Научная статья на тему 'Особенности изображения мебели в интерьере в профессиональной подготовке дизайнера'

Особенности изображения мебели в интерьере в профессиональной подготовке дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙНЕР / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК / DESIGN / THE DESIGNER / COMPETENCES / THE PERSPECTIVE IMAGE / COMPOSITION / LINEARLY-CONSTRUCTIVE DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешков Александр Витальевич, Никонова Елена Равильевна

Статья рассказывает об особенностях изображения мебели в интерьере, подготовке дизайнеров, особенностях этой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешков Александр Витальевич, Никонова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the depiction of furniture in the interior in the professional training of the designer

Article tells about features of the image of furniture in an interior, preparation of designers, features of this profession.

Текст научной работы на тему «Особенности изображения мебели в интерьере в профессиональной подготовке дизайнера»

УДК 747:725/728

А. В. Алешков Е. Р. Никонова

Особенности изображения мебели в интерьере в профессиональной подготовке дизайнера

Статья рассказывает об особенностях изображения мебели в интерьере, подготовке дизайнеров, особенностях этой профессии.

Ключевые слова: дизайн, дизайнер, компетенции, перспективное изображение,

композиция, линейно-конструктивный рисунок.

A. V. Aleshkov E. R. Nikonova

Features of the depiction of furniture in the interior in the professional training of the designer

Article tells about features of the image of furniture in an interior, preparation of designers,features of this profession.

Keywords: design, the designer, competences , the perspective image, composition, linearly-constructive drawing.

""ак и любая творческая профессия, профессия дизайнера интерьера требует хорошего чувства стиля, развитого воображения, образного мышления, хорошей интуиции. Сегодня это одна из востребованных профессий, которая предполагает:

- наличие умения в выборе стилистических решений;

- учет интересов заказчика и организацию необходимых удобств;

- абсолютную функциональность проектных предложений в зависимости от назначения интерьера;

- знание современных строительных и отделочных материалов и технологий;

- знание законов эргономики, умение грамотно распоряжаться цветовой палитрой интерьера, мебели, оборудования;

- уверенное знание гармония формы и света.

Иными словами, созданный дизайнером интерьер должен отвечать всем эстетическим и функциональным требованиям, быть гармоничным, оригинальным, обязательно понравиться заказчику.

Однако профессиональный дизайнер должен владеть специальными знаниями, умениями и навыками, для того чтобы воплотить свои идеи в жизнь. В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства на архитектурном факультете уже несколько лет

работает направление «Дизайн». Образовательная деятельность этого направления осуществляется с целью подготовки специалистов в области искусства интерьера, дизайна среды и дизайна костюма. Абитуриенты, выдержавшие вступительные испытания при поступлении на эту специальность, обязательно сдают творческий экзамен, который в настоящее время имеет три составляющие — рисунок, композиция и черчение. А далее начинается учебный процесс, в котором будущие дизайнеры должны сформировать профессиональные навыки. Студентов обучают проектированию, композиции, начертательной геометрии, рисунку, живописи, скульптуре и др. очень важным для полноценного образования дисциплинам.

Дисциплина «Академический рисунок» относится к базовой части общепрофессионального цикла (Б.2) дисциплин подготовки студентов по направлению ООП ВПО 072500 «Дизайн». Дисциплина реализуется на архитектурном факультете ПГУАС кафедрой «Рисунок, живопись, скульптура». Процесс ее изучения направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ

• Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

• Умение логически верно, аргументировано и ясно выражать свои мысли, вести беседу и т.п.

• Стремление к саморазвитию, самоактуализации и самореализации, непрерывное повышение квалификации и мастерства, умение ориентироваться в быстроизменяющихся условиях труда и жизни.

• Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки.

• Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональных компетенций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

• Владение рисунком, умение использовать рисунки (зарисовки, наброски) в практике проектирования интерьеров, среды, костюмов и т.д.

• Владение различными техниками исполнения любого рисунка, навыками линейно-конструктивного построения.

• Формирование эстетического вкуса, необходимого для профессионального решения дизайнерских задач.

• Умение демонстрировать пространственное восприятие, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке авторских проектов, т.е. для будущей проектно-творческой деятельности дизайнера.

«Академический рисунок» призван не только формировать творческий базис, но и должен являться главным средством выражения проектно-творческих замыслов и идей. Грамотное освоение рисунка способствует развитию композиционно-пространственного воображения, чувства гармонизации среды, художественноэстетического вкуса, развитию способности графически грамотно представлять образ предполагаемого объекта в процессе учебно-познавательной деятельности. А знание законов и закономерностей перспективы способствует грамотному изучению рисунка.

Знания и умения, полученные при изучении «Академического рисунка», необходимы будущим дизайнерам для грамотной передачи идеи в проектных предложениях средствами ручной графики.

Остановимся подробнее на особенностях изображения мебели в интерьере современного помещения.

Мебель всегда является масштабной единицей для интерьера. Размеры мебели, в свою очередь, зависят от размеров фигуры человека разного возраста и комплекции.

Рисунки мебели позволяют будущему архитектору или дизайнеру накопить так называемый творческий багаж для профессионального проектирования. Такой рисунок имеет свои специфические особенности, и требует от сту-дента-дизайнера знания различных конструкций

и типов мебели, умения выполнять изображение с учетом перспективных сокращений и самых разных ракурсов.

Мебель может быть освещена самыми различными источниками света: естественными — окно, открытая балконная дверь, искусственными — застекленный потолок, люстры, торшеры, бра и т.д.

Изображение людей и домашних животных дает представление о масштабе мебели и ее использовании.

Предметы мебели могут быть собраны в гарнитуры для отдельных помещений или функциональных зон.

Мебель может быть отдельно стоящая или встроенная в интерьер помещения.

Интерьер — это внутреннее пространство архитектурного сооружения или отдельных его составляющих (помещений, холлов, коридоров, рекреаций и т.д. Дизайнер должен «наполнить» его оборудованием (мебелью) и декорировать в определенном стиле. Комплексные дизайнерские мероприятия должны быть органично увязаны с архитектурным замыслом сооружения и отвечать его назначению. Художник-дизайнер, проектируя предметы обстановки и декор помещения — мебель, источники освещения, занавесы, малые скульптурные и декоративные формы, должен знать закономерности построения интерьера. То есть художник должен уметь изобразить (нарисовать) интерьер. Рисуя интерьер, он учится и привыкает ориентироваться в больших и малых, широких и глубоких, низких и высоких пространствах. Умение изображать интерьер и наполнять его мебелью, позволит ему в дальнейшем при работе над композиционным решением.

Выполняя учебный рисунок интерьера, студент-дизайнер должен осознавать, что работа эта отличается от пленэрной тем, что рисующий находится внутри замкнутого пространства. Формы этого пространства могут быть простыми или сложными, но, но всегда идентичны геометрическим формам — кубу, конусу, шару, цилиндру, параллелепипеду и т.д. или сочетанию нескольких геометрических форм.

При рисовании мебели в интерьере важно найти место, с которого она смотрится наиболее выразительно, т.е. «поддерживает» интерьер, украшает его, делает более ярким и красивым. Изображаемый предмет мебели должен быть в поле ясного восприятия, т.е. находиться от рисующего на расстоянии большем, чем его двукратная высота. Соответственно этому выбирается место видения. Рисовать лучше небольшой участок комнаты (фрагмент), а для проверки правильности ведения рисунка необходимо часто отходить от места видения намного дальше. Не рекомендуется, даже в небольших по размеру помещениях, брать для изображения интерьера с мебелью половину

комнаты с тремя стенами, потолком и полом, т.к. человеческий глаз не способен охватить это пространство, и, соответственно, перспективное изображение будет казаться неестественным, искаженным.

Рисуя мебель и помня о законах перспективы, дизайнеры должны учитывать, что предметы, отдаленные от рисующего, кажутся нам меньше, а те, которые находятся ближе к рисующему, — больше.

Рис.1. В современной мебели преобладают горизонтальные линии

Рис.2. Встроенные шкафы и антресоли

Иногда приходится рисовать интерьер, наполненный предметами мебели по представлению или по памяти. В этом случае дизайнер может изобразить всю комнату, за исключением одной стороны, для этого он должен представить себе, что находится за пределами изображаемого помещения и на определенном от него расстоянии. Дизайнеры этот прием используют при изображении эскизов интерьера, в про-

ектах его оформления различными бытовыми предметами, в эскизах театральных декораций с элементами мебели и т.п. Обычно для этого достаточно средств изображения, применяемых в линейном рисунке. Однако, когда нужно передать особенности освещения в помещении или материал, из которого выполнена корпусная (дерево, стекло, металл, пластик) и мягкая мебель (дерево, металл, обивочная ткань),

Рис.4. Универсально-сборная шкафная стенка

дизайнеры используют свето-теневой рисунок. Предметы мебели, которые попадают на передний план изображаемого интерьера, выполняются более ярко, контрастно. Предметы мебели, находящиеся в глубине изображаемого пространства, изображаются с ослабленной контрастностью, которая еще больше ослабляется с удалением предмета от рисующего.

Прежде чем студенты дизайнеры переходят к изображению интерьера, им предлагается к выполнению промежуточное задание — выполнить композицию (линейно-конструктивное изображение) из нескольких предметов мебели. Поскольку занятия по академическому рисунку происходят в Зале Рисунка, то обычно преподаватели ставят натюрморт на полу из нескольких

Рис.5. Стелажная стенка с открытыми и закрытыми полками

стульев, подставок под гипсовые головы, подиумы, которые размещены под различным углом наклона и поворотом по отношению друг к другу. А для самостоятельной работы студентам предлагается сделать большое количество зарисовок и набросков в разном материале, изображающих различные предметы мебели (отдельно от интерьера и в интерьере): стол, стул, табурет, шкаф с открытой дверцей, угол помещения с изображением окна, навесных полок, угол помещения с изображением полуоткрытой двери, арочного проема и т.д.

Рисование мебели в интерьере в программе курса «Академический рисунок» является одним из наиболее сложных учебных заданий, где преподавателям и студентам приходится решать много сложных задач.

Специфика мебели и интерьера насыщена массой сложных по построению формообразований, которые требуют серьезного, осмысленного подхода при выполнении рисунков, изучении изображаемого материала и его анализе.

По специфике их будущей деятельности по-

стоянно придется сталкиваться с проблемой поиска мебели под конкретный интерьер, а для этого нужно научиться изображать ее в интерьере.

Постепенно накапливающееся мастерство позволит стимулировать творческий процесс, вызовет желание и дальше развивать в себе способность к рисунку мебели и интерьера.

Надо заметить, что в век развитых компьютерных технологий многие дизайнеры надеются на то, что освоив графические программы, позволяющие проектировать интерьеры, наполняя их разнообразной мебелью, смогут быть востребованы на современном рынке труда. Однако в цивилизованном мире труд дизайнера, выполненный вручную (эскизы интерьеров), ценится значительно дороже, чем яркая компьютерная графика. Такой труд говорит о высоком профессионализме мастера по интерьеру.

Примечание: Все рисунки выполнены автором статьи и взяты из его учебного пособия «Ри -сунок мебели для современной квартиры».

10.

11.

12.

13.

14.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

10.

11.

ЛИТЕРАТУРА

Алешков А.В. Рисунок общественных и жилых интерьеров. Учебное пособие. Издательство ПГУАС. Пенза, 2012. Алешков А.В. Рисунок мебели для современной квартиры. Учебное пособие. Издательство ПГУАС. Пенза, 2013.

Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.

Барышников А.П. Перспектива. - М.: Искусство, 1965.

Белов А.А., Янов В.В. Художественное конструирование мебели. - М.: Лесная промышленность, 1985.

Дейнека А.Учитесь рисовать. - М.: Искусство, 1961.

Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. - М.: ЭКСМО, 2008.

Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №4. С.107-113. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.115-120. Никонова Е. Р. О гармонии социального проектирования для архитекторов [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №6. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 25.01.14)

Никонова Е. Р. Подходы, принципы и методы в анализе процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №6. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 25.01.14)

Никонова Е. Р. Системный подход в моделировании процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014. №1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/ (дата обращения: 25.01.14)

Смирнов Г.Б. Учебный рисунок. - М.: Искусство, 1953.

Тихонов С.В. Рисунок. - Стройиздат, 1961.

REFERENCES

Aleshkov A.V. Risunok obshchestvennykh i zhilykh inter'erov. Uchebnoe posobie [Figure of public and residential interiors. The tutorial]. Penza, Izdatel'stvo PGUAS, 2012.

Aleshkov A.V. Risunok mebeli dlia sovremennoi kvartiry. Uchebnoe posobie [Figure furniture for modern apartment. The tutorial]. Penza, Izdatel'stvo PGUAS, 2013.

Barshch A.O. Nabroski i zarisovki [Sketches and drawings]. Moscow, Iskusstvo, 1970.

Baryshnikov A.P. Perspektiva [Perspective]. Moscow, Iskusstvo, 1965.

Belov A.A., Ianov V.V. Khudozhestvennoe konstruirovanie mebeli [Artistic design furniture]. Moscow, Lesnaia promyshlennost', 1985.

Deineka A. Uchites'risovat' [Learn to draw]. Moscow, Iskusstvo, 1961.

Li N.G. Osnovy uchebnogo akademicheskogo risunka [Basis of the school of academic drawing]. Moscow, EKSMO, 2008. Nikonova E.R. Competence-based component of the training of architects for the professional activity in the process of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.4, pp.107-113 (in Russian).

Nikonova E.R. Social design in preparation of architects for professional activity. Analysis of the motivational component. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.5, pp.115-120 (in Russian).

Nikonova E.R. About harmony of social design for architects. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.5, pp. 52-55 (in Russian).

Nikonova E.R. Approaches, principles and methods in the analysis of the process of preparation of architects for the professional activity in the course of the development of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2013, no.5, pp.65-69 (in Russian).

Перспективы Науки и Образования, 2014, №1

13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.

Nikonova E.R. System approach in modeling the process of preparation of architects for the professional activity in the course of the development of social planning in high school. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of Science and Education, 2014, no.l. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/ (accessed 2б January 2014).

Smirnov G.B. Uchebnyi risunok [Academic figure]. Moscow, Iskusstvo, 1953.

Tikhonov S.V. Risunok [Figure]. Moscow, Stroiizdat, 19б1.

Информация об авторах Алешков Александр Витальевич

(Россия, Пенза)

Доцент кафедры «Рисунка, живописи и скульптуры». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

E-mail: twisterNK@mail.ru

Information about the authors Aleshkov Aleksandr Vital'evich

(Russia, Penza)

Associate Professor of the Department of «Drawing, painting and sculpture».

Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: twisterNK@mail.ru

Никонова Елена Равильевна

(Россия, Пенза)

Старший преподаватель кафедры «Градостроительство». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: twisterNK@mail.ru

Nikonova Elena Ravil'evna

(Russia, Penza)

Senior teacher of the Department «City Construction».

Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: twisterNK@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.