Научная статья на тему 'Применение элементов дизайна при проведении элективных курсов в предмете технология'

Применение элементов дизайна при проведении элективных курсов в предмете технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / SYSTEM / ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА / ELEMENTS OF DESIGN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / ОПЫТ / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Т.В.

Описан опыт использования элементов дизайна при проведении элективных курсов в образовательной области «Технология». Показывается возможность привлечения учащихся к изучению разделов «Технологии» в 9-11-х классах, а в дальнейшем к выбору будущей профессиональной деятельности в области дизайна. Изложена целая система элективных курсов, созданных учителями технологии города Рязани и Рязанской области. Подробно проанализирован опыт ряда учителей городских и сельских школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DESIGN ELEMENTS DURING ELECTIVE COURSES IN THE SUBJECT OF TECHNOLOGY

The experience of using design elements during elective courses in the educational field „Technology is described. We show the possibility of attracting students to study sections „Technology in 9-11 grades, and further to the choice of future careers in design. A system of elective courses created by teachers of technology of Ryazan and the Ryazan region is set out. Detailed analysis of the experience of a number of teachers in urban and rural schools is being analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «Применение элементов дизайна при проведении элективных курсов в предмете технология»

естественнонаучная и гуманитарная картины мира составляют базис понятия «культура»; умение применять методы научного познания в обучении естествознанию; умение осуществлять методологический анализ фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий; владение способами включения в образовательный процесс по естествознанию современных технологий проектной деятельности учащихся; моделирование структуры содержания программы по естествознанию для дополнительного образования; владение статистическими методиками определения коэффициента полноты сфор-мированности структурных элементов естественнонаучного знания (понятий, законов), статистическими методами отслеживания сформированности познавательной самостоятельности и активности учащихся.

Таким образом, вещество как один из видов материи можно изучать дифференцированно, дискретно в дисциплинах естественного цикла: физике, химии, биологии, астрономии. В то же время строение вещества как междисциплинарного понятия целесообразно изучать в условиях интегративной дисциплины - естествознание. Фор-

мирование естественнонаучной картины мира на основе описания строения вещества в неживой и живой системах имеет большое мировоззренческое значение, потому что это описание опирается на законы диалектики, эволюцию развития структурных элементов материи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 192 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»), профиль: физическое образование. Утвержден приказом М-ва образования и науки РФ от 14.01.2010 г. № 35.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО). Приказ № 24480 от 7.06.2012, среднее (полное) общее образование.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕДМЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»

THE USE OF DESIGN ELEMENTS DURING ELECTIVE COURSES IN THE SUBJECT OF "TECHNOLOGY"

Т. В. Андреева

Описан опыт использования элементов дизайна при проведении элективных курсов в образовательной области «Технология». Показывается возможность привлечения учащихся к изучению разделов «Технологии» в 9-11-х классах, а в дальнейшем к выбору будущей профессиональной деятельности в области дизайна. Изложена целая система элективных курсов, созданных учителями технологии города Рязани и Рязанской области. Подробно проанализирован опыт ряда учителей городских и сельских школ.

Ключевые слова: система, элементы дизайна, профессиональная деятельность, элективные курсы, опыт.

С 2008 г. центром развития технологического образования Рязанского института развития образования (РИРО) проводился эксперимент в школах города Рязани и Рязанской области по теме: «Применение элементов дизайна в элективных курсах предмета "Технология"». В результате составлены и апробированы программы элективных курсов: «Мир одежды» (школа № 72), «Проектная деятельность и дизайн-подход на основе

T. V. Andreyeva

The experience of using design elements during elective courses in the educational field „Technology" is described. We show the possibility of attracting students to study sections „Technology" in 9-11 grades, and further to the choice of future careers in design. A system of elective courses created by teachers of technology of Ryazan and the Ryazan region is set out. Detailed analysis of the experience of a number of teachers in urban and rural schools is being analyzed in detail.

Keywords: system, elements of design, professional activity, elective courses, experience.

декоративно-прикладного искусства» (школа № 7), «Современные композиции и дизайнерские проекты» (школа № 71), «Переплетное дело», «Валяние из шерсти», «Искусство быть красивым» (школа № 67).

На базе РИРО в течение 8 последних лет проводятся курсы по обучению учителей технологии элементам дизайна в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. Целью курсовой подготовки является соз-

дание учебно-методического комплекса для реализации элементов дизайна в учебном процессе. Предложенные курсы вызвали большой интерес у педагогов и оказались востребованными. Материал, полученный на данных курсах, позволил учителю: значительно расширить диапазон тем, предлагаемых учащимся для проектной деятельности; идти в ногу со временем, применяя в обучении современные дизайнерские, конструкторские и технологические разработки в различных видах декоративно-прикладного творчества. Не оставлены без внимания и информационные технологии, без применения которых не может работать современный учитель. В частности, во время обучения слушатели познакомились с полиграфическим дизайном, дизайном одежды, графическим дизайном, дизайном интерьера, компьютерным дизайном, материальным дизайном и имиджелогией. Параллельно отрабатывались умения и навыки по различным разделам художественной обработки материалов. Таким образом достигалось совмещение художественной и технологической подготовки учителей трудового обучения.

В ряде школ города Рязани и области учителя технологии успешно создали программы элективных курсов: «Искусство быть красивой», «Переплетное дело», «Валяние из шерсти», «Мир одежды», «Современные композиции и дизайнерские проекты», «Роль женщины в современном хозяйстве», «Хозяйка дома», «Имиджмент», «Дизайнерская открытка», «Полиграфический дизайн», «Дизайнерское оформление кулинарных блюд», «Дизайн среды. Лоскутная живопись», «Графический дизайн одежды», «Дизайн окружающей среды». Программы нацелены на раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей детей, на удовлетворение их потребностей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты. Данное направление работы вызвало большой интерес у учащихся и повысило мотивацию к обучению. При аттестации учителей технологии на высшую категорию все чаще встречаются педагогические технологии, связанные с дизайном одежды, дизайном окружающей среды, дизайном интерьера, дизайном полиграфии. Школьники вместе с учителями вовлечены в творческую дизайнерскую деятельность по оформлению учебных помещений, приусадебных участков, театров моды. Это уже социально значимые творческие групповые проекты, которые выполняются не один и не два года. В ежегодно проводимых конкурсах-проектах и олимпиадах тематика дизайна очень разнообразна. Вот названия некоторых из них: «Кабинет моей мечты», «За пределами искусства», «Дизайн одежды», «Старые джинсы на новый лад», «Моя комната», «Дизайн-проект по сервировке стола» и т. д. Своими проектами выделяются ученики г. Касимова. Практически все учителя технологии являются выпускниками художественно-графического отделения педагогического колледжа. Еще до обучения в высших учебных заведениях они получают базовую подготовку по художественному оформлению изделий. И успешно обучают учащихся в направлении дизайна.

Сегодня на фоне интенсивного развития общества и новых технологий говорят о становлении века дизайнеров.

А это и эстетическое решение, и оформление новых изделий. Средства массовой информации все чаще отмечают, что будущее принадлежит художникам, изобретателям, дизайнерам. Поэтому важно глубокое обучение в этом направлении учителей технологии и учащихся школ.

Анализ введения элементов дизайна в учебный процесс учителем технологии

школы № 67 г. Рязани О. Н. Саньковой

Введение в 9-м классе с 2005 г. нового федерального базисного учебного плана нацелили на разработку общеобразовательным учреждением собственной модели организации профильного и предпрофильного обучения старшеклассников. Реализация идеи профилизации обучения в 10-11-х классах ставит девятиклассника перед необходимостью ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности на этапе завершения основного общего образования. Рассматривая предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащимся 9-х классов, ориентируясь на данные социально-психологической службы по выявлению интересов и запросов учащихся 8-х классов, а также учитывая традиции и особенности развития школы, в предметной области «Технология» были разработаны программы и их учебно-методическое обеспечение: «Переплетное дело», «Валяние шерсти» для 9-х классов, «Искусство быть красивым» для 11-х классов. Предложенные курсы вызвали большой интерес у старшеклассниц и оказались востребованными учащимися 9-х и 11-х классов. Реализуя концепцию модернизации российского образования, идею развивающейся и развивающей школы, было принято решение о целесообразности введения в учебный план предпрофильного обучения курсов «Переплетное дело», «Валяние шерсти», «Искусство быть красивым».

Тематика и содержание занятий позволяют устанавливать межпредметные связи с историей, географией, математикой, черчением, ИЗО, проводить занятия с использованием материала по краеведению. В процессе реализации проводилась работа по:

• отработке содержания программ;

• отработке приемов, форм и методов обучения в рамках здоровьесберегающего подхода;

• апробации и корректировке учебно-методического обеспечения;

• отработке механизмов, обеспечивающих преемственность в учебно-методическом обеспечении в системе оценивания учащихся;

• повышению квалификации на базе курсов РИРО.

По содержанию и организацииучебно-познавательная

деятельность учащихся представляет систему заданий, имеющих рационально-логическую или эмоционально-художественную направленность, развивающих навыки самостоятельной работы (в сотрудничестве с учителем), создавая для учащихся на каждой ступеньке возможность реального участия в процессе производства или поиска решения задачи.

Задания предполагают соединение различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического.

Система формирования познавательной самостоятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

• обеспечение для учащихся интереса и личностного смысла деятельности;

• содержание этой деятельности;

• организацию учебно-познавательной деятельности.

Она предполагает самостоятельную ориентировку в задании, умение выбрать способы действий, адекватные поставленной задаче (соответствующие инструменты, материалы и способы их обработки), и реализовать их на практике, умение контролировать и корректировать содержание и способы работы.

Для эффективности обучения применяется технология совместной продуктивной деятельности, сущность которой заключается в том, чтобы ребенок стал активным субъектом учения.

Анализ и оценка результатов являются обязательным компонентом предпрофильного обучения. Он основывается не только на суждении учителя, но и на мониторинге собственного продвижения ученика в учении. Такой принцип оценивания в равной мере определяет успешность деятельности как ученика, так и учителя, формирует у обеих сторон устойчивый мотив к самосовершенствованию. Для контроля и проверки результатов обучения элективного курса разработаны экзаменационные билеты - «Культура быта». Результативность работы являет наличие самостоятельного изделия, о качестве которого судят учащиеся по критериальным показателям, разработанным ими же. При изготовлении любого изделия выделяют 3 группы показателей: конструктивные, технологические, эстетические. В свою очередь каждый показатель имеет набор критериев, соответствующих требованиям к конкретной детали, к конкретному изделию. Уровень успешности определяется полезностью изделия, а также способностью применять знания и умения в дальнейшей практике, в различных жизненных ситуациях. Некоторая корректировка программ, проводимая на основе анализа работы с целью повышения практической значимости, доступности и результативности усвоения их содержания учащимися, оправдала себя. В текущем учебном году по сравнению с предыдущим несколько повысился уровень теоретических знаний, способность применять их на практике. Качество практических работ так же улучшилось. В результате реализации программ возрос интерес у школьниц к дизайну, к здоровью, к новым способам обработке материалов, о чем свидетельствует опрос учащихся.

Данная система работы обеспечивает возможность осуществить пробу, предоставляет условия для вхождения в профиль обучения и последующей деятельности, а так же формирует ответственность за сделанный выбор.

Анализ работы учителя технологии О. И. Кошенковой по введению блока «декупаж» в 8-м классе малокомплектной Семено-Оленинской сельской школы

Разработка индивидуальной программы по прикладному творчеству для сельского образовательного учреждения была продиктована необходимостью подготовки учащихся в рамках сельской школы к будущей семейной жизни, формирования культуры одежды как части бытовой культуры, обогащения досуга учащихся старинными и такими молодыми видами прикладного творчества, как бисероплетение, лоскутное шитье, художественная обработка кожи, роспись по дереву, работа с соломкой, насыпные техники, ручное вязание, вышивка и другие.

Отсутствие деления на группы девочек и мальчиков постоянно требует от учителя поиска новых технологий, интересных для изучения тем и другим. В связи с этим в 2008 учебном году в изучение предмета технологии в 8-м классе был введен блок программы «декупаж» (12 ч).

Все уроки построены таким образом, что каждый раз учащимся предлагается работа с новым материалом: деревом, металлом, картоном, керамикой, стеклом, пластмассой, что само по себе необычно и интересно. Однако далеко не у всех есть возможность декорировать новые вещи. Чаще всего мы с ребятами даем вторую жизнь уже отслужившим старым вещам. Ребята знакомятся с понятием «дизайн», и профессия дизайнер становится ближе и понятнее для них. Здесь решается и задача по самоопределению школьников в будущей жизни.

Новые изделия вызвали у детей интерес, желание находить дополнительные материалы и технологии, вовлекли в исследовательский процесс. Идеи и решения не приходят неизвестно откуда, они в нас самих и вокруг нас. Надо только уметь видеть, замечать, комбинировать, а задача педагога - пробудить познавательную активность, развить творческий потенциал и радость от созидания.

С введением блока «декупаж» стали разнообразнее и интереснее творческие проекты учащихся, ведь дизайн -это универсальная проектная деятельность. Во всех предметах, окружающих нас, обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала и формы - общая проектная направленность.

Уроки декупажа проходят всегда интересно, дети активны, они сами ищут и выбирают объекты труда, то есть реализуют и раскрывают свои творческие способности, пробуют работать с разными материалами, учатся приемам декора различных предметов, а познавать новое для детей так же естественно, как жить и дышать.

Анализ введения элементов дизайна в учебный процесс учителем технологии школы № 7 г. Рязани О. К. Балакиревой

Занятия на курсах повышения квалификации помогли учителю повысить уровень специальных знаний и умений в области дизайна, общей технологической культуры. Это дало основу для эффективной работы с детьми разных возрастных групп.

В начальной школе в блоке «Работа с бумагой и картоном» 1-4-х классов успешно апробирована тема «Дизайнерская открытка» и изделия малой бумажной пластики (маски, орнаменты для декора в полосе и круге). Блок «Работа с различными материалами» дополнился новыми дизайнерскими подходами в работе с кожей, в оформлении пасхальных яиц.

В среднем звене в 6-х классах на уроках декоративно-прикладного искусства изучалась роспись - традиционная (касимовская, хохломская, городецкая и др.) и дизайнерская (по стеклу, пластику, по дереву). Изделия детей, представленные на выставках, получили высокие отзывы зрителей: кашпо из виниловых пластинок, вазы, расписные бутылки, разделочные доски.

В старшем звене для определения возможных интересов и предпочтений при выборе будущих профессий для учащихся 9-х классов были предложены 9-часовые программы элективных курсов «Дизайнерское оформление кулинарных блюд», «Полиграфический дизайн» (буклеты, доклады, компьютерные презентации и фотоколлажи, блокноты и записные книги, рамки для фотографий, обложки для книг). В старших классах на уроках технологии основная форма работы - это метод творческих проектов или дизайн-подход. Большинство учениц выбирали темой проектов изделия для себя, для родных и друзей, для украшения и оформления интерьеров в различных дизайнерских техниках. Например: «Роспись настольной лампы», «Дизайнерское оформление помещения комнатными растениями», «Декоративные вазы для цветов», «Декоративные способы оформления цветочных горшков», «Батик в интерьере», «Обереги» и др.

Пять лет назад был введен блок «Дизайн. Художественное конструирование» в программу 10-11-х классов по технологии. Этот раздел программы призван помочь учащимся раскрыть творческие способности в себе, активизировать интерес, потенциальные силы и предоставить им возможность выбора пути самореализации в обществе как личности. В результате 6 выпускниц заканчивают высшие учебные заведения по специальности «Дизайн», а 4 учатся в г. Рязани и г. Москве (Рязанский государственный радиотехнический университет, институт культуры, политехнический университет, Рязанское художественное училище). Одна ученица -студентка Британской школы дизайна. Интерес детей, их профессиональный выбор вдохновил учителя на разработку и включение в учебные программы блоков по дизайну.

Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ладшафтного дизайна до дизайна среды. Сама профессия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяется в разных видах деятельности. Подобная экспансия дизайна - естественный процесс. Культуре внутренне присуща проектность. Во всех видах деятельности содержатся элементы планирования и организации, структуры, последовательности действий, так или иначе характеризующих дизайн.

Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры.

Дизайн - вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах.

Были разработаны блоки: «Технология изготовления дизайнерской сумки» для 8-х классов; «Мережки в интерьере» для 7-х классов; «Дизайнерские решения» для 6-х классов.

При реализации данных блоков, в зависимости от поставленных задач, использовались методы обучения:

• объяснительно-иллюстративный - сообщение, информации и демонстрация наглядного материала;

• репродуктивный - направлен на формирование навыков и умений;

• проблемно-поисковый - направлен на самостоятельное решение творческих задач, проектная деятельность.

Среди методических приемов:

• работа со схемами;

• технологическими картами;

• составление эскизов и композиций;

• макетирование;

• самостоятельное цветовое решение.

С учащимися были проведены уроки:

• «Мир человека - мир дизайна»;

• «Цветовой круг»;

• «Понятия дизайна»;

• «Цвет в интерьере»;

• «Основы композиции»;

Применялись различные механизмы контроля:

• тесты;

• проверочные кроссворды;

• представление ученических работ на различных выставках как результат освоения практических этапов деятельности на уроках технологии;

• создание и защита проектов.

Новые изделия вызвали интерес у детей, желание находить дополнительные материалы и технологии, вовлекли в исследовательский процесс. Оформление школьного кабинета технологии - это коллективная работа девушек 7-8-х классов.

По итогам работы (которая продолжается) делаются выводы :

1. Дизайнером может стать каждый. Это так же естественно, как жить, дышать, любить.

2. Идеи и решения не приходят неизвестно откуда, они в нас самих и вокруг нас. Дизайнер - человек, умеющий видеть, замечать, комбинировать. А задача педагога - пробудить познавательную активность, развить творческий потенциал и радость от созидания.

3. Дизайн - это универсальная проектная деятельность. Во всех предметах, окружающих нас, обнаруживаются общие стилистические закономерности, общие соотношения материала и формы - общая проектная направленность. В основе дизайна лежат канонические знания.

«Канон - это система правил, принципов, норм, приемов работы, символических ценностей и социально-культурных значений данного общества, овеществляе-

мых, в частности, в предметной форме ремесленного продукта», по В. Ф. Сидоренко.

Канон - это проект, зафиксированный в культуре. Из поколения в поколение ремесленники передавали навыки и профессиональные секреты в процессе работы. В этом причина сложности возрождения распространенных когда-то народных промыслов. В кабинете, в учебных программах, в наших умах и сердцах живут традиции русских декоративно-прикладных ремесел и кулинарии на основе земледельческого календаря.

Ученики изучают счетные техники рязанских вышивок и мережки, основы Михайловского цветного кружевоплетения и Ряжского ткачества, секреты вязания спицами и крючком.

От канона к началам проектирования и дизайна -путь, выверенный веками и поколениями. Этот путь актуален и сегодня в русской классической школе.

Применение дизайнерского направления в интерьере на уроках технологии в 5-11-х

классах Л. Б. Сорокиной Сапожковской СОШ № 1 имени Героя России А. И. Тучина

В настоящее время школа является опорной школой района, а также обучающей стажерской площадкой. В школе создана локальная сеть, поэтому каждый кабинет оборудован персональным стационарным компьютером с выходом в Интернет, а также проектором с экраном или интерактивной доской. Кабинет технологии в этом плане не исключение.

За годы обучения девочек учитель выстроил свою систему обучения, которая основывалась на школьных традициях. Используя проектный метод на уроках технологии, педагог органично внедрила его в работу педагогического коллектива школы. Результат такой работы: пошив штор, перетяжка мебели, пошив костюмов для спектаклей, изготовление декораций, выполнение социальных заказов, действует проект «Театр в костюмах», результат этого проекта - школьный банк театральных костюмов. В прошлом учебном году произошло слияние двух школ, естественным образом уменьшилось количество учителей. В школе остались два учителя технологии, причем две женщины. Было принято решение объединить мальчиков и девочек на занятиях по технологии. Была разработана программа по направлению «Технология» для неделимых классов, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Предмет «Технология» в 5-8-х классах включен в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5-7-х классах выделено 2 ч в неделю, в 8-м классе - 1 ч в неделю, а в 10-11-х классах - 2 ч в неделю было выделено из школьного компонента.

Ведущим видом деятельности учащихся на уроках стал дизайн-анализ изделий и услуг, творческие проекты, работа с интерьером и т. д. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения, поэтому в каждом классе на выполнение проектной работы отводится от 9 до16 ч.

Применение дизайнерского направления в интерьере на уроках технологии в 5-11-х классах:

• 5-й класс (4 ч). Раздел «Эстетика и экология жилища». История архитектуры и интерьера. Интерьер кухни» - 2 ч. Практическая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни» - 2 ч.

• 6-й класс (4 ч). Раздел «Эстетика и экология жилища». Стили в интерьере - 1 ч. Цветовое решение в интерьере - 1 ч. Практическая работа «Оформление эскиза комнаты в цвете» - 2 ч.

• 7-й класс (6 ч). Раздел «Эстетика и экология жилища». Роль комнатных растений в жизни человека - 1 ч. Комнатные растения в интерьере - 1 ч. Практическая работа. Оформление цветочных композиций декоративными элементами 4 ч.

• 8-й класс (3 ч). Современная квартира. Отделка квартиры 1 ч. Освещение квартиры 1 ч. Творческая работа «Разработка эскиза светильника» - 1 ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 10-й класс. «Курс молодого дизайнера» (70 ч).

• 11-й класс (70 ч).

Основательно изучаются вопросы по основам дизайна в интерьере и ландшафтному дизайну.

Композиция в интерьере. Цветовое решение в интерьере. Выполняется развертка своей комнаты в цвете. Большая часть времени отводится на исследование конкретному вопросу, который учащиеся потом представляют на семинаре.

Текстиль в интерьере. Виды штор, карнизы, составляющие декора окна, модели штор в зависимости от назначения комнаты и расположения окна. Изучается технология изготовления ламбрекенов и подхватов.

Выполняется макет штор по индивидуальному эскизу.

Ландшафтный дизайн. Композиция, перспектива, ко-лористика, стили ландшафтного дизайна, классификация зеленых насаждений, живые изгороди, декоративные элементы, малые архитектурные формы, виды альпинария. Индивидуальные исследовательские работы по темам.

Итак, составленные и апробированные в результате эксперимента программы нацелены на раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей детей, на удовлетворение их потребностей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты. Они вызвали большой интерес у учащихся и повысили мотивацию к обучению. Творческая работа увлекает ребят и дает возможность другими глазами посмотреть на окружающий мир, мир предметов, вещей, увидеть в нем красоту и гармонию, и что самое главное своими руками сотворить интересные вещи. Курс дизайна эффективно помогает в этом.

В процессе апробации систематически проводился контроль за степенью усвоения материала, качеством знаний, умения и навыков школьниц.

Сравнительный анализ данных, полученных по результатам их проведения, позволяет сделать выводы:

• данные программы в сочетании с методикой их реализации и созданной учебно-материальной базой обеспечивает положительные результаты;

• повысился уровень теоретических знаний, способность применять их на практике, качество практических работ улучшилось;

• в результате реализации программ возрос интерес у школьниц к дизайну, к здоровью, к новым способам обра-

ботки материалов, о чем свидетельствует опрос учащихся;

• программы имеют практическую ценность, приобретают особую актуальную значимость в современных условиях, так как вооружают учащихся знаниями, умениями и навыками, которые помогут им в будущем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайцева А. А. Дизайн своими руками. М.: АСТ-Пресс, 2004.

2. Идеи вашего дома: практ. журн [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivd.ru/archive.xgi (дата обращения 28.03.2013).

3. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.

4. Паркер Р. Дизайн для Web и настольное издательство для «чайников». М.: Диалектика, 1998.

5. Павлова М. Б., Питт Дж. Дизайн-подход как основа обучения. Н. Новгород, 2001.

6. Лернер П. С. Поговорим о дизайне // Школа и производство. 1993. № 2.

7. Осипова Н. В. Искусство флориста-дизайнера.

М., 1996.

8. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция непрерывного дизайн-образования. М: ИЦ НОУ «ИСОМ», 2006.

9. Холмянский Л. М., Щепанов А. С. Дизайн. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985.

10. Чистякова С. Н., Лернер П. С., Родичев Н. Ф. и др. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпро-фильной подготовке школьников: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во АПКиПРО, 2003.

11. Технология 10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы: методич. пособие / сост. Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, Т. В. Озерова. М.: Глобус, 2008. (Новый образовательный стандарт).

12. Имиджелогия. Как нравиться / под науч. ред. В. М. Шепель. М.: Нар. образование, 2002.

13. Симоненко В. Д., Хохлова Т. В., Овчинников А. П. Сборник программ элективных курсов технологического профиля: метод. рекомендации для учителей технологии, студентов вузов и педкол-леджей. Брянск: БИПКРО, 2005.

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА КАК ЖАНРА ЖУРНАЛИСТСКОГО ДИСКУРСА

THE PRAGMATIC ASPECT OF TV REPORTAGE AS A GENRE OF JOURNALISTIC DISCOURSE

М. О. Грачева

Статья посвящена прагматическому аспекту жанра телерепортажа, основываясь на выполняемой им функции воздействия на массовую аудиторию. Подчеркивается роль репортера и его личностной оценки сообщаемого материала. Особое внимание уделяется восприятию информации зрителями в определенном культурно-социальном контексте, что наделяет жанр репортажа культурно-идеологической ценностью. Рассмотрены специфика внутренней структуры репортажа и вопросы просодического оформления, определяемые поставленной целью.

M. O. Gracheva

The article examines TV reportage from the standpoint of pragmatics in view of the informative and expressive functions it performs. The article foregrounds the role of the reporter and his individual appraisal of the material. Special emphasis is laid on the audience's perception within a particular cultural and social framework which endows the genre of reportage with a cultural and ideological value. Ultimately, the article dwells upon the inner structure of this journalistic genre and the prosodic features employed with the purpose of realization of the above stated functions.

Ключевые слова: телерепортаж, прагматический аспект, экспрессивная функция, функция воздействия, культурно-идеологическая модальность.

Keywords: TV reportage, pragmatic aspect, expressive function, impact, cultural and ideological modality.

аанная статья посвящена одному из наиболее важных и распространенных жанров современного журналистского дискурса - телере-, который, несмотря на интерес со стороны лингвистов, изучен недостаточно вследствие своего разнопланового характера.

В целом можно сказать, что репортаж - это вид монологической речи, который ведется для массовой аудитории в устном дистантном общении и осуществляется при помощи технических средств [1, с. 191].

В современном мире телерепортаж является одним из главных информационных телевизионных жанров, ото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.