Научная статья на тему 'Система непрерывной подготовки студентов- дизайнеров на основе сетевого взаимодействия «Художественная школа - колледж - вуз» (на примере дисциплины «Рисунок»)'

Система непрерывной подготовки студентов- дизайнеров на основе сетевого взаимодействия «Художественная школа - колледж - вуз» (на примере дисциплины «Рисунок») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / DESIGN / DESIGN- EDUCATION / CONTINUOUS PREPARATION / CONTINUITY / ACADEMIC DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Г.П.

В статье рассматривается концепция дизайн- образования в системе непрерывной подготовки студентов на основе сетевого взаимодействия художественная школа - колледж - вуз, на примере дисциплины «рисунок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF STUDENTS - DESIGNERS ON THE BASIS OF NETWORK INTERACTION ART SCHOOL - COLLEGE - HIGHER EDUCATION INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "DRAWING")

In article the concept design educations in system of continuous training of students on the basis of network interaction art school college higher education institution, on the example of discipline "drawing" is considered. Training of specialists in the field of design has to begin in the childhood with visit of art schools, schools of arts where teachers artists fully train in all arsenal of knowledge which is necessary both for independent creativity, and for receipt to Susa and higher education institutions, forming thereby continuity of education, i.e. continuity. The continuity is "vertical integration" of education steps preschool, initial, average, additional, special, the highest, etc. This system assumes a transition of each education level to the subsequent. All art and design higher education institutions of our country are based on the academic school of drawing that assumes preparation for it even before receipt in higher education institutions. The academic drawing is the main examination defining degree of readiness of the entrant, a high quality of drawing performance is required. In this regard long-term art preparation at the level of CAS (children's art schools), CSA (children's schools of arts), or preparation at the level of school or college is necessary for entrants. The system of continuous training of students designers in the academic specifics of drawing can be presented the following levels: а). Comprehensive school; b). Additional education on the basis of children's art schools and schools of arts; c). Training courses for entrants; d). College, school, higher educational institution; e). Postgraduate education postgraduate study, doctoral studies, a course network of establishments of professional development.

Текст научной работы на тему «Система непрерывной подготовки студентов- дизайнеров на основе сетевого взаимодействия «Художественная школа - колледж - вуз» (на примере дисциплины «Рисунок»)»

УДК 378:74

Г.П.Ахметова

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ- ДИЗАЙНЕРОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИ ПЛИНЫ «РИСУНОК»)

В статье рассматривается концепция дизайн- образования в системе непрерывной подготовки студентов на основе сетевого взаимодействия художественная школа - колледж - вуз, на примере дисциплины «рисунок».

Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, непрерывная подготовка, преемственность, академиче-ский рисунок.

Galina Akhmetova SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF STUDENTS - DESIGNERS ON THE BASIS OF NETWORK INTERACTION ART SCHOOL - COLLEGE - HIGHER EDUCATION INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "DRAWING")

In article the concept design - educations in system of continuous training of students on the basis of network interaction art school — college — higher education institution, on the example of discipline "drawing" is considered.

Training of specialists in the field of design has to begin in the childhood with visit of art schools, schools of arts where teachers - artists fully train in all arsenal of knowledge which is necessary both for independent creativity, and for receipt to Susa and higher education institutions, forming thereby continuity of education, i.e. continuity. The continuity is "vertical integration" of education steps - preschool, initial, average, additional, special, the highest, etc. This system assumes a transition of each education level to the subsequent. All art and design higher education institutions of our country are based on the academic school of drawing that assumes preparation for it even before receipt in higher education institutions. The academic drawing is the main examination defining degree of readiness of the entrant, a high quality of drawing performance is required. In this regard long-term art preparation at the level of CAS (children's art schools), CSA (children's schools of arts), or preparation at the level of school or college is necessary for entrants. The system of continuous training of students - designers in the academic specifics of drawing can be presented the following levels: а). Comprehensive school; b). Additional education on the basis of children's art schools and schools of arts; c). Training courses for entrants; d). College, school, higher educational institution; e). Postgraduate education - postgraduate study, doctoral studies, a course network of establishments of professional development.

Keywords: design, design- education, continuous preparation, continuity, academic drawing.

В настоящее время возрос спрос на дизайнеров, необходимых для различных отраслей. Профессия дизайнера становится как никогда востребованной, поэтому перед высшими учебными заведениями, выпускающими специалистов такого профиля, стоит серьезная задача качественной подготовки студентов. В России за последние несколько десятилетий наблюдается тенденция к расширению географии дизайн - образования, появляются новые факультеты и кафедры. В связи с этим подготовка специалистов-дизайнеров требует постоянного совершенствования вузовской ме-тодики обучения. Главной задачей художественного образования является формирование компе-тентной всесторонней развитой личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому актуальным является вопрос о формировании профессиональной компетентности дизай-неров в рамках профессиональной подготовки в вузе.

Подготовка специалистов в области дизайна, по нашему мнению, должна начинаться еще в детстве с посещения художественных школ, школ искусств, где преподаватели-художники в полной мере обучают всему арсеналу знаний, который необходим как для самостоятельного творчества, так и для поступления в ссузы и вузы, образуя тем самым непрерывность образования, т.е. пре-емственность. Преемственность-это «вертикальная интеграция» ступеней образования - дошколь-ного, начального, среднего, дополнительного, средне-специального, высшего и т.д. Эта система пред-полагает переход каждого уровня образования на последующий.

Основные тенденции непрерывного образования наметились в 1992 году с принятием «Закона об образовании», в котором система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различ-ного уровня и направленности. Кроме этого, в данном законе дана новая концепция профессиона-льного образования, построенная на основе фундаментальной, гуманитарной и многоуровневой подготовки специалистов, закреплено право выпускников средних специальных учебных заведений обучаться в высших учебных заведениях по родственным специальностям в сокращенные сроки.

Реализация целей развития непрерывного образования в России нашла отражение в Феде-

ральной целевой программе «Образование». В данной программе содержится задача развития совре-менной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающая совершенство-вание содержания и технологий образования, а также развитие системы обеспечения качества образовательных услуг и совершенствования экономических механизмов в сфере образования [1].

Все художественные и дизайнерские вузы нашей страны базируются на академической школе рисования, что предполагает подготовку к ней еще до поступления в вузы. Академический рисунок является профилирующим экзаменом, определяющим степень подготовленности абитуриента, соответственно уровень требований к качеству выполнения рисунка очень высок. В связи с этим абитуриентам необходима многолетняя художественная подготовка на уровне ДХШ (детских худо-жественных школ), ДШИ (детских школ искусств), или подготовка на уровне училища или колледжа.

Учебное рисование ставит целью передать учащимся только конкретные знания, перешедшие по традиции, а также приобретенный и проверенный опыт в искусстве.[8].

Теория и практика искусства академического рисования берет свое начало с Эпохи Возрождения (XV век) и вносит огромный вклад в образовательное обучение рисованию.

Автор ценных методических трактатов об искусстве эпохи Возрождения, Леон Батиста Аль-берти считал, что эффективность обучения искусству зависит, прежде всего, от научной осведомленности юного художника [1].

Величайший мастер эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи рассматривал рисунок как серьезную научную дисциплину [6]. Он широко практиковал применение метода рисования по памяти для закрепления пройденного материала [8]. Великий гений, занимался исследованиями строения человеческого тела, анатомическими зарисовками, научно обосновывал теорию рисунка.

Ян Амос Коменский великий педагог, основатель «Великой дидактики», пишет: «Итак, остается несомненным, что все родившиеся людьми нуждаются в обучении; ибо, так как они люди, то и должны быть людьми, а не дикими зверями, неразумными животными, или бессмысленными чурбанами. Отсюда следует, что один превзойдет другого настолько, насколько он будет деятельнее упражняться»[4].

Художник и педагог П.П.Чистяков считал, что рисование такая же суровая и точная наука, как математика [9].

Народный художник Российской Федерации, секретарь Союза художников России, С.А.Гав-риляченко, профессор Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова отмечает, что академическая система должна служить эталоном, относительно которого следует оценивать любые новации, а главное сохранять стабильность образовательного процесса. Традиционный путь «академии» - учить, формировать, как минимум профессионала [5].

Систему непрерывной подготовки студентов - дизайнеров в академической специфике рисо-вания можно представить следующими уровнями:

а). В общеобразовательной школе творческое рисование учит свободному рисованию на раз-нообразные темы, где у 15-20 % учащихся выявляются художественные задатки, которые в даль-нейшем можно развивать, посредством дополнительного образования; б). В дополнительном обра-зовании на базе детских художественных школ и школ искусств изучение основ рисунка, строения формы предметов, правил построения изображения; и пространства, умение объединять изобра-жение в композиционное единство; в). На подготовительных курсах для абитуриентов, предпо-лагается обучение рисунку на базе вуза - дополнительная форма образования, промежуточное звено обеспечивающее преемственность между школьной и вузовской ступенями образования; г). В кол-ледже, училище, высшем учебном заведении -академический рисунок учит накоплению и закрепле-нию профессиональных знаний, умений и навыков, строится на основании последовательной и тща-тельно продуманной системе заданий и упражнений с постепенным усложнением учебных задач, воспитывая природную индивидуальность студента; д). Послевузовское образование в области ака-демического рисунка -аспирантура, докторантура, курсовая сеть учреждений повышения квалифи-кации и другие послевузовские формы учебы.

На протяжении всей истории становления академической школы рисования, необходимо от-метить, что длительная устойчивость академической традиции приводила к высоким показателям уровня профессионального качества в рисунке [3].

Собственная педагогическая деятельность автора по обучению дисциплины «Рисунок» с

уча-щимися в детской художественной школе, подготовке абитуриентов и обучению студентов кол-леджа и вуза по направлениям:54.02.01 «Дизайн» (по отраслям), 072500.62 «Дизайн», профиль «Ди-зайн среды»- бакалавриат, позволяет сделать вывод, что система непрерывной подготовки сту-дентов- дизайнеров на основе взаимодействия художественная школа-колледж-вуз является необ-ходимым условием формирования дизайнера как личности, как профессионала, владеющего на высоком уровне художественно-изобразительной деятельностью, удовлетворяющей эстетические, материальные, и духовные потребности человека.

Считаем, что необходима реализация специально организованной системы непрерывного обучения и воспитания с интеграцией ее в единое образовательное пространство с целью формирования профессиональной компетентности дизайнеров.

Литература

1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве /Леон Батиста Альберти. М., 1937.-Т 2.

2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.. «Рабочая концепция одаренности».//. М., 2003.

3. Бериштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка: монография/М.Д. Бериштейн.- Раздел 3: Главные этапы академической системы в Росии.-Л., 1940.

4. Великая дидактика (Коменский 1875)/Глава ^.Я. А. Коменский. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.

5. Гавриляченко С.А.Рисунок «академический и рисунок «творческий»

[Электронный ресурс]/Сергей Александрович Гавриляченко.- Режим доступа к

ст.:ЬНр//www.peneilum.

ru/artide/Risunok/page_01htm (обращение 31 марта 2015 года).

6. Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Под общ. ред. Б. В. Леграна, А М. Эфроса. - СПб.; М., 1999. - Т. 1.

7. Леонардо да Винчи. Книга о живописи/Леонардо да Винчи. М..1934.

8. Межевовова Ю. А. Аналитическое мышление специалиста, его роль в контексте специфики дизайн - деятельности и дизайн -образования /Ю.А.Межевова. Сборник материалов Всероссийской научно-практи-ческой конференции с международным участием «Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей».- Барнаул, Алтайский государственный университет 21-22мая 2009.

9. Чистяков П.П.Письма. Записные книжки. Воспоминания./П.П. Чистяков. -М., 1953.

1. Al'berti L.B. Desjat' knig o zodchestve /Leon Batista Al'berti. M., 1937.-T 2.

2. Bogojavlenskaja D.B., Shadrikov V.D.. «Rabochaja koncepcija odarennosti».//. M., 2003.

3. Berishtejn M.D. Problemy uchebnogo risunka: monografija/M.D. Berishtejn.- Razdel 3: Glavnye jetapy akademicheskoj sistemy v Rosii.-L., 1940.

4. Velikaja didaktika (Komenskij 1875)/Glava Vl.Ja. A. Komenskij. Velikaja didaktika. — SPb: Tipografija A. M. Kotomina, 1875.

5. Gavriljachenko S.A.Risunok «akademicheskij i risunok «tvorcheskij»

[Jelektronnyj resurs]/Sergej Aleksandrovich Gavriljachenko. - Rezhim dostupa k st. :http//www.peneilum. ru/article/Risunok/page_01htm (obrashhenie 31 marta 2015 goda).

6. Leonardo da Vinchi. Izbrannye proizvedenija / Pod obshh. red. B. V. Legrana, A. M. Jefrosa. - SPb.; M., 1999. - T. 1.

7. Leonardo da Vinchi. Kniga o zhivopisi/Leonardo da Vinchi. M..1934.

8. Mezhevovova Ju. A. Analiticheskoe myshlenie specialista, ego rol' v kontekste specifiki dizajn -dejatel'nosti i dizajn - obrazovanija /Ju.A.Mezhevova. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakti-cheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Social'nye praktiki sovremennoj molodezhi: poisk novyh identichnostej».- Barnaul, Altajskij gosudarstvennyj universitet 21-22maja 2009.

9. Chistjakov P.P.Pis'ma. Zapisnye knizhki. Vospominanija./P.P. Chistjakov. -M., 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.