об этапах процесса работы художника над книгой, практического выполнения проекта художественного оформления книги, овладение технологией проведения уроков иллюстрирования литературных произведений с учетом процесса работы художника над иллюстрацией.
Отличительной чертой современных программ по изобразительному искусству является то, что в них много внимания уделяется изучению дизайна, как специфической области профессиональной деятельности. Обучение дизайну становится учебной проблемой, требующей адекватной подготовки учителя изобразительного искусства. Результативным для ее решения является проектное обучение. Проектное обучение метод подготовки будущих специалистов, который включает репродуктивные формы — лекции, беседы и самостоятельный поиск учебно-творческого выражения замысла в проекте. Выполнение задания — проекта обеспечивает индивидуализацию обучения студентов, расширение объема профессиональных знаний и способов решения творческих задач в области методики обучения дизайну.
В настоящее время большое внимание уделяется реформе образования. Педагог осуществляет реформу образования непосредственно, а ее результат зависит от умения учителя проектировать содержание учебного предмета. В этой связи структурным элементом подготовки учителей изобразительного искусства является проектирование содержания художественного образования учащихся.
Диагностика общих и изобразительных способностей важный аспект деятельности учителя. Методика диагностики художественного развития осуществляется по рисункам детей. Учителю важна информация об актуальном эмоциональном самочувствии детей, их отношениях в семье, в коллективе, с окружающим миром. В этой связи студенты знакомятся с рисуночными тестами, как средством изучения интеллектуального и художественного развития детей, с методикой применения тестовых показателей к рисункам, а также с методикой изучения цветовых предпочтений детей, эмоционального состояния ребенка и его корректировки с помощью цвета.
Вариативность обучения и учет индивидуальных познавательных интересов, склонностей обеспечивается дисциплинами и курсами по выбору по каждому блоку дисциплин и дисциплинами специализации. Тематика курсов по выбору обеспечивает реализацию целей и задач подготовки магистров и учитывает
возможности профессорско-преподавательского состава в плане научно-методической разработанности художественно-педагогических проблем, научных интересов, актуальных проблем художественного образования.
По специальной подготовке включены курсы печатной графики, прикладной графики средствами компьютерных технологий, станковой живописи, композиционного построения художественного произведения. Специальные дисциплины построены культуросообразно, то есть содержание специальных дисциплин конструируется адекватно соответствующей области культуры и включает все элементы культуры.
Отсюда следует, что учебная дисциплина нацелена на передачу культуры в конкретной области деятельности, а содержание подготовки магистрантов по конкретному учебному предмету направлено на профессиональное становление, формирование компетенций — знаний, умений, навыков, способностей и опыта творчества в объекте профессиональной деятельности.
Специальные дисциплины позволяют полнее раскрыть наклонности и определить профессиональное будущее специалистов в области художественного образования по направлению «Изобразительное искусство».
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра художественного образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, которые определены стандартом образования. Это задачи, ориентированные нанаучно-иссле-довательскую художественно-творческую работу в области изобразительного искусства и художественного образования, на использование современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, на овладение современными методами исследований, которые применяются в области художественного образования. Важными составляющими профессионального становления магистрантов являются рефлексия, умение анализировать результаты процесса обучения художественным дисциплинам в различных типах учебных заведений, а также умение проектировать и реализовывать на практике новое содержание учебных предметов. Овладение диагностическими методиками позволяет исследовать уровень подготовки учащихся, определять затруднения, возникающие в процессе обучения, а также уровень развития художественных способностей. С учетом данных диагностики применять индивидуальные или групповые коррекционные методики. Большое значение приобретает творческое саморазвитие выпускников магистратуры и их методические компетенции, обеспечивающие участие в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими), а также позволяющие реализовать индивидуальные потребности и интересы в области художественного и научного творчества.
Таким образом, началом в отборе содержания образования на уровне теоретического представления, где выходным параметром является Учебный план, служит ориентация на перспективную профессиональную деятельность. Включение в Учебный план и магистерскую программу учебных предметов, построенных адекватно соответствующей области культуры и профессиональной деятельности, создает определенный стандарт подготовки и базу для твор-
ческого развития личности. Вышеизложенная магистерская программа включает в себя идеи диалога, сотрудничества, совместной деятельности, предполагает вариативность подготовки с учетом потребностей и интересов личности, опору на ее субъективный опыт, помощь в самоопределении, направленность на формирование личностно значимых обобщенных способов профессиональной деятельности, на творческую самореализацию с учетом субъективного опыта и ценностных ориентаций.
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Проблемы образовательных стандартов в СШАи России [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. — 1995. — № 1. - С. 89-94.
2. Галаган, А. И. Реформы систем высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы [Текст] / А. И. Галаган // Проблемы академической и профессиональной мобильности в евразийском регионе на пороге XXI века : материалы Межунар. науч.-практ. конф. МАН ШВ. — Алматы, 1996. — С. 39-40.
3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учебное пособие [Текст] / А. Н. Джуринский. — М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
4. Мерфи, П. Д. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии. [Текст] / П. Д. Мерфи, М. Никсон // Высшее образование в Европе. — Европейский центр по высшему образованию ЮНЕСКО. — 1993. —Т. XVIII. — № 4. — С. 127-143.
5. Разумовский, В. Т. Отечественная школа: взгляд со стороны. [Текст] / В. Т. Разумовский//Педагогика. — 1992. — № 910. — С. 3-7.
ИВАХНОВА Любовь Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания института искусств.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2010 г.
© Л. А. Ивахнова
УДК 371.389. К 959 д. в. КУЧЕРОВА
Омский государственный педагогический университет
ШРИФТ
КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ОСНОВАМ ДИЗАЙНА________________________________
В статье рассматриваются теоретические основы шрифта как важной части в профессиональном становлении студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна. В данной статье определены основные знания, умения и навыки, способности, которые необходимы студентам для работы над шрифтом и шрифтовыми композициями, для обучения учащихся шрифту.
Ключевые слова: шрифт, рисованный шрифт, шрифтовая композиция, выразительность шрифта.
В профессиональном становлении будущих художников и дизайнеров большое значение придается изучению шрифта. Сегодня шрифт проник во все сферы общественной жизни, он является не только средством передачи информации, но его также рассматривают как форму искусства, как часть культуры. По этому поводу Ю. Герчук говорил, что «культура шрифта — неотъемлемая и важная часть общей художественной культуры своего народа, своего времени, своего стиля. Каждый новый шрифт создается художником именно для удовлетворения изменяющихся потребностей художественной культуры» [1.С.7].
Шрифт является одним из важных художественных средств, которым необходимо овладеть как ху-дожнику-педагогу, так и дизайнеру. В этой связи необходимо рассмотреть понятие «шрифт». Обще-
известным считается, что слово «шрифт» немецкого происхождения (зсИпЛ) — которое переводится как письмо, почерк, начертание букв. Помимо этого определения «шрифт» рассматривается как: «комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит (лат., рус., араб., греч. и др.), а также шрифты и знаки. Шрифты различаются характером рисунка, наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жирный), размером (кегль)» [2, с. 1529]. Другое определение понятия «шрифт» показывает единство всех элементов шрифта: «шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр, и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами шрифтом называется графическая форма определенной системы письма» [3, с. 21 ]. Таким образом, в широком понимании «шрифт» пред-