Научная статья на тему 'Эстетическая составляющая проектирования территории образовательного учреждения'

Эстетическая составляющая проектирования территории образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2157
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ШКОЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE-BASED APPROACH / SCHOOL AREA / AESTHETIC DESIGN / ARTISTIC APPROACH / LANDSCAPE DESIGN / PROJECT PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Н.Л.

В статье автор указывает на важность компетентностного подхода к образованию. Раскрываются особенности проектирования в области ландшафтного дизайна, анализируются положительные стороны проектной деятельности и прикладных знаний для создания комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Автором приводятся примеры распространенных ошибок при составлении программ кружковой работы и элективных курсов. Анализируются типичные проблемы, встречающиеся при проектировании и проведении ландшафтных работ на пришкольной территории. Акцентируется внимание на важности комплексного подхода к мероприятиям по благоустройству, необходимости объединения эстетико-художественного и проектного подходов к ландшафтному дизайну территории образовательного учреждения. Подтверждается мысль о том, что синтез с предметной областью «Искусство» должен обеспечить развитие вкуса, художественного мышления, способность воспринимать и эстетически оценивать природные объекты. Рассматривается вопрос о возможности введения в программы курсов повышения квалификации учителей предметной области «Искусство» специальной проектной подготовки. Она позволит значительно улучшить дизайн образовательного учреждения, сделать его не только благоустроенным, но и эстетически привлекательным. Делается вывод об актуальной необходимости создания специализированной программы по ландшафтному дизайну для общеобразовательной школы, основанной на принципах творческого подхода к проектированию. Указывается перспектива практической пользы от введения в школе первичных знаний по ландшафтному проектированию, эстетико-художественной и проектной подготовки педагогов к работе со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic Component of Designing the Area of Educational Institutions

The article points to the importance of the competence-based approach to education. The article analyzes the peculiarities of landscape design, advantages of project activities and applied knowledge to create a comfortable, aesthetically decorated environment. The author gives examples of common mistakes when programming, group work and elective courses and defines typical problems encountered in the design and landscaping on the school site. The article focuses on the importance of a comprehensive approach to measures for improvement, the need to combine aesthetic and artistic and design approaches to landscape design of territory of the educational institution. The thought that synthesis with subject domain “Art” has to provide development of taste, art thinking, ability to perceive and to esthetically estimate natural objects is confirmed in the article. The authors consider the possibility of introducing to the program of advanced training courses of teachers of the subject area “Art” special training project. It will greatly improve the design of educational institutions, make it not only comfortable, but also aesthetically appealing. The conclusion is drawn about the necessity of creating a specialized program in landscape design for secondary schools based on the principles of creative approach to design. The authors indicate the prospect of practical benefit from the introduction of basic knowledge in landscape design, aesthetics and design preparation of teachers to the work with students.

Текст научной работы на тему «Эстетическая составляющая проектирования территории образовательного учреждения»

УДК 373.67 ББК 74.200.54

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

I Н.Л. Ларионова

324

Аннотация. В статье автор указывает на важность компетент-ностного подхода к образованию. Раскрываются особенности проектирования в области ландшафтного дизайна, анализируются положительные стороны проектной деятельности и прикладных знаний для создания комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека.

Автором приводятся примеры распространенных ошибок при составлении программ кружковой работы и элективных курсов. Анализируются типичные проблемы, встречающиеся при проектировании и проведении ландшафтных работ на пришкольной территории. Акцентируется внимание на важности комплексного подхода к мероприятиям по благоустройству, необходимости объединения эсте-тико-художественного и проектного подходов к ландшафтному дизайну территории образовательного учреждения. Подтверждается мысль о том, что синтез с предметной областью «Искусство» должен обеспечить развитие вкуса, художественного мышления, способность воспринимать и эстетически оценивать природные объекты. Рассматривается вопрос о возможности введения в программы курсов повышения квалификации учителей предметной области «Искусство» специальной проектной подготовки. Она позволит значительно улучшить дизайн образовательного учреждения, сделать его не только благоустроенным, но и эстетически привлекательным.

Делается вывод об актуальной необходимости создания специализированной программы по ландшафтному дизайну для общеобразовательной школы, основанной на принципах творческого подхода к проектированию. Указывается перспектива практической пользы от введения в школе первичных знаний по ландшафтному проектированию, эстетико-художественной и проектной подготовки педагогов к работе со школьниками.

Ключевые слова: компетентностный подход, школьная территория, эстетическое оформление, художественный подход, ландшафтный дизайн, проектная подготовка.

AESTHETIC COMPONENT OF DESIGNING THE AREA OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

I N.L. Larionova

Abstract. The article points to the importance of the competence-based approach to education. The article analyzes the peculiarities of landscape design, advantages of project activities and applied knowledge to create a comfortable, aesthetically decorated environment.

The author gives examples of common mistakes when programming, group work and elective courses and defines typical problems encountered in the design and landscaping on the school site. The article focuses on the importance of a comprehensive approach to measures for improvement, the need to combine aesthetic and artistic and design approaches to landscape design of territory of the educational institution. The thought that synthesis with subject domain "Art" has to provide development of taste, art thinking, ability to perceive and to esthetically estimate natural objects is confirmed in the article. The authors consider the possibility of introducing to the program of advanced training courses of teachers of the subject area "Art" special training project. It will greatly improve the design of educational institutions, make it not only comfortable, but also aesthetically appealing.

The conclusion is drawn about the necessity of creating a specialized program in landscape design for secondary schools based on the principles of creative approach to design. The authors indicate the prospect of practical benefit from the introduction of basic knowledge in landscape design, aesthetics and design preparation of teachers to the work with students.

Keywords: competence-based approach, school area, aesthetic design, artistic approach, landscape design, project preparation.

ФГОС ООО от 17.12.2010 г.

№ 1897 большое внимание уделяет проектной деятельности школьников. В нем предусмотрено формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследователь-ской и художественной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверст-

никами, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности [1, с. 25-36].

ФГОС ставит перед учителями вопрос о формировании педагогических компетенций, позволяющих создать умения и навыки на основе знаний, опыта и ценностей, которые были получены благодаря обучению. Потребность общества в людях с высоким уровнем профессионализма выявила актуальность именно ком-петентностного подхода в системе об-

разования, в том числе основного общего образования, средствами которого обеспечивается формирование у обучающихся способностей принимать нестандартные творческие решения, что позволяет им лучше адаптироваться к изменившимся условиям рынка труда.

Для современной школы актуален поиск новых путей повышения квалификации педагогических кадров по реализации компетентностно-го подхода к образованию. В первую очередь, данное утверждение касается проектной деятельности как относительно нового понятия в системе основного общего образования. Ранее это было прерогативой только системы профессионального образования, но сейчас подготовке учителей к про-ектно-исследовательской области в области дизайна, в том числе и ландшафтного, необходимо обеспечить опережающее развитие. Возникает необходимость не только донести до педагогов основные понятия ландшафтного проектирования, но и показать важность его эстетико-худо-326 жественной составляющей. Проектное обучение учителей становится в данный момент явной необходимостью. Концепция профильного обучения на старшей ступени основного общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783) указывает, что ставится задача создания системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [2, с. 3]. Этот документ еще раз подтверждает необхо-

димость для учителей специальных ландшафтных знаний, которые сейчас становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

Пришкольная территория — важная составная часть образовательной среды, здесь протекает процесс воспитания, социализации и развития личности ребенка. Многочисленные конкурсные программы, например, «Школьный двор», «Пришкольный участок» и т.д. требуют комплексного подхода к мероприятиям по благоустройству прилегающей территории с целью организации условий для создания эстетичного вида пришкольного участка, а также более качественного проведения образовательного процесса. Благоустройство школьной территории необходимо не только для создания положительного имиджа образовательного учреждения в целом, но и для создания хорошего эмоционального настроя. Как приятно видеть школы с ухоженным прилегающим участком! Немаловажную роль здесь играет продуманный ландшафтный дизайн школьного двора и творческий подход к его обустройству, потому что первое, что видим, подходя к зданию учебного учреждения, — зеленые насаждения. Школьный двор с декоративными посадками и клумбами привлекателен как для учащихся, ежедневно посещающих образовательное учреждение, так и для их родителей. В такую школу дети ходят с удовольствием, гордятся ей, фотографируют, родители охотно отдают туда детей. Каждая деталь территории образовательного учреждения отложится в памяти выпускников и учителей и через долгие годы отразится в светлых воспоминаниях о

чудесных годах, проведенных в стенах образовательного учреждения.

Нельзя забывать, что за счет посадки древесной и кустарниковой растительности изменяется в лучшую сторону окружающая экологическая обстановка, происходит улучшение микроклимата на прилегающей территории, так как растения имеют шумо- и пылезадерживающие свойства, а также газозащитную функцию; регулируют тепловой режим здания, защищают от ветра и оказывают фитонцидное действие, убивая болезнетворные бактерии.

Велик и воспитательный аспект процесса благоустройства, так как работа на пришкольном участке воспитывает у обучающихся трудолюбие, любовь к своей школе, бережное отношение к природе, развивает творческие способности и формирует навыки здорового образа жизни. Школьники получают полезные знания, которые могут быть использованы ими во внешкольной жизни. Банальный выезд на дачу становится творческим процессом, в котором с удовольствием примут участие все члены семьи. При этом главным вдохновителем и руководителем процесса становится ребенок, способный создать собственный проект приусадебного участка. Родители получают возможность увидеть свое чадо с совершенно новой стороны, а у школьника сразу повышается самооценка. Такие мини-проекты могут быть заданием от учителя, а в школе можно провести ярмарку проектов. Одновременно решаются важнейшие задачи: привлечение внимания учащихся, педагогов и родителей к решению актуальных проблем по улучшению ландшафтного оформле-

ния школы, формирование у обучающихся чувства ответственности за школу, умения реализовывать свои идеи по улучшению и благоустройству территории образовательного учреждения.

Наряду с эстетическими задачами, насаждения выполняют утилитарные функции. Они формируют зоны отдыха, регламентируют места передвижения школьников и педагогов. Среди них можно разместить малые архитектурные формы и арт-объекты. Озеленение любой территории обязательно увязывается с окружающими жилыми и общественными зданиями, что позволяет им стать неотъемлемой частью планировки любого населенного пункта.

Опыт работы с учителями в системе повышения квалификации, анализ многочисленных программ элективных курсов и кружковой работы в школе показал, что эстетико-художественный и проектный подходы к благоустройству и озеленению прилегающей территории у работников сферы образования остается на довольно низком уровне. Есть несколько причин, создавших ситуацию неуспешности в ландшафтной области:

• большое количество некачественной популярной литературы;

• непререкаемый авторитет переводных глянцевых журналов по дизайну;

• дилетантский подход некоторых педагогов к этому вопросу;

• неумение организовать процесс создания и завершения проекта;

• отсутствие взаимодействия между специалистом — биологом и преподавателем ИЗО, обладающим эстетическим вкусом.

327

Дизайном называют различные виды проектной деятельности с целью формирования эстетических и функциональных качеств предметной среды. Понятие «ландшафтный дизайн» соединило традиционные понятия садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры, это комплекс практических действий по озеленению и благоустройству территорий. Как правило, в школе упор делается только на биологические составляющие процесса озеленения, а художественная сторона и законы проектирования остаются в стороне. В данном случае имеется в виду необходимость сочетания эстетического компонента и приемов зеленого строительства. При составлении программ кружковой работы и элективных курсов по ландшафтному дизайну, а также озеленению пришкольных территорий необходима теоретическая, художественная подготовка и определенные навыки по проектной деятельности. Чаще всего учителя пользуются готовыми программами по ландшафтной архитек-328 туре для высших учебных заведений, не учитывая их реального объема в часах и особенности восприятия данного материала школьниками. Педагог старается охватить весь материал программы вуза за 18—34 часа кружковой работы или элективного курса. При этом знания подаются стихийно, зачастую фрагментарно, без акцента на важных моментах. Недостаточно времени отводится для практических занятий, а они необходимы, чтобы лучше познакомится с растениями, изучить их особенности, сочетаемость с архитектурой школы в целом, а также для приобретения первичных навыков рабо-

ты по озеленению. Очевидно то, что практическая деятельность только тогда наполнена смыслом, когда приводит к хорошему уровню результативности.

В своем большинстве программы кружков (элективных курсов) по ландшафтному дизайну предлагают начать сразу с проекта благоустройства территории школы, и только потом изучается ассортимент растений и приемы озеленения. Знания же исторических и современных стилей ландшафтного искусства отсутствуют совсем. Одной из распространенных ошибок является подробное изучение вопросов инженерного устройства водных сооружений и рока-риев, которые являются очень специфическими объектами. Даже под руководством педагога школьникам будет сложно создать подобные объекты, которые к тому же не рекомендованы для размещения на территориях общего пользования, а школьных особенно.

Непростая ситуация складывается и вокруг эстетической составляющей пришкольных территорий. Несомненно, виды и способы ее благоустройства помогают ярче раскрыть индивидуальность учебного заведения, делают окружающее пространство запоминающимся и привлекательным. Предметная область «Искусство» обеспечивает развитие эстетического вкуса школьников, творческого мышления, способность воспринимать красоту природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой. Это должно стать основой для создания проектов с серьезным эстетическим звучанием, наполненным внутрен-

ней гармоней, стилем, умением создавать неординарный художественный образ. Знания в области цветове-дения и колористики, понимание законов композиции в полной мере формируются в результате проектной деятельности на уроках ИЗО. Это позволяет создавать зеленые зоны, соответствующие высоким требованиям дизайна среды. Большинство рабочих программ по дисциплине «Изобразительное искусство» содержит раздел «Дизайн и архитектура в жизни человека», что отражает современные тенденции проектной деятельности по озеленению пришкольной территории, подчеркивает важность и мно-гокомпонентность данного процесса. Школьники с удовольствием занимаются дизайном цветников, разрабатывают тематику малых архитектурных формы и арт-объектов.

В качестве общих ошибок проектирования при оформлении территорий образовательных учреждений укажем следующие:

• педагог не имеет полного представления о необходимом ассортименте растений;

• не учитывается понятие «масштаб» при проектировании;

• не используются необходимые документы и профессиональные рекомендации;

• полностью отсутствует знание нормативной литературы, которая регламентирует основные этапы проектной деятельности;

• в стороне остается эстетическая составляющая проектирования территории образовательного учреждения,

• не используется понятие о выборе художественного образа проекта;

• педагог не может рассчитать необходимого количества посадоч-

ного материала для выполненного проекта.

Следует отметить, что ошибки при работе с ассортиментом растений гораздо менее значительны, чем отсутствие творческого подхода к самому ландшафтному проекту, ведь понятия цвета, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии являются главенствующими для зрелищного восприятия дизайна в целом. В классическом варианте преподаватель-биолог добросовестно воплощает со школьниками проект в жизнь, при этом его художественная составляющая оставляет желать лучшего. Чаще всего, это даже не проект, а набросок цветника, сделанный самим преподавателем, а творческие способности обучающихся при этом остаются невостребованными.

Основой качественного проектирования также является знание нормативной документации. По СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [3, с. 3] зеленые насаждения рекомендуется размещать из расчета на 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. Согласно справочному пособию «Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации», озеленение территории следует выполнять, учитывая все имеющиеся элементы природного ландшафта, а также места размещения взрослых деревьев (если они имеются), их пород и возраста. При разработке благоустройства и озеленения необходимо совмещение различных типов пла-ниров-ки и применение эффектных

329

330

ландшафтных приемов. В общем дизайнерском решении территории обязательно соблюдение правил композиционного и стилевого единства оформления различных зон.

Очень часто принятые нормативы по соотношению древесной и кустарниковой растительности не соблюдаются. Согласно МГСН 1.02-02 [4, прил. В, табл. В.1; В.3; В.6], максимальное количество деревьев и кустарников на 1 га озелененной территории составляет: для школ 140—180 деревьев и 560—720 кустарников. Фактически же сталкиваемся с почти полным игнорированием кустарниковой растительности и загущенными посадками деревьев, хотя именно разновысокие кустарники создают полуоткрытые и открытые пространства, придающие разноплановость пейзажным картинам, с их помощью осуществляется зонирование территории. В этом же документе приводится перечень рекомендуемых видов растений в различных категориях насаждений. При проектировании нельзя забывать о допустимых расстояниях от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников, которые следует принимать в соответствии с СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений [5, п. 9.5, табл. 3]. Мало кто из преподавателей знает о том, что минимальное допустимое расстояние от стены здания до ствола дерева для школьной территории составляет 10 метров, а для кустарника — 5 метров. Самым большим просчетом в озеленении является сохранение быстрорастущего самосева малоценных лиственных пород. Это клен ясенелист-

ный, ива козья и т.д. Моментально вырастая, они затеняют декоративные посадки, изменяют первоначальный дизайн, наносят вред газону. Удаление этих видов должно проводиться планомерно и регулярно. Необходимо строго подойти к отбору используемого ассортимента, учесть световой и влажностный режим конкретного места проектирования и тип посадок. В стилевом отношении предпочтение должно отдаваться регулярному стилю с присущей ему симметрией, прямыми дорожками, стрижеными формами.

В оформлении партерной части здания обязательно используются стабильно декоративные, компактные растения, в том числе хвойные, геометрической конфигурации: пирамидальной, шаровидной, колоно-видной. Они могут быть стрижеными или иметь естественную форму. Для создания определенного рода эффекта при озеленении используются вьющиеся растения (лианы) на шпалерах, многолетние и однолетние растения. Малые архитектурные формы, цветочные вазоны и отсыпка в виде разноцветной щепы дополняют общий дизайн партера. Декоративный огород для удобства пользования и с целью создания единого ландшафтного пространства, разбивается в регулярном стиле. Вокруг спортивной площадки устраивается специальное заграждение или высаживается неприхотливый кустарник, часто это дерен белый.

При комплексном благоустройстве территории учебного заведения обычно приходится создавать несколько небольших самостоятельных проектов на каждую из зон, связанных между собой одной общей идеей

или абсолютно обособленных. При работе с обучающимися 5—6 классов наиболее продуктивным будет краткое изучение ассортимента однолетних и многолетних растений, знакомство с различными видами цветников, создание мини-проектов клумб и миксбордеров для конкретной территории и их реализация на пришкольном участке. Для школьников 7—9 классов уже по силам сделать дизайн небольшого участка, провести работу с планами и масштабами, частичную реализацию проекта совместно со старшими школьниками и взрослыми. Учащиеся начальной школы могут нарисовать проект школьного двора, воплотив на бумаге свои фантазии. Это будет применением так называемого «картинного метода», характерного для раннего этапа развития пейзажного направления в ландшафтном искусстве.

Хочется сказать о перспективах практической пользы от введения в школе курса по освоению первичных знаний ландшафтного проектирования. Обучающиеся практически знакомятся с деятельностью ландшафтного дизайнера, направленной на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Нельзя обойти стороной и вопрос профориентации школьников, так как в последние 10—15 лет профессия «дизайнер» является одной из привлекательных для выпускников школ. Она не только позволяет реализовать свой творческий потенциал, но и является довольно доходной. К сожалению, обычно рассматривается только внешняя, заманчивая, сторона этой деятельности: достойная оплата труда, возможность творческой самореализации, работа

с современными компьютерными программами и т.д., а обязательное наличие профессиональных знаний, художественной подготовки и готовности к реализации проекта в жизнь не берутся в расчет.

Для успешной проектной деятельности в области ландшафтного дизайна образовательным учреждениям необходимо уделить больше внимания эстетико-художественной и проектной подготовке педагогов к работе со школьниками. Первым шагом на этом пути должно стать включение соответствующего раздела в тематику курсов повышения квалификации учителей предметной области «Искусство». Именно учителя ИЗО должны стать «флагманами», которым будет принадлежать ведущая роль в совместной проектной деятельности педагогов и школьников по благоустройству территории школы.

Совершенно очевидно, что также назрела необходимость разработки и внедрения программы элективного курса «Ландшафтное проектирование» для общеобразовательной школы, основанной на эстетических принципах и прикладной значимости данной дисциплины. Знания, полученные учащимися, могут быть применены ими не только для благоустройства территории вокруг школы, но и для других, более широких целей.

Лозунг «полезное должно быть прекрасным», выдвинутый дизайном в начале своего становления, в последнее время изменился на «прекрасное и есть полезное», об этом нельзя забывать при обучении навыкам дизайна и проектной деятельности.

331

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - URL: http://portal.kuz-edu.ru/index.php?opt ion=com_content&view=article&id=365&Ite mid=145 (дата обращения: 02.08.2016).

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cposo.ru/rs/cppk/profmate rial/6.pdf (дата обращения: 02.08.2016).

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 902256369 (дата обращения: 10.08.2016).

4. МГСН 1.02-02 Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infosait.ru/ norma_doc/10/10949/index.htm (дата обращения: 05.08.2016).

5. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редак-

332 ция СНиП 2.07.01-89* [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200084712 (дата обращения: 13.08.2016).

REFERENCES

1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija (utvergden Prikazom Minobrnauki ot 17. 12.2010 goda No. 1897, available at: http:// portal.kuz-edu.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=365&Itemid=145 (accessed: 02.08.2016). (in Russian)

2. SP 42.13330.2011 Gradostroitelstvo. Plani-rovka i zastrojka gorodskih i selskih posele-nij. Aktualizirovannaja redakcija SNiP 2.07. 01-89*, available at: http://docs.cntd.ru/doc-ument/1200084712 (accessed: 13.08.2016). (in Russian)

3. MGSN 1.02-02 Normy i pravila proek-tirovanija kompleksnogo blagoustrojstva na territorii goroda Moskvy, available at: http:// www.infosait.ru/norma_doc/10/10949/ index.htm (date accessed: 05.08.2016). (in Russian)

4. Prikaz Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 18.07.2002 No. 2783 "Ob ut-verzhdenii Koncepcii profilnogo obuchenija na starshej stupeni obshhego obrazovanija ", available at: http://www.cposo.ru/rs/cppk/ profmaterial/6.pdf (accessed: 02.08.2016). (in Russian)

5. SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitarno-jepidemi-ologicheskie trebovanija k uslovijam i orga-nizacii obuchenija v obshheobrazovatelnyh uchrezhdenijah", available at: http://docs. cntd.ru/document/902256369 (accessed: 10.08.2016). (in Russian)

Ларионова Нина Львовна, доцент, кафедра средового дизайна, Московский государственный

областной университет, larri.n@mail.ru Larionova N.L., Associate Professor, Environmental Design Department, Moscow State Regional University, larri.n@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.