УДК 741
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ «БАКАЛАВР» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
© Александр Г ригорьевич ПЛАХОТНИКОВ
Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, e-mail: [email protected]
Представлена модель подготовки квалифицированного специалиста соответствующего уровня высшего образования и профиля, компетентного, свободно владеющего своей профессией, и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Задачами исследования являются: изучение практических возможностей подготовки учителя изобразительного искусства в образовательной системе, определяющей суть непрерывного профессионального образования, предпосылки и пути реализации развивающих методов и форм обучения.
Ключевые слова: бакалавр; развивающее обучение; система; принципы; учитель; искусство; дизайн; вузовский компонент.
Разработка прогностической «модели» 3-го уровня, 2-ступенчатой профессиональной университетской подготовки
учителя изобразительного искусства, направление: «Бакалавр»
Важнейшей проблемой современной системы профессионально-художественного образования XXI в. является качество подготовки не только научно-педагогических кадров, но всех специалистов в области изобразительного искусства и дизайна. В Российской образовательной политике генеральной стратегической линией является модернизация, как политическая и общенациональная задача обеспечения «современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [1, с. 2].
«Модель системы непрерывного профессионального образования в интегрированной подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна включает следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные и развивающие формы и методы, создание педагогических условий.
Огромное значение в системе непрерывного профессионального образования в подготовке учителя изобразительного искусства, направление: «бакалавр» играет создание
педагогических условий художественно-развивающей среды, которая опирается на исследование соотношения проблемы обучения и развития студентов степени «Бакалавр», позволяющих выявлению новых аспектов теоретического и практического осмысления сущности методов и форм развивающего обучения в вузе. Что безусловно влияет на формирование педагогических условий, позволяющих стимулировать нравственное становление и развитие личности студентов направления «Бакалавр» в системе непрерывной профессиональной интегрированной подготовки учителя изобразительного искусства.
Современные методы и формы поэтапного развития триады (изобразительное искусство, украшения и постройки), с одной стороны, и развитие деятельного восприятия, мышления, воображения и образных представлений студентов - с другой, в совместной деятельности с преподавателями в коммуникативном диалоге в форме (в соответствии с ролями) «Зритель» на первом этапе, «Художник-дизайнер» на втором этапе и «Учитель» на третьем этапе системы непрерывного профессионального образования подготовки учителя нового типа университетской 2-ступенчатой подготовки «Бакалавр» и «Магистр», квалификации «Учитель изобразительного искусства и дизайна».
В концепции модернизации российского образования отмечается, что повышение ка-
чества образования необходимо для того, чтобы выполнялась основная цель профессионального образования - «подготовка квалификационного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту...» [2, с. 224]. Кроме того, в концепции декларировано, что «государство возвращается в образование как гарант качества образовательных услуг», и обозначены основные цели - доступность, эффективность и качество [3, с. 224-225].
Методологической основой исследуемой проблемы является организация научно-педагогического обеспечения системы непрерывного профессионального образования в современных условиях, определяющая следующие задачи исследования.
1. Изучение теории и практических возможностей, опыт подготовки учителя изобразительного искусства как образовательной системы, определяющей суть непрерывного профессионального образования, его предпосылки и пути реализации в развивающих методах и формах обучения.
2. Характеристика истории, теории и практики непрерывного профессионального образования «профильная школа - колледж -вуз» как система начального, среднего и высшего профессионального образования на основе взаимодействия принципов развития и совершенствования творческой личности учителя-художника.
3. Формы и методы развивающего обучения в профессионально-художественной подготовке в условиях 2-ступенчатого университетского образования учителя нового типа степени «Бакалавр» и «Магистр» изобразительного искусства и дизайна.
4. Разработка и апробация образовательных технологий, ориентированных на решение проблемы развивающего обучения конкретной художественно-профессиональной деятельности.
5. Раскрыть специфику оценочно-диагностических методик изучения качества непрерывного профессионального образования в подготовке учителя нового типа «Бака-
лавр» и «Магистр» изобразительного искусства и дизайна.
Современное профессионально-художественное образование, обусловленное инновациями государственной политики РФ, должно базироваться на совершенно новых приоритетных принципах:
- принцип демократизации, предполагающий, что система НПО «общеобразовательная школа - колледж - вуз» как учебновоспитательные учреждения осуществляют свою воспитательную деятельность на демократических началах во всех ее формах и проявлениях, таких как управление и со-управление учебного и воспитательных процессов, педагогического управления, ученическое (студенческое) самоуправление, отношение между педагогами и учащимися (студентами), отношение между органами педагогического управления и ученическими (студенческими) органами самоуправления и др.;
- принцип сотрудничества, включающий такой стиль и характер работы, который обеспечивает сотрудничество педагогических работников и студентов;
- принцип дифференциации и индивидуализации, предполагающий в воспитании обучающихся учет различий, обусловленных возрастными и индивидуальными особенностями, конкретными условиями воспитательного процесса во всех типах учебных заведений;
- принцип гуманизации, провозглашающий как нормы гуманистические отношения между всеми участниками воспитательного процесса, пронизывающий его цели, содержание, формы, методы и средства воспитательной работы, утверждающий доверие к человеку, уважение к его достоинству, к его праву на всестороннее развитие, проявление инициативы и творчества.
Последний принцип, на наш взгляд, является приоритетным в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования.
Систему непрерывного профессионального образования необходимо гуманизировать.
Об этом сегодня много говорят и пишут. Вопросы гуманизации обсуждаются на научных конференциях, симпозиумах. Они находятся в центре внимания ученых советов вузов. Это и понятно. Ведь мы должны иметь
государственную политику в сфере образования, высшей школы, адекватной нынешней ситуации, нынешнему переломному этапу в преобразовании общества. А такая политика должна опираться на гуманизацию всех сфер образования [3, с. 5-6].
Рассмотрев вышеперечисленные принципы воспитательной работы в системе НПО мы считаем, что необходимо представить некоторые из существующих подходов к разработке технологий учебной, учебно-исследовательской и исследовательской деятельности учащихся и студентов, учитывая особенности исследовательской деятельности учащихся на довузовском этапе обучения. Мы выделили основные принципы технологического подхода к управлению исследовательской деятельности учащихся на вузовском этапе обучения.
1. Принцип предварительного проектирования, включающий разработку предварительной ориентировочной тематики проблем исследования.
2. Принцип целеобразования, включающий выявление и постановку проблемы исследования, оптимальную реализацию возможностей учащихся и преподавателей.
3. Принцип целостности, предполагающий установление причинно-следственных связей исследуемого явления, предвидения хода его развития.
4. Принцип поэтапности развивающих методов и форм обучения учащихся и студентов.
5. Принцип воспроизводимости, позволяющий последовательное воплощение элементов педагогической технологии любым преподавателем и достижение планируемых результатов учащимися и студентами [2, с. 88-89].
На этой основе технологии управления исследовательской деятельности учащихся и студентов на довузовском и вузовском этапах обучения выступают как средство развития готовности к исследовательской деятельности учащихся и студентов за счет приобретения ими в процессе выполнения исследования новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в научном сообществе и социуме [1, с. 89].
Первой ступенью высшего профессионального образования «Учителя изобразительного искусства и дизайна» является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжать высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании.
«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «Бакалавр».
Виды изобразительного искусства высшего образования изучаются в процессе межпредметных связей и социального взаимодействия, в ходе которого может восприниматься, образовываться и развиваться личность, усваивающая социальные нормы ценности и опыт. Изобразительная деятельность студентов аккумулирует знания, философско-эстетические и педагогические мысли, воззрения о художественной культуре, т. е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс профессионального развития становления личности студента высшего образования, направления «Бакалавр» по специальности: учитель изобразительного искусства.
Таким образом, выявлено место в модернизированной программе художественного образования, в системе непрерывной подготовки учителя изобразительного искусства. А также разработаны методы развивающего обучения направления «Бакалавр» образовательной триады развития личности в изобразительном искусстве, украшении и декорировании, в художественном проектировании. Наряду с этим теоретико-методическое исследование позволило выявить актуальные направления, методологические подходы и принципы развития личности студента в высшей художественно-педагогической школе в рамках системы исследования непрерывного профессионального образования.
Таблица 1
Разработка прогностической модели модернизации основной образовательной программы подготовки учителя изобразительного искусства направления «Бакалавр» по специальности 030800 «Изобразительное искусство»
Индекс Наименование дисциплины и их основные разделы Всего часов
ГСЭ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 1500
ГСЕ.Ф.00 Федеральный компонент 1050
ГСЕ.Ф.01 Иностранный язык 340
ГСЭ.Ф.02 Физическая культура 408
ГСЭ.Ф.03 Отечественная история 32
ГСЭ.Ф.04 Культурология 32
ГСЭ.Ф.05 Политология 32
ГСЭ.Ф.06 Правоведение 36
ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи 32
ГСЭ.Ф.09 Социология 32
ГСЭ.Ф.10 Философия 64
ГСЭ.Ф.11 Экономика 42
ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 225
ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 225
ЕН. Общие математические и естественно научные дисциплины 400
ЕН.Ф.00 Федеральный компонент 320
ЕН.Ф.00 Математика и информатика 100
ЕН.Ф.02 Концепция современного естествознания 120
ЕН.Ф.03 Технические и аудиторные средства обучения 100
ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 80
ОПД Общепрофессиональные дисциплины 1600
0ПД.Ф.01 Психология 300
ОПД.Ф.02 Педагогика 300
ОПД.Ф.03 Основы специальной педагогики и психологии 720
ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения изобразительному искусству 392
ОПД.Ф.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 72
ОПД.Ф.06 Основы медицинских знаний 72
ОПД.Ф.07 Безопасность жизнедеятельность 72
ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 160
ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 160
ДПП Дисциплины предметной подготовки 4934
ДПП.Ф.00 Факультативный компонент 4534
ДПП.Ф.01 История изобразительного искусства 500
ДПП.Ф.02 Перспектива 80
ДПП.Ф.03 Рисунок 1000
ДПП.Ф.04 Живопись 1000
ДПП.Ф.05 Композиция 400
ДПП.Ф.06 Скульптура и пластическая анатомия 250
ДПП.Ф.07 Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом 400
ДПП.Ф.08 Художественное оформление в школе 100
ДПП.Ф.09 Основы черчения, начертательной геометрии 220
ДПП.Ф.10 Компьютерная графика 84
ДПП.ДС Национально-региональный (вузовский) компонент 200
ДПП.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 200
ФТД.00 Факультативные 450
ФТД.01 Художественное проектирование 225
ФТД.02 Предметный дизайн 225
ФТД.03 Народно-художественные ремесла 450
Итого Всего 9334
Таблица 2
Профессионально-художественное высшее образование в системе модернизации непрерывной подготовки учителя нового типа направления «Бакалавр» по специальности 030800 «Изобразительного искусство»
3
1. Зива В.Ф. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России. М.,
2009.
2. Петров Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы. М., 2006.
UDC 741
PROGNOSTIC MODEL OF MODERNIZATION OF PROFESSIONAL-ART EDUCATION DIRECTION “BACHELOR” ON SPECIALITY: TEACHER OF THE FINE ARTS
Aleksander Grigoryevich PLAKHOTNIKOV, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Fine Arts Department, e-mail: [email protected]
It is presented by the purpose of preparation of the qualified expert of corresponding level of higher education and a profile, competent, freely owning the trade, and focused in allied industries of the activity, capable to effective work on a specialist at level of the world standards, ready to constant professional growth. Problems research is: studying of practical possibilities of preparation of the teacher of the fine arts in educational system defining an essence of continuous vocational training, the precondition and a way of realization of developing methods and modes of study.
Key words: bachelor; developing training; system; principles; teacher; art; design; high school component.
Актуальные проблемы профессиональнопедагогического образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Е.А. Левановой. Калининград, 2002. Вып. 12.
Поступила в редакцию 11.01.2012 г.