Научная статья на тему 'Проектирование открытых образовательных пространств в рамках учебного процесса ВГУЭС'

Проектирование открытых образовательных пространств в рамках учебного процесса ВГУЭС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ И ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масловская Оксана Владимировна

В рамках статьи обосновывается необходимость целенаправленного формирования компетенций интерактивного мышления и перехода от трансляционной модели передачи теоретических знаний к коммуникационной модели проектного мышления в предметно-ориентированном образовании. В качестве экспериментальной площадки примера проектирования открытых образовательных пространств приводится дисциплина «Основы дизайна городской среды». Рассмотрены современные проблемы, решаемые дисциплиной, ее роль в процессе формирования дизайнера высшей квалификации, актуальная тематика, цель и задачи экспериментального проектирования, его последовательность и краткое содержание. Выявлено, что университетский кампус, созданный на принципах экологического дизайна, диалогичности и тематической наполненности образовательного пространства, способен стать современной и качественной обучающей средой нового века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масловская Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of Open-air Public Educational Spaces within the Educational Process at VSUES

The article substantiates the need for interactive thinking competencies formation and transition from translation model of knowledge transferring to communication model of project thinking in subject-oriented education. The discipline "Urban Landscape Design" appears as an experimental playground for open-air educational spaces design process. Contemporary problems of discipline, its role in the formation of highly qualified designer, actual topics, goal and tasks of the pilot design, its sequence and summary are reviewed. The article considers that the university campus, created on the principles of ecological design, dialogistic and semantic fullness of educational space is capable to become the modern learning environment of the new century.

Текст научной работы на тему «Проектирование открытых образовательных пространств в рамках учебного процесса ВГУЭС»

III. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 712, 378

О. В. Масловская1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВГУЭС

В рамках статьи обосновывается необходимость целенаправленного формирования компетенций интерактивного мышления и перехода от трансляционной модели передачи теоретических знаний к коммуникационной модели проектного мышления в предметно-ориентированном образовании. В качестве экспериментальной площадки - примера проектирования открытых образовательных пространств - приводится дисциплина «Основы дизайна городской среды». Рассмотрены современные проблемы, решаемые дисциплиной, ее роль в процессе формирования дизайнера высшей квалификации, актуальная тематика, цель и задачи экспериментального проектирования, его последовательность и краткое содержание. Выявлено, что университетский кампус, созданный на принципах экологического дизайна, диалогичности и тематической наполненности образовательного пространства, способен стать современной и качественной обучающей средой нового века.

1 © Оксана Владимировна Масловская, канд. архитектуры, доцент кафедры дизайна Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: oksana.maslovskaya@vvsu.ru.

- 111 -

Ключевые слова: открытое образовательное пространство, проектное мышление, коммуникационная модель, диалогичность и тематическая наполненность, компетенции интерактивного мышления.

В конце ХХ - начале XXI века процессы глобальной интеграции охватили практически все мировое сообщество. Эти процессы характерны не только для экономической и социально-политической сфер, но и для культурных и образовательных сторон жизни общества. «В современных условиях глобализации новизна образовательной парадигмы сопряжена с тем, что реализация качественно иных подходов, принципов и идей, как правило, вступает в неразрешимые противоречия с сегодняшней реальностью, с давно сложившейся и традиционно функционирующей образовательной практикой» [5, С. 39]. Как любому живому организму инновационному университету предпринимательского типа необходимо расти и территориально (буквально вширь и ввысь), и в переносном смысле с точки зрения качественно иных подходов к образованию, повышения его уровня.

Динамичность, масштабность и глубина изменений, происходящих в экономической, социально-политической, научной деятельности, интенсивный технологический прогресс обусловливают необходимость реформирования высшего образования, максимально быстрого реагирования на нужды общества, соответствующей современным условиям гибкости программ подготовки специалистов. И.М. Ильинский пишет: «Если основываться на представлениях о будущем как линейной экстраполяции тенденций, характерных для современного индустриального общества, среди которых доминирующей является глобализация, построенная на знаниях, то нельзя не понимать, что нас ждут громадные и быстрые, быть может, катастрофические перемены во всех областях...» [2, С. 243].

Поскольку современное общество стоит на пороге глобальных перемен, то и образование должно стать принципиально иным: пассивное освоение знаний должно сочетаться в нем с производством новых знаний. В реформировании российского образования этот процесс нашел свое отражение во введении такой терминологии, как корпус «компетенций» в дополнение к старой триаде «знание - умение - навык». Изменение содержания образовательной парадигмы требует и нового осмысления материализующих его пространств. По выражению А.Л. Журавлева, «у процессов освоения знания и у процессов производства нового знания, принципиально нового знания, должно быть одно пространство» [1, С. 115], что еще раз подтверждает необходимость интеграции образования и науки.

Следовательно, современные социально-экономические и культурные условия требуют применения принципиально отличных подходов к освоению новых экспериментально-опытных и исследовательских площадок. Это порождает необходимость пересмотра как системы основных понятий и определений художественно-образных, функциональнотехнологических и конструктивных принципов проектирования уникальных объектов открытых образовательных пространств (ООП), так и

взглядов на их активное использование в научно-образовательном и культурном процессе. Исходя из этого, была поставлена задача разработки научно-методических оснований целенаправленного формирования компетенций интерактивного мышления и перехода от трансляционной модели передачи теоретических знаний к коммуникационной модели проектного мышления в предметно-ориентированном образовании на основе использования ООП [3, 4, 6].

Разработанная концепция выразилась, в частности, в диалогичности и тематической наполненности образовательного пространства университетских садов как видов театрального пространства, моделирующих моторно-двигательные усилия мыследействия, творческих порывов, генерирующих производство новых знаний. Кроме того, концепция предполагает активное использование в инновационном педагогическом процессе уникальных объектов открытых образовательных пространств как носителей Смысла, Значения и Веры.

В ряду важнейших дисциплин, формирующих дизайнера высшей квалификации, активного участника формирования окружающей предметной среды, воспитателя и выразителя культуры и эстетического вкуса общества, стоят «Проектирование в дизайне среды», «Основы дизайна городской среды», «Ландшафтное проектирование». Поэтому не случайным является тот факт, что в качестве экспериментальной площадки для проектирования ООП была взята дисциплина «Основы дизайна городской среды»: формирование среды обитания, в том числе дизайн открытых пространств, относится к числу наиболее актуальных проблем, решаемых современным дизайнером.

Открытые пространства учебных заведений по их функции традиционно можно разделить на несколько основных видов: расширенная парадная зона перед главным входом в центральный корпус (например, для сбора учащихся перед началом учебного года, посвящения в студенты и др.) часто оформляется репрезентативным порталом с парадной лестницей и одной или двумя возвышающимися башнями; мемориальные, выставочные, учебно-познавательные и развлекательные тематические средовые комплексы (например, модели или элементы этнографических деревень, скульптурные группы и т. д.); площадки для лекций, студенческих митингов, семинарских занятий, танцев, клубных встреч, возможно в виде амфитеатра со сценой, фоном и кулисами из зеленых насаждений; площадки для спортивных занятий и подвижных игр на открытом воздухе (футбольное или хоккейное поле, волейбольная или баскетбольная площадка, участки для занятий легкой атлетикой, беговая дорожка и т. д.); игровая зона для дошкольников и младших школьников (например, в виде «сказочного городка») с участками земли и подпорными стенами для рисования мелом, зона изучения дорожных знаков и правил дорожного движения; различные виды озелененных территорий для научно-познавательной деятельности и трудового воспитания (большой двор с зеленым газоном, парк, сквер, ден-

драрий, сад, оранжерея, огород); хозяйственные проезды и площадки, места для стоянки автомобилей.

Необходимо также отметить, что открытые университетские пространства различного функционального назначения мы рассматриваем не только и не столько как места для спокойного созерцания мироустройства или активного отдыха, но, что более важно, как образовательные зоны, включающие памятные надписи, изречения великих личностей, знаковые скульптуры и другие образы. К числу таковых относится, например, тематический сад как историко-образовательное пространство, в ходе пешеходной экскурсии способный рассказать об истории Отечества.

В течение последних лет актуальными объектами экспериментальнопроектных разработок студентов-дизайнеров стали пространства кампуса ВГУЭС. В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине «Основы дизайна городской среды» студенты приобретают профессиональные компетенции в области проектирования открытых образовательных пространств и их элементов. Прорабатываются такие темы, как:

- Ландшафтная организация территории главного входа (портика/ парадной лестницы/ амфитеатра/ колоннады)/ входа в театр «Андеграунд» ВГУЭС;

- Ландшафтный дизайн «зеленой аудитории» («класса под открытым небом») на крыше учебного корпуса/ на территории Сада сакуры/ в рекреационной зоне ВГУЭС;

- Благоустройство двора общежития с организацией детской площадки; Ландшафтный дизайн спортивных площадок на территории ВГУЭС;

- Благоустройство отрезка улицы с разработкой остановки общественного транспорта «Студенческая»; Ландшафтная организация территории автомобильной парковки на территории кампуса и т.п.

Как и остальные городские пространства, ООП формируются под воздействием многих факторов и на протяжении длительных периодов времени. Их проектирование требует от специалиста применения обширных знаний и умений, овладение которыми определяет задачи взятого в качестве примера учебного курса. Его задачи состоят в понимании специфики архитектурно-художественной деятельности, направленной на проектирование городской среды, познании логики взаимодействия и умении решать сложный комплекс эстетических, функциональных, социокультурных, политических, конструктивно-технологических и финансово-экономических вопросов в проектировании городских пространств, совершенствовании навыков проектного моделирования в области дизайна городской среды, ответственного обоснования принимаемых решений, умения работать в коллективе. В задачи собственно курсового проекта традиционно входят анализ и оценка исходной градостроительной ситуации, строения рельефа и исходных условий микроклимата, определение экологической эффективности проектируемого объекта и оценка состояния существующего озеленения; разработка функциональной схемы ра-

ционального зонирования территории; предложение композиционносемиотической идеи проекта, последовательная работа над образом и доведение его до полноценного графического воплощения; оформление проекта, его публичное обсуждение и защита. Курсовой проект состоит из графической части и пояснительной записки. Графическая часть курсового проекта выполняется на топографической съемке реального городского пространства в масштабе М 1:2000, 1:500, 1:200, 1:100.

Дизайнерское моделирование проходит в четыре основных, качественно отличных и взаимодействующих между собой этапа: 1) подготовительный (предпроектный) этап, 2) этап творческого поиска, 3) этап творческой разработки и 4) заключительный этап. Подготовительный пред-проектный этап содержит два звена: сбор информации и ее методологическая обработка. В содержание работы входят анализ градостроительного положения участка; эстетическая оценка объемно-пространственных и цветовых характеристик городской среды; анализ функционального содержания и рациональности размещения в структуре застройки; выявление благоприятных видовых кадров; выявление транспортных и пешеходных связей проектируемого участка; выявление категорий и количества возможных пользователей территории в перспективе будущего развития. При анализе природно-климатических условий производится общая оценка строения рельефа, микрорельефа участка и прилегающих территорий; определение уклонов и ориентации склонов; выявление возможности организации водоотвода на участке; анализ ветрового и инсоляцион-ного режима территории.

Этап творческого поиска представляет собой центральное структурное звено цепи единого творческого процесса дизайнерского моделирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной студентом из программы и подготовительной стадии. Недостаточность этой информации для целенаправленного творческого действия компенсируется через аппарат интуиции и сопутствующих ему эмоций. Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством и овладением техникой являются движущей силой поиска и источником догадки, приводящей к решению. В ходе первоначальных творческих операций происходит поиск художественного образа и определение композиционно-семиотической идеи проекта: предложение девиза будущего проекта; разработка абстрактной графической клаузуры; поиск возможного объемно-пространственного строения объекта в макете. В процессе разработки эскиз-идеи проекта выполняется эскизное предложение окончательного варианта генерального плана; построение наиболее характерных поперечных профилей территории; разработка графических набросков видовых кадров; представление эскиз-идеи аудитории, ее защита и утверждение преподавателями. Одновременно с творческим процессом организуется изучение и отбор аналогов элементов благоустройства. Опыт современников и предшественников становится частью

образования студента, вырабатывается ценностная ориентация - умение вычленить то, чем можно пренебречь и что соответствует его представлениям, устремлениям и эстетическим идеалам.

Этап творческой разработки проекта - переход от эскиза к проекту -является работой над углублением замысла, здесь необходимо добиться внутренней согласованности и взаимосвязи областей решения в процессе разработки проектной модели объекта. Творческая разработка - по преимуществу интеллектуальная деятельность, в которой идеи и цель творчества реализуются по законам мышления и правилам логики под контролем интуиции. При дальнейшей разработке проекта происходит определение основных функциональных зон и возможных связей между ними; разработка схемы основных транспортных и пешеходных связей; компоновка вариантов зонирования и выбор наиболее рационального из них. Не менее важны на данном этапе проработка композиционной схемы организации пространства, уточнение и детализация объемно-пространственного решения будущего объекта, формирование системы визуальных связей, акцентов, видовых точек и трасс восприятия, разработка сценария видовых кадров. Затем прорабатываются генеральный план озеленения, план размещения оборудования и малых архитектурных форм на благоустраиваемой территории, план мощения поверхности земли, соответствующих им ведомостей; построение схем сечений покрытий дорожек и площадок. В пояснительной записке излагаются основные принципы подбора ассортимента растений: деревьев, кустарников, цветочных, травянистых, почво-

покровных, газонных для тех или иных участков объекта. Здесь же дается обоснование использования основного и дополнительного ассортимента растений, аборигенов и интродуцентов, в зависимости от условий объекта проектирования и особенностей растений (архитектоника, характер ветвления, окраска стволов, форма кроны, сроки цветения, декоративность в различные периоды года и т. п.).

Заключительный этап проектирования играет большую познавательную и воспитательную роль. На этом этапе происходит сдача проекта, его защита и обсуждение. Разбор проектов - средство обучить студентов профессиональному анализу. В обсуждении проектов осуществляется система взаимодействия произведения и его восприятия. Студент совершенствует навыки публичного обсуждения, представляет цели, задачи, основные идеи проекта, отвечает на вопросы аудитории и оценивающей комиссии, плюс происходит оценка проектов комиссией, просмотр выставки и обсуждение проектов. Таким образом, в процессе выполнения курсового проекта студенты усваивают основные теоретические положения курса, получают знания о существенных особенностях типов проектируемых объектов, они активно нацелены на поиск новейшей информации о тенденциях проектирования, развитии науки в данной области дизайна. Еще более существенно то, что у студентов есть возможность применять приобретенные знания при генерировании новых идей для творческого преобразования окружающей среды.

Проектируемая и преобразовываемая таким образом система открытых образовательных пространств университета должна стать современной и качественной обучающей средой. Обустройство университетских кампусов на принципах не только экологического дизайна, но и диалогичности, а также тематической наполненности образовательного пространства способно сделать их визитными карточками университета и города в целом. Наряду с этим зеленые насаждения, выполняющие санитарногигиенические, архитектурно-эстетические и эмоционально-психологические функции, являются эффективным средством повышения уровня комфортности жизни. Ландшафтный дизайн ООП способен обеспечить территорию кампуса развитыми рекреационными зонами и, что еще более важно, дать возможность осуществлять на их основе научнообразовательные и культурные программы. Особую актуальность данные аспекты приобретают в контексте проведения саммита АТЭС в 2012 г. во Владивостоке. Кроме того, научно-методические основы ландшафтной планировки и формирования подобных уникальных объектов могут быть использованы также в практике развития территорий и инфраструктуры других университетов России.

1. Журавлев А. Л. Современные проблемы психологии и развитие высшего образования в России // Высшее образование для XXI века: материалы научной конференции. М., 2005.

2. Ильинский И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М., 2004.

3. Игнатов Г.Е. Открытые образовательные пространства Атлантиды (в контексте современной философской мысли) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - №2. - С. 210-219.

4. Игнатов Г.Е. Утопия «Города сада» как философская модель развития университетского кампуса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - №1. - С. 203-210.

5. Камалдинова Э.Ш., Сагитов Р.В. Учебная тропа в современном вузе // Интеграция науки и высшего образования. - 2005. - №3. - С. 39.

6. Масловская О.В., Игнатов Г.Е. Горизонты проектного сознания и новая архитектоника современного города. - Волгоград: Социология города. -2010. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.