Научная статья на тему 'Дизайн и воспитание художественного способа познания действительности'

Дизайн и воспитание художественного способа познания действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ВОСПИТАНИЕ / СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ / DESIGN / EDUCATION / WAY OF KNOWLEDGE OF REALITY MEANS OF GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Юлия Петровна

В статье рассматривается проблема воспитания художественного способа познания действительности студента-дизайнера. Создание проектов в графическом дизайне не мыслим без творческой фантазии, без участия памяти. Было выявлено, что воспитание художественного способа познания достигается, прежде всего, на практике изобразительного искусства. Поэтому в процессе подготовки студентов необходимо осуществлять постоянную тренировку зрительной памяти, что достигается путем соответствующих упражнений в рисовании. Рисунок с натуры является основным видом занятий в системе художественной подготовки дизайнеров. Рисуя с натуры, студент изучает и запоминает характерные особенности строения различных объектов, знакомясь с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти и представлению. Предметы изобразительного искусства помогают сформировать гармонически и эстетически развитых студентов будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND EDUCATION OF THE ART WAY OF KNOWLEDGE OF REALITY

In article the problem of education of an art way of knowledge of reality of the student the designer is considered. In graphic design we don't think of creation of projects without creative imagination, without memory participation. It was revealed that education of an art way of knowledge is reached, first of all, in practice of the fine arts. Therefore in the course of training of students it is necessary to carry out continuous training of a visual memory that is reached by the corresponding exercises in drawing. Drawing from nature is a main type of occupations in system of art training of designers. Drawing from life, the student studies and remembers characteristics of a structure of various objects, getting acquainted with the principles of their image. Drawing also is based on this basis on memory and representation. Subjects of the fine arts help to create harmoniously and esthetically developed students of future designers.

Текст научной работы на тему «Дизайн и воспитание художественного способа познания действительности»

ДИЗАЙН И ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СПОСОБА ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Ю. П. КУПРИНА

В статье рассматривается проблема воспитания художественного способа познания действительности студента-дизайнера. Создание проектов в графическом дизайне не мыслим без творческой фантазии, без участия памяти. Было выявлено, что воспитание художественного способа познания достигается, прежде всего, на практике изобразительного искусства. Поэтому в процессе подготовки студентов необходимо осуществлять постоянную тренировку зрительной памяти, что достигается путем соответствующих упражнений в рисовании. Рисунок с натуры является основным видом занятий в системе художественной подготовки дизайнеров. Рисуя с натуры, студент изучает и запоминает характерные особенности строения различных объектов, знакомясь с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти и представлению. Предметы изобразительного искусства помогают сформировать гармонически и эстетически развитых студентов - будущих дизайнеров.

Ключевые слова: дизайн, воспитание, способ познания действительности средствами графики.

Мир творчества дает простор для проявления личного и общественного эстетического сознания -и с точки зрения отражения человеческой жизни, и в смысле выражения индивидуальности студента-дизайнера.

Воспитание художественного способа познания достигается, прежде всего, на практике изобразительного искусства, поэтому студентам-дизайнерам уже на первых курсах прививается особый художественный способ познания действительности. Рисунок с натуры является основным видом занятий в системе художественной подготовки дизайнеров. Именно в процессе внимательного длительного рисунка они приобретают основательные знания и навыки в области изобразительной грамоты. Однако это не означает, что все обучение должно сводиться только к рисованию с натуры, для закрепления пройденного используется метод, который рекомендовал Леонардо да Винчи: «Если хочешь запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему (как следует), запомнился, то попробуй сделать его без образца» [1].

На рисунке студенты изучают и учатся применять на практике такие понятие как свет, тон, пластика, форма, законы линейной и воздушной перспективы, масштаб, используя для рисунка графические материалы. Все занятия по рисунку строятся по принципу от простого к сложному. Студенты

начинают рисовать с простейших геометрических элементов и форм и оканчивают курс по рисунку постановкой обнаженной модели.

Творческая работа студента графического дизайна в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание проектов в графическом дизайне немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. Поэтому в процессе подготовки студентов необходимо осуществлять постоянную тренировку зрительной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствующих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.

Многие русские и зарубежные художники-педагоги использовали в своей педагогической работе занятия по памяти и воображению в качестве обязательной составной части процесса обучения. Общеизвестна рекомендация П. П. Чистякова, адресованная студентам: зарисовывать дома по памяти то, что они увидели в течение дня. Это один из видов систематических упражнений в рисовании по памяти, охотно практикуемый педагогами и сегодня. П. П. Чистяков считал необходимым развивать у студентов наблюдательность, умение смотреть на натуру, выделять в ней наиболее существенное и интересное. Он предлагал студентам натурного класса Академии художеств, выполняя задания по рисунку фигуры человека с натуры, рисовать того же натурщика по представлению, мысленно «рассматривая» его с другой

точки зрения, нежели при рисовании с натуры. Помимо этого, П. П. Чистяков ставил натурщика на короткое время в какую-либо выразительную позу, а студенты, внимательно изучив натуру, запомнив особенности постановки, уже по памяти воспроизводили в своих рисунках наиболее характерное [1].

Основой успешного рисования по памяти и представлению является систематическая работа студентов над рисунком и зарисовками с натуры. Рисуя с натуры, студент изучает и запоминает характерные особенности строения различных объектов, знакомясь с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работы над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисунок по памяти и по представлению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры. Под рисунком по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти в результате недавно проведенного рисунка с натуры. У рисующего обычно сохраняется достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. На занятиях студенты стремятся передать в своих работах наиболее существенные особенности натурной постановки. Зрительная память является строгим экзаменатором студента - дизайнера, сразу обнаруживает, наблюдателен ли он, умеет ли уловить главное в натуре. Можно утверждать, что именно рисунок по памяти и является настоящей проверкой знания натуры, умения передавать ее характерные особенности и выражать на этом основании свой замысел.

Некоторые путают работу по памяти и рисунок по представлению. Оба способа рисования имеют общую основу: изображаемый предмет в момент исполнения рисунка отсутствует. При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисунок по представлению является более сложным видом изобразительной дея-

тельности, чем рисование по памяти. Придавая большое значение рисованию по представлению, А. Дюрер писал: «... ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазии ни одной прекрасной фигуры, если только он не наполнил таковыми свою душу в результате постоянной работы с натуры» [1, с. 123].

Рисунок по представлению находит свое применение в учебной работе со студентами по специализации «графический дизайн». Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием по представлению являются задания по изображению сюжетов или отдельных объектов, изучаемых ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы рисующие рассматривают их с различных точек зрения. Студент-дизайнер может изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые никогда невиданные события и предметы. Между тем, это новое создается студентом на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и являются отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие преставления в сочетании с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания работ в графическом дизайне. Фантазия и воображение в сочетании со знанием изображаемого материала позволяет студенту изображать события различных исторических эпох, а иногда и вымышленные фантастические произведения исторического жанра и иллюстрации книг. Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и зарисовками с натуры, по памяти и по представлению над эскизами композиций, то есть воздействию всего комплекса учебных мероприятий, проводимых в художественном учебном заведении. Еще в начальном периоде обучения в университете студенты располагают определенным запасом зрительных представлений, полученных в результате предшествующего жизненного опыта и до университетских занятий изобразительным искусством. Однако эти представления, как правило, слишком приблизительны, не-

полны, бессистемны, чтобы их можно было положить в основу полноценных рисунков, выполненных по памяти, по представлению и воображению. Студенты по специализации «графический дизайн» имеют возможность развивать и тренировать свою зрительную память на занятиях по рисунку, в процессе работы над эскизами композиций, набросками, а также выполнения специальных упражнений в рисовании по памяти, представлению и воображению. Такие упражнения можно подразделить на два вида работы: занятия в аудиториях, проводимые в связи с заданиями по рисунку, и самостоятельную деятельность студентов, осуществляемую во внеурочное время.

При проведении специальных упражнений в рисовании по памяти или по представлению, при выполнении эскизов композиции работа памяти, естественно, проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание рисующих. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов. Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания связан с процессом мышления студента - отбором главного в рисунке, анализ зрительной информации. Желая нарисовать по памяти или по представлению какой-либо объект, сценку, студенту необходимо сосредоточиться и вспомнить очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные характерные, определяющие черты), после этого студент может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти. Неправильно делают студенты, которые, получив задание нарисовать какой-либо объект по памяти, сразу приступают к процессу рисования, не дав себе труда представить, что надо сделать, предварительно не добившись четкого мысленного воспроизведения в памяти объекта, подлежащего зарисовке. В процессе тренировок, упражнений (например, рисование по памяти) формируется определенные навыки человека. Не будучи подкреплены дальнейшими упражнениями, повторениями, такие навыки постепенно утрачиваются, ослабевает и отчетливость зрительных представлений в памяти. Поэтому необходимо постоянно тренировать зрительную память, закреплять имеющиеся в ней зрительные представления. Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и по представлению может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисова-

ния, а также за счет увязывания этих предложений с выполнением академических заданий. Работая над рисунком по памяти, студент должен, сосредоточив свою волю и внимание, вспомнить характерные особенности натурной постановки и передать их в рисунке, соблюдая последовательность его выполнения, добиваясь правильности передачи особенностей постановки, цельности и убедительности трактовки изображаемого. Рисование по представлению и по воображению чаще всего находит применение при выполнении эскизов композиции. Кроме того, следует проводить такие зарисовки специально с целью тренировки зрительной памяти. Эти упражнения можно частично осуществлять и во время аудиторных занятий. Таким образом, развитие зрительной памяти, успешное осуществление рисования по памяти, представлению и воображению находятся в прямой зависимости от систематической работы над различными видами зарисовок, проводимых как в период обучения в университете, так и во время дальнейшей самостоятельной творческой деятельности в области графического дизайна.

Все программы по изобразительному искусству разработаны так, чтобы студенты, проходя изучение художественных предметов, могли свободно себя чувствовать и применять на практике, используя полученные знания, в графическом дизайне. В результате последовательного обучения у студентов вырабатываются навыки сознательного решения изобразительных задач в своих проектах, пониманиях целей и методов работы, появляется уверенность в своих силах. Предметы изобразительного искусства помогают сформировать гармонически и эстетически развитых студентов -будущих дизайнеров. Графический дизайн неразрывно связан с поиском такой формы информационного сообщения, которая бы соответствовала эстетическим вкусам общества. Поэтому графический дизайн неразрывно связан с поиском такой формы информационного сообщения, которая соответствовала бы эстетическим вкусам общества, которые невозможны без знаний законов изобразительного искусства и только знания помогают студентам как будущим дизайнерам реализовывать свои идеи, воплотить замыслы в жизнь [2]. Их учат уметь анализировать, как пишет Б. В. Иогансон: «Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению...» [1, с. 49]. Необходимо, чтобы студент-дизайнер смог, разрабатывая дизайн-проект, создавать уникальный образ, художественную форму, в которой рождается к жизни образность творческого действия.

Таким образом, студенты должны уметь строить самостоятельную работу над своими проектами в соответствии с теми знаниями и умениями, которыми они располагают в данный период, с учетом учебных задач, стоящих перед ними на каждом конкретном этапе обучения.

Литература

1. Долгополов И. В. Мастера: Новеллы о художниках. М, 2001. С. 163.

2. Куприна Ю. П. Проектирование в графическом дизайне. Тамбов, 2014.

* * *

DESIGN AND EDUCATION OF THE ART WAY OF KNOWLEDGE OF REALITY

Yu. P. Kuprina

In article the problem of education of an art way of knowledge of reality of the student - the designer is considered. In graphic design we don't think of creation of projects without creative imagination, without memory participation. It was revealed that education of an art way of knowledge is reached, first of all, in practice of the fine arts. Therefore in the course of training of students it is necessary to carry out continuous training of a visual memory that is reached by the corresponding exercises in drawing. Drawing from nature is a main type of occupations in system of art training of designers. Drawing from life, the student studies and remembers characteristics of a structure of various objects, getting acquainted with the principles of their image. Drawing also is based on this basis on memory and representation. Subjects of the fine arts help to create harmoniously and esthetically developed students of future designers.

Key words: design, education, way of knowledge of reality means of graphics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.